УДК 452.9 ББК 96.6
Рождественская Ирина Николаевна
заместитель директора по научно-методической работе Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской
г. Челябинск Rozhdestvenskaya Irina Nikolaevna Deputy Director in Charge of Scientific-and-Methodological Work
Municipal Autonomous Institution of Children’s Supplementary Education Palace for Pioneers and Schoolchildren named after N.K.Krupskaya,
Chelyabinsk
Развитие системы подготовки школьников к участию во Всероссийской олимпиаде в условиях муниципального образования Schoolchildren’s Training System Development for Participation in the National Olympiads Within the State Municipal Education Framework
В статье представлено развитие системы муниципальных образовательных проектов, направленных на эффективную подготовку школьников к участию в олимпиадном движении. Автор показывает необходимость комплексного сопровождения одаренных учащихся педагогами, психологами и тьюторами для повышения качества олимпиадной подготовки.
The article focuses on the development of the system of municipal educational projects oriented at the effective training of schoolchildren for participation in the Olympiad movement. The author shows the necessity for the integrated support of gifted children by teachers, counselors and tutors in order to improve the quality of the Olympiad training.
Ключевые слова: Олимпиадное движение, инновационный образовательный проект, одаренность, тьюторство
Key words: Olympiad movement, innovative educational project, giftedness, tutoring.
Наиболее актуальным направлением работы в современном образовании является создание систем поиска и поддержки талантливой молодежи, обеспечение условий для ее обучения, воспитания и самореализации в изменчивом
социуме. Это определяется целями и задачами «Федеральной целевой програм-
122
мой развития образования на 2011-2015 годы», разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и утвержденной Постановлением правительства РФ [1,2].
Одной из значимых целей реализации программы является поиск ресурсов и создание программ развития одаренных детей. В рамках указанного мероприятия планируется создание центров поддержки одаренных детей, создание
и 1 Ч_/ /• Ч_/ Т~У и ч_/
единой федеральной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, организация олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи. Важнейшим индикатором реализации программы является доля обучающихся в общей численности обучающихся на всех уровнях образования, получивших оценку своих достижений через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности.
Базовые принципы государственной политики в сфере развития детской одаренности, выявления и сопровождения способных и одаренных детей сформулированы в Концепции общенациональной системы по поиску и развитию молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации [3]. Среди них: приоритет интересов личности ребёнка; доступность и открытость; опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения; индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования; межведомственное и сетевое взаимодействие; общественный и профессиональный контроль; сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов. Целью концепции является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития. В концепции отмечено, что «за последние годы в стране увеличилось число лицеев, гимназий, специализированных школ, реализующих программы
работы с одарёнными детьми. Десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах» [3].
Олимпиадное движение играет большую роль при выявлении и развитии академической одаренности детей школьного возраста. На протяжении последних нескольких лет в Челябинске по инициативе Управления по делам образования и городского Центра по работе со способными и одаренными детьми на базе Дворца пионеров и школьников сложилась эффективная система организации олимпиадного движения. В качестве элементов системы можно обозначить: формы проведения школьного и муниципального этапов олимпиады, регламента работы и состава городского жюри, составления олимпиадных заданий предметно-методическими комиссиями, формы обучения и подготовки школьников к участию в олимпиадах.
Прежде всего, отметим, что наряду с муниципальным этапом Всероссийской олимпиады в Челябинске проводится школьный этап. Это обеспечило возможность «социального лифта» [3] для детей вне зависимости от их школьной академической успешности. Изначально на школьном этапе было апробировано проведение олимпиады в традиционной форме. На протяжении последних трех лет в городе Челябинска на школьном этапе Всероссийской олимпиады практикуется проведение Интернет-олимпиад. Такая форма проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады создает возможность реализовать один из базовых принципов Концепции по поиску молодых талантов для всех участников олимпиадного движения - открытость, доступность и прозрачность информации. Другими словами, учителя, учащиеся и их родители имеют доступ к материалам пользовательского сервиса, на котором отображен процесс формирования итоговых протоколов и списка победителей и призеров. Совершенствование форм проведения школьного этапа олимпиады иллюстрируется увеличением количества школьников, участвующих во Всероссийской олимпиаде (рисунок 1, 2).
