УДК 378.6:351.74
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России Д. В. Литвин,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России Р. С. Ахметов,
начальник факультета профессионального обучения Уфимского юридического института МВД России С. Н. Новиков,
Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар,
Уфимский юридического института МВД России, г. Уфа, Республика Башкортостан. Контактная информация для переписки: 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128.
В статье рассматривается проблема реализации в образовательном процессе компетенций в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Уточняется структура компетенции, определяется роль навыка в составе компетенции, анализируется вопрос о применимости составляющих компетенции в отношении элементов учебной деятельности, включающих не только когнитивные, но и двигательные компоненты. Предлагается использовать понятие навыка в структуре компетенции. Терминология в таком виде способствует преемственности педагогических парадигм, в то же время, соответствует духу компетентност-ного подхода, поскольку компетенции определяются как способности анализировать, обобщать, действовать, применять и т. д. на основе полученных знаний, умений и навыков. В этом случае операциональный подход в теории обучения органично сочетается с деятельностным.
В статье анализируется содержание квалификационных требований примерной программы профессионального обучения по профессии «Полицейский» в связи с особенностями формирования искомой компетенции. Специфика организации специальных профессиональных дисциплин в ведомственных образовательных организациях предусматривает наличие обязательных предпи-
V
саний при организации процесса подготовки и строгую регламентацию действий, что является определенным препятствием для устранения дихотомии «теоретическое - практическое» в процессе обучения.
Цель работы - выявить особенности формирования компетенций в области правомерных и эффективных действий сотрудника по применению мер непосредственного принуждения, уточнить структуру и содержание профессиональных компетенций сотрудника полиции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Даются методические рекомендации, необходимые при проектирования профессиональных компетенций в области правомерного и эффективного применения мер непосредственного принуждения.
Ключевые слова; начальное профессиональное обучение сотрудников полиции; профессиональное образование; профессия «Полицейский»; компетенции.
Значение подготовки сотрудников полиции к правомерным и эффективным действиям в ситуациях силового пресечения правонарушений и преступлений, задержаний правонарушителей подчеркивается в нормативных документах, регламентирующих профессиональную подготовку, главной линией проходит через все профессиональное обучение. Так, в
приказе МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» указывается, что в процессе профессионального обучения сотрудники приобретают знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [4].
Начиная с 2009 г. проекты, а позднее - уже принятые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, наряду с понятиями «знания», «умения», «навыки», вводят понятие «компетенция». Так, в проекте ФГОС ВПО по специальности «Правоохранительная деятельность» под компетенцией понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной реализации в области профессиональной деятельности. Таким образом, классическая педагогическая парадигма «ЗУН» (знания, умения и навыки) претерпевает значительную трансформацию. В проекте ФГОС ВПО третьего поколения специальности «Правоохранительная деятельность» появляется понятие «модуль» -часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения [6]. Новые понятия влекут за собой новые формы, организацию, методы образовательного процесса, и в качестве желаемой цели ожидаются совершенно иные результаты.
В течение последнего десятилетия в научной литературе широко освещаются вопросы внедрения компетенций и компетентностного подхода в практику профессионального образования, проектирования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, профессионального обучения (И. А. Зимняя, А. А. Вербицкий, В. И. Байденко, Н. И. Максимов, С. В. Коршунов, Ю. Г. Татур и другие). Вместе с тем в настоящее время наблюдается недостаточная разработанность педагогических условий для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вузов МВД. Прежде всего у педагогов вызывает трудности понимание сущности компетенций и компетентностного подхода, форм, методов и средств их формирования, а также способов оценки компетенций.
Изучение структуры учебного плана проекта ФГОС начального профессионального образования профессии «Полицейский» (далее - ФГОС НПО «Полицейский»), примерной программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (далее - ПППО «Полицейский»), показывает, что результатом изучения предметных областей учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла являются знания и умения, не доведенные до уровня
навыка, т. е. до уровня их выполнения с минимальным сознательным контролем.
Рассмотрим профессиональную компетенцию (ПК) 1.5. Способность действовать в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
ПППО «Полицейский» в значительной степени дублируют проект ФГОС НПО «Полицейский». Примечательно, что, раскрывая квалификационные характеристики, содержание общих и профессиональных компетенций, авторы используют понятия - «уметь» и «знать», а рассматривая профессиональные модули - «иметь практический опыт», «уметь», «знать». На первый взгляд, конечные результаты освоения и модулей как законченных смысловых элементов практической деятельности и учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла представлены логично, поскольку в компетенции можно выделить составляющие: знать, уметь, владеть (иметь практический опыт).
