УДК 378
Р.А. Быкова
Реализация компетентностного подхода в обучении и оценке учебных достижений сотрудников полиции: компаративный анализ
Implementation of the competency approach in training and assessing academic achievements of police employees: comparative analysis
БЫКОВА, Регина Алексеевна, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198096, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected].
BYKOVA, Regina Alexeevna, post-graduate student, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian. Address: Russia, 198096, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
В статье обсуждаются вопросы реализации компетентностного подхода в российской и зарубежной моделях подготовки специалистов полиции. Описываются этапы, содержание, цели и методы оценки сформированное™ компетенций полицейских на разных этапах обучения. Описываются отличия и специфика подходов подготовки полиции в Испании, Швеции, Великобритании и России. Определяются отличия в оценивании учебных достижений в каждой из рассмотренных стран.
Обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования существующих процедур оценивания. Формулируются предложения по совершенствованию практической направленности оценивания учебных достижений при подготовке сотрудников российской полиции.
Ключевые слова: оценка компетенций, подготовка сотрудников полиции, качество образования, подходы к оценке.
The issues of the implementation of the competence approach in the Russian and foreign models of police training are discussed in the article. The stages, content, goals and methods for assessing the formation of police competences at different stages of training are described. The differences and specifics of police training approaches in Spain, Sweden, Britain and Russia are described. Differences in the evaluation of educational achievements in each of the countries examined are determined.
The need for further improvement of existing assessment procedures is justified. Suggestions are made to improve the practical orientation of evaluating educational achievements in training Russian police officers.
Keywords: assessment of competences, training of police officers, quality of education, approaches to evaluation.
Дискуссии в отечественном и зарубежном педагогических сообществах связывают повышение качества обучения сотрудников полиции с методологией и ресурсами компетентностного подхода. Считается, что внедрение компетентностного подхода сказывается на объёме знаний, широте умений и навыков обучающихся. Однако одним из ключевых вопросов реализации компетентностного подхода в обучении полицейских является оценивание учебных достижений курсантов и слушателей. Обсуждение того, каким должно быть оценивание, кто, что и как должен измерять, не прекращается ни в отечественной ни в зарубежной научной публицистике. Предполагается, что оценка должна показывать и обучающимся, и преподавателям соответствие учебных достижений требованиям профессиональной деятельности. При этом для всех участников педагогического процесса важным становится оценивание не только определённого объёма и сложности знаний, а определение способности эффективно применять их для решения профессиональных задач. Поиск эффективных технологий оценки является важным направлением модернизации образования, способом повышения качества обучения сотрудников полиции. Практика реализации компетентностного подхода в обучении специалистов для органов внутренних дел, накопленная в последние годы в нашей стране и за рубежом, позволяет анализировать и сравнивать сложившиеся модели оценивания [2; 3; 5]. Это и выступает целью данной статьи:
нами осуществляется оценка компетентностных подходов к обучению и оценке компетенций у сотрудников полиции в ряде стран Европы и России.
Для этого решаются две задачи: описываются и анализируются современные концепции полицейского образования за рубежом и в России; сопоставляются существующие практики оценивания учебных достижений полицейских.
В результате описания, анализа и сопоставления определяются современное состояние практики оценивания, намечается направление его совершенствования.
Компетентностный подход в обучении полицейских. Родоначальник компетентностного подхода - американский психолог Д. МакКлелланд, - обосновывая необходимость изменения подходов к оцениванию результатов обучения, писал о том, что способность к вождению автомобиля можно оценить исключительно путём демонстрации этого на практике. Исследователь настаивал на том, что для оценки компетенций недостаточно определения уровня знаний, умений традиционным путём - рассказом или написанием теста. Реальная оценка качества образования, по его мнению, может быть проверена только действиями обучающегося в профессиональных либо смоделированных, то есть квазипрофессиональных условиях [6].
