Научная статья на тему 'Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки'

Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1579
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДЕКС ПРИМЕНЯЕМОСТИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хуснетдинов Г.Р., Карпов Е.Н.

Раскрываются юридико-педагогические проблемы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции на основе эмпирических данных применения такой меры государственного принуждения в Республике Татарстан в 2011-2014 годах, формируются задачи необходимого последующего исследования на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хуснетдинов Г.Р., Карпов Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки»

УДК 378

Г.Р. Хуснетдинов

Е.Н. Карпов

актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки

Раскрываются юридико-педагогические проблемы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции на основе эмпирических данных применения такой меры государственного принуждения в Республике Татарстан в 2011-2014 годах, формируются задачи необходимого последующего исследования на федеральном уровне.

Ключевые слова: применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции, огневая подготовка, индекс применяемости огнестрельного оружия, проблемы применения огнестрельного оружия, совершенствование профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников полиции.

Рассматриваемая тема на современном этапе на которых приказом руководителя ОВД возло-

особенно актуальна не только потому, что огнестрельное оружие приводит к самым тяжелым, порой необратимым последствиям, но и в связи со вступлением в силу с 1 марта 2011 года Федерального закона «О полиции». По указанной проблематике в 2014 году по результатам теоретико-практического исследования на основе собранного в Республике Татарстан [1] (далее - РТ) эмпирического материала, сделаны определенные обобщения и выводы.

Заслуживает внимания отрадный факт, что в 2011-2014 годах сотрудники полиции ОВД на территории Республики Татарстан, в рамках ФЗ «О полиции» применяли огнестрельное оружие 84 раза и в каждом случае исключительно правомерно.

За указанный период не зафиксированы случаи применения огнестрельного оружия при самостоятельном несении службы сотрудниками ОВД, не являющимися сотрудниками полиции (сотрудниками юстиции и внутренней службы,

жено выполнение обязанностей полиции). Изучению подвергались только факты применения огнестрельного оружия вне зданий ОВД, тиров и стрельбищ. Анализ проблем неосторожного обращения и нарушения мер безопасности (в т.ч. при разряжении оружия) не проводился. В рассматриваемую статистику не входят случаи применения огнестрельного оружия наркополицейскими (сотрудниками УФСКН России по РТ).

В 2011 году сотрудники полиции в РТ применяли огнестрельное оружие 20 раз, из них 3 раза в городе Казани и 1 в городе Альметьевске, 15 случаев - в муниципальных районах республики. Среди оснований были такие, как пп. 2, 5, 6 ч. 1 ст. 23 и пп. 1, 2, 4 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции». Один из них по п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона РФ «О милиции».

В 2012 году сотрудники полиции в РТ применяли огнестрельное оружие 19 раз. Три из них - в городе Казани и по одному случаю в городах Нижнекамске и Зеленодольске. Остальные слу-

Хуснетдинов Газинур Рустямович, кандидат технических наук, доцент кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Казанского юридического института МВД России тел.: 8 927 241 44 18

Карпов Евгений Николаевич, старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки

Казанского юридического института МВД России

тел.: 8 917 395 84 10

© Хуснетдинов Г.Р., 2016

© Карпов Е.Н., 2016

Статья получена: 11.01.2016

чаи зафиксированы в районах республики. Среди оснований были пп. 1, 2 ч. 1 ст. 23 и пп. 1, 2, 4 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции».

В 2013 году, осложненном периодом подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады, проходившей в Казани, огнестрельное оружие сотрудниками полиции на территории Татарстана было применено 25 раз. В городе Казани оружие было применено 2 раза, остальные случаи были зафиксированы в иных городах и районах республики. Среди оснований применения оружия были пп. 1, 6 ч. 1 и пп. 1, 2, 4 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции».

В 2014 году огнестрельное оружие сотрудниками полиции на территории Татарстана было применено в 20 случаях. В городе Казани оружие было применено 3 раза, остальные случаи были зафиксированы в иных городах и районах республики.

Статистика свидетельствует, что большинство произошедших случаев применения огнестрельного оружия приходится на долю сотрудников территориальных ОВД районного и межмуниципального уровня, преимущественно сельской местности (за 4 года в городах РТ оружие применялось 24 против 60 раз в сельской местности). Отмечены случаи применения огнестрельного оружия в сельской местности сотрудниками «городских» межмуниципальных ОВД, обслуживающих помимо города прилегающий к нему муниципальный район, которые в статистике как «сельские» случаи применения не учтены. Т.е., общее количество применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в сельской местности несколько выше. Это связано с ограничением применения огнестрельного оружия при значительном скоплении людей (преимущественно в городской среде). В сельской местности применять огнестрельное оружие безопаснее для оказавшихся рядом случайных лиц.

