Научная статья на тему 'Некоторые Актуальные вопросы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки на основе проблемного анализа современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции (на примере субъекта российской федерации республики Татарстан)'

Некоторые Актуальные вопросы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки на основе проблемного анализа современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции (на примере субъекта российской федерации республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
862
95
Поделиться
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДЕКС ПРИМЕНЯЕМОСТИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Тагиров З. И., Габделхаков Б. Х.

В статье освещаются юридико-педагогические проблемы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции на основе эмпирических данных применения такой меры государственного принуждения в Республике Татарстан в 2011-2013 годах, формируются задачи необходимого последующего исследования на федеральном уровне.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Тагиров З.И., Габделхаков Б.Х.,

Текст научной работы на тему «Некоторые Актуальные вопросы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки на основе проблемного анализа современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции (на примере субъекта российской федерации республики Татарстан)»

З.И. Тагиров

Б.Х. Габделхаков

некоторые актуальные вопросы совершенствования огневой

подготовки сотрудников полиции на основе проблемного анализа современной практики применения ими служебного огнестрельного оружия (по материалам субъекта российской федерации - республики татарстан)

В статье освещаются юридико-педагогические проблемы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции на основе эмпирических данных применения такой меры государственного принуждения в Республике Татарстан в 2011-2013 годах, формируются задачи необходимого последующего исследования на федеральном уровне.

Ключевые слова: меры государственного принуждения, применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции, огневая подготовка, индекс применяемости огнестрельного оружия, проблемы применения огнестрельного оружия, совершенствование профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции.

Рассматриваемая проблематика на современном этапе особенно актуальна в связи с тем, что после вступления в силу с 1 марта 2011 года Федерального закона «О полиции» [1] подобные исследования в Российской Федерации ещё не проводились. По указанной проблематике в 2014 году по материалам теоретико-практического исследования на основе собранного в Республике Татарстан (далее - РТ) эмпирического материала сделаны определенные обобщения и выводы.[2]

общие сведения о применении огнестрельного оружия сотрудниками полиции в республике Татарстан в 2011-2013 годах В 2011-2013 годах сотрудники полиции на территории Республики Татарстан в рамках ФЗ «О полиции» применяли огнестрельное оружие 64 раза и в каждом случае исключительно правомерно. Изучению подвергались только факты применения огнестрельного оружия вне зданий ОВД, тиров и стрельбищ. Анализ проблем неосторожного обращения и нарушения мер

безопасности (в т.ч. при разряжении оружия) не проводился. В рассматриваемую статистику также не входят случаи применения огнестрельного оружия сотрудниками УФСКН России по РТ.

В 2011 году сотрудники полиции в РТ применяли огнестрельное оружие 20 раз, из них 3 раза в городе Казани и 1 в городе Альметьевске, 15 случаев - в муниципальных районах республики. Среди оснований были такие, как пп.2, 5, 6 ч.1 ст.23 и пп.1, 2, 4 ч.3 ст.23 ФЗ «О полиции». Один факт по п.2 ч.2 ст. 15 закона РФ «О милиции».[3]

В 2012 году сотрудники полиции в РТ применяли огнестрельное оружие 19 раз. Три из них - в городе Казани и по одному случаю в городах Нижнекамске и Зеленодольске. Остальные случаи зафиксированы в районах республики. Среди оснований: пп.1, 2 ч.1 ст. 23 и пп.1, 2, 4 ч.3 ст.23 ФЗ «О полиции».

В 2013 году огнестрельное оружие сотрудниками полиции на территории Татарстана было применено 25 раз. В Казани оружие применено 2 раза (в период подготовки

и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани - 1 раз, для производства предупредительного выстрела при пресечении незаконного проникновения на охраняемый объект), остальные случаи зафиксированы в иных городах и районах республики. Среди оснований применения оружия: пп.1, 6 ч.1 и пп.1, 2, 4 ч.3 ст. 23 ФЗ «О полиции».

Некоторые особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в республике Татарстан

Статистикой подтверждается свидетельство о том, что большинство случаев применения огнестрельного оружия приходится на долю сотрудников территориальных ОВД районного и межмуниципального

уровня, преимущественно сельской местности (за 3 года в городах оружие применялось 17 раз против 47 в сельской местности). В этих условиях всестороннему обеспечению огневой подготовки, своевременному снабжению боеприпасами, инженерно-техническому обустройству тиров (стрельбищ), соблюдению периодичности и качества методического обеспечения учебных стрельб в данных ОВД необходимо уделять самое пристальное внимание.

