Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1
Право
УДК 378.1
Олимпиада студентов неюридических специальностей по правоведению как способ повышения правовой культуры
Селивановская Ю.И.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры права Казанского государственного финансово-экономического института
Новаковская А.В.
Кандидат экономических наук, заведующая кафедрой гражданского и трудового права Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева
Демиева А.Г.
Кандидат юридических наук, ассистент
кафедры гражданского и предпринимательского права
Казанского государственного университета
Исследователи сходятся во мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. Очевидно, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. Существуют различные способы повышения правовой культуры: правовое воспитание, правовое образование, правовая информатизация. Статья посвящается рассмотрению олимпиады как способа повышения правовой культуры студентов.
Ключевые слова: олимпиада, правовая культура, правовое воспитание, юридический кругозор.
Право, будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, создает уникальные возможности для решения современных образовательных задач. Оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. В частности, изучение правового материала создает условия для развития и самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе норм и моделей поведения, формирования активной жизненной позиции, умения принимать 90
самостоятельные решения, нести ответственность за себя и свои действия.
Одной из форм активизации правового воспитания и пропаганды научных знаний являются олим-пиадные соревнования по правовому образованию. Олимпиада по правоведению - шаг к повышению уровня гражданского самосознания, формированию активной жизненной позиции молодежи, её правовой культуры.
В настоящее время Республика Татарстан принимает активное участие во Всероссийской олимпиаде
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1
Право
школьников по праву, в Казани ежегодно проводится Республиканский конкурс студентов-юристов. Однако студенты неюридических специальностей не вовлечены в олимпиадное межвузовское движение, несмотря на то, что олимпиады выполняют присущие им функции, от реализации которых зависит решение актуальнейших задач современного образования:
• переориентация образования на запросы личности. Исходя из того, что уровень правовых знаний у населения достаточно низок, студенты неюридических специальностей с удовольствием получают практические юридические знания, которые могут быть использованы в их жизни. Так, особый интерес вызывают вопросы защиты прав потребителей, заключения и расторжения брака, алиментных отношений, наследования, заключения и прекращения трудового договора;
• развитие общей культуры подрастающего поколения посредством формирования у студентов научных форм системного мышления, которое станет основой для творческого подхода к собственной деятельности;
• обеспечение условий для практической реализации триады «воспитание - просвещение - образование» на основе личного опыта творческой познавательной деятельности;
• повышение креативности образования, использование не просто новых интерактивных технологий, а приспособление уже существующих к высшему профессиональному образованию.
Основными целями и задачами олимпиады являются:
- выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- пропаганда научных юридических знаний;
- активизация правового воспитания;
- пропаганда правовой культуры и правовых знаний с целью формирования правосознания;
- развитие у молодежи интереса к юридическим знаниям;
- придание более высокого статуса правовым дисциплинам в ряду других дисциплин.
С целью внедрения олимпиады по праву в процесс обучения студентов неюридических специальностей было разработано «Положение о межвузовской олимпиаде студентов неюридических специальностей по правоведению».
В олимпиаде могут принимать участие студенты как государственных, так и негосударственных ВУЗов, обучающиеся по неюридическим специальностям. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения по всем специальностям содержат дисциплину «Правоведение» в цикле ГСЭ - общегуманитарные и социально-экономические дисциплины. Програм-
мы дисциплины «Правоведение» в государственных стандартах всех специальностей содержат одинаковые дидактические единицы.
Олимпиада проводится в два этапа: первый
- внутривузовский (отборочный) тур и второй тур
- межвузовский.
Первый этап проводится ВУЗом самостоятельно. Для этого целесообразно каждому ВУЗу разработать свое Положение об олимпиаде. В качестве примера может быть использовано «Положение об олимпиаде студентов Казанского государственного финансово-экономического института по праву» (с ним можно ознакомиться в КГФЭИ). Одной из проблем, с которой сталкиваешься при разработке правил проведения первого тура, является время его проведения. Правоведение - это дисциплина, которая рассчитана на один семестр. В связи с этим, на наш взгляд, ВУЗ должен проводить отборочный тур два раза в год - в осеннем и весеннем семестрах, чтобы все студенты имели возможность и желание принять участие в олимпиаде. Дело в том, что заинтересовать студентов в участии в олимпиаде фактически мы можем только поощрениями по результатам изучения правоведения. Каждый вуз может предложить свои варианты поощрения студентов в зависимости от системы оценки качества освоения курса. В качестве такого поощрения могут быть использованы так называемые «зачеты-автоматы» и «экзамены-автоматы». В тех же ВУЗах, где такой возможности не существует в силу особенностей учебного процесса, необходимо выработать иные способы поощрения. Например, в Казанском государственном финансово-экономическом институте по дисциплине «Правоведение» студенты сдают экзамен в форме компьютерного тестирования и «автоматы» не предусматриваются вообще. В этой ситуации возможно только проставление максимального количества баллов по блоку индивидуальной работы и (или) блоку промежуточного контроля.
По результатам первого тура каждый ВУЗ должен отобрать 10 студентов для участия во втором межвузовском туре. Межвузовский тур проводится в апреле на базе одного из высших учебных заведений. Выбор государственного, муниципального или негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, на базе которого будет проводиться межвузовский этап олимпиады, осуществляется на основании заявок, поданных этими учреждениями.
