Научная статья на тему 'Краткий экскурс в историю полицейского образования и обучения в Европе'

Краткий экскурс в историю полицейского образования и обучения в Европе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ НАУКА / ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОПОРЯДОК / ЗАКОННОСТЬ / POLICE / PROTECTION OF INTERESTS OF CITIZENS / THE EUROPEAN UNION / A PROFESSIONAL TRAINING / A POLICE SCIENCE / POLICE COLLEGE / AN EDUCATIONAL LEVEL / THE LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Анатолий Кириллович

Анализируется история европейской полиции, деятельность и задачи которой менялись на протяжении последнего столетия в связи с изменениями предназначения полиции в европейском обществе. Параллельно раскрываются и трансформации в системе профессионального полицейского образования в странах Евросоюза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brief Digression to a History of Police Education and Training in Europe

Author analyzes a history of the European police, activity and tasks of which varied during last century in connection with changes in applicability of police in the European society. Also he shows the changes in system of professional police education in the countries of the EU.

Текст научной работы на тему «Краткий экскурс в историю полицейского образования и обучения в Европе»

ББК 67.401.133.1

А.К. Киселев

Краткий экскурс в историю полицейского образования и обучения в Европе

Ключевые слова: полиция, защита интересов граждан, Европейский Союз, подготовка кадров, полицейская наука, полицейский колледж, уровень образования, правопорядок, законность.

Key words: police, protection of interests of citizens, the European Union, a professional training, a police science, police college, an educational level, the law and order.

Изучение государств различных формаций показывает, что полиция как специализированный орган присутствует далеко не в каждом государстве и, естественно, далеко не всегда в том виде, в каком ее привыкли видеть европейцы. Это лишь подтверждает тезис о том, что если полиция существует не в каждом обществе, то функция государства по охране правопорядка («policing») является универсальной категорией.

Из курса истории государства известно, что изначально слово «police» (полиция) совпадало по своему значению с государственной деятельностью («policing») и в ряде документов являлось синонимом общественного благополучия. Так, например, в ранних германских документах «gute Polizei» означало порядок (Нюрнбергский указ 1492 г.).

Следует отметить, что для европейского сообщества XVIII в. вопросы соблюдения законности полицейскими подразделениями поглощались более глобальной идеей - ограничением полицейской власти и уменьшением её компетенции с помощью норм естественного права. Поскольку полиция и государство были единым целым, все действия полицейских чиновников рассматривались как совершенные во благо государства, а отсутствие механизмов воздействия на полицию со стороны граждан делали ее практически неуязвимой для общественного мнения и критики.

Цель полиции заключалась в охране порядка и устранении опасностей, а не в заботе о благосостоянии граждан, что должно было стать предметом деятельности других государственных служб.

Не менее важным было принятие тезиса о том, что понятия «полиция» и «принуждение» не совпадают, а только пересекаются, поскольку полицейская деятельность не всегда связана с применением принуждения (предупреждение публики об угрожающей опасности, полицейские меры надзора, расследование преступлений). В качестве исходного было принято следующее соотношение понятий «полиция» и «принуждение»: полиция имеет право применять принуждение (естественно, в виде допущенных законом принудительных

средств) только в тех случаях, когда она без этого не в состоянии выполнить свои задачи.

Закрепление приведенных положений в правовых школах Европы было завершено к концу XVIII в. обычным неписанным правом (Франция, Пруссия) либо обычным правом (Саксония и др.). Главное историческое значение этого процесса заключалось не только в том, как определялись понятие и круг действий полиции, но и в том, что впервые в законодательном порядке ограничивались полиция и полицейская власть. По признанию самих юристов, «... самая сильная, самая опасная для свободы отдельных лиц сторона государственной власти была этим в принципе превращена из беззаконной в закономерную деятельность, и таким образом, внутри полицейского государства частично осуществилось правовое государство» [1, с. 113].

