УДК 378.6:351.74 + 796.07
ПРОБЛЕМА ИНТЕгРАцИИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОБАНИЯ Б ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Б РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры специальной тактики Д. В. Литвин,
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры специальной тактики Р. С. Ахметов, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: [email protected]
Приведение начальной профессиональной подготовки сотрудников полиции в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», модернизация системы подготовки кадров для МВД требуют разрешения проблемы совместной реализации образовательной деятельности по программам начального профессионального обучения и высшего образования в рамках вуза.
Цель работы - изучить зарубежный опыт профессиональной подготовки сотрудников полиции, поскольку компетент-ностный подход, являющийся сегодня научно-педагогической основой подготовки квалифицированных работников, зародился за рубежом. Анализ систем образования и подготовки показал, что прогрессивные педагогические концепции не обязательно предопределяют наличие у сотрудников полиции способности правомерно и эффективно действовать в экстремальных ситуациях пресечения правонарушений и преступлений. Подготовку кадров полиции за рубежом отличает отсутствие единого методологического подхода, что обусловлено различными педагогическими идеологиями.
Разграничение полицейского образования и полицейской подготовки является краеугольным камнем европейской полицейской науки. Профессиональная подготовка и образование предполагают разные стили обучения, поскольку взаимодействуют с различными уровнями освоения учебного материала: репродуктивным и продуктивным. Основа профессионального обучения полиции в западных и, прежде всего, в американских моделях подготовки лежит в теории бихевиоризма, которая
не в состоянии раскрыть человеческое поведение языком «стимул - реакция».
Формирование компетенций на основе традиционной прикладной подготовки, а также слепое копирование западных педагогических технологий не способствуют совершенствованию системы подготовки кадров. Административные же методы решения указанной проблемы приводят к искусственному симбиозу и декларативному внедрению компетентностного подхода.
Ключевые слова: начальное профессиональное обучение сотрудников полиции; профессиональное образование; профессия «полицейский»; компетенции.
Современный этап развития общества характеризуется глобальными интеграционными изменениями в экономическом, социокультурном, информационном взаимодействии, что играет значимую роль в реформировании сферы образования. В отечественном образовательном пространстве наблюдается тенденция усиления государственного контроля над качеством процесса и результатом профессионального образования. Ведомственная система подготовки кадров для органов внутренних дел не является исключением и совершенствуется в рамках российского образования на фоне активного реформирования самого Министерства внутренних дел. Задача формирования и закрепления профессионального кадрового ядра сотрудников ОВД выступает приоритетной в кадровой политике Министерства внутренних дел Российской Федерации [2]. В рамках реализации этой задачи в последние годы осуществлен ряд шагов, направленных на модернизацию системы профессионального обучения, в том
числе профессиональной подготовки лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел. К ним можно отнести:
- переход центров профессиональной подготовки полиции управлений МВД России по субъектам Российской Федерации в ведение образовательных организаций МВД России;
- появление профессии «полицейский» в перечне профессий начального профессионального образования [9];
- подготовку авторским коллективом Московского университета МВД России и представление в Министерство образования и науки проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования профессии «Полицейский» (далее - ФГОС НПО «Полицейский») [10] и другие.
Приведение начальной профессиональной подготовки сотрудников полиции в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») сопровождается неизбежными трудностями. Целевая направленность профессионального обучения, организация процесса подготовки, характерное взаимодействие с территориальными комплектующими органами внутренних дел и другие особенности выделяют подразделения профессионального обучения из общей структуры институтов, академий, университетов МВД. Кроме того, начальное профессиональное обучение сотрудников полиции на современном этапе находится на пороге внедрения ФГОС НПО, что, в свою очередь, приведет к очередным новациям в организации и содержании педагогического процесса.
Осуществляемые реформы системы подготовки кадров для Министерства внутренних дел способствовали появлению проблемы совместной реализации образовательной деятельности по программам начального профессионального обучения и высшего образования в рамках вуза. Возникает необходимость определения места профессионального обучения в системе образовательных организаций, реализующих основную деятельность по программам высшего образования, а также осуществляющих научную деятельность в рамках своих компетенций. В свою очередь, изучения требует роль ведомственных вузов в профессиональной подготовке лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел.