Вместе с тем возникает вопрос о применимости в таком виде составляющих компетенции в отношении элементов учебной деятельности, включающих не только когнитивные, но и двигательные компоненты (а таких, как нам представляется, в рассматриваемой области большинство). Классическая теория обучения двигательным действиям исходит из положения о существовании различий и особенностей в стадиях и механизмах их овладения (Л. П. Матвеев, 1983). Причем принцип последовательности при обучении двигательным действиям предполагает развитие степени овладения техникой от умения к навыку (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2003). Обучение двигательным действиям - процесс практического овладения ими до уровня заученных действий (навыков) (А. Ц. Пуни, 1979). Для того чтобы разобраться в этом вопросе и избежать подмены понятий, определим каждое из них.
Знания - проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме [2]. Знания - основа для возникновения у обучающегося умений и навыков.
Умения и навыки - до недавнего времени являлись непосредственной целью любого учебного предмета, а именно - усвоение обучающимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками.
В практике профессионального образования устоялась позиция определения умений и навыков, исходя из степени освоения действия. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т. е. способами управления со стороны сознания человека. Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно [8, с. 65].
Как указывает Е. П. Ильин, большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики (в системе профессионально-технического образования, физического воспитания), прикладные психологи (в области труда и спорта) придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения [3]. Автор отмечает, что различие взглядов на соотношение этих понятий стало возможным в результате смешения де-ятельностного (сложносоставного) и операционального (относящегося к простому действию) уровней их использования. Так, Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов и другие, рассматривая обучение как процесс формирования двигательного умения, условно выделяют три уровня владения двигательным действием, в основе которых лежат единые психофизиологические закономерности формирования навыка (курсив наш - авт.): элементарное умение - навык - умение - мастерство (или умение высшего порядка) [1, с. 94]. Таким образом, действия можно рассматривать как конкретные способы осуществления деятельности, а операции - как элементарные способы осуществления действий.
С точки зрения компетентностного подхода, навык как операциональное выполнение какой-либо сложной деятельности совершенно не соответствует желаемому результату обучения и образования (как конечная цель обучения или образования). Действительно, возможно ли автоматически, без преимущественного сознательного контроля применять такую меру непосредственного принуждения, как огнестрельное оружие? Нам представляется, что правомерные, равно как и тактически грамотные действия в таком случае едва ли возможны. Автоматизация как основной признак навыка формируется в стереотипных условиях, и эта особенность вступает в противоречие с характером профессиональных умений сотрудника ОВД в силу вариативности практической деятельности последних. Поэтому вполне очевидно, почему эта дефиниция не присутствует в большой части определений компетенции.
Однако навык - неотъемлемый этап и уровень формирования качества исполнения действия, соответствующего заданному образцу. Классическая теория научения, основанная на трудах основоположников психологии и физиологии (В. С. Фарфель, 1939; Н. А. Бернштейн, 1947, А. Н. Леонтьев, 1947; П. К. Анохин, 1968 и др.), подразумевает существование педагогических закономерностей процесса, игнорирование которых непременно отразится на конечном результате обучения.
Таким образом, возникает необходимость уточнения структуры компетенций в проекте ФГОС НПО «Полицейский», ПППО «Полицейский», определения в ней
места навыка. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональное обучение, и профессиональное образование определяются как процесс, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций. На наш взгляд, это оправданный подход, постольку с операциональной точки зрения двигательные действия и элементарные алгоритмы необходимо перевести в форму навыка, сформировать их обширный набор для выбора наиболее подходящего варианта деятельности в проблемной ситуации. С точки зрения деятельностного подхода умение высшего порядка наиболее соответствует понятию компетенции, поскольку предполагает широкую его вариативность.
Следует отметить, что ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» использует систему понятий «знать - уметь - владеть (навыками)» [7]. В результате у обучающихся формируются общекультурные, профессиональные, профессионально-специализированные компетенции, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность.
