ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012
%
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
УДК 378.1:004 И. В. ЗЮЗЬКО
М. С. КНЯЗЕВА С. П. ШАМЕЦ
Омский государственный технический университет
ВСЕРОССИЙСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ В ОМГТУ — ГОД 2011-й
В Статье публикуются итоги 3-го тура Всероссийских студенческих олимпиад и научнометодического семинара по обмену опытом преподавания инженерных дисциплин с применением новых, современных информационных технологий.
Ключевые слова: Всероссийские студенческие олимпиады, семинар по обмену опытом, информационные технологии, САПР.
Как обычно (уже более 10 лет), в конце октября на базе Омского государственного технического университета прошли Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО) по инженерным дисциплинам с использованием компьютерных технологий [1, 2]. В 2011 году 3-й тур ВСО проходил с 24 по 28 октября:
— 24 октября — олимпиада «Технологическая подготовка производства» по программированию токарной обработки (личное первенство) на базе «Инновационно-образовательного ресурсного центра машиностроения». Каждый участник получил чертеж детали и заготовки для токарной обработки и за отведенное время разработал технологический процесс обработки детали, включающий минимальное количество установок и переходов, определил схемы базирования и закрепления, выбрал необходи-
мыи инструмент из предложенного списка, а также написал программу для системы ЧПУ Siemens 840D. Отличительной особенностью данной олимпиады является то, что после выполнения задания студенты произвели совместно с сотрудниками кафедры «Металлорежущие станки и инструменты» наладку станка EMCO Concept TURN 450, отработали программу и получили готовую деталь (рис. 1).
— 25 и 26 октября — две номинации олимпиады «Инженерный анализ» — «Решение расчетно-проектировочных задач» (личное первенство) и «Проектирование конструкций» (командное первенство) соответственно. В номинациях данной олимпиады предлагалось решить задания с использованием модулей CAD/CAЕ/PDM-системы APM WinMa-chine.
Рис. 1. Наладка станка EMCO Concept TURN 450, отработка программы и получение готовой детали участниками олимпиады и представителями кафедры «Металлорежущие станки и инструменты»
Рис. 2. Награждение победителей и призеров олимпиад начальником ЦИТ С. П. Шамцом
Рис. 3. Награждение победителей и призеров олимпиад проректором по научной работе А. В. Косых
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012
— и по традиции, олимпиадную неделю завершила 27 и 28 октября самая многочисленная олимпиада «Геометрическое моделирование» в двух номинациях — «Трехмерное моделирование деталей» (личное первенство) и «Трехмерное моделирование сборочных единиц» (командное первенство). В номинациях этой олимпиады участникам надо было выполнить построение SD-моделей и их рабочих чертежей в 2D-окне с использованием систем автоматизированного проектирования КОМПАС, T-FLEX CAD, SolidWorks, AutoCAD.
В 2011 году участие в олимпиадах приняли 14 команд из разных вузов России, таких как:
1) Алтайский государственный аграрный университет;
2) Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин);
3) Новосибирский государственный технический университет;
4) Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина;
5) Омский государственный технический университет;
6) Омский государственный университет путей сообщения;
7) Пермский национальный исследовательский политехнический университет;
8) Сибирская государственная автомобильнодорожная академия;
9) Сибирский государственный аэрокосмический университет;
10) Сибирский государственный университет путей сообщения;
11) Томский политехнический университет;
12) Тюменский государственный нефтегазовый университет;
13) Уральский государственный горный университет;
14) Челябинская государственная агроинженерная академия.
В пяти номинациях трёх олимпиад победителями и призерами стали студенты разных вузов России:
«Технологическая подготовка производства»
Номинация «Программирование токарной обработки» (личное первенство)
1 место — Ермилов Олег Александрович (Омский государственный технический университет);
2 место — Бознак Алексей Олегович (Томский политехнический университет);
3 место — Круглов Антон Сергеевич (Омский государственный технический университет).
«Инженерный анализ»
Номинация «Решение расчетно-проектировочных задач» (личное первенство)
1 место — Шестопалов Евгений Валерьевич (Уральский государственный горный университет);
2 место — Локтина Наталья Алексеевна (Уральский государственный горный университет);
3 место — Яворский Виктор Игоревич (Челябинская государственная агроинженерная академия).
Номинация «Проектирование конструкций» (командное первенство)
1 место — команда Уральского государственного горного университета;
2 место — команда Челябинской государственной агроинженерной академии;
3 место — команда Сибирского государственного университета путей сообщения.
«Геометрическое моделирование»
Номинация «Трехмерное моделирование деталей» (личное первенство)
1 место — Пушкарев Николай Павлович (Омский государственный технический университет);
2 место — Пушнин Валерий Николаевич (Новосибирский государственный технический университет);
3 место — Савлук Вадим Васильевич (Тюменский государственный нефтегазовый университет).
Номинация «Трехмерное моделирование
сборочных единиц» (командное первенство)
1 место — команда Омского государственного технического университета;
2 место — команда Новосибирского государственного технического университета;
3 место — команда Алтайского государственного аграрного университета.
Подведение итогов, награждение победителей и призеров всех трех олимпиад проходило 28 октября в зале заседания ученого совета, которое проводили проректор по научной работе А. В. Косых, начальник ЦИТ С. П. Шамец и представитель Омского отделения компании АСКОН С. С. Пушкин (рис. 2, 3, 4).
