Научная статья на тему 'Особенности организации мониторинга профессиональных компетенций сотрудников полиции МВД России'

Особенности организации мониторинга профессиональных компетенций сотрудников полиции МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ОБЛАСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LAW-ENFORCEMENT METHODS / МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА КОМПЕТЕНЦИЙ / METHODS OF COMPETENCES MONITORING / МАТРИЦЫ / MATRIXES / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / TECHNOLOGICAL CARDS OF COMPETENCES FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинин Сергей Владимирович

В статье выявляются особенности мониторинга профессиональных компетенций сотрудников полиции. Представлены проблемы реализации компетентностного подхода. Определены элементы технологии мониторинга профессиональных компетенций: матрицы, карты, активные методы мониторинга. Раскрывается содержание методов мониторинга профессиональных компетенций и критерии их оценки: аксиологический, мотивационный, когнитивный и конативный. Обосновывается, что предлагаемый подход повышает качество профессионального образования сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF ORGANIZING MONITORING OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE EMPLOYEES FROM THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the peculiarities of the monitoring of police officers' professional competences. It presents the problems of the implementation of competence-based approach. The author determines the elements of the technology of professional competences monitoring: matrixes, cards, active monitoring techniques. The article discloses the content of monitoring methods of professional competences and the criteria for their evaluation: axiological, motivational, cognitive and conative. It is proved that the proposed approach improves the quality of the professional education of police officers.

Текст научной работы на тему «Особенности организации мониторинга профессиональных компетенций сотрудников полиции МВД России»

Калинин Сергей Владимирович

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ

В статье выявляются особенности мониторинга профессиональных компетенций сотрудников полиции. Представлены проблемы реализации компетентностного подхода. Определены элементы технологии мониторинга профессиональных компетенций: матрицы, карты, активные методы мониторинга. Раскрывается содержание методов мониторинга профессиональных компетенций и критерии их оценки: аксиологический, мотивационный, когнитивный и конативный. Обосновывается, что предлагаемый подход повышает качество профессионального образования сотрудников полиции. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/1 -2758.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67): в 2-х ч. Ч. 2. C. 200-203. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/1-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

200

^БЫ 1997-2911. № 1 (67) 2017. Ч. 2

УДК 379.634:371.4

В статье выявляются особенности мониторинга профессиональных компетенций сотрудников полиции. Представлены проблемы реализации компетентностного подхода. Определены элементы технологии мониторинга профессиональных компетенций: матрицы, карты, активные методы мониторинга. Раскрывается содержание методов мониторинга профессиональных компетенций и критерии их оценки: аксиологический, мотивационный, когнитивный и конативный. Обосновывается, что предлагаемый подход повышает качество профессионального образования сотрудников полиции.

Ключевые слова фразы: компетентностный подход; профессиональные компетенции; области правоохранительной деятельности; методы мониторинга компетенций; матрицы; технологические карты формирования компетенций.

Калинин Сергей Владимирович

Барнаульский юридический институт МВД России info@buimvd.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ

Формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции имеет свою специфику, которая связана со сложностями и рисками данной профессиональной деятельности, ее высокой социальной ответственностью, ограниченным временем обучения, информационными и интеллектуальными ресурсами. Правоохранительная деятельность многогранна, подготовка к ней и оценка ее эффективности осуществляется по нескольким различным направлениям деятельности, это: оперативно-служебная, нормативно-правовая, организационно-аналитическая, коммуникативно-социальная. Профессиональная компетентность сотрудника полиции проявляется в следующих отношениях: к самому себе как личности и субъекту деятельности, к взаимодействию с другими людьми, к профессиональным обязанностям.

Внедрение компетентностного подхода требует новых технологических решений при формировании и оценке профессиональных компетенций сотрудников полиции, что обусловлено спецификой реализации профессионального опыта, который представляет собой не только совокупность знаний, умений и навыков, но и их реальные проявления в тех социальных ролях и через те функции, которые выполняет данный специалист в правоохранительной деятельности.

Рассмотрение специфических особенностей правоохранительной деятельности и требований компетентностного подхода, реализуемого в педагогическом процессе образовательных организаций МВД России, определили потребность в поиске дополнительных подходов и методов при проведении мониторинга сфор-мированности профессиональных компетенций сотрудников полиции.

Общепринятое определение мониторинга раскрывает его как организованный, непрерывный контроль и диагностику состояния процесса образования на основе анализа систематизации актуальных источников информации, научных исследований и измерений [4].

