УДК 371
РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МСОКО
В.В. Николаева, Е.И. Соколова
В статье раскрывается роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании муниципальной системы оценки качества образования. Приводится статистическая и аналитическая информация по участию муниципалитетов Челябинской области во всероссийской олимпиаде школьников. Рассматривается потенциал всероссийской олимпиады школьников в совершенствовании муниципальной системы качества образования.
Ключевые слова: предметные олимпиады школьников, всероссийская олимпиада школьников, оценка качества образования, муниципальная система оценки качества образования, совершенствование муниципальной системы оценки качества образования.
Одной из приоритетных задач в развитии общего образования в Российской Федерации на современном этапе является формирование и развитие системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. Эта стратегическая задача нашла свое отражение на региональном уровне в Государственной программе «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 - 2025 годы, где предметные олимпиады школьников рассматриваются в качестве одной из значимых процедур оценки качества образования, а формирование системы выявления и развития способностей обучающихся также одна из приоритетных задач. [8]
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № Ф3-273 целью проведения предметных олимпиад школьников является «выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, пропаганда науч-
ных знаний, творческих и спортивных достижений» (ст. 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности»). [9]
Всероссийская олимпиада школьников (далее - олимпиада, ВсОШ) - ведущее направление (форма учебной деятельности) в решении этой задачи. Этим и объясняется актуальность олимпиадного движения в рамках общего образования и интерес всех участников образовательных отношений к данной форме работы со школьниками.
ВсОШ проводится ежегодно по 24 предметам с 1 сентября по 30 апреля. Организаторами школьного и муниципального этапов является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; регионального этапа - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования; заключительного этапа - Министерство просвещения Российской Федерации. Организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов ВсОШ на территории Челябинской области с 2018 года осуществляется государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДДО РЦОКИО).
В ряду задач проведения всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области приоритетными являются не только выявление одаренных детей и создание условий, позволяющих им реализовать образовательные потребности. Не менее актуальны задачи по определению уровня сформиро-ванности системы работы с высокомотивированными детьми, определение актуальных проблем в развитии олимпиадного движения на территории Челябинской области. При таком подходе ВсОШ в системе оценки ка-
чества образования Челябинской области является одним из элементов формируемого оценочного пространства, направленного на обеспечение объективности оценки образовательных результатов и эффективного управления по результатам оценочных процедур на всех уровнях. Фактически олимпиады имеют статус оценочной процедуры (периодической вариативной), которая позволяет в ходе проведения школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов ВсОШ получить информацию об уровне достижения предметных результатов обучающимися-участниками олимпиад, проанализировать статистические данные и принять взвешенные управленческие решения.
Качественный анализ результатов участия школьников в олимпиадах от муниципального до заключительного этапа ВсОШ в 2017/2018 учебном году, проведенный специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО, позволил выявить актуальные проблемы в развитии региональной, муниципальной и внутренней систем оценки качества образования в направлении работы с одаренными детьми, обозначить затруднения не только в подготовке обучающихся к предметным олимпиадам, но и в профессиональной деятельности педагогов в рамках сопровождения высокомотивированных школьников в олимпиад-ном движении. Кроме того, на уровне муниципалитетов возникает некорректное понимание роли предметных олимпиад школьников в системе оценки качества образования. Муниципалитеты не принимают участие в олимпиадах по тому или иному предмету, мотивируя это специфичностью отдельных
Степень участия обучающихся (доля участников по предмету
учебных дисциплин (например, китайский, испанский, итальянский языки), а также отсутствием интеллектуально одаренных детей, способных участвовать в предметных олимпиадах школьников. Такой подход нельзя считать оправданным. Проанализируем сложившуюся ситуацию, используя статистические данные участия школьников Челябинской области в школьном и заключительном этапах ВсОШ в 2017/2018 учебном году.
Формирование оценочного пространства олимпиад начинается на школьном уровне, где одним из важных показателей является массовость участия обучающихся в олимпиадах, их вовлеченность в олимпиадное движение. По итогам проведения всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году на территории Челябинской области в школьном этапе предметных олимпиад участвовали 140 954 обучающихся, что составило 70,88% от общего числа школьников 5-11 классов региона. [3] Однако если принять во внимание фактическое количество участников, то данный показатель составляет 395 883 обучающихся и обуславливается тем фактом, что на школьном этапе обучающиеся принимают участие в нескольких олимпиадах.