В ходе длительной исторической трансформации полиция европейского континента к середине ХХ в. была сформирована как государственное агентство, чьи представители в униформе патрулировали общественные места, были наделены при этом широкими полномочиями по контролю над преступностью, поддержанию общественного порядка и оказанию помощи населению. Вторая часть полиции, не облаченная в униформу, выполняла функции расследования уголовных преступлений и административного руководства служебной деятельностью. При этом полиция являлась специальным органом, имеющим прерогативу на законное применение силы в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

Отправной точкой для нового пересмотра роли полиции в обществе явились глобальные процессы 60-х гг. прошлого столетия: случаи коррупции и злоупотреблений властью среди полицейских чинов; волна обвинений против полиции по фактам расизма и дискриминации; участившиеся случаи массовых беспорядков и милитаризация полицейской тактики; рост преступности и неверие общества в возможности полиции; уменьшение общественной подотчетности и самоизоляция полиции от общества. Осознание европейским сообществом того факта, что «закон в действии» может сильно разниться от «закона в книгах», впервые поставило деятельность правоохранительных органов в круг научных проблем.

Если курс 60-х гг. XX в. на повышение законности полицейской работы и расширение степени ее подотчетности обществу вступал в противоречие с идеями

история

70-х гг. о повышении эффективности работы полиции и степени ее контроля над преступностью, то в начале 80-х гг. наметился новый подход, синтезировавший ранее противоречащие друг другу тенденции в развитии полиции. Исследователи, политики, равно как и руководители полицейских подразделений, пришли к единодушному выводу, что две указанные тенденции являются неразрывно связанными и могут быть представлены воедино в подходе, названном «community policing», т.е. полицейской деятельностью, ориентированной на нужды населения и местных общин в целом [2].

Сегодня термин «policing» предлагается к пониманию не как сугубо полицейская активность, но как форма социального контроля, специфическая государственная деятельность по поддержанию общественного порядка. И если европейское сообщество все еще склонно фетишизировать роль полиции, видя в ней неотъемлемую часть общественного порядка, «... тонкую голубую линию, защищающую мир от хаоса» [3, р. 997], то такое понимание полиции - скорее дело стереотипов общественного сознания, нежели результат рационального познания.

Руководители полиций большинства европейских стран в последние десятилетия XX в. сумели осознать возникшие проблемы быстро расширяющейся управленческой деятельности в полиции и постарались реформировать её [4].

Например, в 90-е гг. прошлого столетия греческая полиция претерпела модернизацию своей структуры и методов работы практически в полном соответствии с общим направлением реформирования европейских полицейских систем. Греческие политики и полицейские руководители признавались, что это было ответом на усиление наркотрафика и незаконной иммиграции, произошедшими именно в указанный период. Помощь в такой модернизации оказало правительство тогдашнего премьер-министра Андреаса Папандреу, которое в 1994 г. выделило на нужды национальной полиции 27 млн долл. США. Большая сумма этих средств была направлена на закупку современного оборудования и техники для полиции, в том числе на приобретение нескольких вертолётов. Часть денег была инвестирована в систему обучения полицейских, охватывающую все уровни подготовки офицеров полиции, а более конкретно - на обучение офицеров полиции новым полицейским методам и технологиям (http://greece.russiansabroad.com/).

Были пересмотрены концептуальные основы и стандарты управления, усилена профессиональная подготовка и профессиональное образование полицейских, деятельность полиции была переориентирована на помощь обществу и стала более открытой для гражданского контроля.

В целом деятельность европейской полиции сегодня основана на нескольких фундаментальных принципах «новой профессиональной полиции»:

- создание бюрократической организации с ясными правилами и четкой структурой управления;

- законность как главный приоритет в работе;

- стратегия на минимальное применение силы;

- повышение прозрачности и подотчетности полиции обществу;

- акцент в работе на предупреждение преступлений;

- обеспечение общественной безопасности и эффективного контроля над преступностью [5, р. 43-49;

6, р. 30-32].

Полиция в современном обществе часто определяется как специфическая профессиональная организация, использующая власть государства для предоставления населению сервисных услуг по обеспечению личной безопасности граждан и обеспечению общественной безопасности.

Таким образом, пройдя историческую трансформацию от закрытой, авторитарной силовой структуры до сервисной и открытой структуры современного общества, полиция на каждом этапе своего развития воплощала представления политиков и правоведов о месте и функциях органов правопорядка.

История же становления системы профессионального образования кадров полиции в Европе складывается из трех этапов:

1) создание и развитие полицейской подготовки (XIX - начало XX в.). Этот этап характеризуется начальным обучением лиц, поступающих на полицейскую службу, на различных краткосрочных профессионализированных курсах (изучение основ законодательства, прав и обязанностей полицейского, процедуры ареста; физическая подготовка);

2) становление профессионального полицейского образования (с начала XX в. до 1970-х гг.);

3) современное полицейское образование, получившее развитие в результате демократических реформ 70-80-х гг. XX в.

