Научная статья на тему 'Кафедра социальной работы: история и современность'

Кафедра социальной работы: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Л. И.

Статья посвящена истории становления и развития социальной работы как специальности, профессии и науки в Мордовском государственном университете. Особое внимание уделено научно-исследовательской деятельности студентов, работающих с преподавателями выпускающей кафедры социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра социальной работы: история и современность»

Ёд ТЇООА ААВОАЁОГТЙОЁ ЁАОААВО ЙТОЁАЁОМЁ ВААТОО 1 ТВАТАЙЁТАТ АТЙОААВЙОААМТАТ ОГЁААВЙЁОАОА

ЁАОААВАN IОЁАЁиГ IЁВААIОО:

ЁЙ0 1ВЁВ Ё ШАВА1АГГ!N00

Ё. Ё. Йааема

Ыоаоиу ЇТпауиаТа ёпоТЭёё поаТТаёаТеу ё Эадаеоеу пТоеаёиТТе ЭааТой ёаё пУаоёаёи-ТТпоё, ТЭТбаппёё ё Таоёё а ТТЭаТапём атоааЭпоааиП оТёааЭпёоаоа. ТпТаТа аТё-1аТёа оааёаТТ Тао-нТ-ёппёааТааоаёипёТё аауоаёшШё пооааТоТа, ЭааТоа^йёо п Ї0а-ГТааааоаёуТё айтпёа^йаё ёабааЭй пТоёаёиТТё ЭааТой.

В Республике Мордовия подготовка специалистов по социальной работе осуществляется на базе Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в Историкосоциологическом институте (ИСИ). Подготовка будущих квалифицированных кадров по социальной работе реализовывается профессорско-преподавательским составом выпускающей специализированной кафедрой социальной работы, которая осуществляет ее совместно с другими структурными подразделениями университета.

Первооткрывателем социальной работы как вузовской специальности в Мордовии является профессор Мария Константиновна Рункова. Идея открытия новой специальности в Мордовском государственном университете возникла весной 1991 г. на Международном симпозиуме в городе Ленинграде. Симпозиум был посвящен перспективам становления и развития нового научного направления, новой специальности «Социальная работа» в Советском Союзе. По результатам прений, дискуссий был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) по разработке учебных планов, программ по социальной работе, а также статуса, прав и обязанностей социального работника. В члены ВНИК была включена М. К. Рункова. Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева в соответствии с приказом Го-

сударственного комитета СССР по народному образованию от 7 августа 1991 г.1 одним из первых в СССР стал готовить кадры по новой специальности 03.12 «Социальная работа». На факультете подготовки и переподготовки кадров организаторов народного образования (ФППК ОНО) было открыто отделение «Социальная работа».

Осенью 1991 г. на факультете подготовки и переподготовки кадров организаторов народного образования был проведен первый экспериментальный набор слушателей по специальности 03.12 «Социальная работа». В 1992 г. был произведен первый выпуск специалистов по социальной работе в количестве 25 человек. Выпускники были направлены в распоряжение Республиканского министерства социальной защиты населения и Комитета по делам семьи, материнства и детства. ФППК ОНО и в настоящее время осуществляет переподготовку кадров по специальности «Социальная работа» на базе высшего образования.

Практически в это же время в приказе по МГУ имени Н. П. Огарева от 03.11.92 г. № 1/69 «Об организации подготовки социологов и преподавании социологических дисциплин в Мордовском университете» указывалось: «учитывая нарастание потребностей народного хозяйства Мордовии в специалистах-социологах широкого профиля... организовать на базе НИИ ре-

1 Об открытии специальности «Социальная работа». Приказ Г осударственного комитета СССР по народному образованию № 376 от 07.08.1991 г.

© Ё. Ё. ЫааёТТа, 2010

гионологии учебное отделение для подготовки кадров... по специальности 03.12 „Социальная работа “»2. С мая 1993 г. социальная работа как учебная специальность и как наука развивается сначала в рамках исторического факультета, затем Историко-социологического института. В период приемной кампании 1993 г. в структуре исторического факультета создается отделение организаторов социальной работы3. Первым заведующим отделением был А. И. Мартынов, затем эту должность занимали Г. П. Кулешова (1995—1999 гг.), Т. В. Еферина (1999—2002 гг.),

В. Н. Мотькин (2002—2007 гг.), Т. А. Першина (с 2007 г. по настоящее время).

6 мая 1993 г. для обеспечения учебного процесса и развития научного потенциала на базе кафедры социологии исторического факультета создается кафедра социологии и организации социальной работы. Она явилась базовой для обеспечения учебного процесса по специальности «Социальная работа». Заведующим кафедрой становится профессор Александр Иванович Сухарев. Период развития социальной работы как специальности и как науки с весны 1993 по осень 1995 г. связан прежде всего с его именем. Александр Иванович Сухарев, находясь на посту ректора университета (1969—1991 гг.), способствовал открытию многих новых специальностей, в том числе социальной работы.

25 студентов, обучающихся на ФППК ОНО по специальности «Социальная работа», переводят на исторический факультет: из них 12 студентов — на дневное отделение, остальных — на заочное. В последующем, летом 1997 г., эти 12 студентов составят первый выпуск дипломированных специалистов кафедры социальной работы.

Весной 1994 г. кафедра социологии и организации социальной работы переименовывается в кафедру социологии, регионоведения и организации социальной работы4. Это было связано с открытием новой специальности в университете — 02.13.00 «Регионоведение». Кафедра социологии, регионоведения и организации социальной работы становится базовой (выпускающей) по второй специальности. Кроме того, отделение организаторов социальной работы

становится социологическим отделением исторического факультета.

3 ноября 1995 г. стало днем рождения новой кафедры — кафедры социальной работы историко-социологического факультета5. Структурно она была выделена из кафедры социологии, регионоведения и организации социальной работы. С 16 ноября 1995 г. исполнение обязанностей заведующего кафедрой социальной работы было возложено на Леонида Ивановича Савинова. С 30 ноября, пройдя конкурсный отбор, он стал первым заведующим кафедрой социальной работы и руководит ею до настоящего времени.

