ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and methods of professional education
УДК 377/378 © Н. И. Иоголевич, В. А. Иоголевич, С. И. Иванова, 2018
Развитие системы оценки профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов
Иоголевич Наталья Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета Тюмень, Россия. e-mail: [email protected]
Иоголевич Владимир Александрович,
кандидат технических наук, доцент, начальник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Тюмень, Россия. e-mail: [email protected]
Иванова Светлана Ивановна,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России Тюмень, Россия. e-mail: [email protected]
Модернизация системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел (ОВД) связана с переходом на новую образовательную парадигму, а именно — компетентностный подход. В современных условиях профессиональное выполнение служебных обязанностей предполагает наличие у полицейского сформированных компетенций, перечень и содержание которых представлены в соответствующих нормативных документах, касающихся профессиональной подготовки кадров ОВД. Одной из серьезных проблем реализации компетентностного подхода является отсутствие разработанных процедур диагностики и контроля результатов обучения и, как следствие, нормативно закрепленной системы оценки компетенций. В современном образовании для оценки сформированности компетенций используют комплексные полидисциплинарные контрольные задания, имитирующие элементы профессиональной деятельности, «компетентност-ную аттестацию студента», рейтинговую систему оценки уровня освоения дисциплин, метод взвешенных оценок. Однако в условиях краткосрочного обучения в силу ряда причин они не всегда могут быть применимы. Поэтому в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России используются практико-ориентированные (активные) методы обучения, которые одновременно могут выступать и как методы оценки сформированных компетенций.
Ключевые слова: подготовка кадров; органы внутренних дел; компетенции; оценка профессиональных компетенций; олимпиада.
Для цитирования: Иоголевич Н. И., Иоголевич В. А, Иванова С. И. Развитие системы оценки профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 60-67.
Реформа отечественного образования, осуществляемая в настоящее время, явилась основой для модернизации системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел (далее — ОВД), ее совершенствования и приведения в соответствие с «социальным заказом» — подготовкой квалифицированных сотрудников, понимающих суть своей деятельности и осознающих ее смысл, готовых действовать в нестандартных ситуациях,
нести ответственность за принятые решения и осуществляемые действия, ориентированных на саморазвитие, самообразование. Переход от традиционного к компе-тентностному подходу, принятому в качестве одного из оснований обновления российского образования, позволяет осуществить подготовку таких работников .
На нормативно-правовом 1 и формально-методическом уровнях 2 обозначены стратегические цели и задачи в
1 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 ; О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ . Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .
2 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р . URL: Ы1:р://минобрнауки.рф/документы/4952/файл/3922/
области профессионального обучения (подготовки) сотрудников ОВД . Профессиональная деятельность сотрудников полиции жестко регламентирована законодательством Российской Федерации 3, поэтому ее осуществление требует наличия у полицейского сформированных компетенций, предполагающих не только профессиональные знания, умения и навыки, но и определенный уровень развития профессионально значимых личностных качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей [1, с. 331-332; 2; 3, с. 174-176; 4, с. 50-54].
В настоящее время компетентностный подход в образовании, основанный на ключевых компетенциях, становится преобладающим и в системе профессионального образования (подготовки) сотрудников полиции [5-9]. Профессиональная подготовка полицейских является предметом исследования и зарубежных ученых [10-15].
Несмотря на огромное внимание к реализации ком-петентностного подхода в системе российского образования, многие вопросы остаются дискуссионными, один из ключевых — неоднозначность трактовки в научной и психолого-педагогической литературе базовых понятий «компетенция» и «компетентность» и их соотношения. Как было отмечено ранее, данные понятия, хотя и связаны между собой, являются самостоятельными [16, с. 133-134; 17, с. 28-30; 7; 18, с. 76-79].
