Научная статья на тему 'Профессиональное обучение сотрудника полиции в современных условиях'

Профессиональное обучение сотрудника полиции в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2938
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПОДГОТОВКА) / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE / POLICEMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнев Владимир Игоревич, Касаткина Наталья Владимировна

В статье анализируется профессиональное обучение сотрудника полиции в образовательных организациях МВД России с позиций профессионального образования и профессиональной подготовки, приводятся основные педагогические понятия и рассматриваются оценки результатов профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнев Владимир Игоревич, Касаткина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF A POLICEMAN IN THE MODERN CONDITIONS

The article analyzes the professional training of policeman in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia from the standpoint of professional education and training. The author give basic pedagogical concepts. and consider the evaluation of professional training results of a policeman recruited for the first time.

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение сотрудника полиции в современных условиях»

сивное отношение человека к собственной деятельности является одним из условий ее осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.

Мы разделяем позицию В. И. Загвязин-ского, который считает, что педагогу-исследователю необходимы общая культура, профессиональные умения, опыт учебно-воспитательной работы, специальные знания и умения, такие как наблюдать, анализировать, обобщать явления, выделять главное, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению, соединять точный расчет с фантазией и догадкой [3].

Особенность современного педагога-исследователя в том, что он ставит перед собой достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные прежде всего с воспитанием творческой личности. По мнению В. Б. Бондаревского, педагог-исследователь отличается тем, что «хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует конкретные факты, в том числе свои собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи» [1].

К исследовательской компетентности, которой должен обладать педагог, мы относим: готовность к изменениям; способности: быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации; видеть и определять проблему, находить пути ее решения, оценивать результаты; осуществлять наблюдение и анализ педагогических явлений и фактов, на их основе состав-

лять и решать профессиональные педагогические задачи, выдвигать гипотезу; концентрироваться на важном, расставлять приоритеты, планировать, разрабатывать и проводить эксперимент; обрабатывать и обобщать его результаты; оформлять материалы в виде отчета-реферата, доклада, научной статьи; работать с первоисточниками; использовать достижения смежных с педагогикой наук.

Таким образом, сопоставление признаков, характеризующих образ педагога-исследователя, дает основание предположить о возможности на основе их развития совершенствовать профессионализм педагога. Показателями такого совершенствования окажутся новые знания, умения, практический опыт в профессионально значимых отраслях науки, развитие личностных качеств, определяющих современного педагога-исследователя, и результаты собственной профессиональной деятельности.

1. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005. 121 с.

2. Губанова М. И., Сахарова В. И. Формирование культуры исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса : учеб. пособие. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013. 178 с.

3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 176 с.

4. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.004.pdf.

УДК/UDC 378-057.36

В. И. Селезнев, Н. В. Касаткина V. Seleznyov, N. Kasatkina

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

PROFESSIONAL TRAINING OF A POLICEMAN IN THE MODERN CONDITIONS

В статье анализируется профессиональное обучение сотрудника полиции в образовательных организациях МВД России с позиций профессионального образования и профессиональной подготовки, приводятся основные педагогические понятия и рассматриваются

оценки результатов профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу.

The article analyzes the professional training of policeman in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia from the

standpoint of professional education and training. The author give basic pedagogical concepts. and consider the evaluation of professional training results of a policeman recruited for the first time.

Ключевые слова: образовательная организация, профессиональное обучение (подготовка), профессиональное образование, компетенции, сотрудник полиции

Keywords: educational organization, professional training, professional education, competence, policeman.

В данной статье речь пойдет о профессиональном обучении (профессиональной подготовке) сотрудников полиции, впервые назначенных на различные должности в системе органов внутренних дел. В первую очередь об обучении тех сотрудников, которые поступают на службу в МВД России, имея различный образовательный уровень.

Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) данных сотрудников в настоящий момент осуществляется образовательными организациями МВД России в рамках предоставления государственных услуг на обучение, согласно ежегодно утверждаемым планам-графикам наборов личного состава из разных подразделений органов внутренних дел. Подготовка сотрудников происходит в специальных, созданных на базе образовательных организаций МВД России структурных подразделениях учреждений профессионального обучения (на факультетах, в институтах и т. п.), либо в центрах профессиональной подготовки федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел некоторых субъектов Российской Федерации.

Профессиональное обучение сотрудника полиции регламентировано следующими нормативно-правовыми актами: 1) Федеральным законом Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-Ф3 (изм. и доп. от 03.07.2016) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 2) приказом МВД России от 31.03.2015 № 385 (изм. от 26.07.2016) «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

С нашей точки зрения, в структурных подразделениях образовательных организаций МВД России, осуществляющих профессиональное обучение сотрудников полиции, очень

важно разграничивать понятие «профессиональное обучение», или «профессиональная подготовка», и понятие «профессиональное образование».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дает нам трактовку этих понятий и их характерные отличия.

«Профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [7].

«Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)» [7].

По нашему мнению, данные отличия имеют важное значение в понимании сущности профессионального обучения сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, особенно с учетом того, что такое понятие, как профессиональная подготовка, в законе вообще не используется.

В приказе МВД России от 31.03.2015 № 385 отмечено, что «сотрудники, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности «полицейский» в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» [3].

Таким образом, в системе МВД прослеживается некая тенденция по отождествлению профессионального обучения сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, с его профессиональной подготовкой, необходимой для выполнения профессиональных служебных задач по должности «полицейский».

В современных условиях некоторыми руководителями образовательных организаций МВД России и отдельными категориями про-

фессорско-преподавательского состава институтов, академий и университетов МВД России профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции соотносится с профессиональным образованием сотрудника, что не совсем соответствует действительности и может стать предметом предстоящих научных дискуссий.

Б. М. Бим-Бад указывал, что «профессиональная подготовка — система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося...» [1, а 223]. Это высказывание, с нашей точки зрения, как нельзя лучше отражает суть профессионального обучения сотрудников полиции в структурных подразделениях образовательных организаций МВД России как ускоренного начального этапа подготовки сотрудника полиции к дальнейшей служебно-профессиональной деятельности.

Сотрудники полиции прибывают на обучение в образовательную организацию с определенным уровнем образования (общее среднее и (или) среднее профессиональное (не юридическое); среднее и (или) высшее юридическое или высшее не юридическое образование), что, естественно, осложняет процесс его профессионального обучения (профессиональной подготовки).

Необходимость постоянных изменений в программе подготовки, их систематической корректировки с учетом количества прибывающих сотрудников на обучение и их образовательного уровня не способствует динамичности и логичности самого педагогического процесса в образовательных организациях МВД России, что также требует отдельного обсуждения.

В пояснительных записках ко всем программам профессионального обучения указано, что правом на реализацию данных программ наделяются органы и организации, осуществляющие образовательную деятельность, при наличии соответствующей лицензии. Кроме того, выпускники, освоившие программу профессионального обучения (профессиональной подготовки), должны удовлетворять требования к результату ее освоения, а именно: обладать общими или общекультурными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями.

По своей сути указанные компетенции, а точнее овладение ими, являются вполне определенным образовательным уровнем, которому должен соответствовать выпускник, то есть речь идет о профессиональном образовании, а не о профессиональном обучении (профессиональной подготовке) сотрудника полиции, которое, как отмечалось выше, не должно приводить к изменению или повышению образовательного уровня обучающегося.

Чтобы разобраться в этой ситуации, попробуем рассмотреть простой пример. Условие: человека с общим средним образованием необходимо обучить забивать молотком гвозди в деревянную доску, обучение должно занимать небольшой промежуток времени, в результате обучения человек должен соответствовать требованию (обладать компетенцией) — быть способным забивать гвозди.

Рассмотрим решение данной задачи с позиции обучение как профессиональное образование. В течение нескольких дней, недель или месяцев человеку дается в руки молоток и коробка гвоздей. Человек должен знать, что гвозди могут быть разными по форме, типу или виду; понимать, что гвозди могут быть цилиндрическими, параллелепипедными, конусовидными, пирамидальными и прочими; иметь представление, что они также могут быть декоративными, строительными, кровельными, отделочными, дюбель-гвоздями, формовочными и т. п.; разбираться, что гвозди бывают обычными, винтовыми, шиферными, финишными, по бетону или металлу и т. д. Кроме того, человек должен знать, что гвозди могут быть изготовлены из стальной проволоки разных марок низкоуглеродистой стали и иметь различный диаметр. Также обучающийся должен уметь забивать в деревянную доску данные гвозди с помощью молотка с одного, двух, трех и более ударов по шляпке гвоздя, удар молотком наносить по шляпке изделия резко или с оттяжкой, забивать гвозди под разными углами. При этом стараться не попадать молотком себе по пальцам вне зависимости от погодных условий и времени суток и с учетом состояния здоровья, остроты зрения и т. д. По окончании обучения выпускник получает возможность осуществлять деятельность в качестве «забивателя гвоздей», подтвержденную документом, и может повысить свой образовательный уровень, продолжив обучение в образовательной организации инженерно-технического профиля, или же повысить свою квалификацию на курсах слесарей или столяров.