Сегодня на кафедре работают: 1 доктор наук, 11 кандидатов наук, 2 преподавателя, а также студенческий научный кружок (руководитель — доцент, кандидат социологических наук Е. Н. Новикова), проводятся научно-методологические семинары (руководитель — профессор, кандидат социологических наук З. Н. Лазарева)6. В 2010 г. будет произведен уже 14-й выпуск социальных работников. Всего за весь период (с 1997 по 2009 г.) были выпущены 714 специалистов по социальной работе, 63 бакалавра социальной работы с дневного отделения (первый выпуск бакалавров произошел в 2006 г.), и 599 специалистов с заочного отделения. В 2009 г. были впервые подготовлены 5 магистров по социальной работе.

Председателем первой Государственной аттестационной комиссии (ГАК) (1997 г.) был

С. М. Вдовин (1997—1998 гг.) — на тот момент министр труда и занятости РМ, в настоящее время ректор МГУ им. Н. П. Огарева. Также председателем ГАК был Г. Я. Юдаков (1999— 2001 гг.) — министр социальной защиты населения РМ. В 2002 г. новым председателем ГАК стала заместитель министра социальной защиты населения РМ Л. В. Никонова.

Настоящим событием не только для кафедры социальной работы, но и для МГУ имени Н. П. Огарева в целом, для развития теории и практики социальной работы в Мордовии стало приглашение в 2003 г. на пост председателя ГАК П. Д. Павленка — профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой социологии и социальной работы Российского

2 Об организации подготовки социологов и преподавания социологических дисциплин в Мордовском университете. Приказ МГУ им. Н. П. Огарева № 1/69 от 03.11.1992 г.

3 О ходе выполнения приказа № 1/69 от 03.11.1992 г. «Об организации подготовки социологов и преподавания социологических дисциплин в Мордовском университете». Приказ МГУ им. Н. П. Огарева № 1/59 от 06.05.1993 г.

4 Об организации в университете подготовки кадров по специальности 02.13.00 —«Регионоведение». Приказ МГУ им. Н. П. Огарева № 831 от 23.04.1994 г.

5 О структурных изменениях в университете. Приказ МГУ им. Н. П. Огарева № 1/44 от 03.11.1995 г.

6 Становление и развитие социальной работы как науки и учебной дисциплины отражено в работах В. Н. Мотькина и С. Б. Денисова [3; 7].

университета туризма и сервиса (г. Москва). П. Д. Павленок является членом президиума УМО по социальной работе. С его приходом работа ГАК значительно видоизменилась. Будучи человеком энциклопедически образованным, грамотным, деликатным, до тонкостей разбирающимся в мельчайших деталях теории и практики социальной работы, Петр Денисович со дня первого появления в составе ГАК дает ценнейшие советы и коллегам, и студентам, которые имеют возможность общаться с «живым классиком», автором десятков учебников, монографий и сотен статей по теории социальной работы. В результате заметно улучшилось качество дипломных работ и резко возросла эффективность деятельности ГАК в целом. Итоги го-сэкзаменов неизменно демонстрируют высокий уровень теоретической и практической подготовки в данной области. Студенты понимают концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, достаточно хорошо знают социальные системы, структуры учреждений помощи населению, их прошлое и настоящее, ориентируются в индивидуальных и возрастных особенностях клиентов системы социальной защиты населения, владеют методами и технологиями социальной работы.

Влияние Петра Денисовича на развитие социальной работы в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, без всякого преувеличения, является крупномасштабным, разнообразным по направлениям и существенным по глубине. Сегодня большинство его рекомендаций стали реальностью в учебном процессе для социальных работников. Студенты, выполняющие не только дипломные, но и курсовые работы, хорошо знают, что научно-исследовательская цель работы должна содержать два компонента: исследовательский и практикоориентированный, а объект и предмет работы должны иметь временные и территориальные границы. Естественно, во время работы ГАК по социальной работе и до П. Д. Павленка случались научные дискуссии, но П. Д. Павленок, будучи председателем ГАК, привнес в ее работу ряд творческих инноваций; детально стали анализироваться положительные и отрицательные результаты дипломных работ, защиты дипломных работ и последующее их обсуждение стали одновременно и более комплексным, и более предметным. Председатель ГАК обращает постоянное внимание на грамотность работ, прививает у студентов любовь к русскому языку, отечественной культуре, знанию достижений

отечественной науки. Профессорско-преподавательский состав кафедры социальной работы, аспиранты кафедры и даже студенты специальности «Социальная работа» получили возможность для опубликования своих статей, учебных пособий в различных научных трудах, выпускаемых кафедрой, возглавляемой П. Д. Павленком в Российском государственном университете туризма и сервиса [8; 17; 19]. Поскольку в Мордовском университете далеко не всегда можно опубликовать свои работы, многие преподаватели и аспиранты решили воспользоваться предоставленной возможностью. Есть ряд научных трудов, опубликованных совместно с П. Д. Павленком или под его редакцией7. Петр Денисович Павленок никогда не отказывал желающим студентам и аспирантам кафедры в получении консультаций по разным вопросам. Многие аспиранты и преподаватели кафедры выступали на конференциях в РГУТиС, куда они были приглашены Петром Денисовичем Павленком, у ряда аспирантов и соискателей кафедры он был оппонентом по защите кандидатских диссертаций (Е. Н. Девяткина, А. А. Полежаева), а также его кафедра выступала в качестве ведущей организации (Д. А. Абузярова). В целом, несомненно, отечественной науке необходимо быть более внимательной к изучению опыта деятельности ученых и, что особенно важно, по исследованию вклада ведущих отечественных ученых в развитие научных школ, кафедр и специальностей в других вузах России. Работа П. Д. Павленка в качестве председателя ГАК по социальной работе в Мордовском государственном университете является для решения этой задачи ярким примером.

