Научная статья на тему 'Деятельность в молодежных общественных организациях как элемент практической подготовки специалистов по социальной работе'

Деятельность в молодежных общественных организациях как элемент практической подготовки специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винтин И. А., Лазарева З. Н.

В данной статье описывается опыт практической подготовки студентов отделения «Социальная работа» в ходе их участия в деятельности молодежных общественных организаций, накопленный в течение 15 лет на кафедре социальной работы Историко-социологического института Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Особый интерес материалы данной статьи имеют для организаторов разных видов практик для будущих социальных работников. В статье подчеркивается роль участия в общественных молодежных организациях студентов для формирования у них профессиональных компетентностей, личностных и профессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность в молодежных общественных организациях как элемент практической подготовки специалистов по социальной работе»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

И. А. Винтин, З. Н. Лазарева

В данной статье описывается опыт практической подготовки студентов отделения «Социальная работа» в ходе их участия в деятельности молодежных общественных организаций, накопленный в течение 15 лет на кафедре социальной работы Историко-социологического института Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Особый интерес материалы данной статьи имеют для организаторов разных видов практик для будущих социальных работников. В статье подчеркивается роль участия в общественных молодежных организациях студентов для формирования у них профессиональных компетентностей, личностных и профессиональных качеств.

Одной из актуальнейших проблем высшей школы является практическая подготовка будущих специалистов. Каждый вуз в зависимости от специфики подготовки специалистов ищет новые пути активизации их профессиональной подготовки. В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева на кафедре социальной работы за 15 лет существования накоплен интересный опыт практической подготовки специалистов по социальной работе на базе общественных организаций. Прежде всего это формирование будущего специалиста в разнопрофильных педагогических отрядах, активно функционирующих в Историко-социологическом институте. Например, в рамках Российской общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия» в 1999 г. в ИСИ на базе кафедры социальной работы был создан отряд «Содружество» для работы с детьми-инвалидами. Деятельность отряда направлена на решение проблем детей-инвалидов, прежде всего проблемы общения детей-инвалидов со здоровыми сверстниками. Основные цели деятельности отряда «Содружество»: адаптация

и интеграция детей-инвалидов в современную жизнь; создание лагерей общения для детей с ограниченными возможностями; объединение подростков и детей с ограниченными возможностями с их здоровыми сверстниками в рамках милосердия, культуры и творчества; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка с ограниченными возможностями. Своими основными задачами отряд считает: социально-педагогическую поддержку детей-инвалидов; составление календаря специализированных смен лагеря; работу в качестве социальных педагогов (вожатых) в специализированных лагерях для детей-инвалидов; организацию кружков по интересам для детей с ограниченными возможностями; проведение обучающих семинаров для желающих работать с детьми-инвалидами; налаживание контактов с различными организациями, которые занимаются проблемами де-тей-инвалидов, формирование банка данных о детях-инвалидах в Республике Мордовия.

Каждое лето начиная с 1999 г. отрядом «Содружество» проводятся специализированные лагерные смены для детей-инвалидов на базе

водогрязелечебницы в г. Саранске (сейчас санаторий «Саранский», где дети помимо отдыха получают лечебные процедуры). Основная идея специализированного лагеря общения состоит в раскрытии внутреннего потенциала каждого ребенка с ограниченными возможностями через создание условий, способствующих его самопознанию, самореализации, самоактуализации и самоопределению. Цели специализированной лагерной смены для детей с ограниченными возможностями состоят в следующем: создание микроклимата воспитывающих отношений между детьми и взрослыми; максимальное выявление и использование потенциальных возможностей каждого ребенка; оздоровление детей с использованием природных и лечебных факторов. Задачи, которые приходится решать студентам в ходе проведения смен: создание в лагере атмосферы содружества, сотворчества, соучастия; раскрытие внутренних резервов личности ребен-ка-инвалида через вовлечение каждого ребенка в работу кружков; формирование коммуникативных навыков детей-инвалидов; осуществление программы лечебной реабилитации.

Отряд «Содружество» является открытой системой и сотрудничает со многими учреждениями и организациями, среди которых: Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Российская общественная организация инвалидов «Детский орден милосердия», факультет дошкольного воспитания Марийского педагогического института им. Н. К. Крупской, Общество инвалидов РМ и др. Основателями и первыми руководителями отряда были студенты отделения «Социальная работа» Елена Маслова (сейчас социальный педагог ООО санатория «Саранский») и Вениамин Колесниченко (сейчас менеджер по детскому отдыху Центра детского и семейного отдыха, оздоровления и обучения «Английский клуб», г. Москва).

