Калинин Сергей Владимирович, Морозов Владимир Анатолиевич, Чернов Юрий Николаевич КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В статье обосновываются потребность и возможность в совершенствовании процесса подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности на основе комплексного подхода. Выявлены профессиональные компетенции, обеспечивающие личную безопасность. Предложены направления и подходы, включающие систему подготовки по различным дисциплинам. Обоснованы особенности мониторинга сформированности готовности к обеспечению личной безопасности сотрудников полиции при решении задач правоохранительной деятельности. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/7-3/62.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 7(73): в 3-х ч. Ч. 3. C. 207-209. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/7-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 378.634:351.74
В статье обосновываются потребность и возможность в совершенствовании процесса подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности на основе комплексного подхода. Выявлены профессиональные компетенции, обеспечивающие личную безопасность. Предложены направления и подходы, включающие систему подготовки по различным дисциплинам. Обоснованы особенности мониторинга сформированности готовности к обеспечению личной безопасности сотрудников полиции при решении задач правоохранительной деятельности.
Ключевые слова фразы: личная безопасность; комплексный подход; образовательный процесс; профессиональные компетенции; правоохранительная деятельность.
Калинин Сергей Владимирович
Морозов Владимир Анатолиевич, к. пед. н., доцент
Чернов Юрий Николаевич
Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации info@buimvd. гы
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Высокий уровень преступности, ее агрессивность, жестокость и техническая оснащенность вызывают потребность в совершенствовании процесса обучения обеспечению личной безопасности будущих сотрудников полиции при выполнении ими служебно-боевых задач, что определяет актуальность рассматриваемой проблемы.
При решении данной задачи особо следует выделить организацию образовательного процесса, который служит источником формирования базовых профессиональных компетенций сотрудников полиции, обеспечивающих личную безопасность. Основным направлением решения данной задачи определен комплексный подход, который предполагает применение различных методов и системное использование знаний, умений и владение навыками, полученными при освоении различных дисциплин. Комплексный подход предполагает поиск решения проблемы во всех основных компонентах педагогической системы, таких как целевом, дидактическом, содержательном, коммуникативном, гносеологическом, гностическом и организационном [6, с. 20].
Опыт проведения занятий по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в юридических институтах МВД России показал, что при подготовке курсантов к деятельности в условиях экстремальных ситуаций, угрозе для жизни и здоровья сотрудникам полиции приходится решать задачи при недостатке информации, наличии элементов опасности и риска. Это вызвало потребность формировать в образовательном процессе следующие профессиональные компетенции: уметь в ходе выполнения профессиональных задач преодолевать непредвиденные препятствия и неожиданные ситуации; уметь принимать грамотные управленческие решения в сложных ситуациях правоохранительной сферы деятельности; владеть методами классификации и сопоставления различных целей правоохранительной деятельности в зависимости от их сложности, значимости и сроков выполнения; обладать способностью осуществлять выбор рациональных способов выполнения служебно-боевых задач в зависимости от условий криминальной обстановки; обладать личностно-профессиональными качествами, обеспечивающими немедленный переход к смелым, организованным и самостоятельным действиям [4].
Компетентностный подход позволяет комплексно решать различные задачи управления человеческими ресурсами, в частности, такие как подбор сотрудников, повышение квалификации, оценка готовности к выполнению профессиональных обязанностей [8]. Особое внимание необходимо уделять формированию действий, предусматривающих нейтрализацию неожиданных нападений и изменений криминальной обстановки, что вызывает необходимость в выработке комплексных практических навыков.
Все это вызывает потребность осуществлять обучение личной безопасности сотрудников полиции на основе комплексного подхода с учетом сформированности профессионально значимых качеств, степени правовой защищенности в правоохранительной сфере, наличия материальных, технических, управленческих и специальных средств и мер, характерных для специфики служебно-боевой деятельности.
Профессионально значимые качества, влияющие на обеспечение личной безопасности, характеризуются не только тактическими качествами, но и нравственной активностью, развитыми коммуникативными способностями, психологической устойчивостью к службе и воздействию криминальной среды. Было выявлено, что формирование таких качеств, связанных с обеспечением личной безопасности, включает в себя тактическую, техническую, стрелковую, физическую и психологическую подготовленность [5, с. 6]. Далее кратко раскроем каждую из данных составляющих.
