Научная статья на тему 'Mеждународная профессиональная подготовка европейской полиции как фактор успешного противодействия преступности'

Mеждународная профессиональная подготовка европейской полиции как фактор успешного противодействия преступности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное полицейское сотрудничество / профессиональная подготовка / полицейское взаимодействие / профессиональная подготовка полицейских кадров / полицейская кооперация. / international police coordination / vocational training / police interaction / police vocational training / police cooperation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л С. Кравчук

успешность деятельности правоохранительных органов базируется на научно основанном образовании, которое обеспечивает формирование и развитие соответствующих компетенций сотрудников полиции. Для правоохранительных органов европейских стран актуальным является совершенствование международного полицейского сотрудничества, которое обеспечивает международно-правовой порядок, интернациональную и национальную безопасность. В настоящее время в Европе существует четкая тенденция к интеграционным процессам в сфере полицейского образования. Современным полицейским необходимы знания правовых систем различных государств, обладание широким кругозором в сфере международного права, владение иноязычными лингвистическими компетенциями для осуществления делового и профессионального общения. Важнейшая роль при подготовке квалифицированных кадров правоохранительных органов отводится инновационным международным научно-дидактическим образовательным учреждениям. Автор описывает основы деятельности международных образовательных организаций полиции, задачами которых является осуществление профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников полиции европейских стран. Автор делает вывод: зарубежный опыт свидетельствует о том, что качество полицейской деятельности зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, понимание значения детального изучения и использования мирового педагогического опыта подготовки полицейских за рубежом способствует повышению педагогической культуры научно-педагогических кадров образовательных организаций, послужит разработке инновационной образовательной концепции системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE EUROPEAN POLICE AS THE FACTOR OF SUCCESSFUL COUNTERACTION OF CRIMINALITY

the success of activity of law enforcement bodies is based on scientific basis of education which provides the formation and the development of appropriate professional competences. The improvement of international police cooperation is actual for law enforcement bodies of the European countries for providing international and legal order and nation’s security. At present there is an accurate tendency to integration processes in the sphere of police training in Europe. Present police officers need to possess a knowledge of legal systems of different states, a broad outlook in the sphere of international law, a knowledge of foreign linguistic competence for professional communication. The great emphasis in the process of qualified law enforcement training is placed on innovative international scientific and didactic educational institutions. The author describes the fundamentals of police international educational institutions whose tasks are the realization of vocational training and the refreshment training of police officers of the European countries. The author comes to the conclusion that international experience shows that the effectiveness of police service depends on the level of police vocational training, a detailed study and use of international pedagogical experience of police training provides to increase pedagogical culture of scientific and pedagogical personnel and brings to the creation of innovative educational conception of Russian law enforcement system.

Текст научной работы на тему «Mеждународная профессиональная подготовка европейской полиции как фактор успешного противодействия преступности»



/

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

MЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

INTERNATIONAL EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE EUROPEAN POLICE AS THE FACTOR OF SUCCESSFUL COUNTERACTION OF

CRIMINALITY

УДК 351.74(430)

Л.С. КРАВЧУК,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

LIUDMILA S. KRAVCHUK,

Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: успешность деятельности правоохранительных органов базируется на научно основанном образовании, которое обеспечивает формирование и развитие соответствующих компетенций сотрудников полиции. Для правоохранительных органов европейских стран актуальным является совершенствование международного полицейского сотрудничества, которое обеспечивает международно-правовой порядок, интернациональную и национальную безопасность. В настоящее время в Европе существует четкая тенденция к интеграционным процессам в сфере полицейского образования. Современным полицейским необходимы знания правовых систем различных государств, обладание широким кругозором в сфере международного права, владение иноязычными лингвистическими компетенциями для осуществления делового и профессионального общения. Важнейшая роль при подготовке квалифицированных кадров правоохранительных органов отводится инновационным международным научно-дидактическим образовательным учреждениям. Автор описывает основы деятельности международных образовательных организаций полиции, задачами которых является осуществление профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников полиции европейских стран. Автор делает вывод: зарубежный опыт свидетельствует о том, что качество полицейской деятельности зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, понимание значения детального изучения и использования мирового педагогического опыта подготовки полицейских за рубежом способствует повышению педагогической культуры научно-педагогических кадров образовательных организаций, послужит разработке инновационной образовательной концепции системы МВД России.