В этих условиях всестороннему обеспечению профессиональной служебной огневой подготовки, своевременному снабжению боеприпасами, инженерно-техническому обустройству тиров (стрельбищ), соблюдению периодичности и качества методического обеспечения учебных стрельб в «сельских» и «сельско-городских» ОВД необходимо уделять самое пристальное внимание. Особенностью «городских» ОВД является потребность во внимании к применению огнестрельного оружия в условиях, осложненных отвлекающими факторами, посторонними лицами, условиями ограниченной видимости и др.

После развития у сотрудников полиции базовых навыков применения огнестрельного оружия - общей профессионально-специализированной компетентности к применению огнестрельного оружия - необходимо развивать узкие правоохранитель-но-ситуационные профессионально-специализированные компетенции (далее - ПСПСК) его применения. Развивать такие ПСПСК необходимо при помощиновейшихучебно-методическихсредств [2].

В динамике отмечается рост фактов применения оружия сотрудниками уголовного розыска и участковыми уполномоченными полиции. Это может быть связано с проведенной в последние годы в ОВД РТ работой, направленной на увеличение количества сотрудников полиции, за которыми, с соблюдением установленных в МВД России правил, служебное огнестрельное оружие закреплено для постоянного ношения (См.: 1. Пункты 1.1.2, 1.17 и 1.18.15 протокола совещания МВД по Республике Татарстан (в режиме видеоконференции) от 27 августа 2012 года; 2. Пункт 5.2 протокола совещания МВД по Республике Татарстан (в режиме видеоконференции) от 10 сентября 2012 года; 3. Пункт 2.10 протокола совещания МВД по

Распределение фактов применения огнестрельного оружия по должностным категориям и структурно-функциональным подразделениям:

Подразделение 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. За 4 года

ДПС ГИБДД 4 4 4 4 16

ППСП 1 1 1 2 5

ОВО 2 3 3 4 12

ОУР 4 4 6 2 16

УУП 4 2 9 3 18

ДЧ 1 0 0 0 1

ИВС 1 0 0 0 1

Иные подразделения для ОРМ (кроме ОУР) 0 0 0 0 0

Следствие и дознание 0 0 0 0 0

Специальные подразделения 0 0 0 2 2

Конвой 0 0 0 0 0

Иные службы (руководители) 3 5 2 3 13

Итого 20 19 25 20 84

Факты в применения огнестрельного оружия в течение календарного года

Время года 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. За 4 года

I квартал 5 3 5 2 15

II квартал 5 7 7 3 22

III квартал 5 5 9 11 30

IV квартал 5 4 4 4 17

Итого 20 19 25 20 84

Республике Татарстан от 19 октября 2012 года).

Следует заметить, что проведенный анализ применения огнестрельного оружия сотрудниками ГИБДД, уголовного розыска и участковыми уполномоченными полиции показал высокую эффективность его применения - почти во всех случаях результатом его применения становилось задержание подозреваемого или устранение угрозы жизни и здоровью. Кроме того, нельзя не заметить явно низкую активность в применении огнестрельного оружия у сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Данный факт может быть основан на более низкой (по сравнению с экипажами ДПС и ОВО) мобильности транспортных средств ППСП, а также свидетельствовать о недостаточной профессионально-специализированной компетентности сотрудников данной службы к применению огнестрельного оружия.

В связи с этим учет распределения фактов применения огнестрельного оружия по должностным категориям при обучении огневой подготовке в ходе профессионального (первоначального) обучения и дополнительного профессионального образования (повышения квалификация) сотрудников данных категорий в образовательных организациях МВД России, а также в служебной огневой подготовке непосредственно в ОВД является одним из педагогических условий формирования, развития и закрепления правоохранительной профессионально-специализированной компетентности сотрудников ОВД к применению оружия при несении службы в осложненных условиях.

При формировании, развитии и закреплении указанной правоохранительной профессионально-специализированной компетенции к применению огнестрельного оружия у сотрудников полиции на современном этапе имеются ряд проблемных вопросов, которые подлежат отдельному детальному изучению и в рамках данного исследования будут лишь кратко обозначены. Порой это неудовлетворительная материальная база (или её полное отсутствие) для проведения практиче ских стрельб в территориальных ОВД районного и межмуниципального уровня, сотрудникам которых чаще всего приходится применять огнестрельное оружие. А также ряд других современных проблем профессиональной служебной огневой подготовки в МВД России.