Изучение результатов участия школьников в предметных олимпиадах в разрезе отдельных учебных предметов позволяет определить процент участия обучающихся в школьном этапе как показатель массовости и востребованности той или иной олимпиады (таблица 1).
Таблица 1
в школьном этапе олимпиады от общего числа участников)
Процентное соотношение Учебный предмет
Менее 1 % Информатика, испанский язык, итальянский язык, китайский язык, немецкий язык, французский язык, экология
1 - 5 % Астрономия, искусство, ОБЖ, право, технология, физика, физическая культура, химия
5 - 10 % Английский язык, биология, география, история, литература, обществознание
Более 10% Математика, русский язык
Таким образом, на школьном этапе всероссийской олимпиады самыми востребованными оказались олимпиады по таким учебным предметам, как математика (14,14%) и русский язык (14,32%). Данные показатели в 1,7 раза превышают аналогичные доли по биологии и обществознанию, в 2 раза - по английскому языку и истории. Наименьшая доля участников приходится на такие учебные предметы, как иностранные языки: испанский (0,09%), итальянский (0,07%) и китайский (0,01%). Это объясняется прежде всего тем, что данные предметы включены в программу проведения всероссийской олимпиады школьников в 2016 г. (испанский, китайский языки) и в 2017 г. (итальянский язык), преподаются только в МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска им. В.Д. Луценко» (итальянский язык), МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска» (испанский язык) в качестве второго иностранного языка. Система подготовки к олимпиаде по этим предметам только формируется. Менее 1% школьников участвуют в олимпиадах по информатике (0,99%) и экологии (0,91%). Данные
показатели могут быть связаны со спецификой этих учебных предметов.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников также предполагает массовое участие обучающихся в данном этапе, это один из основных количественных показателей. В связи с этим необходимо рассмотреть степень участия (количественный показатель) в олимпиадном движении отдельных муниципальных районов и городских округов, что позволит сформировать рекомендации по совершенствованию муниципальной системы оценки качества образования.
В 2017/2018 уч. г. общее количество участников всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне составило 30 330 школьников, из которых 21 064 - обучающиеся городских школ, 9 266 - обучающиеся сельских школ; фактическое количество обучающихся, принимавших участие в муниципальном этапе, составляет 43 942 школьника. Изменение показателя массовости участия в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников представлено в таблице 2.
Таблица 2
Степень участия школьников в муниципальном этапе олимпиады (доля участников по предмету от общего числа участников)
Процентное соотношение Учебный предмет
Менее 1 % Испанский язык, итальянский язык, китайский язык, французский язык
1 - 5 % Английский язык, астрономия, информатика, искусство, немецкий язык, ОБЖ, право, технология, экология, экономика
5 - 10 % Биология, география, история, литература, обществознание, русский язык, физика, физическая культура, химия
Более 10% Математика
Сравнение муниципального этапа со школьным этапом всероссийской олимпиады показывает, что самым массовым предметом остается математика (10,53%). Это объясняется тем, что математика является обязательным предметом в рамках ГИА в 9 и 11 классе, и в рейтинге образовательных предметов учебного плана педагоги (как и родители) традиционно на первое место по значимости ставят математику и русский язык. Самыми малочисленными по-прежне-
му остаются олимпиады по испанскому, итальянскому и китайскому языкам (доля каждого из них менее 1%). Количество участников по таким учебным предметам, как информатика и экология увеличивается: 1,64% и 1,23% соответственно. Однако назвать эту динамику удовлетворительной нельзя. Если отсутствие участников по иностранным языкам можно объяснить объективными факторами (отсутствие педагогов, невостребованность данных предметов на
уровне ОО), то ситуация, связанная с низким показателем количественного участия школьников в олимпиадах по информатике и экологии, как раз отражает отсутствие сформированной системы подготовки к олимпиадам по данным предметам на уровне муниципалитетов, что иллюстрирует проблемы в муниципальной и институциональной системах оценки качества образования.
