Научная статья на тему 'Особенности профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения (на примере Краснодарского края)'

Особенности профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1470
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / профессиональные компетенции / применение полицией физической силы / специальных средств и огнестрельного оружия / практика применения мер непосредственного принуждения / professional training / professional competences / coercive force / special means and firearms used by police / practice of using coercive force

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвин Дмитрий Владимирович, Лупырь Валерий Григорьевич

В статье проводится анализ эмпирических данных практики применения мер непосредственного принуждения, выявляются характерные особенности и недостатки профессиональной подготовки сотрудников полиции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, формулируются предложения по совершенствованию соответствующих профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Литвин Дмитрий Владимирович, Лупырь Валерий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of police officers’ professional competence in using coercive force (exemplified by Krasnodar krai)

The article analyses empirical data of using coercive force, reveals characteristic features and disadvantages of the police officers’ professional training in using coercive force, special means and firearms. The authors formulate recommendations on improving related professional competences.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения (на примере Краснодарского края)»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Д. В. Литвин, В. Г. Лупырь

В статье проводится анализ эмпирических данных практики применения мер непосредственного принуждения, выявляются характерные особенности и недостатки профессиональной подготовки сотрудников полиции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, формулируются предложения по совершенствованию соответствующих профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; профессиональные компетенции; применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; практика применения мер непосредственного принуждения.

Криминогенной обстановкой в Российской Федерации обусловлены многие случаи гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей. Причем эти цифры (рис. 1) часто превышают число применения огнестрельного оружия сотрудниками. Статистические данные, обнаруженные в открытых источниках, свидетельствуют, что в количественном отношении факты гибели сотрудников полиции находятся в близких границах с применением ими огнестрельного оружия или даже превосходят их. Диапазон рассматриваемых данных существенно не менялся на протяжении последних пятнадцати лет.

Выполняя оперативно-служебные задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, сотрудники органов внутренних дел постоянно взаимодействуют с гражданами в условиях латентной агрес-

450

сии, неочевидности угрозы и высокой ответственности за применение мер принуждения. Эти обстоятельства должны определять особенности профессиональной компетентности сотрудника полиции, содержание его профессионального образования 1. Однако в действительности условия, в которых происходит применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, часто являются для сотрудника экстремальными, поскольку связаны с возникновением реальной угрозы его здоровью или жизни. Оттенок беспомощности и неизбежности катастрофических последствий, которыми пронизаны характеристики термина «экстремальная ситуация», не соответствует социальному назначению и обязанностям полиции. Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» 2, право сотрудника на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия связано с необходимостью проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в определенных условиях.

Готовность сотрудника полиции к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — значительный компонент его профессиональной компетентности. Несоответствие уровня подготовки требованиям практической деятельности порождает не только психологические барьеры при применении мер непосредственного принуждения, но и боязнь правовых последствий, приводит к тактическим просчетам, к гибели и ранениям сотрудников.

Проблема профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия широко представлена в научной литературе. Большая часть исследований выполнена в рамках юридической науки, в них анализируются вопросы совершенствова-

О И н и и V й

к &

400 350 300 250 200 150 100

410

3 я • « . 344 366 349 348

" * 1 ' • . - ^ 3 06 „ - " * - - 3. 22

258

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Погибшие при исполнении служебных обязанностей

- - Случаи применения оружия

Рис. 1. Применение огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел и количество погибших сотрудников при исполнении служебных обязанностей в Российской Федерации в 2008-2013 гг. 3

ния законодательных механизмов, сопровождающих применение огнестрельного оружия и физической силы (А. И. Каплунов, С. Ф. Милюков, Н. И. Уткин, Б. П. Кон-драшов, Ю. П. Соловей и др.). Успешно разрабатываются вопросы психологической готовности и психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях (В. А. Иванов, В. С. Новиков, А. И. Папкин, В. Н. Смирнов, И. И. Пацакула, Г. С. Чов-дырова и др.). Работы, выполненные в рамках педагогической науки, освещают преимущественно методические аспекты отдельных составляющих подготовки к мерам непосредственного принуждения — огневой, физической, тактико-специальной подготовки (В. А. Торо-пов, А. А. Хвастунов, С. Г. Горбенков и т. д.). Педагогические проблемы совершенствования профессиональной служебной подготовки сотрудников полиции на основе эмпирических данных применения мер принуждения в научной литературе рассматриваются лишь эпизодически. Интересно исследование З. И. Тагирова, который предлагает ввести коэффициент «применяемости» огнестрельного оружия как универсальный удельный показатель различных зависимостей, связанных с количеством фактов его применения. Автор рассматривает территориально распределенную динамику применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в сравнении с общим уровнем преступности, тяжкой и особо тяжкой преступностью 4.