Ключевые слова: международное полицейское сотрудничество, профессиональная подготовка, полицейское взаимодействие, профессиональная подготовка полицейских кадров, полицейская кооперация.

Для цитирования: Кравчук Л.С. (Международная профессиональная подготовка европейской полиции как фактор успешного противодействия преступности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 2. С. 57.

Abstract: the success of activity of law enforcement bodies is based on scientific basis of education which provides the formation and the development of appropriate professional competences. The improvement of international police cooperation is actual for law enforcement bodies of the European countries for providing

international and legal order and nation's security. At present there is an accurate tendency to integration processes in the sphere of police training in Europe. Present police officers need to possess a knowledge of legal systems of different states, a broad outlook in the sphere of international law, a knowledge of foreign linguistic competence for professional communication. The great emphasis in the process of qualified law enforcement training is placed on innovative international scientific and didactic educational institutions. The author describes the fundamentals of police international educational institutions whose tasks are the realization of vocational training and the refreshment training of police officers of the European countries. The author comes to the conclusion that international experience shows that the effectiveness of police service depends on the level of police vocational training, a detailed study and use of international pedagogical experience of police training provides to increase pedagogical culture of scientific and pedagogical personnel and brings to the creation of innovative educational conception of Russian law enforcement system.

Keywords: international police coordination, vocational training, police interaction, police vocational training, police cooperation.

For citation: Kravchuk L.S. International educational activity of the European police as the factor of successful counteraction of criminality // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 2. P. 57.

Для правоохранительных органов европейских стран актуальным является совершенствование международного полицейского сотрудничества, которое обеспечивает международно-правовой порядок, интернациональную и национальную безопасность. Сотрудничество европейской полиции было предопределено правовой природой интеграционного объединения Европейского Союза. Одной из негативных сторон процессов интеграции и глобализации является связанная с открытием границ свобода передвижения, которая превратила Европу в единое криминально-географическое пространство: беспрепятственное движение товаров, капитала, свободное передвижение лиц в связи с введением единого гражданства, расширение состава стран-членов увеличило рост международной и организованной преступности, снизило уровень обеспечения национальной безопасности стран. Это потребовало осуществления интернационализации права внутренней безопасности вместо сложного переплетения государственного, наднационального и международного права, осложняющего деятельность правоохранительных органов. Успешное противодействие преступности представляется возможным только при наличии полицейского взаимодействия, основывающегося на взаимном доверии и единых стандартах деятельности. Данная потребность означает сотрудничество во многих сферах: обнаружении и борьбе с преступными группировками, обмене информацией, установлении межличностных контактов, развитии иноязычных знаний и повышении квалификации полицейских кадров, к которым вследствие увеличивающейся динамики общественных процессов предъявляются растущие требования, касающиеся профессиональной, социальной и личностной компетенции каждого полицейского.

Международная полицейская кооперация является составной частью международного сотрудничества в сфере предупреждения преступности, раскрытия и расследования преступлений, обращения с правонарушителями [3]. В условиях прогрессивного процесса интеграции и глобализации преступность приобрела качественно новые формы, значительно возросло число преступлений, имеющих международные связи, обнаруживается все большее количество международных преступных синдикатов. После демократических изменений в восточной части Европы (открытием границ, большим потоком беженцев и мигрантов) проявились новые формы интернациональной и организованной преступности. Огромную опасность для международного сообщества стала приобретать взаимосвязь организованной преступности и терроризма, транснациональная преступность, межнациональные конфликты, нелегальный оборот наркотиков, торговля людьми, нелегальное и опасное содержание глобальных сетей и прочие виды тяжких преступлений, представляющих угрозу национальной безопасности и имеющие тенденцию к интернационализации. Это потребовало усиления роли институтов международного сотрудничества, координации деятельности, в том числе и правоохранительных органов для противостояния негативным процессам, происходящим в мировом сообществе. В этих условиях очень важна международная деятельность полиции, которая позволит успешно и эффективно взаимодействовать в сфере предотвращения, раскрытия и расследования преступлений [4].

