Научная статья на тему 'Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по профессии «Полицейский»: от подготовки к образованию'

Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по профессии «Полицейский»: от подготовки к образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5629
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ "ПОЛИЦЕЙСКИЙ" / PROFESSION "POLICE OFFICER" / КОМПЕТЕНЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PRIMARY VOCATIONAL TRAINING / VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Алексей Игоревич, Литвин Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается развитие системы подготовки кадров МВД в рамках реформы отечественного образования. Анализируются нормативная правовая основа реформирования, особенности внедрения государственной стандартизации начального профессионального обучения лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, по профессии «Полицейский».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Алексей Игоревич, Литвин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary vocational training of police officers: from basic training to education

The article examines the development of the training system for the police within of reform of national education. Analyzes the legal and regulatory basis of reform, particularly the introduction of the state of standardization in the initial training of the profession «Police officer».

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по профессии «Полицейский»: от подготовки к образованию»

Кузнецов Алексей Игоревич

кандидат социологических наук, начальник кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (тел.: +79184399704)

Литвин Дмитрий Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России (тел.: +79182384018)

Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по профессии «Полицейский»: от подготовки к образованию

В статье рассматривается развитие системы подготовки кадров МВД в рамках реформы отечественного образования. Анализируются нормативная правовая основа реформирования, особенности внедрения государственной стандартизации начального профессионального обучения лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, по профессии «Полицейский».

Ключевые слова: начальное профессиональное обучение, профессиональное образование, профессия «Полицейский», компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт.

A.I. Kuznietsov, Master of Sociology, Head of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184399704;

D.V. Litvin, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79182384018.

Primary vocational training of police officers: from basic training to education

The article examines the development of the training system for the police within of reform of national education. Analyzes the legal and regulatory basis of reform, particularly the introduction of the state of standardization in the initial training of the profession «Police officer».

Key words: primary vocational training, vocational education, profession «Police officer», competence, federal state educational standard.

Приоритетным направлением кадровой политики Министерства внутренних дел РФ выступает задача формирования и закрепления профессионального кадрового ядра сотрудников ОВД [1, с. 6]. В этом контексте пристальное внимание обращается на деятельность образовательных организаций МВД России, направленную на повышение профессионализма курсантов и слушателей. Теоретическое осмысление развития ведомственной системы подготовки кадров в рамках реформы отечественного образования представляет значительный интерес. Изучение этих вопросов позволит определить качественные характеристики кадрового потенциала органов внутренних дел, оценить его соответствие «социальному

заказу», а также обозначить тенденции дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки и кадровой политики.

Неотъемлемым элементом единой многоуровневой кадровой системы МВД является первоначальная подготовка сотрудников полиции. Проблемная ситуация заключается в необходимости уточнения структуры и содержания профессиональной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, пересмотра оценки их готовности с учетом происходящих в образовательном пространстве реформ. Необходимо осознать противоречие между требованиями к процессу и результату профессионального обучения сотрудников полиции, обусловленными объективными факторами

331

развития общества, и реально существующими педагогическими условиями осуществления этого процесса.

1. Нормативная правовая основа реформирования начального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел.

МВД России осуществляет деятельность в области подготовки кадров, руководствуясь законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Специфика подготовки кадров для органов внутренних дел заключается в том, что в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона «О полиции» сотрудник обязан проходить специальную подготовку, как и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Это значит, что, поступая на службу в органы внутренних дел, будущие сотрудники проходят первоначальную профессиональную подготовку, предусматривающую приобретение ими основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Отечественная система подготовки кадров для ОВД формировалась десятилетиями, прошла проверку временем. В образовательных организациях МВД России обучение осуществлялось по основным профессиональным образовательным программам начального, среднего и высшего профессионального образования. В центрах профессиональной подготовки (учебных центрах) - по соответствующим программам первоначальной подготовки. В системе профессионального образования учебные центры МВД России были самыми массовыми учреждениями, проводящими первоначальную профессиональную подготовку сотрудников милиции.

Формальное обозначение факта прохождения установленной процедуры, связанной с программой образования или подготовки, которую проводит образовательное или подготовительное учреждение, традиционно связывают с квалификацией [2, с. 12]. Какую квалификацию получали лица, прошедшие первоначальное профессиональное обучение? Выпускники образовательных организаций МВД России по основным профессиональным образовательным программам получают документ государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации, а слушатели центров профессиональной подготовки получали лишь соответствующее заключение и рекомендации по дальнейшему прохождению службы.

