Научная статья на тему 'Значимость студенческой научно-исследовательской деятельности в подготовке социальных работников'

Значимость студенческой научно-исследовательской деятельности в подготовке социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е. Н.

В статье показана важность студенческой научно-исследовательской деятельности в подготовке специалистов по социальной работе. Автором подробно освещена работа по планированию, организации и проведению научно-исследовательского кружка студентов отделения социальной работы. Данная проблематика раскрывается автором во временном аспекте прошлом, настоящем и будущем. Завершая статью, автор акцентирует внимание читателя на основных аспектах значимости научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость студенческой научно-исследовательской деятельности в подготовке социальных работников»

значимость студенческой научно-исследовательской деятельности в подготовке социальных работников

Е. Н. Новикова

В статье показана важность студенческой научно-исследовательской деятельности в подготовке специалистов по социальной работе. Автором подробно освещена работа по планированию, организации и проведению научно-исследовательского кружка студентов отделения социальной работы. Данная проблематика раскрывается автором во временном аспекте — прошлом, настоящем и будущем. Завершая статью, автор акцентирует внимание читателя на основных аспектах значимости научно-исследовательской деятельности.

Студенческая научно-исследовательская деятельность в подготовке социальных работников является важной формой обучения. Она способствует: 1) систематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умений и применению их на практике при решении конкретных задач; 2) активному включению студента в становление и развитие теории и практики социальной работы; 3) формированию самостоятельности в принятии решений, инициативы, организованности, ответственности; 4) развитию навыков научно-исследовательской работы (планирование и проведение исследований, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление в научных публикациях, выступлениях на конференциях и т. д.); 5) формированию социальной активности и т. д.

На кафедре социальной работы накоплен богатый опыт в плане подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе. Для этого есть не только серьезные научные и методические опубликованные работы, но и поставленная на систематическую основу научно-исследовательская деятельность со студентами. Студенческий научно-исследовательский кружок функционирует на кафедре с 1995 г. Направление работы студенческого научно-исследовательского кружка ежегодно разрабатывается и утверждается кафедрой социальной работы. Как правило в основу этой деятельности положены те проблемы, которые кафедра изучает на протяжении многих лет, или которые могут быть интересны ей в перспективе.

Так, интегральными научно-теоретическими разработками кафедры социальной работы служат две общекафедральные темы:

1. Социальная работа — феномен цивилизованного общества.

2. Региональные проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства [3].

В научно-исследовательской работе со студентами привлечены все преподаватели кафедры. Контроль за планированием, организацией и ведением научно-исследовательской деятельности студентов специальности «Социальная работа» осуществляет Л. И. Савинов, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой. За качество выполнения научноисследовательской работы студентов отвечает Е. Н. Новикова, кандидат социологических наук, заместитель заведующего кафедрой по работе со студентами.

Студенческая научно-исследовательская деятельность по социальной работе — это важный, но достаточно сложный этап работы будущего ученого, практика, исследователя. Она включает в себя:

— активную работу студентов в студенческом научно-исследовательском кружке при кафедре социальной работы;

— написание и публикацию статей, тезисов;

— участие студентов в международных, российских, зональных конференциях;

— участие студентов в научных, научнометодических семинарах, тренингах по профилю кафедры социальной работы;

— предоставление студенческих научных, научно-исследовательских работ на международные, российские и зональные конкурсы;

— участие студентов в международных, российских и зональных олимпиадах;

— исполнение студентами международных, российских, зональных грантов и т. д.

Научно-исследовательская деятельность студента специальности «Социальная работа», по мнению кафедры, должна отвечать следующим обязательным требованиям:

1) связь предмета и объекта научного исследования (публикаций, выступлений на конференциях) с актуальными проблемами социальной работы;

2) отражение в исследовании регионального опыта решения проблемы;

3) самостоятельность исследования;

4) глубина и научно-практическая значимость проделанной работы в социальной практике;

5) наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам, формирование авторской точки зрения;

6) отражение в исследовании взаимосвязи теории и практики социальной работы, практи-коориентированность;

7) взаимосвязь научно-исследовательской деятельности с темами курсовых и дипломных работ и т. д.

За неполные 15 лет работы кафедры достигнуты значительные успехи в данной сфере работы со студентами (табл. 1).