При исследовании указанной проблемы целесообразно обратиться к зарубежному опыту профессиональной подготовки сотрудников полиции, поскольку компетентностный подход, являющийся сегодня научно-педагогической основой и способом подготовки квалифицированных работников, зародился именно за рубежом. Освещению вопросов профессиональной подготовки иностранных специалистов в правоохранительной сфере уделяется значительное внимание в педагогике образования. Однако в подавляющем количестве исследований рассматривают-
ся аспекты высшего образования, управленческих и руководящих кадров полиции, при этом не уделяется должного внимания низовому звену (А. В. Франк, 2002; И. Ф. Колонтаевская, 2007; А. К. Киселёв, 2011 и др.). Немногочисленные исследования начальной подготовки лиц, впервые поступающих на службу (К. В. Богатырев, 2004; В. В. Николаев, 2006 и др.), не отражают влияния на процесс обучения современных ведомственных и образовательных реформ.
При изучении зарубежного опыта необходимо руководствоваться принципом объективности и рассматривать явление профессиональной подготовки во всей его многогранности и противоречивости, с разумным критическим восприятием. Как показывает анализ практики применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками полиции зарубежных стран, прогрессивные системы образования и подготовки вовсе не обязательно предопределяют наличие у сотрудников способности правомерно и эффективно действовать в экстремальных ситуациях пресечения правонарушений и преступлений.
Так, в США остро стоит проблема чрезмерного применения силы полицией в отношении правонарушителей [16, с. 1-3]. Среди последних примеров -происшествие в американском городе Фергюсон, где полицейским был застрелен 18-летний чернокожий молодой человек. Известен случай с убийством в 2009 г. 17-летнего подростка, которого застрелил полицейский. Эти и другие многочисленные случаи вызывают широкий общественный резонанс. В источниках указывается, что полицейские департаменты многих штатов - Сиэтла, Нового Орлеана, Нью-Джерси - также подозреваются в незаконном применении силы. Их деятельность находится под пристальным вниманием общественности [17]. Несмотря на декларацию особого акцента в действиях сотрудника полиции на законности, в том числе и при реализации прав на применение силы и оружия, проблема чрезмерного ее применения во время попыток следовать процедуре правосудия (последовательности действий, при которой они будут законными, procedural justice - англ.) стоит в США уже давно [19].
В этой связи актуальным является замечание директора Института теории и истории педагогики РАО профессора С. В. Ивановой: «...вызывает озабоченность сверхвнимание и сверхстремление к необоснованному перенесению на российскую почву практик западных систем обучения и воспитания, которые, как правило, не учитывают наших особенностей, образовательных традиций, да и самих результатов этих практик в тех странах, где они уже стали частью образовательного ландшафта» [5, с. 6].
Проблема интеграции обучения и образования в подготовке полицейских кадров не нова. Исторически первые примеры обращения к вузам при подготовке сотрудников полиции отмечаются в США и Австралии. Так, в 1916 г. полицейская программа подготовки была создана на базе университета начальником полиции и
профессором А. Фольмером (A. Vollmer) в Калифорнии [20, с. 4]. В США первые полицейские школы образовывались на базе общегражданских университетов. В Европе же полицейское образование выросло из профессиональной полицейской подготовки и создавалось на своей ведомственной образовательной базе (В. Я. Кикоть, A. M. Столяренко, 2004). Б. Фревель, В. В. Ве-кленко отмечают, что как в России, так и в Германии долгое время считалось, что профессия полицейского основана на практическом опыте, овладение ею построено на специальном обучении или тренинге, где элементы военной подготовки занимали не последнее место [15, с. 9].
Анализ современной системы подготовки кадров полиции за рубежом показывает отсутствие единого методологического подхода. Это обусловлено различными педагогическими идеологиями, а также традициями профессионального образования и профессиональной подготовки в странах. В одном случае подготовка сотрудника полиции занимает от трех до шести месяцев, как в случае профессионального обучения полиции в США. В других случаях базовое образование полицейского занимает несколько лет и осуществляется на уровне полицейского образовательного института, как в настоящее время это происходит в Германии.
Современные национальные системы подготовки кадров полиции характеризуются различными точками зрения относительно соотношения в подготовке практических полицейских навыков и академических знаний. Тем не менее, в итоговом отчете группы по формированию единых подходов к европейской полицейской науке, представленном в 2007 г., разграничение полицейского образования и полицейской подготовки является краеугольным камнем [18, с. 141-142]. В таблице представлены определения и основные характеристики процессов обучения (подготовки) и образования, выявленных по материалам отчета.