С целью создания эффективной системы борьбы с международной преступностью европейскими государствами разрабатываются различные формы и методы взаимодействия правоохранительных органов, постоянно со-

вершенствуется правовая база совместных действий.

Содержание, организационные формы и правовое урегулирование полицейского сотрудничества исследованы зарубежными и российскими учеными. Проблемы взаимодействия полиции в области борьбы с преступностью и образовательной деятельности освещены в научных трудах М. Вазмайера, К. Тидеманна, И. Вернера, Р. Шульте, А.М. Столяренко, И.Ф. Колонтаевской, А.В. Губанова, Т.О. Алексеевой, Н.Н. Грибовской и других [5, 6, 7]. Результаты научных исследований этих ученых имеют большое значение для изучения зарубежного опыта организации профессиональной подготовки для обеспечения качественной международной полицейской кооперации в борьбе с преступлениями и правонарушениями, в профилактической работе.

Важным этапом юридического закрепления полицейского сотрудничества стало создание Европейского полицейского ведомства в качестве специализированной организации Европейского Союза, которое сосредоточило координацию полицейского сотрудничества стран-членов во исполнение положений Амстердамского договора 1997 года о превращении Европы в «пространство свободы, безопасности и права». В настоящее время правовые основы европейской полицейской кооперации подкреплены вступлением в силу Лиссабонского договора о реформе Европейского Союза в 2009 году. В данном договоре содержится специальная глава о правовом урегулировании полицейского сотрудничества. Законодательные институты Европейского Союза, в частности, Европейский парламент и Совет Европы, приобрели право издавать нормативные законодательные акты по вопросам регулирования международного сотрудничества полицейских органов. В Договоре о функционировании Европейского Союза содержится глава «Полицейское сотрудничество», в которой в качестве целей полицейского сотрудничества указаны усиление полицейской кооперации в области обмена информацией и осуществления оперативно-разыскной деятельности, повышение эффективности деятельности полиции при поддержке Европола.

Для осуществления правового регулирования установлены организационно-правовые механизмы сотрудничества полицейских органов в виде специализированных европейских учреждений Европол и Европейский полицейский колледж (CEPOL). Европейским правом осуществляется регулирование сотрудничества полиции стран-членов ЕС в области профилактики и борьбы с преступностью, создаются правовые основы для привлечения полицейских сил

к выполнению служебной деятельности на территории других государств. Для осуществления сотрудничества в сфере информационного обмена функционирует Шенгенская информационная система и автоматизированная информационно-аналитическая система Европола (TECS). Европейским Союзом устанавливаются международные соглашения на двусторонней основе в качестве правовой основы для сотрудничества полиции с иными странами и международными организациями.

Преобразования в организации и осуществлении международной полицейской кооперации относятся также к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации полицейских кадров, оптимизации деятельности образовательных организаций полиции. Успех правоохранительной деятельности в Европе зависит не только от фактических и правовых основ взаимодействия, но также от общего уровня образованности и ценностных представлений сотрудников о восприятии полицейских задач. В свою очередь, это предполагает согласованное и общепризнанное международное сотрудничество в сфере полицейского образования. В настоящее время в Европе существует четкая тенденция к интеграционным процессам в сфере полицейского образования. Современным полицейским необходимы знания правовых систем различных государств, обладание широким кругозором в сфере международного права, владение иноязычными лингвистическими компетенциями для осуществления делового и профессионального общения. Важнейшая роль при подготовке квалифицированных кадров правоохранительных органов отводится научно-дидактическим образовательным учреждениям, которые по своей сути являются инновационными [5]. Приобретенные в процессе обучения знания и умения не являются достаточными для всей профессиональной жизни, их следует расширять посредством системы практикоори-ентированного и систематического повышения квалификации.

В Европе эффективно функционируют международные образовательные организации по подготовке сотрудников правоохранительных органов Европы: Ассоциация европейских полицейских академий, Среднеевропейская полицейская академия, Северо-Балтийская академия, Колледж европейских правоохранительных органов, Конференция руководителей высших полицейских учебных заведений стран Центральной и Восточной Европы, Международный центр специальной полицейской подготовки [6].