Основываясь на указанных выше данных статистики, можно сделать обоснованное предположение, что оперативная обстановка, периодичность и интенсивность несения службы с оружием, доступность и быстрота его извлечения в критической ситуации, а также количество предметов одежды на сотруднике полиции прямо влияют не только на количество, но и на результативность его применения. В период подготовки к несению службы с оружием, инструктажа (самоподготовки) по мерам безопасности, повторению правовых оснований и порядка его применения, а также при непосредственном контакте с оружием при несении службы у сотрудников полиции закрепляется не только психологическая готовность, но и в целом правоохранительная профессионально-специализированная компетентность к применению огнестрельного оружия в экстремальных условиях службы, связанной с риском для жизни.

В исследуемый период из 84 случаев по четырем «небоевым» основаниям применения огнестрельного оружия, предусмотренным в ч.3 ст.23 ФЗ «О полиции», оно применялось 69 раз: 13, 17, 23 и 16 раз в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах соответственно. Самыми распространенными основаниями среди них стали:

• 33 случая (7, 9, 10 и 7 в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах соответственно) по п. 1 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции» (для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан);

• 28 случаев (4, 5, 10 и 9 в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах) по п. 4 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции» (для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении);

• 8 случаев(2, 3, 3 и 0 в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах) по п.2 ч.3 ст.23 ФЗ «О полиции» (для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и/или сотрудника полиции).

Применению огнестрельного оружия по данным основаниям сотрудники российской полиции специально не обучаются. Контрольные упражнения и учебно-материальное обеспечение,

моделирующие применение оружия в указанных самых распространенных основаниях, не разработаны и, соответственно, централизованно не применяются. Как правило, сотрудники российской полиции обучаются применять огнестрельное оружие в идеальных тактических условиях (длительный период психологической подготовки, хорошая освещенность, отсутствие посторонних лиц и препятствий на линии ведения огня, отсутствие фактора повышенной опасности, статичная «грудная» мишень, удобное расположение оружия, использование средств защиты слуха), которых на практике в том же идеальном виде не существует. Учебные занятия по огневой подготовке в тире не в полной мере формируют готовность сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия. В ходе практической деятельности сотрудников полиции условия применения огнестрельного оружия значительно отличаются от стрельбы в тире [3].

В динамике в исследуемые годы в Татарстане по семи «боевым» основаниям применения огнестрельного оружия, предусмотренным в ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции», за 4 года оно применялось 15 раз: 7, 2, 2 и 4 раза в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах соответственно. Данные статистики наглядно свидетельствуют о том, что количество фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции непосредственно против правонарушителей (на поражение) в общей структуре невелико и составляет соответственно лишь 35%, 10%, 8% и 20%, т.е. в среднем 18%. Низкую долю фактов применения огнестрельного оружия по ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» необходимо актуализировать в федеральных масштабах, в случае подтверждения - установить значимые правоохранительные закономерности (в особенности, причины и возможные последствия).

Ранняя диагностика тенденции снижения фактов применения огнестрельного оружия на поражение может способствовать получению таких существенных негативных данных, как снижение уровня профессиональных навыков огневой подготовки, понижение психологической готовности сотрудников полиции к применению оружия на поражение, неуверенность в знаниях правовых основ и порядка применения огнестрельного оружия. Необходимо изучить современную федеральную судебную практику привлечения к ответственности сотрудников полиции за превышение и злоупотребление полномочиями при применении огнестрельного оружия. Если за предшествующие исследованию годы судебная практика против сотрудников полиции увеличивалась, то в данных негативных тенденциях в полном объеме проявляются недо-

статки профессиональной огневой подготовленности сотрудников полиции на современном этапе.

Кроме того, в российской практике имеются примеры, когда мнимые законными факты применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, фактически являющиеся превышением полномочий, широко освещаются в СМИ и профессиональных интернет-блогах, создавая беспочвенную дискуссию о слабой правовой защищенности сотрудников полиции.

Большинству фактов применения огнестрельного оружия по ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» (в отношении правонарушителя) предшествовали предупредительные выстрелы, которые как самостоятельные факты применения огнестрельного оружия в статистике не учитывались, т.к. в таких случаях за предупредительными выстрелами следовали выстрелы в сторону человека (на поражение).

В подавляющем числе случаев применения огнестрельного оружия для остановки транспортных средств они были остановлены, а управлявшие ими и пытающиеся скрыться лица - задержаны. По этому основанию из 33 случаев 18 раз оружие применяли сотрудники ГИБДД, 15 раз сотрудники ОУР, УУП, ОВО, ППСП, ДЧ и других служб.

Опасные животные обезвреживались, как правило, выстрелами в воздух, в сторону животных или по самим животным 8 раз (в 2014 году применение огнестрельного оружия по данному основанию не зафиксировано).