Профильный отряд «Содружество» работает круглогодично, оказывая большую помощь детям с особыми, ограниченными возможностями. В 2000 г. отряд «Содружество» кафедры социальной работы ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева принимал участие в Нижегородской ярмарке некоммерческих организаций, где удостоился диплома I степени.

Другими педагогическими отрядами, в которых активно участвуют студенты отделения «Социальная работа», являются:

— правовой отряд «Подросток», организующий работу с трудновоспитуемыми детьми на базе подразделения по делам несовершеннолетних Ленинского района и средних школ г. Саранска;

— отряд «Холидей», работающий на базе летнего оздоровительного лагеря «Сосновый бор» Краснослободского района Республики Мордовия;

— педагогический отряд «Импульс», функционирующий в летнем оздоровительном лагере «Золотой колос» Краснослободского района;

— специализированный отряд «Тандем I», работающий с детьми-сиротами и детьми из малообеспеченных семей на базе Республиканского центра Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия «Ясная поляна» (1—2-я смена летнего периода);

— специализированный отряд «Тандем II», осуществляющий работу по программе «Дети улицы» с малолетними правонарушителями на базе Республиканского центра (3—4-я смена летнего периода);

— педагогический отряд «Маяк», состоящий из числа наиболее подготовленных студентов (стажеров-педотрядовцев), готовых к работе за пределами Республики Мордовия, который осуществляет свою деятельность на базе Соф-ринского детского комплекса в Подмосковье, сотрудничает с Московским институтом молодежи (МГСА);

— педагогический отряд «Орленок-ИСИ», члены которого выезжают на работу во Всероссийский детский центр в г. Туапсе;

— Международный педагогический отряд «Артек-ИСИ», в котором студенты осуществляют деятельность в качестве социальных педагогов в Международном детском центре «Артек» (Украина) [1].

Одним из профильных отрядов ИСИ является молодежная группа Красного Креста (МГ), созданная в апреле 1998 г. на базе кафедры социальной работы Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Она является не только профильным отрядом института, а также структурным подразделением Мордовского республиканского комитета РОКК. Группа призвана решать проблемы студенческой молодежи института, университета и детей города. Направления деятельности МГ следующие: 1) работа с детьми и подростками, находящимися

в социальных учреждениях города; 2) целевой сбор средств; 3) научно-исследовательское направление (анкетные опросы по проблемам наркомании и СПИДа); 4) профилактика социально опасных болезней.

Свою первую акцию волонтеры МГ провели в Детском республиканском приюте «Надежда». Она была приурочена ко Всемирному дню защиты детей и включала в себя конкурсы, новые интересные игры и песни для самых маленьких, рисунки на асфальте. Волонтеры МГ Красного Креста для приюта «Надежда» и реабилитационного центра «Радуга» проводили сбор канцелярских принадлежностей, игрушек, одежды, а также многочисленные мероприятия медико-социальной тематики.

Еще одним направлением деятельности МГ является целевой сбор средств. Впервые он состоялся 1 сентября 1998 г. на празднике, посвященному Дню знаний студентов ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. Тогда собранные средства пошли на организацию осеннего бала в детском реабилитационном центре «Радуга». 3—4 апреля 2000 г. был организован сбор средств для студента ИСИ, заболевшего гепатитом — опасным, требующем своевременного дорогостоящего лечения заболеванием. 27 ноября 2000 г. в рамках радиомарафона «Защита детства», организованного телерадиокомпанией «Мордовия», в центральных корпусах университета была проведена акция по сбору средств для детей-инвалидов Республики Мордовия. Собранные в ходе акции средства переданы детскому отделению Противотуберкулезного диспансера.

В декабре 1999 г. МГ Красного Креста при поддержке ректората университета организовала и провела блиц-опрос студенчества по проблемам потребления наркотиков: были составлены мини-анкеты «Наркотики в студенческой среде» и опрошены 915 студентов пяти факультетов. Это исследование стало первым опытом социологического исследования проблем наркомании в молодежной среде в Мордовии. Научно-исследовательское направление деятельности МГ нашло свое развитие в опросах по проблемам наркомании и СПИДа, которые провели волонтеры МГ в рамках экспресс-диагностики по проекту общественной организации «Врачи без границ» по просьбе Наркологического диспансера и СПИДцентра.

