СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Л. И. Савинов, В. С. Афанасьев
В статье рассматривается опыт проведения III тура Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Социальная работа» в Историко-социологическом институте МГУ им. Н. П. Огарева в 1999—2008 гг. Анализируется ее значение в педагогическом процессе, влияние на качество высшего образования, также рассматривается технология организации, выявленные проблемы и тенденции. В работе представлен основной пласт выводов о важности олимпиадного движения и необходимости его интеграции с общим образовательным процессом в высшей школе.
Всероссийская студенческая олимпиада (ВСО) по социальной работе направлена на совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами и проводится с целью развития творческих способностей студентов специальности «Социальная работа». Порядок организации Олимпиады по социальной работе предполагает проведение конкурса в три тура: I тур — внутривузовский; II — региональный (городской); III тур — Всероссийский. К участию в III туре допускаются студенты, занявшие призовые места во II туре.
В течение десяти лет, с 1999 по 2008 г., в соответствии с приказами Министерства образования Российской Федерации базовым вузом проведения III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе являлся ГОУВПО «Мордовский государственный уни-
верситет имени Н. П. Огарева» (г. Саранск). За десять лет работы в формировании олимпиадного движения сотрудники и преподаватели университета наработали большой опыт. Каждый год в университете разрабатывается Положение о III туре Всероссийской олимпиады и приказом ректора формируется оргкомитет олимпиады, жюри, апелляционная и мандатная комиссии, причем в состав жюри и апелляционной комиссии входят сопровождающие студентов преподаватели из других вузов (от 7 до 5 человек). Затем оргкомитет рассылает приглашения вузам об участии в Олимпиаде.
На этом этапе очень важны понимание и поддержка со стороны администрации вуза, которая оказывается на протяжении всех десяти лет. Ректор Мордовского университета профессор Н. П. Макаркин всегда активно поддер-
живает инициативу ИСИ и кафедры социальной работы в организации III тура.
Особое внимание оргкомитетом уделяется организации встречи и размещению всех участников и гостей Олимпиады в семьях студентов, студенческом общежитии, лучших гостиницах г. Саранска. К каждому иногороднему участнику прикрепляется гид из числа студентов института. Опыт деятельности гидов является интересным и постоянно вызывает положительные отзывы со стороны участников Олимпиады. Студентам-участникам Олимпиады предлагается культурная программа, вручаются информационные буклеты о научно-исследовательской жизни института, студенческом самоуправлении, учебном и воспитательном процессах [3, с. 67].
III тур Всероссийской студенческой олимпиады — это всегда яркое событие как для участников из разных регионов и вузов Российской Федерации, так и для кафедры социальной работы, Историко-социологического института, Мордовского университета. Буквально все студенты и преподаватели как базового вуза (Мордовский университет), так и приезжающие из других городов с удовольствием отмечают особые отношения, возникающие между участниками. Вероятно, влияние специальности «Социальная работа» самым непосредственным образом сказывается на открытости, дискуссионности и диалогичности. Профессия социальный работник имеет истоки, способствующие распространению дружбы, готовности прийти на помощь. Развитие духа взаимопомощи среди участников Олимпиады — сложившийся факт, который приходится учитывать в процессе подготовки конкурсов, подстегивая это чувство или, наоборот, немного ограничивая для обострения духа соперничества.
Между тем торжественному моменту открытия Олимпиады, проведению конкурсов, тесному и плодотворному общению студен-тов-участников и преподавателей, подведению итогов, торжественному награждению победителей ежегодно предшествует долгая, сложная работа оргкомитета и разработчиков конкурсных заданий. В этой кропотливой работе важно предусмотреть все: начиная от обеспечения всей необходимой документацией, решения финансовых, организационных, кадровых вопросов, обеспечения безопасности, качест-
венной разработки конкурсов и критериев их оценки и заканчивая проверкой орфографии и опечаток в документах, обеспечением чистоты в помещениях, где будет проводиться Олимпиада и т. д. [2, с. 25—26].
Наиболее сложный процесс подготовки Олимпиады — разработка конкурсных заданий. Основное их условие — соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта по социальной работе. Источниками составления конкурсных заданий служат работы ведущих ученых в области социальной работы. Основную работу по подготовке заданий проводит профессорско-преподавательский состав кафедры социальной работы, начиная ее практически за два месяца до открытия Олимпиады. Организационные вопросы, не связанные с конкурсами, берет на себя администрация во главе с директором Историко-социологического института, доктором исторических наук профессором, членом-кор-респондентом РАН Н. М. Арсентьевым. Объем работы по праву можно назвать гигантским и ее хватает для всех служб и подразделений института.
