Научная статья на тему 'Ключевые факторы развития олимпиадного движения школьников в Красноярском крае'

Ключевые факторы развития олимпиадного движения школьников в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДА / МЕТОДИКА / EDUCATION / SCHOOL CHILDREN COMPETITION / OLYMPIAD MOVEMENT / GIFTED CHILDREN / KRASNOYARSK REGION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лалетин Николай Викторович

Даны анализ текущего состояния системы поиска и подготовки одаренных учащихся Красноярского края с помощью предметных олимпиад школьников, рекомендации по развитию системы по основным ключевым факторам. Представлена методика массового вовлечения учащихся в олимпиадное движение, основанная на Интернет-технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key factors in the development of school Olympiad movement in Krasnoyarsk Region

This article provides analysis of the system of training for gifted children in Krasnoyarsk Region. Recommendations relating to the major factors in developing the school Olympiad system for teaching school subjects are given. Some methods of involving students in the mass Olympiad movement on the basis of Internet technologies is presented.

Текст научной работы на тему «Ключевые факторы развития олимпиадного движения школьников в Красноярском крае»

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Образование, олимпиады школьников, олимпиадное движение, одаренные дети, Красноярский

край, информационные технологии, Интернет-олимпиада, методика.

Путь к информационному обществу, в котором производство услуг становится основной сферой экономической деятельности, а знания приобретают поистине бесценное значение, предъявляет серьезные требования к его гражданам. Постиндустриальному обществу требуются проактивные личности, способные активно действовать, эффективно оперировать большим количеством информации и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Не последнее место в комплексе проектов и программ по формированию подобного общества занимают система выявления и сопровождения одаренных детей, а также их поддержка в течение всего периода становления личности. Большое количество талантливой российской молодежи длительное время проявляли и с успехом проявляют свои таланты в широком спектре научных исследований и проектов не только в России, но и за рубежом. И в этом немалая заслуга системы поиска и подготовки одаренных школьников, основы которой были заложены в середине двадцатого века в СССР. Главную роль в этой системе играют предметные олимпиады школьников, позволяющие выявить еще в школьный период обучения наиболее одаренных учащихся, правильно и своевременно сориентировать их в выборе будущей профессии, пропагандируют научно-технические знания среди молодежи. Признанием большого значения роли олимпиад стало включение всероссийской олимпиады школьников (далее - Олимпиада) в национальный проект «Образование», реализация которого осуществляется в России с 2006 года.

Как и во многих регионах России, в Красноярском крае большое внимание уделяется выявлению и поддержке одаренных детей. В крае разрабатываются специальные программы, учреждаются различные стипендии, проводятся конкурсы, смотры, выставки, конференции, олимпиады, в ходе которых выявляются одаренные дети [Бутакова, Лалетин, 2005, с. 19]. В 2009 году в краевом центре была проведена уже юбилейная, пятидесятая региональная олимпиада школьников по тринадцати учебным дисциплинам, участие в которой приняло 739 ребят из 60 районов и городов Красноярского края. Уникальные методики работы с одаренными детьми, разработанные педагогами и учеными Красноярского края, неоднократно отмечались премиями правительства РФ в области образования. На первый взгляд проблем нет, но так ли это? Давайте обратимся к цифрам и фактам. На рис. приведены результаты участия школьников Красноярского края на заключительных этапах Олимпиады за последние четыре года в сравнении с соседними регионами, входящими в Сибирский федеральный округ.

Приведенные цифры показывают, что даже в сравнении с регионами, отнюдь не являющимися лидерами по этому показателю в российском масштабе, результаты выступления школьников Красноярского края на заключительном этапе Олимпиады нельзя назвать успешными.

А - Красноярский край В - Кемеровская область С - Иркутская область Д - Новосибирская область

34

31

25

19

21

6 6

А

В

С

Д

16

А

В

С

Д

14

А

В

С

Д

11

А

В

С

Д

12

11

А

В

С

Д

27

17

12

А

В

С

Д

18

А

14

В

С

Д

9

9

8

8

8

8

8

8

4

3

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Рис. Количество победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников

Целью данной статьи является попытка разобраться в причинах сложившейся ситуации, с помощью анализа ключевых факторов дать оценку текущему состоянию олимпиадного движения в Красноярском крае и определить перспективные, по мнению автора, направления развития.

