Научная статья на тему 'Проблемный анализ современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и некоторые Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки (по материалам республики Татарстан)'

Проблемный анализ современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и некоторые Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки (по материалам республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1695
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / OFFICIAL ENFORCEMENT MEASURES / ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / FIREARMS TRAINING / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / IMPROVING FIREARMS TRAINING OF POLICE OFIICERS / CHALLENGES POSED BY EMPLOYING FIREARMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косиковский А.Р., Тагиров З.И.

В статье освещаются юридико-педагогические проблемы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции на основе эмпирических данных применения огнестрельного оружия в Республике Татарстан в 2011-2014 гг., формулируются задачи необходимого последующего исследования на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Косиковский А.Р., Тагиров З.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem Analysis Concerned with Modern Practice of Employing Firearms by Police Officers and Some Actual Issues Related with Improving Firearms Training (on the Base of Sources of Tatarstan)

The paper reviews lega-and-pedeagogical challenges related to the improving firearms training of police personnel on the base of empirical data on the employing firearms as a measure of official enforcement in Tatarstan from 2011 until 2014. The authors specifies the goals of the investigation which is needed in the future.

Текст научной работы на тему «Проблемный анализ современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и некоторые Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки (по материалам республики Татарстан)»

А.Р. КОСИКОВСКИИ,

старший преподаватель кафедры профессиональной служебной и физической подготовки,

кандидат педагогических наук

з.И. тагиров,

адъюнкт1 кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России) ^

X

A.R. kosikovskiy, £

о

z.I. tagirov, ¡3

Adjunct2, Department of Command of Internal Affairs Agencies In Special Conditions ^

(Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia) S

uj 5

Сandidate of Pedagogical Sciences, Seniour lecturer, Department of Professional Development and Physical Training

УДК 342.98 о *

проблемный анализ современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и некоторые актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки (по материалам республики Татарстан)

а О

С ^

problem Analysis concerned with Modern practice о =

^ Ы

of Employing Firearms by police officers and < g

some Actual issues Related with improving firearms Training

и из

(on the Base of sources of Tatarstan) = °

В статье освещаются юридико-педагогиче-ские проблемы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции на основе эмпирических данных применения огнестрельного оружия в Республике Татарстан в 2011-2014 гг., формулируются задачи необходимого последующего исследования на федеральном уровне.

Меры государственного принуждения, проблемы применения огнестрельного оружия, огневая подготовка, совершенствование огневой подготовки сотрудников полиции.

The paper reviews lega-and-pedeagogical challenges related to the improving firearms training of police personnel on the base of empirical data on the employing firearms as a measure of official enforcement in Tatarstan from 2011 until 2014. The authors specifies the goals of the investigation which is needed in the future.

Official enforcement measures, challenges posed by employing firearms, firearms training, improving firearms training of police ofiicers.

Проблема пределов применения полицией отдельных мер государственного принуждения часто становится темой общественных дискуссий. Примеры зарубежной

1 Ранее - преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Казанского юридического института МВД России.

практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции демонстрируют значительный раскол в общественном мнении по данному вопросу.

2 Early - Lecturer, Department for Special-and-Tactical Fire and Firearms Training, Kazan Legal University, Ministry for Internal Affairs of Russia.

55

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о

м

<

а С

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы К I

и

У

И

с

И

о

03

о а

5

а

S ы и ш с О

По рассматриваемой проблематике в 2015 г. нами было проведено теоретико-прикладное исследование на основе эмпирического материала, собранного в Республике Татарстан. Так, в 2011—2014 гг. сотрудники полиции на территории данной республики в рамках Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] применяли огнестрельное оружие 84 раза, и в каждом случае правомерно.

Большинство фактов применения огнестрельного оружия приходится на долю сотрудников территориальных органов на районном уровне, обслуживающих в том числе и сельскую местность (за 4 г. в городах Республики Татарстан оружие применялось 24 раза, в сельской местности — 60 раз). Очевидно, что в сельской местности применять огнестрельное оружие безопаснее для оказавшихся рядом случайных лиц. В этих условиях сотрудники, обслуживающие населенные пункты сельской местности, должны иметь достаточные возможности для занятий по огневой подготовке, а сотрудникам так называемых городских отделов внутренних дел необходимо уделять больше внимания применению огнестрельного оружия в ситуациях, осложненных отвлекающими факторами (посторонними лицами, условиями ограниченной видимости и т. д.).

