школой и различными социокультурными институтами. Но отсутствует научный подход для создания и выявления условий или эффективной современной модели взаимодействия театра и
Библиографический список
школы посредством совместной проектной деятельности, позволил актуализировать проблему для дальнейшего рассмотрения ее в научной исследовательской работе.
1. Надорф М. Культура массовых цивилизаций. Учебный курс. Глава 4. Available at: https://marknaydorftexts/mass-culture
2. Протасов В.В. Педагогические условия повышения качества подготовки специалистов на основе социального партнёрства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2002.
3. Медова Ю.В. Педагогические возможности социального партнёрства в воспитании сельских школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калуга, 2005.
4. Якушкина М.С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного потенциала. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.
5. Erik Svendsen. Et teatershowroom. Institut for Kultur og Identitet. Roskilde Universitetscenter, 2008: 159.
6. Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2009.
References
1. Nadorf M. Kul'tura massovyh civilizacij. Uchebnyjkurs. Glava 4. Available at: https://marknaydorftexts/mass-culture
2. Protasov V.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kachestva podgotovki specialistov na osnove social'nogo partnerstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2002.
3. Medova Yu.V. Pedagogicheskie vozmozhnosti social'nogo partnerstva v vospitanii sel'skih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaluga, 2005.
4. Yakushkina M.S. Vzaimodejstvie sociokul'turnyh institutov kak faktor razvitiya vospitatel'nogo potencíala. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
5. Erik Svendsen. Et teatershowroom. Institut for Kultur og Identitet. Roskilde Universitetscenter, 2008: 159.
6. Polyakova T.N. Teatr ipedagogicheskoe obrazovanie: razvitie tvorcheskoj lichnosti. Sankt-Peterburg: SPbAPPO, 2009.
Статья поступила в редакцию 25.09.16
УДК 378
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Buvakov K.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF USERS' ACTIVITY OF STUDENTS BY MEANS OF E-RESOURCES IN MOODLE. The article reveals a problem of development of activity of students by means of e-resources in MOODLE. The authors present a review of theoretical works, which reveal a concept of "users' activity" that describes the teaching management of the MOODLE system ("Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment") as a platform for e-learning and knowledge control. This platform is clear in functioning, flexible, reliable and simple to be operated by users. It gives an opportunity to integrate with other information systems, to install new modules, enhanced with new features. An example of e-course named as "Boilers and Steam Generators" on the MOODLE platform, developed by the researchers is presented. The authors describe how this e-course is implemented into work with students at Tomsk Polytechnic University. Drawings illustrate the structure and contents of the proposed course.
Key words: educational process, electronic course, MOODLE teaching management system.
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
К.В. Буваков, канд. техн. наук, доц., Томский политехнический университет, г. Томск, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА В СИСТЕМЕ MOODLE
В статье раскрывается проблема развития пользовательской активности студентов с помощью средств электронного ресурса в системе MOODLE. Авторы приводят обзор теоретических работ, раскрывающих понятие «пользовательская активность», описывающих систему управления обучением MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) в качестве платформы для организации электронного обучения и контроля знаний. Данная платформа отличается богатством функционала, гибкостью, надёжностью и простотой использования, имеет возможность интеграции с другими информационными системами, устанавливать новые модули, дополняться новыми функциями. Приводится пример электронного курса «Котельные установки и парогенераторы» на платформе MOODLE, разработанного авторами и реализуемого в Томском политехническом университете. Наглядные рисунки иллюстрируют структуру и содержание предлагаемого курса.
Ключевые слова: образовательный процесс, электронный курс, система управления обучением MOODLE.
Сегодня появляется всё больше работ, посвящённых формированию пользовательской (информационной) активности студентов (РР Абсалихов, С.В. Кривых [1]; А.В. Губин, Г.З. Ефимова [2]; РА. Дукин, И.М. Фадеева [3]; И.А. Ершова [4], С.А. Ха-устов, В.В. Папян, М.А. Моисеенко, К.В. Буваков [5] и другие). В статье мы остановимся на системах управления обучением типа MOODLE, рассматриваемых как платформа для организации электронного обучения и контроля знаний и являющихся дидактическим сопровождением развития пользовательской активности субъектов образования. Система MOODLE («Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment», что в переводе означает: модульная объектно-ориентированная динамическая
среда обучения) появилась в США в 2002 году и на сегодняшний день имеет около десятка модификаций, которые активно внедряются в российских вузах. Данной системой широко пользуются во всем мире, она имеет около 60 тыс. инсталляций, переведена на десятки языков.
