Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовании и Прикладная направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как субъектов деятельности'

Компетентностный подход в образовании и Прикладная направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как субъектов деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / COMPETENCE APPROACH / EXPERTISE / COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иоголевич Владимир Александрович, Иоголевич Наталья Ивановна

В статье содержится анализ понятий «компетентность» и «компетенции», как основных категорий компетентностного подхода. Показаны актуальность и перспективность применения модульного обучения, основанного на компетентностном подходе, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников органов внутренних дел. В качестве примера рассмотрены учебные элементы модульного обучения полицейских патрульно-постовой службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in education and practical training of the law enforcement officers as subjects of activity

The article deals with the analysis of terms «competence» and «expertise» as major notions of competence approach. Possibilities of the practical modular training of police officers are shown. Modular curriculum for patrol police officers is treated as example

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовании и Прикладная направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как субъектов деятельности»

деятельности в конкретных профессиональных (повседневных), деловых, научных сферах и ситуациях», а также «навыками межличностного общения и коммуникации» (ФГОС ВПО), но прежде всего как средство формирования личности обучающихся. В этой связи педагогу абсолютно необходимо воспитывать у обучающихся способность к социально-значимой речи, опираясь на знание законов ее развития.

Список литературы

1. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2010.

2. "Рождественский, Ю. В. Теория риторики. — М.: Флинта: Наука, 2006.

3. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали / пер. с польск. — М.: Прогресс, 1987.

4. Соколов, О. В. Аустерлиц. Наполеон, Россия и Европа, 1799-1805 гг. — М.: Рус. импульс, 2006.

5. Тюлар, Ж. Наполеон или миф о спасителе. — М.: Мол. гвардия — ЖЗЛ: Русское слово,1996.

6. Тарле, Е. В. Печать во Франции при Наполеоне I. — М.: Едиториал УРСС, 2010.

7. Соколов, О. В. Армия Наполеона. — СПб.: Издательский дом «Империя», 1999.

УДК 159.9+372.8:351.74 В.А. Иоголевич*, Н.И. Иоголевич**

Компетентностный подход в образовании и прикладная направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как субъектов деятельности

В статье содержится анализ понятий «компетентность» и «компетенции», как основных категорий компетентностного подхода. Показаны актуальность и перспективность применения модульного обучения, основанного на компетентностном подходе, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников органов внутренних дел. В качестве примера рассмотрены учебные элементы модульного обучения полицейских патрульно-постовой службы.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная деятельность, переподготовка кадров, повышение квалификации, сотрудник правоохранительных органов.

V.A. Iogolevich*, N.I. Iogolevich**. Competence approach in education and practical training

of the law enforcement officers as subjects of activity. The article deals with the analysis of terms «competence» and «expertise» as major notions of competence approach. Possibilities of the practical modular training of police officers are shown. Modular curriculum for patrol police officers is treated as example.

Keywords: competence approach, expertise, competence, professional activity, improvement of professional skill, police officer.

Переход к компетентностному подходу в образовании основан на методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Не отрицая необходимости формировать знания, умения, навыки, а также социально приемлемые алгоритмы действий в типичных ситуациях, он позволяет достичь интегрированного результата компетентности. Данный подход направлен на формирование способности выпускника самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки.

* Иоголевич, Владимир Александрович, начальник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат технических наук, доцент. Россия, Тюмень, ул. Амурская, 75. E-mail: tso@deozal.ru.

** Иоголевич, Наталья Ивановна, профессор кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, доктор психологических наук, доцент. Россия, Челябинск, пр. Ленина, 76. E-mail: kiap@susu.ac.ru.

* Iogolevich, Vladimir Aleksandrovich, the head of Tyumen advanced trainiing institute of improvement of the MIA of Russia, cand.tech.sci., senior lecture. Russia, Tyumen, Amurskaya-street, 75. E-mail: tso@deozal.ru.

** Iogolevich, Natalia Ivanovna, professor of department of constitutional and administrative law of South-Ural state university, PsyD, senior lecture. Russia, Chelyabinsk, Lenin avenue, 76. E-mail: kiap@susu.ac.ru.

Статья поступила в редакцию 12 марта 2012 года.

© Иоголевич В.А., Иоголевич Н.И., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Педагогика

Одним из основных принципов такого образования является установление требований к результатам освоения основных образовательных программ в форме компетенций [1; 2], что нашло отражение, напр., в федеральных государственных образовательных стандартах. Обращение к категории компетентности — следствие новых экономических, социальных, политических реалий и потребности и адаптации человека к слишком часто меняющимся условиям.

