13. Челышкова М.Б., Хлебников В.А. Методологические подходы в оценке качества подготовки школьников и студентов. Проблемы качества образования, его нормирования и управления: сборник научных статей. Москва, 1999: 173 - 190.
14. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Основные подходы к определению «качество образования». Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014; 3 (29): 336 - 339.
References
1. Rubin Yu.B. E-learning v Rossii: ot haosa k glubokomu ukoreneniyu. Vysshee obrazovanie vRossii. 2006; 3.
2. Sorochinskij M.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti ispol'zovaniya 'elektronnogo obucheniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 6: 274 - 278.
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 27.06.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.07.2018).
4. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijpri realizacii obrazovatel'nyh programm. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 23 avgusta 2017 g. № 816 Available at:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71670012/#ixzz5KZg80obi
5. Kalejchik M.M. Kvalimetriya: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
6. Gegel' G.V. Nauka logiki. Moskva, 1970; T. 1.
7. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka: 24-e izd., ispr. Moskva, 2007.
8. Slovar'-spravochnik po pedagogike. Avt.-sost. V.A. Mizherikov. Moskva, 2004.
9. Belikov V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel'nostnyj aspekt: monografiya. Moskva, 2004.
10. Bubnov G.G., Pluzhnik E.V., Soldatkin V.I. Kriterii ocenki kachestva v sisteme 'elektronnogo obucheniya. Cloud of science. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/kriterii-otsenki-kachestva-v-sisteme-elektronnogo-obucheniya
11. Selezneva N.A. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ob'ekt sistemnogo issledovaniya: lekciya-doklad. Moskva, 2003.
12. Bedrin V.S. Osobennosti formirovaniya informacionnoj kompetentnosti v hode prepodavaniya discipliny «Informatika i informacionnye tehnologii v professional'noj deyatel'nosti». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 98 - 99.
13. Chelyshkova M.B., Hlebnikov V.A. Metodologicheskie podhody v ocenke kachestva podgotovki shkol'nikov i studentov. Problemykachestva obrazovaniya, ego normirovaniya i upravleniya: sbornik nauchnyh statej. Moskva, 1999: 173 - 190.
14. Chuprova L.V., Ershova O.V., Osnovnye podhody k opredeleniyu «kachestvo obrazovaniya». Vektornauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 3 (29): 336 - 339.
Статья поступила в редакцию 01.10.18
УДК 378.096
Burtseva E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Far Eastern law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
Zhernovoy M.V., Cand. of Sciences (Medicine), Cand. of Sciences (Law), Head of Department of Special Disciplines,
Far Eastern law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNIQUE AND TACTICS OF ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL WORKSHOP WITH STUDENTS OF THE FACULTY OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS. The article is dedicated to a problem of psychological training of police officers. It aims at justifying the methodology and tactics of organization of a psychological workshop for police officers first recruited to the Internal Affairs. The authors propose to consider the concept of development of personal self-management of employees of the Internal Affairs as a basis to form their professional competence in future activities, as a basis of this methodology and tactics. At the same time, training is built on a technology of personal self- management development, which includes the following stages: analytical and prognostic; goal-setting; technological planning; definition of criteria and estimates; control and systematization of results; reflection and correction.
Key words: professional training, psychological workshop, personal self- management, police, professional competence, development, psychological training.
Е.В. Бурцева, кан. пед. наук, ст. преп., Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Владивосток, E-mail: [email protected]
М.В. Жерновой, канд. мед. наук, канд. юр. наук., нач. каф. специальных дисциплин, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Владивосток, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА И ТАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
Настоящая статья посвящена проблеме психологической подготовки сотрудников полиции. Цель - обоснование методики и определение тактики организации психологического практикума для сотрудников полиции, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Концепция развития личностного самоуправления сотрудников органов внутренних дел представлена в качестве основы формирования их профессиональной компетентности в профессиональной деятельности -что, на базе чего и рассмотрена образовательные стратегия и тактика. Структура обучения выстраиваемого в соответствии с технологией развития личностного самоуправления, включает следующие этапы: аналитико-прогностический; целеполага-ния; технологического планирования; определения критериев и оценок; контроля и систематизации результатов; рефлексии и коррекции.