Оценка профессиональных действий широко распространена в обучении специалистов различ-
ных сфер профессиональной деятельности. Оценка будущих сотрудников полиции в большинстве европейских стран также базируется на измерении сформированного либо полученного ими опыта деятельности.
Представление о профессиональном образовании сотрудников полиции в европейских странах основывается на практико-ориентированном подходе, который определяет содержание и методику обучения.
Вместе с тем его реализация в образовательном процессе может иметь специфику, обусловленную особенностями страны, культуры, организации полиции. Для её изучения, рассмотрим концепции полицейского образования, отражающие практику внедрения компетентностного подхода в Испании (действующую на территории Каталонии), Швеции, Великобритании,России.
Модель образования сотрудников полиции Каталонии осуществляется образовательной организацией, являющейся частью Министерства внутренних дел государства, Институтом публичной безопасности Каталонии. Будущие сотрудники полиции обучаются по программам бакалавриата и магистратуры. Подготовка осуществляется по различным направлениям правоохранительной деятельности.
Образовательный процесс включает в себя два последовательных блока. На первом этапе обучения в течение одного года будущие офицеры полиции изучают теоретические аспекты своей профессиональной деятельности. Образование осуществляется на базе института. Обучающиеся изучают правовые и социальные учебные дисциплины. Следующим этапом обучения выступает интернатура. Образовательный процесс перемещается в стены практических подразделений, отделов полиции. В течение одного года будущие офицеры полиции проходят практические курсы. В образовательный процесс активно вовлечены сотрудники полиции, представители прокуратуры и суда. Также к обучению привлекаются педагогические работники образовательных организаций и представители общественных организаций.
Содержание полицейского образования в Каталонии в первую очередь направленно на формирование целевых, дополнительных и специфических компетенций [7].
Целевые компетенции напрямую связаны с функциями подразделений полиции. Образование предполагает, что по результатам обучения молодые сотрудники полиции будут способны защищать граждан, собственность в соответствии с действующим законодательством; охранять права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок и безопасность.
Дополнительные компетенции поддерживают, дополняют и расширяют целевые компетенции. Сформированность таких компетенций предполагает обладание обучающимися способностью ориентироваться в социальных процессах и нормативно-правовой базе, способностью реализовывать функции и задачи, возложенные на органы полиции, которые определяются концепцией общественной безопасности, способностью выполнять обязанности государственного служащего, а также с особой ответственностью и внимательностью относиться к обращениям граждан.
Формирование специфических компетенций направлено на развитие личности сотрудника полиции. Выпускник, овладевший компетенциями этого вида, способен на высоком уровне, эффективно выполнять свои обязанности и без особого труда влиться в служебный коллектив. Специфическими компетенциями являются: 1) высокий уровень мотивации сотрудника к службе, идентификация с профессией полицейского; 2) ответственность и нацеленность на качественное исполнение служебных обязанностей; 3) направленность на поиск эффективного решения проблем; 4) самостоятельность и инициативность; 5) гибкость, способность быстро адаптироваться в новых условиях; 6) самодисциплина и сопротивление какому-либо влиянию; 7) самоуправление и развитие личности; 8) способность к эффективным коммуникациям; 9) направленность на служение гражданам, народу; 10) способность работы в команде.
Рассмотрим шведскую концепцию подготовки сотрудников полиции. В Швеции полицейское образование осуществляется на базе трёх «гражданских» университетов в качестве дополнительных образовательных программ. Также в Шведской национальной полицейской академии осуществляется целенаправленная подготовка сотрудников полиции. Срок обучения составляет пять семестров. Один из семестров реализуется в форме интернатуры в подразделениях полиции.
Образовательному процессу присущ практи-ко-ориентированный характер обучения. Такой характер подготовка полицейских приобретает в т.ч. за счёт привлечения практических работников, проходящих службу в органах полиции и прошедших программу профессиональной переподготовки в качестве педагогических работников. Академические учёные принимают участие только в рамках конкретных вопросов, тематических теоретических докладов и сообщений по областям, в которых они обладают экспертными знаниями. Основным методом обучения шведской концепции полицейского образования выступает проблемный подход, совмещённый с различными приёмами тренировки навыков.
