Научная статья на тему 'Уроки апробации модели определения готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия по итогам специальной подготовки'

Уроки апробации модели определения готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия по итогам специальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ К НЕМУ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТИРЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОВД / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ИТОГИ АПРОБАЦИИ / LAWFULNESS OF THE FIREARMS USAGE BY THE POLICE OFFICERS / SPECIAL TRAINING / COMPETENCE / INFORMATION AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / MODELS OF THE FIREARMS USAGE AND DEFINITION OF READINESS OF THE POLICE OFFICERS TO USE THE FIREARMS / RESULTS OF THE APPROBATION / INTERACTIVE SHOOTING RANGES / MODELING OF SITUATIONS / COMPETENCE APPROACH TO TRAINING THE PERSONNEL OF LAW-ENFORCEMENT AGENCIES / PSYCHOPHYSIOLOGICAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукутин Анатолий Анатольевич, Устюжанин Николай Николаевич

Статья посвящена изложению опыта авторов по разработке и апробации модели определения готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия по итогам специальной подготовки. Работа проведена в рамках предложенной ими инновационной образовательной программы, занявшей первое место на Всероссийском конкурсе, на внедрение которой был выделен большой грант Президента России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукутин Анатолий Анатольевич, Устюжанин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lessons of testing a model to define readiness of the police officers to lawfully use the firearms on the basis of the results of their special training

The article is devoted to the presentation of the authors' experience in the development and testing of the model to define readiness of the police officers to lawfully use firearms on the basis of the special training' results. The work has been carried out within the framework of the proposed innovative educational program. This program won the first place at the All-Russian competition. For an implementation of this program there has been allotted a big grant from the President of Russia.

Текст научной работы на тему «Уроки апробации модели определения готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия по итогам специальной подготовки»

УДК 34:37

Лукутин Анатолий Анатольевич Lukutin Anatoliy A.

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой подготовки

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сandidate of sciences (pedagogical), associate professor, head of the department of fire arms training

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Устюжанин Николай Николаевич Ustuizhanin Nikolay N.

старший преподаватель кафедры огневой подготовки

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

senior lecturer of the department of fire arms training

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Уроки апробации модели определения готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия по итогам специальной подготовки

Lessons of testing a model to define readiness of the police officers to lawfully use the firearms on the basis of the results of their special training

Статья посвящена изложению опыта авторов The article is devoted to the presentation of the au-

по разработке и апробации модели определения thors' experience in the development and testing of the

готовности сотрудников полиции к правомерному model to define readiness of the police officers to lawfully

применению огнестрельного оружия по итогам спе- use firearms on the basis of the special training' results.

циальной подготовки. Работа проведена в рамках The work has been carried out within the framework of

предложенной ими инновационной образовательной the proposed innovative educational program. This pro-

программы, занявшей первое место на Всероссий- gram won the first place at the All-Russian competition.

ском конкурсе, на внедрение которой был выделен For an implementation of this program there has been

большой грант Президента России. allotted a big grant from the President of Russia.

Ключевые слова: правомерность применения Keywords: lawfulness of the firearms usage by the

огнестрельного оружия сотрудниками полиции, спе- police officers, special training, competence, information

циальная подготовка, компетенция, информационно- and educational technologies, models of the firearms us-

образовательные технологии, модели применения age and definition of readiness of the police officers to

оружия и определения готовности полицейских к use the firearms, results of the approbation, interactive

нему, интерактивные тиры, моделирование ситуа- shooting ranges, modeling of situations, competence

ций, компетентностный подход к обучению личного approach to training the personnel of law-enforcement

состава ОВД, психофизиологические механизмы, agencies, psychophysiological mechanisms. итоги апробации.

Активная модернизация системы ведом- мативных правовых актов, поставила перед ее

ственного образования МВД России, начав- организаторами и научно-педагогическим сооб-

шаяся после принятия Федерального закона ществом в целом задачу создания и внедрения

от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» педагогических технологий, соответствующих

и последующих законодательных и иных нор- требованиям компетентностного подхода.

