Научная статья на тему 'Социокультурное партнёрство школы и театра в рамках культурно-образовательного проекта'

Социокультурное партнёрство школы и театра в рамках культурно-образовательного проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SOCIO-CULTURAL COOPERATION / ТЕАТР / THEATER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / TEENS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ARTISTIC PICTURE OF THE WORLD / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойкова О.А.

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день возможности построения социокультурного взаимодействия школы и театра на современном этапе развития образования. Выделяются и описываются характерные особенности партнёрских отношений театра и школы в России. Анализируются результаты современных театральных образовательных проектов зарубежных коллег. Обосновывается мысль о том, что сегодня появляются примеры разнообразного, вариативного, демократически со-организованного опыта партнёрских отношений между школой и различными социокультурными институтами, но отсутствует научный подход для выявления и создания условий эффективной современной модели взаимодействия театра и школы посредством совместной проектной деятельности. Это позволяет актуализировать проблему социокультурного партнёрства театра и школы и открывает новые перспективы для дальнейшего её рассмотрения в научной исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP OF THE SCHOOL AND THEATRE WITHIN THE CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT

The article deals with a topical issue of a possibility of building socio-cultural interaction between a school and a theater at the present stage of development of education. the author distinguishes and describes characteristics of partnership of theater and school in Russia. The researcher analyses results of today's educational theater projects of foreign colleagues. It substantiates the idea that today there are various examples, variability, with a democratically-organized experience of partnerships between the school and various social and cultural institutions, but there is no scientific approach to identify and create conditions for an effective modern model of interaction of theaters and schools through the joint project activities. This makes it possible to actualize the issue of socio-cultural theater-school partnership and to open new prospects for its further consideration in scientific research work.

Текст научной работы на тему «Социокультурное партнёрство школы и театра в рамках культурно-образовательного проекта»

• Способы конструктивного взаимодействия с детьми и подростками.

• Как предупредить компьютерную зависимость у ребёнка.

• Что надо знать родителям о вреде компьютерной игровой зависимости.

Как показывает опыт, работу с родителями учащихся можно осуществлять как в условиях общеобразовательной школы, так

Библиографический список

и учреждений дополнительного образования школьников - дворцов детского творчества, детских клубов, а так же на базе реабилитационных центров для детей, страдающих зависимостью. Тем самым успешная профилактика и лечение игровой компьютерной зависимости детей дают эффект лишь при согласованных действиях со стороны родителей, педагогов, социальных педагогов, психологов в этой непростой ситуации, в которую попадает всё больше детей и подростков.

1. Прокурова С.В. Компьютерная и игровая зависимость и профилактическая деятельность по её преодолению. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-2.

2. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2003.

3. Решетникова О. Зависимость от компьютера. Школьный психолог. 2006; 19.

4. Степанова М.Ш. Детская болезнь. Школьный психолог. 2004; 17.

References

1. Prokurova S.V. Komp'yuternaya i igrovaya zavisimost' i profilakticheskaya deyatel'nost' po ee preodoleniyu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2-2.

2. Evstigneeva Yu.M. Psihologicheskie osobennostiobrascheniya kkomp'yuternym igram vpodrostkovom vozraste. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2003.

3. Reshetnikova O. Zavisimost' ot komp'yutera. Shkol'nyjpsiholog. 2006; 19.

4. Stepanova M.Sh. Detskaya bolezn'. Shkol'nyj psiholog. 2004; 17.

Статья поступила в редакцию 10.09.16

УДК 37.01

Boikova O.A., postgraduate, Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia),

E-mail: olga010281@yandex.ru

SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP OF THE SCHOOL AND THEATRE WITHIN THE CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT.