Весной 1999 г. молодежная группа Красного Креста начала работать в области профилактики

социальных болезней. 24 марта — Всемирный день борьбы с туберкулезом. В этот день была организована первая профилактическая акция МГ. В пяти корпусах университета были вывешены плакаты с информацией о том, как распространяется туберкулез и почему эта инфекция так опасна. Плакаты содержали статистику и советы о том, как уберечь себя от заражения. Они были составлены при информационной поддержке Мордовского противотуберкулезного диспансера. Активисты МГ Красного Креста перед началом учебного дня распространяли по корпусам листовки с информацией о болезни и мерах по ее профилактике. Подобная акция была проведена и в марте 2000 г.

Во время прохождения фестиваля «Студенческая весна — 99» проводились акции по профилактике СПИДа. При поддержке ректората университета были изданы листовки, в которых рассказывалось о том, что такое ВИЧ и СПИД, как можно предохраняться от заражения. Эти листовки раздавались волонтерами молодежной группы Красного Креста перед представлениями.

В ноябре 1999 г. МГ Красного Креста начала проект «Знать, чтобы жить», посвященный профилактике СПИДа и наркомании среди подростков и молодежи. Поскольку угроза ВИЧ-инфекции стала реальностью для Саранска, наркотизация молодежи набирает темпы, а в учебных заведениях города не проводились систематические специальные дифференцированные по возрасту образовательные информационные программы, МГ поставила перед собой цель — предоставить подросткам и молодым людям города достоверную информацию по вопросам ВИЧ/СПИД, рассказать о разрушительном действии наркотиков на организм, способствовать формированию у подростков и молодежи ответственного отношения к здоровью собственному и здоровью близких. Этот проект включает в себя 2 вида профилактических семинаров-тренингов, которые учитывали возрастные, социально-психологические, ментальные особенности подростков и юношества. При помощи игр-разминок, ролевых игр, твор-ческих заданий, мозговых штурмов и дискуссий информация преподносилась в интересной и доступной форме. Ведущие семинаров (волонтеры МГ Красного Креста, студенты, преподаватели кафедры социальной работы), обладающие знаниями в области возрастной и социальной психологии, педагогики и социаль-

ной педагогики, близкие по возрасту к участникам семинара, создавали доброжелательную неформальную, доверительную атмосферу на семинарах. В результате ребята могли не только получать информацию, но и обмениваться мнениями, задавать вопросы ведущим. Как показывает опыт МГ, эти семинары намного эффективнее тех лекций, которые организуют в школах. Методические разработки для таких семинаров были предоставлены коллегами из Центра социально-психологической помощи детям и подросткам Юго-восточного окружного комитета РОКК г. Москвы. В рамках проекта проводятся профилактические семинары-тренинги, издаются информационные буклеты и карманные календари по проблеме СПИДа. На сегодняшний день профилактическое направление в деятельности МГ Красного креста остается основным.

Лидеры МГ, студенты отделения «Социальная работа» были приглашены на семинары, которые организовал Молодежный отдел Центрального комитета РОКК, — семинары по организационному развитию Молодежного движения Красного Креста Северо-западного региона РФ: 10—15 ноября 1998 г. в Санкт-Петербурге и 8—13 февраля 2000 г. в Москве. На этих семинарах молодежь не просто обучали планировать, анализировать, оценивать, организовывать деятельность, но и работать с волонтерами, правильно вести бухгалтерию, ориентироваться в правовых аспектах благотворительной деятельности общественных организаций.

Семинар по организационному развитию дал группе не только новые знания, но и новых друзей. Тогда активисты и волонтеры группы впервые встретились с активистами молодежного Красного Креста г. Уппсала, которые присутствовали на семинаре в качестве гостей. В то время никто не мог предположить, во что выльется это знакомство. Сегодня между шведской и мордовской молодежью установились прочные деловые связи, которые можно обозначить как международное сотрудничество. В августе 1999 г. студентки отделения «Социальная работа» Елена Романова, Ольга Полякова, Светлана Понимаскина, лидеры молодежной группы Красного Креста ИСИ и лидер молодежной группы Саранского медицинского колледжа по приглашению Уппсальского Красного Креста посетили Швецию в рамках программы молодежного мордовско-шведского содружества [2].

Работа в педагогических отрядах, в молодежной группе Красного Креста помогает студентам реально включиться в социальную деятельность, постичь на практике технологические особенности социальной работы разной направленности: социально-правовой, соци-

ально-педагогической, медико-социальной, социально-экономической, социально-психологической. Это замечательная школа практики, формирующая не только профессиональные умения и навыки, но и необходимые профессиональные качества: творчество, умение работать в коллективе, умение работать в режиме сотрудничества, социального партнерства.