Помимо решения задачи вовлечения школьников в олимпиадное движение на муниципальном этапе, каждая территория решает задачу формирования команды для качественного участия в региональном этапе ВсОШ. Таким образом, качественный показатель участия школьников в предметных олимпиадах на муниципальном этапе становится не менее значимым, чем количественный. Данный показатель определяется как количество победителей и призеров относительно общего количества участников этапа, а также как количество обучающихся, прошедших на региональный этап олимпиады. Этот показатель принципиально значим еще и потому, что, по мнению авторов статьи, формирование команды, способной достойно представить регион на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, происходит также на муниципальном этапе олимпиады.
Стоит отметить, что команда школьников Челябинской области традиционно демонстрирует высокие результаты на заключительном этапе по таким предметам, как информатика, физика, литература, русский язык, география, искусство, физическая культура, технология, экономика. Это позволяет Челябинской области занимать 5-6 место среди 85 регионов России по количеству победителей и призеров заключительного этапа. Однако существует ряд предметов, по которым на протяжении последних четырех лет прослеживается отрицательная динамика по качественным результатам участия школьников Челябинской области на всероссийском уровне. Особенно показателен этот результат по таким учебным предметам, как астрономия и экология. Выбор данных предметов для анализа авторами статьи объясняется следующими факторами: астрономия с 2017/2018 учебного года входит в учебный
план образовательных организаций как обязательный предмет на уровне среднего общего образования. Изучение астрономии наряду с другими учебными предметами должно способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся. [10] Целью проведения школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии является популяризация астрономических знаний среди широкого круга обучающихся, укрепление системы школьного астрономического образования, выделение одаренных школьников, способных решать астрономические задачи повышенной сложности. [6] Стоит также отметить, что, несмотря на отсутствие астрономии в учебном плане образовательных организаций на протяжении многих лет (астрономия была исключена из школьных программ в 1993 г.), олимпиада по данному общеобразовательному предмету не прекращала своего существования.
Экология на уровне школьного этапа олимпиады также опирается не столько на специфические предметные знания по биологии и химии, сколько на сформированность общих биологических и экологических знаний обучающихся как метапредметной составляющей. Участие в муниципальном этапе олимпиады по экологии предполагает подготовку индивидуального исследовательского проекта, выполнение которого является реализацией требований ФГОС основного общего и среднего общего образования. Качественные показатели участия в олимпиаде по данному предмету дают материал для анализа сфор-мированности системы подготовки к работе над индивидуальным проектом на уровне ОО, отражают умение выстраивать научно-исследовательскую и проектную работу со школьниками; профессиональную готовность педагога к сопровождению деятельности по подготовке проекта; мотивационную готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала. Кроме того, олимпиада по экологии призвана формировать экологическую культуру обучающихся, поскольку именно низкий уровень экологического образования и экологической культуры определен как внутренний вызов экологической безопасности
всей страны в целом. [7] ской области в заключительном этапе все-
Для определения динамики показателя ре- российской олимпиады по астрономии и эко-
зультативности участия были рассмотрены логии (таблица 3). результаты участия обучающихся Челябин-
Таблица 3
Динамика результатов заключительного этапа олимпиады _по астрономии и экологии_
Учебный предмет 20 15 20 16 20 17 2018
Участники Призовые места Участники Призовые места Участники Призовые места Участники Призовые места
Астрономия 3 2 6 3 4 0 1 0
Экология 1 0 1 0 1 0 5 1
Таким образом, представленная таблица положительная динамика результатов по
наглядно демонстрирует определенную отрицательную тенденцию участия школьников Челябинской области в заключительном этапе по астрономии. Участие обучающихся Челябинской области в олимпиаде по экологии на протяжении четырех лет не приносило качественных результатов. В 2018 году ситуация на первый взгляд изменилась, однако на заключительном этапе были представлены лишь две территории (Челябинский ГО и Магнитогорский ГО), а призер заключительного этапа ВсОШ по экологии на момент участия в олимпиаде обучался в 11 классе. Поэтому говорить о том, что ситуация изменилась и наблюдается устойчивая
участию челябинских школьников в олимпиаде по экологии нельзя: риск получить отрицательный результат в 2018/2019 учебном году крайне велик.