Буквально все будущие соискатели, аспиранты по кафедре социальной работы еще в студенчестве вели активную научно-исследовательскую деятельность и имели публикации (Е. В. Камышова, Е. Н. Новикова, А. А. Антипова, Е. В. Ледяева, В. С. Афанасьев, Т. В. Соловьева, Д. А. Абузярова и др.).

Имеющиеся студенческие публикации разнообразны в раскрытии проблематики социальной работы, имеют особое значение в деле становления и развития теории и практики социальной работы. Рассмотрим более подробно ряд проблем социальной работы, раскрытых в студенческих публикациях.

1. Проблемы становления и функционирования системы социальной защиты. Чермантеев М. Р. Приемная семья в законодательстве РФ / М. Р. Чермантеев // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2005 ; Лазарева З. Н. Социальное страхование : реалии и перспективы / З. Н. Лазарева, Е. В. Ледяева // Соц.-гуманит. исследования :

теорет. и практ. аспекты : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2006 ; Савинов Л. И. Потенциал системы социальной защиты детства в условиях социально-экономического развития России / Л. И. Савинов, Т. П. Осина // Соц.-экон. развитие России в условиях глобализации : материалы Всерос. науч. конф. — Оренбург, 2007 и т. д.

2. Проблемы семьи как социального института. Осина Т. П. Семья как главный источник социального сиротства / Т. П. Осина // Гуманитарные науки в поисках нового : сб. науч. тр. — Саранск, 2006 ; Новикова Е. Н. Проблемы семьи как причина перехода подростка в категорию трудновоспитуемых / Е. Н. Новикова, С. Н. Николаева // Актуальные проблемы социального воспитания студенческой молодежи : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Саратов, 2008; Камышова Е. В. Многодетная семья как социально обусловленный феномен и объект социальной работы / Е. В. Камышова, Т. Н. Антяскина // Гуманитарные науки : в поисках нового : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2008 и т. д.

3. Проблемы студенческой молодежи. Солдатова А. Проблемы адаптации студентов-пер-вокурсников к вузу / А. Солдатова // Материалы XXX Огаревских науч. чтений. — Саранск, 2001; Денисов С. Б. Воспитательная работа в вузе на современном этапе / С. Б. Денисов, Е. Г. Кандрина // Актуальные проблемы социального воспитания студенческой молодежи : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. — Саратов, 2008 ; Новикова Е. Н. Роль социальных институтов в формировании брачно-семейных установок студенческой молодежи / Е. Н. Новикова, О. Ю. Рожкова // Гуманитарные науки: в поиске нового : сб. науч. тр. — Саранск, 2008 и т. д.

4. Проблемы пожилых людей. Безрукова Т. В. Отражение внутреннего мира пожилого человека / Т. В. Безрукова // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2003 ; Савинов Л. И. Социально-демогра-

Таблица 1

Количество студенческих публикаций по кафедре социальной работы за 1999—2008 гг.

Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Итого

Число статей, опубликованных студентами 7 9 4 1 18 15 43 47 30 58 232

фические характеристики пожилого населения / Л. И. Савинов, С. Г. Лопатникова // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2005 ; Пальдяева Н. И. Медико-социальные проблемы пожилых людей /

Н. И. Пальдяева // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2006 ; Новикова Е. Н. Социальные аспекты одиночества в старости / Е. Н. Новикова, Е. А. Бирюлина // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2007 и т. д.

5. Проблемы инвалидов. Кудаева Е. Г. Проблемы гармонизации взаимоотношений инвалидов и здоровых людей в обществе / Е. Г. Ку-даева // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2005 ; Савинов Л. И. Динамика численности освидетельствованных и впервые признанных инвалидами в РМ (1966—2003 гг.) / Л. И. Савинов, Е. Г. Кудаева // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. тр. — Саранск,

2005 ; Бурнашкина А. И. Психолого-педагоги-ческая реабилитация детей-инвалидов с ДЦП / А. И. Бурнашкина // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2006 и т. д.

6. Ценности семьи и брака. Афанасьев В. С. Альтруизм и эгоизм : дихотомическая модель в оценивании состояния внутрисемейных отношений / В. С. Афанасьев // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2006 ; Хорина К. Н. К вопросу об определении понятия «счастливый брак» / К. Н. Хорина // XXXV Огаревские чтения : материалы науч. конф. — Саранск, 2007 ; Палиби-на А. С. Ценности семьи и брака в православии / А. С. Палибина // Российская семья в XXI в. : тенденции и перспективы : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Тольятти, 2008 и т д.