Как правило за два дня проводятся 5 конкурсов. Неизменным по форме за все десять лет являлся только один конкурс «Эрудит»: это ответы на вопросы, где компьютер дает сразу же результаты каждого участника в баллах. Конкурс проверяет фактологические значения участников. Остальные конкурсы у нас менялись не только по содержанию, но и по форме.
За десять лет олимпиадного движения в Мордовском государственном университете были опробованы различные подходы к организации конкурсов. Среди основных типов конкурсных заданий можно выделить следующие:
1. Домашнее задание. Конкурс обычно является творческим, задание на конкурс подготавливается и рассылается будущим участникам вместе с информационными письмами на Олимпиаду. Таким образом, у участников имеется примерно месяц на его подготовку. В разные годы смысл домашних заданий был различен. Традиционная для первых олимпиад форма домашнего творческого задания — «представление вуза, города, региона» — позже была оформлена нами как попытка объединить визитку с представлением практического
опыта по подготовке социальных работников в регионе или по специфике организации системы социального обеспечения. Одновременно за несколько олимпиад нами был собран богатый материал, позволяющий определить особенности социальной работы в различных регионах Российской Федерации. Подробно вся процедура подготовки творческих домашних заданий, их история на протяжении десяти лет олимпиад в Саранске представлены в нашем издании «Методические рекомендации по проведению III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе» [2]. Там же представлена попытка первичного анализа материалов творческих конкурсов олимпиад 2006 и 2007 гг.
2. Аукцион знаний. Конкурс входит в программу Олимпиады с 2003 г. и с тех пор стал фактически визитной карточкой Олимпиады в Саранске. За шесть лет его проведения методика конкурса претерпела значительные изменения. Первые конкурсы представляли собой классические аукционы с «продажей» вопросов, причем в некоторые годы подготовка вопросов включалась в программу домашнего задания — участники под контролем жюри сами формировали базу заданий конкурса. Позже в конкурс была введена мультимедийная составляющая, конкурс стал более наглядным, динамичным. Неизменным остался только базовый смысл конкурса — получение баллов за правильные ответы и проведение массового конкурса, когда все участники Олимпиады находятся в одном помещении и в разной степени интерактивно взаимодействуют с ведущим.
3. Идея «массового» конкурса нашла продолжение в Олимпиаде 2008 г. Впервые командой кафедры социальной работы был разработан и предложен конкурс на этапной игровой логике, когда публичный конкурс, объединив в себе письменные и устные игровые задания, выстраивался по принципу туров, на каждом из которых происходило отсеивание части игроков. Принципиально новый подход к оформлению конкурсного задания позволил опробовать отличающийся от всех ранее используемых метод присуждения баллов. Данный конкурс отличает более выраженная амплитуда по присуждаемым баллам, благодаря этому он становится важным в определении итоговой таблицы победителей. Этот метод еще предстоит детально изучить и проанализировать,
но одно ясно — он привнес в Олимпиаду острый дух игровой соревновательности и четкое стремление к победе.
4. Письменные конкурсы присутствовали на протяжении всех десяти лет олимпиад. Они имели разную направленность. В первые пять лет Олимпиады письменные задания подготавливались коллективами дружественных кафедр психологии и философии и были направлены на выявление знаний в области психологического сопровождения и психологических компетенций участников как будущих практических социальных работников, в области философии проверялась подкованность участников в области этики социальной работы, знаний норм общения с клиентами. Позже в программу Олимпиады стали включаться мультидисциплинарные письменные конкурсы по практикоориентированным вопросам социального обеспечения. Одним из нововведений последних двух лет стали тематические письменные конкурсные задания по дисциплинам Государственного образовательного стандарта. В 2007 г. такой дисциплиной стали «Методы исследования в социальной работе», а в 2008 г. — «Конфликтология в социальной работе». Некоторые проблемы применения данного подхода к проведению письменных конкурсов продиктованы разным содержанием преподаваемых курсов в разных вузах страны, однако, авторский коллектив старается максимально близко следовать нормам Государственного образовательного стандарта и рекомендациям Министерства образования по содержанию учебных курсов и охватывает в данных заданиях только те области науки, которые должны быть обязательно затронуты в процессе подготовки специалиста по социальной работе.
