Научная статья на тему 'Всероссийская студенческая олимпиада по регионоведению: организационный и методический аспекты'

Всероссийская студенческая олимпиада по регионоведению: организационный и методический аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНКУРС / ЗАДАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / МЕТОДИКА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ / ACADEMIC OLYMPICS / REGIONAL STUDIES / MORDOVIA STATE UNIVERSITY / COMPETITION / TASK / TESTING / EVALUATION / METHODOLOGY / ORGANISING COMMITTEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырев Эдуард Дмитриевич, Першин Сергей Викторович

Рассматриваются порядок проведения конкурсов, схема выполнения работ, специфика и критерии оценки конкурсных заданий олимпиады по специальности «Регионоведение» 2011 г. Программа олимпиады сочетала разнообразные по форме и содержанию задания: письменные работы, тестирование (как в традиционной форме, так и компьютерное), аналитические записки, викторины. Доказывается рациональность чередования разноплановых конкурсов с точки зрения порядка проведения, поскольку проверка письменных работ — длительный и трудоемкий процесс. Кроме того, сочетание различных видов деятельности снижает психоэмоциональную и физическую нагрузку на участников олимпиады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырев Эдуард Дмитриевич, Першин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATION-WIDE STUDENT OLYMPICS IN REGIONAL STUDIES: THE ORGANISATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The importance of academic Olympics, a competition among students to assess the creative application of knowledge and skills in the disciplines taught at institutions of higher education is increasing especially in the training of graduates because it serves to raise students' interest to the chosen profession, to develop the abilities of students, allows to find talented young people and form human resource for research and teaching activities. Mordovia State University has an extensive scientific and methodological experience in organising the IIIrd round of the nation-wide academic Olympics, which requires generalisation and elaboration of practical recommendations based on this experience. The article explores the procedure of the competition, the scheme of fulfillment of assignments, the specifics of assignments and evaluation criteria in the speciality „Regional Studies“ 2011. The Olympics programme combined various in form and content assignments: written assignments, testing (both in traditional form and computer-based), analytical notes, quizzes. The alternation of diverse assignments is rational from the point of view of competition procedure, because checking written assignments is a lengthy and time-consuming process, that is carried out during the testing and game competitions. Moreover, the combination of different types of activities reduces the psycho-emotional and physical strain on the Olympics’ participants.

Текст научной работы на тему «Всероссийская студенческая олимпиада по регионоведению: организационный и методический аспекты»

УДК 371.384:913

всероссийская студенческая олимпиада по рЕГионоВЕдЕниЮ: организационный и методический аспекты*

Э. Д. Богатырев (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева),

С. В. Першин (Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Евсевьева)

Рассматриваются порядок проведения конкурсов, схема выполнения работ, специфика и критерии оценки конкурсных заданий олимпиады по специальности «Регионоведение» 2011 г Программа олимпиады сочетала разнообразные по форме и содержанию задания: письменные работы, тестирование (как в традиционной форме, так и компьютерное), аналитические записки, викторины. Доказывается рациональность чередования разноплановых конкурсов с точки зрения порядка проведения, поскольку проверка письменных работ — длительный и трудоемкий процесс. Кроме того, сочетание различных видов деятельности снижает психоэмоциональную и физическую нагрузку на участников олимпиады.

Ключевые слова: олимпиада; регионоведение; Мордовский государственный университет; конкурс; задание; тестирование; оценка; методика; организационный комитет.

Студенческая олимпиада — соревнование студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в высших учебных заведениях. Значимость данного мероприятия в системе подготовки дипломированного специалиста возрастает в связи с тем, что оно призвано повысить интерес студентов к избранной профессии, развить способности обучающихся, позволяет выявлять одаренную молодежь и формировать кадровый потенциал для научно-исследовательской и педагогической деятельности [2; 5; 7; 8].

Более десяти лет Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева являлся базовым вузом при проведении III тура Всероссийских студенческих олимпиад (ВСО) по нескольким гуманитарным специальностям — истории, регионоведению, социальной работе. За прошедшие годы профессорско-преподавательским составом и администрацией учебного заведения был приобретен богатый научно-методический опыт, требующий обобщения и выработки на его основе практических рекомендаций.