The article deals with a topical issue of a possibility of building socio-cultural interaction between a school and a theater at the present stage of development of education. the author distinguishes and describes characteristics of partnership of theater and school in Russia. The researcher analyses results of today's educational theater projects of foreign colleagues. It substantiates the idea that today there are various examples, variability, with a democratically-organized experience of partnerships between the school and various social and cultural institutions, but there is no scientific approach to identify and create conditions for an effective modern model of interaction of theaters and schools through the joint project activities. This makes it possible to actualize the issue of socio-cultural theater-school partnership and to open new prospects for its further consideration in scientific research work.

Key words: socio-cultural cooperation, theater, educational space, teens, artistic picture of the world.

О.А. Войкова, аспирант каф. социального образования, ГБУДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования», г. Санкт-Петербург, Е-mail: olga010281@yandex.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛЫ И ТЕАТРА В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день возможности построения социокультурного взаимодействия школы и театра на современном этапе развития образования. Выделяются и описываются характерные особенности партнёрских отношений театра и школы в России. Анализируются результаты современных театральных образовательных проектов зарубежных коллег. Обосновывается мысль о том, что сегодня появляются примеры разнообразного, вариативного, демократически со-организованного опыта партнёрских отношений между школой и различными социокультурными институтами, но отсутствует научный подход для выявления и создания условий эффективной современной модели взаимодействия театра и школы посредством совместной проектной деятельности. Это позволяет актуализировать проблему социокультурного партнёрства театра и школы и открывает новые перспективы для дальнейшего её рассмотрения в научной исследовательской работе.

Ключевые слова: социокультурное сотрудничество, театр, образовательное пространство, подросток, художественная картина мира.

Одно из важных направлений деятельности современной общеобразовательной школы - расширение образовательного пространства. В современных условиях дополнительные возможности для этого, кроме прочих, создаёт объединение усилий образовательного учреждения с другими социокультурными институтами. Привлечение их в качестве партнёров позволяет преодолеть «воспитательную изоляцию» образовательного учреждения. Школа, как социокультурный институт, согласно определению данному М. Надорфом: «должна регулировать взаимодействие людей, объединённых ради совместного исполнения ими той или иной социально значимой функции» [1]. Возможность партнёрских отношений выводит на принципиально новый уровень качества образования, поскольку даёт значительный учебно-воспитательный потенциал. Партнёрские отношения, строящиеся по гуманистическо-культурологической модели, предполагают равноправный диалог и взаимную заинтересо-

ванность при совместной деятельности, направленной на достижение общей цели. Привлечение социокультурных партнёров приводит к изменениям в деятельности самого образовательного учреждения посредством формирования новой практики организации образовательного процесса с учетом отечественного и мирового опыта, исходя из конкретных потребностей социума, родителей, самих обучающихся [2]. В результате социального партнёрства у обучающихся формируется социокультурная компетентность и опыт участия в деятельности на творческом уровне. Следствием этого является социокультурная потребность [3]. Актуальность создания модели партнёрского взаимодействия общеобразовательной школы с другими социокультурными институтами обоснована запросом общества. Педагогическое сообщество ведет интенсивные поиски для инновационных решений этой задачи. Некоторые исследователи отмечают, что иногда потенциал необразовательных социокультурных партнёров по

воспитательному эффекту и возможностям может превосходить школьный [4]. Практика социокультурного партнёрства достаточно распространена в мире и поддерживается на уровне государственных грантов и субсидий. Наиболее ярким таким примером служит проекты TUSCH в Германии и C:NTACT в Дании [5]. В России социальное партнёрство чаще всего ведется по традиционным сценариям.

Театр на протяжении многих столетий присутствовал в школе. Школьная драма возникла в западной Европе в конце XV века как средство для практического усвоения образцовой латинской речи посредством разучивания, декламирования и разыгрывания римских комедий. Позже римские комедии сменялись самостоятельными драматическими произведениями. Уже в те времена было осознано воспитательное значение школьной драмы, а главной целью, ради которой устраивались спектакли, была цель назидательная.