Результатами образования является уровень сформированности общих и специальных компетенций [8]. Общие компетенции предполагают способность обучающихся к критическому мышлению, к определению, анализу и эффективному решению сложных практических ситуаций, стремиться к личному профессиональному росту, обучаться и оценивать свои знания на основе критериев научности, следовать за инновациями в развитии общества.
Специальные компетенции предполагают пригодность обучающихся к службе в органах полиции. Они условно разделены на три измерения: знания и представления, умения и способности, ценности и установки.
Выпускник должен обладать знаниями шведской правовой системы как в целом, так и отдельных областей права, связанных с правоохранительной деятельностью органов полиции, понимать роль полиции в обществе, иметь представление о сущности деятельности сотрудников полиции, методах эффективного взаимодействия с гражданами.
Будущий сотрудник должен обладать умениями и способностями в сфере применения норм права в интересах правоохранительной деятельности, а так-
же уважать права человека и гражданина как фундаментальные демократические ценности, умениями выявлять и анализировать проблемы. Ценности и установки выпускника определяют его отношение к себе (самоуважение, способность к саморазвитию), отношение к гражданам (уважение к различиям между людьми по широкому кругу признаков, профессионально-полицейское восприятие людей, их потребностей и просьб) [4].
В целом обучение полицейских в Швеции и Испании имеет общие основы. Во-первых, оно представляет собой сплав академического и практического знания, во-вторых, оно не является замкнутым на деятельности полиции и может использоваться обучающимися в других сферах профессиональной деятельности.
Другой опыт компетентностного обучения сотрудников полиции существует в Великобритании. Оно представляет собой двухгодичную программу профессионального обучения с высокой интеграцией в профессиональную деятельность. Содержание обучения является унифицированным и, по сути, представляет собой профессиональный минимум, позволяющий выполнять обязанности полицейского. Обучение возможно только для действующих сотрудников полиции, поэтому его начало связано с поступлением в полицию, прохождением кадровых и медицинских процедур
Следует отметить, что перед поступлением на обучение кандидат может пройти образовательную программу, предваряющую полицейское обучение. Эта программа включает в себя комплекс знаний, по содержанию соответствующий объёму начального обучения полицейских, а также опыт прохождения тестов, выполнения заданий и дискуссий. Это позволяет кандидатам на службу повысить шансы на поступление в полицию, в т.ч. получить углублённые компетенции, востребованные в деятельности сотрудников полиции.
Первоначальным этапом обучения выступает оценка компетенций у кандидатов, тестирование на наличие способности эффективно выполнять свои обязанности. Под этим понимается оценка способности работать в команде, сообразительность, ораторские качества, грамотность, умение эффективно взаимодействовать с окружающими. Благодаря психометрическому тестированию и собеседованию у кандидата выявляется уровень профессиональных компетенций. Успешное прохождение тестирования даёт право на прохождение образовательной программы подготовки полицейского.