Под ключевыми факторами, наиболее сильно влияющими на успешное развитие и результативность комплекса программ, проектов и мероприятий, объединенных в одно общее понятие «олимпиадное движение», подразумевается следующее.

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Охват учащихся.

3. Система подготовки и сопровождения призеров и победителей.

4. Методическое сопровождение.

Нормативно-правовое обеспечение. Если подойти к данному фактору в целом, то к основной его проблеме следует отнести отсутствие четко сформулированной на государственном уровне концепции и программы выявления и сопровождения одаренных детей. Непосредственный порядок организации и проведения Олимпиады регламентируется Положением о всероссийской олимпиаде школьников (далее - Положение), последняя редакция которого была принята Минобрнауки России в декабре 2009 года [Приказ Министерства..., 2010]. Не будем останавливаться на анализе существенных изменений в Положении, отметим только то, что будет полезно нам для дальнейших рассуждений - новая редакция Положения значительно увеличила роль школьного и муниципального этапов Олимпиады в достижении ее цели - выявлении и развитии у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создании необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний.

Анализируя нормативно-правовое обеспечение системы работы с одаренными детьми на уровне Красноярского края, следует отметить отсутствие утвержденной региональной целевой программы работы с одаренными детьми, в отличие от соседних регионов. Например, в Новосибирской области, показавшей в 2009 году самые высокие результаты по количеству победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады (34) из всех представленных на рис. регионов, с 2004 года действует региональная целевая программа «Дети Новосибирской области». Краевая же целевая программа «Одаренные дети Красноярья»,

необходимость скорейшего принятия которой было отмечено в резолюции Августовского педагогического совета Красноярского края от 25 августа 2009 года, находится еще на стадии согласования.

Охват учащихся. Для анализа данного фактора целесообразно обратиться к цифрам. Многочисленные исследования детской одаренности учеными разных стран позволяют говорить о некоторой норме одаренных детей по отношению ко всем учащимся. Известным американским психологом Дэвидом Векслером, автором популярной методики диагностики интеллекта, была предложена своя классификация интеллектуальной одаренности детей, согласно которой количество «высокоодаренных детей» составляет чуть более 2 % от общего числа детей [The Measurement..., 1944]. Многочисленные современные исследования во многом подтверждают эти данные, показывая, что на уровне проявленной одаренности находятся от 1 до 3 % от общего количества детей.

Если учесть, что в Красноярском крае, по данным на 01.09.2009 года, в 1289 общеобразовательных учреждениях обучается 294,3 тысячи учащихся, то до 5 тысяч учащихся должны проявлять свою одаренность. Если мы обратимся к количественной характеристике регионального этапа Олимпиады, участие в котором в 2009 году приняло порядка 750 учащихся, то можем констатировать, что только 116 из них признаны победителями и призерами, т. е. проявили свою одаренность. Для сравнения приведем данные количества участников регионального этапа Олимпиады в 2009 году для рассмотренных нами выше регионов: Иркутская область - 893 участника; Кемеровская область - 765 участников; Томская область - 574 участника; Новосибирская область - 715 участников. Лидером же по этому показателю является Москва, здесь в региональном этапе Олимпиады приняло участие 8138 участников, 220 (2,7 %) из них стали победителями и призерами заключительного этапа Олимпиады, на втором и третьем местах Московская область (3579 участников) и Пермский край (3363 участника). Причина такого небольшого охвата учащихся Красноярского края олимпиадным движением не столько в количестве предметов, по которым проводятся олимпиады (13 из 21 возможных), и не в регламенте проведения Олимпиады, критикуемом многими противниками последней редакции Положения, видящими в нем прямую угрозу сохранения первоначальной концепции Олимпиады как массового мероприятия, сколько в отсутствии внедрения в процесс организации и проведения современных методик и технологических решений, позволяющих в рамках существующего регламента достичь высокого показателя охвата школьников олимпиадным движением.