Для получения общего представления о применении сотрудниками полиции мер непосредственного принуждения в Российской Федерации мы провели контент-анализ, объектом которого выступил официальный печатный орган Правительства Российской Федерации — «Российская газета». Категории анализа — «практика применения физической силы и специальных средств полицией», «применение физической силы и специальных средств полицией» и др. — выявили наличие более 13 тыс. публикаций с 2009 по 2015 гг. Публикации представляли официальные нормативные правовые документы и комментарии к ним, юридическую аналитику и новостные сообщения, посвященные рассматриваемому вопросу в России и за рубежом.

Категория «ранения и гибель сотрудников полиции» насчитывает порядка 9,5 тыс. публикаций, после отсева материалов со смежными признаками их осталось около 500. Нами получен массив информации с фактами гибели и ранений сотрудников полиции, неправомерного применения физической силы или огнестрельного оружия. Среди них — 125 случаев гибели и огнестрельных ранений сотрудников, 8 касались завладения их огнестрельным оружием, 138 — применения насилия в отношении сотрудников полиции, в том числе с использованием холодного оружия или подручных средств.

Исследование средств массовой информации выявило особенность — в последние годы участилось оказание сотрудникам полиции силового сопротивления при пресечении административных правонарушений на фоне алкогольного опьянения и оскорблений в их адрес. В настоящее время холодное оружие выступает в каче-

стве аргумента в спорах не менее часто, чем использование травматических пистолетов. Примерно 36% убийств совершается с применением огнестрельного оружия, в 32% случаев —холодного 5 . Аналитических материалов практики применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции или статистических данных по данному вопросу не выявлено.

По данным статистических отчетов, в 2013 г. было зарегистрировано 199 преступлений, связанных с применением насилия в отношении представителей власти (ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации 6 от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ), 3 преступления — с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), 167 — с оскорблением представителя власти (ст. 319 УК РФ) 7.

В 2014 г., согласно изученным источникам, в Краснодарском крае сотрудники полиции при выполнении служебных обязанностей 151 раз вынуждены были применять силовые способы задержания правонарушителей и пресечения противоправных действий (рис. 2).

Чаще всего с силовым сопротивлением со стороны правонарушителей сталкивались сотрудники патрульно-постовой службы полиции (ППСП — 39,7%), участковые уполномоченные полиции (УУП — 16,6%), вневедомственной охраны (ОВО — 13,2%), дорожно-патрульной службы (ДПС — 11,9%), оперуполномоченные уголовного розыска (ОУР — 7,9%). Подобное положение дел можно назвать типичным, что соответствует общей статистике применения мер непосредственного принуждения по Российской Федерации. Нападению, как правило, подвергаются сотрудники службы обеспечения общественного порядка — те, кто чаще других входит в непосредственный контакт с лицами, совершающими или только что совершившими правонарушения 8.

В результате оказания силового сопротивления законным требованиям сотрудников полиции в 121 случае (80,1%) последним понадобилось амбулаторное лечение, госпитализированы 11 сотрудников (7,3%), и лишь 19 фактов (12,6%), когда сотрудники не пострадали.

При оказании сопротивления и нападении на сотрудников побои чаще всего наносились руками и ногами, т. е. без использования предметов в качестве оружия. Анализ случаев применения насилия в отношении сотрудников полиции выявил, что в качестве средств посягательства на жизнь и здоровье сотрудников использовались ножи и колюще-режущие предметы (7 случаев), автомобильный и мотоциклетный транспорт (5 случаев), огнестрельное охотничье оружие (2 случая) и проч.

Наибольшее количество фактов оказания силового сопротивления выявлено при пресечении административных правонарушений, в том числе посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а также при задержании лиц, их совершивших (рис. 3). При пресечении правонарушений и задержании лиц за нарушения общественного порядка — ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 9 — сотрудники ППСП, УУП и дру-

гих служб вынуждены были вступать в противоборство с нарушителями 75 раз (49,7%). Нередко правонарушения совершались в состоянии алкогольного опьянения, были сопряжены с неповиновением законному требованию сотрудника полиции (ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ).

