Научная статья на тему 'Подготовка школьников к олимпиадам по информатике с использованием веб-сайта'

Подготовка школьников к олимпиадам по информатике с использованием веб-сайта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1375
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / EDUCATION / DISTANCE LEARNING / SCHOOLCHILDREN COMPETITION / KRASNOYARSKII KRAI / INTERNET RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Сергей Николаевич, Лалетин Николай Викторович

Представлена технология дистанционной подготовки школьников к олимпиадам по информатике. Подготовка осуществляется с помощью Интернет-ресурса http://acmp.ru/. Приведена структура ресурса и методические рекомендации по работе с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preparation of schoolchildren for competitions in information technology using the website

The method of a distance preparation of schoolchildren for competitions in Information Technology is presented. The preparation is carried out with the help of the http://acmp.ru Internet resource. The structure of the resource and methodological guidelines on working with it are presented.

Текст научной работы на тему «Подготовка школьников к олимпиадам по информатике с использованием веб-сайта»

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-САЙТА

Образование, дистанционное обучение, олимпиада школьников, Красноярский край, Интернет-

ресурс.

Предметные олимпиады школьников занимают заметное место среди различного рода интеллектуальных конкурсов и состязаний, направленных на выявление, развитие и социальную поддержку одаренных школьников. Потребность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах в различных областях знаний возрастает во всех промышленно развитых странах, поэтому наличие эффективной системы работы с одаренными детьми, позволяющей каждому учащемуся в полной мере развить свои таланты, является ключевым фактором интеллектуального и экономического развития каждого региона и страны в целом. По мнению экспертов, в ближайшем будущем Россия столкнется с нехваткой специалистов в области высоких технологий. Уже на сегодняшний день в стране наблюдается высокий спрос на профессионалов во всех сферах информационных технологий, а профессия программиста - разработчика компьютерного аппаратного обеспечения вошла в десятку самых востребованных, по мнению экспертов, профессий ближайшего десятилетия [Топ-10 самых востребованных профессий ..., 2008].

В 2010 году перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников, насчитывал 19 предметов. Со временем перечень только увеличивается, что расширяет возможности учащихся в проявлении своих талантов в различных предметных областях. Первая олимпиада по информатике была проведена с 13 по 20 апреля 1988 года в Свердловске и носила название еще не Всероссийской, а Всесоюзной, в ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик. За всю историю своего развития олимпиадное движение по информатике испытывало определенные взлеты и падения, обусловленные разными факторами. На сегодняшний день бурное развитие ИКТ послужило причиной тому, что содержание школьного предмета «информатика» свелось к изучению информационных технологий при незначительном количестве времени, отводимого на изучение основ программирования. В связи с этим одаренные школьники, интересующиеся программированием, не имеют возможности получить должного уровня знаний, необходимого для успешного выступления на олимпиадах по информатике, которые фактически являются олимпиадами по программированию и имеют специфические особенности [Беляев, 2005, с. 129]. Для успешного выступления на олимпиадах высокого уровня (муниципальный, региональный и всероссийский) учащийся должен не только знать и применять при решении задач определенный набор алгоритмов, но и отлично владеть техникой программирования, то есть уметь быстро реализовать и отладить любой алгоритм в виде программного кода, владеть специальными приемами программирования.

Безусловно, развитая система дополнительного образования, направленная на подготовку учащихся к олимпиадам по информатике, позволила бы решить многие проблемы, однако и здесь мы сталкиваемся с рядом объективных причин, не позволяющих это сделать, а именно: недостаточное количество специалистов высокого уровня, способных подготовить учащихся к решению олимпиадных задач, низкий уровень методического сопровождения подготовки учащихся к олимпиадам и, как следствие, непроведение школьных олимпиад по информатике во многих муниципальных образованиях края. Непроведение же первого

(школьного) этапа всероссийской олимпиады по информатике приводит к тому, что многие учащиеся не имеют возможности раскрыть свой талант в области олимпиадного программирования, а сама олимпиада не решает возложенных на нее задач.

Все это привело к тому, что на уровне региона возникла острая необходимость поиска новых форм и методов подготовки учащихся к олимпиадам по информатике, отвечающих современному содержанию олимпиад и учитывающих существующие особенности развития олимпиадного движения.

Отправной точкой для активизации процесса разработки и апробации новых методик подготовки школьников к олимпиадам по информатике можно считать начало реализации на территории Красноярского края в период 2005-2010 годов проекта «Информатизация системы образования», направленного на содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности общего и начального профессионального образования. Основная миссия проекта заключалась в создании условий для системного внедрения и активного использования ИКТ в работе учебных заведений. Для реализации задач проекта начиная с 2005 года в крае было организовано проведение нескольких конкурсов, цель которых заключалась в поддержке педагогических инициатив, связанных с активным использованием ИКТ педагогами и учащимися в образовательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании учащихся и др.

