Научная статья на тему 'Социально-профессиональная значимость Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе'

Социально-профессиональная значимость Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Л. И., Лазарева З. Н., Афанасьев В. С.

В статье рассматривается значение всероссийских студенческих олимпиад по социальной работе для развития профессионального образования по социальной работе в России, для студента-участника и вуза-организатора. Кафедра социальной работы Мордовского государственного университета имеет огромный опыт проведения всероссийских олимпиад на ее базе олимпиада проводилась десять лет (с 1999 по 2008 г.). Ориентируясь на данный опыт, авторы предлагают свои взгляды на олимпиадное движение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинов Л. И., Лазарева З. Н., Афанасьев В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная значимость Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе»

Й1ОЁАЁиМ-ТР1ОАЙЙЁМАЁиГАВ дГАхЁ! I йоиАйАр IЙЙЁЁЙЁ|Ё МООААГхАЙЁ1Ё 1ЁЁ1Т ЁААи Т1 N1 ОЁАЁи Г I Ё РАА I ОА

Ё. Ё. Йааема, £. Г. Ёадабааа, А. N. АоаГапиаа

А поаоиа ЭаппТаоЭеаааопу дТа+аТёа апаЭТппёепёео пооааТ+апёео Тёё! Тёаа ТТ пТоё-аёиТТё ЭааТоа аёу Эадаёоёу ТЭТбаппёТТаёиТТаТ ТаЭадТааГёу ТТ пТоёаёиТТё ЭааТоа а ВТппёё, аёу пооааТоа-о+апоТёёа ё аОда-ТЭааТёдаоТЭа. ЕабааЗа пТоёаёиТТё ЭааТой 1 ТЭаТапёТаТ атоааэпоаатТТаТ оТёааЭпёоаоа ёТаао ТаЭпТйё ТТио ТЭТааааТёу апа-Этпёёпёёо Тёём'ёаа — Та аа аада Тёёи'ёааа ТЭТаТаёёапи аапуои ёао (п 1999 ТТ 2008 а.). ТЭёаТоёЭоупи Та ааТТйё ТТио, ааоТЭй ТЭааёааа^о паТё адаёуай Та ТёёТ-ТёааТТа ааёжаТёа.

Современное развитие российского общества требует оперативного решения задач, которые под силу лишь высокообразованным, творческим и профессионально-подготовленным гражданам государства. В эпоху глубоких системных перемен роль высшего образования особенно актуализируется, ведь именно оно определяет качество интеллектуального потенциала, способного генерировать новые идеи для прокладывания маршрутов реформ и создавать «человеческий материал», а также осуществить прорыв в новое цивилизационное измерение.

Знания, их приращение и использование играют ключевую роль в жизни наиболее развитых обществ. Система высшего образования является мощным фактором прогресса, во многом определяющим перспективу развития страны. Таким образом, модернизация системы образования Российской Федерации требует в первую очередь обновления содержания образования, повышения его качества.

Эффективность, результативность высшего образования предполагают возможность работы молодого специалиста в своей, а также в смежных и принципиально иных отраслях деятельности, умение решать производственные задачи в выбранной отрасли на основе полученных знаний. Это становится возможным при продуктивном общении преподавателей и студенчества, обеспечении активного поведения студентов в процессе обучения, формировании у студентов критического, творчески преобразующего отношения к действительности, потребности в постоянном повышении уровня знаний и самосовершенствовании.

В системе отечественного высшего образования за последние двадцать лет произошли существенные изменения, вызванные социально-

экономическими реформами в государственной политике и переменами в индивидуальном сознании россиян.

Данные условия предъявляют следующие требования к молодому специалисту:

— нацеленность на развитие известных и на поиск новых идей;

— умение быстро адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности;

— готовность к риску и принятию решений в условиях неопределенности;

— умение продуктивно, психологически грамотно общаться с коллегами, участвовать в выполнении коллективной работы;

— умение, учитывая индивидуальные особенности, обеспечивать мотивацию членов группы для достижения цели;

— готовность к возможным конфликтным ситуациям в коллективе и их устранению.