Анализ педагогического процесса образовательных организаций МВД России показывает, что основными способами оценки результатов педагогического процесса являются: тестирование, тренинги, наблюдения, собеседования, анкетирование, а также текущая, промежуточная и итоговая аттестации. Следует выделить ряд недостатков, которые не позволяют на необходимом уровне оценивать профессиональные компетенции, прежде всего, это: выборочность при различных опросах и фрагментальность проверки только по отдельным элементам компетенций, поверхностная оценка сформированности практических умений, отсутствие комплексности при оценке по всем критериям личностно-профессионального развития, невозможность в ходе образовательного процесса оперативно выявлять и доводить до необходимого уровня сформи-рованность компетенций каждого обучаемого. Также в существующих методиках не учитываются специфические особенности профессиональных компетенций сотрудников полиции.

В связи с рассмотренными положениями мониторинг сформированности профессиональных компетенций сотрудников полиции в работе определен как необходимый элемент педагогического процесса в образовательных организациях МВД России. Он представляется в качестве комплексного аналитического отслеживания явлений и процессов с целью определения количественно-качественных изменений образования, результатом которых является выявление его степени соответствия измеряемым уровням профессиональных компетенций, зафиксированным в нормативных документах, требованиям к показателям образования и уровню личностных ожиданий обучающихся [3].

Цель мониторинга - определение конкретных данных для оценки и анализа собираемой информации о текущем состоянии образовательного процесса по основным показателям, для оценки и прогнозирования возможностей по достижению заданных Госстандартом уровней компетентности будущего специалиста в конкретной профессиональной области и принятия оптимальных решений по достижению заданного качества образования.

Задачами мониторинга для обеспечения поставленных целей в образовательном процессе вузов МВД России являются [1]:

- всесторонняя и систематическая оценка качества процесса образования;

- достоверный и объективный анализ информации об организации, условиях и результатах процесса образования;

- организация взаимодействия субъектов, осуществляющих мониторинг;

- оперативное выявление тенденций в образовательном процессе и своевременное внесение коррективов для его совершенствования;

- разработка методов, средств оценочных материалов и способов их обработки;

- определение и реализация условий для эффективной организации процесса мониторинга, обеспечения преемственности в его процедурах;

- конструирование системы инструментариев для осуществления процессов мониторинга;

- оперативное выявление и анализ динамики в тенденциях формирования профессиональных компетенций;

- создание информационного обеспечения для обработки и интерпретации получаемых результатов в процессе мониторинга образовательного процесса.

Мониторинг качества педагогического процесса, проводимый в образовательных организациях МВД России по конкретным направлениям, должен реализовать разнообразные виды измерений: статистические, педагогические, психологические, социологические, органометрические.

При проведении мониторинга процесса обучения следует шире использовать современные интерактивные и информационные технологии на всех его этапах: сбора, обработки, оценки результатов, хранения и использования информации [5].

Выделим следующие основные функции мониторинга:

- диагностическая, которая предполагает сбор информации, ее отслеживание и оценку с целью анализа сформированности профессиональных компетенций, что обеспечивает возможность субъектам образовательного процесса производить анализ и самоанализ;

- прогностическая, которая заключается в выявлении и определении тенденций в процессе формирования профессиональных компетенций и составлении прогнозов в достижении заданных целей;

- коррекционная - своим содержанием предполагает определение мероприятий по разрешению проблемных ситуаций при формировании профессиональных компетенций;

- мотивационная - своим проявлением способствует созданию внутренней активности субъектов педагогического процесса к саморазвитию своих личностно-профессиональных качеств;

- психотерапевтическая - применяя разнообразные диагностические техники, включая тесты, анкеты, игры и т.д., создается позитивное отношение к педагогическому процессу и свободному личностному самоопределению в образовательной деятельности;

- развивающая - в процессе выполнения творческих заданий курсант приобретает способность к самовыражения и проявления активной личностной позиции.

При проведении мониторинга в образовательных организациях МВД важно реализовывать следующие принципы [4]:

- социально-правовая направленность предполагает, что процесс мониторинга обеспечивает реализацию требований Госстандартов и соответствует общественным потребностям развития общества;

- научность, при которой предполагается применение системы научных подходов в решении проблем формирования профессиональных компетенций;

- целостность, непрерывность, а также преемственность для обеспечения технологичности всех процессов мониторинга;

- коммуникативность реализуется в создании условий продуктивного общения субъектов учебного процесса;

- интегративность предполагает разноуровневый характер образовательной деятельности и равнодоступность для основных субъектов информации, получаемой при проведении мониторинга.