Ярким примером профессиональной подготовки студентов является деятельность будущих социальных работников в отряде «Волонтер» (год организации — 1997; в 1999 г. на базе этого отряда была зарегистрирована молодежная общественная организация «Волонтер» г. Саранска, а в 2000 г. создано Агентство волонтерской службы «Пиэтас» Мордовского университета им. Н. П. Огарева). В активе добровольцев множество социальных акций и программ, проектов. Например, традиционная волонтерская акция ко Дню защиты детей 1 июня на Фонтанном спуске к парку им. А. С. Пушкина, собирающая до сотни детей и родителей. С первого года существования волонтерского движения, многие годы возглавляемого доцентом кафедры «Социальная работа» Н. В. Герасимовой, студенты под особый контроль взяли ветеранов войны и труда (покупки в магазинах и аптеках, уборки в домах, организация вечеров отдыха и др.). В 2003—2004 гг. в рамках международного проекта «Долгосрочный тренинг-курс „Роль молодежи и молодежных организаций в развитии их участия и вовлеченности в общественную жизнь“» студентами отделения «Социальная работа» был разработан и реализован собственный проект «Вам есть на кого надеяться, нам есть для кого работать» в отделении дневного пребывания детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями КЦСОН Пролетарского района г. Саранска. Результатом стало создание и открытие театра «Наперекор», в котором ставили сказки сами дети под руководством волонтеров [1]. Работая в волонтерской организации, студенты обретают практический опыт работы с пожилыми гражданами, детьми-сиротами, детьми-инвалидами, который имеет большое

значение для формирования их профессионального мастерства, формируют умения и навыки организаторской, проектной деятельности, работы со спонсорами, со средствами массовой информации и др.

Другой общественной организацией, оказавшей большое влияние на профессиональную подготовку студентов отделения «Социальная работа», можно назвать Добровольческий центр социальной помощи населению по месту жительства «Ковчег», который был создан на базе Детской библиотеки им. Н. А. Некрасова в 2001 г. Как показал пятилетний опыт работы вышеназванного Центра, подобный вид добровольческой деятельности может с успехом входить в программу вузовской практической подготовки специалистов в области социальной работы.

Библиотека как база добровольческой деятельности была выбрана неслучайно. В настоящее время в нашей стране существует социальная востребованность в выполнении библиотекарями наряду с основной, информационной, функцией также функций социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов. Наблюдения показывают, что постепенно современные библиотеки в разных регионах России наряду с учреждениями других ведомств, участвующими в оказании социальных услуг населению, становятся полноправными субъектами специализированной социальной работы по месту жительства.

С целью постановки социально ориентированной деятельности Детской библиотеки им. Н. А. Некрасова на научную основу в плане оказания профессиональной специализированной социальной помощи населению Октябрьского района г. Саранска сотрудники библиотеки заключили договор о научно-методическом сотрудничестве с кафедрой социальной работы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В соответствии с этим договором кафедра осуществляла научное руководство специализированной социальной работой по месту жительства, проводимой детской библиотекой; организовывала научные исследования по проблемам социальной помощи населению Октябрьского района; разрабатывала программу научно-исследовательской и практической работы с жителями микрорайона; руководила ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной

практикой студентов на базе библиотеки и др. Сотрудники библиотеки участвовали в работе научных конференций, посвященных вопросам организации социальной работы по месту жительства, оказывали содействие студентам и членам кафедры в проведении научно-исследовательских и практических работ. В результате плодотворного научно-практического сотрудничества кафедры социальной работы и детской библиотеки в Октябрьском районе начали апробироваться на практике новые подходы, методы и формы адресной социальной помощи населению по месту жительства.

Основными участниками волонтерского движения по месту жительства в период деятельности Добровольческого центра социальной помощи населению «Ковчег» в г. Саранске были: студенты отделения «Социальная работа» историко-социологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева (на базе Центра они проходили ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику), школьники (прежде всего старшеклассники), активные пенсионеры. Результатом деятельности волонтеров явились обеспечение социальной безопасности населения Октябрьского микрорайона, формирование благоприятной социально-психологической атмосферы жизнедеятельности территориального сообщества. Главными объектами деятельности Центра стали дети, малообеспеченные граждане, инвалиды, проживающие в микрорайоне. Основными направлениями деятельности Центра явились «Школа милосердия» и «Социальная клиника».

Основная цель «Школы милосердия» — формирование ценностей доброты, милосердия, чуткости и внимания у детей и подростков. Через беседы, различного рода мероприятия студентами проводилось воспитание человеколюбия у детей. В пяти школах микрорайона были организованы классные уголки добра, в которых помещались планы классных добрых дел, конкретные примеры добрых дел, крылатые выражения, пословицы и поговорки о добре, милосердии, имеющие большое воспитательное значение для детей.