Учеными уже сделаны первые шаги в данном направлении. Так, в 2007—

2008 гг. вышли в свет методические работы, в которых описывался опыт проведения ВСО по социальной работе [1—3]. В данной статье речь пойдет об организационном и методическом аспектах конкурса по специальности «Регионоведение».

В соответствии с Положением об олимпиаде в ВСО по регионоведению принимали участие студенты, обучающиеся по образовательным программам названной специальности и существующим специализациям всех вузов Российской Федерации независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы. Допуск на всероссийский конкурс должен был обеспечиваться отборочными турами — региональным и внутривузов-ским. В ходе III тура ВСО проводилось состязание между студентами-призера-ми и победителями II (регионального) тура олимпиады.

Анализ динамики численности участников конкурсов позволяет сделать вывод о том, что в последние 5 лет количество представителей вузов несколько сократилось (что связано с финансовыми затруднениями, испытываемыми учебными заведениями), однако в целом оно оставалось вполне

* Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03.2013 г.).

© Богатырев Э. Д., Першин С. В., 2013

стабильным. В 2007 г. в III туре ВСО участвовал 61 студент из 24 российских высших учебных заведений, в 2008 — 64 из 23, в 2009 — 54 из 22, в 2010 — 56 из 23, в 2011 г. — 52 из 18. В последней олимпиаде участвовали представители Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Волжского гуманитарного института, Северного федерального университета, Брянского государственного университета, Ульяновского государственного университета, Мордовского государственного университета, Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, Удмуртского государственного университета, Марийского государственного университета, Южного федерального университета, Орловского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права, Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, Башкирского государственного университета, Калмыцкого государственного университета, Нижегородского государственного лингвистического университета, Тверского государственного университета.

С целью проведения III тура олимпиады приказом Минобрнауки Мордовскому университету было поручено сформировать оргкомитет, жюри, мандатную и апелляционную комиссии. К числу первоочередных задач оргкомитета относятся разработка программы и утверждение олимпиадных заданий. Как показывает практика, успех такого трудоемкого мероприятия, каким является ВСО, закладывается именно на этой стадии.

На протяжении ряда лет конкурсная программа саранской олимпиады сочетала самые разнообразные по форме и содержанию задания: организаторами практиковались письменные работы, тестирование (как в традиционной форме, так и компьютерное), аналитические записки, викторины. Банк вопросов для ВСО готовился практически полностью профессорско-преподавательским составом Мордовского

университета, так как рассылаемые иногородним коллегам предложения поучаствовать в разработке заданий, к большому нашему сожалению, поддержки не получали. При этом следует отметить, что к проверке подготовленных материалов привлекались специалисты из организаций-работодателей; все конкурсные задания проходили экспертизу Учебно-методического объединения, что обеспечивало их высокое качество.

Рассмотрим структуру и содержание олимпиадной программы 2011 г. Порядок проведения конкурсов, схема выполнения работ, специфика конкурсных заданий и критерии их оценки даются нами достаточно подробно как основанные на определенном опыте (ко многим приемам преподаватели МГУ им. Н. П. Огарева шли путем проб и ошибок) и успешно апробированные на последней (по состоянию на конец 2012 г.) из проводившихся в Саранске ВСО по специальности «Регионоведение».

Первый день конкурсных заданий олимпиады 2011 г. начался с написания работы «Политика Российской Федерации в области содействия международному развитию: концептуальные основы и механизмы реализации», в которой должны были учитываться тенденции современного мироустройства, а также национальные интересы. Организаторами изначально было поставлено условие, которое позволило приблизить творчество студентов к будущей профессиональной деятельности: предлагалось представить собственное видение проблемы с опорой на официальные документы. Для написания была предложена следующая схема: введение, включающее постановку проблемы, анализ степени ее разработанности, определение важнейших понятий и теоретико-концептуальных подходов; аналитическая записка; резюме, обязательными элементами которого являются, во-первых, сопоставление Концепции Российской Федерации в области содействия международному развитию 2007 г. с аналогичными документами ведущих зарубежных стран и международных структур, во-вторых,

определение степени эффективности политики России и других акторов международных отношений.