Несмотря на то, что сегодня понятия компетентности и компетенций активно используются в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, направленных на модернизацию образования, в научных трудах в области профессиональной педагогики и психологии профессионального образования, в практико-ориентированных публикациях по управлению персоналом, в т.ч. и формированию высококвалифицированного кадрового состава и кадрового резерва органов внутренних дел, необходимо констатировать, что до сих пор общепринятой их дефиниции не создано.

С точки зрения А.К. Марковой, слово «компетентность» примыкает по смыслу к понятию «реальный профессионализм». Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности возможно по характеру результата труда человека. Компетенция же, по мнению автора, — это определенная сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать. Поэтому компетентность следует отличать от компетенции [3]. В.Д. Шадриков, также различая эти понятия, дает им следующие определения: компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции — опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав [4]. Далее автор отмечает, что компетенции относятся к деятельности, а компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности. Обобщая собственные поисковые исследования, Э.Ф. Зеер так определяет эти понятия: компетентности — это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений; компетенции — это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности [5]. Понятия «компетентность» и «компетенция» рассматриваются и специалистами в области управления персоналом. Компетентность определяется ими как способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, а компетенция — как способность, отражающая необходимые стандарты поведения. Компетенции — это основная характеристика, включающая мотивы, особенности характера, способности, самооценку, социальную роль, знания, которые личность использует в работе и благодаря которым она добивается высоких результатов в профессиональной деятельности. Несмотря на то, что компетенция состоит из многих личностных параметров, все эти параметры можно выявить и оценить по тому, как ведет себя личность [6]. В Европейской системе стандартов дано следующее определение понятия компетенции: компетенция представляет собой интегрированное понятие и выражает способность человека самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений. Особую важность имеет уровень самостоятельности, поскольку именно он позволяет разграничивать различные уровни компетенции. В Ти№ЫО-проекте понятие компетенции включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [7; 8].

Таким образом, основное отличие отечественных и зарубежных авторов в определении таких понятий, как «компетентность» и «компетенции», заключается в отнесении их либо к деятельности, либо к субъекту деятельности. Отечественные психологи (А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.) компетентность соотносят с субъектом деятельности, а компетенцию — с деятельностью. Зарубежные авторы компетенцию (компетентность) рассматривают как «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях» [9, с. 9]. При этом подчеркивается, что базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и рабочих задач. Причинное отношение означает, что компетенция предопределяет или вызывает определенное поведение и исполнение. «На основе критериев» значит, что компетенция действительно прогнозирует хорошее или плохое исполнение, которое измеряется при помощи конкретного критерия или стандарта [9]. Дж. Равен, автор модели компетентности [10], понятие «компетентность» также рассматривает как характеристику субъекта деятельности. Знания, умения и навыки, составляющие рутинную, чисто исполнительскую сторону профессиональной деятельности, успешно формируются и актуализируются, по мнению автора, только при личностном принятии и осознании целей деятельности. Поэтому в качестве основополагающей Дж. Равен выдвигает идею о признании определяющей, системообразующей роли ценностно-мотивационной стороны личности. При теснейшей взаимосвязи мотивации и способностей мотивация, по его мнению, важнее. Формирование

профессионала — это не только и не столько создание благоприятных внутренних и внешних условий деятельности, сколько воспитание профессионала как личности. Таким образом, и компетентность, и компетенция у зарубежных авторов обозначают один феномен, характеризующий субъекта деятельности. На наш взгляд, разные названия обусловлены переводом слова competence, которое в английском языке означает и «компетентность» и «компетенцию».

Мы придерживаемся понятия компетентности, представленного в работах А.М. Кондакова (2004) и В. Д. Шадрикова (2006), которые рассматривают компетентность как характеристику субъекта деятельности, благодаря которой он соорганизует свои и прочие ресурсы по преобразованию ситуаций для достижения поставленных целей [11]. Исходя из такого понимания, развитие и формирование личности сотрудника в процессе профессионального образования и результата обучения и научения в процессе переподготовки и повышения квалификации можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

На формирование компетентности в таком представлении нацелено увеличение объема практических занятий, проводимых в интерактивных формах. Это условие подготовки не только создает предпосылки для интеграции юридического образования и практики, но и позволяет формировать и развивать ключевые компетенции, необходимые для реализации профессиональных функций, а, следовательно, и формировать компетентность сотрудника органов внутренних дел как субъекта деятельности.