Европейское полицейское образование направлено на выработку знаний и умений, необходимых для фактического выполнения разнообразных полицейских режимов работы. Поскольку потребности в большем количестве знания в полиции увеличиваются, учебные заведения полиции развивались в сторону либо роста своего статуса в ведомственной полицейской системе образования, либо в направлении формирования самостоятельного образовательного учреждения при ориентации в грамотных специалистах исключительно на потребности полиции. Некоторые из этих учреждений, в конечном счете, открыли свои двери не только для полицейских служащих, но и для гражданских студентов.

Следует иметь в виду, что европейские системы полицейского обучения даже в последние годы ХХ в. были чрезвычайно разнообразными и на первый взгляд чрезвычайно запутанными. Можно было услышать о

колледжах, которые обучают офицеров полиции; о военизированных полицейских училищах, которые предоставляют выпускникам степени университетского уровня; об институтах вне полицейских систем, которые, тем не менее, выпускают исключительно офицеров полиции; об учебных заведениях с университетским уровнем, которые готовят специалистов для определённых высоких рангов внутри иерархии полиции; и т.д. [7].

Одной из особенностей европейской традиции профессионального полицейского образования является то, что полиции стран ЕС с самого начала стремились к созданию именно образовательных ведомственных систем (т.е. дающих полноценное дипломированное образование, применимое и в других сферах деятельности). Это означает, что европейские полицейские учебные заведения дают подготовку, приравниваемую к определенной общегосударственной образовательной степени, конвертируемой вне деятельности полиции.

Европейские системы полицейского образования не проводят резкого разграничения между профессиональной подготовкой и профессиональным образованием. Эти понятия там тесно интегрированы. Полицейское образование в ведомственных образовательных учреждениях по основным образовательным показателям аналогично образованию в общегражданских учебных заведениях. Ставится специальная задача - обеспечивать такой образовательный уровень, который ни в чем не уступал бы общегражданскому, а дипломы конвертировались бы вне деятельности полиции.

На базе полицейских центров первоначальной подготовки только в 60-90-х годах пошлого столетия формируются институты полиции, университеты полиции, университетские колледжи, которые дают уже не только первоначальную базовую подготовку новобранцам, но и проводят разнообразные курсы повышения квалификации для различных категорий служащих полиции. Это, к примеру, школа жандармерии и полиции Люксембурга, работающая с 1965 г., полицейская академия Финляндии (1961 г.), полицейский колледж в Брамсхилле (Англия, 1960 г.), Высший военно-учебный центр жандармерии Франции (1970 г.), школа полиции Кипра (1964 г.), и др.

И только в конце 90-х гг. ХХ в. - в первое десятилетие века ХХ1 в государствах Евросоюза существовавшие ранее учебные заведения преобразовываются в полицейские академии, полицейские институты и специализированные профессиональные образовательные полицейские центры, которые не только проводят курсы по базовой подготовке и переподготовке офицеров полиции, но и дают академическое образование обучающимся с возможностью для них получить дипломы бакалавра полиции, т.е. среднее и даже высшее специальное образование.

Указанные учебные заведения в начале нынешнего столетия становятся не только основными звеньями об-

разовательных полицейских систем государств-членов ЕС, но и крупными исследовательскими центрами, проводящими научно-практический анализ работы национальных полиций. Это, например, полицейская академия Нидерландов в г. Апельдурн (создана в 2004 г.), Германский полицейский университет (с 2006 г.), полицейский колледж Финляндии (с 1998 г., реформирован в 2008 г.), университетский колледж полиции Норвегии (с 1995 г., реформирован в 2005 г.), национальный учебный институт полиции Франции (с 1999 г.), и проч. Эти и иные национальные полицейские академии и школы, работающих во всех странах ЕС и государствах-кандидатах в члены ЕС, ныне аккумулируют передовой национальный опыт работы полицейских структур. Они также обобщают и реализуют опыт работы полиции в рамках всего европейского содружества. Кроме того, они также становятся центрами, занятыми научно-прикладными и теоретическими исследованиями в интересах совершенствования полицейской деятельности по заказам национальных правительств и МВД своих стран и занимающимися изучением передовой полицейской практики в интересах улучшения полицейской работы в рамках всего Евросоюза.

На развитие профессионального полицейского образования решающее влияние оказало изменение в 70-е гг.