Выделим еще одну группу ситуаций оказания силового сопротивления сотрудникам полиции при выполнении ими служебных задач — пресечение административных правонарушений и задержание лиц, их совершивших, в области дорожного движения (11 случаев — 7,3%). Невыполнение водителем транспортного средства требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ) пять раз сопровождалось применением силы. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ), — 3 случая. Агрессия по отношению к сотрудникам полиции проявлялась при пресечении таких деяний, как нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, превышение установленной скорости движения, невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием и т. д.

К иным ситуациям противодействия полиции при выполнении оперативно-служебных задач относятся факты, не вошедшие в основные группы. К ним можно отнести рейдовые мероприятия, подворовый обход

И «в

13

о и н и и V й к

¡13

70

60

50

40

30

20

10

60 (39,7%)

25

(16,6%) 20

и сбор материала (УУП). В трех подобных случаях сотрудникам оказывалось сопротивление, во время санкционированного обыска — дважды (ОУР, УУП).

В качестве особой группы ситуаций противодействия сотрудникам полиции можно выделить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске за совершение преступлений. В количественном отношении число задержания лиц в связи с уголовными преступлениями, естественно, уступает фактам, связанным с административными правонарушениями, однако по степени опасности значительно превосходят их. Сотрудники полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю в 20 случаях (13,2%) вынуждены были применить силовые способы задержания. Чаще всего основания применения силовых способов принуждения при задержании возникали у сотрудников уголовного розыска.

В целом полученное представление об обстоятельствах оказания силового сопротивления сотрудникам полиции по Краснодарскому краю соответствует общеизвестной практике. Так, Л. А. Воробьева указывает, что большинство сотрудников полиции ряд служебных задач относят к тем, решить которые невозможно без применения физической силы. Например, пресечение сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; задержание лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться; пресечение беспорядков, совершае-

7

(4,6%)

(2,0%)

(1,3%) (0,7%)

(0,7%)

11

(0,7%) (0,7%)

ППСП УУП ОВО ДПС УР ПДН ЭБиПК ИАЗ ДЧ ЭКЦ ОМОН СОБР

ГИБДД

Рис. 2. Распределение случаев оказания сотрудникам полиции силового противодействия при выполнении служебных обязанностей по подразделениям ГУ МВД России по Краснодарскому краю, 2014 г.

3

2

1

1

0

мых большой группой лиц; доставление задерживаемых лиц в ОВД, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, причинить вред окружающим или себе, оказывают противодействие сотруднику полиции 10.

Исследование фактов применения полицией физической силы и специальных средств при выполнении служебных задач выявило большой процент пострадавших сотрудников в результате оказанного сопротивления (более 87%). На первый взгляд, такие цифры свидетельствуют о низком уровне профессиональной готовности. Однако анализ полученных травм показывает значительную долю закрытых механических повреждений различной степени тяжести — гематомы, ссадины, ушибы, растяжения, вывихи — 72,4%. Обосновывая правомерность применения физической силы, сотрудники обращаются за медицинской помощью при незначительных повреждениях (царапины, ссадины и т. д.). Данное обстоятельство указывает на особое внимание к правовым последствиям применения мер непосредственного принуждения.

Вместе с тем инцидент оказания сопротивления сотруднику подразумевает потенциальную опасность, поскольку имеет ситуативную природу. В практике велика доля серьезных травм головы — сотрясений головного

мозга и иных — 13,5%. Лечение таких повреждений требует, как правило, госпитализации. Кроме того, сотрудникам были причинены укусы — 5,8%, порезы, рваные раны — 3,2%, переломы — 2,6%, рассечения — 2,6%.

Нельзя оставить без внимания факты сопротивления, которые переходили в посягательство на здоровье и жизнь сотрудника с использованием ножей, колюще-режущих предметов, огнестрельного оружия. Сотрудники полиции ограничивались применением мер принуждения, явно не соответствующих степени опасности посягательства, тогда как ч. 3 ст. 19 ФЗ «О полиции» предписывает сотруднику полиции действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

В 2014 г. сотрудники полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю в 30 случаях применяли огнестрельное оружие при выполнении служебных обязанностей (рис. 4).

Учитывая то, что применение огнестрельного оружия является самой жесткой и крайней мерой административного принуждения, затрагивающей высшие человеческие ценности — жизнь и здоровье, анализ ситу-

Иные

Доставление (в отдел полиции, иные учреждения)

Доставление (в отдел полиции, иные учреждения)

Пресечение правонарушений в области дорожного движения

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ) Пресечение потребления алкогольной продукции, появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах (ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ) Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, лиц в розыске по статьям УК РФ

Пресечение мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП)

4

2,6%

I5

3,3'

10 6,6%

13 8,6%

13 8,6%

20 13,2%

10 20 30 Количество ситуаций

40

50

60

70

80

Рис. 3. Ситуации оперативно-служебной деятельности, связанные с оказанием силового противодействия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сотрудникам полиции, 2014 г.