Из таблицы видно, что образование обычно обеспечивает большую теоретическую подготовку, а его концептуальные рамки призваны стимулировать аналитические способности и критическое мышление. По существу, профессиональная подготовка и образование предполагают разные стили обучения, поскольку взаимодействуют с различными уровнями освоения учебного материала.
В основе теории выделения такого параметра как уровень усвоения деятельности лежит постулат о том, что любая деятельность выполняется на основе ранее усвоенной им информации и выполняется тем успешнее, чем это усвоение качественнее и прочнее. По качеству усвоения информации различают репро-
Таблица
Определения и основные характеристики процессов обучения (подготовки) и образования согласно отчету рабочей группы по формированию единых подходов к европейской полицейской науке
^^^^атегория Профессиональное обучение (подготовка) Профессиональное образование
1. Определение
Глоссарий CEPOL1 Процесс приобретения знаний, навыков и отношений, которые необходимы для выполнения конкретных задач. Обучение через практический опыт. Деятельность, направленная на усвоение знаний,умений, ценностей и понятий, позволяющих решать широкий спектр проблем.
2. Цель
Geller, S. (2000); Carney, A. L. (2003); Welsman S. (2006); Mullan, P. (2004). Процесс передачи набора знаний (установленных фактов) и навыков, формирование предсказуемого поведения от слушателей без необходимости понимания, почему они должны действовать в установленном порядке. Усвоение знаний и навыков, понимание причин действий. Обучающийся должен научиться наблюдать, анализировать проблемы, формулировать гипотезы и делать выводы, а затем действовать в соответствии с этими выводами.
3. Характер и основа обучения
Geller, S. (2000); Carney, A. L. (2003); Welsman S. (2006); Mullan, P. (2004). В основном, пассивный характер обучения. Выработка алгоритмов действий в рамках временных ограничений. Преобладание механической памяти, повторения и накопления фонда навыков на основе условных рефлексов. Формирование алгоритмов и предсказуемого поведения. Активный процесс приобретения знаний,овладения ими на основе активного анализа. Преобладание критического мышления.
1 CEPOL (фр. - Collège européen de police) - Европейский полицейский колледж.
дуктивное и продуктивное, лежащее в основе соответствующих вариантов овладения материалом (В. П. Бес-палько, 2002).
Сопоставляя основные характеристики процессов обучения (подготовки) и образования, прослеживается соответствие этих педагогических процессов видам усвоения материала. При обучении (подготовке) сотрудник полиции лишь воспроизводит ранее усвоенную информацию о методах деятельности и применяет ее для выполнения типовых действий (репродуктивный уровень). В процессе образования обучающийся не только воспроизводит ранее усвоенную информацию и применяет ее в деятельности, но и преобразует для использования в нестандартных условиях (продуктивное усвоение).
Как указывает С. Геллер (S. Geller, 2000), в результате образования можно получить крайне разнообразные результаты, различную реакцию обучаемых при решении актуальных проблем. Это связано с влиянием на познавательную и мыслительную деятельность участников педагогического процесса. При подготовке же (обучении) достаточно указать шаги, необходимые для выполнения конкретной задачи, но не более [18, с. 143].
Основа этого подхода лежит в теории мотивации, появившейся в начале ХХ столетия в западной психологии и анализирующей непосредственные причины поведения человека. Ярким представителем этого направления в психологии является школа бихевиоризма. Основополагающим для бихевиоризма является принцип поведения по схеме «стимул - реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Бихевиористы (Дж. Б. Уотсон, 1914; Б. Ф. Скиннер, 1938 и др.) указывают, что динамическим условием поведения является реактивность организма, то есть его способность отвечать специфическим образом на раздражители.
