Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки обучающихся по гражданско- правовой специализации в московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя'

Некоторые аспекты подготовки обучающихся по гражданско- правовой специализации в московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РЕФОРМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН / EDUCATIONAL INSTITUTION / REFORM OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / CIVIL SPECIALIZATION / INTERDISCIPLINARY EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов Р.М.

Реформирование органов внутренних дел, в том числе, в сфере ведомственного образования, определило приоритетные направления деятельности образовательных учреждении МВД России. Качественно новые требования к системе образования, воспитания, структуре и содержанию профессиональной подготовки сотрудников полиции, закрепленные в законе «О полиции», определили ключевые направления по обучению высококвалифицированных кадров полиции. В этой связи образовательные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации перестраивают процесс подготовки специалистов для органов внутренних дел в соответствии с профессионально компетентностным подходом к системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедов Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of preparation of trained on civil specialization at the Moscow university Ministry of Internal Affairs of Russia of V.Ya. Kikotya

Reforming of law-enforcement bodies, including, in the sphere of departmental education, has defined priority activities educational Ministry of Internal Affairs institution of Russia. Qualitatively new requirements to an education system, education, to structure and content of vocational training of police officers enshrined in the law «About Police» have determined the key directions by training of highly qualified personnel of police. In this regard Ministries of Internal Affairs educational institutions of the Russian Federation reconstruct process of training of specialists for law-enforcement bodies according to professionally competence-based approach to system of the higher education.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки обучающихся по гражданско- правовой специализации в московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя»

УДК 378 ББК 74

некоторые аспекты подготовки обучающихся по гражданско-правовой специализации

в московском университете мвд россии имени в.я. кикотя

РУСЛАН МАРА тович АХМЕДОВ,

начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, семейное право, предпринимательское право, международное частное право

E-mail: ahmedov@list.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Реформирование органов внутренних дел, в том числе, в сфере ведомственного образования, определило приоритетные направления деятельности образовательных учреждении МВД России. Качественно новые требования к системе образования, воспитания, структуре и содержанию профессиональной подготовки сотрудников полиции, закрепленные в законе «О полиции», определили ключевые направления по обучению высококвалифицированных кадров полиции. В этой связи образовательные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации перестраивают процесс подготовки специалистов для органов внутренних дел в соответствии с профессионально — компетентностным подходом к системе высшего образования.

Ключевые слова: образовательное учреждение, реформа органов внутренних дел, гражданско-правовая специализация, междисциплинарный экзамен.

Annotation. Reforming of law-enforcement bodies, including, in the sphere of departmental education, has defined priority activities educational Ministry of Internal Affairs institution of Russia. Qualitatively new requirements to an education system, education, to structure and content of vocational training of police officers enshrined in the law «About Police» have determined the key directions by training of highly qualified personnel of police. In this regard Ministries of Internal Affairs educational institutions of the Russian Federation reconstruct process of training of specialists for law-enforcement bodies according to professionally — competence-based approach to system of the higher education.

Keywords: educational institution, reform of law-enforcement bodies, civil specialization, interdisciplinary examination.

Геополитические изменения, произошедшие в нашей стране на рубеже веков и последующий сложный период преодоления созданных проблем, привели к существенному ослаблению позиций российской высшей школы. Утрата престижности ряда профессии в стране в целом дополнительно обострила ситуацию. Как следствие, многие промышленные предприятия, организации и учреждения, старающиеся встать на путь модернизации производства, деятельности сталкиваются с серьезными кадровыми проблемами, ощущают недостаток в молодых специалистах требуемой квалификации, указанная проблема коснулась и деятельности органов внутренних дел. И, в этой связи усиливается роль деятельности образовательных учреждении, реализующих направления подготовки специалистов высшей категории.

Учеба в вузе — напряженный труд, требующий от обучаемого настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе.

Обучение в высших учебных заведениях в основном состоит из аудиторной и самостоятельной подготовки, причём в гораздо большей степени обучаемый должен учиться самостоятельно или в общении с товарищами, чтобы развить практические навыки будущей профессиональной деятельности.

Реформирование органов внутренних дел, в том числе, в сфере ведомственного образования, определило приоритетные направления деятельности образовательных учреждении МВД России. Качественно новые требования к системе образования, воспитания, структуре и содержанию профессиональной подготов-

ки сотрудников полиции, закрепленные в законе «О полиции», определили ключевые направления по обучению высококвалифицированных кадров полиции.

В настоящее время руководством государства остро ставится задача повышения роли вузовской науки в решении практических проблем, стоящих перед обществом. В полной мере это относится и к вкладу профессорско-преподавательского состава, работающих в вузах МВД России.

В этой связи деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с основными приоритетами, вытекающими из поставленной руководством страны цели — выработать и реализовать на практике принципиально новые подходы к решению проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью, осуществить широкий комплекс мероприятий, направленных на укрепление правопорядка и общественной безопасности, надежную защиту прав и интересов граждан, общества и государства от преступных посягательств, обеспечение приоритета социальных функций органов внутренних дел, общественного контроля за их деятельностью, формирование партнерских взаимоотношений между органами внутренних дел и обществом.

Объём и сложность стоящих перед Министерством задач требуют решительного улучшения кадровой ситуации, привлечения в органы внутренних дел высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, правовой и общей культуры, морально-нравственных качеств, необходимыми общими и профессиональными компетенциями.

Сегодня образовательные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации1 перестраивают процесс подготовки специалистов для органов внутренних дел в соответствии с профессионально — компетентностным подходом к системе высшего образования. При разработке образовательных программ учебного процесса образовательные учреждения МВД России руководствуются Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования нового поколения.

