Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки сотрудников правоохранительных органов'

Некоторые аспекты подготовки сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
632
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ / ОБУЧЕНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ / СЕПОЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хозикова Екатерина Сергеевна

Подготовке сотрудников правоохранительных органов отводится значительная роль как в государствах-членах Европейского союза, так и в Российской Федерации. Это способствует повышению квалификации кадров, проходящих службу в правоохранительных органах, повышению престижа сотрудников и росту доверия граждан как к правоохранительным органам в целом, так и к деятельности полиции в частности. Вместе с тем, МВД России необходимо продолжать развивать сотрудничество и обмен положительным опытом в сфере подготовки кадров для органов внутренних дел как с правоохранительными органами других государств, так и с международными правоохранительными организациями, в частности, с Интерполом и Европолом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хозикова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of professional training of law enforcement officers

The training of law enforcement officers play a significant role in the member States of the European Union and in the Russian Federation. It enhances the skills of personnel serving in law enforcement, to increase the prestige of employees and increase the confidence of citizens as law enforcement in General and policing in particular. However, the interior Ministry must continue to develop cooperation and exchange positive experience in the field of training for internal Affairs agencies with both law enforcement agencies of other States and with international law enforcement agencies, particularly Interpol and Europol.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки сотрудников правоохранительных органов»

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Хозикова Е.С.

3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

3.1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Хозикова Екатерина Сергеевна, канд. юрид. наук. Должность: научный сотрудник. Место работы: Академии управления МВД России. Подразделение: научно-исследовательский центр, отдел по изучению социальных процессов и разработке комплексных про-блем обеспечения правопорядка. E-mail: [email protected]

Аннотация: Подготовке сотрудников правоохранительных органов отводится значительная роль как в государствах-членах Европейского союза, так и в Российской Федерации. Это способствует повышению квалификации кадров, проходящих службу в правоохранительных органах, повышению престижа сотрудников и росту доверия граждан как к правоохранительным органам в целом, так и к деятельности полиции в частности. Вместе с тем, МВД России необходимо продолжать развивать сотрудничество и обмен положительным опытом в сфере подготовки кадров для органов внутренних дел как с правоохранительными органами других государств, так и с международными правоохранительными организациями, в частности, с Интерполом и Европо-лом.

Ключевые слова: подготовка сотрудников правоохранительных органов, международное сотрудничество, повышение квалификации кадров, обучение, Европейский полицейский колледж, СЕПОЛ.

SOME ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Khozikova Ekaterina Sergeevna, PhD at law. Position: researcher. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: research centre, study of social processes and the development of complex problems of rule of law department. E-mail: [email protected]

Annotation: The training of law enforcement officers play a significant role in the member States of the European Union and in the Russian Federation. It enhances the skills of personnel serving in law enforcement, to increase the prestige of employees and increase the confidence of citizens as law enforcement in General and policing in particular. However, the interior Ministry must continue to develop cooperation and exchange positive experience in the field of training for internal Affairs agencies with both law enforcement agencies of other States and with international law enforcement agencies, particularly Interpol and Europol.

Keywords: training of law enforcement personnel, international cooperation, advanced training, training, European police College, CEPOL.

Вопросам подготовки кадров для правоохранительных органов в научной литературе отводится значи-

тельное место1. Это связано не только с тем, что от уровня подготовки сотрудников правоохранительных органов напрямую зависит обеспечение общественной безопасности и правопорядка в каждой конкретной стране и в мире в целом, но и качество охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Необходимость повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов неоднократно подчеркивалась на самом высоком международном и национальном уровне.

Как отметил в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России 8 февраля 2013 года Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев, «В процессе подготовки специалистов для системы Министерства внутренних дел возросла роль ведомственных общеобразовательных учреждений. Впервые за многие годы доля их выпускников превысила половину от общего числа принятых на службу. Почти в три раза возросло количество сотрудников, принявших решение после первого года службы продолжить работу в территориальном органе» .

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 21 марта 2014 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «Одним из ваших приоритетных направлений сегодня является кадровое укрепление мВд. Важно обеспечить системность в работе при назначении руководящего звена, принципиально подходить к профессиональным и личным качествам сотрудников всех уровней. Предстоит продолжить формирование и подготовку кадрового резерва, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом должна быть повышена внутренняя дисциплина и спрос с руководителей за действия своих подчиненных»3.

Вместе с тем, развитие международного сотрудничества, повышение угрозы террористической и экстремистской опасности, обострение межнациональной ненависти и вражды делает очевидной необходимость обеспечения мира и безопасности на всем земном шаре. В этой связи принимаются международные нормативные правовые акты, направленные на обеспечение международного мира и правопорядка, осу-

1 Алексеева Т.О. Международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2003; Гончаров И.В. Стратегическое развитие ведомственной науки // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31). С. 13-16; Губанов А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 1997; Ежевский Д.О. Роль Российской Федерации в международном сотрудничестве по подготовке кадров правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 63-68; Яковлев К.Л., Яковлева Е.И., Яковлева О.Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2011 и др.