Обновленный в соответствии с современными тенденциями развития образования в Российской Федерации приказ МВД России, регламентирующий профессиональную подготовку, при описании целей профессионального обучения по профессии «Полицейский» также оперирует понятиями «знать - уметь -иметь навыки и компетенции» [4].
Таким образом, использование навыка в структуре компетенции терминологически является более корректным. Терминология в таком виде способствует преемственности педагогических парадигм и, в то же время, соответствует духу компетентностного подхода, поскольку компетенции определяются как способности анализировать, обобщать, действовать, применять и т. д. на основе полученных знаний, умений и навыков. В этом случае операциональный подход в теории обучения органично сочетается с деятельностным.
Квалификационные требования примерной программы профессионального обучения обязывают обучающихся уметь применять огнестрельное оружие в соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции» и с соблюдением мер личной безопасности. Необходимо также знать назначение, боевые свойства, устройство, правила обращения, ухода и сбережения огнестрельного оружия и боеприпасов и т. д. Аналогичная картина наблюдается и в физической подготовке.
Таким образом, освоение учебного материала на уровне «уметь - знать» должно стать предпосылкой для формирования компетенций по результатам учебных модулей («знать - уметь - иметь практический опыт»). Вместе с тем профессиональные модули специализированы относительно особенностей вида служебной деятельности и не формируют, не развивают такую необходимую компетенцию для всех категорий
сотрудников, как способность действовать в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Например, для сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП) указывается необходимость иметь практический опыт несения патрульно-постовой службы. При этом сотрудники должны знать обязанности и права патрульно-постовых нарядов, порядок несения службы в составе нарядов, на постах и маршрутах и т. д.; уметь - нести службу в составе патрульно-постовых нарядов, преследовать, задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших административное правонарушение или подозреваемых в совершении преступлений и т. д. [5]. Т. е., профессиональные модули не содержат учебных задач, направленных на формирование способности правомерно и эффективно применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Поскольку эта способность не формируется в рамках профессиональных модулей, ей необходимо уделить особое внимание, интегрируя специальные разделы в программу обучения. Компетенция может развиваться здесь же - в модулях, либо в рамках профессиональных дисциплин.
Рассматриваемая профессиональная компетенция имеет сложную природу. Как известно, реализация сотрудником полиции любой меры силового воздействия в отношении правонарушителя, несмотря на установленный порядок этой процедуры в нормативной правовой базе, характеризуется большой вариативностью действий. Сотруднику необходимо ориентироваться в условиях нештатной ситуации, осложненной персональной ответственностью за результат своих действий, переходить от теоретических умозаключений к непосредственным практическим действиям по применению мер силового воздействия. Т. е., методологическое обоснование изучаемого явления находится не только в сфере двигательной деятельности человека, нервно-мышечного аппарата, но и в области деятельности головного мозга. Основной проблемой при формировании компетенции является устранение дихотомии «теоретическое - практическое».
Для формирования способности действовать правомерно необходим комплекс знаний, умений и навыков, которые служат основой умения более высокого уровня - применять результаты обучения на практике. Причем конечная компетенция должна включать педагогические образования практической (действия с оружием) и теоретической (правовой) составляющей, а также сочетать в органичном единстве знания, умения и навыки огневой, физической, тактико-специальной подготовки.
Образовательная организация обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения. Тогда как в настоящей программе предполагается, что мы сформируем основы компетенции на базе умения выполнять неполную разборку и сборку оружия после неполной разборки
и некорректно сформулированного умения применять огнестрельное оружие в соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции», которое сводится к искомой профессиональной компетенции.
Значимость четких педагогических требований обусловлена спецификой организации специальных профессиональных дисциплин в ведомственных образовательных организациях, а именно - наличием обязательных предписаний при организации процесса подготовки и строгой регламентацией действий.
Так, огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в строгом соответствии с регламентирующими нормативными правовыми документами и решает две основные задачи:
1. Приобретение сотрудниками знаний материальной части оружия и боеприпасов, их тактико-технических характеристик, мер безопасности при обращении с ними, основ стрельбы.
2. Формирование у сотрудников необходимых умений и навыков правомерного применения оружия, ведения огня в различной обстановке, быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы, умелых действий с оружием во время стрельбы.
