Научная статья на тему 'О возможностях Всероссийской олимпиады школьников по праву в правовом воспитании школьников'

О возможностях Всероссийской олимпиады школьников по праву в правовом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОLYMPIAD / ПРАВО / LAW / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / SELF-READINESS OF A PERSON / ОЛИМПИАДА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В статье на основе анализа научной и учебно-методической литературы, обоснована актуальность проблемы правового воспитания подрастающего поколения, в условиях системы образования. В ней охарактеризованы особенности формирования правового сознания и правовой культуры современной молодёжи в условиях становления и развития гражданского общества и правового государства; выявлены возможности Всероссийской олимпиады школьников по праву в правовом образовании учащихся. Автор делает вывод о том, что участие в олимпиаде залог успехов в изучении права. Эти знания пригодятся независимо от того, какую профессию выберет школьник для своей взрослой жизни. Чем лучше школьники будут знать свои права и обязанности, тем лучше будут складываться отношения с другими людьми, и тем увереннее они будут чувствовать себя в достаточно сложных условиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT POSSIBILITIES OF ALL-RUSSIAN OLYMPIADS ON LAW AMONG SCHOOLCHILDREN IN THEIR LEGAL EDUCAT

In the article, based on the analysis of scientific and educational methodical literature, the urgency of the problem of legal education of the younger generation, in the conditions of the education system, is substantiated. It describes the features of the formation of legal consciousness and legal culture of modern youth, in the conditions of the formation and development of civil society and the rule of law; the possibilities of the All-Russian Olympiad of schoolchildren on the right in the legal education of students are revealed. The author concludes that participation in the Olympics is a guarantee of success in the study of law. This knowledge will be useful no matter what profession you choose for their adult lives. The better students will know their rights and responsibilities, the better the relationship will be stored with other people and the more confident you'll feel in quite difficult conditions of modern society.

Текст научной работы на тему «О возможностях Всероссийской олимпиады школьников по праву в правовом воспитании школьников»

ности инновационной деятельности не составляет полностью самостоятельной процедуры, он входит в более широкий контекст инновационных процессов. Анализ имеющихся подходов к диагностике внедрения новшеств позволяет выделить следующие основные задачи: прогноз успешности намечаемого нововведения в целом, его отдельных этапов; выявление недочётов как в самом новшестве, так и в организации его внедрения с целью его последующей доработки; сопоставление новшества с другими новациями, выбор наиболее эффективного из них, уточнение его значимости и разработанности; проверка степени успешности внедрения новшества; оценка инновативной способности организации, в которой это новшество будет внедряться [1].

Все методы диагностики нововведений можно разбить на две группы: первая группа - методы, направленные на получение знаний о нововведении; вторая группа - методы, направленные на оценку организационной среды инновационного процесса. Все же традиционные методы подчиняются логике диагноза инноваций.

Основные теоретические положения о сущности инновационных процессов [2 - 3] определяют и направления диагностики их исследования. Во-первых, представление о нововведении как о процессе, включающем стандартизированный набор этапов. В зависимости от того, на чем центрируется исследователь, формируются два представления этого процесса. В одном случае его сущность видится в логике принятия решений, в другом -в основание процесса кладется жизненный цикл нововведения и рассматривается последовательность его фаз и стадий. В диагностическом плане это означает, что исследователь должен четко определить, на каком этапе находится нововведение и по отношению к каким этапам стоит задача диагноза [4].

Во-вторых, нововведение можно рассматривать как специфический возникающий и развивающийся процесс, противостоящий традиционным процессам. В соответствии с этим разводятся такие предметы диагностики, как собственно инновационный процесс.

Диагностика инновационной деятельности педагога осуществляется в три этапа:

1) до реализации новшества (включает в себя констатацию проблем профессиональной готовности, носит преимущественно аналитический характер);

2) во время осуществления инновационной деятельности (имеет конструктивно-преобразующий характер и связан с оперативной доработкой, переструктурированием программы педагогического эксперимента и соответственно деятельности учителя);

Библиографический список

3) после реализации, внедрения новшества в педагогический процесс (происходит сопоставление целей и полученных результатов уже реализованного новшества).