Учет распределения фактов применения огнестрельного оружия по функционально-должностным категориям (табл.) при обучении огневой подготовке в ходе профессионального (первоначального) обучения и дополнительного профессионального образования (повышения квалификация) сотрудников данных категорий в образовательных организациях системы МВД России, а также в служебной огневой подготовке непосредственно в органах внутренних дел является одним из педагогических условий формирования, развития и закрепления правоохранительной профессионально-специализированной компетентности

сотрудников органов внутренних дел к применению оружия при несении службы в осложненных условиях [6].

ФЗ «О полиции» в отличие от Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026 «О милиции» не разделяет основания применения (допускавшие причинение смерти) и использования (не допускавшие летального исхода) огнестрельного оружия в отношении граждан. Однако из анализа самих оснований, указанных в ч. 1 и 3 ст. 23 ФЗ «О полиции», несмотря на высказываемые противоположные мнения [4], очевидно, что такое разграничение законом все же установлено. Поскольку понятие «использование огнестрельного оружия» в ФЗ «О полиции» упоминается в связи с подручными средствами, предлагаем отличия классифицирующих оснований применения огнестрельного оружия условно именовать «боевыми» (ч. 1 ст. 23) и «небоевыми» (ч. 3 ст. 23), исходя из анализа направленности (цели) применения огнестрельного оружия и характера причиняемого возможного вреда (ущерба).

В исследуемые годы из 84 случаев применения огнестрельного оружия (по четырем «небоевым» основаниям), предусмотренным в ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции», оно применялось 69 раз: в 2011 г. — 13; 2012 г. - 17; 2013 г. - 23 и в 2014 г. - 16. Самыми распространенными основаниями среди них стали: для остановки транспортного средства (33 случая) [1, п. 1 ч. 3 ст. 23]; для производства предупредительного выстрела (28 случаев) [1, п. 4 ч. 3 ст. 23]; для обезвреживания животного (8 случаев) [1, п. 2 ч. 3 ст. 23].

Применению огнестрельного оружия по данным основаниям сотрудники российской полиции, как правило, специально не обучаются. Контрольные упражнения и учебно-материальное обеспечение, моделирующие применение оружия в указанных самых распространенных основаниях, не разработаны

Таблица

Распределение фактов применения огнестрельного оружия по функционально-должностным категориям

Подразделение 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. За 4 года

ДПСГИБДД 4 4 4 4 16

ППСП 1 1 1 2 5

ОВО 2 3 3 4 12

ОУР 4 4 6 2 16

УУП 4 2 9 3 18

ДЧ 1 0 0 0 1

ИВС, конвой 1 0 0 0 1

Иные подразделения для ОРМ (кроме ОУР) 0 0 0 0 0

Следствие и дознание 0 0 0 0 0

Специальные подразделения 0 0 0 2 2

Иные службы (руководители) 3 5 2 3 13

Итого 20 19 25 20 84

56

и, соответственно, централизованно не применяются. Как правило, сотрудники российской полиции обучаются применять огнестрельное оружие в идеальных тактических условиях (длительный период психологической подготовки, хорошая освещенность, отсутствие посторонних лиц и препятствий на линии ведения огня, отсутствие фактора повышенной опасности, статичная «грудная» мишень, удобное расположение оружия, использование средств защиты слуха), которые на практике в том же идеальном виде не существуют. Как справедливо замечают некоторые авторы, учебные занятия по огневой подготовке в тире не в полной мере формируют готовность сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия. В ходе практической деятельности сотрудников полиции условия применения огнестрельного оружия значительно отличаются от стрельбы в тире [9]. Кроме того, все упражнения для обучения и контроля уровня огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел созданы без учета особенностей применения огнестрельного оружия при несении службы в составе наряда (группы). По 7 «боевым» основаниям применения огнестрельного оружия, предусмотренным в ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции», в Татарстане в исследуемые годы оно применялось 15 раз: в 2011 г. — 7; в 2012 г. — 2; в 2013 г. — 2 и в 2014 г. — 4. Количество фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции непосредственно против правонарушителей (на поражение) в общей структуре невелико и составляет, соответственно, лишь 35, 10, 8 и 20 %, т. е. в среднем — 18 %. Динамику снижения фактов применения огнестрельного оружия по ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» необходимо актуализировать в федеральных масштабах, в случае подтверждения — установить значимые для правоохранительной практики причины и последствия. Ранняя диагностика тенденции снижения фактов применения огнестрельного оружия на поражение может способствовать получению таких существенных негативных данных, как снижение уровня профессиональных навыков огневой подготовки, понижение психологической готовности сотрудников полиции к применению оружия на поражение, неуверенность в знаниях правовых основ и порядка применения огнестрельного оружия.