Обучение по программе проводит колледж полиции. Колледжи в Великобритании входят в структуру органов полиции в качестве организаций, осуществляющих подготовку кадров. Эти образовательные организации являются разработчиками профессиональной образовательной программы. Перечислим принципиальные особенности, раскрывающие специфику обучения полицейских:
- курсанты получают унифицированные знания, умения и навыки, применяемые во всех специальностях полицейской деятельности. При этом содержание компетенций определяется на основе национального стандарта в сфере профессиональной деятельности;
- образовательный процесс осуществляется как в учебных заведениях (аудиторный формат), так
и в форме интернатуры, непосредственно в полицейском участке. Как следствие, обучающийся постоянно находится в условиях, приближенных к полицейской деятельности;
- образовательная программа включает в себя тесты, дискуссии, ролевые игры, групповые и индивидуальные упражнения, тренинги. Формат проведения имеет компетентностно-ориентированный и интерактивный характер;
- оценивание происходит действующими сотрудниками полиции непосредственно в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Обучение осуществляется в течение двух лет. На всём протяжении реализации образовательной программы педагогическими работниками колледжей обеспечивается актуальная методическая и дидактическая поддержка. Это осуществляется посредством интернет-ресурса, обеспечивающего поддержку образовательной платформы - National Centre for Applied Learning Technologies. В рамках платформы еженедельно осуществляется мониторинг учебного процесса и индивидуальных достижений каждого курсанта. Кроме того, происходит обновление образовательной программы, наполнение её информацией новостного, правового и образовательного содержания. Платформа действует по всей территории Великобритании, поэтому обучающиеся имеют к ней доступ из любой части страны. В процессе освоения программы каждый обучающийся ведёт так называемое портфолио курсанта (student officer learning and assessment portfolio). В нём фиксируется проведение тренингов, результаты оценивания, характеристики педагогов и направления для дальнейшего развития. Эти дневники регулярно проверяют педагогические работники (тренеры, инструкторы) для анализа, обратной связи и других записей. Значительное внимание уделяется подготовке сотрудников, осуществляющих оценку обучающихся. Для этого колледжи ведут активную работу с экспертами и действующими сотрудниками, осуществляют их обучение.
Образовательная программа включат в себя четыре этапа обучения: вводную часть, командную, базовое обучение и независимый патруль. Рассмотрим процедуру оценивания учебных достижений на каждом из этапов.
По результатам прохождения первого и второго этапов обучающиеся проходят тестирование, устные экзамены, защищают проект, сдают практический экзамен на навыки, сформированные в ролевых играх. Также по окончании этих этапов все обучающиеся сдают финальный экзамен в письменной форме. По окончании третьего этапа - базового обучения - меняются форма и содержание оценивания. Во-первых, оценка проводится «на рабочем месте», курсант оценивается в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Его наставник, являющийся действующим сотрудником, наблюдает за осуществлением им служебной деятельности, отмечая успешные действия и фиксируя ошибки. Во-вторых, обучающийся должен продемонстрировать все виды профессиональных действий, выполняемые сотрудниками полиции. Для их оценки разработан контрольный список действий - оценочный лист (police action checklist). В него входят действия по опросу свидетеля, подозреваемого, остановке транспорта и проверке документов, проведению досмотра автомо-
биля и оценке степени опьянения водителя и прочее. Кроме этого, обучавшийся должен показать навыки составления процессуальных документов во всех совершенных действиях. В-третьих, на последнем этапе оценивания курсант должен продемонстрировать свои достижения в одном из шести специальных направлений деятельности сотрудника полиции. Полученная оценка будет представлять его подготовленность в области специализации полицейского.
По результатам заключительного, четвёртого этапа обучения - действий в качестве независимого патрульного офицера - обучающийся демонстрирует знания, компетенции, полученные им на всех этапах. В случае удовлетворительной оценки он получает статус независимого патрульного офицера (independent patrol status) и диплом полицейского (diploma in policing). В случае отрицательной оценки, он признается не справившимся с обязанностями сотрудника полиции и отчисляется.
Подводя итог, отметим, что профессиональное обучение сотрудников полиции в Великобритании является замкнутым на действиях сотрудника полиции. Как следствие, содержание обучения ограничено необходимым для успешной деятельности набором знаний, умений, навыков. Формируемые компетенций в большей своей части не могут использоваться в других сферах профессиональной деятельности из-за своей специфической ориентации на правоохранительную деятельность.