Модернизация системы профессионального образования затронула и кадровую политику МВД. В первую очередь, официальный статус получила профессия «Полицейский». 22 октября 2011 г. в Твери на встрече с руководящим составом МВД России Д.А. Медведев подписал поручение Правительству РФ о необходимости внесения изменений в законодательство, предусматривающих появление в перечне профессий начального профессионального образования профессии «Полицейский» [3]. Перечень применяется с 2010 г. при приеме на основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС). Приказом Министерства образования и науки РФ (далее - Минобрнауки) от 21 февраля 2012 г. № 124 были внесены изменения в перечень профессий начального профессионального образования, где под кодом 031001.01 появилась профессия «Полицейский» [4].

В дальнейшем наблюдается повсеместное внедрение профессиональных стандартов, призванных повысить качество подготовки работников, их мотивацию к труду, привести к соответствию систему образования и подготовки, с одной стороны, и рынок труда - с другой. По итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося в декабре 2013 г., В.В. Путин подписал перечень поручений. Среди них - подготовить проекты федеральных законов, предусматривающие обязательность применения профессиональных стандартов работодателями [5]. Профессиональный стандарт становится новой формой определения квалификации работника.

В феврале 2013 г. министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову был представлен проект ФГОС начального профессионального образования профессии «Полицейский» (далее - ФГОС НПО «Полицейский»), подготовленный авторским коллективом Московского университета МВД России. Проект ФГОС НПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ первоначальной подготовки по профессии «Полицейский». Проект ФГОС НПО «Полицейский» размещен на сайте Минобрнауки для общественного обсуждения в феврале 2013 г. [6].

Таким образом, наблюдается тенденция усиления государственного контроля над качеством процесса и результата профессионального образования. Кадровая политика Министерства внутренних дел соответствует современным

332

тенденциям общественного развития, направлена на подготовку квалифицированного работника, конкурентоспособного, компетентного в своей профессии, готового к постоянному профессиональному росту. Ведомственные образовательные организации проходят лицензирование на право осуществления деятельности по подготовке обучающихся по профессии НПО «Полицейский». В настоящее время для лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию по программам профессионального обучения, предусмотрена выдача свидетельства о должности служащего [7]. Свидетельство подтверждает приобретение профессиональной компетенции по замещаемой должности, полученной в результате обучения.

2. Организационные и методические особенности перехода начального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел на компетентностную модель образования.

В настоящее время программно-нормативные документы, регламентирующие первоначальную профессиональную подготовку, используют традиционные понятия и термины наравне с новыми, вводимыми в употребление Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»). При этом обращает внимание наличие в программно-нормативных документах многочисленных терминологических оборотов, создающих смысловую перегруженность и сложность для восприятия. Например, п. 1.2 проекта ФГОС НПО «Полицейский» содержит следующий оборот: «основная профессиональная образовательная программа первоначальной подготовки по профессии начального профессионального образования». Как соотносятся сами понятия «профессиональная подготовка», «профессиональное обучение», «начальное профессиональное образование»?

Действующие примерные программы, утвержденные Департаментом государственной службы и кадров МВД России, в полном соответствии с приказом МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» уже в своем названии профессиональную подготовку отождествляют с профессиональным обучением. Первоначальная подготовка - обучение по программам, предусматривающим приобретение основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей [8].

Статья 2 «Основные понятия...» ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит термин «про-

фессиональная подготовка». Вместе с тем, закон определяет профессиональное обучение как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). В предыдущей версии Закона РФ «Об образовании» определялось, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Из приведенного выше следует, что устоявшийся оборот «первоначальная профессиональная подготовка» обозначал и обозначает процесс формирования сугубо прикладных знаний, умений и навыков, способностей и качеств специалиста. Однако в настоящее время, в условиях новой образовательной парадигмы использование этого понятия приводит к смысловым неточностям, а порой и к искажению сущности компетентностной образовательной программы.

Ускоренное приобретение прикладных навыков зачастую отождествляется с поверхностной подготовкой, не требующей серьезного обоснования, методологического исследования и методического обеспечения. Некий сокращенный вариант образовательной программы, лишенный гуманитарного, социального, экономического и других циклов.

Возникает вопрос: возможно ли немного овладеть профессиональной компетенцией (практическим опытом), например, в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия? Ответ очевиден: сотрудник полиции или владеет соответствующими профессиональными компетенциями, или не владеет. Так, невыполнение одного из положений оснований, порядка, запретов при применении указанных мер принуждения, предусмотренных нормативной правовой базой, автоматически ведет к неправомерности действий сотрудника. Возникающие трудности при реализации крайней меры административного принуждения, выражающиеся в нерешительности применения табельного оружия либо поспешности его применения, также свидетельствуют о несоответствии квалификации сотрудника предъявляемым требованиям.

Поверхностное отношение к профессиональной подготовке лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, порождает упрощенческий подход к реализации программы обучения. Это неоправданный подход, посколь-

333

ку профессиональная подготовка сотрудников полиции, приступающих через шесть месяцев обучения к выполнению служебных обязанностей, в том числе с огнестрельным оружием, должна наиболее полно соответствовать квалификационным требованиям образовательных стандартов. Последние, в свою очередь, - требованиям практики.