Школьно-церковный театр распространился по всей территории русского государства, придя к нам из Польши. По примеру польских иезуитских коллегий подобные школы основывались и у нас. Большинство исследователей склонны считать, что возникновение театров в России было вызвано с развитием именно «школьного дела». В середине XVIII века организуется школьный театр в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе. На его сцене были поставлены первые трагедии и комедии Сумарокова. С начала 1750 года по распоряжению императрицы Елизаветы, которая была весьма увлечена представлениями этого театра, кадеты начинают исполнять пьесы Сумарокова при дворе.

Следует отметить, что уже в XVII-XVIII вв. лучшая часть педагогов признавала за театром большую общеобразовательную, культурную воспитательную роль. В системе культуры XVII-XVIII вв. школьный театр занимал двойственное положение. Он был не только явлением искусства, но и развернутым педагогическим приемом, который облегчал обязательное в школьной практике запоминание изречений древних авторов.

В 1918 году Театральный отдел Наркомпроса открыл краткосрочные курсы по руководству детскими театрами, слушателями которых были в основном педагоги. Театр изначально был задуман и возник в постреволюционной России как педагогический, тесно связанный со школой.

Нам представляется интересным рассмотреть современное взаимодействие школы и театра. Театр - часть культуры, которая обладает огромным потенциалом для развития и воспитания человека. Его влияние на формирование картины мира, становление ценностных отношений молодого человека переоценить трудно. Поле взаимодействия театра и образования довольно широкое. Модели реальной жизни, воплощенные театральным искусством, отражают социокультурную действительность, являются составляющей образования [6]. При организации целостного образовательного пространства, как культурной модели мира, театр служит универсальным педагогическим средством. Взаимодействие с театром предоставляет возможность непосредственного освоения нового культурного пространства и активного проявления школьниками себя в процессе участия в совместных проектах. Сотворчество театральных деятелей, педагогов и учащихся в рамках совместных проектов сможет способствовать интериоризации ценностей обучающимися и структурировать их в систему.

Отечественные театры уделяют незначительное внимание возможностям выстраивания нетрадиционного взаимодействия с молодёжью. Однако такой опыт имеется. Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова начал активно вести со школьниками диалог в совместный проектах «Международной режиссерской лаборатории ТПАМ-2014», «Новые люди» и др. На современном этапе развития образования педагоги имеют возможность «взращивать» каждую детскую душу, используя театр как партнёра. Это позволят обучать в режиме реальных ситуаций, прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми, повышать уровень художественной картины мира и многие другие актуальные задачи современного образования.

В России возможности привлечения театра в воспитательный процесс обсуждается на высоком уровне. На заседании Совета по культуре в г. Пскове 3 февраля 2014 года В.В. Путин отметил, что надо воспитывать новое поколение зрителей, с хорошим художественным вкусом. Следует отметить, что попытки такого партнёрства в России предпринимаются. Просветительский отдел Санкт-Петербургского Большого драматического театра им Г.А. Товстоногова с 2014 года ведёт целенаправленную работу по взаимодействию специалистов в области театра с педагогами

и школьниками Санкт-Петербурга. На базе театра открыта Педагогическая лаборатория. В Санкт-Петербургской академии постдипломного образования педагогических работников режиссер и актер театра Б.Д. Павлович создал курс для преподавателей образовательных учреждений города. С 2014 года активно ведется работа с учащимися в различных проектах, в рамках которых проводится исследование по выявлению условий эффективности социокультурного партнёрства театра и школы.

В г. Кирове предприняты попытки объединить театр и школу для вовлечения школьников в социально-общественную жизнь российского общества. Значительное число выпускников школ стремиться уехать из провинциальных городов в мегаполисы. Понять мотивы этого факта было одной из целей школьно-театрального проекта. Проект имел строгую последовательность и несколько этапов. Конкурс на лучшее сочинение старшеклассников «Я (не) уеду из Кирова» с регулярной публикацией лучших отрывков в городской бесплатной газете организован на первом этапе. Грант губернатора позволил организовать в рамках этого молодежного проекта занятия с подростками по озвучиванию на сцене наиболее ярких мыслей на тему выбора дальнейшего жизненного пути. Так спектакль в результате партнёрства трансформировался факт переживания непосредственного жизненного опыта подростков.

