Научная статья на тему 'Становление и развитие социальной работы в регионе'

Становление и развитие социальной работы в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ / INTEGRITY / КАФЕДРА / CHAIR / МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / MINISTRY OF SOCIAL PROTECTION / МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / MORDOVIA STATE UNIVERSITY / PRACTICE-ORI ENTATEDNESS / СИСТЕМНОСТЬ / CONSISTENCY / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Леонид Иванович

Статья посвящена истории становления и развития социальной работы в Республике Мордовия. Особое внимание уделяется роли Мордовского государственного университета и кафедре социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Social Work in the Region

The article is devoted to the history of the formation and development of social work in the Republic of Mordovia. Special attention is paid to the role of Mordovia State University and the Chair of Social Work.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие социальной работы в регионе»

Л. И. САВИНОВ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: интегральность, кафедра, министерство социальной защиты, Мордовский государственный университет, практикоориентирован-ность, системность, система высшего образования, социальная работа

Key words: integrity, chair, Ministry of social protection, Mordovia State University, practice-ori-entatedness, consistency, system of higher education, social work

Становление любого социально значимого явления не происходит вдруг и на пустом месте. Для этого необходимо сочетание ряда объективных и субъективных факторов, между которыми не существует непреодолимых границ. Речь идет о степени значимости того или иного фактора, а также о полноте учета в субъективной деятельности и в решениях, принимаемых властными структурами, реально имеющихся условий.

Наиболее масштабным объективным фактором, обусловившим появление социальной работы в России, стал распад СССР. Следует отметить, что современные функции и задачи социальной работы существовали во времена СССР и в царской России. В СССР задачи социальных работников решали профсоюзная организация, системы здравоохранения, образования, соцобеспечения и другие государственные органы. Функции и задачи, связанные с оказанием помощи, поддержки, защиты, выражения сочувствия, сострадания и сопереживания, являются такими же древними, как и сам человеческий род. Подтверждают сказанное отношения между женщиной-матерью и ее ребенком, при этом без помощи и защиты последний не способен самостоятельно выжить и

САВИНОВ Леонид Иванович, заведующий кафедрой социальной работы Мордовского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.

стать взрослым. Новый аспект, связанный с распадом СССР, состоит в том, что в России появилось понятие «социальная работа». Все, что соответствует этому понятию, стало быстро развиваться (министерства, учреждения, подготовка специалистов и т. д.). Относясь к социально интегральным явлениям, социальная работа детерминирована российской социокультурой в целом и региональными субкультурами в частности.

В процессе реорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новым экономическим отношениям, стали формироваться и развиваться адекватные рыночной экономике социальные институты. Среди них следует назвать институт социальной работы. В России социальная работа как профессия появилась в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе», ставшей эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник». По данным ЮНЕСКО, в 2003 г. социальная работа вошла в пятерку самых востребованных работ.

Другим, не менее масштабным и также объективным фактором, способствующим развитию социальной работы, является стремительное увеличение числа людей (как во всем мире, так и в России), нуждающихся в помощи и поддержке. Кто-то должен им помогать. Человечество имеет значительные успехи в своем развитии, но за все «надо платить», и люди расплачиваются здоровьем, беднотой, одиночеством, социальной отчужденностью и заброшенностью. В условиях широкой информированности, распространения демократии и гуманизма, размыва идеологических, политических, националистических мифов, с одной стороны, возросла значимость человеческой жизни, ее ценностей и перспектив, с другой — начало третьего тысячелетия не лишено жестокости и ненависти, вражды и преступности. Более того, сфера девиации постоянно совершенствуется. Человечество предпринимает попытки поиска адекватных ответов на имеющиеся нарушения права личности, семьи, детства, углубление социальной дискриминации. Далеко не случайно принято представлять сегодня социальную работу

в качестве феномена цивилизованного общества. Поэтому главной целью деятельности социальных работников является изменение социальных условий жизни человека.