Проведенный анализ подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность» позволяет сделать вывод, что компетенции представляют собой социальную модель желаемого результата профессиональной подготовки обучающегося и отражают требования к знаниям, умениям, навыкам, способностям, личностным качествам работника, выполняющего определенную деятельность Понятие «компетентность» подразумевает характеристику субъекта деятельности, благодаря которой он соорганизует свои и прочие ресурсы по преобразованию ситуаций для достижения поставленных целей Именно такого подхода к содержанию данных понятий мы будем придерживаться в настоящей работе
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности «Правоохранительная деятельность» 4 требования к результатам освоения программы представлены в виде перечня компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника
Кроме того, согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона «О полиции» (далее — Закон о полиции), поступая на службу в органы внутренних дел, будущие сотрудники должны пройти профессиональную подготовку, на которой у них также должны быть сформированы компетенции, необходимые для выполнения служебных обязанностей В настоящее время совокупность требований (перечень сформированных компетенций) к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования «Полицейский» представлена в проекте ФГОС начального профессионального образования профессии «Полицейский», подготовленном авторским коллективом Московского университета МВД России им. В. Я . Кикотя и размещенном на сайте Минобрнауки России для общественного обсуждения 5. В Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в 2016 г. также были подготовлены три примерные программы профессиональной подготовки (лиц рядового и младшего начальствующего состава и лиц среднего и старшего начальствующих составов; впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский») [19, с. 110-114; 20, с. 179-183].
Одной из серьезных проблем реализации компе-тентностного подхода является отсутствие разработанных процедур диагностики и контроля результатов обучения и, как следствие, нормативно закрепленной системы оценки компетенций [21, с. 180; 22, с. 143]. В рамках данного подхода и представленного нами понимания требований к результатам обучения необходимо оценивать не столько знания, умения и навыки обучающихся (которые, несомненно, важны), сколько уровень сформированных у них компетенций, подразумевающих способность и готовность эффективно решать профессиональные задачи в разных, постоянно меняющихся условиях и ситуациях, что обеспечивается за счет сформированных у обучающегося интегративных, в том числе личностных, качеств
PRAVITEL'STVO_ROSSIISKOI_ FEDERACII _FCPRO. doc (дата обращения: 25.07.2017) ; Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .
3 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ ; О службе в органах внутренних дел Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» ; и др .
4 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) : приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2016 г. № 1614 ; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. № 1424 ; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность : приказ Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. № 509. Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»
5 Проект ФГОС начального профессионального образования профессии «Полицейский» . URL: Ы{р://минобрнауки.рф/до-кументы/3082/файл/1784/13.02,19-Проект_ФГ0С_НП0-02-Полицейский . pdf (дата обращения: 25.07.2017).
Цель данной статьи — раскрыть возможности олимпиады и конкурса профессионального мастерства в качестве одного из действенных методов оценки уровня сформированных профессиональных компетенций слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки: лиц рядового и младшего начальствующего состава и лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский»
Несмотря на то что традиционные формы оценки (текущий контроль: тесты, контрольные работы, практика и др . ; промежуточный контроль: экзамены (зачеты) в устной, письменной, тестовой форме; итоговый контроль: итоговая аттестация) в основном ориентированы на диагностику знаний, реже умений и навыков и практически не выявляют уровень сформированности компетенций обучающихся, эти средства оценки используются чаще всего и в настоящее время . Кроме того, уровень сформированности компетенций оценивается, как правило, при прохождении отдельных дисциплин. Однако формирование той или иной компетенции рассредоточено по нескольким дисциплинам (модулям, разделам, темам), которые могут участвовать в формировании нескольких компетенций [23, с. 76]. В соответствии с этим происходит педагогический поиск и апробирование системы, которая позволяла бы оценивать уровень формируемых у обучающихся компетенций с учетом предъявляемых к ним требований .