7. Проблемы становления профессионализма в социальной работе. Маркина Е. Н. Этические принципы гуманизма и социальной работы / Е. Н. Маркина // Гуманитарий [Саранск]. — 2000 ; Новикова Е. Н. Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности / Е. Н. Новикова, А. С. Мосеева // Соц.-гума-нит. исследования : теорет. и практ. аспекты :

межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2007 ; Баля-сова В. П. Профессиональные и личностные качества социального работника, необходимые для эффективной помощи людям, живущим с ВИЧ, и их семьям / В. П. Балясова // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2008 и т. д.

8. Проблемы детей. Маслова Е. А. Вопросы организации лагерей для детей-инвалидов / Е. А. Маслова, И. А. Винтин // Гуманитарий [Саранск]. — 2000; Кузнецова Е. В. Технологии социальной работы с детьми, пережившими развод родителей / Е. В. Кузнецова // IV конф. молодых ученых. — Саранск, 1999 ; Лазарева З. Н. Антинаркотическая профилактика среди подростков / З. Н. Лазарева, И. В. Ежикова // Социальные и гуманитарные исследования : традиции и реальность : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2007 ; Безрукова Т. В. Сиротство как социальная проблема / Т. В. Безрукова, Л. В. Хижуркина // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2008 ; Егорькина А. М. Аутичные дети : формы и методы их социальной реабилитации /

А. М. Егорькина, Т. В. Кузьменко // Вестн. Мор-дов. ун-та. — Саранск, 2008 и т. д.

9. Гендерный подход в социальной работе и проблемы женщин. Малышева Т. А. Жизненные стратегии современной российской женщины / Т. А. Малышева // XXXI Огаревские чтения : сб. науч. тр. — Саранск, 2003 ; Камышова Е. В. Насилие над женщиной и общественное мнение / Е. В. Камышова, Е. И. Таушева // Гуманитарные науки : в поиске нового. — Саранск, 2004 ; Полетаева М. С. Гендерные отношения в российском обществе / М. С. Полетаева, Т. И. Мирошкина // Соц.-гуманит. исследования : теорет. и практ. аспекты : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2006 и т. д.

10. Проблемы социальной работы и их решение: региональный аспект. Калинкина Е. Отчет по региону : работа НКО Мордовии 1999— 2000 гг. / Е. Калинкина // Благотворительный вестник «Служение». — Н. Новгород, 2001 ; Вавилова Е. В. Модель социальной работы с пожилыми в РМ. Нововведения / Е. В. Вавилова, С. Н. Никишов // XXVIII Огаревские чтения : материалы науч. конф. — Саранск, 1999 ; Лазарева З. Н. Социальная работа с семьями военнослужащих в РМ / З. Н. Лазарева, А. А. Мя-

кушина // Соц.-гуманит. исследования : теорет. и практ. аспекты : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2006 ; Кузьменко Т. В. Материальная помощь пожилым гражданам в КЦСОН РМ / Т. В. Кузьменко, Т. Д. Пучкина // Пушковские чтения : тезисы докл. VI Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2008 и т. д.

11. Зарубежный опыт социальной работы. Кузнецова Е. В. Зарубежный опыт социальной работы с детьми разведенных родителей / Е. В. Кузнецова // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2000 ; Жогина Ю. Н. Российская и зарубежная правовые базы в области информационной безопасности : сравнительный анализ / Ю. Н. Жогина, Т. А. Лушонкова // Сб. докл. VII Междунар. науч.-практ. конф. «Информационное общество : глобальные и региональные проблемы». — СПб., 2005 ; Винтин И. А. Опыт работы департамента по делам несовершеннолетних округа Вашингтон / И. А. Винтин, Е. А. Рыскина // XXXVI Огаревские чтения : сб. науч. тр. — Саранск, 2008 и т. д.

12. Теория социальной работы. Денисов С. Б. Становление социальной работы как науки. На примере РМ / С. Б. Денисов, И. А. Пашкина // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2003 ; Полякина С. А. Дифференцированный подход в социальной работе : сущность и значение / С. А. Полякина // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2006 и т. д.

