Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование сотрудников полиции'

Дополнительное профессиональное образование сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / POLICE / ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ / POLICE TRAINING / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радевская Н.С., Гомов Д.Г.

Авторы отмечают в статье особые требования к сотруднику полиции в России, что обусловлено сложившейся экономической и общественно-политической обстановкой в стране и в мире. Среди причин особого отношения в подготовке полицейского подчёркивается внешняя агрессия, конфликтные ситуации у границ государства, деятельность банд-формирований, активизация преступности внутри страны. Авторами даётся анализ типичных ошибок полицейских подразделений в служебно-боевой деятельности. В статье раскрывается значимость дополнительного профессионального образования для сотрудников полиции. Описана нормативно-правовая база подготовки полицейского в системе дополнительного профессионального образования. Определены основные задачи дополнительного профессионального образования сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS

The authors of the article define special requirements for police officer in Russia, due to the current economic and political situation in the country and in the world. Among the reasons for special attitude to the training of the police staff external aggression, conflicts at the borders of the country, activities of gang bands, intensified crime in the country are emphasized. The authors perform an analysis of typical errors of the police in service and combat activities. The article reveals the importance of additional professional education for police officers. The paper also describes a statutory framework for the training of the police in the system of additional professional education. The research shows what the main tasks of the modern additional professional education of police officers are.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование сотрудников полиции»

References

1. Absalihov R.R., Krivyh S.V. Sistema didakticheskogo soprovozhdeniya razvitiya informacionnoj aktivnosti studentov vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2(57): 138 - 140.

2. Efimova G.Z., Gubin A.V. Informacionnaya aktivnost' sub'ektov innovacionnoj deyatel'nosti i analiz mer stimulirovaniya innovacionnogo razvitiya regiona (na primere Tyumenskoj oblasti). Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 8: 48 - 56.

3. Dukin R.A., Fadeeva I.M. Informacionnaya aktivnost' regiona v mediaprostranstve. Regional'naya regionology. 2015; 3.

4. Ershova I.A. Informacionnaya aktivnost' vlasti vperiod vyborov(na primere Tomskoj oblasti): Avtoreferat dissertacii ... kandidata politicheskih nauk. Ekaterinburg, 2007.

5. Haustov S.A., Papyan V.V., Moiseenko M.A., Buvakov K.V. Razrabotka 'elektronnogo resursa dlya obucheniya studentov special'nosti «Kotlo-i reaktorostroenie» teplovomu raschetu kotlov. Teplofizicheskie osnovy 'energeticheskih tehnologij: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: TPU, 2010: 338 - 343.

6. Pedagogy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. Available at: http://docs.moodle.org/21/en/Pedagogy

7. Andreev A.V., Andreeva S.V., Docenko I.B. Praktika 'elektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem MOODLE. Taganrog: Izdatel'stvo TTI YuFU, 2008.

8. Anisimov A.M. Rabota vsisteme distancionnogo obucheniya MOODLE: uchebnoe posobie. 2-e izd. ispr. i dopoln. Har'kov: HNAGH, 2009.

9. Belozubov A.V., Nikolaev D.G. Sistema distancionnogo obucheniya Moodle: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2007.

10. Gil'mutdinov A.H., Ibragimov R.A., Civil'skij I.V. 'Elektronnoe obrazovanie na platforme MOODLE. Kazan': KGU, 2008.

11. Shvecov V.I., Malkina E.V., Markova E.I. Ispol'zovanie programmnoj sistemy Moodle dlya sozdaniya 'elektronnyh uchebno-metodicheskih materialov: metodicheskaya razrabotka dlya prepodavatelej. Nizhnij Novgorod, 2011.

12. Shevchuk V.F., Isaev A.N., Gerasimova N.O. Didakticheskoe soprovozhdenie uchebnogo processa tehnicheskogo vuza v sisteme MOODLE. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina». 2012; 4-1(55): 39 - 42.

