Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка сотрудников полиции за рубежом: особенности и тенденции развития'

Профессиональная подготовка сотрудников полиции за рубежом: особенности и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1083
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЗА РУБЕЖОМ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / POLICE OFFICERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / TRENDS AND SPECIFICS OF ORGANIZATION OF VOCATIONAL TRAINING STRUCTURE / ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЗА РУБЕЖОМ / EXPERIENCE OF TRAINING ABROAD / КАДРЫ ПОЛИЦИИ / УРОВНИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / LEVELS AND PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND STRUCTURE OF VOCATIONAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING ABROAD / POLICE CADRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закатов Виктор Владимирович

В статье изложены обоснования новой роли анализа тенденций профессиональной подготовки сотрудников полиции за рубежом с целью выявления особенностей, которые продиктованы увеличением требований к профессиональной подготовке и системам образования в контексте интернационализации деятельности структур правопорядка, а также необходимости универсализации профиля и повышения конкурентоспособности будущего сотрудника полиции в европейском и международном масштабах. В статье отражена теоретическая база исследования данного вопроса, представленная в научной и специальной литературе: затронуты вопросы регуляции основ организации и функционирования полиции зарубежных государств; сравнительный опыт проблем профессиональной подготовки кадров полиции; изучены особенности профессиональной подготовки и образования. Анализ тенденций профессиональной подготовки сотрудников полиции за рубежом производится автором исходя из новых задач полиции по вопросам обеспечения социальной и правовой безопасности, которая становится достаточно масштабной и требует постоянной рационализации профессионального и научного знания, подкрепленного продуктивным профессиональным опытом. Автор выявляет корреляцию тенденций профессиональной подготовки в зависимости от цели и задач полицейской деятельности, проявляющейся в различных аспектах. Выявлены, приведены и охарактеризованы тенденции профессиональной подготовки кадров полиции, связанные с целевыми изменениями самой полицейской деятельности, а также представлена конкретизация их целевых положений. В статье рассмотрены особенности многоуровневой организации профессиональной подготовки кадров полиции за рубежом. Выделены и охарактеризованы принципы уровневой структурной организации подготовки к будущей профессиональной деятельности в контексте изменяющихся условий деятельности полицейского. Освещены аспекты, остающиеся дискуссионно открытыми в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREPARATION OF POLICE EMPLOYEES ABROAD: PECULIARITIES AND TRENDS OF DEVELOPMENT

The article outlines the rationale for a new role in analyzing the trends in the training of police officers abroad in order to identify the features that are dictated by the increase in the requirements for training and education systems in the context of the internationalization of law enforcement structures, as well as the need for universal profile and the competitiveness of the future police officer in the European and international scale. The article reflects the theoretical basis of the research of this issue, presented in the scientific and specialized literature: the issues of the regulation of the foundations of the organization and functioning of the police of foreign states are touched upon; comparative experience of the problems of professional training of police personnel; the peculiarities of vocational training and education have been studied. The analysis of the trends in the professional training of police officers abroad is made by the author on the basis of the new tasks of the police on ensuring social and legal security, which is becoming sufficiently large and requires the constant streamlining of professional and scientific knowledge, supported by productive professional experience. The author reveals the correlation of professional training trends depending on the purpose and tasks of police activity, manifested in various aspects. The tendencies of the professional training of the police personnel related to the targeted changes in the police activity have been revealed, described and characterized, and the specificity of their targets has been presented. In the article features of the multilevel organization of professional training of police personnel abroad are considered. The principles of the tertiary structural organization of preparation for future professional activity in the context of the changing conditions of the policeman's activity are singled out and characterized. The aspects that remain controversially open at present are highlighted.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка сотрудников полиции за рубежом: особенности и тенденции развития»

педагогические науки

Закатов Виктор Владимирович ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ...