Принимая во внимание перечисленные выше факты, авторы предполагают, что объяснение причин отрицательной динамики необходимо искать в муниципальной системе образования в период подготовки к всероссийской олимпиаде школьников. Это подтверждается показателями (количественными и качественными) участия территорий в олимпиадах по астрономии и экологии на муниципальном и региональном этапе.
Таблица 4
Участие муниципалитетов в олимпиадах по астрономии и экологии*
Показатель Астрономия Экология
Участие в муниципальном этапе Количество территорий 28 25
Количество обучающихся 559 570
Качественное участие в муниципальном этапе (победители и призеры) Количество территорий 17 22
Количество обучающихся 85 94
Участие в региональном этапе Количество территорий 16 14
Количество обучающихся 78 104
Качественное участие в региональном этапе (победители и призеры) Количество территорий 2 8
Количество обучающихся 5 29
"Общее количество территорий - 44 (с учетом ГБОУ «ЧОМЛИ»)
Таким образом, из приведенных в таблице (63%) и 25 из 44 (56%) соответственно. По-статистических данных видно, что в муници- казатель качественного участия школьников пальном этапе по астрономии и экологии в олимпиаде на муниципальном этапе (коли-приняли участие только 28 территорий из 44 чество победителей и призеров от общего
числа участников) составляет 15% (астрономия) и 16% (экология).
На региональном этапе в олимпиаде по астрономии приняли участие 78 обучающихся из 16 территорий, что составило 92% от количества победителей и призеров муниципального этапа. Количество участников регионального этапа по экологии выше, чем количество победителей и призеров муниципального этапа (94 и 104 участника соответственно), что может быть объяснено участием в региональном этапе школьников, набравших проходной балл, но не получивших призовые места на муниципальном этапе; количество территорий сократилось до 14. Результаты регионального этапа по данным предметам в 2017/2018 учебном году сложились следующими образом: 5 победителей и призеров из 2 территорий (Челябинский ГО и ГБОУ «ЧОМЛИ») по астрономии (показатель качественного участия - 6%); 29 победителей и призеров (8 территорий) по экологии (показатель качественного участия - 28%). Такой результат назвать удовлетворительным нельзя. На основании его можно говорить о недостаточной сформированно-сти системы работы с высокомотивированными детьми по таким учебным предметам, как астрономия и экология как на школьном, муниципальном, так и на региональном уровнях. Кроме этого такой неутешительный результат демонстрирует кадровый дефицит в муниципальной системе образования Челябинской области, касающийся педагогов-наставников, готовых профессионально работать с одаренными, высокомотивированными детьми, осваивать новые технологии, информационные контенты, сетевые формы взаимодействия при подготовке к олимпиадам школьников.
Знание предмета, использование метапред-метных связей, возможность свободного оперирования полученными знаниями и навыками в нестандартных ситуациях, умение презентовать свой проект - вот те качества, которые требуются обучающемуся, участнику предметных олимпиад школьников. Вместе с тем наличие развитой системы качественной подготовки обучающихся для участия в предметных олимпиадах является неотъемлемым элементом любой образова-
тельной системы. Существует, на наш взгляд, еще одна немаловажная проблема в комплексной системе подготовки олимпиад-ников в рамках всероссийской олимпиады школьников. Это необходимость формирования и развития системы объективного оценивания олимпиадных работ школьников, позволяющая выявить наиболее качественные работы участников, которые могут достойно представить свою территорию на региональном и заключительном этапах олимпиады. Создание обезличенной системы проверки выступает важным критерием совершенствования муниципальной системы оценки качества образования, поскольку объективность оценивания олимпиадных работ - один из главных показателей, влияющих на качественное участие обучающихся муниципалитета в последующих этапах олимпиады.