13. Девиантное поведение как предмет исследований в социальной работе. Денисов С. Б. Лица без определенного места жительства как социокультурное явление современного общества. Региональный аспект / С. Б. Денисов, И. Н. Пашкина // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе : междунар. науч. практ. конф. — Балашов, 2003 ; Лазарева З. Н. Опыт социальной работы церкви с людьми асоциального поведения в РФ / З. Н. Лазарева, А. С. Палибина // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2006 и т. д.

14. Демографические проблемы. Савинов Л. И. Снижение приоритета многодетности — актуальнейшая проблема современного общества / Л. И. Савинов, В. А. Сенин // Гуманитарные науки в поиске нового. — Саранск,

2003; Кузьменко Т. В. Становление и сущность семейной политики в России / Т. В. Кузьменко, Ю. А. Алексашина // Соц. и гуманит. исследования : традиции и реальности. — Саранск, 2003 ; Савинов Л. И. Социально-демографическая характеристика семьи в СССР и в современной России / Л. И. Савинов, Н. А. Жаринова // Новые подходы в гуманитарных исследованиях : право, философия, история, лингвистика : меж-вуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2005 и т. д.

15. История социальной работы. Криве-нышева Е. Становление советской модели социального обеспечения / Е. Кривенышева // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2003 ; Абузярова Д. А. Социальная защита населения в годы Великой Отечественной войны / Д. А. Абузярова // Вагант [Саранск] : сб. работ студ. науч. об-ва ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. — 2004 ; Ка-мышова Е. В. Этапы развития благотворительных учреждений в дореволюционной России / Е. В. Камышова, Н. И. Бурмистрова // Гуманитарные науки : в поисках нового : межвуз. сб. науч. тр. — Саранск, 2004 и т. д.

Это далеко не полный перечень тематик студенческих публикаций. Необходимо отметить личные достижения преподавателей кафедры в оказании помощи студентам при подготовке публикаций и подготовке совместных со студентами публикаций. Так, Л. И. Савинов, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, оказал помощь и подготовил совместно со студентами более 50 публикаций, кандидат социологических наук профессор З. Н. Лазарева — около 40 публикаций, кандидат социологических наук Е. В. Камышова — около 40 публикаций, кандидат социологических наук доцент Т. В. Кузьменко — более 30 публикаций, кандидат социологических наук доцент Е. Н. Новикова — более 30 публикаций, кандидат социологических наук доцент С. Б. Денисов — более 20 публикаций и т. д.

В настоящее время к студенческой научноисследовательской деятельности привлечены не только будущие специалисты по социальной работе, но и бакалавры, и магистры. Научно-исследовательские разработки будущих специалистов, бакалавров, магистров проходят практическую апробацию, тесно связаны с учебно-исследовательской деятельностью, ярко представлены в студенческих курсовых и дип-

ломных работах, отчетах о прохождении учебной практики, выступлениях на практических и семинарских занятиях.

Научно-исследовательскую работу студенты ведут и за пределами вуза, например, на объектах практики. Наиболее востребованными в период с 1997 по 2008 г. явились такие объекты практики, как: Агентство волонтерской службы «Пиэтас»; клуб интеллектуального общения «Филантроп»; Добровольческий центр социальной помощи населению по месту жительства «Ковчег»; детский приют «Надежда» и многие другие.

Студенты отделения «Социальная работа» с результатами научно-исследовательской деятельности побывали на различных международных, общероссийских, региональных научных конференциях: 1) международных