Ассоциация европейских полицейских академий (AEPC Association of European Police

Colleges), включающая учебные заведения 15 стран - членов Евросоюза, создана в 1996 году. Ассоциация занимается разработкой методологических принципов профессионального образования полицейских кадров, организационных основ взаимодействия образовательных учреждений полиции на основе создания информационных баз и обмена опытом методической деятельности и педагогического опыта профессорско-преподавательского состава.

Основанная в начале 90-х годов Среднеевропейская полицейская академия (MEPA Middle European Police Academy), являющаяся новой моделью образовательной организации полиции, осуществляет обучение сотрудников полиции различных стран: Германии, Австрии Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении. Деятельность образовательной организации имеет целью подготовку и повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на борьбе с организованной преступностью. Академия предлагает основной курс обучения продолжительностью три месяца; мероприятия образовательного характера проводятся в странах - участниках соглашения, каждая страна выбирается для проведения 2- или 3-недельного курса. Целью является знакомство с организационной структурой, возможностями функционирования соответствующих национальных полицейских структур, для того чтобы с применением полученных знаний эффективнее осуществлять международное взаимодействие. Академия проводит международные семинары, посвященные деятельности службы пограничной охраны, повышению действенности управления в полиции, особым методам ведения расследования, специальные семинары по темам «Нелегальная миграция», «Проблемы борьбы с терроризмом», «Международная торговля людьми, детская проституция и порнография» и др.

Северо-Балтийская полицейская академия осуществляет кооперацию между северными странами (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция) и Балтийскими государствами (Эстония, Латвия и Литва). Она предлагает курсы повышения квалификации по темам: уголовно-полицейское расследование, криминальная техника, экологическое право, полицейский менеджмент, специальная техника, работа со средствами массовой информации.

Европейский колледж полиции, существующий с 2000 года и объединяющий более 40 образовательных учреждений полиции из 30 стран Европы - это организация, способствующая образованию и обмену знаниями, а также наиболее опытными сотрудниками правоохранительных органов. Семинары, конференции, тренинги

организуются в одной из стран с использованием учреждений нуждающейся в помощи стороны. Смысл его деятельности заключается в том, чтобы идентифицировать и предоставить необходимые специальные знания по заказанным темам, и при координации поддержки логистики обеспечить беспрепятственное проведение конференции, семинара. Учреждение тесно сотрудничает с Советом Европы. Основным направлением работы колледжа является разработка универсальных европейских стандартов по подготовке сотрудников высшего начальствующего звена европейской полиции. Менеджмент в подразделениях полиции должен соответствовать стандартам качества общего государственного управления, поэтому полицейские образовательные организации работают в сотрудничестве с национальными образовательными заведениями.

Ежегодно проводится Конференция руководителей высших полицейских учебных заведений стран Западной и Восточной Европы, целью которых является обмен информацией и общие инициативы тесного сотрудничества образовательных учреждений Европейского Союза. Проведение конференции было инициировано Академией полиции Германии в 1993 году. Темами обсуждения на международном форуме являются актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса и организации научно-исследовательской деятельности по полицейской тематике.

С 1997 года в Варшаве функционирует Международный центр специальной полицейской подготовки, в котором проходят курсы переподготовки и повышения квалификации сотрудники полиции различных стран. Центр занимается проведением научных исследований по проблемам предупреждения и расследования различных видов преступлений с применением инновационных технологий, борьбы с нелегальной миграцией и международной преступностью.

Ассоциация европейских полицейских образовательных учреждений, являющаяся важнейшей формой сотрудничества в сфере образования, была основана путем объединения руководящих полицейских академий государств Европейского Союза. Целью было создание координационного центра полицейских учебных заведений, обеспечивающего осуществление программ повышения квалификации, способствующего интенсивному международному полицейскому сотрудничеству в рамках проведения семинаров повышения квалификации для сотрудников полиции государств Центральной и Восточной Европы по проблемам совершенствования законодательства, образовательной

деятельности, профилактики и борьбы с преступностью и др.