Традиционно основное внимание при изучении огневой подготовки уделяется технике стрельбы, закладывается культура обращения с оружием и навыки мер безопасности. Аналогичная ситуация - и в физической подготовке, где обучение боевым приемам борьбы осуществляется на фоне активной работы по развитию физических качеств. Выполнение же второй задачи остается, как правило, за рамками дисциплины в учебном процессе. Ее реализация является, скорее, редким исключением, новацией, чем правилом.
Таким образом, искомая компетенция не представлена в профессиональных модулях, а в профессиональных дисциплинах (огневой и физической подготовке) представлена в виде знаний и умений и, фактически, сводится к ним, что ставит под сомнение технологичность педагогического процесса. В педагогической технологии дидактическая структура программы и содержание учебного материала упорядочены и тесно взаимосвязаны посредством планируемых промежуточных результатов. Постановка в один ряд этапной задачи и конечной цели вносит дисгармонию в обучение. Например, по огневой подготовке - умение применять огнестрельное оружие в соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции» и с соблюдением мер личной безопасности сопоставимо с компетенцией в целом - способностью действовать в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.
Умение применять физическую силу, огнестрельное оружие в соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции» и с соблюдением мер личной безопасности не имеет реальных возможностей для формирования у обучающихся в процессе физической, огневой подготовки, поскольку правовые основы применения приемов борьбы, огнестрельного оружия не являются непосредственными предметами указанных
учебных дисциплин. Содержание примерных рабочих учебных программ по дисциплинам не содержит соответствующих тем, а обучение направлено на формирование операциональных навыков двигательных действий (приема борьбы, меткого выстрела).
Выводы:
1. Использование навыка как формы освоения учебного материала в структуре компетенции является оправданным и с точки зрения понятийного аппарата представляется корректным. Терминология в таком виде способствует преемственности педагогических парадигм, в то же время соответствует духу компе-тентностного подхода, поскольку компетенции определяются как способность анализировать, обобщать, действовать, применять в практической деятельности полученные знания, умения и навыки. При этом операциональный подход в теории обучения органично сочетается с деятельностным.
2. Компетенция в области правомерных и эффективных действий сотрудника по применению мер непосредственного принуждения, представленная в квалификационных характеристиках программных документов, не раскрывается в полном объеме по содержанию входящего в эту компетенцию учебного материала. Структура компетенции (знать - уметь) не соответствует цели профессионального обучения, поскольку применять в сложных психологических условиях практической деятельности, в условиях дефицита времени и на фоне противодействия правонарушителей двигательные действия, не доведенные до уровня навыка, не представляется возможным.
3. Основной проблемой при формировании компетенции является устранение дихотомии «теоретическое - практическое» между правовым, тактическим и техническим (операциональным) компонентами, поскольку методологическое обоснование изучаемого явления находится не только в сфере двигательной деятельности человека, нервно-мышечного аппарата, но и в области деятельности головного мозга (высшей нервной деятельности).
4. При проектировании профессиональных компетенций в области правомерного и эффективного применения мер непосредственного принуждения необходимо учесть следующие рекомендации.
Практико-ориентированный характер компетенции предполагает конструирование в учебной деятельности задач, направленных на развитие востребованных знаний, умений и навыков, а также поиск форм и методов их перевода в умение высшего порядка - применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Анализ практики применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции, а также выявление специфики задач, которые выполняют сотрудники отдельных служб, способствует уточнению и детализации перечня умений и навыков технико-тактических действий по применению мер непосредственного принуждения, обеспечивающих выполнение служебных задач, безопасность сотрудников и гражданских лиц. Формиро-
вание компетенций профессиональной деятельности с применением физической силы и огнестрельного оружия целесообразно осуществлять по трем направлениям (компонентам компетенции). Сотрудник полиции должен обладать набором знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, соответствующих правовому, тактическому и техническому (операциональному) компонентам компетенции.
Практика реализации мер силового пресечения преступлений требует от сотрудника в едином поведенческом акте правовой регламентации и грамотной практической реализации своих действий, не подразделяя их на проявления правовой, огневой, физической или тактико-специальной выучки. Соответственно, учебные дисциплины, имеющие своей целью подготовить сотрудника полиции к выполнению служебных обязанностей, в своих целях и задачах должны исходить из потребностей практической деятельности. Компоненты компетенции, отражающие целостный характер практической правоприменительной деятельности, взаимосодействуют на основе междисциплинарной координации и межотраслевой интеграции. Таким образом, педагогическая технология формирования профессиональных компетенций сотрудника полиции должна основываться на тщательной координации и интеграции учебных дисциплин и комплексном междисциплинарном и межотраслевом отборе учебного материала.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания: учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Знания // Российская педагогическая энциклопедия. Т. I / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 329-330.