УДК 378.6.001.86(100): 351.74

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЗА РУБЕЖОМ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

© 2017

Закатов Виктор Владимирович, кандидат педагогических наук, полковник полиции, заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академия управления МВД России (125993, Россия, Москва, улица Зои и Александра Космодемьянских, 8, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье изложены обоснования новой роли анализа тенденций профессиональной подготовки сотрудников полиции за рубежом с целью выявления особенностей, которые продиктованы увеличением требований к профессиональной подготовке и системам образования в контексте интернационализации деятельности структур правопорядка, а также необходимости универсализации профиля и повышения конкурентоспособности будущего сотрудника полиции в европейском и международном масштабах. В статье отражена теоретическая база исследования данного вопроса, представленная в научной и специальной литературе: затронуты вопросы регуляции основ организации и функционирования полиции зарубежных государств; сравнительный опыт проблем профессиональной подготовки кадров полиции; изучены особенности профессиональной подготовки и образования. Анализ тенденций профессиональной подготовки сотрудников полиции за рубежом производится автором исходя из новых задач полиции по вопросам обеспечения социальной и правовой безопасности, которая становится достаточно масштабной и требует постоянной рационализации профессионального и научного знания, подкрепленного продуктивным профессиональным опытом. Автор выявляет корреляцию тенденций профессиональной подготовки в зависимости от цели и задач полицейской деятельности, проявляющейся в различных аспектах. Выявлены, приведены и охарактеризованы тенденции профессиональной подготовки кадров полиции, связанные с целевыми изменениями самой полицейской деятельности, а также представлена конкретизация их целевых положений. В статье рассмотрены особенности многоуровневой организации профессиональной подготовки кадров полиции за рубежом. Выделены и охарактеризованы принципы уровневой структурной организации подготовки к будущей профессиональной деятельности в контексте изменяющихся условий деятельности полицейского. Освещены аспекты, остающиеся дискуссионно открытыми в настоящее время.

Ключевые слова: профессиональная подготовка за рубежом, сотрудники полиции, профессиональной образование, тенденции и особенности организации структуры профессиональной подготовки, опыт профессиональной подготовки за рубежом, кадры полиции, уровни и принципы организации и структуры профессиональной подготовки.

PROFESSIONAL PREPARATION OF POLICE EMPLOYEES ABROAD: PECULIARITIES

AND TRENDS OF DEVELOPMENT

© 2017

Zakatov Viktor Vladimirovich, deputy head of the Department of psychology, pedagogics and organization of work with personnel the candidate of pedagogical Sciences police Colonel Academy of management of the Ministry of internal Affairs of the Russian Fedеration (125993, Russia, Moscow, St. Z. and A. Kosmodemyanskiyh, 8, e-mail: [email protected])

Abstract. The article outlines the rationale for a new role in analyzing the trends in the training of police officers abroad in order to identify the features that are dictated by the increase in the requirements for training and education systems in the context of the internationalization of law enforcement structures, as well as the need for universal profile and the competitiveness of the future police officer in the European and international scale. The article reflects the theoretical basis of the research of this issue, presented in the scientific and specialized literature: the issues of the regulation of the foundations of the organization and functioning of the police of foreign states are touched upon; comparative experience of the problems of professional training of police personnel; the peculiarities of vocational training and education have been studied. The analysis of the trends in the professional training of police officers abroad is made by the author on the basis of the new tasks of the police on ensuring social and legal security, which is becoming sufficiently large and requires the constant streamlining of professional and scientific knowledge, supported by productive professional experience. The author reveals the correlation of professional training trends depending on the purpose and tasks of police activity, manifested in various aspects. The tendencies of the professional training of the police personnel related to the targeted changes in the police activity have been revealed, described and characterized, and the specificity of their targets has been presented. In the article features of the multilevel organization of professional training of police personnel abroad are considered. The principles of the tertiary structural organization of preparation for future professional activity in the context of the changing conditions of the policeman's activity are singled out and characterized. The aspects that remain controversially open at present are highlighted.

Keywords: vocational training abroad, police officers, vocational education, trends and specifics of organization of vocational training structure, experience of training abroad, police cadres, levels and principles of organization and structure of vocational training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Рост требований к профессиональной подготовке сотрудников полиции, к их системе обучения в контексте интернационализации деятельности структур правопорядка диктуют в настоящее время необходимость трансформационных изменений в системе высшего образования сотрудников полиции, отражающихся в таких особенностях как преодоление рамок узкодифференцированой профессиональной подготовки. Это необходимо для того, чтобы будущие профессионалы могли позиционироваться как сотрудники универсального профиля, отвечающие требованиям конкурентоспособности образования в европейском и международном контекстах [1, с. 15].