За классами были закреплены пожилые одинокие люди и дети-инвалиды. Среди крупных благотворительных мероприятий, организованных сотрудниками библиотеки и волонтерами, можно назвать ежегодные мероприятия, посвященные Дню матери (25 ноября), весенние

акции «Твори добро сегодня и всегда», «Помощь малообеспеченным семьям», «Помощь семьям с детьми-инвалидами», а также осенние акции, посвященные социальной помощи пожилым людям. Благотворительные акции по сбору книг и вещей для малообеспеченных семей проводились студентами во главе с сотрудниками библиотеки отдельно и совместно с отделом социальной помощи семье, материнству и детству Территориального центра социальной защиты населения Октябрьского района г. Саранска, что способствовало более эффективному оказанию адресной помощи нуждающимся семьям. В благотворительных мероприятиях принимали участие тысячи человек, среди которых были и дети, и взрослые.

В рамках деятельности «Школы милосердия» студенты проводили мероприятия, посвященные истории благотворительности, известным меценатам, миротворцам, лучшим людям земли русской. Так, например, в 2006 г. проводились мероприятия, посвященные великому флотоводцу, человеку великой души и доброты Ф. И. Ушакову. Исторические образцы проявления человеколюбия заставляли членов семей Октябрьского микрорайона пересматривать свое поведение, корректировать сложившийся образ жизни.

Большое внимание студенты уделяли профориентационной работе в старших классах, что реально способствовало помощи детям в выборе их будущей профессии. Не все родители владеют психологическими методами, выявляющими профессиональные стремления и склонности их детей. Особый уклон со стороны студентов делался в процессе профориентационной работы на выбор старшеклассниками профессии социального работника, социального педагога, психолога, формированию у ребят практических умений и навыков добровольческой деятельности.

Студенты в рамках «Школы милосердия» постоянно участвовали в организации выставок книг, журнальных и газетных статей, способствующих накоплению у молодежи нравственного потенциала, необходимого для их полноценного вхождения в жизнь, что приносит немаловажную помощь в процессе духовного воспитания и развития как детям, так и их родителям. Например, большим интересом среди посетителей библиотеки пользовалась книжная выставка на тему: «Жизнь дана на добрые дела»,

«Твори добро сегодня и всегда», «Близких душа не позабудет» (ко Дню пожилых людей), «Мамина сказка» (ко Дню матери) и др.

Второе направление деятельности Детской библиотеки и Центра «Ковчег» — «Социальная клиника». Основное внимание сотрудников библиотеки и добровольцев, работающих вместе с ними, было приковано к тем видам социальной работы, которые остаются недостаточно развитыми в деятельности профессионалов — социальных работников, а также к тем категориям населения, которые нуждаются в особой помощи и поддержке. Так, например, сотрудниками библиотеки и Центром проводилась большая социально-профилактическая работа с детьми школьного возраста. Вопросам наркомании, преступности, пьянства, табакокурения, проявления агрессии по отношению к детям, взрослым, пожилым людям, другим социально опасным болезням неоднократно посвящались классные часы, викторины, спектакли, книжные выставки. Большую социальную помощь библиотека оказывала семьям, имеющим детей-инвалидов. Это не только адресное обслуживание книгами и детей, и родителей, но и их психологическая поддержка, посредническая работа по осуществлению общения между здоровыми и больными детьми, по организации взаимопомощи среди родителей детей-инвалидов, по формированию для детей с ограниченными возможностями без-барьерного реабилитационного пространства. Например, на специальном микроавтобусе де-тей-инвалидов привозили в библиотеку, знакомили с книгами, организовывали экскурсии по городу. Подобная работа по отзывам родителей улучшает психологическую обстановку в семьях, самочувствие детей, способствует их развитию и лучшей адаптации в обществе.

Студенты отделения «Социальная работа» помогли детской библиотеке стать своеобразным центром социальной самопомощи по месту жительства. Они приняли самое активное участие в составлении картотеки самопомощи, которую назвали «Книга 03», с ее помощью можно быстро подобрать соответствующую литературу для самостоятельного решения своих проблем (психологических, педагогических, юридических, социальных). С этой целью весь существующий в библиотеке книжный фонд, в том числе и художественная литература, сказки, пословицы, поговорки, был пересмотрен с точки зрения осуществления библиотерапии,

самопомощи. Особенно интересно то, что самопомощь происходила и в индивидуальной, и в групповой форме, когда в библиотеке коллективно обсуждались трудные жизненные, в том числе семейные ситуации и варианты выходов из них, описанные в предлагаемых для дискуссии книгах, с точки зрения современного прочтения.