На наш взгляд, целесообразно при организации мониторинга в педагогическом процессе образовательных организаций МВД проводить его по следующим этапам:

- прогностический этап - осуществляется при наборе курсантов и в начале обучения и формирования учебного коллектива. На этом этапе изучается отношение обучаемого к выбранной профессии, его предыдущие достижения, степень развития личностных качеств;

- формирующий этап - проводится в течение года, основная его цель -изучить динамику освоения требований, предъявляемых к содержанию профессиональных компетенций, личностному развитию, сформи-рованности учебного коллектива;

- завершающий этап - проводится в завершении учебного года и проверяет уровень усвоения обучаемыми программы, а также учет изменений личностно-профессиональных качеств будущих сотрудников полиции.

При организации мониторинга профессиональных компетенций целесообразно использовать как традиционные, так и инновационные средства.

Одной из наиболее эффективных методик оценивания сформированности профессиональной компетентности следует выделить мониторинг при осуществлении модульно-рейтинговой системы обучения, которая позволяет поэтапно усваивать материал и отслеживать индивидуальные достижения обучаемых в образовательном процессе.

202

^ЭЫ 1997-2911. № 1 (67) 2017. Ч. 2

Прохождение каждого модуля завершается аттестацией в различных формах. Это могут быть контрольные работы, тесты, коллоквиумы, кейсы, портфолио [3], а также защиты проектных заданий и курсовых работ. Все оценки пересчитываются и выставляются в балльной системе, что позволяет более точно оценить личные достижения обучаемых и определить рейтинг каждого. Реализация методов мониторинга в процессе модульно-рейтингового подхода для оценки профессиональных компетенций обеспечивает более точное отслеживание компонентов компетенций по заданным критериям, в том числе, по таким как мотивационные, когнитивные, конативные, эмоционально-волевые, и учитывать способность обучаемых реализовывать свои творческие способности, а также проявлять активность, неординарность мышления, умение работать в команде. Оценивание по модулю включает не только результаты семинарских, практических и лабораторных занятий, но и индивидуальные работы, принятие участия в конкурсах, олимпиадах, написание научных рефератов, выступления на конференциях, участие в научной работе курсантов [2].

Важным элементом мониторинга является его методическое сопровождение, которое включает [6]:

- представление мониторинговых процессов сформированное™ компетенций в комплексных учебных, методических и административных планах и документах, которые необходимы для проведения объективных оценочных процедур в соответствии с требованиями современных ФГОС;

- разработку комплекса методических материалов для всесторонней оценки уровня усвоения содержания профессиональных программам, которые согласовываются и утверждаются на учебно-методических советах образовательных учреждений;

- конструирование компонентов учебно-методического комплекса проведения мониторинга, состоящее из: циклограмм для дисциплин, структуры профессиональных модулей, технологических матриц и карт успеваемости по всем формам и видам обучения, контрольно-оценочных средств и соответствующих паспортов для каждой учебной дисциплины.

При проведении мониторинга профессиональных компетенций существенным является выявление специфических критериев уровней их сформированности. В качестве показателей должны выступать эмотив-ные, когнитивные, конативные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые компоненты личности, ха-растеризующие заданные уровни сформированности профессиональных компетенций.

Организационными особенностями мониторинга формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции являются следующие [5]:

- реализация мониторинговых процессов и последовательность процедур их осуществления должны происходить в строгом соответствии с циклограммой по заданным контрольным точкам мониторинга;

- цикличность процесса мониторинга обеспечивается через процедуры входного контроля, текущего контроля, рубежного контроля, промежуточные и государственную аттестации сотрудников полиции;

- оценка и анализ результатов, полученных в результате мониторинга, осуществляется через сравнение зафиксированных результатов в требованиях Госстандартов и достигнутых в результате учебного процесса по каждой специализированной дисциплине;

- получаемая информация о состоянии учебного процесса оценивается, анализируется, структурируется и документируется с необходимой детализацией для всех субъектов образовательного процесса: профессорско-преподавательского состава, руководителей методических комиссий, начальников кафедр и ответственных учебно-методического отдела образовательной организации по направлению подготовки;

- результаты анализа, полученные в процессе мониторинга, оформляются в информационно-аналитических материалах, в которых фиксируется состояние, динамика и принятые меры по повышению уровня сформирован-ности профессиональных компетенций сотрудников полиции.