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы В рамках вышеуказанных трансформаций на современном этапе социокультурной и политической интеграции возникла необходимость тщательного изучения опыта подготовки сотрудников полиции в зарубежных странах. Профессиональная подготовка сотрудников полиции за рубежом вызывала интерес многих ученых и исследователей (как отечественных, так и зарубежных). Так, принципы основ организации и функционирования полиции зарубежных государств были изучены А. В. Губановым [2]. Профессиональная подготовка кадров зарубежной полиции с точки зрения анализа опыта и оценки его использования в профессиональной деятельности пред-

Zakatov Viktor Vladimirovich pedagogical

PROFESSIONAL PREPARATION ... sciences

ставлена в трудах И. Ф. Колонтаевской [3], Л. С. Кравчук и др. [4]. Сравнительный опыт проблем профессиональной подготовки сотрудников отечественных и зарубежных правоохранительных органов подробно изложен в исследовании В. М. Морозова [5], А. М. Столяренко [6], В. И. Черненилова [7]. Тщательное изучение особенностей профессиональной подготовки сотрудников полиции в США представлено в трудах В. С. Бялт [8]. Вопросам высшего образования сотрудников зарубежной полиции посвящены работы T. B. Frost [9], K. H. Shafer [10], Н. Smith и др. [11].

Формирование целей статьи. Анализ систем профессиональной подготовки сотрудников полиции за рубежом актуален и необходим в связи с тем, что многогранность новых задач полиции по вопросам обеспечения социальной и правовой безопасности граждан становится достаточно масштабной и требующей рационализации профессионального и научного знания, подкрепленного продуктивным профессиональным опытом. Усложняющий процесс обеспечения безопасности предвосхитил цель и задачи нашего исследования, заключающиеся не только в анализе новых ролевых функций безопасности, но и проработки вопросов профессиональной подготовки, основывающейся на научном базисе образования, которое, в свою, очередь, должно быть ориентировано на эффективное решение теоретических и практических проблем. Это повлекло за собой анализ особенностей и тенденций развития системы профессиональной подготовки сотрудников полиции за рубежом.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Как известно в международной практике, процесс раскрытия преступлений имеет тенденцию к постоянному усложнения. Это ориентирует процесс профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в том направлении, при котором идет четкая установка на то, что какого-либо универсального алгоритма предотвращения или раскрытия преступления нет. Это предвосхищает понимание изменяющихся условий профессиональной деятельности полицейских и осознание возрастающей значимости безопасности, тенденция к обеспечению которой требует дифференцированного образования, имеющего под собой глубоко научную базу, ориентированную на решение теоретических разработок проблем и их практического результативного решения.

Анализ особенностей и тенденций развития современного этапа западноевропейских систем подготовки кадров полиции позволяет выявить вектор глобального реформирования подготовки сотрудников полиции в международном масштабе. Имеет место интернациональная унификация национальных стандартов образования, а также частичная и полная диверсификация моделей профессиональной подготовки, сопряженная с совершенствованием технологических основ подготовки. Наряду с процессами интернационализации и интеграции каждая из национальных систем стремится к максимальному вычленению полезного национального опыта в данной области деятельности, а также к учету аспектов, обусловленных исторически наработанным потенциалом образования для обеспечения кадров полиции. Все это помогает определить характерные закономерности в развитии и совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников полиции, а также выявить функциональные регулятивы образовательного пространства, основной тенденцией формирования которого на настоящем этапе развития становится его открытость.

Анализируя более подробно аспекты профессионального образования кадров полиции в контексте глобализации, можем сказать, что намечен ряд тенденций в организации и совершенствовании систем образования, коррелирующих с инновационными требованиями времени и целевыми изменениями самой полицейской деятельности. Среди таких тенденций можно выделить следующие:

-регулирование процесса профессионального отбора

в соответствии с принципами демократизации; -гуманизация процесса обучения; -ориентированность на создание собственных традиций и уход от традиций военного характера;

-повышение интеллектуальной составляющей профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции;

-приведение к единообразным стандартам ведомственного высшего образования, общегражданского и общеуниверситетского образования;

-направленность профессиональной подготовки кадров полиции на формирование креативного мышления, а также повышение уровня сформированности индивидуальных личностных качеств и свойств, необходимых для успешной реализации полицейской деятельности в различных ее направлениях;

-обеспечение преемственности профессиональной подготовки и профессиональной самореализации путем включения в процесс открытого, дистанционного и непрерывного образования;

-интеграция и кооперация систем профессиональной подготовки сотрудников полиции разных государств [12].