Важнейшей стороной профессиональной деятельности любого специалиста является постоянное пополнение и обновление знаний. Необходимый для плодотворной деятельности объем информации непрерывно растет, а уже усвоенный материал требует обновления. Именно поэтому обучение должно быть построено таким образом, чтобы студент оптимально использовал свои психофизические возможности (внимание, память, мышление) для развития таких способностей и навыков, которые, сохраняясь и после завершения образования, обеспечивали бы ему возможность не отставать от ускоряющегося роста научно-технических знаний. С этой целью необходимо использовать соревновательные моменты в обучении, а также формировать творческие сообщества студентов и преподавателей в процессе их участия в творческих конкурсах [1].

Йа5ёу«ЙТ6ёТёТаёч-апеёй Гаоеё»

© Ё. Ё. Ыааёиа, £. Г. ЁадаЭааа, А. N. АбаТапиаа, 2010

21

В связи с вышесказанным значение студенческих олимпиад как одного из инновационных методов в образовании по самым разным специальностям, специализациям и направлениям существенно возрастает. Студенческие олимпиады позволяют моделировать целостное содержание будущей профессиональной деятельности, что вносит новое качество в традиционные формы вузовского учебно-воспитательного процесса: происходит смещение центра значимости с процессов передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельный поиск ее обучаемыми, на моделирование способов ее применения в будущей профессиональной деятельности.

Одной из уникальных и демократичных форм состязания наиболее талантливых студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам является Всероссийская студенческая олимпиада (ВСО) по социальной работе. Основными целями и задачами ВСО по социальной работе являются:

1) совершенствование учебного процесса, содействие повышению его продуктивности;

2) выявление одаренной молодежи и возможностей развития ее творческих способностей;

3) повышение качества подготовки специалистов;

4) повышение интереса студентов к избранной профессии;

5) формирование кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности.

Благодаря конкурсной, состязательной основе на ВСО обеспечивается повторение и закрепление имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков студентов, активизируется их мыслительная деятельность, повышается ее эффективность, развиваются творческие возможности и способности как студентов, так и преподавателей, участвующих в процессе подготовки и проведения ВСО по социальной работе. Подготовка студентов к ВСО способствует повышению уровня профессионализма преподавателей высшей школы, готовящих специалистов в области социальной работы, позволяет оценить положительные и отрицательные стороны процесса подготовки студентов в целом в стране и в каждом вузе в частности увидеть пути совершенствования учебного процесса в вузах, новые возможности и элементы в нем.

В проведении и подготовке ВСО по социальной работе профессорско-преподавательский состав вузов-участников всегда принимал самое активное участие. Такое положение создает все условия для сопоставления, взаимообмена и со-

вершенствования практического опыта в подготовке специалистов по социальной работе в регионах.

Кроме того, чрезвычайно важно, что студенческая олимпиада по социальной работе предоставляет возможность дружеского общения, способствует созданию высокой эмоциональной и мотивационно-познавательной деятельности и студентов, и преподавателей вузов-участников, знакомит с системой управления и основами воспитательной работы в вузе-орга-низаторе, с культурными особенностями и достижениями субъекта Российской Федерации, организующего прием участников олимпиады. Для ВСО по социальной работе характерны высокая степень включенности студентов в процесс обучения, «вынужденная активность» — принудительная активизация мышления и деятельности, повышенная эмоциональная включенность студентов, творческий характер заданий, обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями, коллективное форсирование усилий, интенсификация процесса обучения в целом.

Олимпиада является важной составляющей научно-исследовательской работы студентов. В результате последовательной организации исследовательской деятельности у студента постепенно складывается та личностная исследовательская система, которая способствует раскрытию его потенциала и возможностей в этой деятельности, позволяет стимулировать студента к выполнению все более перспективных и масштабных исследований, а также создает условия для осуществления необходимого и достаточного для студента сопровождения.

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации базовым вузом проведения III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе с 1999 по 2008 г. являлся Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. В ноябре 2008 г. в Саранске проходила Десятая Всероссийская студенческая олимпиада по социальной работе. Участниками III тура были победители II тура (межрегиональные или внутригородские олимпиады), а перед II туром проходит

I тур — внутривузовская олимпиада, и победители I тура являются участниками II тура.