140000 120000 '£ 0 100000 - р 80000 0 а 2 60000 1 40000 А 20000 0
ш
Школьный этап Муниципальный этап
■ 2011 год 88953 10570
■ 2012 год 115377 12592
Рисунок 1. Количество школьников, принявших участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады в 2011-2012 годах.
1000 900 и 800 ь I 700 р 600 а 500 Й р 400 * 300 4 200 100 0
Реп юнальный этап 3 акл ю 41 пел ьный этап
■ 2011 год 796 75
■ 2012 год 946 115
Рисунок 2. Количество школьников, принявших участие в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады в 2011-2012 годах.
В 2012 году в школьном этапе олимпиады приняло участие 115 377 детей, а это на 26 424 ребенка больше по сравнению с прошлым годом. В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады в 2012 году приняло участие 12 592 ребенка, и если проводить сравнение с прошлым годом, то этот показатель увеличился на 2022 участия. Анализируя статистику участия школьников в региональном этапе Всероссийской олимпиады, можно отметить увеличение количества участвующих с 796 детей в 2011 году до 946 детей в 2012 году, а также
увеличение количества призеров данного этапа с 254 до 338 человек и количества победителей с 25 до 40 человек. Если говорить о прохождении на Заключительный этап Всероссийской олимпиады в 2013 году, то от Челябинска примут участие 115 школьников, что на 40 человек больше по сравнению с прошлым годом [5].
Одним из важных элементом системы организации олимпиадного движения является работа над составлением олимпиадных заданий для школьного этапа. Для этого вот уже третий год применяется практика создания муниципальных предметно-методических комиссий, утвержденных приказом управления по делам образования.
Если говорить о муниципальном этапе Всероссийской олимпиады то с 2009 года применяется следующий регламент проведения, утвержденный приказом управления по делам образования: ежегодно определяются площадки проведения и утверждается состав единого городского жюри. Более тысячи учителей-предметников города, прошедших предварительный отбор и подготовку на специальных обучающих семинарах, привлекаются к работе. Такой подход к организации работы комиссий и жюри на муниципальном этапе позволил организовать качественную проверку работ школьников города по единым критериям, обеспечить открытость и доступность информации об итогах проверки, используя сервис сайта городских предметных олимпиад и интеллектуальных состязаний «Олимпийский портал» [7]. В результате создается единый общегородской рейтинг школьников, который позволяет выявить детей, не ставших победителями, но набравших достаточно большое количество баллов для получения дополнительной квоты для участия в региональном этапе. Данное нововведение позволяет значительно повысить эффективность участия школьников города Челябинска во Всероссийской олимпиаде. Соблюдением регламента проведения также является качественная работа конфликтных комиссий на муниципальном этапе олимпиады.
На наш взгляд, одним из существенных элементов муниципальной системы организации олимпиадного движения является эффективная подготовка школьников к участию в олимпиадах. Поиски оптимальных форм обучения ведутся не первый год. В качестве основы может быть обозначено создание в 2007 году сети статусных школ, на базе которых открыты семнадцать предметных лабораторий (таблица №1).
Таблица №1
Предметные лаборатории, осуществляющие подготовку школьников города Челябинска к участию в олимпиадном движении
МБОУ гимназия №1 Лаборатория «Иностранные языки» МБОУ гимназия № 10 Лаборатория «Искусство для работы с одаренными детьми» МАОУ гимназия № 23 Лаборатория «Обществознание» Лаборатория «Полиязыково-го образования»
МАОУ гимназия № 26 Гуманитарноинформационная лаборатория МБОУ лицей № 31 Лаборатория «Физика» Лаборатория «Современные технологии» МАОУ лицей № 77 Лаборатория «Химия плюс»
МАОУ гимназия № 80 Лаборатория «Филология» МАОУ лицей № 82 Лаборатория биологии Лаборатория химии Лаборатория физики МАОУ лицей № 97 Лаборатория по информатике и ИКТ
МАОУ лицей № 102 Лаборатория «Экологобиологическая» Лаборатория «Математика-информатика» МБОУ лицей № 120 Лаборатория «Технология» МАОУ лицей № 142 Лаборатория «Технология»
Начиная с 2009 года на базе этих предметных лабораторий, проводились учебно-тренировочные сборы по подготовке старшеклассников города Челябинска к региональному и заключительному этапам Всероссийской олимпиады. Лучшие учителя и профессорско-преподавательский состав ВУЗов города накануне регионального этапа олимпиады в течение двух-трех дней проводят за-
нятия, обеспечивающие глубокое погружению школьников в конкретную предметную область.