Завершая анализ компетентностных подходов к обучению сотрудников полиции, рассмотрим его особенности в отечественной системе обучения полицейских. В России подготовка сотрудников полиции осуществляется в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел. Для этого реализуются программы профессионального обучения всех уровней - от программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» до высшего образования по уровням бакалавриата, специалитета, магистратуры и далее, к программам подготовки кандидатов и докторов наук.
Система полицейского образования унифицирована.
Во-первых, образование организовано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами а также требованиями примерных основных профессиональных образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки.
Во-вторых, предметы, дисциплины, модули образовательной программы не учитывают специфику полиции в регионе, а нацелены на отражение типичных функций полиции, нормативно-правовым способом определённых действий полицейских.
В-третьих, учебные планы образовательных программ схожих специальностей в разных образовательных организациях идентичны. Существенное различие составляют элективные курсы, доля которых не превышает 2-5 % от общего объёма реализуемых дисциплин. В образовательные программы интегрирован модуль профессиональной подготовки, позволяющий обучающимся выполнять обязанности по должности полицейского уже на втором году обучения.
Образовательный процесс осуществляется преимущественно в форме практических занятий и се-
минаров, также представлены лабораторные работы, лекции, учения. За время обучения курсанты и слушатели проходят разные виды практик в территориальных подразделениях полиции. В соответствии с образовательным стандартом в структуру программы входят практики в количестве 8-36 зачётных единиц, что составляет 6-12 % от всей образовательной программы [1]. Защита практики и получение итоговой оценки / зачёта проводится в университете на кафедрах. Оценивание производится педагогическими работниками кафедр по результатам предоставления обучающимся отчёта.
Оценивание компетенций в образовательных организациях МВД России производится на этапах текущего, промежуточного, итогового контроля. По результату обучения в университете слушатели сдают квалификационный экзамен и защищают выпускную квалификационную работу. Выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдаётся диплом государственного образца и присваивается специальное звание «лейтенант полиции». После окончания университета гарантировано трудоустройство в том комплектующем органе, который направлял на обучение.
Таким образом, российское образование полицейских строится на основе унифицированной модели, декларируемой образовательным стандартом и примерной образовательной программой. Образование имеет академический уклон - большая его часть осуществляется на базе образовательной организации. Практическая часть обучения представлена разными видами практик, а также государственной итоговой аттестацией, к проведению которой привлекаются сотрудники территориальных органов внутренних дел, как правило, реализующие соответствующий образовательной программе вид деятельности.
Обобщим приведённые сведения о реализации компетентностного подхода в обучении полицейских. С организационной и методической точек зрения, для полицейского образования в европейских странах характерен принцип интеграции образовательной и профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют кратковременная теоретическая подготовка и длительная интернатура. Интернатура предполагает обучение сотрудников полиции в полицейских участках под руководством специально подготовленных сотрудников. Они непосредственно принимают участие, как в обучении, так и в оценивании результатов образования.
В отечественном полицейском образовании институт интернатуры не сформирован, а взаимодействие обучающихся с практическими работниками происходит во время отдельных занятий либо прохождения разных видов практики, либо, непосредственно на итоговой аттестации. Конечно, российская и европейская модели организации компе-тентностного обучения максимально различны как с точки зрения содержания, так и объёма учебных часов контактного взаимодействия с территориальными сотрудниками.
В европейских странах выражен профессионально-проблемный метод в обучении. Образовательный процесс фокусируется на моделировании ситуации профессиональной деятельности, рассмотрении моделей поведения сотрудника при решении типичных и нестандартных ситуаций. Причём анализ
и обсуждение осуществляют сотрудники территориальных органов, академические учёные привлекаются только в качестве экспертов по специализированным вопросам. Преобладающей формой обучения в европейском образовании полицейских выступает тренинг навыков профессионального поведения, в российском - центрированное на знании взаимодействие педагогического работника с группой обучающимися. Ясно, что групповое обучение имеет меньшую эффективность, чем совместная деятельность нескольких обучающихся под руководством специалиста-практика в области рассматриваемого вопроса. Проведение таких занятий требует навыков педагогической деятельности от сотрудника, привлекаемого к их проведению (например, участкового уполномоченного полиции, дознавателя), и активности администрации образовательной организации.