5. Отдельным пунктом следует рассмотреть театрализованные конкурсы. Основой театрализованных конкурсов, называвшихся «Ребусы социальной работы» и проводившихся в 1999 и 2000 гг. в рамках III тура, являлись конкретные жизненные ситуации из практики социальной работы с различными категориями населения, в различных учреждениях. После каждой театрализованной сценки, которая длилась 4—5 минут, участникам необходимо было выявить социальную проблему, заложенную в данной ситуации, и предложить наиболее эффективный и оригинальный способ ее
решения. Достоинства конкурса «Ребусы социальной работы» — зрелищность, яркость, динамизм и его незабываемость, а также практикоориентированный характер [1].
Алгоритм подготовки и утверждения конкурсных заданий к Олимпиаде на кафедре социальной работы следующий:
— критический обзор проведения конкурсных заданий на предыдущей Олимпиаде: нахождение ошибок, неточностей, слабых мест, учет замечаний, сделанных членами УМО по социальной работе, участниками, членами комиссий, присутствующими преподавателями из других вузов страны;
— создание рабочей группы по подготовке конкурсных заданий;
— утверждение конкурсных заданий на собрании рабочей группы;
— рассмотрение и утверждение конкурсных заданий на заседании кафедры.
В процессе проведения конкурсных соревнований становится заметной степень профессиональной подготовленности студентов по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений. Результаты, показанные студентами, дают богатый и разнообразный материал профессорско-преподавательскому составу из российских вузов и специалистам УМО в области социальной работы.
В ответах студентов (а это лучшие студенты российских вузов) отчетливо просматриваются достижения и недоработки не только в плане индивидуально-личностной профессиональной подготовки участников, но и уровень методологии и методики преподавания в разных вузах отдельных предметов, включая циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общие математические и естественно-научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины специализации. Жюри всегда отмечает умение участников показать знания и навыки практической работы, которые они получили в процессе прохождения практик в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения. Студенты в ответах на вопросы о практике демонстрируют не только общие и специфичные знания, но и обмениваются между собой разнообразным региональным опытом организации в своем вузе ознакомительной, учебной, производ-
ственной практик и практики по специализации. К вопросам, связанным с проведением и организацией практик в разных высших учебных заведениях, у студентов имеется особый интерес, что несомненно служит еще одним доводом, свидетельствующим о практикоориентированном характере специальности. К опыту практической работы (отечественному, зарубежному, региональному, местному) на Олимпиаде по социальной работе у ее участников всегда можно отметить наличие профессионального интереса [2, с. 8—9].
За десять лет были отмечены как победители 45 участников из 22 вузов и 20 городов России. Считаем необходимым упомянуть всех победителей десяти лет (табл.).
Таким образом, ведущими вузами стали: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева — три первых места, три вторых, четыре третьих; Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского — одно первое место, три вторых, два третьих; Казанский государственный медицинский университет — два вторых места, одно третье; Пермский государственный университет — одно первое место, два третьих; Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова — одно второе, одно третье место; Северо-Кавказский государственный технический университет — одно второе, одно третье место; Уральский государственный университет им. А. М. Горького — одно второе, одно третье место; Бурятский государственный университет — одно первое место, одно второе; Сибирский государственный индустриальный университет — одно первое место, одно второе.
