Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая компетентность сотрудников органов внутренних дел'

Профессионально-педагогическая компетентность сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / AN EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Ольга Владимировна

Анализируются понятие и элементы профессионально-педагогической компетентности сотрудников органов внутренних дел. Определено, что данная компетентность является одним из аспектов профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and pedagogical competence of police officers

The article analyzes the concept and elements of the professional-pedagogical competence of employees of internal Affairs bodies. Determined that this competence is one aspect of professional readiness of the bodies of internal Affairs to implement the operational objectives of law enforcement.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая компетентность сотрудников органов внутренних дел»

experience of introduction of innovative technologies: materials of scientific-practical conference / ed. ed. by E.A. Smirnova, M.A. Chirkalin. Kolomna: State socio-humanitarian University, 2015. 324 p. P. 59—63.

8. The labor market: the textbook / Under. edited by Professor V.S. Bulanov, prof. Volgina. 2-e Izd., Rev. M.: Exam, 2003.

9. The evaluation of the benefits to society from higher education system // Economy of education. 2002. No. 3. P. 67.

10. Sinitskaya N.I. Education as a factor in the quality of human potential of region // Economy of education. 2004. No. 1. P. 50.

11. Code of the Russian Federation on education // Teachers newspaper from 06.07.2012.

УДК 378 ББК 74.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА КУРБАТОВА,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются понятие и элементы профессионально-педагогической компетентности сотрудников органов внутренних дел. Определено, что данная компетентность является одним из аспектов профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая компетентность; коммуникативная компетентность; сотрудник органов внутренних дел; правоохранительная деятельность.

Abstract. The article analyzes the concept and elements of the professional-pedagogical competence of employees of internal Affairs bodies. Determined that this competence is one aspect of professional readiness of the bodies of internal Affairs to implement the operational objectives of law enforcement.

Keywords: pedagogical competence; communicative competence; an employee of internal Affairs bodies; law enforcement.

Деятельность органов внутренних дел, бесспорно, педагогически ориентирована. Социально-педагогическое влияние на население происходит при каждом контакте с гражданами, осуществлении правового воспитания, организации работы по профилактике правонарушений, общении сотрудников в служебных коллективах и др. Таким образом, решение в том числе педагогических задач в деятельности сотрудников органов внутренних дел способствует достижению главной профессиональной цели — защиты личности, общества, государства. Большое внимание в процессе своей профессиональной деятельности сотрудники органов вну-

тренних дел уделяют правовому воспитанию, необходимость которого обусловлена слабым уровнем правосознания в обществе.

Эти обстоятельства требуют высокого уровня профессионально-педагогической компетентности каждого сотрудника органов внутренних дел.

Разберемся, что понимается под педагогической компетентностью.

Так, Сластенин В.А. под педагогической компетентностью понимает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Готовность раскрывается через структуру педагогических умений (аналити-

ческих, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных, ориентационных, коммуникативных и др.) [1].

Митина Л.М. в понятие «педагогическая компетентность» включает «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности» [2].

Епишева О.Б. и Трушников Д.Ю. под педагогической компетентностью понимают знания и умения: педагогического общения и воздействия на учащихся (коммуникативной деятельности); поведения в конфликтных ситуациях; работы с педагогической информацией; дидактических закономерностях обучения и способов выполнения педагогической деятельности; использования педагогических инноваций и др. [3].

Серебровская Т.Б. в своем диссертационном исследовании отмечает, что профессионально-педагогическая компетентность — это интерактивная совокупность качеств специалиста, отражающая уровень его личностного, социально-нравственного опыта, готовность к развитию и совершенствованию профессиональной деятельности, осознанное владение языковыми средствами выражения смысловых отношений [4, с. 9].

Доктор педагогических наук, профессор Бо-рытко Н.М. определяет педагогическую компетентность как способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития [5].

Педагогическую компетентность сотрудника органов внутренних дел необходимо рассматривать как системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств сотрудника, позволяющих эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование сотрудника органов внутренних дел.

Рассматриваемая компетентность охватывает такие компетенции, как:

1. Когнитивно-педагогическую (работа с формами и методами профилактико-педагогической работы).

Формами профессионально-педагогической деятельности, включающей профилактическую педагогическую работу, являются общая и индивидуальная профилактика правонарушений, методами — профилактическая беседа, официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения, информирование о причинах и условиях противоправного поведения, социальная реабилитация и социальная адаптация некоторых категорий граждан, например, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлен административный надзор;

2. Конструктивно — воспитательную, которая включает такие элементы как: планирование, прогнозирование, программирование профилактической работы. При этом, как отмечает Бондарев П.И., планирование в значительной степени предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы [6, с. 47];

3. Коммуникативную.