В 2014 году на базе четырёх школ Невского района команда актеров Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова провела международную режиссерскую лабораторию по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Творческая интерактивная акция состоялась непосредственно в школьном пространстве. Театральный квест получил высокие оценки педагогического сообщества и юношества.

В результате годового сотрудничества нескольких образовательных учреждений с театром состоялась премьера исследовательского проекта с участием школьников «Новые люди», которая с успехом прошла на малой сцене театра в 2015 году.

Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева в 2014 году совместно с каналом «Санкт-Петербург» запустили театрально-телевизионный проект «Герой нашего времени», где школьники города принимают участие в обсуждении актуальных проблем современного общества совместно с ведущими актерами и режиссерами страны.

Наибольший интерес в русле нашего исследования представляет работа Санкт-Петербургского Мариинского театра. «Театральный урок в Мариинском» охватил всех обучающихся десятых классов города, которые самостоятельно выполняли макет спектакля. Дальнейшее сотрудничество театра со школами города продолжается в формате проекта «Звуки перемены» с участием немецких молодых музыкантов. Проект стартовал в 2010 году и зарекомендовал себя как один из наиболее важных и инновационных проектов культурной жизни Германии, распахнув двери в профессиональную жизнь молодым инструменталистам по специальностям «скрипка», «виолончель» и «фортепиано». В России в проекте принимают участие четыре группы инициативных школьников 6 - 10 классов из Московского, Невского и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга. Каждой команде юных менеджеров предлагается организовать дневной про-мо-концерт «своего» солиста - инструменталиста в школе, и выступить в качестве его пресс-атташе, конферансье, администратора и режиссера концерта.

Сегодня школа ориентирована на подготовку человека к динамичным социокультурным изменениям. И научное сообщество, отчаянно пытается искоренить из школы «сухой» язык аксиом и правил, посредством которого у ребёнка формируется лишь фрагментарная научная картина мира. Что, несомненно, приводит ребёнка к ограниченности во всем: мыслях, поступках, стремлениях, и как результат, слабо выраженной художественной картины мира.

По-нашему мнению, взаимодействие театра и школы как социокультурных институтов, может быть управляемым процессом, с помощью которого можно наиболее эффективно решить те или иные педагогические и общественные задачи.

Проанализированные источники позволяют сделать вывод, что театр, как социокультурный институт всегда находится в тесном взаимодействии с образованием, где театр как никто другой «формирует культурное сознание» человека.

Практика свидетельствует о том, что сегодня повсеместно появляются примеры разнообразного, вариативного, демократически со-организованного опыта партнёрских отношений между

школой и различными социокультурными институтами. Но отсутствует научный подход для создания и выявления условий или эффективной современной модели взаимодействия театра и

Библиографический список

школы посредством совместной проектной деятельности, позволил актуализировать проблему для дальнейшего рассмотрения ее в научной исследовательской работе.

1. Надорф М. Культура массовых цивилизаций. Учебный курс. Глава 4. Available at: https://marknaydorftexts/mass-culture

2. Протасов В.В. Педагогические условия повышения качества подготовки специалистов на основе социального партнёрства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2002.

3. Медова Ю.В. Педагогические возможности социального партнёрства в воспитании сельских школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калуга, 2005.

4. Якушкина М.С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного потенциала. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.

5. Erik Svendsen. Et teatershowroom. Institut for Kultur og Identitet. Roskilde Universitetscenter, 2008: 159.

6. Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2009.

References

1. Nadorf M. Kul'tura massovyh civilizacij. Uchebnyjkurs. Glava 4. Available at: https://marknaydorftexts/mass-culture

2. Protasov V.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kachestva podgotovki specialistov na osnove social'nogo partnerstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2002.

