Научная статья на тему 'О готовности сотрудника полиции к применению огнестрельного оружия'

О готовности сотрудника полиции к применению огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3283
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ВЫСТРЕЛА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ / ТОННЕЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каримов А.А.

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия. В статье дается характеристика факторов, влияющих на готовность сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия. Автор рассматривает механизмы преодоления сбивающих факторов, влияющих на принятие решения сотрудником полиции по применению им огнестрельного оружия, а также возможные пути решения данной проблемы в процессе огневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каримов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О готовности сотрудника полиции к применению огнестрельного оружия»

УДК 378

А.А. Каримов

О ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

ON THE READINEss OF THE pOLicE TO ШЕ FIREARMs

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия. В статье дается характеристика факторов, влияющих на готовность сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия. Автор рассматривает механизмы преодоления сбивающих факторов, влияющих на принятие решения сотрудником полиции по применению им огнестрельного оружия, а также возможные пути решения данной проблемы в процессе огневой подготовки.

Ключевые слова: производство выстрела, меры государственного принуждения, правомерность применения оружия, изменения окружающей обстановки, тоннельное зрение.

The article is devoted to the actual problem of readiness of the police to use firearms. The article describes factors influencing willingness ofpolice officers to use firearms. The author examines mechanisms to overcome the confounding factors that influence the police officer's decision on the application of a firearm, as well as possible solutions to this problem in the process of fire training.

Key words: shot production, measures of state coercion, the legitimacy of the use of weapons, change the environment, tunnel vision.

Проблема применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия является наиболее дискуссионной. В средствах массовой информации широко обсуждаются случаи применения мер государственного принуждения сотрудниками полиции в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности, в том числе в вопросе применения огнестрельного оружия.

Рассматривая проблему готовности сотрудников полиции к производству выстрела из табельного оружия (применения огнестрельного оружия), необходимо учитывать фактор стресса и другие сбивающие факторы, как, например, психологическое давление на сотрудника полиции со стороны сочувствующих правонарушителям, в которых может находиться полицейский [1]. Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», сотрудник должен постоянно оценивать действия правонарушителя, для того чтобы обеспечить пропорциональные ответные действия. Вследствие этого часты случаи неприменения ими огнестрельного оружия в ситуациях, когда оно практически должно было быть применено, так как все основания для этого

имеются. По мнению Д.В. Литвина, В.Г. Лупыря, сотрудник находится в ситуации, которая требует принятия решения, то есть ставит его перед выбором: применять или не применять меру непосредственного принуждения посредством огнестрельного оружия [2, С. 12-16].

По нашему мнению, на готовность сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия влияют два основных фактора: психологический и психофизиологический.

Психологический фактор зависит от двух условий: уверенности стрелка в правоправности своих действий и уверенности полицейского в моральной правоте своих действии, так как психологически трудно стрелять в живого человека, каким бы опасным преступником он ни был. Нажимая на спусковой крючок, сотрудник должен преодолеть психологический барьер и не допустить долгих раздумий - стрелять или не стрелять. Промедление в принятии решения может привести к угрозе жизни и здоровью человека. В таких случаях решающими могут стать доли секунды.

Говоря о психологии применения оружия, следует отметить, что сотрудник полиции дума-

Каримов Альберт Амирович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Восточно-Сибирского института МВД России e-mail: alkar@hotbox.ru © Каримов А.А., 2017

Статья получена: 27.07.2016. Статья принята к публикации: 07.02.2017. Статья опубликована онлайн: 20.03.2017.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(27)2016

ет не только о защите себя лично, но и о защите граждан. И стратегия поведения в том и другом случае может существенно отличаться. С одной стороны, сотрудник, как любой человек, испытывает определенную степень страха перед угрозой; с другой - не должен показывать свой страх. По мнению А. Скачкова, известного исследователя в области психофизиологии, «...это и правильно, если различие в стратегии поведения зависит от объективных факторов, но дело в том, что зачастую поведение сотрудника (как и любого человека) определяется мнением о том, как он должен выглядеть в данной ситуации в собственных глазах и глазах окружающих. Необходимо обратить внимание на этот фактор, так как он может привести к необратимым последствиям» [3].