Наряду с традиционными формами муниципального этапа Всероссийской олимпиады четвертый год проводятся Интеллектуальный марафон школьников города Челябинска и Интеллектуальный кубок Главы Администрации города Челябинска [4]. Это способствует активизации олимпиадного движения в муниципальном образовательном пространстве, а также создает необходимые условия для поддержки одаренных детей.
Необходимость включения Интеллектуального марафона в муниципальную систему олимпиадного движения определяется особенностями регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады, участвовать в которых могут только учащиеся старших классов. Интеллектуальный марафон школьников города Челябинска проводится для учащихся пятых-восьмых классов в два этапа: заочный (отборочный) тур в форме Интернет-олимпиад на сайте городских предметных олимпиад и интеллектуальных состязаний «Олимпийский портал» и очный (заключительный) тур в традиционной форме на базовых площадках предметных лабораторий и образовательных учреждений города Челябинска. Марафон проводится по одиннадцати основным предметам, при этом учитывается структура учебного плана среднего звена школы. Для учащихся 5-6 классов проводятся олимпиады по английскому языку, биологии, географии, информатике и ИКТ, литературе, математике, обществознанию и русскому языку, а для учащихся 7-8 классов по астрономии, физике и химии. За последний 2012 год в марафоне приняли активное участие 12 735 детей из 108 общеобразовательных учреждений, что по сравнению с прошлым годом больше на 1878 человек.
Интеллектуальный кубок Главы Администрации проводится для школьников 1-11 классов и объединяет 39 олимпиад по различным областям знаний. В перечень Интеллектуального кубка Главы Администрации входят интернет-олимпиады школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по 10 ос-
новным предметам, Интернет-олимпиады заочного тура и традиционные олимпиады очного тура Интеллектуального марафона школьников города Челябинска по 11 основным предметам (22 олимпиады), а также семь олимпиад, которые проводятся социальными партнерами муниципального олимпиадного движения. Среди них: олимпиады по техническому творчеству, экономике / праву, занимательной кулинарии, дизайну, информатике / компьютерному творчеству («Челябинский Государственный Педагогический Университет»); олимпиада по осмысленному чтению (МБОУ лицей №31 г. Челябинска), олимпиада «Колесо Безопасности» (отделение пропаганды БДД ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску, МБОУ гимназия №1). Интеллектуальный кубок Главы администрации за последний год получили 133 школы.
Данные нововведения позволили добиться стабильных результатов, сформировать команду преподавателей и организаторов, работающую с участниками олимпиад на уровне муниципальной образовательной системы, заложить основы сетевого взаимодействия предметных лабораторий и образовательных учреждений города, выделить перспективные направления развития олимпиад-ного движения и выявить наиболее мотивированных школьников для подготовки к участию в олимпиадах высокого уровня. На настоящем этапе сформировалась необходимость перехода от разовых массовых мероприятий к непрерывной системе работы с наиболее перспективными школьниками.
При разработке структуры нового инновационного образовательного проекта, в рамках которого осуществлялась бы длительная эффективная подготовка школьников города Челябинска к участию в олимпиадном движении, изучен опыт создания подобных проектов на территории России. Анализ этих проектов позволил классифицировать их на длительные, периодические и краткосрочные. Примером длительного проекта может выступать специально созданное отделение олимпиадной подготовки на базе Академии информатики и программирования города Санкт-Петербурга [8]. Гуманитарно-математическая школа, созданная на базе НОУ Центра дополнительного образования «Пер-
спектива» в Омске, на наш взгляд, может служить примером периодического проекта [9]. Различного рода олимпиадные тренинги и занятия по подготовке к олимпиадам относятся к краткосрочным проектам [6]. Такие образовательные проекты могут быть организованы при высших учебных заведениях, а также на базе школ и учреждений дополнительного образования детей.