XX в. социального предназначения полиции, нашедшего выражение в идее служения полиции обществу в тесном сотрудничестве с гражданами. В Европе с этого времени стало нормальным обычным считать, что в современном цивилизованном обществе полиция - уже не карательная силовая структура, а повседневная круглосуточная сервисная служба с широким спектром социальных услуг, где «общество - это покупатель, а полицейское подразделение - это продавец своей полицейской услуги». Акцент при этом делался и делается сегодня не на получении финансовой выгоды, а на решении тех вопросов, которые ставит население перед полицией и которые входят в ее компетенцию [8, с. 145]. При этом остается в силе и традиционное предназначение полиции, когда главный приоритет в ее деятельности - претворение в жизнь законов, предупреждение и пресечение преступлений, что определяет включение в содержание обучения и образования служащих полиции всех государств вопросов борьбы с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и др.

Можно сказать, что предназначение полиции в его современном понимании выступает центром, в соответствии с которым создаются и функционируют системы профессионального полицейского образования. Качественное образование сотрудников, по мнению большинства специалистов полицейской службы и исследователей, является необходимым условием успешности и процветания правоохранительных органов, соответствующих новым криминальным вызовам

XXI в. [9, р. 23-25; 10, Р. 401-404]. С конца 60-х гг.

история

прошлого столетия в европейских странах в связи с изменением социальной роли правоохранительных органов и внедрением в полицейскую деятельность новейшей техники от сотрудников полиции требуется уже иной уровень образования, новые умения, например исследовательские, коммуникативные, критическое мышление, понимание разнообразных социальных проблем и умение их разрешать [11, Р. 39-52].

К началу XXI в. почти 100% поступающих на службу в полицию Греции, Бельгии, Словакии, Словении, Польши имели среднее образование. В Германии и Австрии эта цифра значительно ниже - 30%, а в Швейцарии - 20% [8, с. 176]. Это накладывает дополнительные повышенные требования на ведомственную образовательную систему.

Практика показала, что полицейские, имеющие более высокое образование, результативнее в работе, лучше могут наладить контакт с коллегами по службе, гражданами, представителями разных культур, рас, религий. Они легче адаптируются

к социальным нуждам общества, а не фокусируются только на полицейской деятельности. Такие сотрудники действуют более профессионально и более преданы своему делу. Образовательный ценз для претендентов устанавливается теперь в зависимости от рода будущей работы, должности и, соответственно, места в полицейской иерархии. В большинстве стран Европы на начальный уровень полицейской иерархии теперь принимаются лица, как правило, со средним общим образованием (11 классов, гимназия и т.д.).

Образовательный и культурный уровень полицейских рассматривается сейчас в странах Евросоюза как основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие полиции, а полицейское образование - как мощный резерв повышения эффективности полицейской деятельности [12, р. 23-25].

Видимо, и в дальнейшем эта тенденция будет сохраняться, а общий образовательный уровень кандидатов полицию и самих офицеров полиции будет расти, приближаясь к среднему по Евросоюзу.

Библиографический список

1. Аншютц, Г. Полиция / Г. Аншютц // Журнал Министерства юстиции. - 1911. - №7.

2. Community Policing: Rhetoric or Reality? // Ed. by Greene J. Mastrofski S. - N.Y., 1988.

3. The Oxford Handbook of Criminology. Oxford.

4. Core Issues in Policing / Ed. by Leishman F., Loveday B., Savage S. - London, 1996.

5. Storch, R.D. The old English constabulary / R.D. Storch // History Today. - 1999. - Vol. 49. - №.11.

6. Reiner, R. The Politics of the Police / R. Reiner. -Hemel Hempstead, 1985.

7. Pagon, M., at all. European Systems of Police Education and Training / M. Pagon, B. Viijent-Novak,

M. Djuric, B. Lobnikar. - College of Police and Security Studies, Slovenia. 1996. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncjrs.gov/policing/eur551.htm.

8. Юридическая педагогика : учебник. - М., 2001.

9. Law and Order. - 1985. - №4.

10. The Police: Methods of Operations and Investigations. - Washington, 1994.

11. Cohrane, R. The Training of Community Liason Officers / R. Cohrane, S. Phillips // New Directions in Police Training. - L., 1988.

12. Shafer K.H. High-Performance Policing for the 21st Century // The Police Chief. - 1997. - Nov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.