2 Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/17461. Дата обращения: 07.06.2016 г.

3 Официальный сайт Президента Российской Федерации:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/20624. Дата обращения: 07.06.2016 г.

ществление совместных мер по противодействию мировым угрозам безопасности и нормальной жизнедеятельности личности. Огромную роль в этом играет соответствующая международным стандартам профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов, их обучение и стажировка в зарубежных странах, занятия на международных и межгосударственных курсах повышения квалификации.

Для обеспечения согласованных действий сотрудников правоохранительных органов различных государств земного шара необходимо, чтобы они не только знали особенности разных правовых систем, изучали основы международного права, владели несколькими иностранными языками, совершенствовали универсальные навыки применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, но и грамотно использовали указанные знания и навыки в своей повседневной практической деятельности в строгом соответствии с международными нормативными правовыми актами, международными договорами и стандартами, а также нормами национального законодательства.

Как отмечает Д.О. Ежевский, «В условиях роста количества преступлений международного характера необходимо готовить более квалифицированных специалистов. Эффективно учить полицейских бороться с преступлениями международного характера, в том числе с терроризмом, и работать в условиях тесного международного сотрудничества возможно только при активном развитии сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов на между-

4

народном уровне» .

Именно с этой целью на встрече в г. Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 года Европейским советом было принято решение об учреждении колледжа. Созданный Решением Европейского совета 2000/820^НА, полицейский колледж начал функционировать 1 января 2001 года. За свою менее чем 20-тилетнюю историю Европейский полицейский колледж (далее -агентство, СЕПОЛ) подвергался существенным реорганизациям.

Так, регламентом Европейского совета 2005/681/JHA от 20 сентября 2005 года закреплено функционирование полицейского колледжа в качестве агентства Европейского союза. Европейский полицейский колледж по решению 2005/68иНА имеет следующие цели и задачи:

- расширять знания офицеров полиции о национальных полицейских системах, о структурах других государств-членов и о трансграничном взаимодействии полиции внутри Европейского союза;

- расширять знания о функционировании и роли международных и союзных институтов, например, Евро-пола и Евроюста ;

- организовать курсы для офицеров;

- способствовать подготовке согласованных программ для обучения сотрудников полиции на местах с учетом трансграничного сотрудничества между полицейскими силами в Европе;

- разрабатывать и обеспечивать подготовку полицейских властей в странах-кандидатах на вступление в Европейский союз.

4 Ежевский Д.О. Роль Российской Федерации в международном сотрудничестве по подготовке кадров правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 64.

Исполняя свои задачи, агентство может взаимодействовать с союзными органами по обеспечению правопорядка, с соответствующими учебными заведениями в Европе, а также с национальными учебными институтами в странах, не входящих в Европейский союз, в частности, в странах-кандидатах на вступление в Европейский союз. В среднем колледж проводит 70100 курсов, семинаров и конференций каждый год5.

Агентство возглавляет директор, который готовит рабочую программу, проект бюджета и годового отчета и направляет их на утверждение в управляющий совет. Директор устанавливает контакты с соответствующими сторонними службами, несет ответственность за выполнение бюджета и мероприятий рабочей программы, а также в целом за свою деятельность перед управляющим советом. В случае запроса со стороны Европейского совета или Европарламента, он должен отчитаться перед ними за свои действия.

Директор агентства назначается управляющим советом из, как минимум, трех кандидатов. Срок работы исполнительного директора - 4 года. Один человек может занимать должность два срока. Управляющий совет может принять решение о расширении срока работы директора. Также совет может сместить директора. В настоящее время исполнительным директором является Ференц Банфи ^егепс ВапА).

Бывший полицейский, он свободно владеет несколькими европейскими языками, что позволяет ему успешно выполнять свои функции. Ссылаясь на слова Нельсона Манделы «Образование - это самое мощное оружие, с помощью которого можно изменить мир», Ференц Банфи заявил: «Необходимость капиталовложений в образование полицейских очевидна. Но это вложения на долгий срок, которые, безусловно, принесут свои хорошие плоды»6.

Он также добавил, что обучение будет направлено на борьбу с международными экономическими преступлениями XXI века, с наркотрафиком, торговлей людьми и другими преступлениями, в которые могут быть вовлечены таможенные и пограничные службы.