Распределение фактов применения огнестрельного оружия по должностным категориям и структурно-функциональным подразделениям в изученный период выглядит следующим образом:

Подразделение 2011 г. 2012 г. 2013 г. За 3 года

ДПС ГИБДД 4 4 4 12

ППСП 1 1 1 3

ОВО 2 3 3 8

ОУР 4 4 6 14

УУП 4 2 9 15

ДЧ 1 0 0 1

ИВС 1 0 0 1

Иные службы (руководители) 3 5 2 10

Итого 20 19 25 64

В динамике отмечается рост фактов применения оружия сотрудниками уголовного розыска и участковыми уполномоченными полиции. Это может быть связано с проведенной в 2012-2013 годах в ОВД РТ работой, направленной на увеличение количества сотрудников полиции, за которыми, с соблюдением установленных в МВД России правил, служебное огнестрельное оружие закреплено для постоянного ношения. [4] Следует заметить, что проведенный анализ применения огнестрельного оружия сотрудниками ГИБДД, уголовного розыска и участковыми уполномоченными полиции показал высокую эффективность его применения - почти во всех случаях результатом его применения становилось задержание подозреваемого или устранение угрозы жизни и здоровью. Нельзя не заметить редкое применение огнестрельного оружия сотрудниками патрульно-постовой службы

полиции. Данный факт может быть основан на более низкой (по сравнению с экипажами Д11С и ОВО) мобильности транспортных средств ППСП (преимущественно автомобили марки УАЗ). Необходимо подвергнуть профессионально-специализированную компетентность сотрудников данной службы в применении огнестрельного оружия дополнительным исследованиям.

В связи с этим учет распределения фактов применения огнестрельного оружия по должностным категориям при обучении огневой подготовке в ходе профессионального (первоначального) обучения и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) сотрудников данных категорий в образовательных организациях МВД России, а также в огневой подготовке как виде профессиональной служебной подготовки, организуемой непосредственно в ОВД,

является одним из педагогических условий формирования, развития и закрепления правоохранительной профессионально-специализированной компетентности сотрудников ОВД в применении оружия при несении

В Татарстане традиционными датами перехода в ношении летней и зимней формы одежды сотрудниками полиции являются 15 апреля и 15 октября. В связи с этим до-

Особенности редкого применении огнестрельного оружия в зимний период могут быть обусловлены коротким световым днем, сложностями извлечения оружия из кобуры (специального кобурного кармана) в верхней одежде. Кроме того, на готовность сотрудников полиции к применению оружия может влиять неблагоприятный климатический период времени года, условия видимости (освещенности), временное эмоциональное состояние сотрудников, характеристика оперативной обстановки (по видам правонарушений).

В исследуемые годы по четырем «небоевым» основаниям применения огнестрельного оружия, предусмотренным в ч.3 ст.23 ФЗ «О полиции», за 3 года оно применялось 53 раза: 13, 17 и 23 раза в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно. Самыми распространенными основаниями среди них стали:

• 26 случаев (7, 9 и 10 в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно) по п.1 ч.3 ст.23 ФЗ «О полиции» (для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан);

службы в осложненных условиях.[5]

Исследование распределения фактов применения огнестрельного оружия по временам года выявило следующие результаты:

полнительному изучению количества фактов применении огнестрельного оружия подверглись два периода:

• 19 случаев (4, 5 и 10 в 2011, 2012 и 2013 годах) по п.4 ч.3 ст.23 ФЗ «О полиции» (для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении);

• 8 случаев (2, 3 и 3 в 2011, 2012 и 2013 годах) по п.2 ч.3 ст.23 ФЗ «О полиции» (для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и/или сотрудника полиции).