3. Medova Yu.V. Pedagogicheskie vozmozhnosti social'nogo partnerstva v vospitanii sel'skih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaluga, 2005.

4. Yakushkina M.S. Vzaimodejstvie sociokul'turnyh institutov kak faktor razvitiya vospitatel'nogo potencíala. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

5. Erik Svendsen. Et teatershowroom. Institut for Kultur og Identitet. Roskilde Universitetscenter, 2008: 159.

6. Polyakova T.N. Teatr ipedagogicheskoe obrazovanie: razvitie tvorcheskoj lichnosti. Sankt-Peterburg: SPbAPPO, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.09.16

УДК 378

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: krivih71@yandex.ru

Buvakov K.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russia),

E-mail: buvakov@tpu.ru

THE DEVELOPMENT OF USERS' ACTIVITY OF STUDENTS BY MEANS OF E-RESOURCES IN MOODLE. The article reveals a problem of development of activity of students by means of e-resources in MOODLE. The authors present a review of theoretical works, which reveal a concept of "users' activity" that describes the teaching management of the MOODLE system ("Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment") as a platform for e-learning and knowledge control. This platform is clear in functioning, flexible, reliable and simple to be operated by users. It gives an opportunity to integrate with other information systems, to install new modules, enhanced with new features. An example of e-course named as "Boilers and Steam Generators" on the MOODLE platform, developed by the researchers is presented. The authors describe how this e-course is implemented into work with students at Tomsk Polytechnic University. Drawings illustrate the structure and contents of the proposed course.

Key words: educational process, electronic course, MOODLE teaching management system.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: krivih71@yandex.ru

К.В. Буваков, канд. техн. наук, доц., Томский политехнический университет, г. Томск, E-mail: buvakov@tpu.ru

РАЗВИТИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА В СИСТЕМЕ MOODLE

В статье раскрывается проблема развития пользовательской активности студентов с помощью средств электронного ресурса в системе MOODLE. Авторы приводят обзор теоретических работ, раскрывающих понятие «пользовательская активность», описывающих систему управления обучением MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) в качестве платформы для организации электронного обучения и контроля знаний. Данная платформа отличается богатством функционала, гибкостью, надёжностью и простотой использования, имеет возможность интеграции с другими информационными системами, устанавливать новые модули, дополняться новыми функциями. Приводится пример электронного курса «Котельные установки и парогенераторы» на платформе MOODLE, разработанного авторами и реализуемого в Томском политехническом университете. Наглядные рисунки иллюстрируют структуру и содержание предлагаемого курса.

Ключевые слова: образовательный процесс, электронный курс, система управления обучением MOODLE.

Сегодня появляется всё больше работ, посвящённых формированию пользовательской (информационной) активности студентов (РР Абсалихов, С.В. Кривых [1]; А.В. Губин, Г.З. Ефимова [2]; РА. Дукин, И.М. Фадеева [3]; И.А. Ершова [4], С.А. Ха-устов, В.В. Папян, М.А. Моисеенко, К.В. Буваков [5] и другие). В статье мы остановимся на системах управления обучением типа MOODLE, рассматриваемых как платформа для организации электронного обучения и контроля знаний и являющихся дидактическим сопровождением развития пользовательской активности субъектов образования. Система MOODLE («Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment», что в переводе означает: модульная объектно-ориентированная динамическая

среда обучения) появилась в США в 2002 году и на сегодняшний день имеет около десятка модификаций, которые активно внедряются в российских вузах. Данной системой широко пользуются во всем мире, она имеет около 60 тыс. инсталляций, переведена на десятки языков.

Саму систему можно свободно скачать на официальном сайте: http://moodle.org/. Инструкцию по работе с системой можно найти по адресу: Moodle. Краткий курс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.URL:http://moodle-fk.blogspot.ru/. Кроме того, есть возможность познакомиться с курсом по педагогике в рамках данной системы по адресу URL: http://docs.moodle. org/21/en/Pedagogy, правда на английском языке [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.