Второй фактор - психофизиологический определяется реакцией стрелка на раздражитель, а также психомоторными наработками или умениями. По мнению А. Скачкова, человек не в состоянии постоянно находиться в готовности к бою. Внезапное нападение противника дает последнему ключевые преимущества. Изменение уровня готовности также должно стать бессознательной реакцией человека на изменения окружающей обстановки. Для того чтобы человек осознал какой-либо элемент действительности, необходимо, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, механическая, электрическая или электромагнитная) была достаточной, чтобы стать стимулом, т.е. возбудить какой-либо рецептор. Когда в нервных окончаниях одного из органов чувств возникнут электрические импульсы, начинается процесс ощущения. Первичный анализ стимула и кодирование сигнала осуществляют рецепторные клетки, затем закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в спинном и головном мозге.

Если сигнал обусловлен стимулом, угрожающим организму, или адресован вегетативной нервной системе, то происходит рефлекторная реакция, например, рука отдергивается при ожоге, зрачок сужается при ярком свете и т. д. Сигнал доходит до коры головного мозга, который решает, достаточно ли важен сигнал, чтобы его расшифровкой занялась кора. Если сигнал будет важным, произойдёт активность многих тысяч нейронов, которые структурируют и организуют сенсорный сигнал, придают ему смысл. Время прохождения этого пути является временем реакции на стимул.

Многократные повторения одних и тех же действий закрепляются в двигательной памяти человека, и с возникновением определённого раздражителя происходит рефлекторная реакция, т.е. извлечение из памяти двигательного действия на конкретный раздражитель. Если

поставить цель подготовить полицейского к применению огнестрельного оружия, то необходимо тренировать его методом многократных повторений на дистанциях оперативной стрельбы. Например, самозащита с оружием предполагает тренировки в стрельбе на дистанции менее 10 метров, а на практике применение оружия в целях самозащиты происходит чаще всего на дистанции менее 5 метров, даже в упор.

Специфика оперативной стрельбы заключается в том, что времени на выстрел практически нет, и в то же время сотрудник подвергается жесткому физическому и психологическому давлению со стороны одного (и это в лучшем случае) или нескольких преступников (правонарушителей).

Труды В.М. Бехтерева в области рефлексологии и учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности убеждают, что условные, или сочетательные, рефлексы являются главными элементами в природе человеческого поведения, и, оперируя с рефлексами, можно вырабатывать любые формы поведенческой активности [4; 5, С. 35 -62]. Следуя такой постановке вопроса, можно выработать определённую методику подготовки к применению огнестрельного оружия, построенную на проявлениях защитных безусловных рефлексов. Такая методика уже существует в программе подготовки полицейских Израиля.

В огневом противоборстве изменяются восприятие информации, механизм принятия решений, чувствительность к болевым ощущениям и т.д. Возникает «конвульсивная» хватка оружия. Появляется так называемое «тоннельное зрение» - стрелок воспринимает только противника как источник непосредственной опасности, он не в состоянии уловить и понять любую другую информацию. Подавляется деятельность левого полушария головного мозга, ответственного за абстрактно - логическое мышление. Человек становится не в состоянии логически оценить ситуацию и ее развитие, осознанно применить полученные в результате обучения навыки. Следовательно, единственным выходом в такой ситуации может быть применение моторных (технологических) навыков без участия сознания.

Выполняемый прием или последовательность приемов должны стать автоматической реакцией психики полицейского на изменение ситуации. Для этого изучаемый прием должен превратиться в двигательный навык. Установлено, что для превращения какого-либо действия в двигательный навык необходимо выполнить его 3000-5000 раз [6, 7].

В.А. Торопов, Ю.А. Титаренко, рассматривая вопросы «огневой готовности» сотрудника

полиции, установили, что «огневая готовность» должна учитывать психологические особенности сотрудников [8].

Изучение особенностей личности обучаемого и протекания у него психологических процессов во время подготовки и выполнения выстрела из боевого оружия, по мнению Н.В. Малышева, Л.А. Низковой, является одним из важнейших условий готовности к применению огнестрельного оружия сотрудниками полиции [9]. По их мнению, качество стрельбы, вне зависимости от того, в какой ситуации она производится, имеет единую основу: существует определенная зависимость результатов стрельбы от особенностей психики человека.

Ю.А. Титаренко, исследуя стрельбу в экстремальных условиях, считает, что стрельба в чрезвычайных обстоятельствах требует от полицейского исключительно быстрой перестройки психологической деятельности на фоне возникшего эмоционального напряжения. Применение огнестрельного оружия предъявляет самые высокие требования к эмоционально-волевым качествам личности, к основным нервным процессам.