Применению огнестрельного оружия по данным основаниям сотрудники российской полиции специально не обучаются. Контрольные упражнения и учебно-материальное обеспечение, моделирующие применение оружия по указанным самым распространенным основаниям, не разработаны и, соответственно, централизованно не применяются. Как правило, сотрудники российской полиции обучаются применять огнестрельное оружие в идеальных тактических условиях (длительный период психологической подготовки, хорошая освещенность, отсутствие посторонних лиц и препятствий на линии ведения огня, отсутствие фактора повышенной опасности, статичная «грудная» мишень, удобное рас-

Время года 2011 г. 2012 г. 2013 г. За 3 года

I квартал 5 3 5 13

II квартал 5 7 7 19

III квартал 5 5 9 19

IV квартал 5 4 4 13

Итого 20 19 25 64

Период 2011 г. 2012 г. 2013 г. За 3 года

Зимний (15 октября - 15 апреля) 8 7 10 25

Летний (15 апреля - 15 октября) 12 12 15 39

Итого 20 19 25 64

положение оружия, использование средств защиты слуха), которые на практике в том же идеальном виде не существуют.

В динамике в исследуемые годы по семи «боевым» основаниям применения огнестрельного оружия, предусмотренным в ч.1 ст.23 ФЗ «О полиции», за 3 года оно применялось 11 раз: 7, 2 и 2 раза в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно. Количество фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции непосредственно против правонарушителей (на поражение) в общей структуре невелико и составляет, соответственно, лишь 35%, 10% и 8%, т.е. в среднем 17%. Динамику снижения фактов применения огнестрельного оружия по ч.1 ст.23 ФЗ «О полиции» необходимо изучить в федеральных масштабах, в случае подтверждения - установить значимые причины снижения таких фактов.

Ранняя диагностика тенденции снижения фактов применения огнестрельного оружия на поражение может способствовать получению таких существенных негативных данных, как снижение уровня профессиональных навыков огневой подготовки, понижение психологической готовности сотрудников полиции к применению оружия на поражение, неуверенность знаний правовых основ и порядка применения огнестрельного оружия. В настоящее время актуальна потребность в изучении современной федеральной правоприменительной практики привлечения к ответственности сотрудников полиции за превышение и злоупотребление полномочиями при применении огнестрельного оружия. Если за последние годы правоприменительная практика против сотрудников полиции увеличилась, то в данных негативных тенденциях в полном объеме проявятся недостатки профессиональной огневой подготовленности сотрудников полиции на современном этапе.

В подавляющем числе случаев применения огнестрельного оружия для остановки транспортных средств они были остановлены, а управлявшие ими и пытавшиеся скрыться лица - задержаны. По этому основанию из 24 случаев 14 раз оружие применяли сотрудники ГИБДД, 10 раз сотруд-

ники ОУР, УУП, ОВО, ППСП, ДЧ и других служб. Опасные животные обезвреживались, как правило, выстрелами в воздух, в сторону животных или по самим животным 2, 3 и 3 раза соответственно в каждый из рассматриваемых годов.

В рассматриваемые 3 года в РТ вооруженные сотрудники полиции при исполнении служебных обязанностей с применением огнестрельного оружия, защищая себя, 20 раз отражали угрозы или попытки нападений, некоторые из которых были сопряжены с насилием, опасным для их жизни или здоровья, угрозами применения такого насилия или попытками завладения огнестрельным оружием полиции. Из 20 таких посягательств 12 были пресечены предупредительным выстрелом в безопасное направление и нападавшим были сохранены их здоровье или даже жизнь. Фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции для защиты другого лица от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для его жизни или здоровья, за 3 года не выявлено.

«Индекс применяемости» огнестрельного оружия -

Рассматривая территориально распределенную динамику применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в РТ, мы сравнили её с территориально распределенным уровнем преступности (общим уровнем преступности и тяжкой и особо тяжкой преступностью) по каждому из 40 территориальных ОВД республики (в целях экономии печатной площади издания в данной статье не приводится). На основе собранных эмпирических данных нами предлагается к внедрению показатель (уровень) - «индекс применяемости» огнестрельного оружия сотрудниками полиции - [I].

«Индекс применяемости» огнестрельного оружия - универсальный удельный показатель различных зависимостей, связанных с количеством фактов применения огнестрельного оружия. Данный комплексный показатель может использоваться при оценке уровня практического использования огнестрельного оружия сотрудниками полиции в служебной деятельности. В исходных данных для его построения могут выде-

ляться: количество преступлений, уровень преступности, количество сотрудников полиции, допущенных к службе с огнестрельным оружием, количество неправомерных фактов применения огнестрельного оружия, количество фактов нарушения правил обращения с оружием, фактов его утрат и т.д.