научных конференциях: «Ломоносов» (г. Москва, 1999, 2000, 2005); «Информационное общество: глобальные и региональные проблемы» (г. Санкт-Петербург, 2005); «Пушковские чтения» (г. Санкт-Петербург, 2008); «Семья XXI века: ценностные ориентиры» (г. Самара, 2008) и др.; 2) Всероссийских научных конференциях: «Современные проблемы защиты прав детей» (г. Краснодар, 1999); «Проблемы профессионального стресса» (г. Москва, 1999); «Ярмарка социальных проектов» (г. Пермь, 2000); «Социальное партнерство» (г. Пермь, 2000); «Гражданское общество детям России» (г. Москва, 2001); «Гражданский форум» (г. Москва, 2001); добровольческий форум «Добровольческое служение молодежи в гражданском обществе» (г. Балаково, Саратовская обл., 2003); «Социальная работа в вузах в условиях модернизации образования» (г. Чебоксары, Чувашия, 2003); «Социальные технологии добровольчества для руководителей добровольческих проектов молодежных НКО Приволжского федерального округа (г. Йошкар-Ола, Республика Марий-Эл, 2003); «Социально-психологическая работа с молодежью» (г. Томск, 2003); «Проблемы социальной работы в современном обществе» (г. Москва, 2003); «Наука и образование» (г. Томск, 2005); «Сорокинские чтения: будущее России: стратегии развития» (г. Москва, 2005); «Проблема насилия над детьми в семье в условиях меняющейся России» (г. Балашов, 2006); «XXI век: итоги и новые горизонты социальной работы» (г. Москва, 2007); «Особенности социально-экономического развития России в условиях глобализации» (г. Оренбург, 2007);

«Семья в современном обществе» (г. Магнитогорск, 2007); «Профилактика безнадзорности правонарушений среди несовершеннолетних» (г. Саратов, 2007); «Актуальные проблемы социального воспитания студенческой молодежи» (г. Саратов, 2008) и др.

Ежегодно студенты принимают самое активное участие во внутривузовских научных конференциях: Огаревских и Сафаргалиевских научных чтениях, Конференции молодых ученых в Историко-социологическом институте МГУ имени Н. П. Огарева. Как отмечает руководитель творческой лаборатории для студентов и аспирантов кафедры социальной работы профессор З. Н. Лазарева, наиболее ярко научно-исследовательская деятельность студентов представлена в студенческих курсовых и дипломных работах. Помимо этого некоторые результаты исследований студентов ложатся в основу написания учебных пособий. Так, например, материалы дипломного исследования студентки В. Н. Мансуровой были использованы при написании раздела «Социальная работа в сфере ЖКХ» нового учебного пособия «Социальная работа в разных сферах» (г. Москва, 2005). Ученый делает вывод о том, что становление и развитие социальной работы в нашем регионе нашло яркое выражение в студенческих курсовых и дипломных исследованиях, проведенных под руководством преподавателей кафедры социальной работы. Если собрать воедино весь богатейший исследовательский материал, накопленный в студенческих научных работах, то получится огромная монография, посвященная самой прекрасной из профессий — служению народу [2].

Проблемы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов нашли свое отражение в ряде публикаций кафедры социальной работы:

1. Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 192 с.

2. Настольная книга студента заочной формы обучения специальности «Социальная работа» : учебно-метод. пособие / сост. : Л. И. Савинов, И. Н. Медведева, Е. В. Камышова [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 444 с.

3. Рабочая книга по практике : учеб.-метод. пособие / сост. : Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева,

В. С. Афанасьев [и др.] (Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области социальной работы) ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — 3-е изд., испр. и доп. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 108 с.

4. Восемь лет всероссийских олимпиад : из опыта организации и проведения III тура всероссийских олимпиад по специальности «Социальная работа» в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в 1999—

2006 гг. / авт.-сост. : Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева, Е. В. Камышова [и др.] ; под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 132 с.

5. Методические рекомендации по проведению III тура Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Социальная работа» (Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа») / Л. И. Савинов, В. С. Афанасьев, З. Н. Лазарева [и др.] ; под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. — 212 с.

Можно выделить ряд основных направлений работы кафедры по организации научноисследовательской деятельности студентов: 1) посвящение в членство научно-исследовательского студенческого кружка студентов начальных курсов; 2) планирование и организация научно-исследовательской деятельности студентов; 3) проведение консультаций по методике написания статей и тезисов; 4) организация и участие студентов в научных конференциях; 5) оказание помощи студентам в подготовке научных публикаций; 6) организация и участие студентов в научно-исследовательских семинарах, семинарах-тренингах по профилю кафедры; 7) подготовка студентов к участию в студенческих олимпиадах по социальной работе; 8) подготовка студентов к участию в конкурсе лучших курсовых и дипломных работ, проектов.