Низкий процент охвата учащихся Олимпиадой характерен и для всей страны в целом [Никитин, 2009], в рамках существующего порядка отбора детей для участия в Олимпиаде полностью выпадают из участия школьники до 5 класса включительно. Существующая система квотирования направления детей на следующие этапы Олимпиады, при всех ее достоинствах, существенно ограничивает возможность массового привлечения школьников к участию в олимпиадном движении. Отчасти решение данной проблемы видится в консолидации усилия регионов по обмену опытом внедрения новых передовых методик и тиражированию удачных решений.

Здесь стоит вернуться к роли школьного и муниципального этапов Олимпиады. Школьный этап является самым первым и самым массовым по количеству участников этапом Олимпиады и своего рода фундаментом виртуального «здания» под названием «Всероссийские олимпиады школьников», и именно от качества реализации данного этапа будут зависеть устойчивость и целостность всей системы. Согласно Положению в школьном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде. Очень важно, чтобы все желающие смогли принять участие в данном этапе, однако именно школьным олимпиадам характерны серьезные нарушения в регламенте проведения, вплоть до ее непроведения, и в этом случае участниками следующего этапа становятся не те учащиеся, которые проявили свою одаренность по тому или иному предмету, став победителями школьной олимпиады, а те, которые в лучшем случае

проявляют свои способности в процессе обучения на уровне всей школы, т. е. участие или неучастие того или иного школьника в муниципальном этапе Олимпиады зависит от субъективного мнения педагогов и административных работников. Проблема здесь кроется зачастую не только в ограниченном контроле проведения школьного этапа со стороны муниципальных органов власти, но и в недостаточной квалификации педагогов и отсутствии опыта организации и проведения олимпиад. В этом случае на первый план выходит роль региональных органов власти, от которых требуется выстроить совместно с муниципалитетами систему организационной и методической поддержки школьных олимпиад. И ведущую роль здесь должны играть методы, основанные на современных ИКТ-технологиях.

Ярким примером успешного внедрения ИКТ-технологий в систему проведения предметных олимпиад является бурное развитие в последнее время такого направления, как Интернет-олимпиады, уже зарекомендовавшие себя как перспективная форма проведения интеллектуальных соревнований среди школьников, поскольку по охвату участников и доступности им нет равных [Зубок, 2009, с. 202; Кирюхин, 2008; Беляев, 2009, с. 28]. В крае существует свой, положительный опыт проведения Интернет-олимпиад по информатике [Беляев, 2009, с 28]. Начиная с 2007/2008 уч. года организационные комитеты школьного и муниципального этапов Олимпиады имеют возможность организации олимпиады по информатике в форме Интернет-олимпиады с помощью аппаратно-программного комплекса, размещенного в сети Интернет по адресу http://acmp.ru, для этого предметной методической комиссией регионального этапа ежегодно разрабатываются необходимые для проведения методические рекомендации, содержащие правила и инструкции участия в олимпиаде. Аппаратно-программный комплекс разработан специалистами КГОУ «ДОД Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников» при поддержке региональ ного координацион ного центра проекта «Инфор матизация системы образования» и в настоящее время успешно решает следующие задачи:

- организация и проведение тренировочных и предметных олимпиад по информатике и программированию;

- повышение мотивации у школьников и интереса к изучению олимпиадного программирования;

- предоставление обширной базы олимпиадных задач со встроенной тестирующей системой для самостоятельной работы;

- дистанционное обучение путем освоения представленного теоретического материала.

Только в 2008/2009 уч. году с помощью данного ресурса было проведено 97 олимпиад:

54 командных и 43 личных. В олимпиадах приняло участие более 2500 человек. Главный результат, подтвердивший эффективность использования данной методики, заключался в том, что впервые за последние несколько лет представитель Красноярского края стал призером заключительного этапа Олимпиады по информатике.