Низкий «индекс применяемости» огнестрельного оружия сотрудниками полиции может свидетельствовать о низком уровне профессиональной компетентности в применении огнестрельного оружия в данном территориальном ОВД и должен указывать вышестоящим руководителям на необходимость системной проверки профессиональной служебной огневой подготовки в конкретном ОВД. При этом необходимо уточнить, что в данном сравнении лучше пользоваться индивидуальным «индексом применяемости» огнестрельного оружия по тяжким и особо тяжким преступлениям -с ], тк. основания применения оружия у полицейских наступают, как правило, при совершении особо опасных криминальных посягательств, которые к тому же обладают меньшей латентностью.

Индекс применяемости огнестрельного оружия по тяжким и особо тяжким преступлениям [/ Шс с ] также может быть криминологическим показателем правоохранительной эффективности применения такой меры государственного принуждения, как применение огнестрельного оружия. Лица, совершающие или совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление, осознавая гипотетическую возможность применения сотрудниками полиции в отношении них огнестрельного оружия (при задержании, например), под действием инстинкта самосохранения могут совершать меньшее количество таких преступлений. И наоборот, заведомо зная, что полицейские того или иного территориального ОВД редко применяют огнестрельное оружие и не обладают должной правоохранительной компетентностью, могут быть склонны к большей и более тяжкой криминальной активности. В этом аспекте высокий [/ пш. с ] может выполнять функцию фактора, определенным образом сдерживающего преступность или преступные намерения.

Заметим, что в настоящий момент идея «индекса применяемости» огнестрельного оружия [/] проходит верификацию региональными статистическими данными и не может использоваться как надежный показатель, нами апробируются различные юридико-статистические модели его формирования. В связи с тем, что на основе краткосрочных эмпирических данных лишь одного субъекта страны научная обоснованность [/ ] может оказаться недостаточно аргументированной, подобное исследование необходимо осуществлять в федеральном масштабе. Не идеализируя математические и статистические методы изучения проблемы эффективности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, отметим, что «индекс применяемости» огнестрельного оружия может быть использован как вспомогательная, ориентирующая информация при отсутствии иных отправных точек для анализа проблем эффективности применения огнестрельного оружия. Одно из достоинств данной методики состоит в том, что при составлении алгоритмов вычисления [/ ] в программах для ЭВМ этот индекс может быть быстро подсчитан и представлен в виде наглядных таблиц, графиков и диаграмм.

Некоторые проблемы применения огнестрельного оружия в условиях дефицита времени и информации, с учетом фактора внезапности и повышенной опасности

При изучении практики применения огнестрельного оружия нельзя не отметить обратную проблему, связанную с неприменением огнестрельного оружия в ситуациях, когда оно могло, тактически должно было быть применено или должно быть применено раньше (быстрее), интенсивнее, иным способом или по иному основанию. Большинство исследований среди основных причин неприменения огнестрельного оружия в таких ситуациях выделяют причины общей профессиональной некомпетентности, психологической неготовности (страха) применения огнестрельного оружия, проявления неуместного гуманизма, нарушения мер личной безопасности, боязнь негативных юридических последствий

и другие.[6] В общем виде такие ситуации могут характеризовать недостаточную правоохранительную профессионально-специализированную компетентность в применении огнестрельного оружия в законно оправданных целях.

Так, в апреле 2012 года на участкового уполномоченного одного из сельских ОВД с кулаками напала женщина (нанесла несколько ударов) и повредила форменную одежду. В ответ на предупреждение о намерении применения в отношении неё огнестрельного оружия она предприняла попытку отобрать у полицейского его огнестрельное оружие (порвала кобуру), в присутствии свидетелей выкрикивала угрозы убийством полицейскому (о том, что сейчас отберет оружие и застрелит его). Сотрудник полиции в целях самообороны применил физическую силу, используя при этом подручное средство - трость одной из свидетельниц, после чего сел в машину и уехал. Можно предположить, что данная конфликтная ситуация стала следствием ряда правовых и тактических ошибок, допущенных сотрудником полиции (нами не приводятся по этическим соображениям). Несмотря на заключение служебной проверки ОРЧ собственной безопасности о правомерности применения физической силы и о наличии у участкового оснований на законное применение огнестрельного оружия, в СУ СКР по Республике Татарстан было возбуждено уголовное дело в отношении участкового уполномоченного по статье 286 УК РФ. [7]

В подобных ситуациях, исходя из анализа оценки обстановки и с соблюдением мер личной безопасности, сотрудникам полиции рекомендуется на законных основаниях, используя заблаговременно отработанную тактику, решительно и принципиально пресекать попытки посягательств на собственные здоровье и жизнь, а также попытки завладения огнестрельным оружием. При этом строго помнить о запретах и ограничениях при применении огнестрельного оружия.

