Научная статья на тему 'Общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции: основные проблемы и перспективы развития'

Общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции: основные проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROBLEM / CONCEPT / TRAINING / POLICE TRAINING / PANTOPROFESSIONAL ELEMENTARY TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF COMPETENCE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнев В. И.

В статье рассматриваются основные понятия в сфере профессионального обучения в образовательных организациях МВД России, на основе анализа которых выделяются основные проблемы общепрофессиональной начальной подготовки и предлагаются концептуальные решения этих проблем для последующего формирования системы профессиональной пригодности полицейского XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General initial training of a police officer: the main problems and prospects

The article deals with the basic concepts in the field of vocational training in educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia, based on an analysis which highlights the main problems and pantoprofessional elementary training offered conceptual solutions to these problems for subsequent formation of professional competence of the policeman of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции: основные проблемы и перспективы развития»

УДК 378

В. И. Селезнев

Общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции:

основные проблемы и перспективы развития

В статье рассматриваются основные понятия в сфере профессионального обучения в образовательных организациях МВД России, на основе анализа которых выделяются основные проблемы общепрофессиональной начальной подготовки и предлагаются концептуальные решения этих проблем для последующего формирования системы профессиональной пригодности полицейского XXI в.

The article deals with the basic concepts in the field of vocational training in educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia, based on an analysis which highlights the main problems and pantoprofessional elementary training offered conceptual solutions to these problems for subsequent formation of professional competence of the policeman of the XXI century.

Ключевые слова: проблема, концепция, профессиональное обучение, профессиональная подготовка сотрудника полиции, общепрофессиональная начальная подготовка, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, компетентность.

Key words: problem, concept, training, police training, pantoprofessional elementary training, federal state educational standard of competence, competence.

Общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции в образовательной организации МВД России имеет важнейшее значение для последующего профессионального становления и развития личности сотрудника органов внутренних дел XXI в. Поэтому качественное освоение сотрудником полиции общепрофессиональной начальной подготовки является, на наш взгляд, фундаментальным основанием для дальнейшего формирования профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел.

По мнению И.С. Боровского, которое он высказал в 1896 г. на торжественном собрании: «...всякое знание...представляет собою силу, не только полезную в той или другой сфере практической жизни, но и силу возвышающую, облагораживающую душу человека...»[1, c.18]. Там же он приводит слова императрицы Екатерины Второй: «... главными основаниями нашего воспитания являются: любовь к родине, строгая спра-

© Селезнев В.И., 2015

81

ведливость и законность, уважение достоинства и прав ближнего, соболезнование о бедных и несчастных, любовь к полезному, общественному труду, простота» [1, c. 20].

В настоящее время эти слова не потеряли своей актуальности. В новом тысячелетии в сфере профессионального образования и в частности в системе профессиональной подготовки в МВД России наметился, с нашей точки зрения, ряд перспективных тенденций и возникших в связи с этим проблем.

Однако перед тем, как рассмотреть ключевые проблемы современного профессионального обучения в образовательных организациях МВД России, в том числе и в системе общепрофессиональной начальной подготовки, выстроить концепцию её реализации необходимо определиться с основными понятиями и терминами.

Во-первых, понятие «проблема» (от греч. про^Ац^а - преграда, трудность, задача) представлено в новой философской энциклопедии как объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем[5].

Во-вторых, понятие «профессиональное обучение» в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» определяется как вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [б].

В-третьих, термин «профессиональная подготовка» в Фз РФ «Об образовании» отсутствует, однако в приказе МВД России от 31.03.2015 г. № 385, он раскрывается как термин «профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский» для сотрудников, впервые принимаемых в органы внутренних дел до самостоятельного исполнения ими служебных обязанностей, в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [7].

В-четвертых, понятие «концепция» (от лат. conceptio - понимание, система) в философском энциклопедическом словаре рассматривается как определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления процесса, основная точка зрения на предмет или явление; руководящая идея для их систематического освещения [8].

В-пятых, понятие «общепрофессиональная начальная подготовка» в научной литературе до настоящего времени не встречается, однако, по нашему мнению, если рассмотреть его в контексте общепрофессио-

82

нального образования, то это понятие можно определить как систему интегрирования учебных дисциплин в общепрофессиональный начальный курс по формированию личностной профессиональной пригодности и системной готовности к действиям в сложной оперативной обстановке (т. е. системообразующие факторы по приобретению сотрудником полиции общепрофессиональных навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей).