Распространение данной методики на другие предметы существенно увеличит охват учащихся олимпиадным движением. Помимо того что проведение предметных олимпиад в форме Интернет-олимпиад позволяет сконсолидировать усилия предметно-методических комиссий школьного, муниципального и регионального этапов Олимпиады по подготовке необходимого методического материала, оно дает обширный статистический материал, начиная от географии участников и заканчивая статистикой по успешности процесса решения конкретной задачи конкретным участником. Наличие же подобной статистики позволяет в кратчайшие сроки выявлять и исправлять проявившиеся недочеты как на уровне процесса подготовки и организации олимпиады, так и на уровне подготовки самих учащихся.

Система подготовки и сопровождения призеров и победителей. Существующие на данный момент методы подготовки к предметным олимпиадам во многом не соответствуют современному содержанию Олимпиады. Наряду с изменением содержания образования в средней школе поменялись задачи и содержание олимпиад. А методы подготовки практически не меняются. Для победы в Олимпиаде стало недостаточно знаний, выходящих за

уровень школьной программы, и умений решать нестандартные задания, все более востребованы навыки самостоятельного мышления, анализа, синтеза знаний. Развитие таких качеств одаренного ребенка должно стать одним из главных приоритетов, заложенных в системе подготовки и сопровождения победителей Олимпиады.

Подготовку школьников к олимпиадам целесообразно производить отдельно от занятий в школе, на межшкольном уровне, но в тесном взаимодействии со школой. Таким образом, обучение «олимпиадным» предметам будет более эффективно, и при этом школы будут разгружены от несвойственных им задач - узкой целевой специфической подготовки. Удачно подобрать задачи для обучения учеников и грамотно их консультировать могут только преподаватели, обладающие достаточной квалификацией - ведущие ученые, учителя школ, а также организаторы и победители олимпиад прошлых лет.

Первым шагом к реализации описанных выше принципов подготовки учащихся явилась бы организация для учащихся учебно-тренировочных сборов с целью их подготовки к выступлению на олимпиадах различного уровня в течение всего года: на осенних и зимних каникулах, во время двухнедельного сбора летом. Практика проведения подобных сборов широко распространена в регионах России и уже доказала свою эффективность. Из существующих краевых программ, направленных на подготовку учащихся к олимпиадам, стоит отметить реализуемую Министерством образования и науки Красноярского края программу учебного тренинга «Путь к олимпу». Данная программа подразумевает выстраивание для одаренных школьников, победителей и призеров региональной олимпиады индивидуального графика занятий, включающего как дистанционное руководство (консультирование), так и очные занятия с использованием научной и лабораторной базы ведущих вузов края.

Методическое сопровождение. Методическая поддержка индивидуальной траектории развития одаренных учащихся - один из ключевых факторов успеха развития одаренности. В результате реализации правительственных программ модернизации и информатизации образования все общеобразовательные учреждения получили доступ к информационным ресурсам сети Интернет, что существенно облегчило процесс поиска необходимой методической литературы, но не решило его полностью. Ресурсы сети Интернет огромны, и отчасти их можно сравнить с большой «свалкой», поиск нужной информации в которой может отнять большое количество времени. И в этом случае ключевую роль должны играть специализированные Интернет-ресурсы, целью которых является создание единой образовательной среды, объединяющей и структурирующей разбросанную в сети Интернет информацию по определенному направлению. Самым ярким примером является портал www.ru solymp . ru , осуществляющий нормативную, информационную и методическую поддержку всероссийских олимпиад. В Красноярском крае подобную функцию выполняет краевой Интернет-ресурс www.olymp . fkgpu . ru, созданный филиалом КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске при поддержке регионального координационного центра проекта «Инфор матизация системы об разова ния». Данный Интернет-ресурс является в первую очередь информационным, т. е. предоставляющем актуальную информацию о текущих событиях олимпиадного движения в крае. С другой стороны - ценным хранилищем методических разработок педагогов и ученых края и базой заданий олимпиад за последние 11 лет.

Не стоит забывать и печатную продукцию, за 50 лет проведения региональных олимпиад накоплен колоссальный опыт организации и проведения предметных олимпиад, требующий структуризации и тиражирования на весь регион. В настоящий момент минимально необходимым методическим сопровождением на уровне региона обеспечена только олимпиада по информатике, предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады разработана серия методических рекомендаций, а в текущем году издано учебно-методическое пособие, собравшее в себя материалы региональных олимпиад по информатике 2008 / 2009 уч. года. В настоящий момент ведется работа по распространению данного опыта на другие предметы.