Необходимо также учитывать, что юристы-выпускники гражданских вузов работают в различных сферах. Так, по данным декана юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора юридических наук, профессора А.К. Голиченкова,

«большинство работников с высшим юридическим образованием занято в МВД России (212090 чел.), затем идет Генпрокуратура РФ (29781 чел.), МЧС России (3480 чел.); Минобороны РФ (1500 чел.);

Верховный суд РФ (516 чел.); Минюст России (468 чел.);

Конституционный суд РФ (119 чел.). Кроме того, выпускники устраиваются в корпорации, например, в ОАО «РЖД» трудилось на момент исследования 4020 человек, а в ОАО «ФК Уралсиб» 993 человека» (данные на 2009 г.) [12]. Анализ этих данных позволяет говорить о том, что в вузе невозможно сформировать все необходимые компетенции для работы юриста в различных сферах. Выпускник-юрист в основном обладает сформированными базовыми профессиональными компетенциями.

В этом случае решение задачи развития и формирования компетенций, необходимых для успешного осуществления функциональных обязанностей сотрудника полиции по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь, должно осуществляться в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел.

Сегодня в образовательных учреждениях МВД России и центрах профессиональной подготовки накоплен достаточно большой опыт подготовки квалифицированных кадров по современным технологиям обучения, отвечающим потребностям практики. Анализ этих технологий позволяет утверждать, что одним из наиболее эффективных способов комплексного формирования компетенций сотрудника полиции является модульное обучение. Оно как образовательная технология создает условия для эффективного достижения учебной цели за счет целенаправленности, логики и целостности учебного процесса, оптимизации соотношения теоретической и практической подготовки и направлено в конечном итоге на формирование профессиональных компетенций обучаемых.

Остановимся на базовых положениях модульного обучения на примере программы подготовки полицейских патрульно-постовой службы. В основе учебной программы находится модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, состоящая из типовых ситуаций правоохранительной деятельности, моделирование которых в учебном процессе обеспечивает формирование у слушателей устойчивых знаний, навыков и умений решения служебнопрофессиональных задач. Учебные элементы модуля представляют собой типовые ситуации профессиональной деятельности полицейских. Для данной категории сотрудников такими ситуациями являются «Проверка документов, удостоверяющих личность», «Действия нарядов полиции при задержании лица, находящегося в розыске», «Действия нарядов полиции на месте преступления» и т.п.

Профессионально-прикладная направленность программы обеспечивается за счет имитационного и ролевого моделирования на занятиях типичных ситуаций служебной деятельности полицейского. При этом содержание модульной программы обеспечивает вариативность решения той или иной служебной задачи: с различными участниками (несовершеннолетний, женщина, лицо в состоянии опьянения и пр.), различной степенью сопротивления (подчинение, неповиновение и пр.), различным местонахождением наряда полиции (оживленная улица, отдельно стоящее здание и пр.). Закрепление предметно-функциональных знаний и умений осуществляется с учетом конкретного многообразия ситуаций, с которыми сталкивается сотрудник патрульно-постовой службы полиции. При этом многократно повторяются типовые действия сотрудника — от общения с гражданами до составления необходимых документов. Подобная реалистичность активизирует познавательную деятельность слушателей.

К

Л

У

С

Рис. 1. Результаты обучения и научения (3 — знания; У —умения;

С — способности;

Л — личностные качества; К — компетентности)

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Педагогика

Другой особенностью модульной технологии является увеличение удельного веса различных форм индивидуально-самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Необходимым элементом успешной реализации программы является изменение принципов организации самостоятельной работы обучающихся. Акцент в содержании самоподготовки перенесен с самостоятельной работы слушателей, направленной на закрепление пройденного материала, на подготовку, необходимую для освоения ситуаций предстоящего занятия. С этой целью обучаемые в процессе самоподготовки изучают нормативные документы и рекомендованную литературу, проигрывают варианты тактических действий сотрудников полиции в конкретной ситуации.

Ответственной частью повседневной деятельности полицейских является составление служебных и процессуальных документов. Поэтому за период обучения каждый слушатель должен подготовить (смоделировать) десятки документов (рапорты, объяснения, протоколы об административном правонарушении), что позволяет обучаемым совершенствоваться в применении юридической терминологии, закреплять порядок составления документов и правила их оформления.

Профессионально-практическая направленность обучения находит свое отражение и в методике проведения модуля итогового контроля (комплексного междисциплинарного экзамена). Его содержанием выступает игровое имитационное моделирование усложняющихся профессионально-ориентированных ситуаций по тематике модулей, комплексная проверка и оценка умений принятия и реализации решений в типовой профессиональной ситуации. Основные задачи экзамена решаются путем оценки действий слушателей в ситуации, максимально приближенной к реальной действительности, требующей конкретных действий (анализ и оценка обстановки, последовательные действия по выявлению и пресечению правонарушений, оформление процессуальных и служебных документов и т.д.).

Подготовка к экзамену включает в себя: определение места проведения экзамена и учебных мест; проведение (при необходимости) осмотра местности; составление перечня предметов и средств материально-технического обеспечения; подготовку статистов (условных правонарушителей) к действиям в конкретных ситуациях; инструктаж слушателей по порядку проведения экзамена и мерам безопасности.