Саму систему можно свободно скачать на официальном сайте: http://moodle.org/. Инструкцию по работе с системой можно найти по адресу: Moodle. Краткий курс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.URL:http://moodle-fk.blogspot.ru/. Кроме того, есть возможность познакомиться с курсом по педагогике в рамках данной системы по адресу URL: http://docs.moodle. org/21/en/Pedagogy, правда на английском языке [6].
Нами изучены некоторые работы учёных и практиков по данной системе. А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко (2008) [7], в своем пособии представляют возможности данной платформы, снабжают педагогов методическими рекомендациями создания своего курса, учат работать с различными компонентами системы (деятельностные компоненты «Лекция», «Задание», «Форум» и др.), раскрывают другие электронные технологии в учебном процессе. А.М. Анисимов (2009) [8], предлагает свою версию учебного пособия по работе в системе дистанционного обучения с использованием системы MOODLE. А.В. Белозу-бов и Д.Г. Николаев [9] в своём учебно-методическом пособии рассматривают пакет Moodle в качестве системы управления дистанционным образованием, специально разработанной для создания и использования в дистанционном обучении различных опНпе-курсов. А.Х. Гильмутдинов, РА. Ибрагимов и И.В. Ци-вильский (2008) [10] представляют свое видение электронного образования в системе MOODLE, авторы раскрывают некоторые понятия, необходимые для работы - «ресурсы курса», «элементы курса».
Интересной является, на наш взгляд, методическая разработка В.И. Швецовой, Е.В. Малкиной, Е.И. Марковой (2011) [11], в которой раскрываются возможности системы MOODLE для создания и использования электронных учебников и учебных материалов в образовательном процессе. В.Ф. Шевчук, А.Н. Исаев, Н.О. Герасимова (2012) [12, с. 39-42] описывают дидактическое сопровождение учебного процесса в системе MOODLE. Авторы раскрывают причины выбора данной системы в российском образовании: 1) она является бесплатной, имеет открытый доступ; 2) она русифицирована; 3) относительно проста в использова-
нии; 4) весьма вариативна, что важно для российской системы профессионального образования, т.к. есть возможность создания в ней авторских курсов, систем оценивания и т. д.
Приведём в качестве примера разработанный нами в системе MOODLE курс «Котельные установки и парогенераторы», который изучается студентами 4 курса основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника» профиля «Промышленная теплоэнергетика». Изучение данной дисциплины способствует приобретению студентами знаний об общих закономерностях физико-химических процессов в поверхностях нагрева паровых и водогрейных котлах, навыков выполнения их теплового расчёта, организации эффективного сжигания топлива в различных топочных установках, составления материальных, энергетических балансов, организации рационального тепловосприятия и надежного движения рабочих веществ в элементах котлов, проведения тепловых, аэродинамических и гидравлических испытаний котельной установки.
Верхний блок электронного курса содержит общую информацию о дисциплине и электронном курсе. Перед началом обучения следует ознакомиться с этими документами (рисунок 1).