Теперь рассмотрим решение задачи с позиции обучение как профессиональная подготовка. Условия точно такие же. Обучение (подготовка) происходит следующим образом. Обучающий берет в руки молоток, гвоздь и показывает обучающимся, как забивать гвоздь в деревянную доску. После чего человеку дается в руки молоток и коробка с разными гвоздями. Обучающийся выполняет действие — забивает молотком гвозди, стараясь это делать качественно, быстро и не попадая себе по пальцам. В результате, обучившись забивать гвозди, человек в дальнейшей жизни, взяв в руки молоток, способен забить гвоздь — он удовлетворяет данному требованию или обладает этой компетенции.

Таким образом, анализ перечисленного позволяет нам сделать вывод, что на современном этапе профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, требует от образовательных организаций МВД России пересмотра самого подхода к процессу обучения (подготовки) и его целям.

Например, сотрудник полиции в процессе обучения изучает средства радиосвязи, используемые в органах внутренних дел. Сотрудник должен, взяв в руки радиостанцию, понимать, что вне зависимости от производителя, вида, типа или модификации она состоит из 5 основных частей (источник питания, антенна, передатчик, приемник и переговорное устройство). Сотрудник должен уметь ею пользоваться (включить, произвести радиопереговоры, выключить). Если им обнаружена какая-либо неисправность, то радиостанцию необходимо сдать в ремонт специалистам соответствующих подразделений. Сотруднику, на наш взгляд, при осуществлении своей повседневной профессионально-служебной деятельности не обязательно разбираться, например, в специфике модуляции радиосигнала или в физическом процессе образования радиоволн. Для повышения своего образовательного уровня сотрудник полиции самостоятельно может овладеть этими знаниями, поступить в соответствующую образовательную организацию или, например, в процессе обучения освоить курс «Административная деятельность органов внутренних дел». Сотрудник в своей служебной деятельности сталкивается с множеством правонарушений, однако он должен владеть общими навыками квалификации типичных правонарушений и умением составлять административно-процессуальные документы

(рапорт, протоколы, постановления и т. п.), касающиеся его должностных полномочий.

Также считаем необходимым отметить, что в п. 3 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» сотрудник полиции обязан вне зависимости от занимаемых им должностей и его образовательного уровня оказывать первую помощь. В законе сказано, что «первая помощь оказывается лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует» [8].

В ходе профессиональной подготовки и изучения курса «Первая помощь» сотрудник — не специалист в области медицины — за небольшой промежуток времени должен освоить достаточно обширный перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации (в том числе сотрудник полиции), согласно приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н, также обязан оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью [4].

По нашему мнению, сотруднику полиции в рамках профессиональной подготовки достаточно сложно быть готовым и способным правильно провести мероприятия по оказанию первой помощи гражданам, а именно: не только знать, какие мероприятия провести, но и грамотно оказать первую помощь в конкретных обстоятельствах.

На практике мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, вышеперечисленные нормативно-правовые акты обязывают сотрудника оказывать первую помощь (набор первичных мероприятий медицинского характера), с другой — сотрудник полиции не является медицинским работником, квалифицированным специалистом. Он в процессе профессиональной подготовки получает только базовые знания и навыки по оказанию первой помощи. В настоящий момент остается нерешенным и вопрос ответственности сотрудника за неправильное оказание первой помощи либо за действия, которые могли повлечь какие-либо последствия и т. п.

Таким образом, сегодня эффективное и качественное выполнение мероприятий по ока-

занию первой помощи без надлежащей систематической, постоянной практики, в том числе и в экстремальных ситуациях, может вызывать и вызывает некоторые затруднения у сотрудников полиции — не специалистов в области медицины, проходящих или завершивших профессиональную подготовку.

Сотрудник полиции «... должен не только научиться четкому алгоритму и последовательности своих возможных действий в конкретной ситуации; не только знать, что ему необходимо делать; но и как именно следует выполнить, то или иное действие в общем алгоритме, что и как говорить при этом, что и как требовать от граждан, что и как обоснованно и доступно, четко и понятно разъяснить гражданину в той или иной ситуации.» [5, с. 179].

К. Карти, старший полицейский советник Генерального секретаря ОБСЕ, обобщая передовой практический опыт в сфере формирования учебных программ первоначальной полицейской подготовки в странах участниц ОБСЕ, в своем пособии указывал, что «...первоначальная полицейская подготовка предполагает обучение профессиональным навыкам. Эти навыки также подготавливают их (полицейских — авт.) к оптимальному образу действий в чрезвычайных и нестандартных ситуациях» [10, с. 9].

Тем самым профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, — это в большей степени деятельность сотрудника, процесс по освоению программы обучения, имеющий цель — получение результата (знания, навыки и умения, необходимые и достаточные для выполнения профессиональных задач).

П. Я. Гальперин называет «... учением всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества.» [2, с. 15].

Н. Ф. Талызина считает, что «... под деятельностью понимается такой процесс решения жизненных задач человеком, который побуждается той целью, на достижение которой он направлен. Действие же побуждается не самой целью, а мотивом (целью) той деятельности, в состав которой они входят..» [6].