Наряду с другими учебными дисциплинами эта задача затронула и образовательное пространство обучения сотрудников умелому и эффективному применению огнестрельного оружия. Особого внимания в связи с этим потребовали разработка и апробация научно обоснованных и практичных моделей определения готовности сотрудников полиции, в том числе выпускников образовательных организаций МВД, к правомерному решению оперативно-служебных задач с помощью оружия. В контексте широких дискуссий последнего десятилетия по поводу трудоемкости создания корректных моделей определения сформированности любой компетенции, а также прямой социальной ответственности ведущего правоохранительного ведомства России в этой сфере определение содержания и места указанной выше готовности, а также средств и инструментов ее проверки по итогам подготовки приобретало очевидную научную и прикладную актуальность.

В 2011 году авторами был представлен на Всероссийский конкурс проект инновационной образовательной программы (далее — проект) «Технология использования интерактивных тиров и иных средств моделирования ситуаций для формирования готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия» (далее — технология). Проект был признан лучшим и на его внедрение выделена значительная финансовая поддержка (в рамках гранта Президента России). В соответствии с Концепцией и планом научно-исследовательского сопровождения проекта были разработаны принципиальные (теоретические) и адаптированные для применения на практике модели определения готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия, а также программа их апробации (далее — модель). В 2013—2015 годах программа была выполнена, а ряд вариантов модели внедрены в образовательный процесс для всех категорий сотрудников, обучающихся в академии. В экспериментальной апробации участвовало 13 преподавателей 3-х кафедр, 3-х отделов, свыше 200 сотрудников переменного и постоянного состава (всего в рамках программы подготовлено более 2 тысяч человек).

Учитывая тему, объем статьи и открытый формат издания, авторы оставляют за ее рамками подробное рассмотрение теоретико-методологических оснований, результатов проведенной в рамках проекта научно-исследовательской, опытно-конструкторской, учебно-методической и иной работы и освещают лишь то, что позво-

ляет составить представление о приоритетах, инновациях, положенных ими в основу разработки указанных моделей, и, главное, уроках их апробации. Обоснование технологии и результаты исследований подробно отражены в 3-х отчетах по итогам НИР; 17-ти томах документов и отчетов в ДГСК МВД России о проведенной работе; в 3-х диссертационных исследованиях; монографии; более 20-ти научных статьях; выступлениях авторов на 4-х международных конференциях, в том числе на Московском международном салоне образовательных технологий; 2-х учебных пособиях; 2-х методических рекомендациях; учебно-методических комплексах; частных методиках; презентационном фильме.

Опираясь на понимание компетенции как способности применять на практике полученные во время обучения знания, умения и навыки и следуя логике разработки любых образовательных моделей (описание требований профессиональной деятельности, к которой необходимо подготовить специалиста; создание ее моделей; модели готовности к указанной деятельности, включающие перечень образовательных стандартов, уровней обученности, профессиональных свойств; модели ее определения; модель подготовки, учебные программы, технологии, формы, методы и методики), авторы исходили из следующих положений. Модель определения готовности (как система признаков готовности, критериев, средств и процедур их выявления, анализа и оценивания) не должна ограничиваться ее использованием только на завершающем этапе обучения или в период проведения итогового контроля. Напротив, подобная модель призвана: задавать ориентиры, координаты, характеристики и требования ко всей цепочке этапов образовательного процесса и деятельности преподавателя, следующей к ее началу; охватывать все компоненты системообразующей и сопутствующих ей компетенций и быть мерилом технологической дисциплины специальной подготовки; непрерывно пронизывать образовательный процесс с начала и до конца в рамках всех видов учебной деятельности сотрудника. С другой стороны, ядром этой модели является именно модель итоговой проверки готовности, которая в концентрированной и универсальной форме должна по возможности полно отражать требования, которые предъявляются к сотруднику в связи с применением им оружия. Для реализации подобного подхода было необходимо выявить те проблемы, которые могут этому препятствовать, и определить возможные средства и пути их решения.

Изучение источников по более чем 200-летней практике применения полицейскими оружия, современной зарубежной и отечественной статистики, нормативной правовой базы, дел об уголовных и административных санкциях в отношении полицейских, материалов психологических экспертиз, полицейских ассоциаций и СМИ показало, что специальную подготовку необходимо рассматривать и можно успешно осуществлять только во взаимосвязи и взаимодействии всех факторов, обусловливающих уровень профессионализма (компетентности) в сфере правомерности применения оружия сотрудниками полиции.