Привлекательный своей простотой бихевиористский подход к объяснению когнитивных систем языком «стимул - реакция» не в состоянии описать те процессы, посредством которых происходит обмен информацией с внешней средой и ее переработка, т. е. те процессы, которые предопределяют человеческое поведение [11, с. 28-36]. Теоретической целью психологии в этом научном направлении является предсказание поведения человека и контроль за ним. И именно эта концепция была заложена в основу профессионального обучения сотрудников полиции за рубежом, прежде всего в США. По данным ряда авторов, американская система подготовки полицейских к выживанию на улице пронизана духом бихевиоризма. В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует в большей степени не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. Как определяет Д. Уотсон, основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае - при данном стимуле (или, лучше ска-
зать, ситуации) - бихевиорист мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана [13]. Впоследствии бихевиоризм оказал большое влияние на развитие методов программированного обучения - тренинги в рекламе, бизнесе и т. д.
Пытаясь получить универсальную схему ответа, бихевиоризм не признает демаркационной линии между человеком и животными. Поведение человека со всем его совершенством и сложностью образует лишь часть схемы исследования бихевиориста [14]. Представители бихевиоризма считают возможным рассматривать все психические процессы, в том числе и сложнейшие, либо как проявление врожденных механизмов, либо как продукт самого элементарного «научения», в ходе которого создаются механические связи [3, с. 14-15].
Для нас представляется весьма заманчивой перспективой исследование алгоритма поведения сотрудника в экстремальной ситуации применения оружия, определение для него системы правил и предписаний, тактики поведения, наполнив тем самым процесс профессионального обучения сотрудника полиции. Регламентация действий при решении поставленной задачи, определение пусковых стимулов и поворотных точек активности, безусловно, позволит упорядочить подготовку личного состава ОВД, в том числе к применению мер принуждения, будет способствовать повышению его эффективности. Однако в практических попытках подвергнуть анализу поведение сотрудника при применении полицейской силы необходимо тщательно и всесторонне изучить детерминирующие его факторы, избегая, по возможности, интерпретации данных с позиции механицизма. Уже представители бихевиоризма указывали, что когда факторы, которые приводят к реакциям, являются более сложными, как, например, в социальном мире, возникает ситуация. Ситуация с помощью анализа распадается на сложную группу стимулов [12].
Не в этом ли кроется та простота, с которой сотрудник американской полиции извлекает оружие и направляет его на гражданина, если последний не выполняет предложенных инструкций и правил? Сотрудник полиции в этой ситуации считает, что может возникнуть угроза его жизни и здоровью и действует по заложенным алгоритмам. Не случайно, целая отрасль педагогики личной безопасности полицейского зародилась именно в США, так как обеспечение физической безопасности «красной нитью» проходит через всю профессиональную подготовку и является критерием ее эффективности.
С другой стороны, не в этом ли подходе кроется причина чрезмерного применения силы полицией в отношении правонарушителей? В петиции Американского союза гражданских свобод штата Невада и Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения «К вопросу о ходатайстве расследования в отношении Полицейского департамента Лас Вегаса (LVMPD)» приводится распространенная позиция со-
трудников полиции - офицер на улице не есть правосудие, он не несет правосудие, правосудие осуществляют судьи и присяжные [16, с. 31-32].
В отчете группы по формированию единых подходов к европейской полицейской науке справедливо отмечается, что линии полицейского образования и обучения часто пересекаются, поскольку они осуществляются в рамках одного процесса. Вместе с тем существует опасность потери баланса между этими процессами в подготовке кадров, если образовательная организация придерживается высоких академических и интеллектуальных стандартов, и наоборот.
Поиск гармонии между этими процессами в профессиональном становлении кадров полиции важен с точки зрения результата подготовки полицейского как гаранта обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Однако, следует обратить внимание на подготовку сотрудников подразделений, которые чаще всего проходят начальное профессиональное обучение - патрульно-постовой службы, ГИБДД, вневедомственной охраны. Именно они находятся на переднем крае общения с гражданами и предопределяют положительный или негативный образ полицейской службы в целом.
Устоявшийся речевой оборот «первоначальная профессиональная подготовка» означал и означает процесс формирования сугубо прикладных знаний, умений и навыков, способностей и качеств специалиста [8, с. 7-8]. Хотя в настоящее время, в условиях новой образовательной парадигмы использование этого понятия приводит к смысловым неточностям, а порой и к искажению сущности компетентностной образовательной программы. Ускоренное приобретение прикладных навыков зачастую отождествляется с поверхностной подготовкой, не требующей серьезного обоснования, методологического исследования и методического обеспечения и превращается в некий сокращенный вариант образовательной программы, лишенный гуманитарного, социального, экономического и других циклов. Поверхностное отношение к профессиональной подготовке лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, порождает упрощенческий подход к реализации программы обучения. Это неоправданный подход, поскольку профессиональная подготовка сотрудников полиции, приступающих через шесть месяцев обучения к выполнению служебных обязанностей, в том числе с огнестрельным оружием, должна наиболее полно соответствовать квалификационным требованиям образовательных стандартов; последние, в свою очередь, - требованиям практики.