0

аций оперативно-служебной деятельности показал, что в 48,3% случаев оно применялось в связи с пресечением административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в области дорожного движения, а также в связи с задержанием лиц, их совершающих (табл.).

Отметим, что в 7 случаях оружие применялось сотрудниками ДПС для остановки транспортного средства. Причина остановки — отсутствие на автомобилях государственных номеров, отказ водителя выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке, попытка скрыться, угроза жизни и здоровью граждан — п. 1 ч. 3. ст. 23 ФЗ «О полиции». Во всех случаях применялся табельный ПМ. Традиционно для таких ситуаций было произведено значительное количество выстрелов — от 2 до 8. В четырех случаях производились предупредительные выстрелы вверх. В результате применения оружия для остановки транспортного средства путем его повреждения пострадавших нет.

При пресечении правонарушений и задержании лиц за нарушение общественного порядка сотрудники полиции в 7 случаях применяли огнестрельное оружие. В подавляющем большинстве случаев к оружию прибегали сотрудники ППСП (в отдельных случаях — сотрудники ОВО, ДПС) при пресечении правонарушений по ст.ст. 20.1, 19.3 КоАП РФ. При этом производилось от 1 до 3 предупредительных выстрелов (п. 4 ч. 3. ст. 23 ФЗ «О полиции»). Пострадавших среди правонарушителей нет. Сотрудники получали травмы головы (ушибы, сотрясения головного мозга, инородные предметы в глазу), конечностей (порезы, ссадины и т. д.).

Особенности профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

Таблица. Ситуации оперативно-служебной деятельности, в которых сотрудники полиции применяли огнестрельное оружие, 2014 г.

14

12

10

12

(40,0%)

Ь 8

£ 6

£ 4

ППСП ДПС УУП УР ОВО ПДН

Рис. 4. Применение огнестрельного оружия подразделениями ГУ МВД России по Краснодарскому краю, 2014 г.

Ситуации Количество случаев

Пресечение административных правонарушений 14 (48,3%)

Задержание в связи с уголовными преступлениями 8 (27,6%)

Обезвреживание животного 5 (17,2%)

Иные 2 (6,9%)

1. Анализ практики применения мер непосредственного принуждения показал, что дихотомия принципов действий сотрудника полиции «правомерность-эффективность» в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия нуждается в дополнении принципом безопасности. Триада «правомерность-эффективность-безопасность», на наш взгляд, должна выступать неотъемлемым элементом профессиональной компетентности сотрудника полиции в регламентирующих нормативных и программных документах.

Сотрудник полиции должен быть готов к максимально возможным вариантам развития событий в ситуациях применения мер непосредственного принуждения, а также к адекватным действиям в ответ. Под адекватными следует понимать действия, обладающие следующими неотъемлемыми свойствами:

— безопасные — для самого сотрудника, его коллег, а также для сторонних граждан, не являющихся непосредственными участниками инцидента;

— правомерные — в соответствии с основаниями, в порядке и с учетом ограничений при применении мер непосредственного принуждения, предписанными нормами права;

— эффективные — с использованием оптимальных средств и способов реализации мер принуждения в виде обоснованных и грамотных технико-тактических действий при применении физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

2. Изучение обстоятельств, в которых сотрудникам полиции оказывалось сопротивление и в которых сотрудники получали травмы различной степени тяжести, показало, что такие ситуации происходят в повседневной оперативно-служебной деятельности, а не в каких-либо особых условиях. Противоборство с нарушителями права — атрибут деятельности сотрудника полиции, неотъемлемый элемент службы. Если все обстоятельства, в которых сотруднику органов внутренних дел оказывается силовое или вооруженное сопротивление, будут пониматься им как экстремальные, то мы вынуждены утверждать, что ситуация становится экстремальной в силу личного восприятия сотрудником таковой, что обусловлено уровнем его профессиональной компетентности.

Конечно, применение мер непосредственного принуждения связано с проявлением агрессии в условиях деструктивного поведения, риска для физического здоро-

2

0

вья и жизни самого сотрудника. Физическая сила в отношении правонарушителя и табельное огнестрельное оружие применяются при наличии реально действующей угрозы. Однако не все сотрудники ОВД, выполняющие служебные обязанности с оружием, осознают это и внутренне допускают вероятность возникновения подобной ситуации.