Данные тенденции в развитии образования для обеспечения кадров полиции подчинены общей цели (совершенствования процесса обеспечения безопасности), конкретизирующейся в таких положениях как: подготовка сотрудников полиции с высоким уровнем профессионализма для любого вида полицейской деятельности во всей ее многоаспектности; стандартизация основ профессионализма полицейского (осознание и принятие своего предназначения для профессиональной деятельности и функционирования в социуме, корпоративная этика и осознание коллективного потенциала, обеспечение надежности личного и коллективного функционирования и мн. др.); профессиональное самосовершенствование и самореализация; владение профессиональной методологией, непрерывное обучение и повышение квалификации и т.д. [13].

Необходимо также отметить, что в настоящее время профессиональная подготовка сотрудников полиции как в Европе, так и в США является трехуровневой. На каждой из этих ступеней интегративное взаимодействие с национальными общегражданскими системами образования осуществляется по-разному. Первый уровень характеризуется так называемым первоначальным обучением поступающих на службу в органы полиции при территориальной принадлежности образовательных учреждений, центров или академий (в которых обучается будущий сотрудник) данному служебному подразделению. На национальном уровне принято соотносить данный уровень ступени полного общего образования или же уровню среднего профессионального значения с тенденцией эскалационной обозначенности данного образовательного уровня.

Второй уровень характеризуется уже подготовкой многопрофильного характера сотрудников полиции, которым предстоит выполнять свою профессиональную деятельность по различным специальностям. Такая подготовка осуществляется в образовательных учреждениях, находящихся под эгидой федеральных органов полиции. Данная ступень соответствует степени бакалавриата, а иногда лишь приближена к ней и котируется несколько ниже.

Третий уровень профессиональной подготовки включает уже обучение будущих сотрудников полиции в образовательных учреждениях ведомственного характера, а также в университетах и осуществляется в рамках приобретения конкретной специализации управленческого корпуса. Здесь также, как и в ряде других систем подготовки возможно получение степени бакалавра и далее - степени магистра.

Такая структура организации профессиональной подготовки способствует:

-во-первых, осуществлению принципа преемствен-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Закатов Виктор Владимирович ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ...

ности профессиональной подготовки с параллельным осуществлением этапов профессиональной самореализации кадров полиции;

-во-вторых, обеспечивает постепенное и систематическое приращение профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, а также совершенствованию профессионально важных физических, психологических, психофункциональных и личностных качеств в условиях возрастающих требований профессии и развития способности профессиональной мобильности в целях оптимального реагирования на изменяющиеся условиях полицейской деятельности [14].

Необходимо также отметить, что в структуре профессионального образования кадров полиции за рубежом присутствует параллельно действующая достаточно мощная многопрофильная сеть дополнительного образования и профессиональной переподготовки сотрудников полиции. Данная возможность может быт осуществлена как на базе образовательных учреждений, так и присутствует в рамках служебной дополнительной подготовки непосредственно на служебных местах.

Требования к профессиональной подготовленности и высокой степени образованности среди профессиональных структур зарубежной полиции неуклонно растут. Становятся востребованными кадры, имеющие несколько высших образований и заинтересованные в успешной профессиональной самореализации, что объясняется постоянной готовностью к переосмыслению уровня сфор-мированности своих профессиональных качеств и компетенций. Это на сегодняшний день является одним из необходимых условий для того, чтобы обеспечить себя постоянной работой, должностью, местом в иерархической структуре полиции. Данные тенденции говорят о том, что современный сотрудник полиции за рубежом становится востребованным работником в социальной и правоохранительной сферах, становится важным много-аспектность профессионализма сотрудника полиции, которая заключается не только в сформированности физических качеств и функциональных свойств при высокой степени адаптационных возможностей к экстремальным условиям труда, но и высокий уровень образованности, социокультурных ориентиров, языковой коммуникации, воспитанности т.п. [15]

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления Все эти составляющие аккумулируются на настоящем этапе развития профессиональной подготовки кадров полиции за рубежом в понятие профессионализма сотрудника. Это связано с тем, что система повышения квалификации в структуре последипломного образования и в качестве параллельного сопровождения образовательной и профессиональной деятельности, направлена не только на обновление интеллектуального, методологического и логистического базиса, но и на коррекционные воздействия в плане профессионального роста, развития личностных способностей, регуляции профессиональных поведенческих паттернов, взаимоотношений с окружающими и пр.