Подготовленность в тактическом отношении характеризуется умением сотрудников выполнять профессиональные действия с учетом оценки служебно-оперативной обстановки, степени угрозы опасности жизни и здоровью от возможного воздействия правонарушителей, а также собственного уровня овладения необходимыми умениями и навыками применения методов, приемов и средств, необходимых для выполнения слу-жебно-боевых задач.
208
^БЫ 1997-2911. № 7 (73) 2017. Ч. 3
Физическая подготовленность обеспечивает способность преодоления силового противодействия правонарушителям. Основными компонентами подготовленности в физическом отношении являются выносливость, сила, ловкость, быстрота и владение специальными приемами борьбы.
Подготовленность в техническом отношении определяется способностью эффективно и оперативно применять специальные средства, а также уверенно действовать, применяя инженерные и информационные методы противодействия преступным элементам.
Огневая подготовленность включает твердые знания материальной части и возможностей систем вооружения, устойчивые навыки применения огнестрельного оружия в различных ситуациях правоохранительной деятельности.
Психологическая подготовленность обеспечивает способность сознательно регулировать выполняемую деятельность, преодолевая внутренние негативные состояния и внешние препятствия. Важную роль играет формирование волевых качеств, целеустремленности, упорства, настойчивости, решительности, инициативности, смелости, выдержки, самообладания и самостоятельности. Психологическая подготовка также предполагает глубокое знание природы различных отклонений в поведении нарушителей правопорядка, начиная от различного рода девиантного, делинквентного и до криминального у различных групп населения [3, с. 251].
Морально-нравственная подготовленность свидетельствует о сформированности ценностных ориента-ций в соответствии с базовыми общенациональными российскими ценностями, такими как патриотизм, гражданственность, нравственность, долг, честь, совесть, сотрудничество [1].
Комплексный подход требует для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции при выполнении служебно-боевых задач в различной экстремальной и повседневной деятельности системного применения практических действий в рамках тактической, физической, огневой, технической и психологической подготовленности.
Реализуя требования комплексного подхода при обучении личной безопасности, в систему образовательного процесса необходимо включить мониторинг данного процесса. Его следует рассматривать как неотъемлемую часть нормативно-методического обеспечения системы оценки качества образовательного процесса юридического института по сформированности готовности сотрудников полиции к обеспечению их личной безопасности.
Особенностью при определении комплекса оценочных средств для исследуемого процесса является реализация следующих принципиальных положений [7]. Первое - оценочные средства, определяющие уровень подготовленности к обеспечению личной безопасности, должны осуществлять проверку качества сформи-рованности соответствующих профессиональных компетенций. Второе - эти средства должны быть неотъемлемой частью образовательной технологии, способной оценивать не только усвоение программы обучения, но и воспитание. С этой целью была разработана система оценочных средств применительно к дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников полиции», которая включала совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения и воспитания, проверку сформированности профессиональных компетенций по дисциплине, а также она определяла организацию и планирование самостоятельной работы курсантов по устранению выявленных отклонений от требований, заданных образовательной программой. Система оценочных средств, обеспечивающих оценку качества образовательного процесса по дисциплине «Основы личной безопасности сотрудников полиции», нами выделена как необходимый элемент педагогической технологии. Она включает комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в образовательной системе, результатом которых является установление степени соответствия измеряемых уровней подготовленности зафиксированным в нормативных документах, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Содержание системы оценочных средств предусматривает постоянный контроль, диагностику и реализацию мер по устранению несоответствия, требуемому уровню сформированности компетенций, обеспечивающих личную безопасность на всех этапах образовательного процесса. Для реализации разработанных оценочных средств используется комплекс специальных методических документов: циклограмма, технологические карты, карточки учета успеваемости курсантов, комплект оценочных средств по профессиональным модулям; паспорт контрольно-оценочных средств. Данные методические документы используются при проведении семестровой и промежуточной аттестации обучающихся, а также текущем, рубежном, итоговом контроле оценивания достижений обучающихся.