В метаданных и информации о курсе указывается направление обучения, название дисциплины, количество часов и кредитов на её изучение, форма контроля, а также указывается, что дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к следующим видам деятельности:
- расчётно-проектной и проектно-конструкторской деятельности в области создания теплоэнергетического оборудова-
Метаданные курса Информация о курсе Инструкция по работе с курсом
Рис.1.Титульнаястраницакурса«Котельныеустановкиипарогенераторы»
МОДУЛЬ 1. Тракты котельных установок. Шлакозолоудаление. Защита окружающей среды
J Информация о модуле 1. Тракты котельных установок. Шлакозолоудаление. Защита окружающей среды
Календарный рейтинг-план модуля 1. Тракты котельных установок. Шлакозолоудаление. Защита окружающей среды
Учебные материалы
Раздел 1
Ч Раздел 2
% Раздел 3
Методические указания по выполнению курсового проекта
Банк технических заданий на курсовой проект для группы 5БЗБ
Ъ РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОПЛИВ, ОБЪЕМОВ И ЭНТАЛЬПИЙ ВОЗДУХА И ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ
'И ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ТОПОЧНОЙ КАМЕРЫ * ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
Рис. 2. Первый фрагмент модуля курса «Котельные установки и парогенераторы»
ния с использованием современных технологий высокоэффективного преабразования тепловойэнергиивдругие виды;
- производственно-технологической деятельности в области нкеплеатации повремепного высоковффективндготеплоэ-нергетического оборудования с соблюдением требований защи-тыаирпаиощееиредыибвеоноснисти преизводства;
- научно-исследовательской деятельности, связанной с вы6одом, оетипезецией лысокоэффекаивеых методов и оборудования для преобразования теплоты в другие виды энергии;
- монтажу иаладое^^л^ив^н^иои^с^пон^наи т^г^д^ои нергетического оборудования;
а иатиатоятеовнпмииеуигни ю 1даи^пиыю^(^во1еиаифе(^-сиональных знаний и умений, непрерывному профессионально-мо салесовершеосдвован вю.
В инструкции по работе с курсом даётся информация о со-даржанииипоеядке изучениаопаитежуоочаойатаестабюи пы данной дисциплине.
Далеекурс ризбиина Т модвля в вооивенстеаис ^^^ид^^й программой. Каждый модуль содержит информацию о содержании модуля, указывает, на что необходимо обратить внимание при его издчееди; килендарпы!й [^^¿^тдп^^г^л^и вод^Я0 которыд отображает время и даты выполнения практических работ; учеб-ныи митдоиалы, cпмepжaдипавoиаиическую часть модуля; мено-дические указания, включающие учебно-методические материа-
лы для выполнения практических заданий и курсового проекта (например, методические указания «Расчёт элементного состава и теплотехнических характеристик топлив, объемов и энтальпий воздуха и продуктов сгорания», «Тепловой расчет топочной камеры» и др.) (рисунок 2).
Далее следует медиатека с видео-материалами по тематике модуля (например, ролики «Котельные установки», «Пароводяной тракт», «Работа ТЭС», «Паровой котёл с естественной циркуляцией» и др.); практические задания, которые необходимо выполнить при изучении данного модуля (например, задание №1 «Проведение теплового поверочного расчета конвективного пароперегревателя», задание №2 «Проведение теплового поверочного расчета водяного экономайзера» и тест текущей аттестации по модулю «Тракты котельных установок. Шлакозолоудаление. Защита окружающей среды», состоящий из 10 вопросов); вопросы для самоконтроля в виде тестов для самопроверки (например, тесты «Тракты котельных установок», «Определение коэффициента избытка воздуха за топкой», «Классификация и марки энергетических топлив», «Элементный состав энергетического топлива», «Элементы и узлы котельных установок», «Составляющие теплового баланса котельного агрегата» и др., тесты содержат в себе от 5 до 10 вопросов); основную нормативно-техническую литературу по модулю, дополнительные материалы и полезные ссылки (рисунок 3).
Медиатека
Фильм "Котельные установки" (00:16:16) Фильм "Пароводяной тракт" (00:19:19) ^ Фильм "Работа ТЭС" (00:06:01)
^ Фильм "ТЭС" из сериала "Как работают машины" (00:08:04)
Практические задания на оценку
^^ Задание №1 "Проведение теплового поверочного расчета конвективного пароперегревателя"
. Задание №2 "Проведение теплового поверочного расчета водяного экономайзера"
Тест текущей аттестации по модулю 1. Тракты котельных установок. Шлакозолоудаление. Защита окружающей среды
Вопросы для самоконтроля
^ Тест "Тракты котельных установок"
Тест "Определение коэффициента избытка воздуха за топкой" Тест "Классификация и марки энергетических топлив" Тест "Элементный состав энергетического топлива"
Рис. З.Рторой фрагмент модуля курса «Котельныеустансвки и парогенераторы»
Практика использования платформы MOODLE показала, что данная система отличается богатством функционала, гибкостью, надёжностью и простотой использования, имеет возможность интеграции с другими информационными системами, устанавливать новые модули, дополняться новыми функциями.