Ключевые слова: профессиональное обучение, психологический практикум, личностное самоуправление, органы внутренних дел, профессиональная компетентность, развитие, психологическая подготовка.
Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел проходит в соответствии с Федеральными законами [1; 2], а также ведомственным приказом [3].
Исследователи, изучающие педагогические особенности проведения профессионального обучения, говорят о необходимости его интенсификации и в числе основных задач данного
вида подготовки обозначают адаптацию к служебной деятельности, психологическую подготовку [4], развитие мотивации к службе, понимания значения служебной дисциплины, а также обязательную практическую направленность занятий [5].
Слушатели, которые впервые поступают на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и проходят профессио-
нальное обучение, изучают дисциплину «Профессионально-психологическая подготовка», большая часть в которой отводится психологическому практикуму. Согласно рабочей программе по данному предмету, сотрудник органов внутренних дел должен знать: основы профессиональной коммуникации, в том числе и в ситуации конфликта; технику ведения переговоров; основы профайлинга; основы и приемы психологической саморегуляции и т. д. Соответственно, все изученное сотрудник должен уметь применять на практике [6].
Эпоху, в которой мы живем, ученые называют эпохой глобализации и информатизации, а общество - обществом знания. Причем не все ученые расценивают информационно-знаниевые концепции развития общества позитивно. Есть опасения побочных эффектов информационной революции, глобализации и распространения новых информационных технологий. Учёных пугает перспектива девальвации человека как всесторонне развитой духовно-нравственной личности, так как «современному обществу нужны «массовые» люди с непомерно развитым чувством потребления, с множеством неутолимых желаний для того, чтобы активнее потреблялся произведенный продукт» [7]. Соответствует этому «идеал инновационного образования «человека XXI века», где у немногочисленной части населения, в образовательных учреждениях для избранных формируются качества узкоспециализированных профессионалов. А для большей части населения при этом достаточно лишь примитивного образования - для сохранения правопорядка и для выполнения несложных работ» [7] . В противовес этому предлагается формировать современного человека с системным целостным мировоззрением и творчески-созидающим, гармонично организованным сознанием [8].
Пожалуй, мы присоединимся к этим опасениям и предложениям, учитывая последние тенденции в реформе образования вообще и профессионального образования сотрудников органов внутренних дел в частности, а также имея опыт взаимодействия с сотрудниками, обучающимися на факультете профессионального обучения. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании оправдан, но также слушателям необходимо знание основных базовых теорий и концепций, которые лежат в основе практики. С информацией надо уметь работать, соответственно, необходимо учить сотрудников работать с информацией любого рода, анализировать ее, прогнозировать возможные результаты и последствия, корректировать действия.
Основной проблемой российской системы образования является неполучение выпускниками навыка комплексного подхода к различным практическим ситуациям. Данное упущение проявляется на всех этапах учебной деятельности, начиная от проработки целей и задач, заканчивая подведением итогов. Не является исключением и образование в ведомственных вузах системы МВД РФ. В качестве путей преодоления данной проблемы предлагается, например, «смещать акцент в технологиях обучения и принципах организации учебного процесса с процессов передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельный поиск ее обучаемым и на моделирование способов применения ее в будущей профессиональной деятельности» [9] посредством модульного обучения.
Мы считаем, что грамотное применение компетентностного подхода, развитие способности слушателей в комплексе решать обозначенные проблемы, практическая направленность обучения - все это актуальные проблемы модернизации и реформирования образования системы органов внутренних дел.