В современном образовании для оценки сформированности компетенций используют два подхода. Первый предусматривает разработку и использование комплексных полидисциплинарных контрольных заданий, имитирующих элементы профессиональной деятельности [24, с. 106-112; 25, с. 13-18]. Второй предполагает замену традиционных сессий «компетентностной аттестацией студента» [26, с. 11-18]. На наш взгляд, оба подхода не являются взаимоисключающими и могут применяться параллельно. Если первый, как отмечают Е . Н . Малышев и Н В Васильев, целесообразен на завершающих этапах обучения и при аккредитационных мероприятиях, то второй — на протяжении всего его срока, учитывая вклад практически каждой отдельной дисциплины [23, с 75] Кроме того, многие образовательные организации используют рейтинговую систему оценки уровня освоения дисциплин [27, с . 43; 28, с. 305-306] либо метод взвешенных оценок [29, с . 98-104].
Не вдаваясь в дискуссию об эффективности данных методов оценки компетенций, следует отметить, что в условиях краткосрочного обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка) они менее эффективны, поскольку предполагают определенный период обучения, в течение которого обучающиеся выполняют контрольные мероприятия внутри отдельной дисциплины. Наряду с этим программы профессионального обучения по профессии «Полицейский» нацелены на формирование компетенций, которые содержат идентичный набор базовых общепрофессиональ-
ных знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельной служебной деятельности в рамках основных направлений, установленных Законом о полиции. Отсутствие таких компетенций у будущих сотрудников полиции может привести как к нарушению законных прав и свобод человека и гражданина, так и к негативным последствиям для самих сотрудников, которым может быть, например, причинен вред жизни или здоровью
Именно поэтому в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России используются практико-ориентированные (активные) методы обучения, которые одновременно могут выступать и как методы оценки сформированных компетенций. Это отрабатывается в ходе дополнительно проводимых предметных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства Учитывая ограничения объема статьи, рассмотрим в качестве примера проведение олимпиады как метода оценки сформированных компетенций Так, в марте 2017 г в институте прошла олимпиада среди слушателей профессиональной подготовки, включающая два тура Цель проведения олимпиады — оценить уровень сформиро-ванности профессиональных компетенций сотрудников полиции Диагностика осуществлялась посредством оценки решения конкретных практических ситуаций, которые, с одной стороны, требуют знания Закона о полиции, а с другой — возникают в служебной деятельности сотрудников полиции Участниками олимпиады стали слушатели всех категорий проходивших профессиональное обучение в данный период в институте (от сотрудников патрульно-постовой службы полиции до следователей), поскольку теоретический и практический этапы олимпиады при формировании вопросов и заданий были ориентированы на раздел программы «Введение в профессию», который имеется в каждой программе профессиональной подготовки В первом туре приняли участие 88 слушателей, 28 из них (31,8%) были допущены к следующему этапу, что свидетельствует об их активности и желании участвовать в проверке своих профессиональных компетенций, а следовательно, и ориентации обучающихся на саморазвитие и самообразование
Первый этап олимпиады был теоретическим и заключался в оценке уровня остаточных знаний у конкурсантов по основным положениям Закона о полиции Как уже было отмечено, знания являются базой для формирования не только умений и навыков, но и способностей, составляющих компетенции . Первый тур проходил в форме тестирования Вопросы были закрытого типа с единственным верным ответом Для обеспечения равных возможностей участников олимпиады тест был создан на базе данных системы дистанционных образовательных технологий «STELLUS» и содержал 15 вопросов, на которые отводилось 20 минут с одной попыткой его сдачи Тесты не включали заданий, требующих длительного обдумывания и применения дополнительных источников По результатам тестирования система определяла, на сколько процентов оно выполнено Во второй тур проходили участники, набравшие не менее 80% правильных ответов
Первый этап позволил выявить слушателей, имеющих слабо сформированные компетенции:
— способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормативными правовыми основами деятельности органов внутренних дел, нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-6);
— способность правомерно применять отдельные меры государственного принуждения, физическую силу, специальные средства, специальную технику, огнестрельное оружие, а также обладать навыками умелого и безопасного обращения с оружием (ПК-4);
— способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка (ПСК-1) .