На основе проведенного выше анализа текущего состояния системы поиска и подготовки одаренных учащихся Красноярского края с помощью предметных олимпиад школьников, а также представления существующих наработок в данной области представляется возможным сформировать определенный набор предложений, определяющих наиболее перспективные, по мнению автора, направления развития олимпиадного движения в Красноярском крае.

1. Принятие краевой целевой программы, в которой будет отражена система выявления и поддержки талантливых детей, а также программа конкретных краевых мероприятий работы с одаренными детьми.

2. Расширение количества предметов, по которым проводятся Олимпиады. Увеличение охвата учащихся за счет внедрения в методику организации и проведения школьного и муниципального этапов Олимпиад передовых ИКТ-технологий. Распространение существующего положительного опыта проведения Интернет-олимпиад по информатике на другие предметы. Вовлечение учащихся 1-5 классов в олимпиадное движение посредством проведения в течение года многопредметных дистанционных олимпиад. Формирование единой краевой базы данных школьников, участвующих в различных олимпиадах, посредством системы электронной регистрации.

3. Реализация программы повышения квалификации педагогов и методистов, специализирующихся на работе с одаренными детьми, а также проведение научно-практических конференций по проблемам выявления и поддержки талантливых детей с целью продвижения передовых технологий.

4. Расширение количества проектов, направленных на подготовку школьников к участию в олимпиадах различного уровня. Проведение учебно-тренировочных сборов кандидатов в сборные команды Красноярского края на всероссийские олимпиады. Целесообразно проводить подобные мероприятия не менее трех раз в год: на осенних (октябрь) и зимних (январь) каникулах - длительность одна неделя, основные сборы летом (июль или август) -длительность две недели. Помимо главной цели - подготовки к олимпиадам, подобные сборы должны также преследовать цель формирования команды «олимпийского резерва» из учащихся 5-8-х классов. Объединение ребят в такую интеллектуально-творческую группу будет способствовать развитию интереса к интеллектуальному росту каждого участника и последующему успешному выступлению на олимпиадах различного уровня.

5. Формирование системы методической поддержки школьного и муниципального этапов Олимпиады. Основными видами деятельности в данной области являются: издание методических сборников, объединяющих в себе опыт предметно-методических комиссий школьного, муниципального и регионального этапов Олимпиады по различным предметам; создание Интернет-портала, посвященного олимпиадному движению и содержащему существующие методические наработки в данной области.

Библиографический список

1. Беляев С.Н., Лалетин Н.В. Методика проведения олимпиад по информатике с помощью вебсайта // Перспектива-2008: сб. ст. II Международной научно-практической Интернет-конференции. Железногорск, 2009. Вып. 2. С. 28-30.

2. Беляев С.Н., Лалетин Н.В. Региональные олимпиады по информатике-2008 / 2009: учеб.-метод. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 192 с.

3. Бутакова Е.В., Лалетин Н.В. Система работы с одаренными школьниками - участниками предметных олимпиад // Международный проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. Красноярск, 2005. Вып. 12. С. 1921.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зубок Д.А., Маятин А.В., Мельничук А.П., Харченко Т.В. Интеграция дистанционного обучения в комплекс проведения Интернет-олимпиад // Телематика-2009. Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 22-25 июня 2009 г.). СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009. С. 202-203.

5. Кирюхин В.М. Первая Интернет-олимпиада по информатике в рамках всероссийской олимпиады школьников // Вестник всероссийской олимпиады школьников: инф.-метод. журнал. 2008. № 1.

6. Никитин Э.М. Неутешительная арифметика: Может ли собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать? // Учительская газета. 2009. № 1.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2000 года № 695 «Об утвержде нии Положения о всероссийской олимпиаде школьников» // Российская газета. 29 января. 2010. № 5097.

8. The Measurement and Appraisal of Adult Intelligence: By David Wechsler. Third Edition. Baltimore: The Williams & Wilkins Company, 1944. 258 p .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.