3. Ильин, Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1986/862/862138.htm (дата обращения: 14.07.2014).
4. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Система «Гарант».
5. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. - М.: ДГСК МВД России, 2013. - 139 с.
6. Проекты ФГОС высшего профессионального образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/ vpo (дата обращения: 18.06.2014).
7. ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: httpy/минобрнауки. рф /документы/3082 (дата обращения: 04.08.2014).
8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 2-е изд., испр. и доп. - 460 с.
STRUCTURE AND CONTENT OF POLICE OFFICERS' PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE USE OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL MEANS AND FIRE WEAPONS
D. Litvin, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Deputy Head of the Special Tactics Department in the Krasnodar University of the Russian Interior Ministry
R. Akhmetov, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Teacher of the Special Tactics Department in the Krasnodar University of the Russian Interior Ministry
S. Novikov, Head of the Faculty of Professional Training in the Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry
Contact information for correspondence: 350005, Krasnodar, 128 Yaroslavskaya str.
The problem of competence implementation and use of physical force, special means and fire weapons by police officers in the educational process are discussed. The competence structure is clarified, the skill role as a part of competence is defined, the applicability of the competence constituent elements as an educational activity, including not only cognitive, but also motor components is analyzed. It is proposed to use the meaning of skill in the competence structure. Terminology in this way contributes to the continuity of pedagogical paradigms, at the same time it meets the competency approach, because competence is defined as the ability to analyze, synthesize, to act, to use and etc. on the basis of acquired knowledge and skills. In this case, the operational approach in theory is combined with the activity.
The article analyzes the content of the qualification requirements of the professional training exemplary program for the profession "Policeman" in connection with the peculiarities of the required competence formation. The organizational specifics of the special professional disciplines in departmental educational organizations provides mandatory requirements in the training organization and strict regulation of actions, what is a definite obstacle to eliminate the dichotomy "theory - practice" in the educational process.
The guidelines which are needed in the project of professional competence in legitimate and effective use of direct coercion are given.
Key words: initial professional training of police officers; professional education; profession «Policeman»; competences.
References:
1. Ashmarin, B. A., Vinogradov, lu. A., Viatkina, Z. N. i dr. Teo-riia i metodiki fizicheskogo vospitaniia: uchebnik [Theory and methods of physical education: the textbook], Moscow, Education, 1990, 287 p. (in Russian).
2. Knowledge. Rossiiskaia pedagogicheskaia entsiklopediia [Russian Pedagogical Encyclopedia], Moscow, Great Russian Encyclopedia, vol. 1, 1993, p. 329-330 (in Russian).
3. Il'in E. P. Skills: unresolved issues. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1986, no. 2, available at: http://www.voppsy.ru/issues/1986/862/862138. htm.
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from March 31, 2015 № 385 "On Approval of the order in the organization of training for the posts in the internal affairs of the Russian Federation". System "Garant" [Sistema «Garant»].
5. Primernaia programma professional'nogo obucheniia (professional'noi podgotovki) ¡its riadovogo i mladshego nachal'stvuiushchego sostava, vpervye prinimaemykh na sluzhbu v organy vnutrennikh del [An exemplary vocational training program (training) of ratings and junior officers of the first taken into service in the Interior], Moscow, 2013, 139 p. (in Russian).
6. Proekty FGOS vysshego professional'nogo obrazovaniia. Sait Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [GEF projects of higher education. Website Mini Ministry of Education and Science of the Russian Federation ]. Available at: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo (Acces sed 18.06.2014) (in Russian).
7. FGOS vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu pod-gotovki (spetsial'nosti) 031001 «Pravookhranitel'naia deiatel'nost'» // Sait Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [Site of Ministry of Education and Science]. Available at: http://mino-brnauki.rf/dokumenty/3082 (Acces sed: 04.08.2014) (in Russian).
8. Kholodov Zh. K., Kuznetsov B. C. Teoriia i metodika fizicheskogo vospi-taniia isporta [Theory and methods of physical education and sports studies], Moscow, Academy, 2003, 2nd ed., 460 p. (in Russian).