В последнее время исследователи педагогических особенностей дополнительного образования в системе МВД опираются на развивающие подходы, так как в короткие сроки нереально обучить слушателей предмету в полной мере, но возможно возбудить к нему познавательный интерес [10], как и интерес к процессу личностного саморазвития в принципе. Безусловно, можно усилить субъектную позицию обучающихся путём специальной организации их самоопределения в целях и содержании учебного процесса с учётом личностно значимых профессиональных затруднений и карьерных ориентаций [11]. У нас также есть уверенность, что мотивировать слушателей на такое самоопределение будет значительно проще, если они смогут применять полученные знания и в профессиональных, и в учебных ситуациях, то есть в принципе овладеют алгоритмом личностного самоуправления.
Вышеизложенное определяет методику организации психологического практикума со слушателями факультета профессионального обучения. Материал выстраивается таким образом,
чтобы слушатели не просто могли получать теоретическую информацию и отрабатывать психологические приемы психологической регуляции, визуальной психодиагностики, установления контакта, воздействия и т.д. на практике, а в целом были способны работать с информацией, собирая ее, анализируя и направляя ее на достижение целей своей деятельности и личностного роста. То есть мы создаем педагогические условия для развития личностного самоуправления.
Таким образом, наша методика организации психологического практикума со слушателями факультета профессионального обучения опирается на концепцию развития личностного самоуправления сотрудников ОВД как основы формирования профессиональной компетентности в дальнейшей деятельности [12]. Для этого выстраиваем обучение по технологии развития личностного самоуправления, которая включает следующие этапы: аналитико-прогностический; целеполагания; технологического планирования; определения критериев и оценок; контроля и систематизации результатов; рефлексии и коррекции.
1. Аналитическо-прогностический этап.
На этом этапе проводится анализ исходных данных: деятельности сотрудника ОВД, требований, которые данная деятельность предъявляет к личности сотрудника, особенности личности каждого слушателя. В теории дается психологическая характеристика различных видов деятельности органов внутренних дел, анализируются особенности этой деятельности и особенности системы органов внутренних дел. Желательно найти время для прохождения сотрудниками теста «Способность к личностному самоуправлению» [13], так как помимо определения своих «сильных» и «слабых» сторон личностного самоуправления, сотрудники усвоят структуру деятельности в принципе. Для развития аналитической компетентности слушателей, а также их умения прогнозировать поведение человека, исходя из особенностей личности, необходимо включать в занятия практикум по составлению психологического портрета. Причем, начинать стоит с составления собственного психологического портрета, опираясь на данные интерпретации результатов психологических тестов, пройденных на занятиях. Объясняя особенности темперамента и характера человека, можно дать слушателям тесты на их определение. Наглядным является известный всем тест на определение темперамента Айзенка, по которому слушатели узнают кто они: сангвиники, холерики, флегматики или меланхолики. Также можно охарактеризовать особенности общения с каждым из типов. Что касается акцентуаций характера, то мы используем тест Шмишека. По этой методике определяются десять акцентуаций: гипертимный, застревающий, эмотив-ный, педантичный, тревожный, циклотимный, демнстративный, возбудимый, дистимический, экзальтированный. Слушателям объясняются особенности акцентуированных типов, рисунок поведения акцентуантов. В последнее время широко распространена так называемая оперативная психодиагностика психологических типов, которая основывается на теории семи радикалов В.В. Пономаренко [14]. Популяризацию данная теория получила у профайлеров - людей, профессионально владеющих оперативной психодиагностикой. Так, Евгений Спирица [15] в своих книгах также излагает и расширяет теорию семи радикалов. Выделяются следующие радикалы: истероидный, эпилептоидный, параноидный, шизоидный, гипертимный, эмотивный, астенический. Частично данные радикалы совпадают с акцентуациями характера, которые определяет тест Шмишека. В материалах по оперативной диагностике даны характеристики типов с точки зрения внешних проявлений, поведенческого рисунка, признаков лжи и т. д [16]. В интернете есть множество роликов с примерами различных психотипов. Все это позволяет так выстроить обучение, чтобы слушатели сначала определили свои акцентуации по Шмишеку, потом изучили основы оперативной психодиагностики психотипов, посмотрели видеоролики с примерами и попробовали сами определять психотипы по внешневидимым признакам и поведенческому рисунку. Таким образом, развивается аналитическая и прогностическая компетенции. Совместно с преподавателем на данном этапе также прогнозируются возможности для личностных и профессиональных изменений.