Однако, решение управленческих и организационных задач в образовательных учреждениях пока осуществляется на основе прежних (устаревших) механизмов, да и обучение слушателей и курсантов чаще провидится с использованием традиционных методик. Указанные обстоятельства, по выражению И.В. Гор-линского, не способствуют внедрению инноваций в систему управления и новых технологий в педагогический процесс, что снижает результативность подготовки специалистов высшей квалификации2.

Современные реалии практической деятельности сотрудников органов внутренних дел также требуют от образовательных учреждений готовить выпускников, соответствующих профессиональным компетенциям при реализации служебных полномочий.

В этой связи особо остро встаёт вопрос о выборе

методик организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений МВД России.

В рассматриваемом вопросе руководством образовательного учреждения определена приоритетная цель — построение государственной итоговой аттестации выпускника в виде междисциплинарного экзамена на основе практико-ориентированных заданий, который бы учёл все грани специфик и особенностей узко ориентированной образовательной специализации выпускника и его перспективной профессиональной деятельности.

Однако, анализ текущей образовательной политики образовательного учреждения выявляет, по моему мнению, ряд трудностей при реализации вышеуказанной формы государственной итоговой аттестации выпускника, так как в процессе реализации поставленной задачи взаимодействует профессорско-преподавательский состав нескольких кафедр, которые обеспечивают реализацию профильных учебных дисциплин для подготовки узко ориентированного специалиста органов внутренних дел.

В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя в данном творческом процессе при подготовке специалистов по гражданско-правовой специализации взаимодействуют коллективы нескольких кафедр. А именно, руководящая организующая роль принадлежит кафедре гражданского и трудового права, гражданского процесса, участниками процесса являются кафедры: административного права, криминологии, теории государства и права, уголовного права, уголовного процесса.

В связи с вышеизложенным с целью решения общей задачи — формирование комплексного междисциплинарного задания для выпускника образовательного учреждения, усиления междисциплинарных связей учебных дисциплин и подготовки практико-ориентированного выпускника по профилю деятельности предполагается при формировании и построении образовательной деятельности образовательного учреждения высшего образования осуществить нижеследующее:

• во-первых, необходимо скорректировать образовательную программу, при этом сделать упор для обучающихся на дисциплины специализации по избранной профессиональной деятельности, исключив дисциплины непрофильного характера;

• во-вторых, пересмотреть учебную нагрузку по дисциплинам, реализуемым по направлению подготовки обучающегося, путем увеличения объёма учебных часов на дисциплины специализации;

• в-третьих, увеличить в общем объёме учебных часов количество учебных занятий проводимых в виде практических занятий. С целью воссоздания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования

тех систем отношений, с которыми обучаемый по необходимости будет сталкиваться, и, в условиях которых будет работать. Предлагается увеличить количество деловых игр, количество инновационных активных форм обучения таких как встреча за «круглым столом», «пресс-конференция», «анализ конкретных ситуации», использование метода «мозговой атаки», что будет способствовать динамичности мыслительных процессов обучаемых, позволит сформировать самостоятельность в будущей профессиональной деятельности и воспитает у обучаемых упорство и настойчивость в достижении поставленных целей при анализе сложных, уникальных ситуаций. Также предлагается внедрить и реализовывать в учебном процессе оформление обучающимися практикумов по дисциплинам специализации и последующее их оценивание для допуска к промежуточной аттестации; в-четвертых, переработать учебно-методическое обеспечение дисциплин специализации на предмет их непосредственной ориентации выпускника по направлению специальности и в целях развития и освоения обучающимися навыков и умений будущей профессии по профилю специализации;

в-пятых, предлагается активизировать вовлечение в учебной процесс, особенно на практические занятия представителей практических подразделений органов внутренних дел по дисциплинам специализации; в-шестых, в целях совершенствования учебно-методической и научной составляющей в деятельности образовательного учреждения увеличить объём выполняемых по заявкам практических подразделений органов внутренних дел объем указанных работ. Увеличить количество совместно проведенных мероприятий научного и учебно-методического характера, в целях совершенствования учебного процесса;

в-седьмых, в рамках празднования будущей профессии выпускника в день образования соответствующей службы либо профессии организовывать и проводить «Неделю кафедры» по пропаганде будущей избранной профессии

выпускника с привлечением практических подразделений органов внутренних дел;

• в-восьмых, на учебных практиках (ознакомительной, преддипломной) увеличить роль наставника от практических подразделений органов внутренних дел как руководителя обучаемого с целью изучения и освоения обучаемым практических навыков и умений будущей профессии, а именно её практической составляющей по профилю будущей деятельности;

• в-девятых, активно вовлекать в состав государственных экзаменационных комиссии выпускников представителей практических подразделении;

• в-десятых, регулярно направлять на стажировку и переподготовку профессорско-преподавательский состав кафедр в практические подразделения органов внутренних дел по профилю деятельности кафедры с целью усиления практической составляющей в учебном процессе, в первую очередь по дисциплинам специализации выпускника образовательного учреждения.

В этой связи, необходимо отметить, что модернизация образовательной политики образовательного учреждения МВД России на основе усиления практической составляющей в реализации учебного процесса, в виде правильно усвоенных и отработанных действий обучаемыми в ходе практических учебных занятий в дальнейшем позволит подготовить не просто высококвалифицированных юристов, нацеленных на разработку и применение юридических норм в том числе и в деятельности органов внутренних дел, но также решить стратегическую задачу — существенно сократить, и в последующем ликвидировать качественный некомплект сотрудников — профессионалов в деятельности органов внутренних дел, а также обеспечит правовую безопасность личности, общества и государства.

1 Далее по тексту — МВД России.

2 См. подробно: Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. Учебно-методическое пособие. МЦ при ГУК МВД России. — М., 1997. — С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.