Анализ вышеперечисленных понятий и терминов позволяет нам выделить основные проблемы общепрофессиональной начальной подготовки кадров для органов внутренних дел на современном этапе развития системы профессионального образования, а именно:

1. Отсутствие федерального государственного образовательного стандарта по профессии «Полицейский» как основного эффективного критерия качества не дает возможность в должной мере оценить соответствие сотрудника полиции конкретным компетенциям, оценить его профессиональную компетентность после освоения курса общепрофессиональной начальной подготовки в образовательной организации по соответствующим программам.

2. Период обучения в образовательной организации составляет около 6 месяцев, что в совокупности с перенасыщением учебной программы различными теоретическими учебными дисциплинами и предметами дает некачественный конечный результат. Сотрудник полиции, освоивший общепрофессиональную начальную подготовку, не обладает в должной степени профессиональными познаниями, навыками, убеждениями и профессиональными суждениями для применения их в повседневной служебной деятельности.

3. Профессиональный опыт коллег, старших товарищей, наставников и просто других сотрудников очень важен в профессиональном становлении молодого сотрудника, однако нередко безоговорочное следование «наказу старшего» может привести и к отрицательным результатам (профессиональному регрессу и торможению развития личности).

Между понятиями «профессионализм сотрудника» и «компетентность сотрудника» необходимо поставить знак равенства, так как профессионализм в нашем понимании - это глубокие знания и опыт в конкретной области, определенный круг должностных обязанностей, это «старое» определение и русское значение слова «компетентность»^].

На наш взгляд, повсеместная реализация концепции компетент-ностного подхода в профессиональном образовании и массовые увлечения идеями «компетенций» вызывают неоднозначность оценки. С одной стороны, в результате реализации данной идеи сотрудник полиции должен быть эффективным и востребованным (удовлетворять определенным компетенциям - требованиям, критериям, качествам) и успешно их реализовывать в повседневной служебной деятельности. С другой

83

стороны, для достижения этой цели сотруднику не обязательно быть образованным, развитым, эрудированным, высокодуховным и нравственным человеком.

Таким образом, мы обозначили основные проблемы общепрофессиональной начальной подготовки в образовательной организации МВД России на современном этапе развития профессионального образования.

Что касается возможных путей решения данных проблем, то они, по нашему мнению, были обозначены ещё Я.А. Коменским в положениях его «Великой дидактики»: «...нужно обучать лишь необходимому, изучая явления как они есть, в связи с причинами и следствиями, сначала в целом, а потом в известном порядке по частям, переходя от одного к другому только тогда, когда предыдущее вполне усвоено...»[3, с.9].

На наш взгляд, проект федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «Полицейский» (далее - ФГОС НПО), предложенный авторским коллективом Московского университета МВД России им. В.Я. Кико-тя и в настоящий момент находящийся на рассмотрении в Министерстве образования и науки Российской Федерации, недостаточно полно отражает систему профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. В данном проекте отражены только общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать сотрудник полиции, освоивший программу профессионального обучения (профессиональной подготовки).

С нашей точки зрения, ФГОС НПО по профессии «Полицейский» должен включать следующие требования (компетенции):

1) универсальные начальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки (при освоении учебных дисциплин: организационно-правовые основы деятельности полиции, прохождение службы в органах внутренних дел, нравственно-этические основы деятельности полиции, русский язык в деловой документации и культура речи, дисциплинарный устав органов внутренних дел, социальные гарантии сотрудника органов внутренних дел;

2) общепрофессиональные начальные компетенции как основополагающие критерии, определяемые направлением подготовки (при освоении учебных дисциплин: строевая подготовка, правовая подготовка, физическая подготовка, огневая подготовка, психологическая подготовка, основы применения специальной техники и информатики в профессиональной деятельности сотрудника полиции, практикум по криминалистической технике, тактико-специальная подготовка, первая помощь и др.);

3) профессиональные компетенции в рамках направления начальной подготовки при освоении учебных дисциплин должны определяться профилем программы и включать:

84

- специальную подготовку в зависимости от профиля (должности) -сотрудник патрульно-постовой службы полиции или вневедомственной охраны, участковый уполномоченный полиции, оперуполномоченный подразделений, инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор по исполнению административного законодательства, инспектор лицензионно-разрешительной работы, сотрудники государственной инспекции по безопасности дорожного движения, следователи, дознаватели, сотрудники экспертно-криминалистических подразделений и др.;

- административную деятельность для всех категорий слушателей;

-профессиональные модули для всех категорий слушателей.