Для проведения мониторинга рекомендуется разработать следующий комплекс методических средств: циклограммы и технологические карты дисциплин; карты учета успеваемости по теоретическому и практическому обучению; комплекты контрольно-оценочных средств по специализированным дисциплинам; паспорта оценочных средств обучаемых. Мониторинг оценки уровня усвоения профессиональных компетенций сотрудников полиции целесообразно осуществлять с использованием как традиционных, так и инновационных специальных оценочных средств, и в частности, методов модульно-рейтинговой системы оценки, стандартизированных и специализированных тестов с творческими заданиями, кейс-метода, портфолио, развивающей личностной кооперации, а также методов, реализующих техники описательного заключения, содержание комплексных квалификационных заданий и практик проведения событийно-поведенческих интервью.

Таким образом, учет выявленных особенностей организации мониторинга профессиональных компетенций в образовательном процессе обеспечивает: своевременное определение несоответствия в уровнях сфор-мированности и оперативное принятие мер по достижению заданных Госстандартом требований к сотрудникам полиции; более глубокую оценку и целостное представление по предложенным критериям о степени овладения обучаемыми профессиональных компетенций; стимулирование обучаемых к самосовершенствованию своего профессионального уровня за счет применения рейтинговых средств оценки; комплексную реализацию основных дидактических функций: информационной, формирующей, оценочной, стимулирующей, коррекционной, а также требований объективности, надежности, системности, гуманистической направленности, индивидуальных особенностей обучаемых и корректности. Таким образом, рассмотренные особенности, методы и средства мониторинга позволяют в значительной степени повысить эффективность оценки, а также уровень усвоения профессиональных компетенций будущими сотрудниками полиции.

Список литературы

1. Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. М., 2005. № 2. С. 3-11.

2. Морозов В. А., Федулов Б. А., Чернов Ю. Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции к правоохранительной деятельности // Алтайский юридический вестник. 2016. № 2 (14). С. 45-48.

3. Федулов Б. А., Заречнев Д. О., Стрюц Е. В. Комплексное применение мультимедийных и информационных средств в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы тринадцатой международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Барнаул, 2015. № 13. Ч. 2. С. 166-167.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/ joumal/2002/0423.htm (дата обращения: 24.12.2016).

5. Crittenden B. Aims, Intentions and Purposes in Treading and Education // Educational Theory. 1974. № 1. P. 47-56.

6. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than for "Intelligence" // American Psychologist. 1973. January. P. 1-14.

THE PECULIARITIES OF ORGANIZING MONITORING OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE EMPLOYEES FROM THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kalinin Sergei Vladimirovich

Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

info@buimvd. ru

The article reveals the peculiarities of the monitoring of police officers' professional competences. It presents the problems of the implementation of competence-based approach. The author determines the elements of the technology of professional competences monitoring: matrixes, cards, active monitoring techniques. The article discloses the content of monitoring methods of professional competences and the criteria for their evaluation: axiological, motivational, cognitive and conative. It is proved that the proposed approach improves the quality of the professional education of police officers.

Key words and phrases: competence-based approach; professional competences; law-enforcement methods; methods of competences monitoring; matrixes; technological cards of competences formation.

УДК 811.111:378.662.168(571.16)

В статье представлен опыт проведения компьютерного тестирования по английскому языку с использованием электронной платформы Moodle в Национальном исследовательском Томском политехническом университете в 2015-2016 учебном году. Приведен пример сопоставительного анализа полученных результатов, позволивший определить степень владения английским языком студентами 1-го курса.

Ключевые слова и фразы: компьютерное тестирование; Moodle; электронная платформа; уровень владения языком; структура теста.

Кабрышева Оксана Павловна Смирнова Ульяна Александровна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет okskabr@tpu.ru; ulsmirnova@yandex.ru

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ИООБЬЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Настоящее время - время глобализации и компьютерных технологий - предъявляет новые требования ко всем сферам современного общества. Данные условия не могут не затронуть методологические подходы и содержание образования: наблюдается активное внедрение компьютерных и инновационных образовательных технологий в высшее образование, в частности в процесс обучения иностранному языку.

Общепризнанным инструментом интернационализации образования считается иностранный (английский) язык, овладение которым в настоящее время предполагает использование современных образовательных технологий. Немаловажной проблемой при этом является определение уровня владения языком [2; 7]. В первую очередь необходимо определить входной уровень поступивших на первый курс студентов для объективного распределения их по группам, а по окончании изучения английского языка в вузе - выявить итоговой уровень с целью оценки остаточных знаний и качества курса.

Информатизация образования оказала значительное влияние и на контроль, вследствие чего тесты с применением компьютера стали наиболее эффективным его средством [4; 5]. Потенциальные возможности технологий тестирования и разработки тестов могут быть усилены применением информационно-коммуникационных технологий [8]. Результаты, полученные с помощью компьютерного теста, в большей степени отвечают требованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.