Второй этап олимпиады — практический. Он представлял собой индивидуальное выполнение ситуационных заданий, в ходе которых участникам олимпиады необходимо было:
— дать правовую оценку предложенных ситуаций;
— разработать алгоритм действий сотрудников полиции со ссылкой на нормы Закона о полиции;
— составить служебный документ — рапорт, оформление которого при выявлении и пресечении правонарушений выступает обязанностью сотрудников полиции согласно указанному федеральному закону
Все задания олимпиады были унифицированы и преследовали основную цель — понимание сущности и социальной значимости избранной профессии по должности служащего «Полицейский» и проявление к ней устойчивого интереса, а также выработку единых навыков по обеспечению основных направлений деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности Все участники олимпиады находились в равном положении — выполняли одни и те же задания за единый промежуток времени При подготовке ответов на задания второго этапа конкурсанты не были ограничены в пользовании литературой
Две предложенные конкурсантам ситуационные задачи были связаны с принятием обучающимися решений при выявлении, пресечении административных правонарушений и преступлений С первой задачей, направленной на применение главы 5 Закона о полиции, фактически справились все конкурсанты, вторая задача вызвала определенные трудности Для анализа была предложена следующая ситуация
Нарядом ППСП в составе прапорщика Михайлова и старшего сержанта Григорьева у ресторана «Максими-льянс» обращено внимание на двух неизвестных, которые наносили друг другу удары. Один из участников драки применил против другого баллончик с газом.
Увидев сотрудников полиции, неизвестные побежали в разные стороны. Михайлов стал преследовать того, у которого в руке находился баллончик, а Григорьев побежал за другим участником драки.
Неизвестный, которого пытался задержать Михайлов, скрылся в кустах. Михайлов, догнав, ухватился за его куртку, однако преследуемый ударил полицейского кулаком в грудь, а также применил слезоточивый газ. Михайлов извлек пистолет из кобуры, дослал патрон
в патронник и потребовал от задерживаемого, чтобы он стоял на месте. Однако тот повторно бросился на Михайлова, пытаясь вырвать у него из рук пистолет.
Михайлов сделал два предупредительных выстрела, после которых нападавший вновь стал скрываться. Спускаясь по лестнице, ведущей на пристань, Михайлов поскользнулся и упал на спину. Заметив это, преследуемый бросился на сотрудника, пытаясь вырвать из его рук пистолет. При этом он нанес Михайлову удар ногой в живот.
Видя, что нападение не прекращается, Михайлов применил оружие по нападавшему, причинив ему огнестрельное ранение, от которого тот скончался до прибытия скорой помощи.
Конкурсантам необходимо было дать оценку нескольким фактам, изложенным в задаче: 1) нанесение взаимных побоев (драка) как первопричина задержания правонарушителей; 2) непосредственно процесс задержания правонарушителей; 3) пресечение попытки завладения табельным оружием
Оценка решений этого конкурсного задания показала, что:
— многие конкурсанты сосредоточили внимание только на последних действиях сотрудника полиции, направленных на исключение факта завладения табельным оружием Факт же использования оружия, когда оно было обнажено и приготовлено к применению (при оказании сопротивления сотруднику полиции и применении слезоточивого газа), многими конкурсантами проанализирован не был Соответственно, правомерность применения оружия оценивалась ими с точки зрения ст 24 Закона о полиции, что позволило в целом оценить применение оружия как правомерное;
— факт нарушения порядка применения оружия сотрудником полиции, предусмотренного ст. 19 Закона о полиции, большинством участников второго этапа конкурса был оставлен без внимания Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих законных требований. Исключением из правил являются случаи, когда промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. Угрозы жизни и здоровью сотрудника полиции в данном случае не было, поскольку в отношении его применено насилие, не опасное для жизни и здоровья Дальнейшие действия правонарушителя, возможно, были спровоцированы самим сотрудником полиции, который сразу привел в готовность табельное оружие Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст 23 Закона о полиции,
но в данном случае таковых не имелось Конечно, никто не оспаривает тот факт, что в дальнейшем сотрудник имел право защищать свою жизнь и пресечь попытку завладения оружием Правовые основания для его применения содержатся в ч . 3 ст. 18 Закона о полиции . Следует отметить, что именно оценка решения этого задания в большей степени позволила определить победителей олимпиады, поскольку оно затрагивало проверку сразу всех оцениваемых компетенций