Управляющий совет состоит из делегаций от всех государств, входящих в Европейский союз. Каждая делегация обладает одним голосом. Управляющий совет обычно состоит из директоров национальных полицейских учебных заведений. Когда есть несколько директоров от одного государства, то они образуют делегацию. Председателем управляющего совета является представитель государства, председательствующего в Европейском совете. Представители Европейской комиссии и Европола также входят в состав совета, но без права голоса. Управляющий совет должен собираться не менее двух раз в год.

Управляющий совет разрабатывает учебные планы и программы, учебные пособия. Единогласным решением совет принимает проект бюджета, который отправляется на утверждение в Европейскую комиссию. Также Управляющий совет принимает ежегодный и пятилетний отчеты, которые тоже направляются в Европейскую комиссию и в Европейский парламент, и рабочую программу. Совет назначает директора Европейского полицейского колледжа.

Штат агентства составляет 30 человек.

5 Официальный сайт Европейского полицейского колледжа (CEPOL): https://www. cepol.europa.eu. Дата обращения: 07.06.2016 г.

6 Официальный сайт международного французского радио RFI: http://ru.rfi.fr/evropa/20141107-v-budapeshte-otkrylas-evropeiskaya-politseiskaya-akademiya. Дата обращения: 08.06.2016 г.

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Хозикова Е.С.

СЕПОЛ призвана объединить в единую сеть национальные полицейские учебные заведения стран Европейского союза и использовать их учебно-педагогический потенциал для создания, развития и внедрения единого общеевропейского стандарта в борьбе с преступностью, осуществления профилактической деятельности, поддержания общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Европейский полицейский колледж в соответствии с регламентом Европейского совета 2005/68иНА от 20 сентября 2005 года представляет собой агентство Европейского союза, занимающееся подготовкой и обучением сотрудников правоохранительных органов по вопросам, жизненно важным для безопасности Европейского союза и его граждан. Обучение охватывает ключевые темы, начиная от руководства и методики работы правоохранительных органов и до сотрудничества государств-членов Европейского союза в противодействии экономической преступности. Мероприятия, проводимые в рамках СЕПОЛ, призваны содействовать обмену знаниями и передовой практикой и способствовать развитию общеевропейской правоохранительной культуры7.

Учебные мероприятия проводятся на территории всех государств-членов Европейского союза, главным образом, через сеть полицейских колледжей. Ежегодная программа деятельности агентства построена с учетом этой сети и других заинтересованных сторон в результате актуальной и целенаправленной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей государств-членов и общих потребностей, вытекающих из стратегии внутренней безопасности Европейского союза.

СЕПОЛ осуществляет тесное взаимодействие с другими агентствами Европейского союза, например, с Европолом, Фронтексом и Евроюстом, а также другими международными организациями, в частности, Интерполом, чтобы убедиться, что самые серьезные угрозы безопасности возможно решить коллективными усилиями.

На сегодняшний день СЕПОЛ является организацией, непосредственно интегрированной в Европейский союз и его политическую структуру: Парламент Европейского союза определяет финансовую составляющую СЕПОЛ и утверждает его бюджет; Совет Министров Европейского союза утверждает программу, стратегию и все направления деятельности СЕПОЛ; все комитеты и комиссии Европейского союза, затрагивающие правоохранительную деятельность, являются непосредственными партнерами СЕПОЛ. В состав управляющего совета СЕПОЛ - высшего руководящего органа организации - входят представители руководства Европола. Уже более 15 лет деятельность СЕПОЛ вносит свой вклад в повышение уровня компетентности полицейских, гармонизацию и улучшение качества их образования, расширение знаний о национальных полицейских системах и ключевых инструментах полицейского сотрудничества в рамках Европейского союза и всего международного сообщества.

28 ноября 2013 года в г. Москве состоялось подписание Рабочей договоренности между Академией управления МВД России и Европейским полицейским

колледжем, объединяющим более 40 полицейских колледжей и академий 30 стран Европы.

Российская Федерация также не остается в стороне от подготовки сотрудников правоохранительных органов международного уровня. В Российской Федерации обучение специалистов высочайшего профессионального уровня осуществляется в международном учебном центре под эгидой Интерпола, а также в центре подготовки миротворцев, которые функционируют во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России.

Центр подготовки миротворцев был образован в марте 2000 года после обострения ситуации в сербском Косово, когда стало понятно, что необходимы подготовленные специалисты этого профиля.

По словам представителя центра, за эти годы всего было подготовлено свыше 1500 сотрудников, в том числе из пограничной службы.

«Курс обучения проводится на иностранных языках. Рабочими являются английский и французский», - сообщил представитель центра. По его словам, миссия миротворцев действует, в частности, на территории Восточного Тимора, Южного Судана, Либерии .