Участниками Олимпиады по социальной работе являются студенты, обучающиеся в вузах России по соответствующей специальности «Социальная работа». Участники олимпиад — это, как правило, студенты старших курсов (IV и V курсы). Это вполне понятно, так как содержание конкурсов требует основательной подготовки по соответствующей специальности, глубоких знаний специальных предметов из Государственного образовательного стандарта выс-

22

АА1ШЕЁ1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2010 | 1 2

шего профессионального образования, умений вести профессиональную практическую работу, обладать прочными навыками исследовательско-аналитической деятельности.

Все годы в содержательной части олимпиады основную работу проводил профессорско-преподавательский состав кафедры социальной работы. Практически за два месяца до олимпиады начинался период тяжелой и очень ответственной работы. Все конкурсные задания разрабатываются в соответствии с требованиями Госстандарта по социальной работе. В качестве источниковой базы составления конкурсных заданий служат труды ведущих ученых в области социальной работы.

Как правило, за два дня проводились 5 конкурсов. Неизменным по форме за все 10 лет являлся только один конкурс — «Эрудит». Это ответы на вопросы, где компьютер дает сразу же результаты каждому участнику в баллах. Остальные конкурсы у нас менялись не только по содержанию, но и по форме. Были тематические конкурсы. Мы предлагали конкурсы, где студент имеет возможность проявить себя как специалист-практик. Были конкурсы по психологоэтическим вопросам социальной работы, творческие конкурсы, а также домашние задания.

Алгоритм подготовки и утверждения конкурсных заданий к олимпиаде на кафедре социальной работы МГУ им. Н. П. Огарева следующий:

— критический обзор проведения конкурсных заданий на предыдущей олимпиаде: нахождение ошибок, неточностей, слабых мест, учет замечаний, сделанных членами УМО по социальной работе, участниками олимпиады, членами комиссий, присутствующими преподавателями из других вузов страны;

— создание рабочей группы по подготовке конкурсных заданий;

— утверждение конкурсных заданий на собрании рабочей группы;

— рассмотрение и утверждение конкурсных заданий на заседании кафедры.

В процессе проведения конкурсных соревнований становится заметной степень профессиональной подготовленности студентов по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений. Результаты, показанные студентами, дают богатый и разнообразный материал профессорско-преподавательскому составу из российских вузов и специалистам УМО в области социальной работы. В ответах студентов (а это лучшие студенты российских вузов) отчетливо просматриваются не только достижения и недоработки в плане индивидуально-личностной профессиональной подготовки участников, но и уровень методологии и методики преподавания в разных вузах отдельных

предметов, включая циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общие математические и естественно-научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины специализации. Жюри всегда отмечает умение участников олимпиады показать знания и навыки практической работы, которые они получили в процессе прохождения практик в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения. Студенты в ответах на вопросы о практике демонстрируют не только общие и специфичные знания, но и обмениваются между собой разнообразным региональным опытом организации в своем вузе ознакомительной, учебной, производственной практик и практики по специализации. К вопросам, связанным с проведением и организацией практик в разных высших учебных заведениях, у студентов имеется особый интерес, что, несомненно, служит еще одним доводом, свидетельствующим о практикоориентированном характере специальности. К опыту практической работы (отечественному, зарубежному, региональному, местному) на олимпиаде по социальной работе у ее участников всегда можно отметить наличие профессионального интереса.

Не менее заинтересованно и ответственно студенты относятся и к конкурсам, и к отдельным вопросам, имеющим отношение к науке. Если в России научное сообщество и сегодня не обладает общим мнением по вопросу «является ли социальная работа самостоятельной наукой», то передовая часть студентов России, обучающихся по специальности «Социальная работа», практически единодушно отвечает на данный вопрос положительно. У участников олимпиады нет сомнений, что социальная работа — это самостоятельная наука, обладающая интегральным феноменом и имеющая естественную практикоориентированную направленность. Студенты глубоко понимают как общемировые, так и российские проблемы и перспективы развития социальной работы. Во всем мире в целом и в России в частности довольно быстрыми темпами увеличивается число нуждающихся в помощи и защите. Во взаимоотношениях между людьми остро чувствуется дефицит сострадания и сочувствия. Социальные работники призваны решать многочисленные социальные проблемы, которые имеют непосредственное отношение к личности, семье, обществу в целом. Современность богата примерами, когда потребности, интересы, ценности и силы, разъединяющие людей, имеют преимущества перед объединяющими и соединяющими действиями. Социальная работа на стороне второго элемента данного противоречия. Ее объединительные теории и технологии четко проявляются в ее

