БРИТАНСКИМ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И СТАЖИРОВКИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОЛИЦИИ
BRITISH EXPERIENCE OF POLICE STUDENTS’ PROFESSIONAL PLACEMENT
УДК 378.6:351.74-057.875(410.1)
Б.Н. СЕЛИН,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
B.N. SELIN,
candidate of pedagogical sciences (Belgorod Law Institute of the MIA)
И.А. СЕЛИНА
(Белгородский юридический институт МВД России)
I.A. SELINA
(Belgorod Law Institute of the MIA)
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные аспекты реализации компетент-ностного подхода в системе высшего профессионального образования сотрудников полиции МВД России. Затрагиваются вопросы организации профессиональной практики и стажировки слушателей региональных Центров подготовки и повышения квалификации сотрудников полиции Великобритании.
Ключевые слова: профессиональная подготовка сотрудников полиции, компетентность, результат образовательной деятельности, профессиональная стажировка.
Abstract: The article deals with certain aspects of the competence oriented approach in the system of higher education for police officers of Russia’s MIA. The author touches upon some considerations concerning professional placement of police students of regional Police Training and Development Centres in the United Kingdom.
Key words: professional education of police officers, competence, educational result, professional placement.
Фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и электронных справочников перестают быть капиталом. От специалиста теперь требуется не столь-
ко обладание какой бы то ни было особой информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии,
самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом?
Идея компетентностно ориентированного образования - один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование профессиональной компетентности обучающегося, т.е. способностей применять знания в реальных ситуациях жизнедеятельности, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Результат обучения не может ограничиваться набором фактов или суммой приемов решения стандартных задач, однако в реальности дело обстоит именно так. Компетентность - это, на наш взгляд, способность индивида справляться с самыми различными задачами, это совокупность знаний, умений и вариативных способов осуществления деятельности, которые необходимы для выполнения конкретной работы. При этом должны взаимодействовать когнитивные и аффективные навыки, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками. Слаженное взаимодействие этого множества частных аспектов приводит нас к комплексному пониманию компетентности, которая проявляется в контексте условий и требований, как внешних, так и внутренних.
В Государственных федеральных образовательных стандартах ВПО заложены основы формирования профессиональной компетентности специалистов по различным направлениям подготовки сотрудников полиции в вузах МВД России, но отдельные аспекты организационного и методического обеспечения проведения профессиональной практики и стажировки сотрудников полиции, обучающихся в вузах, требуют, на наш взгляд, корректировки и изменения. В связи с этим, представляется целесообразным рассмотреть и проанализировать опыт организации данного вида учебной деятельности в Центрах подготовки и повышения квалификации сотрудников полиции Великобритании.
Прежде всего, отметим, что модель организации образовательного процесса сотрудников полиции в Великобритании характеризуется ранней узкой специализацией. При этом координация профессиональной подготовки децентрализована и реализуется преимущественно через региональные центры. На национальном уровне процесс
управления образовательным процессом осуществляется на основании рекомендаций нескольких органов, которым переданы соответствующие полномочия, и в соответствии с Государственным образовательным профессиональным стандартом. В число этих организаций входят Департамент кадров Министерства внутренних дел, Управление повышения качества подготовки полицейских, Национальный инспекторат полиции.
На региональном уровне в каждом графстве существуют Центры подготовки и повышения квалификации полицейских, которые осуществляют свою деятельность с учетом основных тенденций развития профессионального полицейского образования в мире и рекомендаций указанных выше органов, а также в соответствии с Региональным Планом подготовки кадров.
Курсы подготовки и переподготовки строятся по блочно-модульному принципу, т.е. структурно система обучения в региональных центрах подготовки предполагает наличие нескольких базовых блоков, в состав которых входят модули, соответствующие направлениям подготовки. Принципы, положенные в основу организации модулей, имеют исключительно профессионально ориентированные задачи подготовки специалистов и опираются на нужды и своего рода заказ местных органов полиции и населения.
Контрольно-оценочный блок модели формирования профессиональной компетентности сотрудников полиции, обучающихся в центрах подготовки, включает в себя три организационных этапа.
Во-первых, контроль полученных знаний, умений и способов деятельности осуществляется в региональных центрах подготовки и повышения квалификации. Данный процесс имеет место после изучения полицей-скими-студентами определенных модулей и блоков, который предполагает проведение экзаменов и зачетов в устной и письменной форме. Кроме того, используются такие методы проверки, как профессиональная беседа с экзаменатором на заданную тему, участие слушателей в ролевых играх и учениях, моделирующих реальные события, изучение и оценка личных дел слушателей, которые ведутся с момента их зачисления в ряды полиции и куда вносятся все результаты предшествующих проверок и прослеживается динамика усвояемости материала и навыков.