Для проведения межвузовского этапа олимпиады создается жюри межвузовского этапа олимпиады. Вопросы организации межвузовского этапа олимпиады возлагаются на Центральный оргкомитет олимпиады.
Центральный оргкомитет олимпиады:
а) вносит предложения по дате проведения межвузовского этапа олимпиады;
91
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1
Право
б) рассматривает совместно с членами жюри апелляции в случае, если во время проведения межвузовского этапа олимпиады жюри и участник межвузовского этапа олимпиады не смогли прийти к единому мнению по оценке работы участника межвузовского этапа олимпиады;
в) анализирует и обобщает итоги олимпиады;
г) готовит материалы для освещения организации и проведения олимпиады в средствах массовой информации.
Состав жюри формируется, как правило, из числа научных и педагогических работников профильный кафедр, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих общеобразовательные программы по направлению и специальности «Юриспруденция».
Жюри межвузовского этапа олимпиады:
а) составляет олимпиадные задания;
б) оценивает выполненные олимпиадные задания;
в) проводит анализ выполненных олимпиадных заданий;
г) рассматривает совместно с оргкомитетом олимпиады апелляции.
Второй тур олимпиады проводится по олимпи-адным заданиям, разработанным жюри олимпиады. Олимпиадные задания должны, на наш взгляд, включать тестовые задания и практические задачи (казусы). Юриспруденция предполагает изучение не только теории права, но и умение применять эти теоретические знания на практике. При этом тестовые задания должны соответствовать следующим требованиям:
1) тестовые задания должны быть разнообразны по содержанию, то есть включать в себя задания по всем основным отраслям права;
2) задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);
3) в заданиях выбора для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины и понятия, составляющие предметную область права.
Практические задачи (казусы) представляют собой открытые вопросы, при ответе на которые участники своими словами дают решение предложенных правовых проблем, демонстрируя умение определить, нормами какой отрасли права регулируется то или иное правоотношение, какая конкретная норма права должна быть применена и как должна быть разрешена проблема.
Объектом оценивания олимпиадных заданий, построенных как единство теории и практики, ориентированных на формирование ключевых компетенций в социально-правовой сфере, являются не только знания и умения, но и интеллектуальные навыки по работе с социально-правовой информацией
(критическое мышление), умения представить свою точку зрения, преподнести информацию (коммуникативные навыки) и т.п.
В проведении межвузовского тура участвуют представители Центрального оргкомитета олимпиады и члены жюри. Представители Центрального оргкомитета перед началом тура вручают участникам олимпиады бланки заданий соответствующего тура, а также осуществляют шифровку работ студентов. Представители Центрального оргкомитета предупреждают участников олимпиады о недопустимости пользования мобильными телефонами во время проведения олимпиады. В противном случае участник снимается с тура.
В ходе работы над заданиями тура у участников возникают различные вопросы, на которые имеют право отвечать только члены жюри олимпиады. Они регулярно совершают обход аудиторий, в которых участники выполняют задания тура, и отвечают на вопросы. За полчаса до истечения времени, отведенного для выполнения заданий, члены жюри предупреждают участников об этом. Участники, выполнившие задания раньше намеченного срока, сдают представителям Центрального оргкомитета или членам жюри бланки ответов и брошюры с заданиями и покидают аудиторию. После того, как последний участник олимпиады сдает работу, бланки ответов пересчитываются, и члены жюри начинают проверку олимпиадных работ.
Участники межвузовского этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями межвузовского этапа олимпиады. Призерами межвузовского этапа олимпиады в пределах установленной квоты признаются все участники межвузовского этапа олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается такое же количество баллов, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим с ним равное количество баллов, определяется следующим образом:
- все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;
- все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.
Квота на количество победителей и призеров межвузовского этапа олимпиады составляет 25 % от общего количества участников межвузовского этапа олимпиады. Непосредственное количество победителей олимпиады определяется Центральным оргкомитетом олимпиады.
Победители и призеры межвузовского этапа олимпиады награждаются дипломами и ценными призами.
92
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 1
Право
Необходимо отметить, что олимпиада - это не проверка знаний студентов в рамках программы дисциплины «Правоведение». Студент, который принимает участие в олимпиаде, должен обладать
дополнительными знаниями и навыками в сфере юриспруденции. Расширение юридического кругозора позволит повысить уровень правовой культуры студентов.
Jurisprudence competition among students of non-legal fields of study as a way for raise of legal culture
J. Selivanovskaya
The Kazan State Finance and Economics Institute A. Novakovskaya
Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev
A. Demieva
The Kazan State University
Researchers are unison in opinions that legal culture level of a Russian is not high. Obviously, if we contemplate to, for example, reduce the crime rate, inevitably the withdrawal will be, firstly, the necessity of increase of legal culture level, impart of respect to social norms and values. There are different ways for the legal culture growth like legal upbringing, legal education, legal informativity. The article is devoted to examine the competition as a way for growth of students ’ legal culture.
Key words: competition, legal culture, legal education, legal outlook.
93