На втором этапе, помимо указанных для первой ситуации, оценивались следующие компетенции:
— способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, реализовывать нормы уголовного, гражданского, трудового, административного, уголовно-процессуального права, административного процесса в профессиональной деятельности, составлять процессуальные и служебные документы (ПК-2);
— способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (ПСК-2)
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы
1 Сотрудники полиции в своей повседневной деятельности часто сталкиваются с ситуациями, носящими неопределенный, противоречивый либо экстремальный характер . В условиях недостатка информации и ограниченного времени им требуется найти и принять законное правильное решение К полицейским сегодня все чаще предъявляются требования «универсального» сотрудника, умеющего принимать решения быстро и правильно, вне зависимости от непосредственного должностного регламента, по любому из основных направлений деятельности полиции, закрепленных в ст 2 Закона о полиции Для этого сотрудник органов внутренних дел независимо от занимаемой должности должен обладать сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации предназначения полиции для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, как это определено в ст 1 Закона о полиции
2 Смена образовательной парадигмы в системе подготовки кадров МВД России связана с реализацией компетентностного подхода Новой нормой качества образования, определяющей цели обучения, является перечень компетенций, которые должны быть сформированы у слушателей, как проходящих обучение по программе профессионального обучения по профессии «Полицейский», так и осуществляющих краткосрочное
обучение (профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку).
3 . Переориентация на формирование и развитие компетенций у обучающихся должна сопровождаться разработкой современных методов оценки и контроля уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций слушателей в результате освоения образовательной программы, а также их нормативным закреплением
4. Требованиям компетентностного подхода соответствуют такие оценочные средства, как предметная олимпиада и конкурс профессионального мастерства Будучи одновременно активными формами обучения, они не только позволяют оценить компетенции, но и стимулируют интерес слушателей к избранной профессии полицейского, дают им возможность видеть результаты обучения в рамках профессиональной подготовки, побуждают к творческому использованию полученных знаний при решении ситуационных заданий. Кроме того, позволяют выявить сильные и слабые стороны подготовки полицейских, в том числе и в части базовых знаний Закона о полиции
5 . Для дальнейшего развития системы подготовки кадров для органов внутренних дел необходимо стимулировать проведение научных разработок для совершенствования профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, прежде всего с использованием таких методов, как олимпиада и конкурс профессионального мастерства
Список литературы
1. Кузнецов А. И., Литвин Д. В. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по профессии «Полицейский»: от подготовки к образованию // Общество и право . 2015 . № 1(51). С 331-336.
2 . Калинин С. В. Технология формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции МВД России: на примере специальности «Правоохранительная деятельность» : автореф . дис . ... канд . пед. наук. Барнаул, 2015. 22 с .
3 . Иванова С. И., Боуш К. С. К вопросу о компетентност-ном подходе в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России .
2016. № 1(6). С 174-180.
4. Волков А. Н., Кузнецов С. В. Первоначальное профессиональное обучение сотрудников ОВД в системе образовательных учреждений МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : мат-лы междунар . науч . -практ. конф. Иркутск, 2014. С. 50-54.
5 . Калинин С. В. Особенности организации мониторинга профессиональных компетенций сотрудников полиции МВД России // Филологические науки . Вопросы теории и практики .
2017. № 1-2 (67). С 200-203.
6. Заречнев Д. О., Калинин С. В. Особенности формирования личностно-профессиональной готовности будущих сотрудников полиции к правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями . 2014. № 12-2 . С 107-109.
7. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Рожков А. А. Применение компетентностного подхода при подготовке профес-
сиональных кадров // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов : мат-лы всерос. науч . -практ. конф. М. , 2015 . С. 176-183.
8 . Купавцев Т. С. Компетентностная модель сотрудников МВД России // Ученые записки университета им . П . Ф . Лесгаф-та. 2013 . № 11(105). С 85-90.