Основной базой становления и развития социальной работы в Мордовии стал Мордовский государственный университет. Практически одновременно, в 1991 г., появились Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Российский государственный социальный институт (г. Москва), а в Мордовском государственном университете на факультете подготовки и переподготовки кадров организаторов народного образования была открыта специальность «социальная работа»1.

«Первооткрывателем» социальной работы как вузовской специальности в Мордовии является профессор М. К. Рун-кова. Осенью 1991 г. на факультете подготовки и переподготовки кадров организаторов народного образования был проведен первый экспериментальный набор слушателей по специальности «социальная работа». 6 мая 1993 г. для обеспечения учебного процесса и развития научного потенциала на базе кафедры социологии Мордовского государственного университета создана кафедра социологии и организации социальной работы. Заведующим кафедрой был избран профессор А. И. Сухарев. Период развития социальной работы как специальности и науки с весны 1993 г. по осень 1995 г. связан в основном с его именем. А. И. Сухарев, будучи ректором университета (1969—1991 гг.), способствовал открытию многих новых специальностей, в том числе и социальной работы. 3 ноября 1995 г. благодаря инициативе директора Историко-социологического института (ИСИ) Мордовского государственного университета Н. М. Арсентьева была создана кафедра социальной работы2. С 16 ноября 1995 г. исполнение обязанностей заведующего кафедрой социальной работы было возложено на Л. И. Савинова.

Ректорат университета, учитывая существующую востребованность в высокопрофессиональных специалистах по социальной работе в Мордовии и в соседних регионах, принял решение об увеличении приема абитуриентов, желающих обучаться по специальности «социальная работа» на дневной и заочной формах обучения3. В реальности в 1996—1998 гг. количество студенческих групп дневной и заочной формы обучения доходило до трех. В определенные

годы (1999—2001 гг.) общее число выпускников по обеим формам обучения доходило до 200 студентов.

Важным фактором, оказывающим положительное влияние на совершенствование учебного процесса, является работа председателя ГАК, заведующего кафедрой социологии и социальной педагогики Российского университета туризма и сервиса, доктора философских наук, профессора П. Д. Пав-ленка. Он стал инициатором многих творческих инициатив, дипломные работы подвергаются анализу более глубоко, предметно и комплексно.

Широко известные в России ученые, входящие в состав Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы, рекомендациями, научными трудами, общением со студентами и преподавателями Мордовского государственного университета оказывают положительное влияние на развитие социальной работы в республике. Особенно это относится к Председателю Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы В. И. Жукову и членам президиума С. И. Григорьеву, Л. Г. Гусляковой, Т. А. Дубровской, В. А. Никитину, П. Д. Павленку, Е. И. Холостовой и др.

За последние 3—4 года по ряду объективных и субъективных причин в Мордовском государственном университете идет сокращение приема абитуриентов, количества студенческих групп и числа выпускников. На наш взгляд, эта тенденция обусловлена тем, что Мордовскому университету довольно быстро и качественно удалось в основном удовлетворить имеющуюся потребность в дипломированных специалистах по социальной работе в Мордовии. Кроме того, «демографическая яма» с конца XX в. стала все сильнее сказываться на количественных и качественных показателях приема в вузы России. Специфическим фактором следует назвать подписание Россией Болонской Декларации.

В качестве субъективного фактора необходимо отметить, во-первых, подготовку бакалавров по направлению «социальная работа», которая началась в Мордовском государственном университете на несколько лет раньше, чем по всем другим специальностям. Во-вторых, неоспоримым фактом является то, что из 6 специальностей, подготовка которых осуществляется в ИСИ (история, регионоведение, психология, политология, социальная работа и социология),

одной из наиболее востребованных народным хозяйством Мордовии стала социальная работа. Система высшего образования обладает инерцией. Это свойство иногда весьма положительно, но, бывает, тормозит модернизацию общества. Так, вузы, вместо того чтобы адаптировать номенклатуру профессий, по которым идет подготовка будущих специалистов с высшим образованием, к потребностям общества и рынка труда, упорно не хотят этого делать. Процесс «растаскивания» учебной нагрузки, не имеющей ни методологического, ни методического обоснования, крайне удален от предоставления качественного образования и удовлетворения потребностей в специалистах. В-третьих, следует отметить особую роль профессорско-преподавательского состава кафедры социальной работы. Объективно-субъективные параметры здесь прямо оказывают влияние на усвоение знаний студентами. Кафедра предпринимает усилия для дальнейшего развития своих сильных качеств и устранения имеющихся недостатков.