Международная полицейская образовательная деятельность получила новые импульсы благодаря заключению Амстердамского Договора, предусматривающего среди прочего совместные действия в сфере полицейского сотрудничества, в том числе в сфере обучения и повышения квалификации кадров. Во исполнение этих договоренностей Европейским Советом было принято решение о создании Европейской полицейской академии для обучения высшего начальствующего состава органов уголовного преследования, осуществление которого началось с оптимизации организационной структуры и деятельности существующих национальных образовательных учреждений полиции. Идея централизованного образовательного учреждения для руководителей полиции высшего иерархического уровня олицетворяет принцип «учиться друг у друга». Созданная в 2014 году и расположенная в центре Будапешта Европейская полицейская академия (CEPOL), которая осуществляет профессиональную подготовку сотрудников полиции высшего командного состава европейских стран для борьбы с международной преступностью, является инновационной формой образовательной организации полиции.

Европейская полицейская академия, сотрудничающая с Академий ФБР, открытой в Будапеште в 1996 году при содействии США, организует курсы для сотрудников правоохранительных органов стран Центральной и Восточной Европы с целью ознакомления их с современными методами ведения расследования и борьбы с новыми формами проявления преступности в рамках оптимизации правовой и судебной системы их стран. Целью также является создание коммуникационной сети между полициями различных стран Центральной и Восточной Европы и американскими учреждениями полиции для оптимизации международного сотрудничества. Деятельность академии преследует цель обеспечить руководящее звено полиции «инструментами» международного полицейского сотрудничества, то есть научить руководителей полиции содержательно «говорить на одном языке», посредством гармонизации содержания обучения обеспечить сотрудников высшего начальствующего состава всей Европы едиными стандартами знаний об инструментарии международного сотрудничества в сфере деятельности полиции и юстиции.

Важным направлением деятельности Европейской полицейской академии, которая стала правоприемницей Европейского полицейского колледжа, является реализация образователь-

ных стандартов и программ, принимаемых советом академии, в который входят представители стран - членов Евросоюза. Взаимодействие в сфере образования осуществляется также со странами, не входящими в Европейский Союз. Академия служит делу взаимодействия европейских полицейских кадров высшего начальствующего состава в борьбе с приграничной преступностью, в обеспечении общественной безопасности и правопорядка посредством организации образовательной деятельности и научных исследований. Академия проводит языковые курсы, семинары по совершенствованию иноязычной лингвистической подготовки сотрудников полиции, поскольку «формирование образцовой языковой личности специалиста, речь которого соответствует нормам, принятым в сфере профессионального общения» [1, с. 153] имеет большое значение для осуществления профессионально ориентированного делового общения.

Воплощением европейского опыта полицейской кооперации в сфере образовательной деятельности стало учреждение в июле 2011 года в Стамбуле (Турция) Международной ассоциации полицейских академий (INTERPA) с целью создания коммуникативной платформы для максимального развития сотрудничества и координации действий между полицейскими учебными заведениями. Членами Ассоциации являются 53 учебных заведения полиции из 45 стран мира. Цели Ассоциации: осуществление сотрудничества и координация деятельности в сфере профессионального образования сотрудников полиции посредством оптимизации ресурсов и обмена позитивным опытом практической деятельности и научно-исследовательской работы; осуществление программ обмена в области обучения для руководителей, профессорско-преподавательского состава и обучающихся; реализация совместных образовательных и научно-исследовательских проектов. Направления деятельности Ассоциации: противодействие терроризму, международной преступности, незаконной миграции, торговле людьми, кибер-преступности, незаконному обороту наркотиков, профилактика преступлений и правонарушений, взаимоотношений полиции и общества, полицейский менеджмент, профессиональная подготовка и эффективность деятельности полиции. В результате деятельности на основе взаимности и равенства стран-членов с целью эффективного обучения Ассоциация является одной из ведущих организаций в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел различных стран.