Образовательная программа Центра полностью соответствует стандартам подготовки специалистов такого профиля в системе ООН. Процесс обучения основывается на учебно-методических материалах, разработанных специалистами соответствующих образовательных структур ООН и ОБСЕ, а также Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Таким образом, подготовке сотрудников правоохранительных органов отводится значительная роль как в государствах-членах Европейского союза, так и в Российской Федерации. Это способствует повышению квалификации кадров, проходящих службу в правоохранительных органах, повышению престижа сотрудников и росту доверия граждан как к правоохранительным органам в целом, так и к деятельности полиции в частности. Вместе с тем, МВД России необходимо продолжать развивать сотрудничество и обмен положительным опытом в сфере подготовки кадров для органов внутренних дел как с правоохранительными органами других государств, так и с международными правоохранительными организациями, в частности, с Интерполом и Европолом. В частности, необходимо продолжать укреплять сотрудничество не только высших учебных заведений, но и образовательных организаций всех уровней подготовки кадров для правоохранительных органов, осуществлять обмен слушателями и преподавателями, направлять сотрудников на различные курсы переподготовки и повышения квалификации.

Список литературы:

1. Алексеева Т.О. Международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

2. Гончаров И.В. Стратегическое развитие ведомственной науки // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31). С. 13-16.

3. Губанов А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использова-

7 Официальный сайт Европейского полицейского колледжа (CEPOL): https://www.cepol.europa.eu/who-we-are/european-poNce-college/about-us. Дата обращения: 07.06.2016 г.

8 Официальный сайт деловой газеты «Взгляд»: http://vz.ru/news/2012/5/17/ 579295.print.html. Дата обращения: 07.06.2016 г.

ние их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: Дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 1997.

4. Ежевский Д.О. Роль Российской Федерации в международном сотрудничестве по подготовке кадров правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 63-68.

5. Официальный сайт деловой газеты «Взгляд»: http://vz.ru/news/2012/5/17/ 579295.print.html. Дата обращения: 07.06.2016 г.

6. Официальный сайт Европейского полицейского колледжа (CEPOL): https://www. cepol.europa.eu. Дата обращения: 07.06.2016 г.

7. Официальный сайт Европейского полицейского колледжа (CEPOL): https://www.cepol.europa.eu/who-we-are/european-police-college/about-us. Дата обращения: 07.06.2016 г.

8. Официальный сайт международного французского радио RFI: http://ru.rfi.fr/evropa/20141107-v-budapeshte-otkrylas-evropeiskaya-politseiskaya-akademiya. Дата обращения: 08.06.2016 г.

9. Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/ 17461. Дата обращения: 07.06.2016 г.

10. Официальный сайт Президента Российской Федерации:

http://www.kremlin.ru/events/president/news/20624. Дата обращения: 07.06.2016 г.

11. Яковлев К.Л., Яковлева Е.И., Яковлева О.Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2011.

Рецензия

на статью Е.С. Хозиковой «Некоторые аспекты подготовки сотрудников правоохранительных органов»

Представленная для рецензирования статья является, несомненно, актуальной, так как в ней раскрываются различные аспекты подготовки сотрудников правоохранительных органов. Необходимость повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов неоднократно подчеркивалась на самом высоком международном и национальном уровне. Об этом неоднократно заявлял в своих выступлениях как Президент Российской Федерации В.В. Путин, так и Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В.А. Колокольцев.

Статья выполнена на основе всестороннего анализа действующего законодательства государств-членов Совета Европы, а также фундаментальных трудов ученых, посвященных проблемам подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Автор владеет методами сравнительного анализа, правильно руководствуется нормативными правовыми документами, проявил умение анализировать источники и на основе этого делать собственные выводы и обобщения.

В ходе проведения исследования Е.С. Хозикова формулирует перспективные направления развития сотрудничества Российской Федерации как с правоохранительными органами других государств, так и с международными правоохранительными организациями, в частности, с Интерполом и Европолом в сфере подготовки кадров для органов внутренних дел. В частности, автор предлагает продолжать укреплять сотрудничество не только между высшими учебными заведениями, но и образовательными организациями

всех уровней подготовки кадров для правоохранительных органов, осуществлять обмен слушателями и преподавателями, направлять сотрудников на различные курсы переподготовки и повышения квалификации.

В заключении автор делает вывод о том, что сотрудничество государств в сфере подготовки кадров для органов внутренних дел способствует повышению квалификации кадров, проходящих службу в правоохранительных органах, повышению престижа сотрудников и росту доверия граждан как к правоохранительным органам в целом, так и к деятельности полиции в частности.

Структура статьи логична и позволила полно и глубоко исследовать и раскрыть тему. Стиль изложения материала доступен. Замечаний по оформлению нет.

Вывод: представленная для рецензирования статья актуальна, выполнена на достаточно высоком теоретическом уровне в соответствии с предъявляемыми требованиями и может быть рекомендована для опубликования в журнале, включенном в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Рецензент:

Заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции К.Л. Яковлев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.