2. Этап целеполагания.
На втором этапе ставятся конкретные цели обучения. Московским университетом МВД России в связи с внесением в перечень профессий профессии «Полицейский» разработан проект федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «полицейский», и хотя он так и остался проектом, приведем
здесь часть списка общекультурных компетенций, которыми, по мнению авторов проекта, должен обладать полицейский:
«ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач, исходя из цели и задач, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию и, по согласованию с руководителем, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность результаты своей работы.
ОК 4. Проявлять психологическую устойчивость в сложных экстремальных ситуациях, предупреждать и положительно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности, пользоваться приемами саморегуляции поведения.
ОК 5. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Позитивно выстраивать отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 8. Устанавливать психологический контакт с окружающими» [17].
Мы тоже считаем, что развивать в первую очередь у полицейских нужно именно эти компетенции.
Сотрудник, по сути, должен создать цель-образ «Я - эффективный сотрудник», спроектировать себя в деятельности полицейского. А преподаватель, соответственно, ставит перед собой цель создания педагогических условий для того, чтобы сотрудник в процессе обучения достиг данного образа.
3. Этап технологического планирования
На этапе планирования определяются тактические приемы проведения психологического практикума. То есть предполагается, какие средства, формы и методы обучения и в каком порядке будут применены для достижения результатов. А также учитывается содержательный компонент - каким содержанием процесс обучения наполняется. То есть выстраивается сама технология.
Библиографический список
Прописывая планы семинарских и практических занятий, необходимо применять различные формы, методы и средств обучения на каждом занятии. Причем, обучаемые должны быть в начале каждого занятия ознакомлены с планом, чтобы, в свою очередь, продуктивно организовать свою деятельность, что будет развивать компетенцию планирования.
4. Этап определения критериев и оценок.
На этапе определения критериев и оценок организуется фонд оценочных средств: разрабатываются проверочные задания, выполнение которых отражает степень сформированности компетенций личностного самоуправления, а значит уровень его развития.
5. Этап контроля и систематизации результатов
На данном этапе происходит контроль целедостижения. в нашем случае определяется уровень формирования компетенций личностного самоуправления в процессе усвоения материала предмета. Успешность этапа напрямую зависит от четко определенных критериев и диагностики на начальном аналити-ко-прогностическом этапе.
6. Этап рефлексии и коррекции.
На этом этапе преподаватель рефлексирует сам и учит рефлексии обучаемых. Для слушателей акцент ставится на том, что они поняли, усвоили, получили в процессе изучения предмета. Для преподавателя важно понять, какие формы и методы лучше работают на данную аудиторию, какие еще средства привлечь, что было уместным, а что нет, какие материалы необходимо доработать, чего не хватает, а что избыточно. Для слушателей важно по завершению практикума сделать свой психологический портрет на основании результатов психологических тестов, которые они прошли. Это и будет их рефлексия. Также каждое практическое тренинговое занятие завершается «кругом рефлексии», когда слушатели, например, должны закончить предложение «Я сегодня понял....», или «Я чувствую сейчас что...».
Таким образом, наша методика организации психологического практикума со слушателями факультета профессионального обучения опирается на концепцию развития личностного самоуправления сотрудников ОВД как основы формирования профессиональной компетентности в дальнейшей деятельности. В основе тактических приемов проведения практикума лежит алгоритм личностного самоуправления.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3.
3. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275.
4. Коблов Ф.Ч. Совершенствование профессионального обучения рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел в условиях региона. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2015.
