Научная статья на тему 'Методические основы организации и проведения олимпиады школьников по праву'

Методические основы организации и проведения олимпиады школьников по праву Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CIVIL POSITION / LEGAL CULTURE / LAW / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В статье, учитывая актуальность проблемы правового просвещения и развития правовой культуры подрастающего поколения, обоснована значимость вопроса формирования активной жизненной позиции молодёжи. В ней описаны дидактические цели и задачи всероссийской олимпиады школьников по праву; даны методические рекомендации по организации и проведению школьного этапа олимпиады. Автор делает вывод о том, что необходима технология подготовки участников к олимпиаде. Наличие общего интереса к предмету и предсказуемая активность школьников 8 11 классов обеспечивают массовость участия. Но качество ответов на задания всех этапов олимпиады может быть гарантировано только наличием системы работы. В процессе подготовки школьников, изучения предметного материала на уроках важно учитывать все типы заданий, которые используются в предметных олимпиадах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASES OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT THE CONTESTS AMONG SCHOOL STUDENTS IN LAW

In the article, taking into account the urgency of a problem of legal education and development of legal culture of the younger generation, the importance of forming active life position of young people is stated. The work describes didactic goals and objectives of the all-Russian Olympiad in law; methodical recommendations on the organization and conduct of the school stage of the Olympiad. The author concludes that there is a need for technology training participants for the Olympics. General interest in the subject and predictable activity schoolchildren at 8-11 grades provide the best mass participation. But the quality of the responses to the assignments of all stages of the Olympics can be guaranteed only by a system operation. In the process of making homework and the studies of students in a classroom, it is important to consider all job types that are used in subject contests.

Текст научной работы на тему «Методические основы организации и проведения олимпиады школьников по праву»

4. Koblov F.Ch. Sovershenstvovanie professional'nogo obucheniya ryadovogo i mladshego nachal'stvuyuschego sostava organov vnutrennih del v usloviyah regiona. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2015.

5. Mal'ceva O.A. Aktual'nye problemy obucheniya sotrudnikov OVD, vpervye prinyatyh na sluzhbu. Nauka ipraktika. 2015, 4 (65): 139 - 141.

6. Rabochaya uchebnaya programma professional'nogo obucheniya (professional'noj podgotovki lic ryadovogo i mladshego nachal'stvuyuschego sostava, vpervye prinimaemyh na sluzhbu v organy vnutrennih del (na baze srednego obschego obrazovaniya) po dolzhnosti sluzhaschego «Policejskij».

7. Nalivajko N.V., Ushakova E.V. O roli obrazovaniya v obschestve HXI v. Filosofiya obrazovaniya. 2010; 1 (30): 78.

8. Kamashev S.V., Kosenko T.S., Nalivajko N.V., Ushakov P.V. Formirovanie sistemnogo mirovozzreniya cheloveka dlya bezopasnosti obrazovaniya v usloviyah global'nogo antropnogo krizisa. Formirovanie sistemnogo mirovozzreniya sovremennogo cheloveka materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 15 - 18.

9. Kocherov Yu.N., Kocherova L.A. Modul'noe obuchenie kak pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya professional'nyh kompetencij v professional'noj podgotovke sotrudnikov OVD. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 286.

10. Baeva E.V. Sovremennye tendencii i strategii prepodavaniya v sisteme povysheniya kvalifikacii sotrudnikov OVD. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah, 2013; 3 (54): 24 - 27.

11. Bazulina A.A. Lichnostno-razvivayuschij podhod k povysheniyu kvalifikacii sotrudnikov organov vnutrennih del: avtoreferat dis. ... kand. ped. n. Velikij Novgorod, 2012.

12. Burceva E.V. Razvitie lichnostnogo samoupravleniya sotrudnikov organov vnutrennih del v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Habarovsk, 2016.

13. Osnovy psihologii: Praktikum. Red.-sost. L.D. Stolyarenko. Izd. 2-e, dop. i pererabot. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2001.

14. Ponomarenko V.V. Prakticheskaya harakterologiya s 'elementami prognozirovaniya i upravleniya povedeniem (metodika «sem' radikalov»): psihologicheskij praktikum. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.

15. Spirica E. Psihologiya lzhi i obmana. Kak razoblachit' lzheca. Sankt-Peterburg, 2017.

16. Kudin V.A., Statnyj V.M. Profajling v deyatel'nosti organov vnutrennih del: ot teorii i metodologii k praktike. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2013; 3 (59).

17. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/3082/fajl/1784/13.02.19-Proekt_FGOS_NPO-02-Policejskij.pdf

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

METHODICAL BASES OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT THE CONTESTS AMONG SCHOOL STUDENTS IN LAW. In the article, taking into account the urgency of a problem of legal education and development of legal culture of the younger generation, the importance of forming active life position of young people is stated. The work describes didactic goals and objectives of the all-Russian Olympiad in law; methodical recommendations on the organization and conduct of the school stage of the Olympiad. The author concludes that there is a need for technology training participants for the Olympics. General interest in the subject and predictable activity schoolchildren at 8-11 grades provide the best mass participation. But the quality of the responses to the assignments of all stages of the Olympics can be guaranteed only by a system operation. In the process of making homework and the studies of students in a classroom, it is important to consider all job types that are used in subject contests.

Key words: civil position, legal culture, law.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail:_patimat.kamus@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ

В статье, учитывая актуальность проблемы правового просвещения и развития правовой культуры подрастающего поколения, обоснована значимость вопроса формирования активной жизненной позиции молодёжи. В ней описаны дидактические цели и задачи всероссийской олимпиады школьников по праву; даны методические рекомендации по организации и проведению школьного этапа олимпиады. Автор делает вывод о том, что необходима технология подготовки участников к олимпиаде. Наличие общего интереса к предмету и предсказуемая активность школьников 8 - 11 классов обеспечивают массовость участия. Но качество ответов на задания всех этапов олимпиады может быть гарантировано только наличием системы работы. В процессе подготовки школьников, изучения предметного материала на уроках важно учитывать все типы заданий, которые используются в предметных олимпиадах.

Ключевые слова: гражданская позиция, правовая культура, право.

Всероссийская олимпиада школьников по праву - шаг к повышению уровня гражданского самосознания, формированию активной жизненной позиции молодёжи, ее правовой культуры. Олимпиада проводится не только для того, чтобы каждый из участников мог в полной мере раскрыть свои таланты и способности в изучении права, сделать правильный выбор жизненного пути, но и для получения правовых знаний, которые пригодятся любому молодому человеку независимо от того, какую профессию он выберет в будущем.

Цели правовой олимпиады школьников определены следующим образом: стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению права; анализ уровня подготовленности, широты кругозора и мышления таких учащихся; накопление научно-методического опыта по развитию правового образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах; содействие обмену опытом учебной работы по праву между педагогами; подготовка аналитических матери-

алов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

В соответствии с обозначенными целями организация школьного тура олимпиады требует внимания с точки зрения обеспечения нормативной базы и решения организационных вопросов. Для правовой олимпиады качественная проработка нормативно-правовых документов особенно важна, т.к. позволяет не только говорить о праве как предмете, выявлять академическую успешность учащихся, но и показывает, как должны выглядеть локальные нормативные акты, как можно ими пользоваться (особенно в спорных ситуациях, в ходе апелляций и т. д.). Кроме того, организация школьного этапа олимпиады делает необходимым разработку заданий тура и обеспечение открытости процедуры оценивания результатов, привлечение для этого учителей-практиков. С этих позиций обратимся к практике организации и обозначим те ресурсы, которые могут быть привлечены для проведения олимпиад в школах. Обобщая первые разработки и возникшие трудности,

можно остановиться на некоторых общих вопросах и предложениях.

Школьный и муниципальный этапы олимпиады рекомендуется проводить в один тур. Это обстоятельство требует особого отношения к отбору заданий, которые не только позволяли бы проверять знания и умения по предмету, выявить одаренных школьников, но одновременно проводить оценивание результатов максимально корректно и в сжатые сроки. Остается необходимость не только детализации заданий и алгоритмов ответов школьников, но и критериев оценивания для экспертов, проверяющих работы школьников.

Для большинства участников школьных олимпиад этот этап является не только первым, но и единственным способом проверить свои возможности, проявить знания предмета. Для максимального облегчения процедуры выполнения заданий и оценивания результатов рекомендуется тщательно подойти к вопросу составления материалов для участников. В структуре материалов для участника олимпиады можно выделить три составные части.

Организационная - обращение к участнику, в котором предусмотрено отражение основных рекомендаций по выполнению работы: указания по оформлению, по количеству баллов за правильный ответ и пояснения по их начислению (если это не включено в структуру заданий), указания по исправлениям (какие исправления засчитываются) и времени работы.

Основное содержание - собственно сами задания с указанием баллов за правильный или частично правильный ответ.

Критерии оценивания заданий - указываются элементы ответа, а также полный ответ, за который назначается то или иное количество баллов.