Тем самым, выпускник, освоивший программу профессионального обучения (профессиональной подготовки), а именно три этапа подготовки, должен обладать универсальной, общепрофессиональной и профессиональной начальной компетентностью, необходимой и достаточной для качественного и успешного выполнения сотрудником полиции своих служебных обязанностей.

Таким образом, по нашему мнению, весь шестимесячный период профессионального обучения должен быть условно разделен на три периода, раздела обучения: период универсальной начальной подготовки (с продолжительностью около полутора месяцев); период общепрофессиональной начальной подготовки (с продолжительностью около двух с половиной месяцев); период профессиональной начальной подготовки (с продолжительностью около двух месяцев), с обязательной промежуточной аттестацией степени освоения сотрудниками полиции универсальной и общепрофессиональной начальной подготовки и с обязательными выводами о целесообразности дальнейшего перехода сотрудника к овладению профессиональной начальной подготовкой как завершающим этапом всего профессионального обучения (профессиональной подготовкой) в образовательной организации системы МВД России.

Общепрофессиональная начальная подготовка является эффективной ступенью в профессиональном обучении сотрудника полиции по овладению им определенным, вполне конкретным объемом общепрофессиональных знаний, навыков и умений, без которых невозможна дальнейшая успешная служебная деятельность и профессиональное выполнение обязанностей вне зависимости от занимаемой должности.

Сотрудник полиции может четко разбираться в особенностях конкретной работы патрульного, участкового, оперуполномоченного и т. д.; хорошо ориентироваться в законодательных актах, касающихся служебной и профессиональной деятельности полиции в целом.

Однако в настоящий момент, на наш взгляд, без приобретения знаний, навыков и умений по владению боевыми приемами борьбы, стрельбы из огнестрельного оружия, психологическими способами и

85

приемами общения с гражданами; навыками применения криминалистической, специальной техники, информационными технологиями, способами оказания первой помощи пострадавшим лицам; применения различных тактических приемов и способов действий в сложной оперативной обстановке, соблюдения норм, правил служебного поведения, строевой выправки и т. п. говорить о современном сотруднике полиции как о профессионально-компетентной личности преждевременно.

Таким образом, освоение сотрудником полиции общепрофессиональной начальной подготовки в рамках профессионального обучения имеет ключевой характер и является в совокупности с универсальной начальной подготовкой основой для формирования и развития кадрового потенциала МВД России в XXI в.

И в завершение хотелось бы привести слова известного русского педагога и исследователя М.И. Демкова: «Жизнь народа отражается в его педагогических принципах, идеях и идеалах; педагогические формы служат зеркалом его жизни. Только развитием нравственных идеалов, твердым воспитанием народ упрочивает свое существование, могущество и развитие...» [2, с. 6, 7].

Список литературы

1. Боровский И.С. Педагогические воззрения императрицы Екатерины Второй и отношение их к вопросам современного профессионального образования / Речь Директора Одесского Коммерческого училища И.С. Боровского 06 нояб. 1896 г. на торжественном собрании. - Одесса, 1896. - 23 с.

2. Демков М.И. История русской педагогии. - Ч. 1. - М.,1899. - 326 с.

3. Завьялов Н.Н. Педагогическая хрестоматия. - М., 1906. - 546 с.

4. Никифорова Л. В. Фундаментальные проблемы культурологии. Т.7. Культурное многообразие: теории и стратегии / отв. ред. Д. Л. Спивак. - М.; СПб.: Нов. хронограф, Эйдос, 2009. - 256 с.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. - М.: Мысль. -2001.

6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 дек. 2012 г.

№ 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015). - URL:

http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 15.05.2015)

7. Приказ МВД России от 31.03.2015 №385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 №37228) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.05.2015).

8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.