Статья поступила в редакцию 29.09.16

УДК 376

Radevskaya N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolny Institute of the Russian Academy of Education

(St. Petersburg, Russia), E-mail: nsrad@yandex.ru

Gomov D.G., Colonel of Police, Chief of Police of UMVD of Russia, Vasileostrovsky District of St. Petersburg (St. Petersburg,

Russia), E-mail: nsrad@yandex.ru

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS. The authors of the article define special requirements for police officer in Russia, due to the current economic and political situation in the country and in the world. Among the reasons for special attitude to the training of the police staff external aggression, conflicts at the borders of the country, activities of gang bands, intensified crime in the country are emphasized. The authors perform an analysis of typical errors of the police in service and combat activities. The article reveals the importance of additional professional education for police officers. The paper also describes a statutory framework for the training of the police in the system of additional professional education. The research shows what the main tasks of the modern additional professional education of police officers are.

Key words: police, police training, system of additional professional education.

Н.С. Радевская, канд. пед. наук, доц., проректор по международной деятельности и маретингу, АНО ВО «Смольный

институт Российской академии образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: nsrad@yandex.ru

Д.Г. Гомов, полковник полиции, начальник полиции УМВД России по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург, E-mail: nsrad@yandex.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Авторы отмечают в статье особые требования к сотруднику полиции в России, что обусловлено сложившейся экономической и общественно-политической обстановкой в стране и в мире. Среди причин особого отношения в подготовке полицейского подчёркивается внешняя агрессия, конфликтные ситуации у границ государства, деятельность банд-формирований, активизация преступности внутри страны. Авторами даётся анализ типичных ошибок полицейских подразделений в служеб-но-боевой деятельности. В статье раскрывается значимость дополнительного профессионального образования для сотрудников полиции. Описана нормативно-правовая база подготовки полицейского в системе дополнительного профессионального образования. Определены основные задачи дополнительного профессионального образования сотрудников полиции.

Ключевые слова: сотрудники полиции, подготовка полицейских, система дополнительного профессионального образования.

На современном этапе развития Российским государством предъявляются особые требования в обеспечении правопорядка на всей территории страны, к деятельности полицейских, а также к подготовке к этой деятельности, что обусловливается сложившейся экономической и общественно-политической обстановкой в стране и за рубежом, требующей адекватной реакции на происходящие события. Наличие внешней агрессии, деятельности банд-формирований, конфликтных ситуаций у границ государства, активизации преступности указывает на необходимость реформ в стране, в том числе в сфере подготовки кадров для полиции.

В сложившихся условиях необходим поиск рациональной организации по определению и выполнению задач подразделениями полиции России в служебно-боевой деятельности. Несмотря на значительные успехи, достигнутые органами внутренних дел в период реорганизации, направленной на повышение профессионального мастерства офицерского состава, ответственности

наблюдается значительное число просчетов и ошибок в управленческих решениях, что особенно просматривается со стороны младшего офицерского состава недавно закончившего вузы.

Анализ соответствующей литературы [1] позволил выявить типичные ошибки полицейских подразделений:

1) при уяснении задач, которые ставит вышестоящий командир;

2) в оценке обстановки, условий, в которых приходится выполнять задание;

3) в расчёте времени на выполнение задания, своих сил и средств, в процессе служебно-боевых действий;

4) в культуре работы с рабочей картой, документами командира, выяснения обстановки на местности;

5) в планировании действий в районе выполнения служеб-но-боевых задач и принятия рационального решения и т. д.

Проведённые исследования показывают, что развитие слу-жебно-боевых компетенции у полицейских зависит в значитель-

ной степени от их подготовки. К сожалению, сегодня можем говорить о недостаточной подготовке полицейских в вузах внутренних войск МВД России, что, несомненно, влияет на успешность их служебно-оперативной и служебно-боевой деятельности.

Проводимое реформирование полиции обуславливает новые задачи при подготовке курсантов в военных вузах внутренних войск МВД России, которые конкретизированы в Федеральном государственном образовательном стандарте и готовившемся профессиональном стандарте полицейского. Реформы в вузах внутренних войск МВД России предполагают улучшение показателей профессионализма специалистов МВД во всех сферах служебной деятельности.

Особенностью современного высшего профессионального образования, в том числе и в вузах внутренних войск МВД России, является ориентация на самостоятельную работу, направленность на самоуправляемый, самостоятельный познавательный труд обучающегося. В период обучения в вузе, когда закладываются основы профессионализма, должны развиваться умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности, обучающийся должен осознавать, что самостоятельная работа призвана завершить задачи всех других видов образовательного процесса. Знания и умения, не полученные собственной познавательной деятельностью, не считаются подлинным достоянием личности.