Йй5ёу«ЙТоёТёТаё^йпеёй Гаоеё»

23

структурных элементах: практике, профессии, специальности, учебной дисциплине, науке, части социальной политики и социальном институте. Смеем надеяться, что всероссийские студенческие олимпиады по социальной работе вносят свой вклад в дело единения культуры в целом, в теорию и практику образования в частности. Если говорить о призерах студенческих олимпиад по социальной работе, однозначно можно сказать следующее: сильный студент — это залог успеха, но всегда базой победы служат субкультура вуза в целом, состояние преподавания специальности в вузе и работа кафедры.

Социальную значимость студенческих олимпиад по социальной работе трудно переоценить. Для непосредственных участников это серьезный экзамен на общероссийском уровне. Экзамен особый, крайне сложный, многопредметный, высокопрофессиональный, крайне объективный. Студенты имеют прекрасную, уникальную возможность сравнить свои знания, навыки, умения, опыт. Причем сравнительный анализ происходит на общероссийском образовательном уровне. Не менее важное значение для студенческой молодежи имеет представленная возможность для общения. В процессе студенческих олимпиад по социальной работе две великие социокультурные силы — труд и общение — действуют совместно. Студенты сполна пользуются новой возможностью для знакомств, налаживаются личные и профессиональные отношения. Без ложной скромности можно утверждать, что для целого ряда участников олимпиада сыграла значительную роль в личной судьбе. Многие студенты — участники соревнований уже стали преподавателями и аспирантами. Есть ряд примеров, когда преподаватели, сопровождающие студентов на Всероссийскую олимпиаду, в недалеком прошлом сами были непосредственными ее участниками. За годы олимпиады можно с удовольствием наблюдать за чертой преемственности. Вне всякого сомнения, студенческие олимпиады можно отнести к специфичной, высокопрофессиональной школе.

Буквально все студенты и преподаватели как базового вуза, так и приезжающие из других городов с удовольствием отмечают особые отношения, возникающие между участниками. Вероятно, влияние специальности «Социальная работа» самым непосредственным образом сказывается на открытости, дискуссионности и диалогичности. Профессия «Социальный работник» имеет свои истоки, способствующие распространению дружбы, готовности прийти на помощь.

Всем ясно, что проведение студенческих олимпиад по социальной работе имеет особое значение для вуза-организатора. Подготовка

конкурсов, заданий, как и сама олимпиада, — это огромный, крайне тяжелый и необычайно ответственный труд. Работа начинается задолго до олимпиады. Напряженность и ответственность значительно умножаются в те дни, когда проходит олимпиада. После ее завершения организаторы подводят итоги, обсуждают достижения и неудачи, намечают новые планы и новые конструктивные конкурсы. Признавая допущенные оплошности, там же принимались обоснованные решения, направленные на их устранение. За десять лет проведения олимпиад в содержательном плане нами были выявлены проблемы, значимость которых выходит за пределы возможностей кафедры социальной работы Мордовского университета.

В качестве пожеланий, которые накопились за девять всероссийских студенческих олимпиад, нужно указать на следующие:

1. Несмотря на то что участники олимпиад — это лучшие студенты российских вузов, различия в степени подготовленности очень большие. Мы не берем на себя ответственность дать полный анализ этого факта, тем не менее отметим некоторые конкретные причины. Не секрет, что во многих вузах социальная работа и сегодня находится под сильным влиянием ряда дисциплин (социологии, психологии, педагогики, философии, истории, юриспруденции). В ответах студентов чувствуется сильное влияние данных дисциплин, что нередко свидетельствует о «перекосе» содержания по предметам из Госстандарта по социальной работе. Далеко не все вузы имеют специальные кафедры и самостоятельные факультеты. Значительная часть преподавателей не имеет базового образования — специалист по социальной работе.

2. Преподаватели учат студентов понимать и запоминать общероссийские нормы, тенденции, правила, законы и т. д., однако на практике студенты ориентируются на свой региональный опыт, а он весьма различен. Различие многолико: от материального (заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, квартплата и т. д.), от обмена опытом (вузы Санкт-Петербурга и Архангельска имеют отлаженные связи со скандинавскими странами), от условий прохождения практик, от качества опубликованных пособий, в том числе и с Грифом УМО в области социальной работы (есть ученые, которые «тянут» социальную работу в экономику, политику, психологию, историю и т. д.).