Достоверная оценка инновационной деятельности учителя возможна только на основе целостного изучения личности и эффективности деятельности главного субъекта этого процесса - педагога. С этой целью проводится анкетирование с инициаторами новшества. В анкету включаются следующие вопросы.

1. В чём содержание новшества: цель, технология, новизна, эффективность по сравнению с другими аналогами?

2. Каковы традиции, история нововведения: является ли оно оригинальным или «переносом» в новые условия ранее имеющейся педагогической идеи; в чем различие условий в этом случае, какие трудности встретились на пути внедрения новшества ранее, были ли другие попытки переноса этой идеи и чем они кончались?

3. Какова организационная структура новшества: кто инициатор, каков уровень его профессионального мастерства, от кого зависит материальное оснащение эксперимента и др.?

4. Какие основные трудности ожидают нововведение: не разработанность отдельных этапов, противодействие новшеству, недостаточная личная заинтересованность руководства, отсутствие материальной базы и др.?

5. Что изменится в ходе внедрения новшества в развитии личности детей, в содержании работы, в профессиональном и личностном росте учителя?

Данная методика позволяет получить следующие результаты: познакомиться с содержательными характеристиками нововведения, выяснить основные затруднения, определить в первом приближении круг заинтересованных лиц.

Анализ особенностей инновационных процессов в школах показал, что большинство учителей работают над собой без ориентации на творческий стиль деятельности, около 45% учителей не знают сущности новых дидактических и воспитательных концепций, их отличий и преимуществ.

Таким образом, при самооценке педагогических умений и навыков в основном фигурируют традиционные показатели: знание своего предмета, умение его преподавать, культура общения, организационные и конструктивные умения, которые остаются основными критериями профессионального мастерства учителя. Все это свидетельствует о том, что необходимо выработать новый взгляд на систему педагогической деятельности современного учителя и методы его диагностики. В этой связи большое значение имеет методика самоанализа инновационной деятельности.

1. Белявская И.Б. Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2010.

2. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1: 48 - 54.

3. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.

4. Гаджиева П.Д. Современные тенденции организации инновационной деятельности педагога. Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 61; № 6: 12 - 13.

References

1. Belyavskaya I.B. Formirovanie gotovnosti uchitelya k innovacionnoj deyatel'nosti v sisteme metodicheskoj raboty shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2010.

2. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; 1: 48 - 54.

3. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.

4. Gadzhieva P.D. Sovremennye tendencii organizacii innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 12 - 13.

Статья поступила в редакцию 25.09.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

ABOUT POSSIBILITIES OF ALL-RUSSIAN OLYMPIADS ON LAW AMONG SCHOOLCHILDREN IN THEIR LEGAL EDUCATION. In the article, based on the analysis of scientific and educational methodical literature, the urgency of the problem of legal education of the younger generation, in the conditions of the education system, is substantiated. It describes the features of the formation of legal consciousness and legal culture of modern youth, in the conditions of the formation and development of civil society and the rule of law; the possibilities of the All-Russian Olympiad of schoolchildren on the right in the legal education of students are revealed. The author concludes that participation in the Olympics is a guarantee of success in the study of law. This knowledge will be useful no matter what profession you choose for their adult lives. The better students will know their rights and responsibilities, the better the relationship will be stored with other people and the more confident you'll feel in quite difficult conditions of modern society.

Key words: оlympiad, law, education, legal culture, self-readiness of a person.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф теории и методики обучения праву Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus @mail.ru

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье на основе анализа научной и учебно-методической литературы, обоснована актуальность проблемы правового воспитания подрастающего поколения, в условиях системы образования. В ней охарактеризованы особенности формирования правового сознания и правовой культуры современной молодёжи в условиях становления и развития гражданского общества и правового государства; выявлены возможности Всероссийской олимпиады школьников по праву в правовом образовании учащихся. Автор делает вывод о том, что участие в олимпиаде - залог успехов в изучении права. Эти знания пригодятся независимо от того, какую профессию выберет школьник для своей взрослой жизни. Чем лучше школьники будут знать свои права и обязанности, тем лучше будут складываться отношения с другими людьми, и тем увереннее они будут чувствовать себя в достаточно сложных условиях современного общества.