В рассматриваемых странах компетентностный подход варьируется не только в части принципов или методики его реализации, но и в подходах к описанию содержания обучения. Компетенции полицейского являются целями обучения, поэтому их описание не только определяет содержание обучения, но и стандарты оценивания. Интересно, что в российских образовательных стандартах компетенции полицейских определяются терминами «способность» и подразумевают некоторые предпосылки, которыми должен обладать будущий сотрудник, чтобы быть эффективным. В Испании компетенции определяются моделями профессионального поведения, включающими умения и навыки.
В Швеции компетенции полицейского описываются в терминах знаний, умений и ценностей, а в Великобритании обозначаются через действия и опыт, которые должен иметь каждый полицейский.
Это обстоятельство ещё раз показывает, что концепции полицейского образования за рубежом и в России различаются не только с точки зрения содержания, этапов или методов обучения. Различными являются цели обучения - исходные элементы образовательного процесса. Поскольку цель данной статьи - не только сопоставление опыта компетент-ностного обучения полицейских разных стран, но и анализ практики оценивания учебных достижений обучающихся, нами выделены и обобщены существующие в европейской и российской моделях реализации компетентностного подхода технологии и стратегии оценивания. Они отражены в табл. 1, где представлены европейский и российский компетент-ностные подходы, а также традиционный (знание-вый) подход (табл. 1).
Выполненное в таблице сопоставление показывает, что российский и европейский компетентност-ный подходы к оцениванию результатов образования во многом схожи.
Важным преимуществом европейского подхода является то, что оценивание обучающихся проводится в условиях профессиональной деятельности, содержание обучения и показатели оценивания интегрированы с практической деятельностью специалиста, что подтверждается ориентацией оценочных средств на критерии профессиональной деятельности. Низкие оценки указывают на неэффективность обучающегося в дальнейшей профессиональной деятельности. Оценивание подготовленности сотрудников полиции осуществляют руководители под-
разделений органов внутренних дел или сотрудники полиции, реализующие данное направление деятельности, а не академические учёные.
В России также существует подобные практи-ко-интегрированные технологии оценки. Они применяются для специальностей естественнонаучного и медико-биологического профиля. Реализующие данные программы образовательные организации создают т.н. кафедры на производстве - совместные с промышленными предприятиями или медицинскими организациями структурные подразделения. В их штат входят как академические сотрудники, так и наиболее квалифицированные работники предприятий, учреждений. Подобная организация учёбы делает подготовку специалистов менее продолжительной и более качественной. Однако в российской полиции подобные практики недостаточно распространены.
В то же время сравнение современного и традиционного подходов к обучению сотрудников полиции в России показывает, как компетентностный подход повлиял на содержание обучения. Оно действительно стало более практико-ориентированным, большинство занятий с сотрудниками имеют интерактивный, а не фронтальный характер, предметом занятий становятся проблемные ситуации и действия в них.
Однако различий в части оценивания между компетентностным и традиционными подходами не так много. Конечно, в оценке уровня подготовленности обучающихся всё чаще принимают участие сотрудники территориальных органов, организаций, подразделений МВД России. Но методика оценивания фактически не изменилась - главенствующим остаётся традиционная модель, ориентированная на измерение знаний и вербальных компетенций обучающихся. Меньшее внимание уделяется практическим действиям в условиях реальной профессиональной деятельности. Подтверждением этого является низкое количество промежуточных аттестаций, проводимых в территориальных органах внутренних дел на всех этапах освоения образовательной программы. Помимо этого, в результаты итоговой аттестации не включаются показатели готовности к осуществлению профессиональных действий по получаемой специальности, на неё не влияют результаты практики в органах внутренних дел.