3. Студенты практически ежегодно по вопросам, имеющим отношение к теории и технологии социальной работы, в основном дают отличные ответы. Хорошо знают литературу. Однако тематические специальные конкурсы выявляют тот факт, что эти же студенты плохо знают специальную литературу практически по всем

24

АА1ШЕЁ1 ТЭаТапёТаТбГёааЭпёоаоа | 2010 | 1 2

специальным предметам из Госстандарта, и соответственно знания уже другие.

Всего за 1999—2008 гг. победителями олимпиады стали 45 участников — представители 20 городов и 22 вузов. Среди них отметим уникальных победителей, которые занимали призовые места несколько раз. Например, Ольга Черных (г. Улан-Удэ) в 2002 г. заняла II место, а в 2003 г. уже стала абсолютным победителем, Ирина Попова (г. Балашов) в 2002 г. заняла III место, а в 2003 г. улучшила свой результат до

II места. Два года подряд (2005 и 2006 гг.) Екатерина Ледяева (г. Саранск) занимала III место.

Следует отметить, что выигрышной стратегией оказывается та, при которой участник

стабильно из конкурса в конкурс показывает результаты в группе лидеров, однако не обязательно, чтобы будущий победитель занимал первое место по итогам каждого конкурса. Например, Наталья Пикузо (г. Кемерово, Кемеровский государственный университет) — победитель III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе в 2007 г. занимала по первому конкурсу II место, по второму конкурсу — I, по третьему конкурсу лишь VII место, по результатам четвертого конкурса — II место, по итогам пятого конкурса Наталья заняла IV место, однако это позволило ей сохранить позицию лидера по всей олимпиаде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рекомендации рабочей группы центральной группы управления Всероссийской студенческой олимпиады (ЦГУ ВПО) по организации выдвижения кандидатов для присуждения премии Правительства РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mgus.ru/allrussian student olvmpiad/metodic recommendation/rec rab gr. — Загл. с экрана.

Поступила 24.05.10.

nOOAA Г xANЁA6 ГАОх Г і -ЁNNЁAA I АAOAЁUNЁAB AdC її A — Ї | Ї иОЁА '10Ё 1ATAT Ё6 ЁМ1 ААОЁ UflAl їіАОіАА А Ї I АА I O I АЁA N I ОЁАЁи Г uO dAA ЮГЁЁ lA

Ё. Ё. NaaefTa, A. А. Ёбаваав, А. N. Aoafanuaa

Noaouy NenQaaao ё^^тaaoёT^^Qё 'iTaoTa є тбaa^ёgaoёё o+аапё 6aaToQ nT nooaaToa-1ё nїaoёaёu^тnoё «Nтoёaёu^ay бaaтoa», gaaa-^a^ё ёToтбтaт yaёy^ony їтaQ0a^ёa уб-бaeoёarтnoё тaбagтaaoaёu^тaт їбтoanna, аёё^+атёа nooaaToTa a aё0ёa^o^ ^ao-нT-ёn-nёaaтaaoaёuneo^ їбaё0ёёo їбё^a^a^ёy їTёo+a^^Qo g^a^ёё.

Современный подход к высшему образованию требует компетентностного подхода. Компетентность определяется как совокупность знаний, умений, способностей, достаточных и адекватных для решения профессиональных задач [2, с. 60—61]. Однако традиционно в современном вузе складывается определенная разорванность между теоретическим образованием и реальностью, в которой в итоге оказываются выпускники. В то время как профессионализм деятельности, по Н. В. Кузьминой, — это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая

определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления [3, с. 212]. Современная система образования в классическом вузе во многом ориентирована на передачу знаний от преподавателя к студенту, при этом крайне важно еще и развитие профессионального мышления и рефлексии.

Ценятся не сами знания, а способность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатывать информацию. Если человек хочет осмысленно заниматься каким-то делом, он

© Ё. Е. ^єгia, А. А. Eoaaaaa, А. N. A6aTanuaa, 2010

flaбёy«flт0ётётaё■^aneёa faбeё»

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.