Не последнюю роль в решении противоречий при реализации образовательного и обучающих процессов играет понимание компетенций как ожидаемых результатов образования и обучения. Результаты в современной системе образования напрямую связаны с требованиями практики, заказчика необходимых кадров. То есть, компетенции - это интеграция результатов педагогического процесса в практику [1, 4, 6, 7]. Где граница объема, глубины сформированных компетен-
ций, если выпускники образовательной организации по программам и высшего образования, и профессионального обучения (профессиональной подготовки) должны одинаково овладеть способностью действовать в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия? Возможно ли немного овладеть компетенцией (практическим опытом), например, в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия? Ответ очевиден: сотрудник полиции или владеет соответствующими профессиональными компетенциями, или не владеет.
Таким образом, начиная с 2003 года, когда Россия официально вступила в Болонский процесс и наша страна приняла обязательства предпринимать шаги по внесению изменений в национальную образовательную политику, был осуществлен ряд реформ. Образовательные организации МВД России проводят в настоящее время подготовку кадров полиции на основании ФГОС. Готовится ФГОС и для профессионального обучения (профессиональной подготовки) по профессии «Полицейский». Понятие компетенции стало полноправным и неотъемлемым элементом, характеризующим качество подготовленности выпускника образовательных организаций. Смена образовательной парадигмы не может не сказаться на содержании, организации, методике профессиональной подготовки сотрудников полиции и оценке его результатов. В настоящее время эти вопросы вызывают активную дискуссию среди педагогической общественности. Модульное обучение, междисциплинарные и межотраслевые курсы, активные формы познания, продуктивное усвоение материала, балльно-рейтинговая система оценки - становятся неотъемлемыми элементами педагогического инструментария. Однако изучение зарубежного опыта показывает, что проблема соотношения в подготовке полицейских кадров таких видов педагогической деятельности, как профессиональное обучение и профессиональное образование требует дальнейшего анализа и осмысления. Формирование компетенций на основе традиционной прикладной подготовки в учебных центрах, центрах профессиональной подготовки полиции, а также слепое копирование западных педагогических технологий вряд ли будет способствовать совершенствованию системы подготовки кадров. Административные же методы решения указанной проблемы могут привести к искусственному симбиозу и декларативному внедрению компетентностного подхода в профессиональное обучение (подготовку) сотрудников полиции, не гарантирующему необходимого качественного результата.
Литература:
1. Битарова, Л. Г., Тонковидова А. В., Орлова Э. А. Анти-номичность формирования общекультурных компетенций в процессе профессионального образования // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2011.- № 3 - С. 31-35.
2. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования ор-
ганов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. - 2013. - № 1. С. 6.
3. Естественнонаучные основы психологии / под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М., 1978. - 368 с.
4. Захарова, Е. Н., Мозгот В. Г. Внутренний контроль в профессиональном образовании как компонент мониторинговой системы управления качеством образования // Физическая культура, спорт - наука и практика.
- Краснодар, 2012. - С. 25-28.
5. Иванова, С. В. О педагогическом познании // Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития. Сб. науч. трудов Междунар. науч.-теорет. конф. (28-29 мая 2014 г.). - в 2-х томах / под ред. С. В. Ивановой, А. В. Овчинникова. - Том I. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. - 358 с.
6. Калугина, М. Г. Формирование компетенций, обеспечивающих использование современных средств контроля за деятельностью обучающихся в процессе физического воспитания // Физическая культура, спорт
- наука и практика. - Краснодар, 2012. - № 1. - С. 39-45.
7. Лукьянова, Н. А. Педагогические условия формирования коммуникативных компетенций у студентов туристических специальностей // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2011. - С. 44-48.
8. Николаев, В. В. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 26 с.
9. О внесении изменения в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354: приказ Министерства образования и науки РФ от 21 февраля 2012 г. № 124 // Система «Гарант».