Как следствие, субъективная неготовность и внутреннее неприятие сотрудником полиции ситуаций применения мер непосредственного принуждения, возникновение сомнений в своей правоте, нерешительность, которые могут привести к трагическим последствиям, говорят о недостатках в профессиональной подготовке конкретного сотрудника полиции.

Показательна в этом отношении основа концепции профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников спецподразделений правоохранительных органов В. Н. Смирнова. Экстремальные условия деятельности сотрудников объективно должны не противостоять им, а определять их профессиональную жизнедеятельность. Сотрудник не только имеет выбор: избежать или принять угрозы, опасности, трудности, но может успешно решать экстремальные оперативно-служебные задачи, относясь к ним как к необходимому элементу своей профессиональной деятельности. Такой вектор подготовки будет направлен не на преодоление «экстремальности», а на ее познание (оценку), осмысление и преобразование 11. Иными словами, стрессоген-ным моментом является не сама по себе ситуация, а отношения в этой ситуации между мотивами и возможностями субъекта действовать адекватно им.

Сотрудник полиции должен понимать, что риск получения травмы, телесных повреждений всегда присутствует в его повседневной деятельности. Условия, характеризующиеся наличием потенциальной или реально действующей угрозы здоровью или жизни сотрудника полиции либо граждан, складываются мгновенно, развиваются стремительно и несут тяжелые последствия при несоответствующих действиях. Подготовка к действиям в подобных условиях составляет значимый предмет раздела профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников.

3. Исследование практики применения мер непосредственного принуждения показало недостаточный уровень профессиональных компетенций сотрудников полиции в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Требуют совершенствования навыки распознания интенсивности оказываемого сопротивления (типы поведения правонарушителей), навыки управления ситуацией и контроля над правонарушителем в соответствующем уровне применения мер непосредственного принуждения, навыки распознания перехода активного сопротивления в агрессивное и далее — в посягательство на жизнь и здоровье сотрудника полиции и др.

Законодатель не дает и не может дать конкретный и определенный перечень стимулов (поведенческих ак-

тов правонарушителя), которые предопределяли бы применение тех или иных мер принуждения в качестве адекватной ответной поведенческой реакции со стороны сотрудника. Например, рассматривая применение огнестрельного оружия, закон ограничивается лишь исчерпывающим перечнем случаев, которые, наряду с нормами, устанавливающими обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния, выступают в качестве непосредственных правовых оснований применения оружия 12. Согласно В. А. Торопову, усмотрение сотрудника в случаях применения огнестрельного оружия проявляется, прежде всего, в решении вопроса: применять или нет оружие в ситуации, когда для этого имеются законные основания, или же действовать иным способом: применять физическую силу, специальные средства, иные подручные средства 13.

В целях упорядочения и придания процессу принятия решения на применение полицией силы системного характера возникает необходимость разработки и правового закрепления типов поведения правонарушителей на основании интенсивности оказываемого сопротивления, а также уровней применения соответствующих мер непосредственного принуждения.

1 Купавцев Т. С. Обоснование содержания профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Российской федерации // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2012. №10(92). С. 79-85.

2 Далее — ФЗ «О полиции».

3 Купавцев Т. С. Указ. соч.; Смирнов В. Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. 58 с.

4 Тагиров З. И., Габделхаков Б. Х. Некоторые актуальные вопросы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки на основе проблемного анализа современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции (на примере субъекта Российской Федерации — Республики Татарстан) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 3(17). С. 104-111.

5 Устроивший поножовщину в центре Москвы мужчина задержан // Рос. газета. 2014. 19 июня.

6 Далее — УК РФ.

7 Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2011 год : сборник аналитических и информационных материалов. М., 2012. 78 с.

8 Каплунов А. И., Милюков С. Ф., Уткин Н. И. Правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел / под ред. В. П. Сальникова. М., 2004. С. 62.

9 Далее — КоАП РФ.

10 Воробьева Л. А. Психологические факторы незаконного применения физической силы сотрудниками ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 27-39.

11 Смирнов В. Н. Указ. соч. 58 с.

12 Каплунов А. И., Милюков С. Ф., Уткин Н. И. Указ. соч. С. 62.

13 Торопов В. А. Теория и практика эффективного обучения сотрудников органов внутренних дел стрельбе из личного оружия: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.