В Детской библиотеке им. Н. А. Некрасова наряду с традиционной библиотерапией с помощью книг начали апробироваться новые технологии социальной работы с семьями разных типов: библиодиагностика, библиоадаптация и реабилитация, библиопрофилактика, библиокоррекция, библиоконсультирование, библиотерапия.

В работе с населением добровольцы Центра и в первую очередь студенты — будущие специалисты в области социальной работы использовали разные методы социальной работы. Во-первых, социологические. Студентами составлялись социальные портреты читателей библиотеки, их семей; проводились устные и письменные опросы в школах, в домашней библиотеке детей, подростков, их родителей, родственников с целью изучения ценностных ориентаций детей и подростков, межличностных взаимоотношений в классах, семьях; проводился анализ социального положения жителей микрорайона и др. Использование социологических методов позволило диагностировать социальные проблемы жителей микрорайона (прежде всего подрастающего поколения), создать банк данных о нуждающихся в помощи людях, а также о потенциальных спонсорах, партнерах социальных работников. Во-вторых, студенты использовали социально-педагогические методы социальной работы. Особое внимание студентами уделялось проведению мероприятий, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны: вечера встреч с фронтовиками, викторины, посвященные ВОВ, беседы о великих ратных подвигах соотечественников. Подобные мероприятия имеют большое значение для формирования в обществе позитивного отношения к ветеранам, взаимопонимания между представителями молодого и старшего поколения, для сохранения преемственности поколений, для укрепления семьи как социального института.

Положительный отклик среди жителей микрорайона Октябрьский г. Саранска нашли социально-педагогические мероприятия, орга-

низованные студентами в рамках деятельности «Школы милосердия». Школьники разгадывали кроссворды «Милосердие на все времена», организовывали выставки работ, сделанных учениками. Студенты-добровольцы проводили мероприятия, посвященные Дню учителя, Дню Победы и др. Проводились уроки доброты: «Мир семьи: я и мы, я и семья», «Поговори о себе», мероприятия, расширяющие знания школьников о правилах хорошего тона, добрых словах и т. д. На мероприятия приглашались родители, бабушки, дедушки, дети.

Студентами — будущими социальными работниками организовывались встречи школьников с интересными людьми, с местными художниками, поэтами и писателями. Пользовались большой популярностью такие развивающие проекты, как: «Путешествие в страну ИЗО», закрепляющие знания, умения и навыки в области изобразительного искусства; «Мне подмигнул светофор», закрепляющий знания правил дорожного движения; «Путешествие в океан знаний», «Солнечная светлость книжной мудрости», «В гости к любимым героям», расширяющие кругозор школьников; «Птичий базар», знакомящий с многообразием видов птиц; «Путешествие в страну „Вкуснятина“», формирующие знания, умения и навыки ребят в сфере кулинарии; «Рыцарский турнир», «Поехали!», развивающие интерес к технике и др. Большое значение волонтерами уделялось формированию школьных коллективов, а также таких нравственных качеств у ребят, как взаимопомощь, коллективность, чуткость и т. д. Например, в младших классах проводилась игра «Зов джунглей», развивающая у детей чувство доброты, потребности оказывать помощь человеку, попавшему в беду. Библиографические списки литературы на социально значимые темы, по социальной самопомощи, имеющиеся в библиотеке, вывешивались в школах, в детских садах и других учреждениях и организациях микрорайона Заречный.

В работе с населением студенты-волонтеры использовали также социально-психологические методы социальной работы. Так, например, в 7—8 классах с помощью тестов-заданий изучались уровень психологической сплоченности классов, психологический микроклимат, психологические особенности подросткового возраста (такие как одиночество, тревожность, агрессивность и т. д.). С детьми младшего школьного

возраста проводились игры и упражнения, помогающие снять психологическую напряженность, стрессы, на развитие внимания, памяти, творческой фантазии, на умение управлять своим телом и эмоциями, сохранять душевное здоровье. В 10-х классах проводились тесты: «Кто ты: экстраверт или интроверт?», «Кто ты: лидер или ведомый?», «Кто ты: голубь, страус или ястреб?», изучались особенности темперамента, акцентуации характера школьников юношеского возраста.