10. Общественное обсуждение проектов федеральных государственных образовательных стандартов // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: Ь|Нр://минобрнау-ки.рф /документы/3082 (дата обращения: 04.08.2014).
11. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология. - М., 1996. - 600 с.
12. Толмен, Э. Ч. Поведение как молярный феномен // История психологии. - Екатеринбург, 1999. - С. 138-160.
13. Уотсон, Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм): хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М., 1980. - С. 17-45.
14. Уотсон, Дж. Психология с точки зрения бихевиориста: хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М., 1980. - С. 17-18.
15. Фревель, Б., Векленко, В. В. Введение: научная подготовка полицейских в Германии и России - требования к дидактике и методике // Методика и дидактика учебного процесса и научной деятельности в подготовке сотрудников полиции: матер. междунар. науч.-практ. семинара. - Омск: Омская академия МВД России, 2011. - С. 4-13.
16. American Civil Liberties Union of Nevada and The National Association for the Advancement of Colored People «In the Matter of a Petition for an investigation into the Las Vegas Metropolitan Police Department by the United States Department of Justice pursuant to 42 U.S.C. § 14141» // Community Oriented Policing Services (COPS). URL: http://www.cops. usdoj.gov/pdf/01-14-12-ACLU-NAACP-DOJ-petition-LVMPD.pdf (дата обращения: 14.07.2014).
17. Is police brutality getting worse? // RT: Autonomous Nonprofit Organization «TV-Novosti». URL: http://rt.com/ usa/police-brutality-department-weekley-163/ (дата обращения: 14.07.2014).
18. Perspectives of police science in Europe: Final Report. Project Group on a European Approach to Police Science (PGEAPS). - European Police College (CEPOL), 2007. URL: http://english.nupi.no/Publications/Books-and-reports/2007/Perspectives-of-Police-Science-in-Europe (дата обращения: 15.09.2014).
19. Procedural Justice: Use of Force // U.S. Department of Justice. Office of Community Oriented Policing Services. URL: http://cops.usdoj.gov/Default.asp?Item=34 (дата обращения: 28.06.2014).
20. Stanislas, P. International Perspectives on Police Education and Training. - New York: Routledge, 2014. - 342 р.
PROBLEMS OF TRAINING AND EDUCATION INTEGRATION IN THE VOCATIONAL TRAINING OF POLICE STAFF IN RUSSIA AND ABROAD
D. Lytvyn, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of Department of Special Tactics,
R. Akhmetov, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer, Department of Special Tactics, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia. Contact information for correspondence: [email protected]
Bringing the initial police training in line with the requirements of the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the modernization of the training system for the Ministry of Internal Affairs requires solving the problem of joint implementation of educational activities in programs of initial vocational training and higher education within the university.
The aim of the work is to study the international experience of the police staff vocational training, as far as the competence approach, which is now the basis of scientific and pedagogical training of skilled workers born abroad. Analysis of education and training systems showed that progressive educational concepts do not necessarily determine the ability of the police legally and effectively
operate in extreme situations of prevention from offenses and crimes. Police staff training overseas distinguishes the lack of the unified methodological approach that is caused by various pedagogical ideologies.
Differentiation of police education and police training is the cornerstone of the European Police Science. Training and education suggest different styles of learning, since they interact with different levels of educational material development - reproductive and productive levels. The foundation of police professional training in the western and, above all, in the American models of training lies in the theory of behaviorism, which failed to disclose human behavior by the language of "stimulus-response".
Formation of competencies based on the application of traditional training, and blind imitation of Western pedagogical techniques will not lead to the improvement of the staff training system. Administrative methods for the solution of this problem will lead to an artificial symbiosis and declarative implementation of competence-based approach.
Keywords: initial vocational training of police officers, professional education, competences.
REFERENCES:
1. Bitarova L. G., Tonkovidova A. V., Orlova Je. A. Antinomy of the formation of generally cultural competences in the process of professional education. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2011, no. 3, pp. 31-35 (in Russian).
2. "Road map" of further reforming of law-enforcement bodies of the Russian Federation. Professional [Professional], 2013, no.1, p. 6. (in Russian).
3. Smirnov A. A., Lurii A. R., Nebylitsin V. D. Estestvennonauch-nye osnovy psikhologii [Natural-science fundamentals of psychology]. Moscow, 1978, 368 p.