Сотрудник полиции, освоив программу профессионального обучения (профессиональной подготовки), должен удовлетворять требованиям (компетенциям), необходимым и достаточным для выполнения профессионально-служебных задач по профессии «полицейский» вне

зависимости от должностных категорий и образовательного уровня. Он должен научиться в первую очередь «полицейскому ремеслу» как профессии, иметь возможность, быть способным и готовым к выполнению своих служебных функций как полицейский.

В связи с этим интересны исследования концепции профессионализма, которые проводились в департаменте полиции Лос-Анджелеса группой американских ученых. В своей работе они поясняли, что сотрудник (полицейский — авт.) не может быть обучен, готов к действиям для каждого события, но они должны быть готовы к любому изменению обстановки, думая о своей безопасности, и способны реагировать на ситуации в соответствии с правовой, моральной и этической стороной поведения [11].

С учетом критериев эффективности профессионального обучения, предложенных С. Я. Батышевым [9] применительно к профессиональному обучению (профессиональной подготовке) сотрудника полиции в современных условиях, в настоящий момент мы имеем следующую совокупность оценок результатов:

1) в период 4-6 месяцев обучения сотрудник должен овладеть объемом общих или общекультурных, профессиональных или профессионально-специализированных компетенций (от 20 до 30 в зависимости от образовательного уровня при поступлении на обучение);

2) в период 4-6 месяцев необходимо обучить сотрудника полиции дисциплинам, предметам, курсам (от 15 до 25 дисциплин, предметов, курсов в зависимости от образовательного уровня и должностных категорий), необходимым для выполнения служебных задач в повседневной деятельности;

3) достигнуть требуемых результатов в отведенное учебное время (от 4 до 6 месяцев) с учетом несения службы в суточном наряде и участия в охране общественного порядка;

4) итоговая аттестация — комплексный экзамен на соответствие уровня сформирован-ности общих или общекультурных, профессиональных или профессионально-специализированных компетенций требованиям профессионального стандарта «Полицейский» (до настоящего времени ФГОС НПО по профессии «полицейский» Министерством образования и науки РФ не утвержден).

Таким образом, объективно добиваться требуемых результатов в профессиональном обучении (профессиональной подготовке) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, и говорить о повышении эффектив-

ности обучения на современном этапе с учетом имеющихся программ подготовки и подхода к самому процессу обучения в образовательных организациях МВД России, по крайней мере, сложно и преждевременно. Тем самым профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, должно представлять собой, по нашему мнению, динамичный и гибкий педагогический процесс, базирующийся на таких основаниях, как:

— возможность образовательных организаций МВД России осуществлять эффективное профессиональное обучение сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу;

— готовность сотрудника полиции соответствовать определенным государственным требованиям (Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии «полицейский»);

— способность сотрудника полиции в отведенный на обучение промежуток времени овладеть перечнем конкретных компетенций.

1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 223.

2. Гальперин П. Я. О психологических основах программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках. 1965. Вып. IV. С. 15.

3. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 31.03.201 5 № 385 (с изм. от 26.07.2016 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2016).

4. Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи [Электронный ресурс] : Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н (ред. от 07.11.2012). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 28.12.2016).

5. Селезнев В. И. Модель действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения. // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2 (39). С. 179.

6. Талызина Н. Ф. Управление процессом управления знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2016).

8. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2016).

9. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998.

10. Kevin Carty. The Good Practices in Basic Police Training -Curricula Aspects, by the Senior Police Adviser to the OSCE Secretary General [Electronic resource] // SPMU Publication Series. 2009. Vol. 5. URL: http://www.osce. org/policing (дата обращения: 03.02.2016).

11. Training the 21st Century Police Officer: Redefining Police Professionalism for the Los Angeles Police Department [Electronic resource] / W. Russell [and etc.]. URL: http//assets.lapdonline.org/assets/pdf/boi_ rand_03_03_31.pdf (дата обращения: 14.01.2016).

УДК/UDC 378.147 Н. В. Силкина, Н. П. Канина

N. Silkina, N. Kanina

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

DEVELOPMENT OF STUDENTS' PRACTICE-ORIENTED COMPETENCES

IN THE TOURISM EDUCATION

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной подготовкой квалифицированных кадров для туриндустрии и формированием практико-ориентированных компетенций, позволяющих обеспечить готовность к профессиональной деятельности, направленной на развитие внутреннего туризма.

This article deals with the issues related to the training of qualified personnel for the

tourism industry and proposes a set of pedagogical conditions of practice-oriented competence formation in demand for domestic tourism development.

Ключевые слова: практико-ориентиро-ванные компетенции, туриндустрия, педагогические условия.

Keywords: practice-oriented competence, tourism industry, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.