Известно, что особенно спорно в олимпиадах выглядят те задания, которые предусматривают открытые ответы школьников, а также оценивание устных ответов по дискуссионным вопросам (в заданиях для нескольких туров). В этом случае есть необходимость акцентировать внимание разработчиков заданий на обязательное наличие инструктивного материала (в том числе - памяток, инструкций - как для участников олимпиады, так и для экспертов).

Для школьного этапа олимпиады по праву проведение устного тура является скорее исключением, чем правилом. Тем не менее, в случае его организации важно добиваться однозначности понимания критериев оценивания ответов и участниками выступлений, и членами жюри.

Немаловажным фактом является достаточно массовый характер школьного этапа (поскольку на данном уровне, в том чис-

Библиографический список

ле с целью активизации познавательного интереса к предмету, до участия допускаются все желающие). Поэтому необходимо привлечение педагогов, не имеющих ранее практики работы в комиссиях разного уровня, экспертных группах по проверке ЕГЭ и др. предметных комиссиях не только к разработке, но и проверке выполненных заданий, то есть к работе в составе методических комиссий и жюри олимпиады.

К компетенции жюри олимпиады относится проверка и оценка результатов выполнения олимпиадных заданий, определение кандидатуры победителей и призеров олимпиады. Совместно с оргкомитетом олимпиады и методической комиссией олимпиады жюри принимает участие в рассмотрении апелляций.

Поскольку олимпиады по многим предметам проходят в одинаковые сроки, не все школы могут обеспечить состав комиссий из учителей-предметников. Практика привлечения волонтеров - учащихся старших классов - для проведения школьного этапа олимпиады на стадии проведения, проверки заданий с закрытыми ответами в качестве одного из экспертов вполне себя оправдывает: школьники достаточно ответственно относятся к столь важному поручению, кроме того, работа в комиссии позволяет им закрепить и проверить собственные знания по предмету.

Стоит напомнить, что для достижения максимальной объективности оценивания рекомендуется шифровка работ участников после выполнения заданий и дешифровка после оценки результатов.

Завершающий этап олимпиады - подведение итогов и награждение победителей, условия и порядок которого определяются в Положении о школьной олимпиаде.

Складывающаяся практика проведения олимпиад по праву с 8 класса ставит вопрос и о технологии подготовки участников как целенаправленном процессе. Наличие общего интереса к предмету и предсказуемая активность школьников 8 - 11 классов обеспечивают массовость участия. Тем не менее, качество ответов на задания всех этапов олимпиады может быть гарантировано только наличием системы работы. В процессе подготовки школьников, изучения предметного материала на уроках важно учитывать все типы заданий, которые используются в предметных олимпиадах.

Таким образом, вышеизложенные рекомендации отнюдь не исчерпывают тематику вопросов по организации олимпиадного движения на местах, только намечают ориентиры преодоления затруднений для организаторов, разработчиков заданий, учителей-практиков.

1. Гаджиева П.Д. Всероссийская олимпиада школьников по праву, учебно-методическое пособие. Махачкала, 2015.

2. Володина С.И., Полиевктова А.М, Спасская В.В. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г., методическое пособие. Москва, 2006.

3. Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учебник для 8 - 9 классов. Москва, 2006.

4. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.

5. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1, 48 - 54.

6. Гаджиева П.Д., Мусакаева З.З. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов. Дистанционное и виртуальное обучение. 2013; 6 (72), 75 - 81.

References

1. Gadzhieva P.D. Vserossijskaya olimpiada Shkolnikovpo pravu, uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2015.

2. Volodina S.I., Polievktova A.M, Spasskaya V.V. Vserossijskaya olimpiada Shkolnikov po pravu v 2006 g., metodicheskoe posobie. Moskva, 2006.

3. Volodina S.I., Polievktova A.M., Spasskaya V.V. Osnovy pravovyh znanij. V 2-h kn. Uchebnik dlya 8 - 9 klassov. Moskva, 2006.

4. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody v pravovom obrazovanii uchaschihsya: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.

5. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo iobrazovanie. 2014; 1, 48 - 54.

6. Gadzhieva P.D., Musakaeva Z.Z. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij obucheniya v organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2013; 6 (72), 75 - 81.

Статья поступила в редакцию 05.10.18

УДК 378

Zinkovskiy V.V., senior lecturer, Department of Operational-Search Activity and Special Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: natgots@yandex.ru

CERTAIN ASPECTS OF COMPLIANCE REGIME OF SECRECY IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS AN INTEGRAL PART OF THE LEARNING PROCESS. The work studies aspects of the compliance regime of secrecy in educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as an integral part of the learning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.