Так, например, практику и последствия, связанные с применением сотрудниками полиции огнестрельного оружия и их профессиональной подготовкой в этой сфере, следует оценить как две многофакторные, сосуществующие, но во многом не совпадающие системные проблемы. Более того, взаимодействуя между собой, они порождают и постоянно подпитывают скрытую до последнего времени от внимания исследователей и преподавателей третью проблему. Она сводится к неочевидности причинно-следственных взаимовлияний между проявлениями, присущими каждой из двух первых. Образно ее можно представить в виде недостроенного моста между двумя первыми проблемами, по которому в разных направлениях двигаются, сталкиваются и переплетаются немало противоречий и парадоксов. Они дают о себе знать в социальной (в т. ч. образовательной) и индивидуальной практике, направленности научных и общественно-политических дискуссий, в учебных программах и решениях судов. Приведем несколько примеров проявлений этой проблемы, в которой, как предположили авторы, находится путь к снижению остроты и двух других.

Рассматривая действующий в настоящее время в МВД России порядок определения и проверки профессиональной пригодности и специальной подготовленности сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением оружия (сводятся к прохождению проверки и психологического обследования перед зачислением на службу, получению разрешения на его получение и постоянное ношение, знания норм ряда законов и УК РФ, материальной части оружия, периодическому выполнению контрольных упражнений Курса стрельб), в контексте иных сопутствующих им факторов (повышенный уровень риска уголовной ответственности, возлагаемой за его неправомерность, при недостаточной такти-

ческой и психологической готовности; совокупная нагрузка, выпадающая на его личность и организм под воздействием конкретных и неповторимых характеристик указанных условий; зарубежная и отечественная статистика случаев несоответствия этим требованиям и т. п.), нами выявлена определенная социально-психологическая и вытекающая из нее социально-педагогическая диспропорция. С одной стороны — очевидная обоснованность этого порядка и включенных в него процедур и эффективность сложившихся в стране субъектов, механизма и психологии жесткого контроля и неотвратимой ответственности за негативные последствия каждого применения полицейскими огнестрельного оружия. С другой — акцент на первом (теоретическом) этапе обучения правомерности применения оружия в ущерб действенным специализированным и практико-ориентированным формам подготовки. С третьей — явная недостаточность таких образовательных механизмов, в которых укоренившаяся в обыденном сознании сотрудников боязнь «предвзятого судебного решения и неадекватного наказания» гарантированно перестает быть единственным определяющим мотивом поведения и действий сотрудника в этих условиях. Именно это стало для авторов одним из основных приоритетов разработки инновационной образовательной программы и модели проверки ее результатов. Решению этой задачи, прежде всего, способствовало рассмотрение готовности к правомерному применению сотрудниками полиции оружия через призму иных профессиональных стандартов.

Нами установлено, что и ошибочные и успешные действия полицейских в условиях, связанных с применением ими оружия, вне зависимости от страны, особенностей законодательства, состояния преступности, уровня подготовки сотрудников, судебной практики проявляются и чаще всего комментируются в рамках не только правомерности, но и двух других показателей: последствия для личной безопасности сотрудников; результаты и эффективность стрельбы. И западными и российскими специалистами еще с 90-х годов прошлого века именно эти три критерия признаются в качестве базовых оснований для разработки стандартов профессиональной компетентности. Действительно, характеризуя самую суть практики применения оружия полицейскими (ее задачи, процессы и итоги), названные характеристики компетенции, безусловно, являются выражением и наиболее значимыми признаками этой части объектив-

ной, в том числе социальной, действительности. Следовательно, логично полагать, что именно эти три показателя необходимо использовать как для создания модели указанной практики и моделей специальной подготовки к ней, так и ее педагогической проверки.

Однако опыт дальнейших исследований, разработки и внедрения педагогических аналогов модели применения оружия на практике показал, что за этой констатацией скрывается источник возникновения указанных выше проблем и неразрешимых до последнего времени социальных и учебных задач специальной подготовки. Дело в том, что в условиях реальной оперативной обстановки сотрудники полиции нередко бывают вынуждены выполнять указанные три задачи практически одновременно, а значит в рамках непрерывной и единой деятельности, а обучение способам, приемам их решения и оценки готовности к ним до последнего времени осуществляются либо раздельно, либо попарно (в любом сочетании). Между тем, как обнаружили последующие диссертационные исследования и эксперименты, эта деятельность (на учебном, особенно на психофизическом и психофизиологическом уровнях) как необходимость достигать положительных результатов по всем трем показателям в рамках одной задачи более глубоко затрагивает процессы, связанные с психологической и тактической готовностью и дает заметный развивающий эффект, а как сформированная способность может оцениваться как одно из научно обоснованных проявлений компетентного применения оружия.

