УДК 342.98:351.745:377/378
В. И. Селезнев
Модель готовности сотрудника полиции к действиям по профилактике и пресечению правонарушений в процессе общепрофессиональной начальной подготовки
В статье рассматривается вопрос профессиональной готовности сотрудника полиции в процессе профессионального обучения и создание основы для формирования профессиональной пригодности сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу в органы внутренних дел. Предлагаются варианты использования модели готовности сотрудника полиции к действиям при профилактике и пресечении правонарушений в процессе общепрофессиональной начальной подготовки, способствующие формированию профессиональной компетентности сотрудника полиции.
In the article the question of the professional readiness of the policemen during vocational training and providing a basis are examined for forming of professional suitability of the policemen, first accepted on service in the organs of internal affairs. The variants of the use the chart of actions, model of readiness of policeman, at suppression of offences during pantoprofessional elementary training, assisting forming of professional competence of policemen, are offered.
Ключевые слова: качество профессиональной подготовки, профессиональное обучение (профессиональная подготовка), общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции, профессиональные навыки, модель готовности сотрудника полиции к действиям, профилактическая мера, предупреждение о применении физической силы и специальных средств, действия сотрудника полиции.
Key words: quality of professional preparation, vocational training (professional preparation) pantoprofessional elementary training of policeman, professional skills, chart, model of readiness for policemen, model of actions for policeman, prophylactic measure, warning of application of physical force and special facilities, actions for policeman.
В Конституции Российской Федерации говорится, что каждый гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет [2, c. 14]. Кроме того, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, и если после совершения правонарушения
© Селезнев В. И., 2015
ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон [2, с. 13].
Основное предназначение полиции: «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, ... для охраны общественного порядка и для обеспечения общественной безопасности»1. Одними из основных направлений ее деятельности являются «.предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; .обеспечение правопорядка в общественных местах.»2, поэтому на современном этапе для сотрудников органов внутренних дел очень важна их профессиональная готовность и пригодность к действиям в различных условиях оперативной обстановки.
Готовность сотрудника к действиям, иными словами, мотивированная способность к действиям - компетентность, на наш взгляд, является одним из ключевых системообразующих факторов, определяющих профессиональную пригодность сотрудника.
Процесс формирования профессиональной пригодности, ее развитие на пути профессионализации проходит несколько этапов. Один из них - профессиональная подготовка как совокупность обоснованных рекомендаций, программ, моделей, методик, тренировок, методов и критериев оценки пригодности или компетентности.
Между понятиями «профессионализм сотрудника» и «компетентность сотрудника» необходимо поставить знак равенства, так как профессионализм в нашем понимании - это глубокие знания и опыт в конкретной области, определенный круг должностных обязанностей - это «старое» определение и русское значение слова «компетентность» [4].
В приказе МВД России №385 от 31.03.2015 г. указано, что профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по должности полицейский для сотрудников, впервые принимаемых в органы внутренних дел; до самостоятельного исполнения ими служебных обязанностей, в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [6].
Обучение сотрудника проходит в течение 4-6 месяцев и подразделяется на два цикла: общепрофессиональный (общепрофессиональная начальная подготовка) и профессиональный (профессиональная начальная подготовка).
1 О полиции: федер. закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № З-ФЗ // Рос. газета. 2011. 07 февр. С. 1.
2 Там же. С. 1-2.
Формирование профессиональной готовности сотрудника полиции как важнейшего системообразующего элемента профессиональной пригодности возможно в рамках общепрофессиональной начальной подготовки на примере определенной модели готовности сотрудника полиции к действиям при профилактике и пресечении правонарушений.
В совокупности с другими методиками, развивающими специальные способности и другие важные профессиональные качества сотрудника полиции (наличные, сформированные профессиональные знания, навыки, умения, а также психологические, физиологические и другие качества и свойства), предложенная модель готовности способствует эффективному выполнению профессиональных задач в процессе профессионального обучения (в том числе в процессе блочно-модульной технологии обучения).
Рассмотрим модель готовности к действиям в трех возможных вариантах развития ситуации.
Вариант 1
1. Подойти, представиться: «Старший наряда патрульно-постовой службы ОМВД по .району сержант полиции Иванов».
2. Потребовать прекратить правонарушение, коротко разъяснив суть противоправного деяния (голосом, свистком) обозначить: «Полиция, прекратить, распивать спиртное на улице запрещено, появляться, находиться на улице в пьяном виде запрещено, находиться на улице в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, запрещено, оскорблять, ругаться на улице (общественном месте.) запрещено, Вы нарушаете закон.»