В работе с населением студентами большое внимание уделялось и социально-правовым методам социальной работы. Так, например, ими проводились библиотечные уроки в школах на темы: «Избирательная азбука правовой культуры», беседы «О правах ребенка и правах родителей». Студентами были разработаны и реализованы проекты мероприятий, посвященных этому вопросу, где использовались различные формы: спектакли, громкое чтение, викторины, живые газеты, беседы, классные часы и др. Сотрудники Детской библиотеки им. Н. А. Некрасова и помогающие им студенты-добровольцы принимали активное участие в ежегодном республиканском конкурсе на знание жителями и школьниками избирательного права.

В работе с населением студенты Историкосоциологического института апробировали и медико-социальные методы социальной работы. В рамках деятельности «Социальной клиники» в школах и детских садах проводились занятия «Умей оказать первую помощь», организовывались мероприятия профилактической направленности, например, беседы на темы: «Стоп, наркотик!», «Алкоголизм в среде подростков как социальная проблема», «О СПИДе должен знать каждый», «Республиканский центр по борьбе и профилактике СПИДа», «Влияние алкоголя на здоровье человека», «СПИД рядом», «Курить — здоровью вредить», «Суд над сигаретой» и др.

Студенты, участвуя в деятельности Добровольческого центра, ознакомились на практике и с социально-экономическими методами социальной работы. Так, ими неоднократно проводились благотворительные акции, в некоторых из которых принимали участие более тысячи людей. Они выступали инициаторами сбора вещей, книг, канцтоваров, игрушек от жителей микрорайона с целью передачи их малообеспеченным семьям. Постоянными клиентами

Центра являлись 15 малообеспеченных семей из Октябрьского микрорайона. Студенты не забывали оказывать помощь и детям-инвали-дам, которым вручались подарки к Рождеству, ко дню рождения. Все проекты мероприятий, которые реализовывали студенты — будущие социальные работники — были положены в основу формирования методической базы деятельности социальных работников по месту жительства.

Постепенно завоевывая авторитет в городе, Добровольческий центр стал выходить за границы Октябрьского района г. Саранска. У него сложились тесные связи: с Республиканским детским приютом «Надежда» (здесь совместно с «Филантропом», с представителями Саранской епархии студентами апробировались такие формы работы, как диспуты «Смысл жизни» в виде профилактических бесед), с санаторием «Саранский» (работа велась с детьми-инвали-дами через педагогический отряд «Содружество»), с общественными организациями «Пи-этас» (организовывались совместные благотворительные акции, недели и месячники добра), «Филантроп» (проводились совместные мероприятия с бывшими преподавателями МГУ им. Н. П. Огарева, вечера встреч с участниками ВОВ, месячники пожилых людей и др.), «ОДА» (студенты принимали самое активное участие в организации и проведении фестивалей творчества детей-инвалидов, благотворительных концертов).

Опыт деятельности «Ковчега» неоднократно освещался в научной литературе, в СМИ, находил положительные отклики среди читателей. Опыт социально ориентированной работы Детской библиотеки им. Н. А. Некрасова переняли многие муниципальные библиотеки страны. Неслучайно он был представлен в центральной печати — в журнале «Библиотека». В Республике Мордовия подобную работу в настоящее время проводит Чамзинская муниципальная библиотека.

К сожалению, по объективным причинам в настоящее время Добровольческий центр прекратил свое существование. Но все примеры, приведенные выше, свидетельствуют о том, что деятельность студентов в качестве волонтеров в добровольческих центрах социальной помощи населению по месту жительства, подобных описанному выше «Ковчегу», помогает им сформировать необходимые профессиональные умения

и навыки социальной работы с разными категориями населения и в разных социальных сферах. Она позволяет им на практике применить полученные теоретические знания о технологиях, методах и формах социальной работы. Кроме того, она показывает студентам значимость общественных организаций по месту жительства в качестве полноправных партнеров по оказанию адресной и индивидуальной помощи нуждающимся слоям населения. Волонтерская деятельность студентов в добровольческих центрах способствует формированию у них личностных и профессиональных качеств, необходимых им в будущей профессиональной деятельности.

Студенты отделения «Социальная работа» под руководством преподавателей кафедры социальной работы долгое время помогают в работе еще одной университетской общественной организации — клубу интеллектуального общения «Филантроп». Клуб «Филантроп» можно считать одним из российских первопроходцев в области продления творческой деятельности людей, перешагнувших пенсионный рубеж. Он объединяет бывших преподавателей Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева и существует с 1999 г. Постоянный состав клуба насчитывает 28—32 человека. Бывшие преподаватели собираются два раза в месяц. Каждая встреча тщательно готовится: прорабатывается блок вопросов, отбираются темы дискуссий, лекций. На заседаниях клуба его члены знакомят друг друга со своими научными интересами, организуют мероприятия на краеведческую, медицинскую, психологическую, искусствоведческую, политическую, педагогическую и иную тематику. Преимущество этого клуба заключается в том, что его члены, имеющие в прошлом разную научную и педагогическую направленность, могут быть интересными как личности, как ученые, как единомышленники и после выхода на пенсию для своих коллег, для лиц пожилого возраста города, интересующихся наукой, для молодежи.