Что является более серьезным, вторгающимся в высшие человеческие ценности - жизнь и здоровье, и в то же время что является более прикладным, чем готовность и способность сотрудника полиции применять меры административного принуждения - физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие? Из открытых источников известно, что ежегодно погибают около 300 сотрудников во время задержаний лиц, совершивших противоправные деяния, их преследования, отражения опасных для жизни и здоровья посягательств и т.д. Примечательно, что цифра в течение последнего десятилетия значительно не изменяется. Чаще всего огнестрельное оружие применяют сотрудники подразделений патрульно-постовой службы, ГИБДД, вневедомственной охраны, т.е. те категории обучающихся, которые чаще всего проходят первоначальную подготовку на факультетах профессионального обучения образовательных организаций (ранее - в центрах профессиональной подготовки (ЦПП), учебных центрах МВД). Статистические данные в этом контексте являются лучшей оценкой и качественным показателем уровня подготовленности выпускников образовательных организаций МВД, получивших квалификацию и по профессиональной образовательной программе, и по программе профессионального обучения.

Кроме того, как справедливо отмечает старший полицейский советник Генерального секретаря ОБСЕ К. Карти, уровень профессиональных навыков сотрудников полиции общественной безопасности, которая составляет почти половину национальных полицейских служб большинства стран, предопределяет положительный или негативный образ всей национальной полицейской службы в целом [9].

Если в процессе освоения образовательной программы в вузе педагогический состав работает с выпускником над формированием соответствующих компетенций на протяжении пяти лет, то лицам рядового и среднего начальствующего состава на это дается шесть месяцев. Результат при этом должен быть одинаковым. Независимо от сроков обучения выпускник образовательных организаций МВД России любого уровня должен обладать соответствующими компетенциями.

Как известно, компетентностный подход выдвигает на первый план не профессиональ-

ную информированность студентов (знания), а умение решать проблемы, возникающие в познании, при освоении техники и технологии, в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки. Компетенции рассматриваются авторами как отчужденное, заранее заданное социальное требование (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений) к образовательной подготовке личности, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Иными словами, говоря о компетенции или компетентности, мы подразумеваем характеристики поведения, доминирующую форму активности личности, сформированность соответствующих навыков и умений, степень владения профессиональным предметом. Опираясь на педагогические исследования, можно выделить следующие составляющие компетенции: знать, уметь, владеть (иметь практический опыт). Последняя составляющая выступает интегративной характеристикой степени освоения компетенции, поскольку выражает интеграцию результатов педагогического процесса в практику.

Таким образом, в пользу термина «профессиональная подготовка» (в названии примерной рабочей программы, иных программно-нормативных документов) можно привести, пожалуй, аргумент преемственности понятийно-терминологического аппарата. В названии примерной программы словосочетание «профессиональная подготовка» присутствует. Однако оно является уточняющим, находится в скобках за термином «профессиональное обучение».

В ст. 81 ФЗ «Об образовании в РФ» указывается, что подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 также устанавливает, что первоначальную профессиональную подготовку сотрудники ОВД могут проходить в образовательных организациях МВД России по профессиональным образовательным программам начального профессионального образования, а также в ЦПП по программам профессиональной подготовки. В настоящее время произошла реорганизация большой части ЦПП и передача их функций, учебно-материальной базы, штатной численности образовательным организациям МВД России. Как следствие, было бы логичным предположить, что и программы, реализуемые

334

в структурных подразделениях образовательных организаций, станут программами не профессионального обучения, а профессионального образования. Так, проект ФГОС, подготовленный авторским коллективом Московского университета МВД России, рассматривает основную профессиональную образовательную программу первоначальной подготовки по профессии «Полицейский».

Безусловно, реализация образовательных программ потребует внесения очередных корректив в процесс первоначального обучения сотрудников. Так, в настоящее время выпускник факультета профессионального обучения должен освоить 7 общих и 12 профессиональных компетенций. В проекте ФГОС НПО «Полицейский» уже 12 общих и 15 профессиональных компетенций. Более того, известно, что образование более широкое понятие, чем обучение, поскольку включает еще и процесс воспитания. В соответствии с этими изменениями предполагается увеличить и срок обучения до 10 месяцев, что более соответствует вузовским стандартам организации планирования и отчетности всех видов деятельности. В настоящее время сотрудники и педагогический состав факультетов профессионального обучения испытывают значительные трудности в организации своей работы из-за несовпадения сроков обучения прибывающих категорий с вузовским учебным годом. Вместе с тем, увеличение сроков обучения повлечет уменьшение пропускной способности факультета и, соответственно, уменьшение ежегодного количества подготовленных лиц рядового и младшего начальствующего состава, иных категорий, наиболее востребованных на местах.