Сегодня студенты активно разрабатывают социальные проблемы России, Республики Мордовия, ее районов, городов, конкретных социальных учреждений. Тематика дипломных работ носит междисциплинарный и практикоориентированный характер. Студенты во время защиты показывают хорошее владение материалом, глубокое знание изучаемой проблематики. Работы отличаются четкостью оформления, полным соответствием принятым стандартам, что неоднократно отмечали председатели ГАК. Естественно, нужно отдать должное и сотрудникам кафедры социальной работы — научным руководителям дипломных работ. Образцом для подражания служит научное руководство профессоров Л. И. Савинова, З. Н. Лазаревой, доцентов С. Б. Денисова, Е. В. Камышовой, Е. Н. Рябовой, Е. Н. Коломасовой, Е. Н. Новико-

7 В учебном пособии «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» [19] имеется ряд глав, авторами которых являются преподаватели кафедры: Н. В. Героева, Е. Н. Девяткина, Е. В. Камы-шова, З. Н. Лазарева, А. А. Полежаева, Л. И. Савинов, И. Н. Славкина. Оно допущено УМО вузов России по образованию в области социальной работы.

вой и некоторых других преподавателей. Дипломы их подопечных изобилуют приложениями, таблицами, графиками, диаграммами. Нередко подготавливаются раздаточные материалы и даже авторефераты. В подавляющем большинстве работ представлены эмпирические исследования.

Большинство работ имеют большую практическую значимость, некоторые из них к моменту защиты уже бывают опубликованными, другие имеют акты о внедрении научных разработок в практическую деятельность целого ряда учреждений Министерства социальной защиты РМ, третьи рекомендуются к публикации. Каждый год по результатам учебы и успешной защиты дипломных работ определенным студентам ГАК выносит рекомендации к продолжению научной работы в аспирантуре.

Факторами, способствующими качественному выполнению дипломных работ на кафедре социальной работы, являются: обсуждение на заседаниях кафедры актуальности тем дипломных работ, объекта, предмета, цели и задач. В заданиях на дипломную работу уточняются проблема исследования и методы. Научные руководители консультируют и контролируют своих дипломников во время прохождения преддипломной практики. За месяц до защиты работ на кафедре проводится предзащита. Несомненным положительным фактором является деятельность нормоконтролеров (Н. А. Хряпиной, В. С. Афанасьева). В результате их деятельности устраняются допущенные неточности, в первую очередь в плане оформления работ.

Кафедра в структуре ИСИ сегодня выполняет целый ряд жизненно важных функций и в первую очередь — интегративную. В учебном плане специальности «Социальная работа» в силу специфики Государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) в рамках распределения часовой нагрузки находится место коллегам с других кафедр ИСИ и не только. К сожалению, высококвалифицированные преподаватели кафедры не имеют возможности передавать свои знания студентам других специальностей как в самом ИСИ, так и в университете в целом. Более того, даже те курсы, которые читаются только у бакалавров по социальной работе («Экономические основы социальной работы», «Занятость населения и ее регулирование», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Проблемы социальной работы с молодежью» и др.), которые однозначно должны читать преподаватели специальной, выпускающей кафедры, сегодня разбросаны по факультетам и читаются преподавателями с самых разных кафедр. Это,

несомненно, наносит урон качеству подготовки социальных работников, так как всем известно, что данные курсы читать вне практики, вне взаимосвязи с курсами, закрепленными за выпускающей кафедрой, недопустимо.

Кафедра плодотворно сотрудничает с Министерством социальной защиты населения РМ, с его городскими и районными отделами и со многими конкретными учреждениями, где нуждающиеся получают помощь от социальных работников. Министерство глубоко заинтересовано в дальнейшем развитии кафедры, в укреплении взаимных связей и сотрудничества с ее профессорско-преподавательским составом, в разностороннем изучении социальных проблем, состояния социальной сферы и возможных путей их совершенствования.

Министерство социальной защиты населения РМ, его отделы, центры, приюты, дома-интернаты изначально были обозначены как основные базы для прохождения практик. Практика является неотъемлемой частью учебного процесса и занимает в нем особое место. Она позволяет последовательно в определенной системе в течение всех лет обучения соединять теоретическую подготовку студентов с их практической работой в учреждениях всех типов социальной сферы. В ходе практики решается сложная задача формирования необходимых умений и профессионально значимых личностных качеств. Материалы, полученные на практиках, как правило, ложатся в основу экспериментальной части курсовых и выпускных квалификационных работ.

Государственный образовательный стандарт специальности 040101 «Социальная работа» предусматривает следующие виды практик:

— ознакомительную;

— учебную;

— производственную;

— преддипломную.

Основными целями практики студентов направления «Социальная работа» являются: 1) адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности; 2) овладение практическими умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности.

Буквально все преподаватели кафедры имеют нагрузку по проведению различных видов практик — такова специфика специальности «Социальная работа». Однако здесь необходимо отметить особенно тех преподавателей, которые внесли особый вклад в разработку методологии и методики проведения практик, — это в первую очередь З. Н. Лазарева, Н. В. Герасимова, И. Н. Славкина, В. С. Афанасьев. Данные преподаватели были не только ответственными организаторами практик, им также присущи черты творчества и инициативность.

Из года в год работа студентов в течение прохождения практик становилась разнообразнее, интереснее, содержательнее и предметно-направленной. Преподаватели кафедры имеют различные публикации, посвященные вопросам организации и проведению практик, в том числе с грифом УМО вузов России по образованию в области социальной работы [5; 10; 11].

Практикоориентированность как одно из концептуальных направлений развития социальной работы для студентов существенным образом наполнилась новым содержанием в связи с появлением трех общественных организаций. В 1997 г. ректором университета Н. П. Макар-киным был подписан приказ «О создании отряда „ Волонтер “ кафедры социальной работы ИСИ». В 1999 г. на базе отряда зарегистрирована молодежная общественная организация «Волонтер». Идейным руководителем организации была преподаватель кафедры Н. В. Герасимова. Студенты, аспиранты и преподаватели кафедры в течение ряда лет оказывали реальную разнообразную помощь нуждающимся гражданам города Саранска, в первую очередь пожилым гражданам, ранее работавшим в университете. Для дальнейшей активизации волонтерского движения в 2000 г. на базе отряда «Волонтер» было создано «Агентство волонтерской службы „Пиэтас“» Мордовского государственного университета [2].