Местом проведения практического экзамена могут выступать учебно-тренировочный полигон либо служебные объекты органов внутренних дел (контрольный пост полиции, охраняемые объекты и др.). При проведении экзамена используются макеты холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, радиостанции и другие средства связи в строгом соответствии с требованиями к экипировке и техническому оснащению наряда патрульно-постовой службы полиции. Неотъемлемой частью экзамена является составление полного комплекта служебных и административнопроцессуальных документов, необходимых по ситуации.

Наконец, гибкость модульных образовательных программ дает возможность оперативно выбирать, обновлять или заменять составляющие конкретных модулей, комбинировать отдельные дисциплины различных модулей, а также использовать одни и те же дисциплины из разных модулей (комбинаторно) как элементы сразу нескольких программ в соответствии с тематикой обучения.

Таким образом, многовариантность, нестандартность и динамика общественных отношений требуют от полицейского такого же поведения — многовариантного, иновационноного, динамичного и соответствующего деятельности. Сформировать такое профессиональное поведение возможно только используя технологии обучения, базирующиеся на комплексном формировании набора компетенций. Компетенция в нашем случае рассматривается как общая способность сотрудника органов внутренних дел мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и навыки, а также обобщенные способы выполнения действий, обусловливающие способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках закона. Модульное обучение, основанное на компетентностном подходе, позволяет создавать программы обучения слушателей, на основе которых комплексно формируются и развиваются профессиональные компетенции, необходимые для реализации профессиональных функций полицейских.

Список литерятуры1

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) “бакалавр”)». [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 10.03.2012).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»». [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 10.03.2012).

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996. — 308 с.

4. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова. URL: www.BSTex.ru>uploads/metod2_09.02.2011.doc (дата обращения: 10.03.2012).

5. 3еер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. — 2004. — № 3. — С. 42—52.

6. Уидетт, С. Холлифорд, С. Руководство по компетенциям / пер. с англ. — М.: HIPPO, 2003. — 228 с.

7. Европейская система квалификаций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.volsu.ru/rus/info/part5.doc (дата обращения: 10.03.2012).

8. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 100 с.

9. Спенсер-мл,Л., Спенсер Сайн, М. Компетенции на работе. / пер. с англ. — М.: HIPPO. 2005. — 384 с.

10. Равен, Аж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.

11. Кондаков, А. М. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как образовательные ресурсы для развития личности, общества и государства / / Мир психологии. — 2004. - № 2. - С. 231.

12. Толиченков, А. К. Какой юрист нужен современному обществу? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:: http://www.consultant.ru/edu/interview/view/golichenkov (дата обращения: 10.03.2012).

УДК 355.51 Н.Н. Исаева*

Развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции у военнослужащих в подразделениях внутренних войск

Статья посвящена развитию мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России и раскрывает один из педагогических путей формирования психологической совместимости военнослужащих.

Ключевые слова: самовоспитание, саморегуляция, психологическая совместимость, военнослужащие, педагогические пути.

N.N. Isaeva*. Motivation development in self-education and self-control of psychological compatibility of the military men in divisions of the internal troops. The article is devoted motivation development in self-education and self-control of psychological compatibility of the military men in divisions of the Internal Troops of the Interior of Russia and opens one of the pedagogical ways of psychological compatibility formation of military men.

Keywords: self-education, self-control, psychological compatibility, military men, pedagogical ways.

В современной военной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования военнослужащих с целью достижения ими собственных ценностных ориентиров. То есть самовоспитание представляет собой одно из непременных условий разностороннего развития личности как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Занимаясь самовоспитанием, военнослужащий приобретает большую активность, целеустремленность, уверенность в себе и устойчивость к воздействию отрицательных факторов военной службы.

Очень сложно добиться положительного результата в любой деятельности, если военнослужащие не будут целенаправленно и творчески заниматься самовоспитанием. Для успешной служебно-боевой деятельности важен не только процесс профессионального становления военнослужащих, важно сформировать у них устойчивый мотив в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости.

Мотивация — это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения, а развитие мотивации в самовоспитании психологической совместимости военнослужащих — это объединение устойчивых мотивов, определяющих психологически совместимые отношения в подразделении внутренних войск МВД России: уставные, терпимые, малоконфликтные, товарищеские и т.д.

Самовоспитание — это целенаправленная, активная деятельность военнослужащих, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя

* Псаева, Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МBД России. Россия, 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: Belyi07@inbox.ru.

* Isaeva, Natalia Nikolaevna, the candidate of pedagogical sciences, the senior teacher of faculty of pedagogics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: Belyi07@inbox.ru.

Статья поступила в редакцию 25 января 2012 года.

© Псаева Н.Н., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.