Критерии каждого из вышеупомянутых разделов работы были детально проработаны и доведены до сведения авторов: глубина и всесторонность анализа; знание теоретико-концептуальных подходов; ссылки на официальные документы РФ, зарубежных государств и международных структур; выявление внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов развития проблемы; анализ целей и принципов участия Российской Федерации в содействии международному развитию; выделение региональных и иных приоритетов участия Российской Федерации в содействии международному развитию, форм содействия международному развитию, используемых Российской Федерацией; характеристика планирования и администрирования содействия международному развитию в Российской Федерации; оценка эффективности участия Российской Федерации в содействии международному развитию; качество сравнения Концепции Российской Федерации в области содействия международному развитию 2007 г. с аналогичными документами ведущих зарубежных стран и международных структур; оригинальность и творческий подход к анализу проблемы.

Первый день олимпиады завершился конкурсом «Комплексный портрет стран и регионов». В его ходе ведущим воспроизводились характеристики стран мира и субъектов Российской Федерации; задача участников состояла в определении их названия по возможно меньшему числу подсказок. Необходимость подготовки заданий как по странам мира, так и по субъектам Российской Федерации была вызвана тем, что на олимпиаду прибыли делегаты вузов, реализующих как «классическое» регионоведение, так и российское направление данной специальности.

До начала конкурса участникам были розданы листы учета ответов, затем стали оглашаться факты из характеристики регионов и стран, от более

сложных — к простым. После каждого зачитанного факта делалась пауза, во время которой участник мог сдать свой лист учета, предварительно вписав название страны или региона в соответствующую графу. Сумма набранных баллов зависела от правильности вписанных в листы ответов и того, после какого по очередности вопроса был дан ответ (ответ в ходе чтения каждого портрета можно сдавать только один раз).

Во второй день олимпиады участники получили задание написать аналитическую работу «Стратегии регионального развития: опыт России и зарубежных стран» по предложенной схеме: 1) стратегический анализ и планирование в развитии региона;

2) региональная структура государства: этапы развития; 3) современные проблемы регионального развития государства; 4) государственное управление и местное самоуправление: взаимодействие в решении региональных проблем; 5) роль политической элиты и бизнес-элиты в актуализации решения региональных проблем; 6) официальные и альтернативные проекты развития региона; 7) международные программы содействия развитию региона; участие региона в приграничном, трансграничном и межрегиональном сотрудничестве.

Анализ предлагалось проводить на конкретном примере (могло быть рассмотрено развитие субъекта РФ или отдельно взятой страны, что позволяло учитывать направление подготовки); допускалась возможность сравнения отечественного и зарубежного опыта, что повышало ценность исследования. При проверке работы жюри оценивало знание теории и практики регионального развития, современных технологий управления, умение творчески решать поставленные задачи.

Отметим, что широкое использование творческих задач отличает олимпиады по гуманитарным специальностям от естественно-технических. По мнению некоторых исследователей, проблемные задания, построенные на материале реальных ситуаций, позволяют «в процессе их решения вы-

йти за рамки требований задачи и существенно расширить исследуемую область либо сформулировать новые (субъективно новые) закономерности рассматриваемых в задаче процессов» [6] и стимулируют этот процесс.

В большей степени на выявление конкретных знаний по учебным дисциплинам, в меньшей — на определение аналитических способностей ориентировано компьютерное тестирование «Россия и мир: вызовы современности». Для проведения тестирования организаторами была использована программа, автоматически засчитывающая количество правильных ответов. Участникам предлагались вопросы, связанные с актуальными проблемами регионоведения, и 4 варианта ответа. На ответ по каждому из вопросов отводилось 60 секунд. Компьютерная программа не предполагала возвращения к вопросам, на которые уже были получены ответы, и их корректировку. В общей сложности в процессе тестирования в случайном порядке воспроизводилось 50 вопросов.

Завершилась олимпиада конкурсом «Регионы в изменяющемся мире: личности и события». Данный конкурс состоит из двух этапов.

На первом — отборочном — этапе все участники отвечают на 30 вопросов по социально-политической тематике; каждый из них получает бланки, содержащие тексты вопросов и место для внесения ответов. За каждый правильный ответ участнику начисляется 1 балл. По итогам этого этапа 9 участников, показавших лучшие результаты, допускаются к участию во втором этапе, проводимом в виде викторины.

На втором этапе с помощью жеребьевки участники делятся на 3 тройки. Каждой игровой тройке ведущим задается по 10 вопросов. Здесь право ответа получает тот из участников, который первым сигнализировал о своей готовности. В случае его неправильного ответа право ответа переходит следующим игрокам тройки. По итогам ответов в каждой тройке определяется победитель, давший наибольшее количество правильных ответов на вопросы ведущего. Из победителей

троек формируется финальная тройка, отвечающая еще на 10 вопросов по тем же правилам. За занятые в тройках места участникам также начисляются баллы, суммирующиеся в ходе письменного этапа.

Такова специфика конкурсных заданий олимпиады 2011 г. На наш взгляд, содержание заданий отвечает основной цели ВСО — определение спектра компетенций и знаний, сформированных у будущего специалиста. Вышеописанный набор заданий представляется наиболее удобным с точки зрения организации мероприятия. Например, викторина позволяет будущим регио-новедам продемонстрировать способность в кратчайшие сроки отвечать на вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, письменные конкурсы — выявить аналитические способности, тестирование — знание базовых для своей профессии теоретико-методологических положений, подготовленность по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Чередование разноплановых конкурсов рационально с точки зрения порядка проведения: проверка письменных работ — весьма длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется во время выполнения студентами тестов и игровых конкурсов. Нельзя не отметить и то, что сочетание различных видов деятельности снижает психоэмоциональную и физическую нагрузку на участников олимпиады.

Анализируя организацию и проведение ВСО, особо следует остановиться на проблеме объективности оценки. В качестве основных компонентов системы оценки нам представляются: выработка оптимальных критериев оценки (не случайно на них мы останавливались подробно, описывая задания); кодировка письменных работ (в Положении об олимпиаде оговаривается, что каждая выполненная работа на проверку должна сдаваться под девизом или номером); автоматический подсчет результатов в режиме реального времени с использованием компьютерной программы в процессе тестирования; включение в состав жюри представителей ведущих вузов

УМО (в 2008 г. в проверке студенческих работ участвовали педагоги из МГУ им. М. В. Ломоносова, Новосибирского государственного университета экономики и управления, Удмуртского государственного университета; в

2009 г. в состав жюри были введены ученые МГИМО (У) МИД РФ, Поморского государственного университета, Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права).

На наш взгляд, весьма показательны в плане объективности судейства сами итоги всероссийского конкурса — представители головного вуза УМО (Московский государственный институт международных отношений), а также базового вуза, ответственного за проведение мероприятия, в 2007—2011 гг. олимпиаду не выигрывали.

В 2007 г. призовые места распределились следующим образом: 1) Брянский государственный университет;

2) Волжский гуманитарный институт;

3) Волгоградский государственный университет. В 2008 г.: 1) Волжский гуманитарный институт; 2) Удмуртский государственный университет;

3) Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. В 2009 г.: 1) Башкирский государственный университет; 2) Удмуртский государственный университет; 3) Марийский государственный университет. В 2010 г.: 1) Удмуртский государственный университет; 2) Алтайский государственный технический университет; 3) Башкирский государственный университет. В 2011 г.: 1) Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права; 2) Брянский государственный университет; 3) Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Судя по представленным за последние 5 лет данным, максимальное количество раз призовые места занимали удмуртские студенты; отличную подготовку демонстрировали регио-новеды из Брянска, Санкт-Петербурга, Волжского, Уфы.

В целом же осмысление более чем десятилетнего опыта Всероссийской олимпиады позволило сделать вывод о том, что подготовка и проведение данного мероприятия оказало существенное воздействие на образовательную среду вуза. Олимпиада представляет собой центральное звено процесса подготовки специалиста, способного творчески решать поставленные перед ним задачи. Само участие будущих ре-гионоведов в мероприятии российского уровня воздействовало на их интеллектуальное и психоэмоциональное развитие, и в первую очередь на внутреннюю мотивацию, креативное мышление, стимулировало самостоятельную работу. Индивидуальная и групповая работа с одаренной молодежью, несомненно, позволила преподавателям осознать, насколько важную роль олимпиада играет в подготовке квалифицированных кадров (в том числе для вузовской системы).

Нельзя не отметить и значимость данного мероприятия в пропаганде знаний и профессий, по которым организуются конкурсы российского уровня. Многие студенты, задействованные в проведении ВСО, позже сами попробовали свои силы в конкурсах. Включению в орбиту олимпиадного движения новых участников способствовало его освещение в средствах массовой информации.

По итогам ВСО кафедры Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева проводили работу, направленную на совершенствование содержания образования. Профессорско-преподавательский состав осуществлял корректировку программ и методических материалов, организовывались семинары и тренинги с одаренной молодежью. На наш взгляд, совершенствование ВСО может быть продолжено в следующих основных направлениях и видах деятельности: использование интернет-технологий (проведение отборочных этапов, публикация заданий, консультирование и т. д.); педагогическое и психологическое сопровождение участников олимпиады; подготовка обобщающих

№ 2, 2013

учебно-методических и научных изданий.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богатырев, Э. Д. Качество подготовки студентов и его контроль в Историко-социологическом институте МГУ им. Н. П. Огарева /

Э. Д. Богатырев, С. В. Першин // Инновационные подходы к обеспечению и оценке качества подготовки специалистов (из опыта работы Историко-социологического института Мордовского государственного университета им.

Н. П. Огарева). — Саранск, 2003. — С. 8—49.

2. Воронина, С. А. Предметная олимпиада как средство развития у студентов ценностного отношения к педагогическому знанию / С. А. Воронина // Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога. — Тула, 2005. — Вып. 3. — С. 35—43.

3. Восемь лет всероссийских олимпиад : Из опыта организации и проведения III тура всероссийских олимпиад по специальности «Социальная работа» в Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в 1999—2006 гг. / авт.-сост.: Л. И. Савинов [и др.] ; под общ.

ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 132 с.

4. Методические рекомендации по проведению III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе / Л. И. Савинов, В. С. Афанасьев, З. Н. Лазарева [и др.] ; под ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. — 212 с.

5. Попов, А. И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпи-адного движения по учебным дисциплинам в вузе / А. И. Попов, Н. П. Пучков. — Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2010. — 212 с.

6. Попов, А. И. От студенческих олимпиад — к олимпиадному движению [Электронный ресурс] / А. И. Попов // Alma Mater. — 2012. — Режим доступа: http://www.almavest. ru/ru/favorite/2012/07/19/317.

7. Попов, А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения / А. И. Попов. — Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2011. — 80 с.

8. Субетто, Д. А. Роль олимпиад в становлении современного исследователя / Д. А. Субетто, А. Ю. Иванов, С. В. Ильинский // География и экология в школе XXI века. — 2010. — № 2. — С. 68—72.

Поступила 11.03.13.

Об авторах:

Богатырев Эдуард дмитриевич, профессор кафедры истории Отечества ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (г. Саранск, Россия), доктор исторических наук, edbog@mail.ru

Першин Сергей Викторович, и. о. заведующего кафедрой всемирной истории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, Россия), доктор исторических наук, Pers99@inbox.ru

THE NATION-WIDE STUDENT OLYMPICS IN REGIONAL STUDIES: the organisational and methodological aspects

E. D. Bogatyrev (Ogarev Mordovia State University),

S. V. Pershin (Evsevyev Mordovian State Pedagogical Institute)

The importance of academic Olympics, a competition among students to assess the creative application of knowledge and skills in the disciplines taught at institutions of higher education is increasing especially in the training of graduates because it serves to raise students' interest to the chosen profession, to develop the abilities of students, allows to find talented young people and form human resource for research and teaching activities. Mordovia State University has an extensive scientific and methodological experience in organising the IlIrd round of the nation-wide academic Olympics, which requires generalisation and elaboration of practical recommendations based on this experience. The article explores the procedure of the competition, the scheme of fulfillment of assignments, the specifics of assignments and evaluation criteria in the speciality „Regional Studies“ 2011. The Olympics programme combined various in form and content assignments: written assignments, testing (both in traditional form and computer-based), analytical notes, quizzes.

The alternation of diverse assignments is rational from the point of view of competition procedure, because checking written assignments is a lengthy and time-consuming process, that is carried out during the testing and game competitions. Moreover, the combination of different types of activities reduces the psycho-emotional and physical strain on the Olympics’ participants.

Keywords: academic Olympics; regional studies; Mordovia State University; competition; task; testing; evaluation; methodology; organising committee.

REFERENCES

1. Bogatyrev E. D., Pershin S. V. Kachestvo podgotovki studentov i ego kontrol’ v Istoriko-sociologicheskom institute MGU im. N. P. Ogareva [The quality of training of students and its supervision in the History and Sociology Institute of Ogarev Mordovia State University]. Innovacionnye podhody k obespecheniju i ocenke kachestva podgotovki specialistov (iz opyta raboty Istoriko-sociologicheskogo instituta Mordovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. P. Ogareva) [Innovative approaches to providing and evaluation of training quality (from the experience of the History and Sociology Institute of Ogarev Mordovia State University)]. Saransk, 2003. pp. 8—49.

2. Voronina S. A. Predmetnaja olimpiada kak sredstvo razvitija u studentov cennostnogo otnoshenija k pedagogicheskomu znaniju [The Subject Olympics as a tool for developing a student’s value attitude to pedagogical knowledge]. Aksiologicheskie aspekty stanovlenijaprofessional'nogo myshlenijapedagoga [Axiological aspects of evolvement a professional teacher’s thinking]. Tula, 2005, vol. 3, pp. 35—43.

3. Vosem' let vserossijskih olimpiad: Iz opyta organizacii i provedenija III tura vserossijskih olimpiad po special'nosti “Social'naja rabota” v Istoriko-sociologicheskom institute Mordovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. P. Ogareva v 1999—2006 gg. [Eight years of nation-wide academic Olympics: from the experience of hosting the IIIrd round of nation-wide academic Olympics on “Social Work” in the History and Sociology Institute of Ogarev Mordovia State University in 19992006]. Saransk, Mordovia State University Publ., 2007, 132 p.

4. Metodicheskie rekomendacii po provedeniju III tura Vserossijskoj studencheskoj olimpiady po social'noj rabote [The methodological guidelines for the IIIrd round of a nation-wide academic Olympics in Social work]. Saransk, Mordovia State University Publ., 2008, 212 p.

5. Popov A. I., Puchkov N. P. Metodologicheskie osnovy i prakticheskie aspekty organizacii olimpiadnogo dvizhenija po uchebnym disciplinam v vuze [The methodological principles and practical aspects of organizing academic Olympics movement in various academic disciplines at the university]. Tambov, Tambov Goss. Techn. Univ. Publ., 2010, 212 p.

6. Popov A. I. Ot studencheskih olimpiad — k olimpiadnomu dvizheniju [From student Olympics to the Olympics movement]. Alma Mater. Available at: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2012/07/19/317.

7. Popov A. I. Teoreticheskie osnovy formirovanija klastera professional'no vazhnyh tvorcheskih kompetencij v vuze posredstvom olimpiadnogo dvizhenija [Theoretical basis for the formation of the cluster of professionally important creative competences in higher school through the Olympics movement]. Tambov, Tambov Goss. Tech. Univ. Publ., 2011, 80 p.

8. Subetto D. A. Ivanov A. Yu., Ilyinsky S. V. Rol' olimpiad v stanovlenii sovremennogo issledovatelja [The role of academic olympics in the development of the modern researcher]. Geografija i jekologija v shkole XXI veka [Geography and Ecology in the School of the XXI century]. Moscow, 2010, no. 2, pp. 68—72.

About the authors:

Bogatyrev Eduard Dmitriyevich, professor, Chair of National History, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), Doctor of historical sciences, edbog@mail.ru

Pershin Sergey Viktorovich, interim head of Chair of World History, Evsevyev Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russia), Doctor of historical sciences, Pers99@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.