В рассматриваемый период в РТ вооруженные сотрудники полиции при исполнении служебных обязанностей с применением огнестрельного оружия 24 раза, защищая себя, отражали угрозы или попытки нападений, некоторые из которых были сопряжены с насилием, опасным для их жизни или здоровья, угрозами применения такого насилия или попытками завладения огнестрельным оружием полиции. Из 24 таких посягательств 12 были пресечены предупредительным выстрелом в безопасное направление. Таким образом, 12 нападавшим были сохранены их здоровье или даже жизнь. В этих случаях для прекращения противоправных посягательств в рамках исполнения принципа минимизации причиняемого вреда хватало «предупредительной» демонстрации намерений - в случае необходимости применить оружие на поражение.

Фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции для защиты другого лица от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для его жизни или здоровья, за указанный период не выявлено. Также не выявлено ни одного факта применения огнестрельного оружия для задержания лица, застигнутого при совер-

шении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.

При изучении практики применения огнестрельного оружия нельзя не отметить обратную проблему, связанную с неприменением огнестрельного оружия в ситуациях, когда оно могло, тактически должно было быть применено или должно быть применено раньше (быстрее), интенсивнее, иным способом или по иному основанию. Большинство исследований среди основных причин неприменения огнестрельного оружия в таких ситуациях выделяют причины общей профессиональной некомпетентности, психологической неготовности (страха) в применении огнестрельного оружия, проявления неуместного гуманизма, нарушения мер личной безопасности, боязнь негативных юридических последствий и другие. В общем виде такие ситуации могут характеризовать недостаточную правоохранительную профессионально-специализированную компетентность в применении огнестрельного оружия в законно оправданных целях.

В подобных ситуациях, исходя из анализа оценки обстановки и с соблюдением мер личной безопасности, сотрудникам полиции рекомендуется на законных основаниях, используя заблаговременно отработанную тактику, решительно и принципиально пресекать попытки посягательств на собственные честь, здоровье и жизнь, а также попытки завладения огнестрельным оружием. При этом строго помнить о запретах и ограничениях при применении огнестрельного оружия.

За исследуемый период в 12 из 24 рассматриваемых случаях опасных нападений на вооруженных сотрудников полиции им, после предупредительных выстрелов, пришлось стрелять на поражение (некоторые из нападавших получили смертельные ранения).

Кроме случаев применения служебного (табельного) огнестрельного оружия, сотрудниками полиции в РТ применялось личное огнестрельное оружие самообороны ограниченного поражения («травматическое») оружие. Во всех случаях личное оружие применялось по правовым основаниям и в порядке, предусмотренными ФЗ «О полиции». Все такие факты вошли в общую статистику.

Из указанных положительных фактов может следовать вывод, что после тщательной проработки вопроса, комплексной объективной проверке профессиональной готовности (компетентности) к применению огнестрельного оружия, многим сотрудникам полиции в РТ, несущим службу на «передовой»

линии конфронтации с преступностью, можно рекомендовать к постоянному ношению служебное огнестрельное («травматическое») оружие ограниченного поражения или оружие самообороны. К числу таких сотрудников могут быть отнесены те, в должностные полномочия которых входит производство административного или уголовно-процессуального задержания. Результативное применение такого оружия может благоприятно отразиться на обеспечении личной безопасности сотрудников полиции и оперативной обстановке в республике.

Кроме случаев применения сотрудниками полиции короткоствольного огнестрельного оружия (пистолетов) за 4 года зафиксировано 3 факта применения боевого ручного стрелкового средне-ствольного служебного оружия (автоматов).

В целях качественной огневой подготовки сотрудников полиции, за которыми закреплено служебное среднествольное огнестрельное оружие, учебные стрельбы из автоматов должны проводиться с ними в тех же объемах, в каких проводятся учебные стрельбы из пистолетов в рамках профессиональной служебной огневой подготовки с сотрудниками, за которыми закреплено короткоствольное огнестрельное оружие. В случае отсутствия необходимых тиров или стрельбищ должны организовываться специализированные учебные сборы в объемах часов, предусмотренных для служебной огневой подготовки за период, в который учебные стрельбы из автоматов не осуществлялись.

В связи с этим в органах внутренних дел должна существовать необходимая материальная база: крытые крупные и протяженные тиры и загородные автоматные стрельбища, соответствующие современным требованиям.

При отсутствии в субъекте РФ защищенных стрельбищ повышенной протяженности и площади (многофункциональных стрелковых полигонов) целесообразно создать их в образовательных организациях системы МВД России и указанные учебные сборы проводить на их базе. Подобные полигоны и стрельбища также могут использоваться, например, для служебной подготовки сотрудников, командируемых в СКР.