Практически в эти же годы многие студенты и ряд преподавателей кафедры принимали активное участие в работе клуба «Филантроп». Основной целью данной общественной организации являлось продление творческой деятельности людей, перешагнувших пенсионный рубеж, с помощью интеллектуального общения. Инициатором создания клуба была Л. В. Митя-кина, доцент кафедры социальной работы, преподававшая в те годы курс «Социальная геронтология». Клуб ведет свою деятельность в университете начиная с 1999 г. [4].

Концептуальные и прикладные интересы социальной работы как науки, с одной стороны, и как профессии — с другой весьма удачно встретились в связи с появлением добровольческого центра социальной помощи населению по месту жительства «Ковчег» в 2001 г. В этом же году сотрудники детской библиотеки имени

Н. А. Некрасова Октябрьского района Саранска, возглавляемой Е. Н. Митрофановой, заключили договор о научно-методическом сотрудничестве с кафедрой социальной работы Мордовского университета. Идейным инициатором данного договора и организации последующей деятельности со стороны кафедры была профессор

З. Н. Лазарева. В соответствии с этим договором кафедра социальной работы помогает осуществлять научное руководство специализиро-

ванной социальной работой по месту жительства, проводимой детской библиотекой; организует научные исследования по проблемам социальной помощи населению Октябрьского района Саранска; разрабатывает программу научноисследовательской и практической работы с жителями микрорайона; руководит ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практикой студентов на базе библиотеки и др. Сотрудники библиотеки участвуют в работе научных конференций, посвященных вопросам организации социальной работы по месту жительства, оказывают содействие студентам и членам кафедры социальной работы в проведении научно-исследовательских и практических работ. В результате плодотворного научно-практического сотрудничества кафедры социальной работы и детской библиотеки имени Н. А. Некрасова в Октябрьском районе Саранска начали апробироваться на практике новые подходы, методы и формы адресной социальной помощи населению по месту жительства. Сотрудники библиотеки не дублируют деятельность Муниципального террито-риального центра социальной защиты населения, учреждений других ведомств, призванных по долгу своей службы заботиться о людях, а нашли свое собственное направление социальной поддержки с помощью книги и организованной деятельности энтузиастов, волонтеров, что позволило стать им поистине социокультурным центром Октябрьского района Саранска.

Для активизации и территориального распространения своей деятельности на базе детской библиотеки имени Н. А. Некрасова был организован в 2001 г. добровольческий центр социальной помощи по месту жительства «Ковчег», деятельность которого контролируется и организуется сотрудниками библиотеки. Организуя воспитательную работу с детьми разной направленности, сотрудники библиотеки и волонтеры помогают взрослым членам семей осуществлять воспитание и развитие подрастающего поколения, объединять все сознательные силы в микрорайоне на основе ценностей добра, сострадания, человеколюбия. Специализированная социальная работа данной библиотеки осуществляется в рамках деятельности «Школы милосердия» и «Социальной клиники».

Работа сотрудников детской библиотеки имени Н. А. Некрасова и «Ковчега» положительно оценивается жителями микрорайона. По их отзывам, она способствует улучшению социально-психологического микроклимата в каждой семье, обеспечению социальной безопасности в микрорайоне, объединению местного сообщества, созданию необходимых условий для лучшей социализации детей и взрослых.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что деятельность общественных организаций, созданных при кафедре социальной работы, постепенно помогает сформировать среду, благоприятную для развития детей и подростков, пожилых людей, для активизации добровольческих инициатив жителей города Саранска, для совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков студентов отделения «Социальная работа».

В рамках научно-исследовательской работы кафедра тесно сотрудничает с рядом авторитетных вузов России: Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Российским государственным социальным университетом, Российским государственным университетом туризма и сервиса, Институтом социологии РАН, Мурманским государственным техническим университетом, Самарским государственным университетом, Саратовским университетом имени Н. Г. Чернышевского, Ульяновским государственным университетом и др.

Научно-теоретические разработки кафедры социальной работы за 15 лет прошли разнообразную апробацию. Интегральными научными направлениями служат две общекафедральные темы:

1. Социальная работа — феномен цивилизованного общества.

2. Региональные проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства.

В ходе разработки данных научных направлений профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты в течение данного исторического периода настойчиво и целеустремленно шли к идее формирования своей научной школы, объединяя достижения и проблемы социальной работы и социологии семьи. По рейтингу за 1996 по 2010 г. среди 13 кафедр Историко-социологического института кафедра социальной работы не опускалась ниже 4-го места, занимая места со 2-го по 4-е.

Ряд работ преподавателей кафедры получили широкую известность среди ученых и студентов страны8. Большим успехом как у студентов, так и у руководителей практик на объектах социальной защиты пользуется уже трижды переизданная «Рабочая книга по практике» с грифом УМО по социальной работе

(2003, 2003, 2007 гг.) [10]. В ней в очень доступной форме даны пояснения о практиках по социальной работе, о правах и обязанностях сту-дентов-практикантов, перечислены объекты Саранска, где студенты проходят практику, и есть место для написания отчета по практике. Здесь очень важна взаимосвязь различных практик (I курс — ознакомительная, II курс — учебная, III курс — производственная, IV курс — производственная по специализации, V курс — преддипломная) и не менее важна научно-методическая основа для успешной реализации задач практики, которая предусматривает сотрудничество студента, преподавателя кафедры и практического социального работника. Данное пособие еще раз подчеркивает особенность социальной работы, которая состоит в ее изначальной практикоориентированности. На кафедре социальной работы с первых лет ее становления уделялось самое серьезное внимание методическим и методологическим вопросам разработки программ читаемых курсов. Сегодня по большинству предметов, читаемых преподавателями кафедры, имеются опубликованные программы, а по некоторым предметам и соответствующие учебные пособия. Например, книга «Рабочие программы по дисциплинам специальности „Социальная работа“» уже трижды была переиздана: 2 раза в 2000 г. и 1 раз в 2002 г. [12]. В данном учебном издании содержатся учебно-тематические планы и программы профилирующих дисциплин, темы семинарских занятий, вопросы к экзаменам и зачетам, темы контрольных и курсовых работ, а также рекомендуемая литература. Преподавателями кафедры по спецкурсам специализации «Социальная защита семьи и детства» опубликовано учебное пособие «Социальная защита семьи, материнства и детства» [18], получившее гриф УМО по социальной работе. Данное пособие отражает многолетний опыт, накопленный кафедрой социальной работы Мордовского государственного университета в деле становления и развития научной школы по социологии семьи. Практически все преподаватели кафедры являются авторами монографий и учебных пособий. Преподаватели кафедры опубликовали за 1995— 2009 гг. 25 монографий и 66 учебных пособий (табл. 1).