Известно, что как минимум восемь (18 %) из призеров Всероссийской олимпиады в дальнейшем связали свою жизнь с высшим образованием и остались в науке: И. Г. Напалкова (Буйнова) — заместитель директора по научной работе ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева (победитель 1999 г.), Е. В. Камышова (Кузнецова) — доцент кафедры социальной работы ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, А. В. Выгодская (Шапарь) — ассистент кафедры социальной работы УГУ им. А. М. Горького (участник 2002 г., призер 2003 г.), П. В. Кирилловых — преподаватель кафедры социальной работы ВГГУ, г. Киров (победитель 2004 г.), А. М. Двойнин — преподаватель кафедры практической психологии
Год участия Место ФИО участника Вуз Город
1999 Ирина Буйнова Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
Галина Соколова Пермский государственный университет Пермь
2 Екатерина Кузнецова Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
2 Елена Милованова Казанский социально-юридический институт Казань
3 Роман Бузыкин Орловский государственный университет Орел
3 Татьяна Амеликина Пермский государственный университет Пермь
2000 Наталья Назарова Сибирский государственный технологический университет Красноярск
2 Татьяна Антонова Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова Архангельск
2 Максим Чернышов Северо-Кавказский государственный технический университет Ставрополь
3 Дарья Рудакова Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова Архангельск
3 Ольга Половцева Амурский государственный университет Благовещенск
2001 Елизавета Ульянова Волгоградский государственный университет Волгоград
2 Юлия Мусина Уральский государственный университет им. А. М. Горького Екатеринбург
2 Юлия Вакулова Самарский государственный университет Самара
3 Ольга Понимаскина Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
3 Роман Юмагузин Северо-Кавказский государственный технический университет Ставрополь
2002 Кристина Эйрих Сибирский государственный индустриальный университет Новокузнецк
2 Ольга Черных Бурятский государственный университет Улан-Удэ
2 Олеся Мещерякова Сибирский государственный индустриальный университет Новокузнецк
3 Алексей Двойнин Омский государственный педагогический университет Омск
3 Ирина Попова Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Балашов
2003 Ольга Черных Бурятский государственный университет Улан-Удэ
2 Лидия Беглова Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
2 Ирина Попова Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Балашов
3 Юлия Маршалова Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Балашов
3 Анна Шапарь Уральский государственный университет им. А. М. Горького Екатеринбург
2004 Павел Кирилловых Вятский государственный гуманитарный университет Киров
2 Татьяна Безрукова Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
2 Константин Эделев Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Балашов
3 Марат Чермантеев Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
3 Мария Лобанова Сыктывкарский государственный университет Сыктывкар
2005 Елена Кудаева Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
2 Александр Мичурин Башкирский государственный университет Уфа
2 Ильфар Фаттахов Казанский государственный медицинский университет Казань
3 Ольга Лядова Пермский государственный университет Пермь
3 Екатерина Ледяева Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
2006 Ольга Кондрашова Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Балашов
2 Вероника Жук Омский государственный педагогический университет Омск
З Екатерина Ледяева Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
2007 Наталья Пикузо Кемеровский государственный университет Кемерово
2 Юлия Красильникова Казанский государственный медицинский университет Казань
З Екатерина Дружинина Рязанский государственный радиотехнический университет Рязань
2008 Александра Мосева Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Саранск
2 Татьяна Соболева Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Балашов
З Евгения Тренина Казанский государственный медицинский университет Казань
ОГПУ (г. Омск), кандидат психологических наук, заведующий лабораторией психофизиологических исследований, главный редактор журнала «Одаренный ребенок» (призер 2002 г.), Е. Г. Кудаева — преподаватель кафедры социальной работы ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева (участник 2003 г., призер 2004 г., победитель 2005 г.), Т. В. Соловьева (Безрукова) — преподаватель кафедры социальной работы ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева (участник 2003 и 2005 гг., призер 2004 г.), Е. В. Ледяева — преподаватель кафедры социальной работы ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева (призер 2005 и 2006 гг., ответственный секретарь Олимпиады 2008 г.). И это только немногие примеры, так как биографии примерно половины призеров оргкомитет Олимпиады в Саранске еще не смог восстановить. Мы уверены, что это неокончательный список.
На протяжении последних лет Олимпиады в ее программу была введена практика научно-практических конференций для сопровождающих преподавателей. Первая попытка организации такого общения ориентировалась на попытку организовать свободное время преподавателей. Однако сразу стало понятно, что такая форма неформального общения дает очень обширный материал: преподаватели обмениваются опытом, обсуждают насущные проблемы организации образования в области социальной работы, касаются самых острых и сложных моментов своей работы, через обмен опытом находят варианты решения своих вопросов. Среди тематик, которые обсуждались на конференциях, были вопросы организации подготовки бакалавров и магистров по направлению социальной работы, подходы к опреде-
лению учебных программ и форм работы в магистратуре, опыт организации учебных практик студентов по специальности «Социальная работа» и многие другие. Благодаря широкой географии Олимпиады и тому, что студентов обычно сопровождают преподаватели, хорошо осведомленные в проблемах подготовки и обучения в своих вузах, программа конференции получается очень насыщенной и интересной для участников.
К сожалению, сжатые сроки Олимпиады не позволяют в достаточной мере развить данное направление, и на конференцию преподавателей остается не более двух часов. Правда, с окончанием отведенного на конференцию времени дискуссии и обсуждения не заканчиваются, сопровождающие преподаватели продолжают общение в более узких группах. Поэтому мы считаем, что организация подобных мероприятий в рамках Олимпиады по социальной работе является нашей удачной находкой, в какой-то мере интегрирующей всероссийский опыт высшего образования в области социальной работы и стимулирующей межвузовское общение на уровне преподавателей.