На кафедре социальной работы Мордовского государственного университета сформировалась схема преемственного использования студентоцентрированного подхода в обучении. На первом этапе студенты, обучаясь на младших курсах, активно знакомятся с социальными службами республики; апробируют основы теории социальной работы в качестве волонтеров, практикантов; участвуют в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности по социальной работе, научных конференциях, научной деятельности; выполняют индивидуальные задания преподавателей и т. д. На этом этапе основными задачами преподавателей кафедры являются выявление и поддержка индивидуально-личностных научных и профессиональных интересов студентов, приобретенных умений и навыков, чтобы потом их развить и сформировать на их основе стойкие потребности в самостоятельном освоении специфики социальной работы в индивидуально выбранном поле деятельности. Со второго курса студенты начинают писать научные статьи по результатам своих исследований. Затем профессионально-личностный интерес проявляется при написании курсовой и выпускной квалификационной работ. Сформированная потребность в дальнейшем освоении теоретических и практических знаний, формировании необходимых для будущей деятельности умений и навыков реализуется при обучении в магистратуре.

Сегодня студенты активно анализируют социальные проблемы России, Мордовии, ее городов и районов, социальных групп. Тематика дипломных работ носит междисциплинарный и практико-ориентированный характер. Студенты и магистранты во время защиты показывают хорошее владение материалом, глубокое знание изучаемой проблематики. Работы отличаются четкостью оформления, полным соответствием принятым стандартам, что неоднократно отмечали председатели ГАК. Необходимо отдать должное и сотрудникам кафедры социальной работы — научным руководителям дипломных работ. Дипломные работы изобилуют приложениями, таблицами, графиками, диаграммами. Нередко подготавливаются раздаточные материалы и авторефераты. Свой вклад в становление и развитие социальной работы вносят другие кафедры, участвующие в процессе подготовки социальных работников. Весьма важным социокультурным фактором является как субкультура Мордовского университета, так и субкультура регионального социума в целом.

Кафедра активно сотрудничает с Министерством социальной защиты населения РМ, его городскими и районными отделами и многими другими учреждениями, где нуждающиеся получают помощь социальных работников. Министерство заинтересовано в дальнейшем развитии кафедры, укреплении взаимных связей и сотрудничества с ее профессорско-преподавательским составом, а также разностороннем изучении социальных проблем, состояния социальной сферы и возможных путей их совершенствования. Дело в том, что Министерство социальной защиты населения РМ, его отделы, центры, приюты, дома-интернаты изначально были представлены как основные базы прохождения студентами практик. Практика является неотъемлемой частью учебного процесса и занимает в нем особое место. Она позволяет последовательно в течение всех лет обучения соединять теоретическую подготовку студентов с их практической работой в учреждениях всех типов социальной сферы. В ходе прохождения практики решается задача формирования необходимых умений и профессионально значимых личностных качеств. Материалы, полученные на практиках, как правило, служат основой экспериментальной части курсовых и выпускных квалификационных работ.

Практикоориентированность как одно из концептуальных направлений развития социальной работы для студентов

существенным образом наполнилась новым содержанием в связи с появлением трех общественных организаций. В 1997 г. ректором университета был подписан приказ «О создании отряда „Волонтер"» кафедры социальной работы ИСИ». Практически в эти годы многие студенты и ряд преподавателей кафедры принимали активное участие в работе клуба «Филантроп», основной целью которого было продление творческой деятельности людей, перешагнувших пенсионный рубеж, с помощью интеллектуального общения.