Библиографическийсписок
Использование системы MOODLE при изучении данной дисциплины студентами Томского политехнического университета показало не только повышение качества усвоения материала по курсу, но и значительное развитие их пользовательской активно-стивобразовательномпроцессе.
3.
4.
9.
10. 11.
Абсалихов РР., Кривых С.В. Система дидактического сопровождения развития информационной активности студентов вуза. Мир науки,культуры,образования. 2016;2(57):138-140.
Ефимова Г.З., Губин А.В. Информационная активность субъектов инновационной деятельности и анализ мер стимулирования инновационного развития региона (на примере Тюменской области). Вестник Тюменского государственного университета. 2013; 8: 48 - 56.
Дукин Р.А., Фадеева И.М. Информационная активность региона в медиапространстве. Региональнаяregionology. 2015; 3. Ершова И.А. Информационная активность власти в период выборов (на примере Томской области): Автореферат диссертации ... кандидата политических наук. Екатеринбург, 2007.
Хаустов С.А., Папян В.В., Моисеенко М.А., Буваков К.В. Разработка электронного ресурса для обучения студентов специальности «Котло- и реакторостроение» тепловому расчету котлов. Теплофизические основы энергетических технологий: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Томск: ТПУ, 2010: 338 - 343.
Pedagogy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. Available at: http://docs.moodle.org/21/en/Pedagogy Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием MOODLE. Таганрог: Издательство ТТИЮФУ, 2008.
Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE: учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. Харьков: ХНАГХ, 2009.
Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2007. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов РА., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе MOODLE. Казань: КГУ, 2008. Швецов В.И., Малкина Е.В., Маркова Е.И. Использование программной системы Moodle для создания электронныхучебно-мето-дическихматериалов: методическая разработка для преподавателей. Нижний Новгород, 2011.
Шевчук В.Ф., Исаев А.Н., Герасимова Н.О. Дидактическое сопровождение учебного процесса технического вуза в системе MOODLE. Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2012; 4-1(55): 39 - 42.
References
1. Absalihov R.R., Krivyh S.V. Sistema didakticheskogo soprovozhdeniya razvitiya informacionnoj aktivnosti studentov vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2(57): 138 - 140.
2. Efimova G.Z., Gubin A.V. Informacionnaya aktivnost' sub'ektov innovacionnoj deyatel'nosti i analiz mer stimulirovaniya innovacionnogo razvitiya regiona (na primere Tyumenskoj oblasti). Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 8: 48 - 56.
3. Dukin R.A., Fadeeva I.M. Informacionnaya aktivnost' regiona v mediaprostranstve. Regional'naya regionology. 2015; 3.
4. Ershova I.A. Informacionnaya aktivnost' vlasti vperiod vyborov(na primere Tomskoj oblasti): Avtoreferat dissertacii ... kandidata politicheskih nauk. Ekaterinburg, 2007.
5. Haustov S.A., Papyan V.V., Moiseenko M.A., Buvakov K.V. Razrabotka 'elektronnogo resursa dlya obucheniya studentov special'nosti «Kotlo-i reaktorostroenie» teplovomu raschetu kotlov. Teplofizicheskie osnovy 'energeticheskih tehnologij: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: TPU, 2010: 338 - 343.
6. Pedagogy of Moodle, Moodle: open-source community-based tools for learning. 2011. Available at: http://docs.moodle.org/21/en/Pedagogy
7. Andreev A.V., Andreeva S.V., Docenko I.B. Praktika 'elektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem MOODLE. Taganrog: Izdatel'stvo TTI YuFU, 2008.
8. Anisimov A.M. Rabota vsisteme distancionnogo obucheniya MOODLE: uchebnoe posobie. 2-e izd. ispr. i dopoln. Har'kov: HNAGH, 2009.
9. Belozubov A.V., Nikolaev D.G. Sistema distancionnogo obucheniya Moodle: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2007.