8 К ним в первую очередь необходимо отнести учебное пособие Л. И. Савинова «Семьеведение» [13], имеющее гриф Министерства образования РФ. В 2004 г. в одном из центральных издательств г. Москвы вышло учебное пособие Л. И. Савинова и Е. В. Кузнецовой «Социальная работа в семьях разведенных родителей» с грифом УМО по социальной работе, которое переиздавалось уже 4 раза (2004, 2006, 2007, 2008 гг.) [14].

Оааёёоа 1

ЁТёё^апоаТ б^ааТёёТа, б^ааТиб мпТаёё, ТУбаёёёТааТ Тиб ёаоааЭТё пТоёаёиТТё ЭааТои да 1999—2009 аа.

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Еоіаі

0+ааша ЇТпТаеу аеу аип0ае 0ёТёй 2 9 — 7 6 1 6 7 7 2 2 49

N аЭёбТ 1 аеу аип0ае 0ёТёй — 1 — — 1 4 — — 3 5 1 15

УёаёоЭП-Тйа б+аа-Тёёё 2 2

а о ш 2 10 — 7 7 5 6 7 10 7 5 66

Кафедра также активно развивает научные контакты на всероссийском и международном уровне. Студенты отделения «Социальная работа» с результатами научно-исследовательской деятельности побывали на различных международных, общероссийских, региональных научных конференциях. Количество конференций, в

которых принимали участие преподаватели за 1995—2009 гг., — 159, а в 45 конференциях принимали участие студенты. За время существования кафедры социальной работы ею подготовлены 13 кандидатов наук по социологии, специальность 22.00.04. — «Социальная структура, социальные институты и процессы» (табл. 2).

Оааёёоа 2

ЁТёё^аПоаТ дайёйамиб аёППаЭОабёё

А т а О.Ё.Т. ат'ёЭаТоа ёёё ПТёПёаоаёу оата аёппаэоаоёё

1999 С. А. Аагёпта ЫТоёаёиТау дайёоа побаат+апёте паТиё: ёТТоа'ОоаёиТиа ё гэёёёаагиа їтаотаи

2000 1 . А. Аатаёга ЫТоёаёиТау ЭааТоа 'Эё Тоёада ааоае ТО ЭТаёоаёае

2001 Г.А. АаЭапё!Таа ытоёаёитау ааашоёу ижёёио ё|эаае ё птаэататтте пёооаоёё

2002 0. А. КбдиТаТёТ ЫТоёаёиТиа аП'аёои ОаТЭёё ё 'Эаёоёёё 'ёаТёЭТааТёу Па1 иё

2003 А. Г.Ааауоёёта АаЭаПТау ПюёаёиТау ЇТІТйи: ПТоёТёТаё+аПёёе аТаёёд (Та ТаоаЭёаёао Вап'баёёёё 1 тэатаёу)

2003 А. А. КодТаоТаа Ы|оёаёёдаоёу ааоае а патиуо эадааааг тио Э1аёоаёае

2004 Ё. Г. 1 аааааааа ОаГТіаГ ЇТТТйё а Побаат+апёте ПЭааа ёаё гэаатао ПТоёТёТаё+аПёТаТ аГаёёда

2005 А. Г. Ктёттаптаа Ёгпоёобо 'тттйё а пёпоа 1 а патаегт-этапоааггио штяагёе

2006 А. А. 1 Тёажаааа N ' аоёбёёа тоёаёёдаоёё ааоае а таЭаТаТ Т іе Паёипё іе ПаТиа (Та ГЭёТаЭа Ватбаёёёё 1 тэатаёу)

2006 А. Г. АЭё0ёта Аагааэгау п'аоёбёёа атаэа+гтат иаааагёу побааг+апёте иётаажё (га 'эётаэа вап'баёёёё 1 тэатаёу)

2009 А. А. Коааааа ытоёаёитиа ааэиаэи оэбатбпоэтепоаа ётааёёата а птаэашт этппёепётт тайапоаа

2010 А. А. АабдуЭТаа ОЭаТПбТЭТаоёу ПТоёаёиТТе дайёои ааоаЭа ТТа АТ А

2010 0. А. ытётаиааа Оаёотэи ааоаэтётаоёё птоёаёитт будаёттат ааопоаа а птаэашт этппёепётт тайапоаа

Научным руководителем диссертационных исследований является профессор доктор социологических наук, заведующий кафедрой социальной работы Л. И. Савинов.

Сегодня более 80 % учебной нагрузки на кафедре выполняют преподаватели, которые совсем недавно окончили специальность «Социальная работа» в ИСИ Мордовского государственного университета. Тенденция пополнения профессорско-преподавательского состава за счет бывших выпускников по социальной рабо-

За 2009 г. в ИСИ всего опубликованы 769 статей, на долю кафедры социальной работы приходятся 268 статей (34,8 %). Из 769 статей 152 опубликованы студентами ИСИ, на долю студентов социальных работников приходятся 114 статей (75 %).

Отметим следующие достижения студентов в научной сфере:

— диплом за лучшую научную работу среди студентов (Сафаргалиевская премия Международной академии информатизации) (г. Саранск). Студент — И. Буйнова. Научный руководитель — Л. И. Савинов (1998);

— диплом участника Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-99» (г. Москва). Студент — И. Буйнова (1999);

— диплом конкурса студенческих работ: «Современные проблемы защиты прав детей» (г. Краснодар). Студент — И. Буйнова. Научный руководитель — Л. И. Савинов (1999);

— диплом участника конкурса студенческих работ МГСУ (г. Москва). Студент — И. Буйнова. Научный руководитель — Л. И. Савинов (1999);

— диплом делегата Всероссийского слета студентов и молодых ученых — будущих специалистов социальной работы за отличные успехи в учебе и социальную активность (г. Москва). Студент — И. Буйнова (2000);

— диплом лауреата открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях РФ по разделу «Социологические науки» (г. Москва). Студент — В. Афанасьев. Научный руководитель — Л. И. Савинов (2002);

— Алексей Конаков принимал участие в Научном и учебно-методическом центре добровольчества по проекту «Долгосрочный тре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

те на кафедре считается обоснованной и перспективной.