В целом можно полагать, что методика оценивания учебных достижений всё ещё имеет более академический, чем прикладной характер, несмотря на прилагаемые усилия по изменению подобного положения. Шагом к совершенствованию представляется изменение системы оценивания учебных достижений - её целей, условий и средств.
Автор полагает, что измерение учебных достижений посредством компетентностных, практико-ориентированных оценочных средств позволит изменить ситуацию.
Данные средства должны соответствовать, во-первых, требованиям к профессиональной компетентности специалиста, т.е. оценивать способность обучающегося к выполнению трудовых функций по осваиваемой специальности на любом этапе обучения.
Во-вторых, средства оценивания должны быть связанными с учебными дисциплинами, влияющими на формирование профессиональных компетенций, т.е. показывать, какие именно знания, умения либо
Таблица 1
Подходы к оцениванию результатов образования (российский и европейский подходы к реализации компетентностного обучения сотрудников полиции, традиционный подход)
Компстсптногтнып молмц Ï р ад mt полный подход к обучению сотру IM и ков иод они и
Кз ширин Втонсгшы стандарт подготовки сотрудников полиции Российский под.дум) к обучению сотрудников полиции
I, § Si и П еда 1 ог ический рябо т ни к (тренер, фас ил и та юр). Психолог. Практический работник, Педагогический работник. При итоговом оценивании комиссия, включающая в себя педагогических рабе» гннкон и практических со трутников. Педя! тн ический работник.
з « § 3 £ У Обучающийся, либо на определённых этапах подготовки группа (команда) обучающихся, Обучающийся. Обучающийся.
и S S '■£ 3 1 Ком ПС1 ОПЦИИ. ОИЬЛ дся I с 1 ы (ос 1 и. зна 1 шх. умения, навыки. Компетенции, опыт деятельности, знания. умения. навыки. Знания, умения, навыки.
, s — fi Д ¡5 о Обратная с »язь. постановка целей развития, Определение уровня сформированное™ комле 1 «лшнн Уровень сформированное™ компетенции. Уровень знаний, умений, навыков.
il 5 H Письменные работы. устные экзамены. демонстрация компетенций. 11нс ь ме 1 п 1ые работ ьц ус тпые экзамены. I [не ь м ei п i ыс работы, устные экзамены,
11 II 'Гесты. экзамены. проекты, практический экзамен на навыки {полученные и ролевых играх), демонетра пия компетенций. Устные опросы. тесты, кейсы, курсовые работы, зачеты, экзамены. Устные опросы, тесты, кейсы. курсовые работ ы. зачеты, экзамены.
Технология оценки
TS s S S 43 Д =r iПестнбалльная, качественная Четыречбалльная. кол ичественная Четырехбалз ьнля. количссгветшая
¡1 s s A ~ S I ipa вит ы юс гь вы пол i je пня II рофесси опальных деисгв н и, Знать, уметь, владеть. Уровень сформированное ти компетенций. Знать, уметь, по ни мать, иметь представление
s = X О- и g S il M Професеио нальные с тандар ты. требования заказчика ФГОС профессиональные стандарты. ГО С НПО ( государственные фсбоваиня к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника)
H - H-Г с По прохождении модуля. Текущий- промежуточный ( семестре вы й ). рубежный (модульный). итоговая юс, апсешцня. Гекутцнй . промежу точный ( семестровый ). и ютовая i осударе i ветшая аттестация.
навыки недостаточны, либо слабо сформированы у обучающегося.
В третьих, условия оценивания должны моделировать набор ситуаций практической деятельности без учёта контекста обучения. Содержательно оценочные средства должны представлять набор рутинных профессиональных действий сотрудника полиции либо специалиста. Показатели и критерии оценивания должны обеспечивать объективную оценку их выполнения таким образом, чтобы выполненные задания показывали достаточный уровень квалификации, а невыполненные - профессиональную непригодность.