Средства оценки включают как традиционные, так и инновационные методы и подходы, в частности: 1) модульно-рейтинговую оценку, реализующую процесс обучения по модулям и контроль усвоения знаний по бальной системе оценки; 2) тесты с творческими заданиями, включающие проблемные ситуации, решение которых требует проявление креативного мышления при выборе нестандартного варианта решения профессиональной задачи; 3) кейс-метод - позволяет оценивать достижения курсантов по накопленным документам, характеризующим профессиональные достижения курсантов, как, например, набор разработанных карт, планов, схем, карточек, служебных документов; отчеты по выполненным практикумам и производственным практикам; 4) портфолио позволяет оценивать индивидуальные показатели курсанта по полученным призам, грамотам и другим достижениям [2]. При этом оценка коллектива и каждого участника коррелируется, тем самым обеспечивается решение воспитательных задач.
Наиболее значительным моментом комплексного подхода при формировании готовности к обеспечению личной безопасности при выполнении служебно-боевых задач мы выделяем применение модульно-рейтинговой системы с внедрением активных методов обучения и контроля. После изучения каждого модуля осуществляется аттестация профессиональной готовности по итогам обучения и уровню воспитания. Обучение оценивается по тестам, заполнению кейса, представлению портфолио, защите проектов. Воспитание оценивается по учету общественного мнения группы об уровне развитости социально значимых качеств каждого курсанта, производимому по специальным анкетам. Работы оцениваются в баллах, сумма которых определяет рейтинг каждого курсанта. Также предложенные активные методы позволяют оценивать не только знания и навыки, но и творческую активность, неординарность в решении поставленных проблем, умение организовать группу и т.д. Каждый модуль обязательно включает целый комплекс видов работ: практические, семинарские занятия, контрольные, индивидуальные работы, а также дополнительные по выбору: участие в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, участие в научно-исследовательской работе, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных межотраслевых практикумов.
Следует отметить, что обучение сотрудников полиции личной безопасности при охране правопорядка и обеспечении общественной безопасности в противоборстве с преступными элементами представляет собой сложную, многоуровневую системную задачу, требующую комплексного решения. Для формирования готовности к обеспечению личной безопасности необходимо использовать знания, умения и владение навыками различных дисциплин, и в первую очередь таких, как тактико-специальная, огневая, физическая, техническая и психологическая.
Таким образом, комплексный подход при обучении личной безопасности сотрудников полиции позволяет достичь положительного образовательного результата путем комплексного применения различных активных методов, а также использования межпредметных связей различных кафедр при проведении занятий, обеспечивающих формирование готовности к обеспечению личной безопасности. Полученные знания, умения и владения навыками наиболее прочно закрепляются на межотраслевых занятиях и тактико-специальных учениях, которые позволяют отрабатывать и оценивать степень готовности сотрудников полиции к действиям по обеспечению личной безопасности.
Список источников
1. Гриневич Л. А., Федулов Б. А. Воспитание российской молодежи на общероссийских ценностях средствами социально-культурной деятельности: монография / Алтайская государственная академия культуры и искусств. Барнаул, 2013. 199 с.
2. Калинин С. В., Федулов Б. А., Чернов Ю. Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 1 (26). С. 94-96.
3. Мальченкова В. В., Федулов Б. А. Особенности профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4.
4. Морозов В. А., Федулов Б. А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2014. № 12. Ч. 2. С. 128-130.
5. Тарасенко А. А., Войнов П. Н., Невмовенко А. А. Особенности подготовки сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности в процессе служебной деятельности // Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД. 2015. № 4.
6. Федулов Б. А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях // Педагогическое образование на Алтае. 2000. № 2.
7. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in teaching and education // Educational Theory. 1974. № 1. Р. 47-56.
8. Spencer L. M., Spencer S. M. Competence at work: models for superior performance. N. Y.: John Wiley&Sons, Inc., 1993. 372 p.
THE COMPREHENSIVE APPROACH TO TRAINING POLICE OFFICERS IN PERSONAL SECURITY
Kalinin Sergei Vladimirovich Morozov Vladimir Anatolievich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Chernov Yurii Nikolaevich
Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
info@buimvd. ru
In the article the need and the opportunity to improve the process of training police officers to ensure personal security on the basis of the comprehensive approach are grounded. The professional competencies that provide personal security are identified. The directions and approaches, including a system of training in various disciplines are proposed. The peculiarities of monitoring the level of formation of readiness to ensure the personal security of police officers in solving tasks of law enforcement activity are substantiated.
Key words and phrases: personal security; comprehensive approach; educational process; professional competencies; law enforcement activity.