Различные аспирантские и студенческие работы были отмечены в разных вузах России, где проходили конкурсы. Таким образом, на кафедре есть не только серьезные научные и методические опубликованные работы, но и поставленная на систематическую основу научно-исследовательская деятельность со студентами. За 15 лет работы кафедры достигнуты значительные успехи в работе со студентами (табл. 3).

нинг-курс „Роль молодежи и молодежных организаций в развитии их участия и вовлеченности в общественную жизнь “», проводимом при поддержке Директората молодежи Совета Европы, Национального совета молодежных и детских объединений России, Европейского молодежного центра в Будапеште и Европейского молодежного центра в Страсбурге;

— диплом Всероссийской студенческой олимпиады дипломных проектов по социальной работе «За практическую значимость исследования», 1-е место (г. Екатеринбург). Студент — Е. Гришина. Научный руководитель — Л. И. Савинов (2003);

— диплом всероссийского конкурса «Лучшие российские программы для семьи — 2GG4» за лучший социальный проект «Вам есть на кого надеяться, нам есть для кого работать» MOO ABC «Пиэтас» МГУ им. Н. П. Огарева, 3-е место. Студенты — Е. Кудаева, Т. Безрукова, Н. Цимплова, А. Конаков. Научный руководитель — Н. В. Герасимова (2GG4);

— диплом Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях РФ (г. Москва). Студент — Э. Баймашкина. Научный руководитель — З. Н. Лазарева (2GG4);

— диплом конкурса культурных акций «Посторонним вход... разрешен» благотворительного фонда «Интернациональный проект — Молодежное правозащитное движение» за лучший социальный проект (г. Воронеж). Студент — В. Афанасьев. Научный руководитель — Л. В. Митякина (2GG5);

— диплом Всероссийского конкурса за лучшую дипломную работу, 1-е место (г. Москва). Студент — С. Лопатникова. Научный руководитель — Л. И. Савинов (2GG5);

Оааёеоа 3

ЁTёё^anoaT ПОбаат^аПёёб Їбaёёea6ёё та еабааза nт6ёaёuттё saaTou да 1995—2009 aa.

1995 199б 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 200б 2007 2008 2009 Eolal

2 2 3 10 14 1б 7 8 18 15 43 47 30 58 114 387

— диплом за лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам (г. Москва). Студент — Ю. Брындина. Научный руководитель — Е. В. Камышова (2005);

— диплом за лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам (г. Москва). Студент —

Н. Жаринова. Научный руководитель — Л. И. Савинов (2005);

— медаль Министерства образования и науки РФ. Диплом Министерства образования и науки РФ. Студент — С. Лопатникова. Научный руководитель — Л. И. Савинов (диплом за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью «За лучшую студенческую работу по итогам открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ») (2006);

— диплом Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по направлению «Социальная работа», 1-е место (г. Москва). Студент — Н. Цимплова. Научный руководитель — Е. В. Камышова (2007);

— диплом Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ «За актуаль-

ность проблемы исследования» (г. Москва). Студент — Е. Алексашина. Научный руководитель — Т. В. Кузьменко (2008);

— диплом Республиканского конкурса научных работ среди молодых ученых, аспирантов и студентов, 2-е место (г. Саранск). Студент — О. Рожкова. Научный руководитель — Е. Н. Новикова (2008);

— Е. В. Кузнецова, будучи аспирантом (научный руководитель — профессор Л. И. Савинов), в 2002 г. стала стипендиатом аспирантской стипендии Правительства РФ.

Начиная с 1999 г., уже 10 лет подряд в соответствии с решением Министерства образования РФ на базе кафедры социальной работы проводится III (финальный) тур Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «Социальная работа». Данная олимпиада по-своему еще раз подтверждает общепризнанный в России высокий уровень профессионального, научного, педагогического и организационного потенциала профессорско-преподавательского состава кафедры и искреннюю заинтересованность и ответственность студентов, обучающихся социальной работе. За предыдущие годы наши студенты нередко занимали призовые места в данной олимпиаде (табл. 4).

ОааёёОа 4

ВадбёиОаои б^апоёу пОбааТОТа 1 ТЭаТапёТаТ аТпбааЭПОааТТТаТ бТёааЭПёОаОа

ё1. Г. I. Тааэааа ат АпаэТппёёПёТё побаат^апетё Тёёыёааа їт табёаёиттпоё

«1\1Т6ёаёиТау ЗааТОа»

А і а О. Ё. Т. побаатоа 1 апо і

1999 ЁЭёта Абеттаа I

Аёаоаэёта Кбдтаотаа II

2001 Т ёиаа 1 ТТёТапёёТа III

2003 Ёёаёу Аааётаа II

2004 Оаоиута АадЭбётаа II

1 аэао хаэтоааа III

2005 Аёата Кбааааа I

Аёаоаэёта Ёаауааа III

2006 Аёаоаэёта Ёаауааа III

2008 Аёаёпатаэа 1 тпааа I

Жюри всегда отмечает умение участников олимпиады показать знания и навыки практической работы, которые они получили в процессе прохождения практик в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения. Студенты в ответах на вопросы по практике демонстрируют не только общие и специфичные знания, но и обмениваются разно-

образным региональным опытом организации в своем вузе ознакомительной, учебной, производственной практик и практики по специализации. К вопросам, связанным с проведением и организацией практик в разных высших учебных заведениях, у студентов особый интерес, что несомненно служит еще одним свидетельством о практикоориентированном характере

специальности. К опыту практической работы (отечественному, зарубежному, региональному, местному) участники олимпиады проявляют профессиональный интерес.

Не менее заинтересованно и ответственно студенты относятся к конкурсам и отдельным вопросам, имеющим отношение к науке. Если в России научное сообщество и сегодня не обладает общим мнением по вопросу, является ли социальная работа самостоятельной наукой, то передовая часть студентов России, обучающихся по специальности «Социальная работа», практически единодушно отвечает на данный вопрос положительно. У них нет сомнений, что социальная работа - это самостоятельная наука, обладающая интегральным феноменом и имеющая естественную практикоориентированную направленность.

