ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK AS MEANS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL QUALITIES OF THE IDENTITY OF THE POLICE OFFICER IN MODERN CONDITIONS
УДК 159.9
В.О. ЧЕРНАКОВ
(Академия управления МВД России, Россия, г. Москва) [email protected]
VENIAMIN.O. CHERNAKOV
(Academies of management Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia)
В.В. ШАХОВ,
кандидат исторических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
VYACHESLAV V. SHAKHOV,
Candidate of Historical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье поднимается проблема совершенствования технологий, форм, средств и методов индивидуальной воспитательной работы, проводимой с сотрудниками органов внутренних дел, в контексте повышения качества реализуемых ими социальных функций. Приводятся различные подходы исследователей к анализу и оценке данного процесса. Предлагаются правовые, организационные и методические направления решения проблемы повышения результативности воспитательного воздействия.
Воспитательная работа в органах внутренних дел представляет собой весьма специфическую сферу деятельности, заслужившую особое внимание как со стороны ученых-теоретиков, так и практиков, обеспечивающих реализацию данного направления в служебных подразделениях органов внутренних дел. Практика показывает, что именно в рамках данного воспитательного процесса происходит возникновение, изменение или преобразование определенных качеств, применяемых в профессиональной деятельности.
Индивидуальная воспитательная работа в правоохранительных органах имеет решающее значение. На ее основе осуществляется прямое взаимодействие между руководителем и подчиненным. Это позволяет осуществлять выполнение служебных задач с учетом особенностей сотрудников. Оценка эффективности проведения воспитательной работы - важный фактор, являющийся, как правило, показателем эффективности работы руководителя в рамках проводимой им кадровой политики.
Ключевые слова: морально-психологические качества, девиантное поведение, кадровый потенциал, социальный эффект.
Для цитирования: Чернаков В.О., Шахов В.В. Индивидуальная воспитательная работа как средство формирования и развития социальных качеств личности сотрудника полиции в современных условиях // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3. С. 45-48.
Abstract: in article the problem of improvement of technologies, forms, means and methods of the individual educational work which is carried out with staff of bodies of internal affairs, in the context of improvement of quality of the social functions realized by them rises. Various approaches of researchers to the analysis and assessment of this process are given. The legal, organizational and methodical directions solutions of the problem of increase in effectiveness of educational influence are proposed.
Educational work in law-enforcement bodies, represents very specific sphere of action which deserved special attention as from scientists-theorists, and practicians providing realization of this direction in office divisions of law-enforcement bodies. Practice shows that within this educational process there is an emergence, change or transformation of the certain qualities applied in professional activity.
Individual educational work in law enforcement agencies is crucial. On its basis direct interaction between the head and the subordinate is carried out. It allows to carry out performance of office tasks taking into account features of employees. Assessment of efficiency of carrying out educational work - the important factor which is, as a rule, an indicator of overall performance of the head within the personnel policy pursued by it.
Keywords: moral and psychological qualities, deviant behavior, personnel potential, social effect.
For citation: Chernakov V.O., Shakhov V.V. Individual educational work as means of formation and development of social qualities of the identity of the police officer in modern conditions // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 3. P. 45-48.
Воспитание в общем смысле представляет собой процесс передачи ценностей, опыта и норм от одного поколения к другому [4, с. 133]. В данном контексте прослеживается некоторое смешение функций процессов воспитания и социализации. Если подходить к определению понятия «воспитание» более конкретно, то его можно рассматривать как особую совместную организованную деятельность воспитателей и воспитуемых по осуществлению ряда общих целей при определенных условиях1.
Воспитательная работа в органах внутренних дел представляет собой весьма специфическую сферу деятельности, заслужившую особое внимание как со стороны ученых-теоретиков, так и практиков, обеспечивающих реализацию данного направления в служебных подразделениях органов внутренних дел.
Так, X.X. Лойти, В.М. Шамаров трактуют понятие «воспитательная работа в органах внутренних дел» как целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников ОВД высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, готовности к выполнению служебных задач [7, с. 128]. Подобные формулировки данного понятия встречаются в трудах Н.В. Бордовского, А.А. Реана. Они отмечают, что воспитание представляет собой преобразование человека или группы людей2.
Как известно, профессиональную деятельность сотрудников ОВД отличает детальная регламентация всех ее направлений, в том числе и процесса воспитания сотрудников.
Согласно Приказу МВД России от 1 февраля
1 Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д. Си-моненко. - М.: Вента-Граф, 2007. - 368 с.
2 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. - Санкт-Петербург, 2008. - 304 с.
2007 г. №120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» приобретение сотрудником ОВД совокупности гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности выступает в качестве одной из основных задач системы воспитательной работы.