Сравнение характера воздействия на организм и личность сотрудника других, кроме упомянутых выше, задач с научными данными и новейшими открытиями о работе мозга и протекании нейропсихических процессов и традиционными моделями проверки его готовности к правомерному применению оружия выявило наличие и других существенных, а кое-где и фундаментальных нестыковок между ними [1, с. 121, 160, 170; 2, с. 420, 424].

Так, проанализировав задачи, с которыми сотруднику полиции приходится сталкиваться в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия (по степени психоэмоционального и психофизического обеспечения действий, выполняемых на различных уровнях опасности), было выдвинуто предположение о том, что они сопровождаются либо соответствующими, либо не соответствующими этим задачам состояниями сознания и организма.

Таких типов задач и их обеспечения было выявлено шесть. Первый — связан с действиями сотрудника в том числе при применении оружия в момент воспринимаемого им проявления наивысшей опасности для него самого (стрельба в сотрудника, удары ножом, нападение собаки и т. п.). Второй — с необходимостью эффективного поражения целей, представляющих подобную опасность для других людей. Третий — с необходимостью подавать команды, вести переговоры с вооруженным правонарушителем (объектом) под угрозой и с выполнением немедленного и эффективного выстрела (ов) в него в случае отказа от выполнения требований и оказания сопротивления. Четвертый — с обеспечением физической безопасности третьих и непричастных к противоправным действиям лиц от своего и чужого выстрела. Пятый — с обеспечением психического здоровья беспомощных лиц, попавших в эти ситуации (улыбнуться маленькому ребенку, успокоить его мать, девочку-подростка, старика и т. п.). Шестой — когда эти задачи находятся внутри одной ситуации и сотруднику необходимо действовать по алгоритму, соответствующему этой каждый раз уникальной обстановке. Этот тип задачи рассматривается авторами как основной, универсальный (инвариантный) — условное название «коробка переключения передач». Если в этих состояниях сотрудник успешно решает все эти задачи в самых жестких условиях испытаний, значит они (состояния) соответствуют им и он успешно переходит от одного состояния к другому, если не решает, то организм сотрудника работает сам по себе, а его мотивация, личность, мышление и действия — сами по себе. Нетрудно представить надежность деятельности и психической устойчивости сотрудника полиции в реальной оперативно-боевой обстановке, подготовленного и проверенного без учета указанных особенностей.

Таким образом, стало понятно, что модель определения готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия для выполнения своего предназначения необходимо строить на иной концептуальной и практической (инновационной, интегральной, инвариантной, многокомпонентной, многоуровневой, а потому информационно-технической и психодиагностической) основе. С этой целью авторами:

1) была разработана развернутая характеристика профессиональной компетенции сотрудника, завершившего обучение в сфере применения огнестрельного оружия;

2) создана многоуровневая система оценочных средств и методик их использования;

3) подготовлена и внедрена базовая универсальная модель итоговой проверки профессиональной способности к решению задания по компетентному применению оружия в неизвестной тактико-правовой ситуации «Радуга».

Профессиональная компетенция в применении оружия в характеристике раскрывается как единство трех составляющих ее профессиональных специальных компетенций (правомерность, личная безопасность и эффективность поражения целей), встроенное в сопряженные с ними в единую и непрерывную учебную деятельность общекультурные и профессиональные компетенции.

Система оценочных средств и методик их использования включает фонд из следующих комплексов этих средств и методик. Комплекс аппаратурно-диагностических оценочных средств основан на использовании диагностических возможностей 12-ти адаптированных программ компьютерного моделирования и разбора ситуаций. Их особенность заключается в том, что они содержат как указанные выше, так и иные критерии (десятки показателей), так и способность показывать результаты, оцениваемые во временных промежутках от минут до сотых долей секунды и в пространстве от 270 до 315 градусов. Методика использования этой части модели основана на постепенном усложнении условий выполнения упражнений (скорость действий анимационных персонажей, сложность их поведения, нарастание утомления, наличие бронежилета, «попадание пули правонарушителя», иных сбивающих факторов) с накоплением данных в банке информации по каждому курсанту в процессе обучения. Особыми оценочными свойствами обладает программа «Дуэль», которая позволяет моделировать практически любую правовую ситуацию с участием живых людей и применять для участия в ней стрельбу боевым патроном.