Ключевые слова: олимпиада, право, воспитание, правовая культура, самоопределение личности.

В настоящее время в обществе идёт активное обсуждение направления и способов модернизации школьного образования. Вопрос о том, какой должна быть школа, чтобы помочь своим выпускникам освоиться во взрослой жизни, определиться с выбором профессии, найти себя в нашем непростом, сильно изменившимся за последние годы обществе, сегодня волнует каждого. По мнению участников дискуссии, представляющих, как интересы государственной власти, так и отдельных групп и движений, общественных объединений, научно-педагогической кругов к числу важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах относится разработка концептуальных основ и развитие правового образования.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и практический опыт работы, одной из важнейших социально-политических задач современного развития в России является формирование гражданского общества. Процесс этот тесно связан с формированием современной правовой системы в стране, демократическим обновлением законодательства, как правовой основы деятельности гражданского общества, его институтов. Условием успешности осуществляемой правовой реформы, становления полноценного гражданского общества, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством, является формирование массового правосознания, правовой культуры широких масс населения, практики гражданско-правового взаимодействия человека и общественных объединений с государством. Одним из важнейших элементов реформы является формирование правосознания несовершеннолетних и важнейшую роль в этом играет Олимпиада школьников по праву.

Однако на практике в последнее десятилетие явственно обозначилось противоречие между провозглашенными и реализуемыми в ходе правовой реформы принципами и задачами России, как демократического правового государства, и низким уровнем правового сознания и правовой культуры населения, большая часть которого выросла в условиях преобладания политической целесообразности над законом. То, что в странах с длительной правовой традицией возникает как бы естественно, воспитывается самой практикой жизни в социуме, в наших условиях должно быть предметом целенаправленного формирования.

Фактически речь идет о необходимости изменения представлений о праве в массовом сознании, принятии его как механизма обеспечения реализации интересов, способа согласования интересов различных групп граждан. Это ставит особые задачи перед образованием, как институтом трансляции культурных образцов и общественных ценностей. Во-вторых, в условиях неразвитой юридической инфраструктуры, дороговизны юридических услуг значительная часть населения оказывается лишенной возможности реализации конституционного права на защиту своих интересов правовыми способами. Это обуславливает высокую потребность в правовой информации, заинтересованность граждан в получении правовых знаниях, рассматриваемых как определенная гарантия личной правовой защищенности. Это объясняет особое внимание со стороны государства к правовому образованию и к вовлечению в этот процесс путем проведения Всероссийских Олимпиад школьников [1].

Очевидно, что необходимость удовлетворения существующего широкого социального заказа ставит особые задачи в об-

ласти правового образования детей и молодёжи, просвещения населения в целом.

В одобренных Правительством Российской Федерации «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что приоритетными ориентирами для образования личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, что требует серьезной и систематической работы по правовому образованию и воспитанию школьников. Кроме вышеуказанного, актуализация проблем правового образования тесно связана и с начавшейся модернизацией российского образования, направленной на пересмотр его традиционных целей и ориентиров, обеспечение адекватного ответа на образовательные потребности людей в условиях изменяющегося мира, нарастания информационных потоков, быстрого устаревания знаний, расширения спектра социальных ролей и позиций, типов решаемых задач. Именно в этом особую роль играет Всероссийская Олимпиада школьников по праву. Правовое воспитание (в узком смысле) - целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры.

К основным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение правовую пропаганду.

На сегодняшний день становится очевидным, тот факт, что для успешного действия в современном мире выпускник школы должен обладать на только определенной суммой знаний, но и иными способностями - «критическим» мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, получать и применять новую информацию, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. При этом большое значение приобретает воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, народных традиций, законопослушности [2 - 3]. Особый способ проверки этих знаний возможен на заключительном этапе Олимпиады, когда детям приходится пройти три тура и максимально раскрыть свои способности [4 - 6].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно полагать, что право, будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, создаёт уникальные возможности для решения современных задач образования. Оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. В частности, изучение правового материала создаёт условия для развития и самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе норм и конструктивных моделей поведения, формирования активной жизненной позиции, умения принимать самостоятельные решения, нести ответственность за себя свои действия.