Социальную значимость студенческих олимпиад по социальной работе трудно переоценить. Для непосредственных участников — это серьезный экзамен на общероссийском уровне, экзамен особый, крайне сложный, многопредметный, высокопрофессиональный и объективный. Студенты имеют уникальную возможность сравнить свои знания, навыки, умения, опыт. Причем сравнительный анализ происходит на общероссийском образовательном уровне. Не менее важное значение для студенческой молодежи имеет представленная
возможность для общения. Студенты сполна пользуются новой возможностью для знакомств, налаживаются личные и профессиональные отношения. Можно смело утверждать, что для целого ряда участников Олимпиада сыграла значительную роль в личной судьбе. Многие студенты, участники соревнований, уже стали преподавателями и аспирантами. Есть ряд примеров, когда преподаватели, сопровождающие студентов на Всероссийскую олимпиаду, в недалеком прошлом сами были непосредственными ее участниками. Вне всякого сомнения, студенческие олимпиады можно отнести к специфичной, высокопрофессиональной школе [4, с. 97].
Проведение всероссийских олимпиад имеет многогранное и важное значение для всех участников: от самих студентов-конкурсантов до всей системы высшего образования России. Для студентов Олимпиада становится очень важной вехой в развитии их научных и профессиональных квалификаций, стимулом и дальнейшим шагом в становлении как высококлассных профессионалов в своем деле, стимулирует расширение социокультурных связей и определяет дальнейшую судьбу. Более того, даже студенты, не участвующие в конкурсах, а занятые в организации Олимпиады, оказываются в условиях причастности к такому крупному мероприятию, попадают в атмосферу взаимного уважения и поддержки, наравне с руководителями и преподавателями включаются в коллектив организаторов. Такая атмосфера создает очень четкое чувство локтя и скрепляет не только студенческий коллектив (почти все студенты данной специальности заняты на Олимпиаде), но и создает особые доверительные отношения между студентами и преподавательским составом. Результат этого заметен почти сразу: на занятиях после Олимпиады даже отстающие студенты чувствуют себя более уверенно, активно включаются в учебную, научную и организационную работу.
Сильный студент — это залог успеха, но всегда базой победы служат субкультура вуза в целом, состояние преподавания специальности и работа кафедры. Для преподавательских коллективов вузов Олимпиада становится определенным маяком в процессе оптимизации обучения, рейтинг студентов по итогам Олимпиады одновременно является и рейтингом об-
разовательных программ (ведь на Олимпиаду едут самые лучшие студенты). Таким образом, имея общую оценочную базу, преподаватели могут сравнивать и выявлять сильные и слабые стороны своих подходов к обучению социальных работников, через обмен и наблюдение находить оптимальные пути усовершенствования своей работы.
Для вуза-организатора и для преподавательского коллектива Олимпиада становится важной частью научного и творческого развития, стимулирует к комплексному восприятию проблем образования в области социальной работы, диктует необходимость изучать и объединять опыт образования разных вузов и регионов России. Без такого подхода невозможно организовать Олимпиаду на самом высоком профессиональном, с точки зрения социальной работы и педагогики, уровне. Тем более, что ни у кого не вызывает сомнение — Олимпиада, оставаясь «событием года» в образовании по социальной работе, тем не менее является неотъемлемой частью общего образовательного процесса. Организаторы не сидят на месте, не допускают застоя научной, исследовательской деятельности, они всегда в курсе последних достижений в области социальной работы, знают все события в области практической социальной работы и социальной политики региона и всей России. Система высшего образования России через олимпиадное движение получает уникальную возможность эффективной интеграции всех участников образования в области социальной работы, повышая эффективные образовательные связи и стимулируя развитие высшего образования по социальной работе как единого образовательного комплекса Российской Федерации.