Большое значение в научно-исследовательской деятельности студента имеет участие в олимпиадах всероссийского и регионального масштабов. На протяжении десяти лет, с 1999 по 2008 г., на базе ИСИ МГУ имени Н. П. Огарева проводится III тур Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Социальная

работа». Конкурсные задания олимпиады основаны на таких предметах, как: «Теория социальной работы», «Геронтология», «Семьеведе-ние», «Социальная демография», «Социальная экология», «Технологии социальной работы», «Методы исследований в социальной работе», «Конфликтология» и многие другие.

Олимпиада открывает много возможностей для открытия новых талантов. Представляет собой инновационный метод качественной подготовки будущих специалистов, способствует развитию особого интеллектуально-творческого подхода к знаниям, накопления богатого опыта в научно-исследовательской деятельности. Студенты специальности «Социальная работа» имеют хорошие достижения и успехи, участвуя в подобных мероприятиях общероссийского масштаба [1]. Далеко не случайно многие призеры олимпиады сегодня работают преподавателями в нашем университете (И. Г. Напалкова, Е. В. Камышова, Е. Г. Кудаева, Т. В. Безрукова, Е. В. Ледяева).

Необходимо также отметить позитивный опыт научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры со студентами в период написания курсовых и дипломных работ. Положительные моменты выражаются в следующем:

1. Наличие программы социологического исследования.

2. Наличие актов о внедрении, положительных отзывах, значимости проведенной научноисследовательской деятельности по проблемам социальной работы с мест студенческих практик.

3. Наличие авторефератов дипломной работы.

4. Самостоятельное выделение студентами путей и механизмов совершенствования социальной работы в решении тех или иных проблем, наличие самостоятельно разработанных студентами новых программ курсов по социальной работе, социальных проектов и т. д.

5. Апробация результатов исследований, проведенных в рамках научных, курсовых и дипломных работ, в публикациях, выступлениях на конференциях, олимпиадах, конкурсах общероссийского и регионального масштаба и т. д.

Интерес представляют научно-исследовательские работы и достижения студентов ИСИ МГУ имени Н. П. Огарева специальности «Социальная работа», награжденные дипломами

Таблица 2

Научно-исследовательские работы и достижения студентов ИСИ МГУ имени Н. П. Огарева специальности «Социальная работа», награжденные дипломами и представленные на российские и зональные конкурсы за 1998—2008 гг.

1998 Диплом (Сафаргалиевская премия Международной академии информатизации) за лучшую научную работу среди студентов (г. Саранск). Студент — И. Буйнова. Научный руководитель — Л. И. Савинов.

1999 Диплом участника Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-99» (г. Москва). Студент — И. Буйнова. Диплом конкурса студенческих работ: «Современные проблемы защиты прав детей». Студент — И. Буйнова (г. Краснодар). Научный руководитель — Л. И. Савинов. Диплом участника конкурса студенческих работ МГСУ (г. Москва). Студент — И. Буйнова. Научный руководитель — Л. И. Савинов.

2000 Диплом делегата Всероссийского слета студентов и молодых ученых—будущих специалистов социальной работы за отличные успехи в учебе и социальную активность (г. Москва). Студент — И. Буйнова.

2002 Диплом лауреата открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях РФ по разделу «Социологические науки» (г. Москва). Студент — В. Афанасьев. Научный руководитель — Л. И. Савинов.

2003 Диплом Всероссийской студенческой олимпиады дипломных проектов по социальной работе «За практическую значимость исследования». 1-е место (г. Екатеринбург). Студент — Е. Гришина. Научный руководитель — Л. И. Савинов.

2004 Диплом Всероссийского конкурса «Лучшие российские программы для семьи — 2004» за лучший социальный проект «Вам есть, на кого надеяться, нам есть, для кого работать» МОО АВС «Пиэтас» МГУ им. Н. П. Огарева. 3-е место. Студенты — Е. Кудаева, Т. Безрукова, Н. Цимплова, А. Конаков. Научный руководитель — Н. В. Герасимова.

2005 Диплом Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях РФ (г. Москва). Студент — Э. Баймашкина. Научный руководитель — З. Н. Лазарева. Диплом конкурса культурных акций «Посторонним вход... разрешен» благотворительного фонда «Интернациональный проект — Молодежное правозащитное движение» за лучший социальный проект (г. Воронеж). Студент — В. Афанасьев. Научный руководитель — Л. В. Митякина.