Определенное психологическое воздействие на сотрудников полиции при применении оружия могут оказывать негативные юридические прецеденты, когда в ситуации обоснованного применения сотрудниками огнестрельного оружия приходится доказывать законность данного применения в следственных органах и судах. Так, например, в Казани более двух лет длилось уголовное разбирательство в отношении казан-

ских оперуполномоченных Д. и Т., которые применили огнестрельное оружие на поражение для защиты себя от опасного посягательства на их жизнь и попытки завладения табельным оружием. В итоге сотрудники были признаны невиновными в незаконном проникновении в жилище, в превышении должностных полномочий, совершенном с применением насилия и огнестрельного оружия, и в убийстве человека. Но за два года они несколько месяцев провели под стражей и получили серьезные психологические переживания по поводу незаконных обвинений [5]. В связи с этим можно говорить, что определенное информационно-психологическое воздействие получили и иные сотрудники, допущенные к службе с огнестрельным оружием.

В рассматриваемые 4 года в Республике Татарстан вооруженные сотрудники полиции при исполнении служебных обязанностей с применением огнестрельного оружия 24раза, защищая себя, отражали угрозы или попытки нападений, некоторые из которых были сопряжены с насилием, опасным для их жизни или здоровья, угрозами применения такого насилия или попытками завладения огнестрельным оружием полиции. Из 24 таких посягательств 12 были пресечены предупредительным выстрелом в безопасное направление. Таким образом, 12 нападавшим были сохранены их здоровье и жизнь. За исследуемые 4 года в 12 случаях из 24 рассматриваемых опасных нападений на вооруженных сотрудников полиции им, после предупредительных выстрелов, пришлось стрелять на поражение. Некоторые из нападавших получили смертельные ранения. Фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции для защиты другого лица от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для его жизни или здоровья, за 4 года не выявлено. Также не выявлено ни одного факта применения огнестрельного оружия для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.

Показателен случай применения огнестрельного оружия участковым уполномоченным полиции, который произошел в декабре 2013 г. в одном из сельских районов Республики Татарстан. Участковый получил сообщение о том, что несовершеннолетний житель деревни в состоянии алкогольного опьянения избил и угрожает расправой соседке (завучу школы, в которой подросток учится). На месте происшествия обстоятельства дополнились угрозами убить топором не только соседей, пытавшихся оказать помощь избитой женщине, но уже и самого участкового. В ходе проведения первичного

а

О

X

X

л

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и н S

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и ш с о

57

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о

м

<

а С

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р I

< £ Sc:

S и и ш с О

и О 03

о

а

?

58

опроса несовершеннолетний дебошир в состоянии алкогольного опьянения выскочил со двора и ринулся с топором на участкового. Сотрудник полиции потребовал от молодого человека остановиться и предупредил, что в случае неподчинения он применит оружие. Но даже после предупредительного выстрела в воздух подросток не подчинился. Тогда полицейский произвел выстрел по ногам правонарушителя, нанеся ему ранение, не опасное для жизни. После этого молодой человек был госпитализирован. Проведенной служебной проверкой действия сотрудника полиции признаны правомерными [3]. Кроме случаев применения табельного огнестрельного оружия сотрудниками полиции в Республике Татарстан применялось личное огнестрельное оружие самообороны ограниченного поражения («травматическое»). Во всех случаях личное оружие применялось по правовым основаниям и в порядке, предусмотренными ФЗ «О полиции». Представляется, что некоторым сотрудникам полиции (в должностные полномочия которых входит производство задержания) можно рекомендовать к постоянному ношению служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения или оружие самообороны. Его результативное применение может благоприятно отразиться на обеспечении личной безопасности сотрудников полиции и оперативной обстановке.

При изучении практики применения огнестрельного оружия нельзя не отметить проблему, связанную с неприменением огнестрельного оружия в ситуациях, когда оно могло, тактически должно было быть применено или должно быть применено раньше (быстрее), интенсивнее, иным способом или по иному основанию. Большинство исследований среди основных причин неприменения огнестрельного оружия в таких ситуациях выделяют причины общей профессиональной некомпетентности, психологической неготовности (страха) в применении огнестрельного оружия, проявления неуместного гуманизма, нарушения мер личной безопасности, боязни негативных юридических последствий и др. [8]. В общем виде такие факты могут характеризовать недостаточную профессионально-специализированную компетентность (далее - ПСК) в применении огнестрельного оружия в законно оправданных целях.