В 8 из 20 рассматриваемых случаев опасных нападений на вооруженных сотрудников полиции им пришлось стрелять на пора-

жение (некоторые из нападавших получили смертельные ранения). Например, 12 января 2012 года в Казани в квартире на ул. Химиков, д.25 был застрелен разыскиваемый гражданин Узбекистана Рустам Юсупов, который в присутствии жены и малолетнего ребенка напал на сотрудника уголовного розыска, нанеся ему три удара ножом (один в область шеи). Тяжело раненный сотрудник полиции был вынужден применить огнестрельное оружие, в результате чего Юсупов скончался на месте. Раненого полицейского госпитализировали, он выжил.

Показателен случай применения огнестрельного оружия участковым уполномоченным полиции, который произошел в декабре 2013 года в одном из сельских районов РТ. Несовершеннолетний дебошир в пьяном угаре ринулся с топором на участкового. Сотрудник полиции потребовал от молодого человека остановиться и предупредил, что в случае неподчинения он применит огнестрельное оружие. Но даже после предупредительного выстрела в воздух подросток не подчинился. Тогда полицейский произвел выстрел по ногам правонарушителя, нанеся ранение, не опасное для жизни. Действия сотрудника полиции были признаны правомерными. [8]

Некоторые предложения по дальнейшему совершенствованию профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции

Сотрудниками полиции в РТ за три года трижды применялось личное оружие самообороны и огнестрельное оружие ограниченного поражения («травматическое»). Во всех случаях личное оружие применялось по правовым основаниям и в порядке, предусмотренном ФЗ «О полиции», и вошли в общую статистику.

Из указанных положительных фактов (с учетом полного отсутствия в РТ негативных фактов превышения полномочий и пределов необходимой обороны при применении огнестрельного оружия) может следовать вывод, что после тщательной проработки вопроса, комплексной объективной проверки профессиональной готовности (компетентности) к применению ог-

нестрельного оружия, многим сотрудникам полиции в РТ, несущим службу на «передовой» линии конфронтации с преступностью, можно рекомендовать к постоянному ношению служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения или оружие самообороны. К числу таких сотрудников могут быть отнесены те, в должностные полномочия которых входит производство административного или уголовно-процессуального задержания. Результативное применение такого оружия может благоприятно отразиться на обеспечении личной безопасности сотрудников полиции и оперативной обстановке в республике.

Кроме случаев применения сотрудниками полиции короткоствольного огнестрельного оружия (пистолетов), за 3 года зафиксировано 3 факта применения боевого ручного стрелкового среднествольного служебного оружия (автоматов), например, при пресечении социального конфликта 28 июля 2013 года возле одного из кафе города Нурлат. [9]

В связи с этим в органах внутренних дел должна существовать необходимая материальная база: крытые тиры и загородные автоматные стрельбища, позволяющие выполнять упражнения по огневой подготовке на средних дистанциях, в том числе с моделированием преследования транспортного средства. Потребность в подобных стрельбищах и многофункциональных стрелковых полигонах обусловлена широко распространенной практикой применения огнестрельного оружия для остановки транспортных средств. В настоящее время возможности сотрудников полиции по отработке навыков стрельбы по движущимся транспортным средствам в типовых тирах существенно ограничены.

При отсутствии в субъекте РФ защищенных стрельбищ повышенной протяженности и площади (многофункциональных стрелковых полигонов) считаем целесообразным создавать их в образовательных организациях системы МВД России, на базе которых проводить профессиональное обучение и служебную подготовку. Без подобной учебной базы эффективно совершенствовать профессиональные навыки

огневой подготовки сотрудников полиции по актуальным направлениям проблематично.