Таким образом, анализ результатов участия обучающихся в олимпиадах школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов олимпиады стал основой для формирования рекомендаций для образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по дальнейшему развитию системы работы с одаренными детьми в реализации задачи формирования эффективной системы оценки качества образования как на уровне отдельной образовательной организации, так и на муниципальном уровне. [1]
На уровне муниципальных образований необходимо проанализировать и использовать результаты статистических данных об участии обучающихся Челябинской области во ВсОШ при оценке качества образования в общеобразовательных организациях муниципалитетов и для принятия управленческих решений по совершенствованию системы работы с одаренными детьми на уровне муниципальных образований;
довести результаты участия обучающихся во ВсОШ до руководителей общеобразовательных организаций муниципального образования;
осуществлять мониторинг выполнения требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады с целью
создания равных условий для участия школьников в конкретном этапе олимпиады, соблюдения прав участников олимпиады и обеспечения получения максимально объективных качественных результатов на соответствующих этапах олимпиады. При этом организаторам муниципального и школьного этапов ВсОШ 2018/2019 учебного года необходимо использовать методические рекомендации, разработанные центральными предметно-методическими комиссиями;
создать необходимые условия для распространения лучшего опыта подготовки и проведения школьного и муниципального этапов олимпиады;
используя материалы информационно-аналитической справки об участии школьников Челябинской области во ВсОШ, провести анализ результативности участия общеобразовательной организации в школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах ВсОШ, определить проблемы в подготовке участников олимпиады, наметить пути их решения;
обеспечить в общеобразовательной организации создание равных условий для непрерывного развития одаренных детей, подготовки их к участию в олимпиадах;
с целью раннего выявления одаренных детей и создания оптимальных условий для реализации их потенциала активнее привлекать к участию в олимпиадном движении обучающихся 5-8 классов, формируя у обучающихся образовательной организации положительный образ участника предметных олимпиад;
создать условия для повышения квалификации педагогов-наставников одаренных детей, используя опыт учителей, имеющих качественные результаты в подготовке обучающихся к предметным олимпиадам, а также опыт преподавателей высшей школы;
учителям-предметникам активнее использовать современные информационные технологии в работе с одаренными детьми, Интернет-ресурсы, материалы методического сайта ВсОШ, методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов ВсОШ в 2018/2019 учебном году, разработанные центральными предметно-методиче-
скими комиссиями.
Таким образом, на уровне муниципальных образовательных систем необходимо осознать приоритетность задачи, обозначенной в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая состоит в создании эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. [4]
Список литературы
1. Баранова, Ю. Ю. Научно-методические аспекты развития региональной системы оценки качества образования [Текст] / Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. -№1(2). - С. 21-25.
2. Единый государственный экзамен в контексте объективности оценки качества образования [Текст] / С.С. Кравцов, А.А. Музаев, А.А. Каверина// Педагогические измерения. - 2018. - №2. - С. 8-12.
3. Информационно-аналитическая справка о результатах участия школьников Челябинской области в школьном, муниципальном, региональном, заключительных этапах всероссийской олимпиады школьников, областном этапе областной олимпиады школьников, в международных олимпиадах в 2017/2018 году [Электронный ресурс]: официальный сайт ГБУ ДПО РЦОКИО - Режим доступа: https://rcokio.ru/novosti/informatsion no-analiticheskaja-spravka-o-rezultatah-uchasti ja-shkolnik/. - Загл. с экрана (дата обращения: 01.10.2018).
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]: (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.) - Режим доступа: http://edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/ 2837.pdf - (дата обращения: 01.10.2018).
5. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области [Текст]: (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) / Министерство
образования и науки Челябинской области. -Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 46 с.
6. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов ВсОШ 2018/2019 год по астрономии [Электронный ресурс]: рекомендации Центральной предметно-методической комиссии - Режим доступа: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/ mpp/files/ast-sm-2019. pdf (дата обращения: 01.10.2018).
7. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов ВсОШ 2018/2019 год по экологии [Электронный ресурс]: рекомендации Центральной предметно-методической комиссии - Режим доступа: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/ files/ekol-sm-2019.pdf - (дата обращения: 01.10.2018).
8. О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 - 2025 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. №732-П - Режим доступа: http://www.mlnobr74.ru/Storage/Flle/LegalAct File/File/src/7704/732-%D0%9F.pdf. (дата обращения: 31.07.2018).
9. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон РФ от 21.12.2012 г. №273-ФЗ - М.: Проспект, 2013. - 160 с.
10. Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» [Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2017 г. №ТС-194/08 - Режим доступа: http://www.apkpro.ru/theme/upload/pis-mo-mi nobrnauki-ts- 194-08-ob-organizacii-izucheni ya-uchebnogo-predmeta astronomiya_36aa46d c73bb5c1b33f63f0fd 3a979d1.pdf - Загл. с экрана (дата обращения: 01.10.2018).
References
1. Baranova, YU. YU. Nauchno-metodiches-kie aspekty razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / YU. YU. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2017. - № 1(2). - S. 21-25.
2. Edinyy gosudarstvennyy ekzamen v kontekste ob"ektivnosti otsenki kachestva
obrazovaniya [Tekst] / S.S. Kravtsov, A.A. Mu-zaev, A.A. Kaverina// Pedagogicheskie izme-reniya. - 2018. - №2. - S. 8-12.
3. Informatsionno-analiticheskaya spravka o rezul'tatakh uchastiya shkol'nikov CHelya-binskoy oblasti v shkol'nom, munitsipal'nom, regional'nom, zaklyuchitel'nykh etapakh vse-rossiyskoy olimpiady shkol'nikov, oblastnom etape oblastnoy olimpiady shkol'nikov, v mezhdunarodnykh olimpiadakh v 2017/2018 godu [Elektronnyy resurs]: ofitsial'nyy sayt GBU DPO RTSOKIO - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/ novosti/informatsionno-analit-icheskaja-spravka-o-rezultatah-uchastija-shko-lnik/. - Zagl. s ekrana (data obrashcheniya: 01.10.2018).
4. Kontseptsiya obshchenatsional'noy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov [Elektronnyy resurs]: (utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federatsii D.A. Medvedevym 3 aprelya 2012 g.) - Rezhim dostupa: http://edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/ 2837.pdf -(data obrashcheniya: 01.10.2018).
5. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti [Tekst]: (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 46 s.
6. Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu shkol'nogo i munitsipal'nogo eta-pov VsOSH 2018/2019 god po astronomii [Elektronnyy resurs]: rekomendatsii TSentral'noy predmetno-metodicheskoy komissii - Rezhim dostupa: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/ mpp/files/ast-sm-2019.pdf (data obrashcheniya: 01.10.2018).
7. Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu shkol'nogo i munitsipal'nogo eta-pov VsOSH 2018/2019 god po ekologii [Elektronnyy resurs]: rekomendatsii TSentral'noy predmetno-metodicheskoy komissii - Rezhim dostupa: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/ files/ekol-sm-2019.pdf - (data obrashcheniya: 01.10.2018).
8. O gosudarstvennoy programme CHelya-binskoy oblasti «Razvitie obrazovaniya v CHelyabinskoy oblasti» na 2018 - 2025 gody [Elektronnyy resurs]: postanovlenie Pravitel'stva CHelyabinskoy oblasti ot 28.12.2017 g. №732-
P - Rezhim dostupa: http://www.mi-nobr74.ru/Storage/File/LegalAct File/File/src/ 7704/732-%D0%9F.pdf. (data obrashcheniya: 31.07.2018).
9. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: Federal'nyy zakon RF ot 21.12.2012 g. №273-FZ - M.: Prospekt, 2013. - 160 s.
10. Ob organizatsii izucheniya uchebnogo predmeta «Astronomiya» [Elektronnyy resurs]: Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-siyskoy Federatsii ot 20 iyulya 2017 g. №TS-194/08 - Rezhim dostupa: http://www.ap-kpro.ru/theme/upload/pis-mo-minobrnauki-ts-194-08-ob-organiza cii-izucheniya-uchebnogo-predmeta-astronomiya_3 6aa46dc73bb5c1b33f6 3f0fd 3a979d1.pdf - Zagl. s ekrana (data obrashcheniya: 01.10.2018).
Сведения об авторах
Николаева Владислава Валериевна -
начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Соколова Екатерина Игоревна - методист отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Nikolaeva V.V. - Head of the Department of supporting events for gifted children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Sokolova E.I. - Methodist of the Department of supporting events for gifted childrene, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk