Научная статья на тему 'Студенческая научно-исследовательская группа - попытка применения инновационного подхода в подготовке социальных работников'

Студенческая научно-исследовательская группа - попытка применения инновационного подхода в подготовке социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Л. И., Кудаева Е. Г., Афанасьев В. С.

Статья описывает инновационный подход к организации учебной работы со студентами специальности «Социальная работа», задачами которого являются повышение эффективности образовательного процесса, включение студентов в активную научно-исследовательскую практику применения полученных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческая научно-исследовательская группа - попытка применения инновационного подхода в подготовке социальных работников»

специальным предметам из Госстандарта, и соответственно знания уже другие.

Всего за 1999—2008 гг. победителями олимпиады стали 45 участников — представители 20 городов и 22 вузов. Среди них отметим уникальных победителей, которые занимали призовые места несколько раз. Например, Ольга Черных (г. Улан-Удэ) в 2002 г. заняла II место, а в 2003 г. уже стала абсолютным победителем, Ирина Попова (г. Балашов) в 2002 г. заняла III место, а в 2003 г. улучшила свой результат до II места. Два года подряд (2005 и 2006 гг.) Екатерина Ледяева (г. Саранск) занимала III место.

Следует отметить, что выигрышной стратегией оказывается та, при которой участник

стабильно из конкурса в конкурс показывает результаты в группе лидеров, однако не обязательно, чтобы будущий победитель занимал первое место по итогам каждого конкурса. Например, Наталья Пикузо (г. Кемерово, Кемеровский государственный университет) — победитель III тура Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работе в 2007 г. занимала по первому конкурсу II место, по второму конкурсу — I, по третьему конкурсу лишь VII место, по результатам четвертого конкурса — II место, по итогам пятого конкурса Наталья заняла IV место, однако это позволило ей сохранить позицию лидера по всей олимпиаде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рекомендации рабочей группы центральной группы управления Всероссийской студенческой олимпиады (ЦГУ ВПО) по организации выдвижения кандидатов для присуждения премии Правительства РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mgus.ru/allrussian student olvmpiad/metodic recommendation/rec rab gr. — Загл. с экрана.

Поступила 24.05.10.

NOCAA Г xAneAB ГАОх Г I -ЁЙЙЁАА I ААОАЁОЙЁАВ ADC ї ї А — Ї | Ї иОЁА ТрЁ 1АГАГЁ6 ЁГГ1ААОЁіГГіАі ЇI АО IАА А Ї I АА I O I АЁА N I ОЁАЁи Г UO DAA 10ГЁЁ1А

Ё. Ё. NaaefTa, А. A. Ёоааааа, А. N. АоаГапиаа

Noaouy TVenQaaao eijTaaoeTiiQe ЇТаоТа ё ТЭааТёдаоёё о+ааТТё ЭааТой nT пооааТоа-1ё т'аоёаёштоё «^оёаёшау ЭааТоа», дааа+а1ё ёТоТЭТаТ yaey^ony ïTaQ0aТёa уб-баёоёаТТпоё ТаЭадТааоаёшТаТ їЗТоаппа, аёё^+аТёа пооааТоТа а аёоёаТо^ Тао+ТТ-ёп-пёааТааоаёипёо^ |'9аёоёёо |'9ё1аТаТёу i^O+aNQO дТаТёё.

Современный подход к высшему образованию требует компетентностного подхода. Компетентность определяется как совокупность знаний, умений, способностей, достаточных и адекватных для решения профессиональных задач [2, с. 60—61]. Однако традиционно в современном вузе складывается определенная разорванность между теоретическим образованием и реальностью, в которой в итоге оказываются выпускники. В то время как профессионализм деятельности, по Н. В. Кузьминой, — это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая

определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления [3, с. 212]. Современная система образования в классическом вузе во многом ориентирована на передачу знаний от преподавателя к студенту, при этом крайне важно еще и развитие профессионального мышления и рефлексии.

Ценятся не сами знания, а способность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатывать информацию. Если человек хочет осмысленно заниматься каким-то делом, он

© Ё. Ё. №аёиа, А. А. Еоааааа, А. N. АбаТапиаа, 2010

Йй5ёу«ЙТоёТёТаё^йпеёй faoee»

25

должен начинать со своего собственного ценностного самоопределения, т. е. определения предельных целей и ценностей своей работы. Таким образом, в подготовке специалиста главным является не приобретение знаний и навыков, а формирование профессионального мышления и рефлексии [3, с. 218]. Профессионализм личности предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностноделовых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

В. Я. Якунин выделяет внутренние критерии успешности обучения и воспитания специалиста: общая и профессиональная компетентность, профессиональная направленность и учебная мотивация, активность, умственная самостоятельность, творчество, способность к самоуправлению [3, с. 215].

На реализацию данных задач в подготовке специалистов направлена наша образовательная инициатива. На базе кафедры социальной работы Историко-социологического института ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» в 2009 г. запущен пилотажный проект «Студенческая научно-исследовательская группа» (СНИГ). Идея создания группы исходит из необходимости интеграции теоретического знания студентов в области социальной работы, социальной реальности в области социального обеспечения и опыта студентов в использовании прикладных социологических методов для сбора данных по проблематике социальной работы. Изначально концепция создания СНИГ переросла из концепции студенческой лаборатории, активно применяемой в различных вузах России и зарубежья. Спецификой СНИГ является включение научно-исследовательской деятельности студентов в конкретный образовательный процесс, что невозможно реализовать в рамках массовых студенческих лабораторий. Фактически СНИГ работает по тому же учебному плану, что и все остальные студенты, по тем же видам отчетности (курсовые, отчеты по практикам, диплом), подробно разрабатывая одну научную проблематику на протяжении всего курса обучения. Такая особенность этой методики определяет ее проектную направленность, т. е. СНИГ в составе нескольких человек на протяжении длительного времени идут к реализации крупной научнопрактической задачи-проекта. Через методику СНИГ мы пытаемся еще более углубить контакт между практической социальной работой в лице Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия и вузом (кафедра социальной работы). Именно министерство определяет актуальную тематику, то есть фактически

делает социальный заказ. Таким образом, СНИГ интегрирует в себе самостоятельные научнопрактические, прикладные, учебные и воспитательные задачи.

На сегодня в рамках СНИГ реализуется проект «Оценка качества предоставляемых социальных услуг в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики Мордовия». Проект рассчитан на два года — три научно-исследовательских этапа интегрированы в учебный процесс в виде четырех образовательных этапов: 1) изучение курса «Методы исследования в социальной работе»;

2) изучение курса «Теория социальной работы»;

3) изучение курса «Семьеведение» с отчетностями в виде курсовой работы по каждому курсу; 4) подготовка выпускной квалификационной работы. Проект реализуется студентами III курса специальности «Социальная работа».

Исследовательский этап включает:

1. Изучение нормативно-правовых основ оценки качества социального обслуживания населения в стационарных учреждениях; анализ деятельности стационарных учреждений; составление программы исследования и разработка инструментария.

2. Проведение опроса клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в Республике Мордовия (в 24 стационарных учреждениях социального обслуживания); разработку варианта методики оценки качества предоставляемых социальных услуг в стационарных учреждениях.

3. Анализ результатов исследования, утверждение отчета и написание выпускных квалификационных работ на основе материалов проведенного исследования.

На данный момент параллельно разрабатывается проблематика для других СНИГ: «Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Мордовия» и др. Создание СНИГ явилось результатом добровольного сотрудничества студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры. Это своего рода инициативная форма работы, где студенты проявляют творческую активность и самостоятельность. Мы считаем, что на данный момент роль научного руководителя должна сводиться к научному консультированию. Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия дает направление и определяет сферу социального исследования. Научный руководитель формулирует конечную цель, контролирует и координирует самостоятельную работу студенческого коллектива на всех остальных этапах работы.

Еще одна особенность используемой нами методики СНИГ заключается в том, что данная форма работы применима не для всего контин-

26

ААЯ0ГЕЁ1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2010 | 1 2

гента студентов. Весьма проблематично надеяться на то, что значительная часть студенчества проявит творческое и конструктивное самоопределение в рамках специальности, усердие к самостоятельному поиску информации в современных условиях [1]. Реализация данного пролонгированного проекта требует не только наличия определенного уровня теоретических и практических знаний, но и высокой мотивированности, ответственности, дисциплины и трудолюбия. Таким образом, СНИГ имеет характер индивидуальной учебной работы с наиболее способными студентами.

Исходя из всего вышесказанного мы можем выделить следующие задачи, которые реализуются в рамках программы СНИГ:

1. Более глубокая интеграция высшего образования в области социальной работы с практической социальной работой.

2. Реализация образовательных задач для студентов — участников СНИГ за счет актив-

ной включенности в исследовательскую деятельность.

3. Получение студентами помимо фундаментальных знаний по социальной работе реального практического опыта социального ра-ботника-исследователя и социального работни-ка-практика.

4. Выполнение прикладных проектных задач для региональной системы социальной защиты населения через научную разработку наиболее востребованной проблематики.

5. Поддержка наиболее перспективной и самостоятельной части студенчества за счет предоставления дополнительных возможностей личной и научной самореализации в рамках учебного процесса.

6. Модернизация системы подготовки специалистов по социальной работе в сторону практикоориентированности за счет системных решений, а не увеличения учебной и научной нагрузки на студента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Савинов Л. И. Перспектива развития социальной работы : проблемы взаимосвязи теории, политики, практики и вузовского образования / Л. И. Савинов // Становление и развитие социальной работы как науки : сб. ст. / сост. : З. Н. Лазарева, В. Н. Мотькин, И. А. Винтин [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Савинова. — Саранск, 2005. — С. 185—190.

2. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2007. — 208 с.

3. Социальная работа : Введение в профессиональную деятельность : учеб. пособие / отв. ред. проф. А. А. Козлов. — М. : Логос, 2004. — 368 с.

Поступила 12.05.10.

Йй5ёу«ЙТоёТёТаё^йпеёй Гаоеё»

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.