9 . Кудин В. А. Совершенствование подготовки полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013 . Т. 58, № 2 . С 4-10 .
10 . Chappell A. Police Academy training: comparing across curricula. Policing: An International Journal of Police Strategies and Management 2008. Vol. 31 No. 1, P . 36-56.
11. Gardiner C. College Cops: A Report on Education and Policing in California. Available at: http://cpp. fullerton .edu/pdf/ College%20Cops%20Report.pdf (accessed 7 September 2017).
12 . Middlebrooks D. The perception of higher education in law enforcement: A qualitative exploratory study of practitioners in the field. Available at: http://gradworks . umi. com/37/01/3701253. html (accessed 7 September 2017).
13 . Paoline IIIE., Terrill W. Police Education, Experience, and the Use of Force . Criminal Justice and Behavior. 2007. Vol. 34(2), P. 179-196.
14. Paterson C. Adding Value? A Review of the International Literature on the Role of Higher Education in Police Training and Education . Police Practice and Research. Vol. 12(4), P. 286-297.
15 . RobergR., Bonn S. Higher Education and Policing: Where are we now? Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. 2004. Vol. 27(4), P. 469-486.
16. Иоголевич Н. И. Проблемы изменения характера деятельности и роли преподавателя при реализации компетент-ностного подхода в высшем образовании // Проблемы и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом : коллективная монография . Ульяновск, 2016. С. 129-140.
17. Иоголевич Н. И. Психология интегральной индивидуальности менеджеров разного уровня управления: полисистемный подход : автореф . дис . ... д-ра психол. наук. Пермь, 2007 39 с
18 . Иоголевич Н. И., Майоров В. И. Профессиональная подготовка юриста: компетентностный подход и базовая модель компетентности // Право и образование. 2008. № 11. С 76-83
19 . Тишин Д. В. О содержании федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «Полицейский» //
Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы 17-й всерос . науч . -метод, конф. Иркутск, 2012 . С. 110-114.
20 . Иванова С. И., Изингер А. В. Новые подходы к организации образовательного процесса в рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2016. № 2(7). С 179-183.
21. Третьякова Т. Н., Бай Т. В. Компетентностный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы бакалавров туризма // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015 . Т. 4, № 4(37). С 177-178.
22 . Капралов В. В. Дидактические средства оценивания эффективности формирования профессиональных компетенций в контексте модульного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2, № 3 . С 140-148.
23 . Малышев Е. Н., Васильев Н. В. Интеграция систем оценки уровня освоения дисциплин и оценки уровня компетенций // Высшее образование в России 2015 № 7 С 75-78
24. Анисимова М. А., Бляхеров И. С., Масленников А. В., Моржов А. В. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций // Высшее образование в России. 2013 . № 4. С 106-112 .
25 . Гитман М. Б., Данилов А. Н., Столбов В. Ю. Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза // Высшее образование в России 2012 . № 4. С 13-18 .
26. Афанасьев Д. В., Грызлов В. С. Компетентностный подход и кредитно-модульная система обучения // Высшее образование в России. 2013 . № 6. С 11-18 .
27. Харитонов И. М., Крушель Е. Г. Прогнозирование уровня освоения компетенций выпускниками вуза на основе рейтинговых оценок абитуриентов // Современные проблемы науки и образования . 2012 . № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education . ru/ru/article/view?id=7531 (дата обращения: 20.09.2017).
28 . Малышев Е. Н. Оценка уровня компетенций обучающихся на основе оценки уровня освоения учебных дисциплин // Научный альманах. 2015 . № 10-2(12). С 303-306.
29 . Чубарова О. И., Мокина Л. В., Фатхинуров А. Р. Оценка уровня сформированности компетенций студентов с применением метода взвешенных оценок // Наука и образование: новое время. 2015 . № 5(10). С 98-104.