Нами предлагается развивать в МВД России компетентностно-потребительский подход к огневой подготовке, т.е. развивать такие компетенции только у тех сотрудников, которые приказом начальника ОВД допущены к службе с огнестрельным оружием, которым навыки огневой подготовки действительно необходимы. Установив дополнительную ежемесячную надбавку к должностному окладу за практическое несение службы с огнестрельным оружием в зависимости от индивидуального и объективно оцененного уровня профессионально-специализированной компетентности (результативности сдачи нормативов и контрольных стрельб), можно эффективно регулировать данный профессиональный уровень сотрудников ОВД на основе личной заинтересованности.

При формировании, развитии и закреплении правоохранительной профессионально-специализированной компетенции в применении огнестрельного оружия у сотрудников полиции на современном этапе имеется ряд проблемных вопросов, которые подлежат отдельному детальному изучению и в рамках данного исследования будут обозначены лишь кратко: это недостаточно низкие нормы положенности боеприпасов в образовательных организациях МВД России для проведения учебных стрельб со слушателями профессионального (первоначального) обучения, полное отсутствие таких норм для слушателей дополнительного профессионального образования, порой недостаточная материальная база для проведения практических стрельб в территориальных ОВД районного и межмуниципального уровня, сотрудникам которых чаще всего приходится применять огнестрельное оружия, а также ряд других современных проблем профессиональной служебной огневой подготовки в МВД России.

Если рассматривать отечественную педагогическую технологию как совокупность знаний, форм, методов, приемов, процессов, направленных на достижение педагогических целей, а также технологию,

неразрывно связанную с диагностикой полученных результатов и системой профилактики затруднений и рациональной кор-рекционной работы с обучаемыми, [10] то проведение широкомасштабных исследований, подобных нашему, но уже на обще-

федеральном уровне, на современном этапе особенно актуально и будет способствовать дальнейшему повышению уровня профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников российской полиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 2 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (действующая редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Обобщенная автором практика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции на территории Республики Татарстан за 2011-2013 годы.

3. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // Собрание законодательства РФ. 2010. 22 июля. Ст. 3988.

4. Пункты 1.1.2, 1.17 и 1.18.15 протокола совещания МВД по Республике Татарстан (в режиме видеоконференции) от 27 августа 2012 года; Пункт 5.2 протокола совещания МВД по Республике Татарстан (в режиме видеоконференции) от 10 сентября 2012 года; Пункт 2.10 протокола совещания МВД по Республике Татарстан от 19 октября 2012 года; Пункт 3 протокола заседания оперативного штаба МВД по Республике Татарстан по профилактике правонарушений (в режиме видеоконференцсвязи) от 24 мая 2013 года // Справочный информационный фонд МВД по РТ. Ведомственный информационный ресурс сети ЕИТКС ОВД РФ [ограниченный]. URL: http://10.144.1.134/ (дата обращения: 01.08.2014).

5. Кубасов О.П. Формирование правоохранительной профессионально-специализированной компетенции у курсантов (слушателей) Казанского юридического института МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 1 (15). С.77-83.

6. Амосов М.Ф., Степанюк В.И. Подготовка личного состава ГИБДД к несению службы в экстремальных условиях и обеспечении личной профессиональной безопасности: учебно-практическое пособие. Орел: ОрЮИ МВД России, 2011. С.3; Литвин Д. В. Индивидуальные и коллективные действия сотрудников ОВД с огнестрельным оружием, обеспечивающие их личную безопасность при огневом контакте: учебное пособие. Омск: ОмА МВД России, 2011. С. 84.

7. Насколько виноват участковый [...], еще предстоит выяснять // Официальный сайт Министерства внутренних дел по Республике Татарстан. URL: http://16.mvd.ru/news/item/285609 (дата обращения: 07.05.2014).

8. В Сармановском районе 15-летний школьник избил завуча и напал с топором на участкового // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://16. mvd.ru/news/item/1397848 (дата обращения: 11.12.2013).

9. Нурлат едва не сделали татарстанским Пугачевым // Электронная деловая газета Республики Татарстан «Бизнес Онлайн». URL: http://www.business-gazeta.ru/article/85087/ (дата обращения: 01.08.2013).

10. Кубасов О.П. Принципы формирования интегративного образовательного пространства в вузах МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 1 (3). С.120-125.