В случае каких-либо других противоправных действий по КоАП РФ либо при поступлении сообщения, заявления от потерпевшего, заявителя задать вопрос: «Что произошло?, (Что случилось?)» и затем последующий выход на место вместе с потерпевшим, заявителем.
3. Выслушать объяснения правонарушителей, участников конфликта на месте по сути противоправного деяния, по фактам, изложенным заявителем, потерпевшим, не вступая в полемику, словесную перепалку, разъяснения, длительные монологи и диалоги.
4. Если по результатам общения установлено, что правонарушитель прекратил действия сразу по первому требованию наряда или установлено отсутствие претензий заявителя, потерпевшего (установлена малозначительность совершенного правонарушения, или деяния, действия не представляют общественной опасности), необходимо произвести проверку документов (установление личности правонарушителя, участников конфликта): «Прошу
280
Вас предъявить документы (предъявите документы)» с возможной фиксацией установочных данных личности в служебную книжку, тетрадь (проверка по базам данных ИЦ ГУ МВД).
5. Ограничиться устным официальным предупреждением о недопустимости повторения подобных действий в дальнейшем, об ответственности за свои действия, поступки и о возможных последствиях (предупредительная, профилактическая мера воздействия на лицо): «Я Вас официально предупреждаю...»
Вариант 2
1. Подойти, представиться: «Старший наряда патрульно-постовой службы ОМВД по .району сержант полиции Иванов».
2. Потребовать прекратить правонарушение, коротко разъяснив суть противоправного деяния (голосом, свистком) обозначить: «Полиция, прекратить, распивать спиртное на улице запрещено, появляться, находиться на улице в пьяном виде запрещено, находиться на улице в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, запрещено, оскорблять, ругаться на улице (общественном месте.) запрещено, Вы нарушаете закон. »
В случае каких-либо других противоправных действий по КоАП РФ либо при поступлении сообщения, заявления от потерпевшего, заявителя задать вопрос: «Что произошло?, (Что случилось?)» и затем последующий выход на место вместе с потерпевшим, заявителем.
3. Выслушать объяснения правонарушителей, участников конфликта на месте по сути противоправного деяния, по фактам, изложенным заявителем, потерпевшим, не вступая в полемику, словесную перепалку, разъяснения и длительные монологи и диалоги.
4. Если противоправное деяние не прекращено, требование наряда о прекращении действий первоначально не выполнено, то необходимо предупредить, что если или в случае невыполнения законных требований наряда правонарушитель будет доставлен для дальнейшего разбирательства в ОВД за совершение им противоправных действий: «Предупреждаю, что если Вы не прекратите., то будете доставлены для разбирательства в отдел (ОВД), ... Вы будете доставлены в отдел (ОВД) принудительно. ».
5. Произвести проверку документов (установление личности правонарушителя, участников конфликта): «Прошу Вас предъявить документы., (Предъявите документы.)» с возможной фиксацией установочных данных личности в служебную книжку, тетрадь (проверка по базам данных ИЦ ГУ МВД).
6. Если правонарушитель прекратил противоправные действия, выполнил требования наряда, то можно ограничиться устным официальным предупреждением о недопустимости повторения подобных действий в дальнейшем, об ответственности за свои действия, поступки и о возможных последствиях (предупредительная, профилактическая мера воздействия на лицо): «Я Вас официально предупреждаю. »
Вариант 3
1. Подойти, представиться: «Старший наряда патрульно-постовой службы ОМВД по .району сержант полиции Иванов».
2. Потребовать прекратить правонарушение, коротко разъяснив суть противоправного деяния (голосом, свистком) обозначить: «Полиция, прекратить, распивать спиртное на улице запрещено, появляться, находиться на улице в пьяном виде запрещено, находиться на улице в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, запрещено, оскорблять, ругаться на улице (общественном месте.) запрещено, Вы нарушаете закон. »
В случае каких-либо других противоправных действий по КоАП РФ либо при поступлении сообщения, заявления от потерпевшего, заявителя задать вопрос: «Что произошло? (Что случилось?)» и затем последующий выход на место вместе с потерпевшим, заявителем.
3. Выслушать объяснения правонарушителей, участников конфликта на месте по сути противоправного деяния, по фактам, изложенным заявителем, потерпевшим, не вступая в полемику, словесную перепалку, разъяснения и длительные монологи и диалоги.