В этой связи, анализируя имеющийся практический опыт в сфере правового образования школьников. Всероссийская олимпиада школьников по праву - шаг к повышению уровня гражданского самосознания, формированию активной жизненной позиции молодёжи, её правовой культуры. Олимпиада проводится не только для того, чтобы каждый из вас мог в полной мере раскрыть свои таланты и способности в изучении права,

сделать правильный выбор жизненного пути, - правовые знания пригодятся школьникам независимо от того, какую профессию они выберут в будущем [7].

Участие в олимпиаде - залог успехов в изучении права. Эти знания пригодятся независимо от того, какую профессию

Библиографический список

школьник выберет для своей будущей взрослой жизни. Чем лучше школьники будут знать свои права и обязанности, тем лучше будут складываться отношения с другими людьми и тем увереннее они будут чувствовать себя в достаточно сложных условиях современного общества.

1. Гаджиева П.Д. Концептуальные положения правового образования учащихся в условиях модернизации школы. Право и образование. 2012; 6: 30 - 37.

2. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.

3. Исакиева З.С. Воспитание толерантности молодёжи на примере искусственного родства у чеченцев. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2013; 11: 147 - 152.

4. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; 1: 55 - 62.

5. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1: 48 - 54.

6. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.

7. Курбанов М.А. Всероссийская олимпиада школьников по праву: учебно-методическое пособие. Махачкала, 2015.

References

1. Gadzhieva P.D. Konceptual'nye polozheniya pravovogo obrazovaniya uchaschihsya v usloviyah modernizacii shkoly. Pravo i obrazovanie. 2012; 6: 30 - 37.

2. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.

3. Isakieva Z.S. Vospitanie tolerantnosti molodezhi na primere iskusstvennogo rodstva u chechencev. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya ChechenskojRespubliki. 2013; 11: 147 - 152.

4. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo iobrazovanie. 2011; 1: 55 - 62.

5. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; 1: 48 - 54.

6. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.

7. Kurbanov M.A. Vserossijskaya olimpiada shkol'nikovpo pravu: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2015.

Статья поступила в редакцию 25.09.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

METHODICAL ISSUES OF CIVIL-LEGAL EDUCATION OF THE YOUNG GENERATION. In the article, based on the analysis of scientific and methodological literature, topical issues of improving the system and improving the quality of civil-law education of modern youth, in the conditions of cardinal changes in civil society are studied. The article also substantiates the relevance of civic education of youth, describes the methodological component of the problem of civil and legal education of the younger generation, using the possibilities of training sessions and business games in the practical training of students. Education of citizen-the main purpose of education, basic social order of society that runs the school and family, production collectives and social organizations, the media, the whole of society.

Key words: civil education of youth, method of training, play role.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф теории и методики обучения праву Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus @mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье на основе анализа научной и методической литературы рассмотрены актуальные вопросы совершенствования системы и повышения качества гражданско-правового воспитания современной молодёжи, в условиях кардинальных преобразований гражданского общества. В статье также обоснована актуальность гражданского воспитания молодёжи, описана методическая составляющая проблемы гражданско-правового воспитания подрастающего поколения, с использованием возможностей тренинговых занятий и деловых игр в практической подготовке студентов. Воспитание гражданина -главная цель воспитания, основной социальный заказ общества, выполняемый школой и семьей, производственными коллективами и общественными организациями, средствами массовой информации, всем обществом.

Ключевые слова: гражданское воспитание молодёжи, тренинг, деловая игра.

На современном этапе актуальным является повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального - на основе отечественных традиций и современного опыта. Данную задачу призвана решить государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», целью которой является создание системы нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи в процессе их воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Настоящее и будущее нашего общества зависит не только от благосостояния его граждан, но и от того, насколько они сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, его духовное наследие, обладают чувством патриотизма и гражданственности, правовой компетентностью.

Отличительной особенностью современного этапа развития российского социума является интерес к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, знаний о свих правах, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим, приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического, правового воспитания детей и подростков. Формирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.