Следует отметить, что за исследуемый период в РТ не зафиксировано ни одного случая приме -нения огнестрельного оружия женщинами-сотрудницами полиции. Даже без учета уровня компетентности женщин-сотрудниц полиции в области огневой подготовки, предположим, что такой результат статистики является следствием устоявшихся специфичных особенностей использования женского труда в полиции: без физических нагрузок, без выдачи огнестрельного оружия и с меньшим риском для здоровья и жизни

женщин-полицейских. В случае подтверждения аналогичных статистических результатов на федеральном уровне это может натолкнуть на мысль о присутствии элементов нерациональности затрат (боеприпасов, финансовых, трудовых, временных) в служебной огневой подготовке около 170 тысяч человек, или 20% сотрудников ОВД.

Действующее Наставление по физической подготовке сотрудников ОВД дифференцированно подходит к определению профессионально-специализированной физической компетентности сотрудников ОВД в зависимости от их возраста и пола.

Целесообразно аналогично дифференцировать подходы к определению профессионально-специализированной компетентности в применении огнестрельного оружия, установленные для сотрудников полиции, но не по возрастному, а по гендерному признаку - в зависимости от пола сотрудника ОВД. Необходимо сделать огневую подготовку обязательной только для тех женщин-сотрудниц, за которыми закреплено оружие и которые допущены к службе с ним. В перспективе такой подход можно распространить на всех сотрудников ОВД, которым профессиональные навыки стрельбы из огнестрельного оружия по роду службы не нужны.

В связи с этим можно предложить развивать в МВД России компетентностно-потребительский подход к профессиональной служебной огневой подготовке, т.е. развивать такие компетенции только у тех сотрудников, которые приказом начальника ОВД допущены к службе с огнестрельным оружием, которым навыки огневой подготовки действительно необходимы. Установив дополнительную ежемесячную надбавку к должностному окладу за практическое несение службы с огнестрельным оружием в зависимости от индивидуального уровня профессионально-специализированной компетентности (результативности сдачи нормативов и контрольных стрельб), можно эффективно регулировать профессиональный уровень сотрудников ОВД на основе личной заинтересованности.

В зарубежных странах в отношении текущей (непрерывной) профессиональной подготовки, осуществляемой в процессе служебной деятельности в практических подразделениях, принята

личной заинтересованности: без обязательных к посещению занятий (проводимых в служебное время), без сопутствующего документооборота. Такая модель основана на объективной оценке индивидуальных профессионально-компетентност-ных качеств, от которых зависят объем служебных полномочий (без достаточного уровня полицейский не получает допуск к самостоятельной службе на улице) и уровень денежного довольствия.

Основной целью образовательной деятельности в области огневой подготовки в системе МВД России должно стать создание условий и механизмов, обеспечивающих формирование и развитие у сотрудников полиции правоохранительно-ситу-ативных профессионально-специализированных компетенций в области правомерности и эффективности применения огнестрельного оружия, а также в области обеспечения собственной личной безопасности при выполнении служебных задач с огнестрельным оружием.

Если рассматривать отечественную педагогическую технологию как совокупность знаний, форм, методов, приемов, процессов, направленных на достижение педагогических целей, а также технологию, неразрывно связанную с диагностикой полученных результатов и системой профилактики затруднений и рациональной кор-рекционной работы с обучаемыми, то проведение широкомасштабного исследования, подобного данному, но уже на общефедеральном уровне, на современном этапе особенно актуально и будет способствовать дальнейшему повышению уровня профессиональной служебной огневой подготовки сотрудников российской полиции.

В данной работе были рассмотрены лишь некоторые актуальные вопросы практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, часть из проблемных вопросов необходимо обсуждать «за закрытыми дверями». Безусловно, такие актуальные вопросы должны подвергаться систематическому и непрерывному анализу, дискуссионным обсуждениям теоретиков и практиков в формате научно-представительских мероприятий с привлечением внимания общественных организаций, граждан и средств массовой информации.

модель самостоятельной подготовки на основе

список литературы

¡.Практика применения огнестрельного оружия сотрудниками МВД России на территории Республики Татарстан за 2011-2013 годы.

2.В Нижегородской академии МВД России состоялось открытие комплекса интерактивных тиров и полигонов специальной подготовки // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://52.mvd.ru/news/item/882566 (дата обращения: 29.08.2014).

3. Вызулин Е.А. 20-летие российского законодательства и регламентация пределов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при пресечении посягательств на жизнь и здоровье граждан // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. J№ 1 (25). С. 349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.