4. Если противоправное деяние не прекращено, требование наряда о прекращении действий не выполняется, то необходимо предупредить, что в случае невыполнения законных требований наряда, правонарушитель будет доставлен для дальнейшего разбирательства в ОВД за совершение им противоправных действий: - «Предупреждаю, что если Вы не прекратите., то будете доставлены для разбирательства в отдел (ОВД), . Вы будете доставлены в отдел (ОВД) принудительно (в принудительном порядке).»
5. Если противоправное деяние не прекращается, требование наряда о прекращении действий, предъявлении документов не выполняется, то проверка документов осуществляется с обязательным предупреждением о том, что в случае противодействия, оказания неповиновения его законным требованиям, при оказании ему неповиновения или оказании сопротивления, последний применит физическую силу или специальные средства: - «Предупреждаю Вас, что в случае противодействия (неповиновения) или сопротивления применю силу и (или) специальные средства.».
282
6. Произвести наружный осмотр лица перед доставлением в отдел (ОВД) на предмет наличия при нем оружия или предметов и их последующего изъятия, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на наряд, предварительно предложив правонарушителю добровольно выдать предметы, запрещенные в гражданском обороте.
7. Произвести проверку документов (установление личности правонарушителя, участников конфликта) с обязательной фиксацией установочных данных личности в служебную книжку, тетрадь (с последующей проверкой по базам данных ИЦ ГУ МВД). При этом необходимо соблюдать меры личной безопасности и постоянно контролировать действия правонарушителя. Доложить в дежурную часть отдела ОВД о пресечении правонарушения, доставлении в отдел (ОВД) лица его совершившего, используя метод демонстрации взаимодействия ОВД, обмена информацией и оперативности работы по охране общественного порядка.
8. Произвести доставление лица (правонарушителя), сопровождение в отдел (ОВД) с применением мер физического принуждения, применение физической силы и (или) специальных средств.
9. Написать рапорт в дежурной части отдела ОВД о доставлении лица (правонарушителя) в отдел (ОВД) с использованием всех необходимых компонентов составления рапорта, в том числе с обязательным соответствием признаков совершенного деяния (действия) с признаками состава правонарушения.
Предложенная модель готовности сотрудника полиции к действиям может использоваться в деловых играх, имитационно-игровых упражнениях, инсценировках, решениях ситуационных задач, различных учениях и в других активных методах обучения в рамках общепрофессиональной начальной подготовки (освоении общепрофессионального цикла), которая способствует формированию сотрудника - профессионала.
Необходимость обновления кадрового потенциала полицейских и иных подразделений министерства, формирования нового профессионального и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации является, по нашему мнению, ядром проекта концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года)3.
3 Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) / проект - М., 2012.
283
В данном проекте закреплены два ключевых понятия, определяющих основные направления деятельности по профессиональному обучению сотрудника в образовательных организациях МВД России.
«кадровый потенциал органов внутренних дел как совокупность профессиональных и личностных возможностей, профессиональной подготовленности, морально-психологического состояния и опыта службы (работы) личного состава и «служебный потенциал сотрудника» как совокупность качественных характеристик сотрудника, определяющих его возможности и способности к эффективному осуществлению оперативно-служебной деятельности [3].
Тем самым можно сделать вывод о важности профессиональной подготовки (общепрофессиональной и профессиональной начальной подготовки), которая должна обеспечить достижение сотрудником необходимого уровня профессионализма и компетентности при выполнении оперативно-служебных задач.
По мнению А.Г. Асмолова, «.компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетент-
4
ностью, как характеристикой личности. »
Таким образом, процесс профессионального обучения сотрудника полиции в целом должен, по нашему мнению, опираться на системно-деятельностный подход. Образовательный процесс представляет собой процесс становления и развития личности сотрудника полиции, в том числе с использованием предложенной модели готовности к действиям при профилактике и пресечении правонарушений в типичных ситуациях, связанных со служебной деятельностью. Главная образовательная цель - это формирование профессионально-личностной готовности сотрудника к будущей профессиональной деятельности и его последующей профессиональной пригодности.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г. // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) / проект. - М., 2012.
4 Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.
4. Никифорова Л. В. Фундаментальные проблемы культурологии. Т. 7: Культурное многообразие: теории и стратегии / отв. ред. Д. Л. Спивак. - М., СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - 256 с.
5. О полиции: федер. закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № З-ФЗ // Рос. газета. - 2011. - 07 февр.
6. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 № 37228): приказ МВД России от 31.03.2015 № 385. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обр.: 14.05.2015).