В научной литературе особое внимание уделяется коммуникативным способностям отдельных сотрудников органов внутренних дел, например, оперативных сотрудников полиции, участковых оперуполномоченных, руководителей, сотрудников подразделений охраны общественного порядка (инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудников подразделений патрульно-постовой службы полиции, сотрудников подразделений организации охраны и конвоирования) [7].

Предупредительный характер деятельности органов внутренних дел усиливает значимость коммуникативной компетентности сотрудника как способности к эффективному использованию общения (коммуникации как одной из его сторон) в достижении профессиональной цели. При этом общение выступает не как обычная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная, деятельностная.

В научной литературе коммуникативную компетентность рассматривают как: • сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать прояв-

ления межличностных отношений, выбирать и реализовывать оптимальные способы общения с окружающими [8];

• профессионально-личностное качество, интегрирующее профессиональные знания, умения и ценности, определяющие готовность к решению служебно-должностных задач позитивного взаимодействия с населением в целях обеспечения правопорядка [9];

• способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса [10];

• конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых специалистом в процессе профессиональной деятельности, обучения и самообучения [11,

с. 26];

4. Оценочно-регулятивную (умение оценивать и регулировать профилактический педагогический аспект правоохранительной деятельности, что функционально значимо в их профессиональном общении).

По мнению Введенского В.Н., регулятивная компетентность характеризует наличие умений управлять собственным поведением и деятельностью и включает целеполагание, планирование, мобилизацию, устойчивую активность, оценку результатов, рефлексию, нравственные ценности [12].

Попов И.О. подчеркивает, что регулятивная компетентность выражается в наличии у субъектов правоприменительной деятельности знаний, умений, навыков и профессионального опыта, которые интегрируются в системно-структурное образование, реализуемое в их способности оказывать акме-ологическое воздействие на единичный или групповой объекты в профессиональных целях [13, с. 3].

Ляпин А.И. в своем диссертационном исследовании отмечает, что профессионально-педагогическая компетентность сотрудника органов внутренних дел реализуется через следующие функции [14, с. 19]:

1) информационно-коммуникативную, которая связана с созданием необходимого информационного потока в процессе взаимоотношений, обуславливает развитие социально значимых связей в

коллективе, включает умения четко и ясно излагать свои мысли, поддерживать беседу, передавать рациональную и эмоциональную информацию;

2) аналитико-конструктивную — обеспечивает овладение знаниями, необходимыми для выполнения данного вида деятельности, способность к оценке обстановки, принятие решений, анализ труда и его результатов, способность к планированию труда и его результатов, составляет основу системности всех проводимых мероприятий;

3) деятельностно-регулятивную — включает организацию исполнения управленческих решений, обеспечивает корректировку труда, состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих к продуктивному выполнению обязанностей и социально-ценностных функций в коллективе;

4) формирующе — развивающую — состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у работников трудовых коллективов социально-ценностных характеристик, а также продуктивную реализацию их творческого потенциала в трудовой деятельности;

5) профилактико-воспитывающую, которая заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера работника в интересах формирования и развития социально — ценностных образований.

Таким образом, можно утверждать о значимости для сотрудников органов внутренних дел знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций в педагогической области, в связи с чем возникает очевидная потребность правоохранительной практики в подготовке соответствующих специалистов.

Литература

1. Вдовина С.А. Профессионально-педагогическая компетентность и ее структура. // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца. Материалы международной научно-практической конференции (1—2 июня 2009 г., г. Пермь). Ч. 1. / Под ред. Л.А. Косолаповой, Н.Г. Липкиной, Г.В. Похмелкиной, Перм. гос. пед.

ун-т. Пермь: ПГПУ, 2009 // URL: http://shvarts.pspu.ru/ sbornik_konf_list_31.html (дата обращения 25.06.2016).

2. Зотов А.А., Бунин С.В., Беловолова С.П. Понятие военно-педагогической компетентности и особенности ее формирования у будущих офицеров. // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 131.

3. Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. Учебное пособие. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. 124 с.

4. Серебровская Т.Б. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. ... канд.пед. наук. Оренбург, 2006. 194 с.

5. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября. URL: <http://www. eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm>

6. Бондарев П.И. Планирование воспитательной деятельности в учреждениях образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Выпуск 43-2. Т. 17. С. 47—49.