Заключение. В работе сопоставлены европейские и российские образовательные практики в подготовке сотрудников полиции, выделены концепции оценивания результатов образования сотрудников полиции за рубежом и в России в рамках компетентностного и традиционного подходов.
Европейское полицейское образование имеет выраженную практико-ориентированную направленность, проявляющуюся в организации и содержании обучения, методах, приёмах и средствах учебной деятельности. Европейское образование вариативно, фокусируется на специфике той местности, в которой проходят обучение либо осуществляют службу обучающиеся. Оценивание успешности учебной деятельности полицейского ориентировано на оценку его пригодности к выполнению профессиональных действий, осуществляется руководителями подразделений полиции и проводится на всех этапах обучения.
Российское образование полицейских имеет большую академичность, унифицированное и стандартизированное содержание обучения. Оценка учебных достижений носит академический характер - внутри этапов освоения основной образовательной программы его осуществляют педагогические работ-
ники образовательных организаций. Оценивание не проводят руководители комплектующих подразделений, не привлекаются специалисты по специальности (направлению подготовки), в качестве целей оценки не рассматривается готовность обучающихся к выполнению трудовых функций.
Способом повышения практической направленности обучения специалистов для органов вну-
тренних дел видится разработка компетентностно-ориентированных оценочных средств, позволяющих оценить уровень подготовленности обучающегося к выполнению трудовых функций по осваиваемой им специальности.
Разработка и апробация данной технологии будет являться следующим этапом работы автора статьи в этом направлении.
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424 (в ред. от 13 июля 2017 г.) [Электронный ресурс] // Сайт «Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2018).
2. Душкин, А. С. Компетентностный подход в кадровой политике полицейских структур зарубежных стран // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 132-143.
3. Злоказов, К. В., Степанов, Р. И., Чернышёва, Е. В. Актуальные проблемы профессионально-психологического отбора кандидатов на службу (учёбу) : учебно-практическое пособие. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2014. - 176 с.
4. Злоказов, К. В. Реализация практической направленности обучения полицейских в некоторых странах Европы // Прикладная юридическая педагогика: от теории к практике : материалы межведомственной научно-практической конференции. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - С. 52-56.
5. Педагогика : учебник / под ред. А.А. Кочина. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.
6. Clelland, D. С. Testing for Competence Rather Than for Intelligence // American Psychologist. - 1973. -V. 28-1. - Р. 1-14.
7. Institute for Public Security of Catalonia (2012). Servei de Selecció, Avaluació i Seguiment [Selection, assessment and follow-up unit]. Diccionari de competencies clau per a la formació de l'agent dels cossos de policia de Catalunya [Key competences dictionary for police basic training in Catalonia].
8. Polishogskolan. (2014). Utbildningsplan for polisprogrammet [Syllabus for the police basic training program]. Stockholm: Swedish National Police Academy.
© Быкова Р.А., 2018
УДК 371.1
Ю.А. Грачёв
О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России
Formation of informational and educational electronic environment in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ГРАЧЁВ, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, ул. Аврова, д. 33. Тел: 420-67-32.
GRACHYOV, Yuri Alexandrovich, Head of the Department of Special Events and Special Equipment of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor. Address: Russia, 188510, Saint-Petersburg, Avrova str., 33. Tel: 420-67-32.
В статье раскрывается значимость информационно-технического обеспечения образовательного процесса с целью совершенствования имеющихся общекультурных и формирования профессиональных компетенций у курсантов и слушателей образовательной организации высшего образования МВД России.
Ключевые слова: образовательная организация, образовательный процесс, электронная образовательная среда, сотрудники полиции, подготовка полицейских.
The author reveals the importance of information and technical support of the educational process with the aim of improving the existing basic cultural and the formation of professional competencies among cadets and trainees of educational organizations of the MIA of Russia.
Keywords: educational organizations, educational process, electronic educational environment, police officers, training of law enforcers.