Обобщая региональную практику применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел, можно заключить, что каждый частный случай его применения характеризуется совершенно неповторимой правоохранительной ситуацией. После развития у сотрудников полиции базовых навыков применения огнестрельного оружия по действующему курсу стрельб (общей профессионально-специализированной компетентности

к применению огнестрельного оружия) необходимо развивать узкие правоохранитель-но-ситуативные профессионально-специализированные компетенции (далее - УПСПСК) применения огнестрельного оружия в конкретных условиях обстановки. Такие УПСПСК необходимо развивать при помощи новейших учебно-методических средств.

Примером подобной инновационной педагогической деятельности в органах внутренних дел может служить опыт межвузовского Центра научно-методического обеспечения специальной огневой подготовки сотрудников полиции при Нижегородской академии МВД России [2]. Сотрудникам, которые никогда не окажутся в конкретных условиях обстановки применения огнестрельного оружия хотя бы потому, что за ними оно попросту не закреплено, нет необходимости развивать УПСПСК, для большинства должностных категорий сотрудников органов внутренних дел для успешной профессиональной деятельности достаточными будут базовые компетенции в применении огнестрельного оружия.

В связи с этим предлагается развивать в МВД России компетентностно-потребительский подход к огневой подготовке, т. е. у должностных категорий сотрудников органов внутренних дел, не допущенных к службе с оружием, развивать общие ПСК к применению огнестрельного оружия, а УПСПСК развивать только у тех сотрудников, которые приказом начальника органа внутренних дел допущены к службе с огнестрельным оружием, которым навыки огневой подготовки действительно необходимы по характеру службы. Установив дополнительную ежемесячную надбавку к должностному окладу за практическое несение службы с огнестрельным оружием в зависимости от индивидуального уровня профессионально-специализированной компетентности (результативности сдачи нормативов и контрольных стрельб), можно эффективно регулировать профессиональный уровень подготовленности сотрудников органов внутренних дел на основе их личной заинтересованности. Развитие у сотрудников полиции УПСПСК к применению огнестрельного оружия потребует дальнейшего совершенствования действующего курса стрельб.

Основной целью образовательной деятельности в области огневой подготовки в системе МВД России должно стать создание условий и механизмов, обеспечивающих формирование и развитие у сотрудников полиции УПСПСК в области правомерности и эффективности применения огнестрельного оружия, а также в области обеспечения личной безопасности (собственной, окружающих коллег и граждан) при выполнении служебных задач с огнестрельным оружием. По нашему мнению, в данной области

в настоящее время значительных положительных результатов достиг коллектив кафедры огневой подготовки Нижегородской академии МВД России, которому удалось реализовать проект «Технология использования интерактивных тиров и иных средств моделирования ситуаций для формирования готовности сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия».

Если рассматривать отечественную педагогическую технологию как совокупность знаний, форм, методов, приемов, процессов, на-

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС Консультант-Плюс.

2. В Нижегородской академии МВД России состоялось открытие комплекса интерактивных тиров и полигонов специальной подготовки. URL: http://52.mvd.ru/news/ item/882566 (дата обращения: 29.08.2014).

3. В Сармановском районе 15-летний школьник избил завуча и напал с топором на участкового. URL: http://16.mvd.ru/news/ item/1397848 (дата обращения: 11.12.2013).

4. Вызулин Е.А. 20-летие российского законодательства и регламентация пределов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при пресечении посягательств на жизнь и здоровье граждан // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25).

5. Выступление Министра внутренних дел по Республике Татарстан по поводу оправдательного приговора татарстанским милиционерам. URL: http://16.mvd.ru/news/ item/281962 (дата обращения: 17.05.2014).

правленных на достижение педагогических целей, а также технологию, неразрывно связанную с диагностикой полученных результатов и системой профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с обучаемыми [7], то проведение широкомасштабного исследования, подобного данному, но уже на общефедеральном уровне, на современном этапе особенно актуально и будет способствовать дальнейшему повышению профессионального уровня служебной огневой подготовки сотрудников российской полиции.

6. Кубасов О.П. Формирование правоохранительной профессионально-специализированной компетенции у курсантов (слушателей) Казанского юридического института МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 1 (15).

7. Кубасов О.П. Принципы формирования ин-тегративного образовательного пространства в вузах МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 1 (3).

8. Литвин Д.В. Индивидуальные и коллективные действия сотрудников ОВД с огнестрельным оружием, обеспечивающие их личную безопасность при огневом контакте: учеб. пособ. Омск, 2011.

9. Литвин Д.В., Лупырь В.Г. Формирование у слушателей вузов МВД России профессиональных компетенций правомерного применения огнестрельного оружия в ходе оперативно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54).

E-mail: A_Kosikovsky@mail.ru

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

¡S3

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и ш с о

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.