5. Мальцева О.А. Актуальные проблемы обучения сотрудников ОВД, впервые принятых на службу. Наука и практика. 2015, 4 (65): 139 - 141.
6. Рабочая учебная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования) по должности служащего «Полицейский».
7. Наливайко Н.В., Ушакова Е.В. О роли образования в обществе XXI в. Философия образования. 2010; 1 (30): 78.
8. Камашев С.В., Косенко Т.С., Наливайко Н.В., Ушаков П.В. Формирование системного мировоззрения человека для безопасности образования в условиях глобального антропного кризиса. Формирование системного мировоззрения современного человека материалы научно-практической конференции. 2017: 15 - 18.
9. Кочеров Ю.Н., Кочерова Л.А. Модульное обучение как педагогическая технология формирования профессиональных компетенций в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 286.
10. Баева Е.В. Современные тенденции и стратегии преподавания в системе повышения квалификации сотрудников ОВД. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013; 3 (54): 24 - 27.
11. Базулина А.А. Личностно-развивающий подход к повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел: автореферат дис. ... канд. пед. н. Великий Новгород, 2012.
12. Бурцева Е.В. Развитие личностного самоуправления сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования. Хабаровск, 2016.
13. Основы психологии: Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 2-е, доп. и переработ. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
14. Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»): психологический практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
15. Спирица Е. Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца. Санкт-Петербург, 2017.
16. Кудин В.А., Статный В.М. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: от теории и методологии к практике. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013; 3 (59).
17. Available at: https://минобрнауки.рф/документы/3082/файл/1784/13.02.19-Проект_ФГОС_НПО-02-Полицейский.pdf
References
1. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ.
2. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 2011 g. № 342-FZ.
3. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii podgotovki kadrov dlya zamescheniya dolzhnostej v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii». Prikaz MVD Rossii ot 5 maya 2018 g. № 275.
4. Koblov F.Ch. Sovershenstvovanie professional'nogo obucheniya ryadovogo i mladshego nachal'stvuyuschego sostava organov vnutrennih del v usloviyah regiona. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2015.
5. Mal'ceva O.A. Aktual'nye problemy obucheniya sotrudnikov OVD, vpervye prinyatyh na sluzhbu. Nauka ipraktika. 2015, 4 (65): 139 - 141.
6. Rabochaya uchebnaya programma professional'nogo obucheniya (professional'noj podgotovki lic ryadovogo i mladshego nachal'stvuyuschego sostava, vpervye prinimaemyh na sluzhbu v organy vnutrennih del (na baze srednego obschego obrazovaniya) po dolzhnosti sluzhaschego «Policejskij».
7. Nalivajko N.V., Ushakova E.V. O roli obrazovaniya v obschestve HXI v. Filosofiya obrazovaniya. 2010; 1 (30): 78.
8. Kamashev S.V., Kosenko T.S., Nalivajko N.V., Ushakov P.V. Formirovanie sistemnogo mirovozzreniya cheloveka dlya bezopasnosti obrazovaniya v usloviyah global'nogo antropnogo krizisa. Formirovanie sistemnogo mirovozzreniya sovremennogo cheloveka materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 15 - 18.
9. Kocherov Yu.N., Kocherova L.A. Modul'noe obuchenie kak pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya professional'nyh kompetencij v professional'noj podgotovke sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 286.
10. Baeva E.V. Sovremennye tendencii i strategii prepodavaniya v sisteme povysheniya kvalifikacii sotrudnikov OVD. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah, 2013; 3 (54): 24 - 27.
11. Bazulina A.A. Lichnostno-razvivayuschij podhod k povysheniyu kvalifikacii sotrudnikov organov vnutrennih del: avtoreferat dis. ... kand. ped. n. Velikij Novgorod, 2012.
12. Burceva E.V. Razvitie lichnostnogo samoupravleniya sotrudnikov organov vnutrennih del v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Habarovsk, 2016.