Студенты глубоко понимают как общемировые, так и российские проблемы и перспективы развития социальной работы. Во всем мире в целом и в России, в частности, довольно быстрыми темпами увеличивается число нуждающихся в помощи и защите. Во взаимоотношениях между людьми остро чувствуется дефицит сострадания и сочувствия. Социальные работники призваны историческим временем решать многочисленные социальные проблемы, которые имеют непосредственное отношение к личности, семье и обществу в целом. Всероссийские студенческие олимпиады по социальной работе вносят свой вклад в дело единения культуры в целом, в теорию и практику образования, в частности.

Социальную значимость студенческих олимпиад по социальной работе трудно переоценить. Для непосредственных участников это серьезный экзамен на общероссийском уровне, экзамен особый, крайне сложный, многопредметный, высокопрофессиональный и объективный. Студенты имеют уникальную возможность сравнить свои знания, навыки, умения, опыт. Причем сравнительный анализ происходит на общероссийском образовательном уровне. Не менее важное значение для студенческой молодежи имеет представленная возможность для общения. В процессе студенческих олимпиад по социальной работе две великие социокультурные силы — труд и общение действуют совместно. Студенты сполна пользуются новой возможностью для знакомств, налаживаются личные и профессиональные отношения. Можно смело утверждать, что для целого ряда участников олимпиада сыграла значительную роль в личной судьбе. Многие студенты, участники соревнований, уже стали преподавателями и аспирантами. Есть ряд примеров, когда преподаватели, сопровождающие студентов на Всероссийскую олимпиаду, в недалеком прошлом сами

были непосредственными ее участниками. Вне всякого сомнения, студенческие олимпиады можно отнести к специфичной, высокопрофессиональной школе. Все студенты и преподаватели как базового вуза (Мордовский государственный университет), так и приезжающие из других городов с удовольствием отмечают особые отношения, возникающие между участниками. Вероятно, влияние специальности «Социальная работа» самым непосредственным образом сказывается на открытости, дискуссионности и диалогичности. Профессия социальный работник имеет свои истоки, способствующие распространению дружбы, готовности прийти на помощь.

Всем ясно, что проведение студенческих олимпиад по социальной работе имеет особое значение для хозяев — студентов специальности «Социальная работа», обучающихся в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета, и профессорско-преподавательского состава кафедры социальной работы. Подготовка конкурсов, заданий, как и сама олимпиада — это огромный, крайне тяжелый и необычайно ответственный труд. Работа начинается задолго до олимпиады. Напряженность и ответственность значительно умножаются в те дни, когда проходит олимпиада. После ее завершения кафедра подводит итоги, обсуждаются достижения и неудачи, намечаются новые планы и новые конструктивные конкурсы. Признавая на заседаниях кафедры допущенные оплошности, там же принимались обоснованные решения, направленные на их устранение. По результатам проведения олимпиады преподавателями кафедры был опубликован ряд работ [1; 6; 15; 16].

Преподаватели и аспиранты кафедры в течение ряда лет принимают активное участие в грантовых конкурсах. Преподавателями кафедры были выиграны следующие гранты:

— грант ФЦП «Г осударственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 гг.» (1999) № 11106, «Создание учебника „Семьеведение“» (руководитель — профессор Л. И. Савинов; объем финансирования за весь период — 30 000 руб.):

— грант РГНФ (2000) № 00-03-00103, «Отказ от родителей как явление современной культуры населения Республики Мордовия» (конкурс Р-98 Волга) (руководитель — профессор Л. И. Савинов; объем финансирования за весь период — 60 000 руб.);

— грант ОСБ 206. Создание Научного и учебно-методического центра добровольчества МГУ (руководитель — доцент Н. В. Герасимова; объем финансирования за весь период —

2 600 долл.);

— грант ФЦП «Интеграция» (2002), «Подготовка и публикация монографии „Соци-

альный институт помощи “» (руководитель — профессор Л. И. Савинов; объем финансирования за весь период — 23 000 руб.);

— грант ФСП «Интеграция» (2003) № 153/ 173-03, «Семейно-демографическая политика в России: мифы и реальность» (руководитель — профессор Л. И. Савинов; объем финансирования за весь период — 115 000 руб.);

— грант Министерства социальной защиты Республики Мордовия (2003) № 53/61-03, «Формы и методы социальной адаптации пожилых людей, освободившихся из мест лишения свободы и без определенного места жительства» (руководитель — профессор Л. И. Савинов; объем финансирования за весь период — 130 000 руб.);

— внутривузовский грант (2003) № 53/136-

03 (руководитель — Е. В. Кузнецова; объем финансирования за весь период — 60 000 руб.);

— президентский грант МК-656.2006.6 «Глобализация и семейно-демографическое поведение населения России» (2006—2007) (руководитель — Т. В. Кузьменко; объем финансирования за весь период — 300 000 руб.).

Таким образом, к своему пятнадцатилетию кафедра социальной работы имеет ряд успехов:

1. Идет плодотворное развитие собственной научной школы, творчески сочетающей исследование проблем по социальной работе и социологии семьи.

2. Научно-кадровый состав кафедры пополняется через аспирантуру и соискательство за счет специалистов, окончивших специальность «Социальная работа».

3. На кафедре накоплен разнообразный опыт в плане подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе. Для этого не только есть серьезные научные и методические опубликованные работы, но и поставленная на систематическую основу научно-исследовательская работа со студентами.

4. Профессорско-преподавательский состав имеет творческий социальный опыт в отношениях с Министерством социальной защиты РМ (где студенты проходят практику), с разными вузами России и другими кафедрами Историкосоциологического института.

5. На кафедре уделено особое внимание практической подготовке будущих специалистов. Для этого не только совершенствуются сами методики и формы практик, но и, что не менее важно, идет процесс включения в практическую подготовку опытных специалистов, работающих в социальной сфере РМ.