2006 Диплом Всероссийского конкурса за лучшую дипломную работу. 1-е место (г. Москва). Студент — С. Лопатникова. Научный руководитель — Л. И. Савинов. Диплом за лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам (г. Москва). Студент — Ю. Брындина. Научный руководитель — Е. В. Камышова. Диплом за лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам (г. Москва). Студент — Н. Жаринова. Научный руководитель — Л. И. Савинов. Медаль Министерства образования и науки РФ. Диплом Министерства образования науки РФ. Студент— С. Лопатникова. Научный руководитель — Л. И. Савинов (диплом за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью «За лучшую студенческую работу по итогам открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ»).

2007 Диплом Всероссийской студенческой олимпиады. 3-й тур. 1-е место во Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ по направлению «Социальная работа» (г. Москва). Студент — Н. Цимплова. Научный руководитель — Е. В. Камышова.

2008 Диплом Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ «За актуальность проблемы исследования» (г. Москва). Студент — Е. Алексашина. Научный руководитель — Т. В. Кузьменко. Диплом Республиканского конкурса научных работ среди молодых ученых, аспирантов и студентов. 2-е место (г. Саранск). Студент — О. Рожкова. Научный руководитель — Е. Н. Новикова.

и представленные на российские и зональные конкурсы (табл. 2).

Научно-исследовательская деятельность студента — будущего профессионала — спо-

собствует и формированию ряда значимых личностных качеств социального работника: личная и социальная ответственность; настойчивость; коммуникабельность, умение находить

общий язык, быстро устанавливать поддерживать отношения с людьми разного социального статуса, уровня образования, психологического типа, национальностей и т. д.; последовательность, собранность в принятии решений; порядочность; толерантность; эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внимательность; вежливость; чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого; сдержанность, психологическая устойчивость, умение переключаться, управлять эмоциями; красноречие, умение внушать и убеждать словом; личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности и др.

В заключение необходимо отметить, что студенческая научно-исследовательская деятельность имеет большую значимость в нескольких аспектах. Во-первых, для личности самого студента. Научно-исследовательская деятельность дает возможность студенту заявить о себе, своих способностях, талантах, умениях, повысить свою квалификацию, пополнить и систематизировать знания, умения и навыки. Студент не только приобретает, проверяет

знания, но и овладевает массой практических, коммуникативных, личностно-нравственных качеств. Студенческая научно-исследовательская деятельность повышает мотивацию, интерес к будущей профессии. Неслучайно, что многие из тех, кто в студенческие годы активно занимался научно-исследовательской деятельностью, добились значительных успехов в профессии, научной, практической, научноисследовательской, учебно-воспитательной деятельности социального работника. Во-вторых, велика значимость студенческой научноисследовательской деятельности для профессии, кафедры, вуза. Это новые идеи, мнения, предложения, пожелания. Это возможность проверки результатов, успехов, качества воспитательной, образовательной, учебно-исследовательской, внеучебной деятельности вуза, профессорско-преподавательского состава вуза, в отношении подготовки студентов. Это постановка новых, актуальных вопросов, которые необходимо принять во внимание профессорско-преподавательскому составу в подготовке студентов, возможность заявить о качестве обучения в вузе, поделиться опытом, успехом, знаниями и т. д.

библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кудаева Е. н. Победители олимпиад 1999—2007 гг. I Е. Н. Кудаева II Метод. рекомендации по проведению III тура Всерос. студ. олимпиады по специальности «Социальная работа» I Л. И. Савипов, В. С. Афанасьев, З. Н. Лазарева [и др.] ; под общ. ред. проф. Л. И. Савипова. — Саранск : Изд-во Мордов. уп-та, 2008. — С. 148—1З1.

2. лазарева З. н. История, современное состояние и перспективы социальной работы в регионе в курсовых и дипломных работах I З. Н. Лазарева II Становление и развитие соц. работы как пауки : сб. ст. I под общ. ред. Л. И. Савипова. — Саранск : Изд-во Мордов. уп-та, 200З. — С. 27—33.

3. савинов л. и. О некоторых результатах становления кафедры социальной работы I Л. И. Савипов I/ Становление и развитие соц. работы как пауки : сб. ст. I под общ. ред. Л. И. Савипова. — Саранск : Изд-во Мордов. уп-та, 200З. — С. 6—12.

Поступила I8.I2.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.