13. Osnovy psihologii: Praktikum. Red.-sost. L.D. Stolyarenko. Izd. 2-e, dop. i pererabot. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2001.
14. Ponomarenko V.V. Prakticheskaya harakterologiya s 'elementami prognozirovaniya i upravleniya povedeniem (metodika «sem' radikalov»): psihologicheskij praktikum. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
15. Spirica E. Psihologiya lzhi i obmana. Kak razoblachit' lzheca. Sankt-Peterburg, 2017.
16. Kudin V.A., Statnyj V.M. Profajling v deyatel'nosti organov vnutrennih del: ot teorii i metodologii k praktike. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2013; 3 (59).
17. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty/3082/fajl/1784/13.02.19-Proekt_FGOS_NPO-02-Policejskij.pdf
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
METHODICAL BASES OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT THE CONTESTS AMONG SCHOOL STUDENTS IN LAW. In the article, taking into account the urgency of a problem of legal education and development of legal culture of the younger generation, the importance of forming active life position of young people is stated. The work describes didactic goals and objectives of the all-Russian Olympiad in law; methodical recommendations on the organization and conduct of the school stage of the Olympiad. The author concludes that there is a need for technology training participants for the Olympics. General interest in the subject and predictable activity schoolchildren at 8-11 grades provide the best mass participation. But the quality of the responses to the assignments of all stages of the Olympics can be guaranteed only by a system operation. In the process of making homework and the studies of students in a classroom, it is important to consider all job types that are used in subject contests.
Key words: civil position, legal culture, law.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail:[email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ
В статье, учитывая актуальность проблемы правового просвещения и развития правовой культуры подрастающего поколения, обоснована значимость вопроса формирования активной жизненной позиции молодёжи. В ней описаны дидактические цели и задачи всероссийской олимпиады школьников по праву; даны методические рекомендации по организации и проведению школьного этапа олимпиады. Автор делает вывод о том, что необходима технология подготовки участников к олимпиаде. Наличие общего интереса к предмету и предсказуемая активность школьников 8 - 11 классов обеспечивают массовость участия. Но качество ответов на задания всех этапов олимпиады может быть гарантировано только наличием системы работы. В процессе подготовки школьников, изучения предметного материала на уроках важно учитывать все типы заданий, которые используются в предметных олимпиадах.
Ключевые слова: гражданская позиция, правовая культура, право.
Всероссийская олимпиада школьников по праву - шаг к повышению уровня гражданского самосознания, формированию активной жизненной позиции молодёжи, ее правовой культуры. Олимпиада проводится не только для того, чтобы каждый из участников мог в полной мере раскрыть свои таланты и способности в изучении права, сделать правильный выбор жизненного пути, но и для получения правовых знаний, которые пригодятся любому молодому человеку независимо от того, какую профессию он выберет в будущем.
Цели правовой олимпиады школьников определены следующим образом: стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению права; анализ уровня подготовленности, широты кругозора и мышления таких учащихся; накопление научно-методического опыта по развитию правового образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах; содействие обмену опытом учебной работы по праву между педагогами; подготовка аналитических матери-
алов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.
В соответствии с обозначенными целями организация школьного тура олимпиады требует внимания с точки зрения обеспечения нормативной базы и решения организационных вопросов. Для правовой олимпиады качественная проработка нормативно-правовых документов особенно важна, т.к. позволяет не только говорить о праве как предмете, выявлять академическую успешность учащихся, но и показывает, как должны выглядеть локальные нормативные акты, как можно ими пользоваться (особенно в спорных ситуациях, в ходе апелляций и т. д.). Кроме того, организация школьного этапа олимпиады делает необходимым разработку заданий тура и обеспечение открытости процедуры оценивания результатов, привлечение для этого учителей-практиков. С этих позиций обратимся к практике организации и обозначим те ресурсы, которые могут быть привлечены для проведения олимпиад в школах. Обобщая первые разработки и возникшие трудности,