Естественно, профессорско-преподавательский состав кафедры социальной работы понимает, что перед ней уже сегодня стоят задачи, которые требуют огромных усилий. В ближайшие годы на кафедре появятся собственные доктора наук. На кафедре активно обсуждаются

проблемы, связанные с подготовкой бакалавров и магистров по социальной работе. Как всегда большой и разнообразный объем работы, связанный с повышением качества подготовки будущих специалистов по социальной работе.

Широкое распространение социальной работы в разных странах — это веление времени. Сегодня для цивилизации стала необходимостью социальная защита. Во всем мире необычайно быстро растет число людей, и оказывающих разнообразную помощь, и получающих ее. Следовательно, чтобы адекватно реагировать на один из самых актуальных запросов, нужны высококвалифицированные специалисты и профессионалы в данной области.

Социальную работу уже даже в наше время можно отнести к числу редких наук о человеке, где положительно оценивается попытка преодолеть изъян абстрактного человека. Она старается относиться к любому нуждающемуся в помощи как к личности. Зная во многом трагические и разрушающие целостность нашей культуры факторы, социальные работники, вероятно, более других знают и имеющиеся возможности для преодоления негативных последствий или хотя бы для их частичной компенсации. Кто-то должен устранять, компенсировать последствия социального зла, выражающего себя в нуждах, болезнях, невежестве, бедности, безработице, сиротстве, отчуждении и прочих «видах оплаты по счету», который предъявляет современная цивилизация за свои достижения.

Социальная работа как культурный феномен современной цивилизации в процессе истории становления постоянно обогащается новыми формами и направлениями профессиональной деятельности. Современный социальный работник является активным сторонником реализации на практике идеи прав человека.

Велики возможности социальной работы в качестве роли посредника между человеком и обществом. Основная цель социальной работы — содействовать установлению гармонии между составляющими сущность человека его основными истоками: биологическим, социальным, психологическим и духовным.

Бесценный народный опыт свидетельствует, что одно из основных качеств русского национального характера - стремление оказать помощь ближнему в беде, проявлять содействие и сострадание к нуждающемуся. Поэтому социальная работа в современных условиях не может формироваться без опоры на исторические традиции милосердия и благотворительности. Ближайшие перспективы эффективности социальной работы зависят не только от наших традиций, социальной политики государства, но и от подготовки специалистов по социальной работе в системе высшего образования.

1. Восемь лет всероссийских олимпиад : из опыта организации и проведения III тура всероссийских олимпиад по специальности «Социальная работа» в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в 1999—2006 гг. / авт.-сост. : Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева, Е. В. Камышова [и др.] ; под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 132 с.

2. Герасимова Н. В. Опыт привлечения молодежи к добровольческим проектам региональной общественной организацией «Агентство волонтерской службы „Пиэтас“ МГУ им. Н. П. Огарева» / Н. В. Герасимова // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / сост. : З. Н. Лазарева, В. Н. Мотькин, И. А. Винтин [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск, 2005. — С. 38—40.

3. Денисов С. Б. Становление и развитие социальной работы как учебной специальности и науки в Мордовии / С. Б. Денисов // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / сост. : З. Н. Лазарева, В. Н. Мотькин, И. А. Винтин [и др.] : под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск, 2005. — С. 18—23.

4. Лазарева З. Н. Общественная деятельность кафедры социальной работы / З. Н. Лазарева, Л. В. Митяки-на // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / сост. : З. Н. Лазарева, В. Н. Мотькин, И. А. Винтин [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранска, 2005. — С. 101—104.

5. Лазарева З. Н. Особенности организации практик на кафедре социальной работы / З. Н. Лазарева, И. Н. Медведева // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / сост. : З. Н. Лазарева, В. Н. Мотькин, И. А. Винтин [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск, 2005. — С. 41—42.

6. Методические рекомендации по проведению III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе / Л. И. Савинов, В. С. Афанасьев, З. Н. Лазарева [и др.] ; под ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. — 212 с.

7. Мотькин В. Н. К вопросу о роли кафедры социальной работы в организации учебного процесса в МГУ им. Н. П. Огарева / В. Н. Мотькин // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / сост. : З. Н. Лазарева, В. Н. Мотькин, И. А. Винтин [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск, 2005. — С. 13— 17.

8. Павленок П. Д. Социология : учеб. пособие / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. — 2-е изд. — М. : Дашков и Ко, 2008. — 580 с.

9. Павленок П. Д. Социология : учеб. пособие / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г. Т. Журавлев. — 3-е изд. — М. : Дашков и Ко, 2010. — 736 с.

10. Рабочая книга по практике / сост. : Л. И. Савинов, И. Н. Славкина [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — 2-е изд., испр. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — 96 с.

11. Рабочая книга по практике : учеб.-метод. пособие / сост. : Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева, В. С. Афанасьев [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — 3-е изд., испр. и доп. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 108 с.

12. Рабочие программы по дисциплинам специальности «Социальная работа» / сост. : Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева, Т. В. Еферина [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — 3-е изд., испр. и доп. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — 140 с.

13. Савинов Л. И. Семьеведение / Л. И. Савинов. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 196 с.

14. Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей : учеб. пособие / Л. И. Савинов, Е. В. Кузнецова. — М. : Дашков и Ко, 2004. — 216 с.

15. Савинов Л. И. Социально-профессиональная значимость Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе / Л. И. Савинов // Вестн. Учеб.-метод. об-ния вузов России по образованию в области соц. работы. — 2008. — № 1. — С. 94—99.

16. Савинов Л. И. Всероссийские студенческие олимпиады по социальной работе : итоги и задачи / Л. И. Савинов, В. С. Афанасьев // Отеч. журн. соц. работы. — 2009. — № 3 (38). — С. 69—74.

17. Савинов Л. И. Социальная работа в жилищно-коммунальной сфере / Л. И. Савинов, З. Н. Лазарева // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. — М., 2009. — С. 283—305.

18. Социальная защита семьи, материнства и детства : учеб. пособие / Л. И. Савинов, Т. В. Кузьменко, Е. Н. Девяткина [и др] ; под ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. — 192 с.

19. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. П. Д. Павленка. — 3-е изд. — М. : Дашков и Ко, 2007. — 608 с.

Поступила 16.04.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.