Деятельность международных образователь-

ных организаций полиции служит совершенствованию и гармонизации полицейских кадров, преодолению существенных различий в национальных системах профессионального полицейского образования и обеспечивает эффективную профессиональную подготовку полицейских для осуществления правоохранительной деятельности в новых условиях объединенной Европы. Ссылаясь на слова Нельсона Манделы: «Образование - это самое мощное оружие, с помощью которого можно изменить мир», директор Европейской полицейской академии Ференц Банфи, бывший полицейский, свободно владеющий несколькими европейскими языками, заявил: «Необходимость капиталовложений в образование полицейских очевидна. Но это вложения на долгий срок, которые, безусловно, принесут свои хорошие плоды» [8]. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что качество полицейской деятельности зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Реформирование и повышение эффективности деятельности российской полиции потребовало оптимизации системы профессиональной подготовки полицейских кадров. От эффективности деятельности образовательных организаций зависит успех практической деятельности по обеспечению безопасности и правопорядка.

«В начале 90-х годов Россия после длительного периода закрытости вновь получила широкий доступ к информации, касающейся зарубежных педагогических теорий, пропагандирующих идеи прогрессивной педагогики» [2, с. 156].

Обогащение отечественной педагогической науки знаниями состояния мирового педагогического опыта, тенденциями его развития, расширением педагогического кругозора, формирование отчетливого представления о формах и методах осуществления международного сотрудничества в области образования и профессиональной подготовки полицейских обеспечит возможность поднять на новый, более высокий уровень качество подготовки сотрудников органов внутренних дел. Один из выдающихся основоположников методологии изучения мирового педагогического опыта профессионального полицейского образования Столяренко А.М. полагает: «Процессы изучения, внедрения, заимствования, а в последующем и рационального использования мирового педагогического опыта весьма сложны, многогранны и неоднозначны» [4]. Его изучение может быть использовано при разработке инновационной образовательной концепции системы МВД России, что, несомненно, окажет положительное влияние на качество правоохранительной деятельности.

Литература

1. Мартынова Н.А. Отражение лингвистических особенностей в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации // Правоохранительные органы: теория и практика. 2017. № 1. С. 152-153.

2. Марковин А.М. О возможности применения опыта вальдорфской педагогики в образовательных организициях МВД России // Правоохранительные органы: теория и практика. 2017. № 1. С. 156-157.

3. Никишкин И.К. Роль государства в эволюции права международного полицейского сотрудничества // Административное право и процесс. 2015. № 5. С. 69-73.

4. Столяренко А.М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД России на рубеже XXI в. -Москва: Академия МВД России, 1997. С. 8.

5. Berthel R. Vertreter der polizeilichen FHS tagten in Goerlitz. // Polizei Sachsen. 2008. № 4. S. 17.

6. Birkenstock W. Der Lernende ist als aktiver Partner fuer den Wissensbetrieb selbst verantwortlich. // Polizei heute. 2006. № 1. S. 10-12.

7. Schulte R. Internationale Bildungsarbeit der Polizei in einem zusammenwachsenden Europa. Rothenburg/OL. Fachhochschul. fuer Polizei Sachsen. Rothenburger Beitraege. Bd. 11. 2009. 363 S.

8. www.ru.rfi.fr/evropa/ Дата обращения: 15.04.2019.

= References =

1. Martynova N.A. Otrazhenie lingvisticheskih osobennostej v postanovleniyah Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii // Pravoohranitel'nye organy: teoriya i praktika. 2017. № 1. S. 152-153.

2. Markovin A.M. O vozmozhnosti primeneniya opyta val'dorfskoj pedagogiki v obrazovatel'nyh organiziciyah MVD Rossii // Pravoohranitel'nye organy: teoriya i praktika. 2017. № 1. S. 156-157.

3. Nikishkin I.K. Rol' gosudarstva v evolyucii prava mezhdunarodnogo policejskogo sotrudnichestva // Administrativnoe pravo i process. 2015. № 5. S. 69-73.

4. Stolyarenko A.M. Mirovoj pedagogicheskij opyt i professional'noe obrazovanie v MVD Rossii na rubezhe XXI v. - Moskva: Akademiya MVD Rossii, 1997. S. 8.

(статья сдана в редакцию 15.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.