Как отмечает в своей работе «Этнопедагоги-ческий аспект воспитания молодого поколения» З.И. Дадова, современные социальные тенденции обусловливают необходимость поиска более действенных средств, применяемых в процессе воспитания [2, с. 90-92].Практика показывает, что проведение индивидуально-воспитательной работы в ОВД является наиболее эффективным средством воспитательного воздействия.
В качестве основных задач индивидуальной воспитательной работы выступают:
1. Отображение в сознании сотрудников важности и необходимости соблюдения Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов.
2. Воспитание чувства уважения к своей профессиональной деятельности.
3. Развитие устойчивых нравственно-психологических качеств.
4. Формирование благоприятной атмосферы в служебном коллективе.
5. Предотвращение профессиональной деформации сотрудников.
Нельзя не согласиться с мнением Е.В. Пени-онжек, считающей, что от качества проведения индивидуальной воспитательной работы в ОВД зачастую зависит результат формирования личности сотрудника [6, с. 32-36]. Практика показывает, что именно в рамках данного воспитательного процесса происходит возникновение, изменение или преобразование определенных качеств, применяемых в профессиональной деятельности.
Для качественного осуществления индивидуальной воспитательной работы в ОВД необходимо:
1. Детально изучить личностные особенности каждого сотрудника.
2. Определить модель рационального использования трудовых ресурсов сотрудников в служебном коллективе.
3. Содействовать адаптации сотрудника к деятельности в рамках предъявляемых требований.
4. Предупреждать возникновение девиантного поведения сотрудников ОВД.
В служебном коллективе ведущая роль по проведению индивидуальной воспитательной работы, как правило, отводится руководителю, поскольку изучение особенностей каждого сотрудника способствует повышению эффективности деятельности подразделения в целом. Существуют различные мнения относительно того, какими сведениями о сотруднике должен владеть руководитель. Но, как правило, выделяют знания о семье сотрудника, школьных годах, работе в прежнем коллективе, месте жительства, особенностях семейных взаимоотношений, степени физического развития. Стоит четко понимать, что изучение качеств личности сотрудника ОВД должно проводиться целенаправленно, в рамках системного подхода.
В ходе проведения воспитательной работы у руководителя происходит формирование собственной технологии и методических принципов воспитания, которые должны выстраиваться в зависимости от следующих положений:
1. Отношение к воспитанию как к специфическому явлению.
2. Формирование у сотрудника комплекса нравственных и профессиональных качеств с помощью привлечения знаний из самых различных сфер общественной жизни.
3. Обладание определенным «уникальным» стилем проведения воспитательной работы.
В проведении индивидуальной воспитательной работы важную роль играет личный пример руководителя. Широко известно высказывание К.Д. Ушинского, который был убежден, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
С позиций справедливости можно отметить, что именно личный пример наделяет правомочием оказывать воспитательное воздействие на других. В ином случае сама логика процесса воспитания нарушается. Если требования, предъявляемые руководителем, идут вразрез с его поведением, непроизвольно возникает недоверие по отношению к нему. Каждый руководитель обладает определенным стилем руководства, но при различии в методах управления, каждому руководителю
необходимо научиться сочетать целесообразную требовательность с чувством уважения к человеческому достоинству, доброжелательным отношением к сотруднику, стремлением оказать помощь в решении различных проблем.
В настоящее время активно применяется оценка эффективности работы, проводимой органами внутренних дел, в том числе это затрагивает и воспитательную работу. Как показывает сложившаяся практика, оценка эффективности индивидуальной воспитательной работы определяется отношением достигнутых в ходе управления результатов к затраченным на это ресурсам. По нашему мнению, применение подобной оценочной системы не всегда отражает объективную действительность.
При рассмотрении обозначенного вопроса нельзя не согласиться с мнением А.Р. Манукян, которая отмечает, что основу оценки результатов деятельности лиц, ответственных за воспитание сотрудников, должны составлять объективные показатели [5, с. 79-81]. В данном контексте целесообразно рассматривать степень участия руководителя (воспитателя) в процессе удовлетворения индивидуальных, профессиональных, психологических потребностей сотрудников.
В п. 6.2 Концепции кадровой политики МВД Российской Федерации в органах внутренних дел обозначено, что в основе работы с личным составом лежит грамотное использование трудовых ресурсов. Поэтому считаем, что степень реализации данного нормативного положения в отдельно взятом коллективе может служить одним из показателей эффективности индивидуальной воспитательной работы.
Оценка эффективности воспитательной работы неразрывно связана с социальным эффектом от данной деятельности. В каждом конкретном случае социальный эффект можно расценивать как результат достижения целей индивидуальной воспитательной работы, при условии реализации компетентностного подхода к оценке уровня подготовленности кадрового потенциала. Ориентация процесса воспитания полицейских на абсолютные ценности (добро, долг, честь, справедливость, любовь, милосердие, истина и др.) непременно будет способствовать более качественному выполнению сотрудником своей социальной миссии, следствием чего станет рост уровня доверия граждан, общественная поддержка, формирование позитивного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, являющегося в соответствии с Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №Э-ФЗ, «одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции»3.