Студенты отделения «Социальная работа» активно помогают ветеранам в организации и проведении мероприятий (дни рождения, походы в театр, в картинную галерею, встречи с ведущими учеными университета, с интересными людьми города, республики, тематические вечера), принимают непосредственное участие

в дискуссиях на научные и социально актуальные темы. Общение в клубе студенческой молодежи и бывших преподавателей вуза стало взаимной потребностью. Здесь они обмениваются информацией, книгами, делятся своими проблемами, советами, оказывают друг другу сочувствие и поддержку [3]. В результате подобной совместной деятельности молодежи и пожилых, умудренных опытом авторитетнейших людей, у первых формируются умения и навыки работы с пенсионерами, а у вторых — продлевается творческое долголетие, реализуется их потребность в познании нового, в передаче опыта и знаний молодому поколению.

Работа в общественных организациях помогает студентам связать полученные в процессе обучения теоретические знания с практикой, развить научно-исследовательские умения и навыки. Неслучайно общественные организации для многих студентов стали эмпирическими базами для проведения курсовых и дипломных исследований. Например, дипломные работы:

— Л. А. Бегловой «Социально-педагогическая деятельность в разнопрофильных детских оздоровительных лагерях» (научный руководитель — И. А. Винтин), написана на базе Ассоциации педагогических отрядов;

— Е. В. Моськиной «Технологии социальной работы с социально активными лицами пожилого возраста» (научный руководитель — З. Н. Лазарева), написана на базе КИО «Филантроп»;

— Е. Ю. Калинкиной «Социальная практика общественных организаций: российский и зарубежный опыт» (научные руководители — Л. И. Савинов, Н. В. Герасимова), написана на базе Молодежной общественной организации «Пиэтас»;

— Н. А. Шаламовой «Гериатрическая реабилитация на дому» (научный руководитель — Н. В. Герасимова), написана на базе Молодежной общественной организации «Пиэтас»;

— В. Б. Колесниченко «Дети с ограниченными возможностями как объект социальнопедагогической работы» (научный руководитель — И. А. Винтин), написана на базе педагогического отряда «Подросток»;

— В. В. Щербаковой «Технологии социальной работы с семьей по месту жительства» (научный руководитель — З. Н. Лазарева), написана на базе Добровольческого центра социальной помощи населению по месту жительства «Ковчег»;

— И. Г. Войновой «Технологии социальной работы с детьми по месту жительства (научный руководитель — З. Н. Лазарева), написана на базе Добровольческого центра социальной помощи населению по месту жительства «Ковчег» и др.

Таким образом, все вышеизложенное показывает, что работа студентов отделения «Социальная работа» в общественных организациях оказывает большое влияние на их профессиональное становление, и поэтому она может быть признана необходимым и эффективнейшим элементом их профессиональной подготовки. Объектами профессиональной деятельности студентов в общественных организациях выступают: 1) отдельные лица и группы населения, находящиеся в трудной жизненной ситуации; 2) социальные проблемы и ситуации,

затрудняющие социальное функционирование людей; 3) теория и практика оказания помощи нуждающимся индивидам и группам.

Работа студентов в общественных организациях помогает им подготовиться к самостоятельному решению профессиональных задач в следующих сферах деятельности: а) организационно-управленческой; б) проектной; в) производственно-прикладной; г) научно-педагогической; д) научно-исследовательской; е) коммуникационной. Деятельность студентов в общественных организациях помогает будущим специалистам познать самих себя, самоопределиться, утвердиться в правильности профессионального выбора, сформировать социальную и социокультурную активность, необходимые им в их самостоятельной жизни личностные и профессиональные качества, компетенции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Винтин И. А. Из опыта работы студенческих отрядов и объединений кафедры социальной работы по социальной практике : исторический аспект / И. А. Винтин // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — С. 34—37.

2. Винтин И. А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении / И. А. Винтин. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. — 416 с.

3. Герасимова Н. В. Опыт привлечения молодежи к добровольческим проектам Региональной общественной организацией «Агентство волонтерской службы „Пиэтас“» МГУ имени Н. П. Огарева / Н. В. Герасимова // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — С. 38—40.

Поступила 04.02.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.