Комплекс психодиагностических оценочных средств основан на использовании различных батарей психологических, психофизических и психофизиологических тестов соответствующей направленности перед началом, после проведения входного контроля и после выходного контроля.

Комплексы экспертно-диагностических (педагогических) и автодиагностических (учебных) оценочных средств предполагают использование возможностей следующих методов оценки: самостоятельного разбора

видеозаписей реальных случаев применения сотрудниками табельного оружия; включенного наблюдения преподавателей-экспертов или курсантов (слушателей) за действиями других обучающихся в условиях моделирования экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности; планирования своих действий и взаимодействий; составления, решения и анализа умственного решения тактических ситуаций другими обучающимися; запоминание и письменное воспроизведение деталей учебной ситуации; проверки способности к успешной самостоятельной работе обучающихся над своими ошибками при работе над всеми компонентам компетенции (мотивация, личность, мышление, действия).

Модель итоговой проверки «Радуга» (каждый тип задачи обозначен своим цветом (1-й — красный, 2-й — оранжевый и т. д.)) — включает все названные выше признаки, комплексы, типы задач и критерии их оценки с привлечением дополнительной видеозаписи действий и их анализ. Ее преимущество заключается в том, что она может быть использована как со специальной компьютерной программой, только с проектором, так и без них, то есть в условиях любого территориального органа МВД России. Именно ее апробация позволила извлечь главный урок альтернативного подхода к оценке готовности сотрудников к осознанному применению оружия. Когда сотрудники выполняли этот тест, в начале все (несмотря на первоначальный инструктаж) стреляли быстро (в среднем от 12 сек.) и достаточно метко, но при этом все (около 97%) «погибли», «нарушили требования правомерности», меры безопасности и стреляли не туда, куда и как наиболее оптимально было необходимо. Свои ошибки объясняли волнением перед новизной задачи, а после специальной подготовки, построенной с учетом описанных приоритетов и на основе информационно-образовательной технологии, — затрачивали чуть больше времени, то есть принимали решение максимум до 15 сек., но успешно решали все задачи.

Благодаря внедрению этих моделей можно говорить о том, что:

1) выявлены признаки принципиально нового вида учебной деятельности сотрудников полиции — компетентное применение огнестрельного оружия;

2) заложены научно-методические основы для создания принципиально нового вида и технологии педагогической деятельности — обучение сотрудников полиции компетентному,

а значит правомерному применению огнестрельного оружия;

3) этот сегмент ведомственного образования МВД страны в целом может получить в свое распоряжение недосягаемый прежде сплав кадровой, морально-психологической, методической и информационно-технической поддержки.

Да, сегодняшние подходы к специальной подготовке сотрудников пока не опираются на фундаментальные закономерности работы организма сотрудников в сложных ситуациях и поэтому не в полной мере задействуют их возможности и необходимые для ее улучшения адаптационные механизмы прикладной педагогики и психологии. Результаты апробации рассмотренных в статье моделей подтвердили — объектом инновационной деятельности образовательных организаций МВД России в сфере формирования у сотрудников профессиональной компетенции применения огнестрельного оружия могут являться не только ее компоненты и компоненты других сопутствующих компетенций, но и способность их субъекта к успешному взаимодействию с возможностями мозга и соответствующими типовым задачам психофизическими и

психофизиологическими проявлениями. Предметом указанной деятельности в этом случае будет выступать создание и поддержание психолого-педагогических условий, направленных на достижение этой цели. Образовательная деятельность, реализуемая в указанных условиях более глубоко, чем в рамках традиционных технологий обучения, должна быть связана с использованием представленной системы оценочных средств.

Примечания

1. Компернолле Т. Мозг освобожденный: Как предотвратить перегрузки и использовать свой потенциал на полную мощь / пер. с англ. М., 2015. 571 с.

2. Марков А. Эволюция человека: в 2 кн. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа. М., 2015. 512 с.

Notes

1. Compernolle T. Brain released: How to prevent overload and to use their potential at full power / per. from English. Moscow, 2015. 571 p.

2. Markov A. Human evolution: in 2 books. Book 2: Monkey, neurons, and soul. Moscow, 2015. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.