Поступила 25.09.2018
Developing the System of Assessment of Law Enforcement Officers'
Professional Competencies
Iogolevich Natalia I.,
Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Professor of the Department of Humanities and Technologies of the Tyumen Industrial University Tyumen, Russian. e-mail: [email protected]
Iogolevich Vladimir A.,
Candidate of Technical Sciences, Associate-Professor, Head of the Tyumen Advanced Training Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Honoured Worker of Higher Education of the Russian Federation Tyumen, Russian. e-mail: [email protected]
Ivanova Svetlana I.,
Candidate of Sciences (Law), Associate-Professor, Head of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Agencies of the Tyumen Advanced Training Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs Tyumen, Russian. e-mail: [email protected]
Abstract. Modernization of the system of professional training of the personnel for the internal affairs bodies is connected with moving to a new educational paradigm, namely competency-based approach. In modern conditions, the professional job performance assumes that the police officer's competencies have formed. Their list and content are presented in the relevant normative documents concerning the professional training of law enforcement officers. One of the serious problems of the implementation of the competency-based approach is the lack of the developed procedures for diagnosing and controlling the results of the training and, as a consequence, the normatively fixed system of competencies assessment. To assess the formation of competencies, the complex polydisciplinary assignments imitating the elements of professional activity, "competency assessment of the student", the rating system for assessing the level of the disciplines knowledge, the method of proved estimations are used in the modern educational process. However, within the framework of short-term training they may not always be applied for a number of reasons. Therefore, the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation uses the practice-oriented (active) teaching methods which can simultaneously serve as the methods for assessing the formed competencies.
Keywords: personnel training; internal affairs bodies; competencies; assessment of professional competencies; Olympiad.
Citation: Iogolevich N. I., Iogolevich V. A, IvanovaS. I. Developing the System of Assessment of Law Enforcement Officers' Professional Competencies. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 1(72). 2018. P. 60-67.
References
I. Kuznetsov A. I . , Litvin D. V. Primary vocational training of police officers: from basic training to education . Society and Law. No. 1(51). 2015 . P. 331-336. (In Russ. )
2 . Kalinin S . V. Technology of the formation of professional competencies of police officers of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: on the example of the specialty "Law enforcement activities". Extended abstract of candidate of sciences thesis . Barnaul, 2015. 22 p. (In Russ.)
3 . Ivanova S . I . , Boush K. S . On the question of the competency-based approach in the system of vocational education of law enforcement officers . Bulletin of Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. No . 1(6). 2016 . P. 174-180. (In Russ. )
4. Volkov A . N . , Kuznetsov S . V. Initial professional training of law enforcement officers in the system of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation . Improving the professional and physical training of cadets, trainees of educational organizations and law enforcement officers : materials of the international scientific and practical conference. Irkutsk, 2014. P. 50-54. (In Russ . )
5 . Kalinin S . V. The peculiarities of organizing monitoring of professional competences of officers of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation . Philological Sciences. Issues of theory and practice. No . 1-2(67). 2017. P . 200-203. (In Russ . )
6 . Zarechnev D. O . , Kalinin S . V. Peculiarities of the formation of personal and professional readiness of future police officers for law enforcement activities. Actual problems of combating crimes and other offences. No . 12-2 . 2014. P. 107-109. (In Russ . )
7 . Tsvetkov V. L. , Khrustaleva T. A . , Rozhkov A . A. Application of the competency-based approach when training the professional staff. Modern educational technologies in the training of law enforcement officers : materials of the all-Russian scientific and practical conference. Moscow, 2015 . P . 176-183. (In Russ. )
8 . Kupavtsev T. S . Competence-based model of preparation of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Scientific Notes of P. F. Lesgaft University. No. 11(105). 2013. P. 85-90. (In Russ. )
9 . Kudin V. A . Perfection of preparing police officers in Saint-Petersburg University of MIA of Russia on the basis of use in educational process innovative educational technologies . Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Vol. 58 . No . 2 . 2013 . P. 4-10 . (In Russ. )
10 . Chappell A . Police Academy training: comparing across curricula. Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. Vol. 31. No. 1. 2008. P . 36-56.