Также, по традиции, с преподавателями-руково-дителями команд и представителями кафедр омских вузов 27 октября (в «олимпиадную» неделю) был проведен семинар по обмену опытом преподавания инженерных дисциплин, когда процесс обучения построен на применении современных информационных технологий (рис. 5). Ведущим семинара был Константин Леонидович Панчук — заведующий кафедрой «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика», д. т. н., доцент (рис. 6).
Обмен передовым опытом использования современных информационных технологий в образовательном процессе технических специальностей позволяет обеспечивать качественную подготовку будущих специалистов за счет изменения содержания и способов подачи учебного материала, применить уже опробованные в других вузах или усовершенствовать используемые методики преподавания. Все это положительно сказывается на формировании и развитии профессиональных компетенций обучающихся.
Подводя итоги научно-методического семинара, участниками было поддержано предложение о публикации представленных докладов в их единой подборке — в специальной рубрике, посвященной вопросам использования современных информационных технологий в образовательном процессе, которая (рубрика) и предлагается вашему вниманию в данном номере журнала «Омский научный вестник».
В публикациях приводится методика использования информационных технологий в курсе начертательной геометрии (К. А. Вольхин, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет; Т. А. Астахова, Сибирский государственный университет путей сообщения), а также рассказывается об опыте использования САПР в инженерной графической подготовке студентов технического вуза (К. А. Вольхин, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет; О. Б. Болбат, Сибирский государственный университет путей сообщения).
В статье Н. В. Савиновой (Уральский государственный горный университет) описывается опыт применения компьютерного практикума по курсу «Детали машин и основы проектирования»,
Рис. 4. Награждение победителей и призеров олимпиад представителем компании АСКОН С. С. Пушкиным
Рис. 5. Выступление участников научно-методического семинара по обмену опытом преподавания технических дисциплин с использованием информационных технологий
Рис. 6. Выступление К. Л. Панчука перед участниками семинара
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (110) 2012
а Т. Г. Костюченко из Национального исследовательского Томского политехнического университета рассказывает о подготовке магистров по магистерской программе «САПР в приборостроении».
О дидактических и методических требованиях к разработке электронных образовательных ресурсов нам рассказывают в своей статье Н. В. Кайгородцева и И. И. Первушина (ОмГТУ), а в статье Эттель В. А., Красновой Н. Н., Мутовиной Н. В. и Романова С. В. из Карагандинского государственного технического университета отображено текущее состояние и перспективы развития электронных образовательных технологий в КарГТУ.
Надеемся, что изложенный в статьях рубрики опыт использования информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам будет интересен и полезен не только участникам семинара, но и широкому кругу преподавателей вузов.
Библиографический список
1. Батенькина, О. В. О внедрении информационных технологий в учебный процесс / О. В. Батенькина, С. П. Шамец // Омский научный вестник. — 2010. №1(87). — С. 233 — 235.
2. Зюзько, И. В. Всероссийские студенческие олимпиады в ОмГТУ / И. В Зюзько, М. С. Князева, С. П. Шамец // Омский научный вестник. — 2011. №1(97). — С. 195 — 197.
ЗЮЗЬКО Ирина Владимировна, специалист по учебно-методической работе Центра информационных технологий, ассистент кафедры «Машины и технология литейного производства».
Адрес для переписки: irina.zyuzko@mai1.ra и
ziv@omgtu.ru
КНЯЗЕВА Марьяна Сергеевна, специалист по учебнометодической работе Центра информационных технологий.
Адрес для переписки: kms@omgtu.ru ШАМЕЦ Сергей Парфирьевич, кандидат технических наук, доцент, начальник Центра информационных технологий.
Адрес для переписки: sha@omgtu.ru
Статья поступила в редакцию 23.12.2011 г.
© И. В. Зюзько, М. С. Князева, С. П. Шамец
УДК 37.01:007+514.18 К. А. ВОЛЬХИН
Т. А. АСТАХОВА
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ
НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ_________________
В статье рассмотрены варианты использования информационных технологий в организации практических занятий по начертательной геометрии и их влияние на успеваемость студентов.
Ключевые слова: информационные технологии, начертательная геометрия, графический пакет.
Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью инженерной деятельности, вся конструкторско-технологическая документация создается с помощью различных систем автоматизированного проектирования. Информационная поддержка жизненного цикла изделия требует производить его проектирование с помощью современных графических пакетов посредством создания информационной модели. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении информационных технологий в процесс обучения дисциплинам, формирующим навыки графического представления информации.
Дисциплинами, ответственными за формирование навыков работы с графическими моделями объектов, в школе являются рисование, геометрия, черчение,
а в вузе — начертательная геометрия и инженерная графика. Традиционно в процессе изучения этих дисциплин учащийся приобретал навыки построения графических изображений. В школе учащийся знакомился с приемами работы простейшими чертежными инструментами, а студент в среднеспециальном и высшем учебных заведениях — профессиональными. Приобретение навыков работы с тем или иным чертежным инструментом происходит опосредствованно в процессе выполнения графических заданий, предусмотренных учебными программами дисциплины. Эволюция инструмента от треугольника и линейки к «кульману» — универ -сальному чертежному прибору конструктора при переходе в профессиональное образование спо-