7. Психология профессионального общения оперативных сотрудников полиции с гражданами: учебное пособие. М.: ООО «Изд-во «Юнити-Дана». 2013. 127 с.;МартиросоваН.В. Расстановка кадров в подразделениях охраны общественного порядка на основе компетентностного подхода // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2. С. 16—18; Човдырова Г.С. Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных сотрудников полиции для общения с гражданами // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1. С. 38—43; Кораблев С.Е. Специфика речевого воздействия в профессиональной коммуникации сотрудника правоохранительных органов на примере участковых уполномоченных милиции // Вестник Воронежского института МВД России. 2008. № 2. С. 67—71; Борисова С.Е. Коммуникативная компетентность инспекторов ДПС ГИБДД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3. С. 6—8; Потлачук Н.В. Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции: автореферат дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2008. 21 с.; Коновалова Т.Ю. Социально-психологическая компетентность руководителей отделов внутренних дел и методы ее развития: автореф. дис. ... канд. псих.

наук. М., 2004. 25 с.; Кочесокова З.Х., Машекуаше-ва М.Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 4. С. 167—168; Потлачук Н.В. Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 49. С. 171.

8. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб пособие. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. с. 30; Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: учебно-практическое пособие в 5-ти ч. / Под ред. А.Ф. Дунаева, А.С. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», Научно-методический центр юридической и психолого-педагогической подготовки «Инновация», 1993. Ч. 5. с. 72.

9. Попова Е.А., Белоновская И.Д. Развитие социально-коммуникативной компетентности будущих сотрудников полиции: педагогическая модель и СМАРТ-реализация // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. иИ!: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=14569 (дата обращения: 18.06.2016).

10. Потлачук Н.В. Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 49. С. 171; Шашкин Н.Г. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. с. 7.

11. Кискина Е.Е. Психологическая компетентность как фактор успешной деятельности судебного эксперта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2. С. 25—27.

12. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. 2003. № 10. С. 51—55.

13. Попов И.О. Развитие регулятивной компетентности субъектов право-применительной деятельности: автореф. дисс.... к. псих.н. М., 2009. 25 с.

14. Ляпин А.И. Формирование профессионально-педагогической ком-петентности курсантов об-

разовательных учреждений МВД России: авто-реф. дисс. ... к.пед. н. М., 2010. 24 с.

References

1. Vdovina S.A. Professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' i ee struktura. // Sovremennye napravleniya razvitiya pedagogicheskoj mysli i pedagogika I.E. SHvarca. Materialy mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (1—2 iyu-nya 2009 g. Perm'). CHast' 1. / Pod red. L.A. Koso-lapovoj, N.G. Lipkinoj, G.V. Pohmelkinoj, Perm. gos. ped. un-t. Perm': PGPU, 2009 // URL: http://shvarts. pspu.ru/sbornik_konf_list_31.html (data obrashcheniya 25.06.2016).

2. Zotov A.A., Bunin S.K, Belovolova S.P. Ponyatie voenno-pedagogicheskoj kompetentnosti i osobennosti ee formirovaniya u budushchih oficerov. // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 1. S. 131.

3. Episheva O.B., Trushnikov D.Yu. Innovacionnye processy v obrazovanii. Uchebnoe posobie. Tyumen': TyumGNGU, 2010. 124 s.

4. Serebrovskaya T.B. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti budushchego uchitelya inostrannogo yazyka: dis. . k.ped.n. Orenburg, 2006. -194 s.

5. Borytko Ж.М Professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' pedagoga // Internet-zhurnal «EHjdos». 2007. 30 sentyabrya. URL: <http:// www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm>.

6. Bondarev P.I. Planirovanie vospitatel'noj deyatel'nosti v uchrezhdeniyah obrazovaniya // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2007. Vypusk 43-2. Tom 17. S. 47—49.

7. Psihologiya professional'nogo obshcheniya operativnyh sotrudnikov policii s grazhdanami: uchebnoe posobie. M.: OOO «Izd-vo «YUniti-Dana», 2013. 127 s.; Martirosova N.V. Rasstanovka kadrov v podrazdeleniyah ohrany obshchestvennogo poryadka na osnove kompetentnostnogo podhoda // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2013. № 2. S. 16—18; Chovdyrova G.S. Psihodiagnostika professional'no vazhnyh kachestv operativnyh sotrudnikov policii dlya obshcheniya s grazhdanami // Psi-hopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2013. № 1. S. 38—43; Korablev S.E. Specifika rechevogo vozdejstviya v professional'noj kommunikacii