3 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №Э-ФЗ // Российская газета. 2011. № 25.
Таким образом, рассмотрев основные аспекты проведения индивидуального воспитания в ОВД, можем сделать ряд выводов.
Индивидуальная воспитательная работа в правоохранительных органах имеет решающее значение. На ее основе осуществляется прямое взаимодействие между руководителем и подчиненным. Это позволяет осуществлять выполнение служебных задач с учетом особенностей сотрудников. Причем когда имеет место положительная педагогическая практика руководителя, происходит активное формирование четкой жизненной позиции сотрудников, позволяющей им адекватно воспринимать происходящие в обществе и государстве социально-экономические и политические события.
Оценка эффективности проведения воспитательной работы - важный фактор, являющийся, как
правило, показателем эффективности работы руководителя в рамках кадровой политики. При этом, на наш взгляд, существуют некоторые недоработки в данной оценочной системе. Они выражаются в недостатке ее правовой регламентации, а также необъективности некоторых оценочных критериев.
Важным аспектом воспитательной работы является повышение ее социальной эффективности. По нашему мнению, ее можно достичь путем совершенствования методического обеспечения, использования опыта прошлых лет, оптимизации процесса принятия управленческих решений, внедрения инновационных форм и методов воспитательной работы, отвечающих современным требованиям общества и государства к качеству решения задач правоохранительной деятельности.
Литература
1. Воробьев И.Ю. Инновационные педагогические технологии профессионального воспитания сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1 (60). С. 72-75.
2. Дадова З.И. Этнопедагогический аспект воспитания молодого поколения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 90-92.
3. Евтихова О.В., Жильцов А.В. Структурная модель профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №4 (67). С. 7-10.
4. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии: методическое пособие. - Москва: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. 133 с.
5. Манукян А.Р. Актуальные вопросы индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками полиции // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 79-81.
6. Пенионжек Е.В. Факторы развития личности в рамках индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1 (60). С. 32-36.
7. Шамаров В.М., Лойт X.X. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел / под ред. А.А. Прошина. - Москва: УВР ГУК и КП МВД России, Академия управления МВД России, 2000. - 128 с.
8. Зиянгирова Д.Р. Развитие профессионально-значимых качеств сотрудника ОВД в процессе обучения в вузе / Деятельность полиции и права человека: материалы всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. - Санкт-Петербург, 2013. С. 54-55.
9. Хадиков Р.Ш. Организационно-педагогические условия развития личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД и их реализация в системе первоначального обучения // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 270.
10. Шаламов В.В., Поляков Д.И. Изучение профессионально важных качеств сотрудников подразделений ОВД // Правоохранительные органы: теория и практика. 2013. № 2. С. 119-121.
= References =
1. Vorob'ev I.Yu. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii professional'nogo vospitaniya sotrudnikov OVD // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2015. №1 (60). S. 72-75.
2. Dadova Z.I. Ehtnopedagogicheskij aspekt vospitaniya molodogo pokoleniya // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. № 5. S. 90-92.
3. Evtihova O.V., Zhil'cov A.V. Strukturnaya model' professional'no-upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelya podrazdeleniya organov vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016. №4 (67). S. 7-10.
4. Individual'naya vospitatel'naya rabota v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii s ispol'zovaniem metodov prakticheskoj psihologii: metodicheskoe posobie. - Moskva: CliNMOKP MVD Rossii, 2000. 133 s.
5. Manukyan A.R. Aktual'nye voprosy individual'noj vospitatel'noj raboty s sotrudnikami policii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 10. S. 79-81.
6. Penionzhek E.V. Faktory razvitiya lichnosti v ramkah individual'noj vospitatel'noj raboty s sotrudnikami OVD // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2015. №1 (60). S. 32-36.
7. Shamarov V.M., Lojt X.X. Vospitatel'naya rabota s lichnym sostavom organov vnutrennih del / pod red. A.A. Proshina. - Moskva: UVR GUK i KP MVD Rossii, Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2000. - 128 s.
8. Ziyangirova D.R. Razvitie professional'no-znachimyh kachestv sotrudnika OVD v processe obucheniya v vuze / Deyatel'nost' policii i prava cheloveka: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastyah. - Sankt-Peterburg, 2013. S. 54-55.
9. Hadikov R.SH. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya lichnostno-professional'nyh kachestv sotrudnikov OVD i ih realizaciya v sisteme pervonachal'nogo obucheniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. № 1 (68). S. 270.
10. Shalamov V.V., Polyakov D.I. Izuchenie professional'no vazhnyh kachestv sotrudnikov podrazdelenij OVD // Pravoohranitel'nye organy: teoriya i praktika. 2013. № 2. S. 119-121.
(статья сдана в редакцию 06.08.2018)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 3'18
48