4. Zakharova E. N., Mozgot V. G. Internal control in professional education as the component of monitoring system of education quality management. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical education, sport - science and practice], 2012, no. 1, pp. 25-28 (in Russian).
5. Ivanova S. V. About pedagogical knowledge. Peda-gogicheskaia nauka: genezis i prognozy razvitiia. Sb. nauch. trudov Mezhdunar. nauch.-teoret. konf. 28-29 maia 2014 g. v2-kh tomakh [Pedagogical science: genesis and forecasts of development. Collection of scientific works International Scientific and theoretic Conference May 28-29, 2014, in 2 volumes]. Moscow, FSSI ITHP RAE, 2014, 358 p. (in Russian)
6. Kalugina M. G. Forming of competences providing usage of modern control devices of pupils' activity in the course of physical training. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2012, no. 1, pp. 39-45 (in Russian).
7. Luk'ianova N. A. Pedagogical conditions of forming the communicative competences in students of tourist specialities in the process of professional training. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2011, no. 3, pp. 44-48 (in Russian).
8. Nikolaev V. V. Intensification of initial vocational training
of staff of Department of Internal Affairs in training centers of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Extended abstract of candidate's thesis. St. Peterburg, 2006, 26 p. (in Russian).
9. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 21, 2012 № 124 «About modification of the list of professions of primary professional education approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 28, 2009 № 354. Sistema Garant [Garant] (in Russian).
10. Public discussion of drafts of federal state educational standards. Ofitsial'nyi internet-sait Ministerstva obra-zovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [Official Internet site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation] Available at: http://MMHo6pHayKM.p$ / goKyMeHTbi/3082 (Accessed 4 august 2014) (in Russian).
11. Solso R. L. Kognitivnaia psikhologiia [Cognitive psychology]. Moscow, 1996, 600 p.
12. Tolmen E. Ch. Behavior as molar phenomenon. Istoriia psikhologii [Psychology history], 1999, no. 2, pp. 138-160 (in Russian).
13. Uotson Dzh. Behavior as psychology subject (behaviorism and neobehaviourism).Khrestomatiia po istorii psikhologii. [Anthology of psychology history]. Moscow, 1980, pp. 1745 (in Russian).
14. Uotson Dzh. Psychology from the point of view of the behaviourist Khrestomatiia po istorii psikhologii. [Anthology of psychology history]. Moscow, 1980, pp. 17-18 (in Russian).
15. Frevel' B., Veklenko V. V. Introduction: scientific training of police officers in Germany and Russia - requirements to didactics and a technique. Metodika i didaktika uchebnogo protsessa i nauchnoi deiatel'nosti vpodgotovke sotrudnikov politsii: materialy mezhdunarodnogo nauchno-praktichesk-ogo seminara [Technique and didactics of educational process and scientific activity in training of police officers: proceedings of the international scientific and practical seminar]. Omsk, Omskaia akademiia MVD Rossii, 2011, pp. 4-13.
16. American Civil Liberties Union of Nevada and The National Association for the Advancement of Colored People «In the Matter of a Petition for an investigation into the Las Vegas Metropolitan Police Department by the United States Department of Justice pursuant to 42 U.S.C. § 14141». Community Oriented Policing Services (COPS). Available at: http://www.cops. usdoj.gov/pdf/01-14-12-ACLU-NAACP-DOJ-petition-LVMPD.pdf (accessed: 14 July 2014).
17. Is police brutality getting worse? RT: Autonomous Nonprofit Organization «TV-Novosti». Available at: http:// rt.com/usa/police-brutality-department-weekley-163/ (accessed: 14 July 2014).
18. Perspectives of police science in Europe: Final Report. Project Group on a European Approach to Police Science (PGEAPS). European Police College (CEPOL), 2007. Available at: http://english.nupi.no/Publications/Books-and-reports/2007/Perspectives-of-Police-Science-in-Europe (accessed: 15 september 2014).
19. Procedural Justice: Use of Force. U.S. Department of Justice. Office of Community Oriented Policing Services. Available at: http://cops.usdoj.gov/Default.asp?Item=34 (accessed: 28 june 2014).
20. Stanislas P. International Perspectives on Police Education and Training. New York, Routledge, 2014, 342 p.