Молодой полицейский, пришедший на службу в органы внутренних дел должен понимать о необходимости дальнейшего совершенствования, быть компетентным в области решения и постановки стратегических целей и задач в процессе самообразования. Согласно воззрениям Дж. Равена в основании компетенции, лежит мотивация, что указывает на взаимосвязь компетенции с системой личных ценностей и внутренних мотивированных характеристик. Именно стимулирование мотивации побуждает обучаемого проявлять компетентность.

Анализ литературы [2] показал, что выявленная проблема требует своего решения в системе дополнительного профессионального образования полицейских. Основным нормативным документом, регламентирующим уровень профессиональной подготовки и ее повышение, является Приказ МВД РФ от 29 июня 2009 г. № 490 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" [3], который устанавливает организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.

Система профессиональной подготовки кадров МВД России включает в себя:

- раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

- специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел (центры профессиональной подготовки МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, образовательные учреждения МВД России);

- подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего образования МВД России);

- повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;

- послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);

- обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).

Система дополнительного профессионального образования для полицейских включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Цель повышения квалификации реализуется обновлением теоретических и практических знаний и умений полицейских в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Цель профессиональной переподготовки состоит в получении полицейскими дополнительных знаний, умений и навыков правоохранительной и оперативно-служебной направленности, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации сотрудников в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов [4].

Пройти повышение квалификации и профессиональную подготовку можно в Федеральном государственном казённом учреждении дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ВИПК МВД России), в котором ежегодно проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку порядка 8 000 сотрудников органов внутренних дел. Кроме традиционной тематики дополнительного образования полицейских в институте ведется обучение сотрудников ОВД по следующим актуальным направлениям:

- по противодействию организованной преступности, коррупции, терроризму и экстремизму, в том числе руководителей спецподразделений МВД России;

- специальных технических мероприятий;

- по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- полиции по охране общественного порядка;

- по пресечению незаконной (нелегальной) миграции;

- по обеспечению транспортной безопасности;

- участвующих в миротворческих миссиях;

- кадровых аппаратов и системы дополнительного профессионального образования.

Анализ специальной литературы и нормативно-правовой базы позволил определить, что основные задачи дополнительного профессионального образования сотрудников полиции заключаются:

- в подготовке квалифицированных кадров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности;

- в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России, которые регламентируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, и их практическое применение при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

- в обучении сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

- в совершенствовании навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

- в формировании профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел;

- в обучении сотрудников приёмам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;

- в выработке и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека;

- в поддержании у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

- в формировании высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков;

- в совершенствовании навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники.

Список внушительный, и понятно, что весь этот комплекс не умещается в рамки одного курса, поэтому повышение квалификации сотрудников полиции должно носить регулярный и ответственный характер.

Одной из важнейших сторон личности является её направленность, включающая мировоззрение, идеалы, убеждения, склонности, желания, влечения, потребности и ценностные ори-

ентации. Сущность направленности личности связана с мотивами его поведения, с тем, что для него имеет ценность, значение. Смысл деятельности и образа жизни человека определяется его внутренними ценностями - осознанными и неосознанными мо-

тивами. Именно поэтому немаловажная роль в дополнительном профессиональном образовании сотрудников полиции должна отдаваться, кроме профессиональной, еще и идейно-воспитательной составляющая.

Библиографический список

1. Кодзоков С.А. Учебно-методическое обеспечения развитие компетенции целеполагания курсанта вуза внутренних войск МВД России в процессе самостоятельной работы. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 [43]: 76-179.

2. Садеков Р.Р., Сенаторова О.Ю. Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов России в системе дополнительного профессионального образования, как эффективный педагогический инструмент формирования компетенций. НАУКОВЕДЕНИЕ. Интернет-журнал. 2014; Вып. 2, март - апрель. Available at: http://publ.naukovedenie.ru

3. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 29 июня 2009 г. № 490. Available at:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12068955/

4. Кривых С.В. Образование взрослых: перспективы развития. Академия профессионального образования. 2015; 10: 3 - 8.