В данном спектре обновляющихся профессиональных требований имеют место такие тенденции академической подготовки как:

-направленность на изучение этнических и культурных особенностей социума;

-разработка вопросов решения проблем расовой дискриминации;

-обогащение теоретических и методологических оснований предотвращения и раскрытия преступлений, осуществленных на национальной почве;

-разработка и совершенствование моделей предотвращения преступлений против детей и подростков;

-вопросы эффективного взаимодействия со средствами массовой информации и средствами массовой коммуникации;

-совершенствование технологий информационно-коммуникационного взаимодействия и мн. др._

И, конечно, же на фоне всех новейших трансформаций остается пока еще дискуссионным вопрос об узкоспециализированной углубленной подготовке полицейских кадров. При всей необходимости многогранности профессиональной подготовки будущего сотрудника остается важным вопрос однонаправленного качества, подкрепленного лучшими педагогическими достижениями и обобщениями педагогического опыта, связанного с тем, что для высокого профессионализма требуется и привлечение лучшего опыта иного государства, нации именно в вопросах детального обогащения узкой специализированной направленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кравчук, Л. С. Использование международного опыта профессиональной подготовки полицейских как педагогическая проблема / Л. С. Кравчук // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2013. - № 1. - С. 15-21.

2. Губанов, А. В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Дисс.. .д-ра юрид. наук / А. В. Губанов. - Москва, 1997. - 355 с.

3. Колонтаевская И. Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: анализ, оценка, использование опыта: Дисс...д-ра пед. наук / И. Ф. Колонтаевская. - Москва, 2002. - 461 с.

4. Кравчук, Л. С. Международное сотрудничество как фактор совершенствования профессиональной подготовки в вузах МВД России / Л. С. Кравчук // Современные гуманитарные исследования. - 2006. - № 2. - С. 304-306.

5. Морозов, В. М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта: Дисс...д-ра социол. наук / В. М. Морозов. - Москва, 2000. - 435 с.

6. Столяренко, A. M. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже XXI века / А. М. Столяренко. - М.: Академия управления МВД России, 1996. - 115 с.

7. Черненилов, В. И. Опыт формирования полицейской науки за рубежом / В. И. Черненилов // Система милицейской науки: проблемы интеграции и дифференциации. - М., 2000.

8. Бялт, В.С. Особенности профессиональной подготовки полицейских в США / В.С. Бялт, С.Д. Богданов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 50. С. 37-40.

9. Frost, T.B. The Case for International Police Cooperation on Training Issues / Т. В. Frost // Policing in Central and Eastern Europe... P. 575 - 579/

10. Shafer, K.H. High-Performance Policing for the 21st Century / K. H. Shafer // The Police Chief. - 1997. Nov. - P. 23 - 25.

11. Smith, H. The Purposes of Higher Education / H. Smith. - New York: Harper & Brothers, 1955. - P.1.

12. Пушкова, Н. В. Особенности подготовки полицейских в США [Электронный ресурс] / Н. В. Пушкова, И. А. Терентьева // Международный студенческий вестник. - 2009. - Режим доступа: https://www.scienceforum.

13. Хазова, В. Е. Современные тенденции профессиональной подготовки полицейских кадров в XXI в. / В. Е. Хазова, Е. Ю. Сергеева // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 7. - С. 243-246.

14. Кобозев, А. А. Профессиональная подготовка руководящих кадров полиции в странах Европы: особенности и тенденции развития [Электронный ресурс] / А. А. Кобозев, А. С. Монгуш // Право и образование. - 2010. - Режим доступа: http://naukarus.com/professionalnaya

15. Волынский, В. А. Становление и развитие системы подготовки сотрудников полиции США и милиции России (сравнительный анализ в историческом аспекте) / В. А. Волынский. - М., 2002. - 86 с.

Статья поступила в редакцию 08.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.