Концептуальные и прикладные интересы социальной работы как науки и профессии весьма удачно взаимодействуют с появлением в 2001 г. добровольческого центра социальной помощи населению по месту жительства «Ковчег». Сотрудники детской библиотеки имени Н. А. Некрасова Октябрьского района г. Саранска заключили договор о научно-методическом сотрудничестве с кафедрой социальной работы Мордовского государственного университета. В соответствии с договором кафедра помогает осуществлять научное руководство специализированной социальной работой по месту жительства, проводимой детской библиотекой; организует научные исследования по проблемам социальной помощи населению Октябрьского района г. Саранска; разрабатывает программу научно-исследовательской и практической работы с жителями; руководит ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практикой студентов на базе библиотеки и др. Сотрудники библиотеки участвуют в работе научных конференций, посвященных вопросам организации социальной работы по месту жительства, оказывают содействие студентам и членам кафедры в проведении научно-исследовательских и практических работ. В результате плодотворного сотрудничества кафедры социальной работы и детской библиотеки имени Н. А. Некрасова в Октябрьском районе г. Саранска начали апробироваться новые подходы, методы и формы адресной социальной помощи населению по месту жительства.

Научно-теоретические разработки кафедры социальной работы за 15 лет прошли разнообразную апробацию. Интегральными научными направлениями служат темы «Социальная работа — феномен цивилизованного общества» и «Региональные проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства». В ходе их разработки профессорско-преподавательский состав, аспиранты кафедры и студенты

целеустремленно шли к идее формирования своей научной школы, объединяя достижения социальной работы и социологии семьи. Ряд работ преподавателей кафедры получил широкую известность среди ученых и студентов страны4.

С 1999 г. в соответствии с решением Министерства образования РФ на базе кафедры социальной работы регулярно проводится III (финальный) тур Всероссийской студенческой олимпиады по специальности «социальная работа». Олимпиада еще раз подтверждает общепризнанный в России высокий уровень профессионального, научного, педагогического и организационного потенциала профессорско-преподавательского состава кафедры, а также заинтересованность и ответственность студентов, обучающихся социальной работе. За предыдущие годы (1999 и 2008 гг.) студенты нередко занимали первые места на этой олимпиаде.

Таким образом, к своему 15-летию кафедра социальной работы подошла, имея, на наш взгляд, значительные успехи: процесс плодотворного развития своей научной школы, творчески сочетающей исследование проблем социальной работы и социологии семьи; научно-кадровый состав кафедры (через аспирантуру и соискательство) пополняется за счет специалистов, получивших базовую специальность «социальная работа»; кафедрой накоплен опыт подготовки высококвалифицированных специалистов, чему способствуют опубликованные серьезные научные и методические разработки и поставленная на систематическую основу научно-исследовательская деятельность; профессорско-преподавательский состав имеет значительный опыт сотрудничества с Министерством социальной защиты РМ, вузами России, Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы; на кафедре уделяется особое внимание практической подготовке будущих специалистов, для чего не только совершенствуются методики и формы практик, но идет процесс включения в практическую подготовку студентов опытных специалистов, работающих в социальной сфере Мордовии.

Профессорско-преподавательский состав кафедры социальной работы понимает, что перед ней стоят задачи, требующие значительных усилий. На кафедре активно обсуждаются проблемы по подготовке бакалавров и магистров, выполняется большой объем работы, связанный с

повышением качества подготовки будущих специалистов по социальной работе. Профессорско-преподавательский состав кафедры в своей деятельности учитывает тенденцию, связанную с тем, что перспективы социальной работы в Республике Мордовия будут определяться социокультурными изменениями, происходящими в обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 7 августа 1991 г. № 376 «Об открытии специальности „социальная работа"».

2 См.: Приказ МГУ им. Н.П. Огарева от 3 ноября 1995 г. № 1/44 «О структурных изменениях в университете».

3 См.: Разрешение Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ на набор студентов было получено в марте 1993 г.

4 См.: Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие. М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 260 с.; Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: учеб. пособие. М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 580 с.; Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т. Социология: учеб. пособие. М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 736 с.; Новикова Е.Н. Социальная политика: учеб.-метод. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. 76 с.; Кузьменко Т.В., Рябова Е.Н. Социальная работа с «социально исключенными» группами населения в современной России: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. 104 с.

Поступила 16.09.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.