10. Gil'mutdinov A.H., Ibragimov R.A., Civil'skij I.V. 'Elektronnoe obrazovanie na platforme MOODLE. Kazan': KGU, 2008.
11. Shvecov V.I., Malkina E.V., Markova E.I. Ispol'zovanie programmnoj sistemy Moodle dlya sozdaniya 'elektronnyh uchebno-metodicheskih materialov: metodicheskaya razrabotka dlya prepodavatelej. Nizhnij Novgorod, 2011.
12. Shevchuk V.F., Isaev A.N., Gerasimova N.O. Didakticheskoe soprovozhdenie uchebnogo processa tehnicheskogo vuza v sisteme MOODLE. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina». 2012; 4-1(55): 39 - 42.
Статья поступила в редакцию 29.09.16
УДК 376
Radevskaya N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolny Institute of the Russian Academy of Education
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Gomov D.G., Colonel of Police, Chief of Police of UMVD of Russia, Vasileostrovsky District of St. Petersburg (St. Petersburg,
Russia), E-mail: [email protected]
ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS. The authors of the article define special requirements for police officer in Russia, due to the current economic and political situation in the country and in the world. Among the reasons for special attitude to the training of the police staff external aggression, conflicts at the borders of the country, activities of gang bands, intensified crime in the country are emphasized. The authors perform an analysis of typical errors of the police in service and combat activities. The article reveals the importance of additional professional education for police officers. The paper also describes a statutory framework for the training of the police in the system of additional professional education. The research shows what the main tasks of the modern additional professional education of police officers are.
Key words: police, police training, system of additional professional education.
Н.С. Радевская, канд. пед. наук, доц., проректор по международной деятельности и маретингу, АНО ВО «Смольный
институт Российской академии образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Д.Г. Гомов, полковник полиции, начальник полиции УМВД России по Василеостровскому району г. Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Авторы отмечают в статье особые требования к сотруднику полиции в России, что обусловлено сложившейся экономической и общественно-политической обстановкой в стране и в мире. Среди причин особого отношения в подготовке полицейского подчёркивается внешняя агрессия, конфликтные ситуации у границ государства, деятельность банд-формирований, активизация преступности внутри страны. Авторами даётся анализ типичных ошибок полицейских подразделений в служеб-но-боевой деятельности. В статье раскрывается значимость дополнительного профессионального образования для сотрудников полиции. Описана нормативно-правовая база подготовки полицейского в системе дополнительного профессионального образования. Определены основные задачи дополнительного профессионального образования сотрудников полиции.
Ключевые слова: сотрудники полиции, подготовка полицейских, система дополнительного профессионального образования.
На современном этапе развития Российским государством предъявляются особые требования в обеспечении правопорядка на всей территории страны, к деятельности полицейских, а также к подготовке к этой деятельности, что обусловливается сложившейся экономической и общественно-политической обстановкой в стране и за рубежом, требующей адекватной реакции на происходящие события. Наличие внешней агрессии, деятельности банд-формирований, конфликтных ситуаций у границ государства, активизации преступности указывает на необходимость реформ в стране, в том числе в сфере подготовки кадров для полиции.
В сложившихся условиях необходим поиск рациональной организации по определению и выполнению задач подразделениями полиции России в служебно-боевой деятельности. Несмотря на значительные успехи, достигнутые органами внутренних дел в период реорганизации, направленной на повышение профессионального мастерства офицерского состава, ответственности
наблюдается значительное число просчетов и ошибок в управленческих решениях, что особенно просматривается со стороны младшего офицерского состава недавно закончившего вузы.
Анализ соответствующей литературы [1] позволил выявить типичные ошибки полицейских подразделений:
1) при уяснении задач, которые ставит вышестоящий командир;
2) в оценке обстановки, условий, в которых приходится выполнять задание;
3) в расчёте времени на выполнение задания, своих сил и средств, в процессе служебно-боевых действий;
4) в культуре работы с рабочей картой, документами командира, выяснения обстановки на местности;
5) в планировании действий в районе выполнения служеб-но-боевых задач и принятия рационального решения и т. д.
Проведённые исследования показывают, что развитие слу-жебно-боевых компетенции у полицейских зависит в значитель-