А.А. Шикин выделяет состояние внутренней готовности стрелка в самостоятельный формируемый навык. Этот навык, по его мнению, позволяет добиться стабильных результатов стрельбы, с исключением чередований от занятий к занятию или от упражнения к упражнению разительных скачков в результатах. Подобная нестабильность в отсутствии по-настоящему закрепленных навыков объясняется А.А. Шикиным именно недостаточным психологическим настроем [10, С. 63].

Следует вывод, что психологический и физиологический факторы существенно влияют на уровень состояния стрелка и способствуют реализации наиболее совершенной техники стрельбы для поражения цели в сложной и напряженной обстановке, в стрессовых ситуациях.

В результате исследований учёные пришли к выводу о необходимости воспитания психологической и эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях при применении оружия [1]. Такая подготовка осуществляется в спецподразделениях внутренних войск России и позволяет воспитывать невосприимчивость к виду крови, ранениям, другим повреждениям человека. Она способствует решительным и верным действиям сотрудника не только при принятии решения на поражение правонарушителя, но и при последующих действиях после применения оружия (разряжения оружия, оказания первой медицинской помощи пострадавшему, обеспечению охраны погибшего и т.д.).

Задержание правонарушителей (преступников) является частью правоохранительной дея-

тельности сотрудников полиции (в особенности сотрудников ППС и уголовного розыска), требует от них решительных действий. Возникает необходимость воспитания у полицейских готовности к успешным действиям в оперативно-служебной обстановке, в условиях опасной ситуации. Они должны уметь мгновенно оценивать обстановку, принимать необходимые меры, управлять своим поведением и предвидеть изменения ситуации.

В ряде исследований было установлено, что сотрудник, владеющий приёмами идеомоторики, имеет возможность в любой обстановке поддерживать и совершенствовать техническую огневую подготовленность, отрабатывать мышечно-двига-тельные и другие представления, тренируя внимание, необходимое для результативной стрельбы. Исследователь Торопов В.А. уточнил определение идеомоторной тренировки стрелка - «это мысленное воспроизведение изученных приемов и действий, направленное на закрепление двигательных навыков, поддержание состояния готовности выполнять упражнения» [8].

В условиях лимитированного снабжения боеприпасами, а иногда за их отсутствием, иде-омоторная тренировка может способствовать повышению эффективности обучения стрельбе. Например, в США при обучении полицейский делает 140-160 выстрелов в день, агент ФБР - 2200 выстрелов за 16-недельный курс обучения, во Франции при обучении жандарм делает 5400 выстрелов в год [11]. В образовательных организациях МВД России курсант производит около160 выстрелов в год.

Оперативно-служебная деятельность сотрудников полиции характеризуется не только самостоятельными, но и коллективными действиями. В своих исследованиях А. Ларин указывает на неумение сотрудников полиции действовать в составе групп задержания, на несогласованность их действий при осмотре помещений, задержании и осмотре правонарушителей. Возникает острая необходимость улучшения подготовки сотрудников к действиям в составе групп захвата (задержания) [12].

По мнению А.А. Потапова, сотрудник полиции должен уметь использовать инстинктивный вариант стрельбы от бедра (пояса) на коротких дистанциях (до трех метров), т.е. стрельбу без прицеливания. Такой вариант стрельбы наиболее эффективен при осмотре помещений, так как при других изготовках в ограниченном пространстве с большим количеством перегородок и дверных проемов правонарушитель может неожиданно выбить оружие из рук сотрудника [13]. Наличие у последнего навыков интуитивной стрельбы жизненно важно, но данный вопрос даже не рассма-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(27)2016

тривается при обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Это связано с тем, что полицейский (в отличие от правонарушителя) должен строго соблюдать требования законодательства и не применять оружие, если не уверен в правомерности его применения. Кроме того, меры безопасности при выполнении оперативно-служебных задач исключают применение оружия в подобных ситуациях, так как данное действие исключает случайное поражение посторонних граждан и самого сотрудника полиции от рикошета пули. При организации обучения таким методом сотрудник вынужден действовать нестандартно, по типу условного рефлекса, что адаптирует его к будущей профессиональной деятельности. Как правило, обучение интуитивной стрельбе преподается как спецкурс для сотрудников спецподразделений.

К необходимым профессиональным компетенциям в огневой подготовленности сотрудников полиции относятся способность применять огнестрельное оружие в любое время года и в условиях ограниченной видимости. Данное положение особенно актуально для регионов с преобладанием среднегодовых отрицательных температур, а также для регионов Сибири, Крайнего Севера и приравненных к ним территориям, в которых зимой средняя температура воздуха бывает ниже - 25°С.