Именно реализация данных проектов послужила началом нового витка развития информатики в школе и олимпиадного движения по информатике в Красноярском крае. С 2007 года в организационную модель олимпиадной подготовки школьников Красноярского края активно встраиваются коммуникационные технологии. Одним из наиболее значимых проектов, реализованным в рамках данной программы, является проект отдела информационных технологий и телекоммуникаций КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников». В рамках данного проекта был разработан образовательный Интернет-ресурс «Школа программиста», расположенный в сети Интернет по адресу: http://acpm.ru. Главной целью данного ресурса являлось повышение у школьников Красноярского края уровня программирования и способностей, направленных на решение олимпиадных задач, посредством реализации технологии дистанционной подготовки школьников к олимпиадам по информатике.

Данный Интернет-ресурс содержит следующие разделы (рис.):

- архив задач по олимпиадному программированию;

- система автоматической проверки решений;

- раздел для проведения личных и командных олимпиад;

- дистанционный курс олимпиадного программирования;

- рейтинговая система оценки работы участников;

- система общения участников с администратором и между собой;

- разбор задач;

- архив олимпиад.

:1РЭ Ииам 14 апреля 2010 г. 17:52:35 Ж5Я Забыли пароль?

[новости] [гостевая книга] [форум] [чат] [регистрация] Логин: | Пароль: |С(|

| т информация ш Ь НОВОСТИ Ш\ ІШ ГОЛОСОВАНИЕ ш\

<# О школе <# Олимпиады > Фотоальбом > Архив [14.04] 16 апреля 2010 г. в 7:30 (по москве) состоится Сибирский тур Всероссийской і олимпиады по информатике среди студентов педагогических ВУЗов. [Список і заявок] [Подать заявку] і [11.12] Опубликован Протокол заседания жюри 11 (муниципального) этапа :Всероссийской олимпиады школьников Красноярского края по информатике, і Скачать: ргоІосоЮ 1 .рсіґ (220 Кб) [21.10] II этап (районный) Всероссийской олимпиады школьников Красноярского •края по информатике состоится 27-30 ноября 2009 года, который пройдет в 2 этапа і согласно расписанию, опубликованному в разделе "Олимпиады". [10.09] Издано новое методическое пособие "Региональные олимпиады по : информатике - 2008/2009", содержащее описания, результаты, разбор и решения ізадач региональных олимпиад по информатике, проводимых на различных этапах в Красноярском крае в прошлом году. Подробнее... : [09.09] Объявляется набор на курс Т'С++ для начинащих" в КДПиШ (г. Красноярск, іул. Конституции, 1). Предположительное время проведения занятий: вт., чт. 16:30- іУкажите лучший портал олимпиадного программирования neerc.ifino.ru/school/ і ^ olympiads.ru і г acm.timus.ru і г acm.sgu.ru і с programming-cMlenges.com і topcoder.com і

ЗАДАЧНИК ~~Ш

• Архив задач + Состояние системы :<# Работа в системе • Рейтинг * Разбор задач # Добавить задачу

Ш МЕТОДИЧКА Ш

#Новичкам :+ Алгоритмы I * Курсы КДПиШ > Курс олимлиадника # Дистрибутивы # Ссылки 1 Голосовать | ! Результаты Архив

■ поиск по сайту ш|

ІІ І® і

■ СЕЙЧАС В ONLINE ^™l|

anonymous і

1 СТАТИСТИКА ш

Педагогика

На сегодняшний день архив задач по олимпиадному программированию содержит 650 задач, 500 из которых доступны для самостоятельного решения с использованием встроенной проверяющей системы. Сложность задач определяется числом от 1 до 100, из этих значений сложности формируется рейтинг, отражаемый в соответствующем разделе. Деление задач по уровню сложности позволяет учащемуся самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию по принципу от простого к сложному. Все задачи представлены на русском языке и доступны через веб-интерфейс, также здесь есть возможность просмотра всех задач целиком.

Уровень представленных на сайте задач значительно легче тех, которые можно найти на подобных Интернет-ресурсах, например acm.timus.ru. Сложность многих задач ниже сложности задач, используемых при проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике, что позволяет успешно готовиться к ним начинающим программистам. Интернет-ресурс ориентирован преимущественно на школьный уровень.

Часть используемых в системе задач составлены разработчиками самостоятельно, остальные взяты из различных источников: муниципальные и региональные олимпиады по программированию; сайт Интер нет-олимпи ад по программированию г. Санкт-Петер бург [Олимпиады по информатике].