Для качественной организации работы по эффективному сопровождению одаренных школьников города Челябинска на базе Центра по работе со способными и одаренными детьми Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской в 2012-2013 учебном году разработан и апробирован инновационный образовательный проект «Школа олимпиадников». В рамках данного проекта проводится обучение одарённых школьников по восьми направлениям олимпиадной подготовки: астрономия, биология, география, история, математика и экономика, русский язык, химия, экспериментальная физика. В реализации проекта участвуют преподаватели, имеющие опыт подготовки победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников. Организация занятий осуществляется таким образом, что ребенок посещает шестичасовые занятия, посвященные выбранному им предмету, один день в неделю. Эта особенность организации образовательной деятельности ребенка определяет необходимость разработки для них системы индивидуальных заданий по школьным предметам этого дня. В перспективе мы видим тесное сотрудничество со школьными педагогами в решении данной проблемы. Важной особенностью Школы олимпиадников является то, что параллельно с основательной предметной подготовкой учащихся к олимпиаде также проводится психологическое и внедряется тьюторское сопровождение учащихся, что позволяет осуществлять разностороннее развитие каждого ребенка.
В перспективе планируется организовать не только предметные занятия, но и предметные тренинги, а также ввести систему проектной деятельности учащихся. Также актуальным направлением развития является создание электронных систем учета детей, участвующих в олимпиадном движении, и сбора
электронных портфолио одаренных и способных детей города Челябинска. Такая организация информации о талантливых детях, безусловно, полезна как для самих детей при осуществлении ими оценки своей образовательной деятельности, так и для их педагогов при выстраивании дальнейших образовательных программ. Эта же информация может быть полезна для представителей высших учебных заведений, заинтересованных в привлечении наиболее академически успешных абитуриентов.
гп
Такой подход позволяет организовать индивидуальную подготовку школьников города к участию в олимпиадах и улучшить качественные показатели результатов заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по перечисленным направлениям, выстроить индивидуальный образовательный маршрут как для школьников статусных образовательных учреждений, так и обучающихся средних общеобразовательных школ.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы»
3. Концепция общенациональной системы по поиску и развитию молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации (№Пр-827 от 03 апреля 2012 года)
4. Итоги проведения Интеллектуального марафона школьников города Челябинска и Интеллектуального кубка Главы Администрации города Челябинска в 2011-2012 учебном году / И.А. Иоголевич, И.Н. Рождественская, М.Л. Карманов, Н.А. Куршева. - Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2012. - 88с.
5. Результаты Всероссийской олимпиады щкольников в 2011-2012 учебном году / И.А. Иоголевич, И.Н. Рождественская. - Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2012. - 296 с.
6. Пустовалова, В.В. Самопроектирование управленческой деятельности
методистов как условие развития олимпиадного движения / В.В. Пустовалова // Вестник Томского государственного университета: общенаучный
периодический журнал. - 2008. - № 307. - С. 139-143
7. http://www.olymp74.ru
8. http://aip.ifmo.ru/main/olympiads
9. http://www.perspektiva-omsk.ru
Bibliography
1. [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.olymp74.ru
2. [Electronic Resource]. - Access Mode: http://aip.ifmo.ru/main/olympiads
3. [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.perspektiva-omsk.ru
4. National System Concept for Searching out and Developing Talents in Children and Young People; Approved by the President of the Russian Federation (№ 827 dated April 3rd , 2012)
5. President’s Decree dated May 7th , 2012, №599 «About the Measures for the Realization of State Policy in Education and Science».
6. Pustovalova, V.V. Self-Projection of Managerial Activities for Methodologists As a Condition for the Olympiad Movement Development / V.V. Pustovalova // Tomsk State University News Bulletin: All-Science Periodical. - 2008. - № 307. - P. 139-143.
7. The Results of the Intellectual Marathon for Schoolchildren of the City of Chelyabinsk and the Intellect Cup of the Head of the Administration of the City of Chelyabinsk in 2011-2012 / Compiled and Analyzed by.: I.A. Iogolevich, I.N. Rozhdestvenskaya, M.L. Karmanov, N.A. Kursheva. - Chelyabinsk: Municipal Educational Institution Teaching and Methodological Center, 2012. - 88 p.
8. The Results of the Russian National Olympiad of Schoolchildren for 20112012 / Compiled by: I.A. Iogolevich, I.N. Rozhdestvenskaya. - Chelyabinsk: Municipal Educational Institution - Teaching and Methodological Center, 2012.- 296 p.
9. The Russian Federation Government Ruling dated February 7th , 2011, № 61 «About the Federal Program of Education Development for 2011 - 2015».