Анализ практики применения оружия сотрудниками полиции, проведенный А.Р. Косиковским, З.И. Тагировым, позволяет сделать вывод о том, что чаще всего (76% случаев) оружие полицейскими применяется в темное время суток, с 20.00 до 2.00 часов [14]. Эти факты подтверждают мнение о необходимости обучения сотрудников полиции стрельбе в условиях ограниченной видимости

(сумерки, туман, лунная ночь), которые уже сами по себе являются сбивающими факторами [1].

В настоящее время сотрудники полиции обучаются применять огнестрельное оружие в «идеальных» условиях: психологическое спокойствие, хорошая освещенность, отсутствие опасности, статичная «грудная» мишень, удобное расположение оружия, использование средств защиты слуха. Но в ходе оперативно-служебной деятельности полицейских условия применения огнестрельного оружия значительно отличаются от стрельбы в тире. Кроме того, все упражнения для обучения и контроля уровня огневой подготовки сотрудников полиции созданы без учета особенностей применения огнестрельного оружия при несении службы в составе наряда (группы).

По нашему мнению, готовность сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия необходимо тренировать на занятиях многократными повторениями одних и тех же действий (ситуаций) при сбивающих факторах: стрельба при плохом освещении, после физических упражнений, в условиях психоэмоционального воздействия на стреляющего и т.д. [15].

Таким образом, теоретические знания возможностей своего оружия, психоэмоциональная устойчивость к стрессовой ситуации, которая проявляется в реальном огневом столкновении с правонарушителем (преступником), эффективная техника скоростной стрельбы, наработанная до мышечного запоминания, реакция полицейского на раздражитель, отработанная до безусловного рефлекса, и правовая убежденность в правоте своих действий, должны стать основой в готовности применения сотрудником полиции огнестрельного оружия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Константинов В.Н. Научная организация и построение учебно-тренировочного процесса в практической стрельбе (на примере образовательных учреждений МВД России): монография. Иркутск : ВСИ МВД России, 2012. 120 с.

2. Литвин Д.В., Лупырь В.Г. Формирование у слушателей вузов МВД России профессиональных компетенций правомерного применения огнестрельного оружия в ходе оперативно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3(54).

3. Скачков А. Самоучитель пистолетчика по бесприцельной, инстинктивной, динамической стрельбе в защитном движении. М. : Издательский дом «Техника молодёжи», ООО «Восточный горизонт», 2004.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. : Воронеж 1996.

5. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973.

6. Schmidt R. A., Lee T. D. Motor Control and Learning. Human Kinetics, 2005.

7. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России : учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.М. Струганов. Иркутск : ВСИ МВД России, 2015. 104 с.

8. Торопов В.А. Учись владеть пистолетом в реальных условиях. М. : Объединённая редакция МВД

России, 2003.

9. Малышев В.А. Основы стрельбы из служебного пистолета. Л.,1988.

10. Шикин А. Условия для производства точного выстрела и особенности боевой стрельбы // Боевое искусство планеты. 2001. №2.

11. Суарес Г. Тактическое преимущество / пер. с англ. К Ткаченко. М. : Фаир-Пресс, 2003. 224 с.

12. Ларин А. Стрелковая подготовка сотрудников спецподразделений : базовый курс. М. : Фаир-Пресс, 2000.

13. Потапов А. Приёмы стрельбы из пистолета : Практика СМЕРШа. М. : Фаир-Пресс, 2002.

14. Косиковский А.Р., Тагиров З.И. Проблемный анализ современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и некоторые актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки (по материалам Республики Татарстан) // Труды Академии управления МВД России. 2015. №4 (36).

15. Каримов А.А. Особенности техники стрельбы из пистолета с элементами тактико-специальной подготовки : учеб. пособие. Иркутск : ВСИ МВД России, 2005. 68 с.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Хуснетдинов Г.Р.

Огневая подготовка : учебное пособие / Г.Р. Хуснетдинов, Е.Н. Карпов. - Казань : КЮИ МВД России, 2016. - 160 с.

Учебное пособие разработано в соответствии с программой и тематическим планом изучения дисциплины «Огневая подготовка».

В учебном пособии обобщен материал для изучения материальной части стрелкового оружия и гранат. Изложены приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия, условия выполнения упражнений стрельб из стрелкового оружия, требования безопасности при проведении стрельб.

Учебное пособие предназначено для курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.