sotrudnika pravoohranitel'nyh organov na primere uchastkovyh upolnomochennyh milicii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2008. № 2. S. 67— 71; Borisova S.E. Kommunikativnaya kompetentnost' inspektorov DPS GIBDD // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2013. № 3. S. 6—8; Potlachuk N.V. Kommunikativnaya kompetentnost' sotrudnikov kriminal'noj milicii: avtoreferat dis. ... k.psih.n. SPb, 2008. 21 s.; Konovalova T.Yu. Social'no-psihologicheskaya kompetentnost' rukovoditelej otdelov vnutrennih del i metody ee razvitiya: avtoref. dis. ... k. psih. n. M., 2004. 25 s.; Kochesokova Z.H., Mashekuasheva M.H. Kommunikativnye kompetencii sotrudnikov policii kak faktor ehffektivnosti professional'noj deya-tel'nosti // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2014. № 4. S. 167—168; Potlachuk N.V. Kommunikativnaya kompetentnost' sotrudnikov kriminal'noj milicii // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. Vyp. 49. S. 171.

8. Karayani A.G., Cvetkov V.L. Psihologiya obshcheniya i peregovorov v ehkstremal'nyh usloviyah: ucheb posobie. M.: YUniti-Dana, Zakon i pravo, 2009. s. 30; Psihologiya i pedagogika v professional'noj podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del: uchebno-prakticheskoe posobie v 5-ti chastyah. / Pod red. A.F. Dunaeva, A.S. Batysheva. M.: Associaciya «Professional'noe obrazovanie», Nauchno-metodicheskij centr yuridicheskoj i psihologo-pedagogicheskoj podgotovki «Innovaciya», 1993. CH. 5. s. 72.

9. Popova E.A., Belonovskaya I.D. Razvitie social'no-kommunikativnoj kompetentnosti budushchih sotrudnikov policii: pedagogicheskaya model' i SMART-realizaciya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 5. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14569 (18.06.2016).

10. Potlachuk N.V. Kommunikativnaya kompetentnost' sotrudnikov kriminal'noj milicii. // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. Vyp. 49. S. 171; SHashkin N.G. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u budushchih sotrudnikov organov vnutrennih del v sisteme vysshego obrazovaniya: avtoref. dis. ... k.ped.n. CHeboksary, 2005. s. 7.

11. KiskinaE.E. Psihologicheskaya kompetentnost' kak faktor uspeshnoj deyatel'nosti sudebnogo

ehksperta // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2008. № 2. S. 25—27.

12. Vvedenskij V.N. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. // 2003. № 10. S. 51—55.

13. Popov I.O. Razvitie regulyativnoj kompetentnosti sub"ektov pravo-primenitel'noj

deyatel'nosti: avtoref. dis. ... k. psih. n. M., 2009. 25 s.

14. Lyapin A.I. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kom-petentnosti kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: avtoref. dis. ... k.ped. n. M., 2010. 24 s.

УДК 37.01 ББК 74

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ В РУССКОЙ АРМИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XX В.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,

Московский гуманитарный университет, кандидат педагогических наук

E-mail: v...pashkov@maiLru

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы

АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А. Ситаров

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Кратко излагаются особенности духовных руководителей армии и флота, отмечаются их основные заслуги перед воинами и государством. Дается характеристика сравнения духовного положения священнослужителей по отношению к воинским званиям.

Ключевые слова: воины, священнослужители, духовность, нравственность, воспитание, забота, героизм.

Abstract. Summarizes the features of the spiritual leaders of the army and Navy, it describes their main services to the soldiers and the state. The characteristic comparison of the spiritual situation of priests in relation to their military ranks.

Keywords: soldiers, ministers, spirituality, morality, nurturing, caring, heroism.

Армия и Церковь в России до 1917 года были государственными институтами. Как армия была государственной структурой, так и Церковь была государственной церковью, то есть в стране была тесная связь между двумя институтами. В настоящее время Русская Православная Церковь отделена от государственной власти, и Россия является демократическим секулярным государством.

У Церкви и Армии имеется общая цель — это защита Отечества. Любовь к Родине, патриотический долг, готовность принести себя в жертву во имя Отечества — это те основные принципы, на

которых основывалась Армия и проповедовала Церковь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность военного духовенства играла большую роль в формировании духовно-нравственных качеств русских воинов и воспитании высокой воинской доблести.

Священнослужители отдавали себя полностью служению воинам, с которыми по долгу своему были рядом. Без духовных пастырей не обходилось ни одно крупное сражение, и они вписали немало славных и ярких страниц в боевую историю Русской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.