Пожелания, накопившиеся за девять Всероссийских студенческих олимпиад:
1. Несмотря на то что участники олимпиад — это лучшие студенты российских вузов, различия в степени подготовленности очень большие. Не секрет, что во многих вузах социальная работа и сегодня находится под сильным влиянием ряда дисциплин (социологии, психологии, педагогики, философии, истории, юриспруденции). В ответах студентов чувствуется сильное влияние данных дисциплин, что нередко свидетельствует о «перекосе» содержания по предметам из госстандарта по социальной работе. Далеко не все вузы имеют
Литература (монографии, учебные пособия, учебники, методическая литература), являющаяся базовой, дополнительной, специальной в подготовке социальных работников
Законы, указы, распоряжения, положения, уставы, относящиеся к истории, теории и практике социальной работы
Даты, события, относящиеся к истории, теории и практике социальной работы
Структура знаний студента -участника III тура Всероссийской студенческой олимпиады
Понятия, категории, относящиеся к социальной работе, междисциплинарным связям в социальной работе
Персоналии (отечественные и зарубежные исследователи, благотворители, меценаты, политики, социальные работники, социологи, педагоги, психологи и т. д.)
Специфика практики, технологии социальной работы в различных сферах и с различными категориями и группами населения
Рисунок
специальные кафедры и самостоятельные факультеты. Значительная часть преподавателей не имеет базового образования — специалист по социальной работе.
2. Преподаватели учат студентов понимать и запоминать общероссийские нормы, тенденции, правила, законы и т. д., однако, на практике студенты ориентируются на свой региональный опыт, а он весьма различен. Различие многолико: от материального (заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, квартплата и т. д.), от обмена опытом (вузы Санкт-Петербурга и Архангельска имеют отлаженные связи со Скандинавскими странами), от условий прохождения практик, от качества опубликованных пособий, в том числе и с Грифом УМО в области социальной работы (есть ученые, которые «тянут» социальную работу в экономику, политику, психологию, историю и т. д.).
3. Студенты практически ежегодно по вопросам, имеющим отношение к теории и технологии социальной работы, в основном дают отличные ответы. Хорошо знают литературу. Однако тематические специальные конкурсы выявляют тот факт, что эти же студенты плохо знают специальную литературу практически по всем специальным предметам из госстандарта и соответственно знания уже другие. Учитывая, что олимпиадники — лучшие студенты, предполагаем, что на среднем уровне данная
проблема в вузах стоит еще более остро. Необходимо формирование комплексной структуры студента — социального работника с равномерным развитием всех сфер знаний и умений обучающегося (рис.).
4. Считаем целесообразным утверждать поощрение победителей не только по итогам Олимпиады, но и по итогам каждого конкурса, что также необходимо закрепить в решении о проведении Олимпиады.
Также весьма важным направлением в целях повышения статуса Олимпиады считаем выделение именных мест в аспирантуре победителям III тура: победители Олимпиады по своей будущей профессии — лучшие студенты России.
В качестве аргументации интереса к Олимпиаде со стороны вузов России приведем только один пример. Если на первых олимпиадах (в 1999 г.) число участников не превышало 60 человек и они были представителями 30 российских вузов, то на Олимпиаде по социальной работе в Саранске в 2006 г. были зарегистрированы 99 студентов-участников, представляющих уже 49 вузов России. Всего же за 1999—2007 гг. победителями стали 42 участника — представители 20 городов и 22 вузов. Среди них отметим уникальных победителей, которые занимали призовые места несколько раз, например, Ольга Черных (г. Улан-Удэ) в
2002 г. заняла II место, а в 2003 г. уже стала аб- улучшила свой результат до II места. Два года
солютным победителем, Ирина Попова (г. Ба- подряд (2005 и 2006 гг.) Екатерина Ледяева
лашов) в 2002 г. заняла III место, а в 2003 г. (г. Саранск) занимала III место.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Восемь лет всероссийских олимпиад : из опыта организации и проведения III тура всероссийских олимпиад по специальности «Социальная работа» в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в 1999—2006 гг. / авт.-сост. : Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева, Е. В. Камышова [и др.] ; под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — С. 66 — 67.
2. Методические рекомендации по проведению III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе / Л. И. Савинов, В. С. Афанасьев, З. Н. Лазарева [и др.] ; под ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. — 212 с.
3. Савинов Л. И. Всероссийская студенческая олимпиада по социальной работе / Л. И. Савинов, И. Н. Медведева // Отеч. журн. соц. работы. — 2004. — № 4. — С. 67—69.
4. Савинов Л. И. Социально-профессиональная значимость Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе / Л. И. Савинов // Вестн. Учеб.-метод. об-ния вузов России по образованию в области соц. работы : науч. журн. — М. : Изд-во РГСУ, 2008. — № 1. — С. 97—103.
Поступила 05.08.08.