Все задачи требуют работы с файлами input.txt и output.txt, предназначенными для чтения входных данных и вывода результата соответственно. Отправлять решения можно только зарегистрированным пользователям в виде исходного кода в файлах с расширениями *.pas, *.dpr, *.c, *.cpp, *.java, *.bas. Проверяющая система обрабатывает только программы, реализованные на языках Pascal, С++, Java и Basic, используя следующие компиляторы:

- Borland Delphi 7.0;

- Microsoft Visual C++ 7.1;

- Java 2 SDK 1.5;

- Microsoft QBasic 4.5.

Каждое отправленное решение проходит на сервере проверку не менее чем на 10 тестах, специально составленных для анализа решений участников. Задача считается решенной только в случае прохождения всех тестов. В случае неверного решения процесс тестирования прерывается на тесте, определившем ошибку. Результаты тестирования задач можно видеть в разделе «Состояние систе мы», также там отображаются результаты других пользователей. Итогом проверки является сообщение системы и номера теста, вызвавшего ошибку (если таковая имела место). В разделе «Состояние систе мы» пользователи могут просматривать тексты своих отправленных программ, а также видеть ошибки компиляции в случае вердикта «Compilation Error». В этом же разделе представлена статистика прохождения данной программы детально по каждому тесту.

Типы сообщений в системе соответствуют общему стандарту: «Accepted»; «Wrong an-swer»;«Time limit exceeded»; «Presentation error»; «Compilation error»; «Memory limit exce-eded»; «Runtime error»; «Compiling»; «Running» и «Waiting».

Каждая представленная на сайте задача имеет раздел «Обсуждение», в котором участники могут общаться и обсуждать возможные алгоритмы решения конкретной задачи. Некоторые задачи имеют раздел «Решение», в котором находится разбор решения конкретной задачи для тех, кто не может самостоятельно ее решить. По каждой задаче ведется рейтинг лучших попыток.

Помимо раздела для тренировок в разделе «Олимпиады» проводятся как личные, так и командные олимпиады различной сложности, являющиеся важной составляющей подготовки учащихся [Беляев, Лалетин, 2009]. Личные олимпиады предназначены для индивидуального участия, и в рейтинге здесь учитываются частичные решения, а время решения имеет меньший приоритет. В командных соревнованиях, как правило, принимают участие 3 человека и действуют правила АСМ-олимпиад, где зачет идет по числу абсолютно верно решенных задач и штрафным баллам по времени.

В настоящее время созданная система развивается и постоянно дорабатывается. За три первые года работы ресурса можно отметить следующие статистические результаты:

- в базе задач имеется более 650 задач различного уровня сложности;

- зарегистрировано более 10 000 пользователей;

- проведено более 150 личных и командных олимпиад;

- посещаемость ресурса составляет 400 посетителей в сутки;

- автоматическая тестирующая система проверила более 500 000 решений участников.

В заключение изложим основные результаты работы.

1. Разработан образовательный Интернет-ресурс «Школа программиста», расположенный в сети Интернет по адресу: http://acmp.ru. Ресурс содержит архив из 650 задач и встроенную систему автоматической проверки решений. Интернет-ресурс активно используется не только для проведения командных и личных олимпиад по программированию, но и для подготовки школьников. Деление задач по уровню сложности обеспечивает соблюдение принципа доступности учебного материала и позволяет учащемуся самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию по принципу от простого к сложному.

2. Представлена технология дистанционной подготовки школьника к олимпиадам по информатике с использованием веб-сайта. В основу подготовки заложены современные ИТ-технологии с элементами дистанционного обучения - новой, развивающейся формой организации учебного процесса, отличающейся от общепринятой формы обучения тем, что она ориентирована главным образом на самостоятельную работу обучаемого.

Библиографический список

1. Беляев С.Н. Подготовка школьников к олимпиадам по информатике // Международный проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. Красноярск: РИО КГПУ, 2005. Вып. 12. С. 129-131.

2. Беляев С.Н., Лалетин Н.В. Методика проведения олимпиад по информатике с помощью вебсайта // Перспектива-2008: сб. ст. II Международной научно-практической Интернет-конференции. Железногорск, 2009. Вып. 2. С. 28-30.

3. Олимпиады по информатике. Санкт-Петербург, Россия [Электронный ресурс] иЯЪ: http://ne-erc.ifmo.ru/school/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

4. Топ-10 самых востребованных профессий ближайшего будущего // РИА «Новости» 10.04.2008 [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://www.rian.ru/society/20080410/ 104768774.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.