References

1. Kodzokov S.A. Uchebno-metodicheskoe obespecheniya razvitie kompetencii celepolaganiya kursanta vuza vnutrennih vojsk MVD Rossii v processe samostoyatel'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 [43]: 76-179.

2. Sadekov R.R., Senatorova O.Yu. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov Rossii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya, kak 'effektivnyj pedagogicheskij instrument formirovaniya kompetencij. NAUKOVEDENIE. Internet-zhurnal. 2014; Vyp. 2, mart - aprel'. Available at: http://publ.naukovedenie.ru

3. Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Prikaz MVD RF ot 29 iyunya 2009 g. № 490. Available at:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12068955/

4. Krivyh S.V. Obrazovanie vzroslyh: perspektivy razvitiya. Akademiya professional'nogo obrazovaniya. 2015; 10: 3 - 8.

Статья поступила в редакцию 29.09.16

УДК 378.046.2

Kostina A.A., third-year postgraduate, Academy of Public Administration (Moscow, Russia),

E-mail: ankalexandrovna@gmail.com

ON THE QUESTION OF THE NECESSITY OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN FORMING REFLEXIVE POSITION OF FIRST-YEAR STUDENTS. The study is based on an analysis of psychological and pedagogical research literature to determine early adolescence as a sensitive period for the development of basic sociogenic potentialities of human. The importance of considering age is highlighted as for successful identity formation and productive social development. The author focuses on the fact that the training period for junior courses is suitable to form a reflective position in students from the point of view of their age specifics, because professional development includes forming an image of a future profession on the activity level and defining their attitude to professional activities. However, it is stated that first-year students are not fully capable of conscious regulation of their own behavior. The paper gives results of an ascertaining phase of the experiment to determine the level of reflexivity of first-year students. The analysis of psychological and pedagogical works help the author to prove the need of pedagogical support in formation of a reflexive position of first-year students.

Key words: pedagogical support, first-year students, psychological and pedagogical features of first-year students, reflexivity, level of reflexivity.

А.А. Костина, аспирант третьего года обучения, Академия социального управления, г. Москва,

E-mail: ankalexandrovna@gmail.com

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

В основе статьи лежит анализ психолого-педагогической литературы на предмет определения раннего юношеского возраста как сенситивного периода для развития основных социогенных потенций человека. Выделяется значимость рассматриваемого возраста как для успешного формирования личности, так и для продуктивного социального развития. Акцентируется внимание на том, что период обучения на младших курсах целесообразен для формирования рефлексивной позиции студента с точки зрения возрастных особенностей, поскольку профессиональное становление включает в себя выстраивание образа будущей профессии на деятельностном уровне и определение ценностного отношения к профессиональной деятельности. Вместе с тем указывается, что студенты-первокурсники не способны к сознательной регуляции своего поведения в полной мере. Приведены результаты констатирующего этапа эксперимента на предмет определения уровня рефлексивности студентов-первокурсников. На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического материала доказывается необходимость педагогического сопровождения формирования рефлексивной позиции студентов-первокурсников.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, студенты-первокурсники, психолого-педагогические особенности, рефлексивность, уровень рефлексивности.

Студенческий возраст - период, непосредственно связанный с высшей школой. В этот активный период происходит интенсивная работа над собой, в связи с чем К.Д. Ушинский назвал этот возраст «самым решительным» [1].

Л.Д. Столяренко дает характеристику студенчеству как особой социальной категории, которая организационно объединена высшим образованием [2]. По определению И.А. Зимней, студенчество состоит из людей, целенаправленно, планомерно овладевающих профессиональными знаниями и умениями, отличающихся достаточно высоким образовательным уровнем, более активным использованием культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3].

Сейчас студент вуза - это, в первую очередь, молодой человек, который имеет достаточный потенциал к последующему развитию, определению своего будущего. Будучи важным интеллектуальным ресурсом социума, студент-первокурсник является вчерашним школьником, не имеющий необходимого опыта, и ощущающий существенную потребность в его получении [4]. Период между окончанием школы и началом обучения в высшем учебном заведении достаточно небольшой. Именно в этот период важно внести серьезные коррективы в ранее поставленные цели, пересмотреть свои прежние привычки и манеру поведения, что в результате будет способствовать появлению новых качеств, способствующих выполнению возникших новых социальных ро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.