II. Gardiner C College Cops: A Report on Education and Policing in California. 2015 . Available at: http://cP. fullerton. edu/pdf/ College%20Cops%20Report. pdf (accessed September, 7, 2017).
12 . Middlebrooks D. The perception of higher education in law nforcement: A qualitative exploratory study of practitioners in the field. 2015 . Available at: http://gradworks. umi. com/37/01/3701253. html, (accessed September, 7, 2017)
13 . Paoline Eu. A . , Terrill W. III . Police Education, Experience, and the Use of Force . Criminal Justice and Behavior. Vol. 34(2). 2007. P . 179-196.
14. Paterson C. Adding Value? A Review of the International Literature on the Role of Higher Education in Police Training and Education . Police Practice and Research. Vol.12(4). 2011. P. 286-297.
15 . Roberg R. , Bonn S . Higher Education and Policing: Where are we now? Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. Vol. 27(4). 2004. P. 469-486.
16. Iogolevich N. I . The problems of changing the nature of the activity and the role of the lecturer when implementing the competency-based approach in higher education . The problems and tendencies of the development of higher education in Russia and abroad: collective monograph. Ulyanovsk, 2016. P. 129-140. (In Russ. )
17 . Iogolevich N . I . Psychology of integral individuality of managers at various management levels: polysystemic approach . Extended abstract of doctor of sciences thesis . Perm, 2007. 39 p . (In Russ . )
18 . Iogolevich N . I . , Mayorov V I . Professional training of a lawyer: competency-based approach and the basic competency model. Law and education. No . 11. 2008. P . 76-83. (In Russ. )
19 . Tishin D. V. On the content of the federal state educational standard of primary vocational education in the profession "Police officer". Staff training for law enforcement agencies: contemporary trends and educational technologies: materials of the 17th all-Russian scientific and methodical conference . Irkutsk, 2012 . P . 110-114. (In Russ . )
20 . Ivanova S . I . , Izinger A. V. New approaches to the organization of the educational process within the framework of law enforcement officers' professional training. Bulletin of Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. No. 2(7). 2016. P . 179-183. (In Russ.)
21. Tretyakova T. N . , Bai T. V. Competence-based approach to estimation of mastering the basic educational program of tourism bachelors. Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports. Vol. 4. No . 4(37). 2015. P . 177-178. (In Russ )
22 . Kapralov V. V. Didactic Means to Estimate Formation Efficiency of Professional Competences in the Context of Modular Training. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2014. Vol. 2 . No . 3 . 2014. P . 140-148. (In Russ . )
23 . Malyshev E. N . , Vasilyev N . V. Discipline mastering level and competency mastering level: possibility to integrate the estimations. Higher education in Russia. No. 7. 2015 . P. 75-78. (In Russ. )
24. Anisimova M. A. , Blyakherov I . S . , Maslennikov A. V. , Morzhov A. V. To the question of designing of estimation means for student's professional competences. Higher education in Russia. No. 4. 2013 . P . 106-112 . (In Russ. )
25 . Gitman M . B . , Danilov A . N . , Stolbov V. Yu. On a special approach to control the formation level of university student's basic competences . Higher education in Russia. No . 4. 2012 . P . 13-18 . (In Russ . )
26 . Afanaciev D. V. , Gryzlov V. S . Competence-based approach and a credit-modular system of training. Higher education in Russia. No . 6. 2013 . P . 11-18 . (In Russ. )
27 Kharitonov I M , Krushel E G The prediction of the graduates' competency mastering level based on the applicants' rates Modern problems of science and education. No. 6. 2012 . Available at: https://science-education .ru/ru/article/view?id=7531. (accessed September, 20, 2017)
28 . Malyshev E. N . Assessment of the level of students' competence on the basis of assessment of the level of academic disciplines development. Science Almanac. No. 10-2(12). 2015 . P. 303-306. (In Russ. )
29 . Chubarova O. I . , Mokina L. V. , Fatkhinurov A . R. Assessment of level of formation of students' competences using the method of weighted ratings. Science and education: new time. No. 5(10). 2015 . P . 98-104. (In Russ.)