Проведенный анализ развития ведомственной системы подготовки кадров в рамках реформы отечественного образования позволяет сделать следующие выводы.

1. Кадровая политика Министерства внутренних дел на современном этапе соответствует тенденциям общественного развития, направлена на подготовку квалифицированных работников. Усиление государственного контроля над качеством процесса и результата профессионального образования заложено в требованиях ФЗ «Об образовании в РФ», проекте ФГОС НПО

«Полицейский», примерной программе профессионального обучения (профессиональной подготовки). Внедряются новые подходы к стандартизации профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, оценке полученной квалификации, процессу обучения.

2. Повышаются квалификационные требования к должностям, уровню образования сотрудников полиции, их профессиональным компетенциям, в том числе полученным по программам первоначального обучения. Понятие «компетенция» становится полноправным и неотъемлемым элементом, характеризующим качество подготовленности выпускника, а ком-петентностный подход - научно-педагогической основой и способом подготовки квалифицированного работника. Ускоренное приобретение компетенций сотрудника полиции в области применения мер административного принуждения требует серьезного обоснования, методологического исследования и методического обеспечения.

3. Передача функций начального профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел по профессии «Полицейский» образовательным организациям МВД России, приведение обучения в соответствие с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» сопровождаются рядом организационных проблем. Порядок организации профессионального обучения лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, регламентированный ведомственными приказами, не в полной мере соответствует устоявшимся традициям организации обучения в вузах (сроки обучения и периодичность поступления категорий слушателей, годовой график работы педагогического состава, особенности взаимодействия с территориальными комплектующими органами и т. д.).

4. Процесс формирования эффективной системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел не завершен. Внедрение и реализация ФГОС НПО «Полицейский» определит необходимость очередных организационных изменений в деятельности образовательных организаций, связанных с расширением основной профессиональной образовательной программы, увеличением сроков обучения и иными факторами.

1. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1.

2. Аллэ С. Национальные системы квалификационных стандартов: внедрение и ре-

1. «<Road map» for further reform of law enforcement bodies of the Russian Federation // Professional. 2013. № 1.

2. Allais S. The implementation and impact of national qualifications frameworks: report of

зультаты: отчет об исследовании, прове- research in 16 countries. Moscow, 2011. денном в 16 странах. М., 2011.

335

3. Перечень поручений по итогам встречи с руководящим составом МВД // Официальный интернет-сайт Президента России. URL: http://www. kremlin.ru/assignments/13403 (дата обращения: 26.08.2014).

4. О внесении изменения в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354: приказ Министерства образования и науки РФ от 21 февр. 2012 г. № 124. Доступ из системы «Гарант».

5. Перечень поручений по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов // Официальный интернет-сайт Президента России. URL: http://www. kremlin.ru/assignments/19935 (дата обращения: 15.06.2014).

6. Общественное обсуждение проектов федеральных государственных образовательных стандартов // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки. URL: httpJ/минобрнауки.рф/докумен-ты/3082 (дата обращения: 10.08.2014).

7. Методические рекомендации по изготовлению и выдаче документов о квалификации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России. М., 2013.

8. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. М., 2013.

9. Наилучшая практика первоначальной полицейской подготовки - аспекты учебной программы: серия публикаций Отдела стратегических вопросов полицейской деятельности. Вена, 2009. Т. 5 // Электронная библиотека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: http://polis. osce.org/library (дата обращения: 29.08.2014).

3. Instructions following a meeting with the leadership of the Ministry of the Interior of Russia // Official website of the President of the Russian Federation. URL: http://www. kremlin.ru/ assignments/13403 (date of access: 26.08.2014).

4. On amendments to the list of occupations of initial vocational training, approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 28, 2009 № 354: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of Febr. 21, 2012 № 124. Access from system «Garant».

5. Presidential instructions following meeting on the development of professional standards // Official website of the President of the Russian Federation. URL: http://www.kremlin.ru/assignments/19935 (date of access: 15.06.2014).

6. Public discussion of the draft federal state educational standards // Official website of the Ministry of Education and Science. URL: http:// minobrnauki.rf/documents/3082 (date of access: 10.08.2014).

7. Methodical recommendations for the production and delivery of documents of the qualifications in organizations engaged in educational activities and administered by the Ministry of the Interior of Russia. Мoscow, 2013.

8. Approximate program of vocational training (initial training) privates and junior officers of the first time taken to serve in law enforcement bodies. Мoscow, 2013.

9. Best practices in basic police training -aspects training program: a series of publications of the Strategic Police Matters Unit. Vienna, 2009. Vol. 5 // Digital library of the Organization for Security and Cooperation in Europe. URL: http:// polis.osce.org/library (date of access: 29.08.2014).

336

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.