Необходимо отметить, что фиксация ре-
зультатов контроля не сводится к формальному выставлению оценок «2», «3», «4» и «5», а дается объективная характеристика каждого показателя компетентности, т.е. компетенций, развитых или сформированных в ходе подготовки. То есть, по завершению этапа контроля со слушателями проводятся индивидуальные беседы, в ходе которых разъясняются полученные результаты, даются рекомендации о том, на что обратить внимание или какой материал повторить или изучить дополнительно. Данная форма организации контроля знаний трудоемкая и финансово затратная, поскольку для этого привлекаются не только преподаватели центров подготовки, но и специальные экзаменаторы из состава практических органов, однако результат подобного рода проверки достаточно высок.
Во-вторых, широко используется метод контроля уровня сформированности компетенций в ходе профессиональной практики и стажировки путем непосредственного наблюдения за правильностью выполнения слушателями своих обязанностей на рабочем месте. Данный способ оценки знаний является наиболее эффективным, поскольку в реальной обстановке позволяет отследить и в рабочем порядке исправить то, что невозможно сделать в ходе теоретической подготовки. К новым сотрудникам полиции предъявляются очень высокие требования, поэтому, по сравнению с традиционно сложившейся практикой в России, процесс адаптации и включения в работу новых полицейских в Британии заметно короче, что в конечном итоге влияет на эффективность выполнения полицейскими своих служебных обязанностей и на показатели подразделения в целом. Это достигается несколькими способами:
1) за два года начальной подготовки, обязательной для всех аттестованных сотрудников полиции, слушатели еженедельно от 2 до 6 часов (в зависимости от конкретных заданий, получаемых у преподавателей), начиная со второй недели обучения, проходят ознакомительную практику в подразделениях полиции, государственных и общественных организациях;
2) в течение указанных двух лет подготовки одна треть учебного времени отводится на профессиональную практику в тех подразделениях, где слушатели будут работать после окончания курса подготовки.
За каждым слушателем или группой слушателей (до 3 человек) закрепляется
специально обученный сотрудник полиции - констебль-наставник, который работает в том же подразделении, где будет проходить практику, а затем служить стажер. Данный вид контроля является обязательным и считается самым важным. Таким образом, осуществляется прямое взаимодействие учебных заведений с практическими органами. Как правило, констебли-наставники проходят соответствующую подготовку в этих же центрах.
В-третьих, на рабочем месте проводится так называемая внутренняя аттестация, цель которой состоит в определении уровня подготовленности сотрудников полиции к выполнению отдельных служебных задач после окончания курса начальной или дополнительной подготовки. Данный вид проверки осуществляется специальным контрольным органом, в состав которого входят руководители подразделений и преподаватели регионального учебного центра под общим руководством начальника центра. Объектом проверки являются как бывшие слушатели курсов, так и наставники, работающие со стажерами. Методы внутренней аттестации включают в себя:
- изучение личных дел (портфолио) во время проверки;
- изучение личных дел (портфолио) после завершения проверки;
- наблюдение за ходом проверки, осуществляемой наставником;
- собеседование со стажерами;
- сравнение личных дел (портфолио) стажеров, составленных разными проверяющими с целью определения их соответствия единому стандарту.
После проверки составляется отчет, результаты которого учитываются при проведении последующих аттестаций для установления динамики уровня сформирован-ности компетенции, а также при выдвижении претендента на вышестоящую должность и звание.
Таким образом, можно говорить о сложившейся прочной структуре наставничества, сотрудники которой буквально «ведут» своих подопечных с начального этапа подготовки до самостоятельного выполнения ими служебных обязанностей, а затем помогают в их практической деятельности достичь более высоких показателей. Иными словами, в полиции Великобритании прослеживается система непрерывного образования, обусловленная практическим применением компетентност-ного подхода, отдельные компоненты кото-
рого, на наш взгляд, имеет смысл внедрить в образовательный процесс образовательных учреждений МВД России.
С целью повышения уровня сформирован-ности профессиональной компетентности сотрудников полиции, проходящих обучение в вузах МВД России, нам представляется целесообразным изучить возможности увеличения общей продолжительности производственной практики и стажировки курсантов; ввести орган регионального кон-
троля уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции из числа сотрудников ведущих служб УМВД России соответствующего субъекта Российской Федерации и профессорско-преподавательского состава вузов МВД России, а при отсутствии таковых из числа преподавателей Центров профессиональной подготовки при УМВД субъектов Российской Федерации; создать реальные условия функционирования данного органа не в ущерб практической деятельности.