Научная статья на тему 'Современные методы диагностики готовности учителя к инновационной педагогической деятельности'

Современные методы диагностики готовности учителя к инновационной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DIAGNOSTICS OF INNOVATIVE ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL READINESS OF A TEACHER / ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / INNOVATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П. Д.

В данной статье рассмотрены теоретические предпосылки инновационной педагогической деятельности учителя; описаны современные методики диагностики готовности педагога к инновационной профессиональной деятельности; охарактеризованы результаты, полученные в ходе анкетирования педагогов-новаторов. Автор делает вывод о том, что, как показал опрос, посвящённый анализу особенностей инновационных процессов в школах, большинство учителей работают над собой без ориентации на творческий стиль деятельности, многие учителя не чётко представляют сущность новых дидактических и воспитательных концепций, их отличия и преимущества, а если представляют, то испытывают затруднения в их реализации в условиях образовательной практики. Тем самым необходимо активно создавать условия, прежде всего, в системе повышения квалификации работников образования, направленные на целенаправленное формирование готовности учителей к инновационной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF DIAGNOSING TEACHERS’ READNESS FOR INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY

The study examines theoretical background of teachers' innovative pedagogical activity. Modern methods of diagnostics of a teacher's readiness for innovative professional activity are described. The results obtained in the course of the questionnaire survey of teachers-in-novators are characterized. The author concludes that the survey dedicated to the analysis of the characteristics of innovative processes in schools, shows that most teachers are working on themselves without a creative style orientation activities, many teachers do not accurately represent the essence of the new teaching and educational concepts, their differences and advantages, and if you are, are experiencing difficulties in their implementation in the context of educational practices. Thus it is necessary to actively create conditions, first of all, the system of refresher education aimed at purposeful formation of readiness of teachers for innovative pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «Современные методы диагностики готовности учителя к инновационной педагогической деятельности»

тов учитель аргументированно выскажет свою точку зрения или приведет все высказанные аргументы к общему знаменателю.

Таким образом, как показывает практика и педагогическая диагностика [3 - 7], которая проводится в школе с целью изучения эффективности обучения, применение интерактивных методов и, в частности, дебатов, в правовом обучении школьников, позволяет педагогу задействовать в учебно-воспитательном процессе всех учащихся и повысить их познавательный интерес

Библиографический список

к вопросам права. Так же данная технология позволяет реализовать свой потенциал каждому учащемуся, формируя тем самым качества активного гражданина, которые будут востребованы в дальнейшей жизни и позволят лучше социализироваться к современным реалиям. Тем самым владение интерактивными методами обучения становится важной составляющей профессиональной компетентности преподавателя [8] различных учебных дисциплин.

1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; 1: 55 - 62.

2. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1: 48 - 54.

3. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.

4. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.

5. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Москва, 2003.

6. Алиева З.М. Педагогическая диагностика как фактор стимулирования инициативы младших школьников в обучении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2004.

7. Костина Е.А. Культуроцентричность образования - требование современного этапа развития общества. Учёные записки Российского государственного социального университета. 2010; 6: 60 - 63.

8. Костина Е.А. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка. М. Берлин, 2015.

References

1. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo i obrazovanie. 2011; 1: 55 - 62.

2. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; 1: 48 - 54.

3. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.

4. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.

5. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.

6. Alieva Z.M. Pedagogicheskaya diagnostika kak faktor stimulirovaniya iniciativy mladshih shkol'nikov v obuchenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2004.

7. Kostina E.A. Kul'turocentrichnost' obrazovaniya - trebovanie sovremennogo 'etapa razvitiya obschestva. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2010; 6: 60 - 63.

8. Kostina E.A. Professional'naya kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka. M. Berlin, 2015.

Статья поступила в редакцию 25.09.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. Of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

MODERN METHODS OF DIAGNOSING TEACHERS' READNESS FOR INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY. The study examines theoretical background of teachers' innovative pedagogical activity. Modern methods of diagnostics of a teacher's readiness for innovative professional activity are described. The results obtained in the course of the questionnaire survey of teachers-innovators are characterized. The author concludes that the survey dedicated to the analysis of the characteristics of innovative processes in schools, shows that most teachers are working on themselves without a creative style orientation activities, many teachers do not accurately represent the essence of the new teaching and educational concepts, their differences and advantages, and if you are, are experiencing difficulties in their implementation in the context of educational practices. Thus it is necessary to actively create conditions, first of all, the system of refresher education aimed at purposeful formation of readiness of teachers for innovative pedagogical activities.

Key words: diagnostics of innovative activity, professional readiness of a teacher, innovative abilities.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф теории и методики обучения праву Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus @mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассмотрены теоретические предпосылки инновационной педагогической деятельности учителя; описаны современные методики диагностики готовности педагога к инновационной профессиональной деятельности; охарактеризованы результаты, полученные в ходе анкетирования педагогов-новаторов. Автор делает вывод о том, что, как показал опрос, посвящённый анализу особенностей инновационных процессов в школах, большинство учителей работают над собой без ориентации на творческий стиль деятельности, многие учителя не чётко представляют сущность новых дидактических и воспитательных концепций, их отличия и преимущества, а если представляют, то испытывают затруднения в их реализации в условиях образовательной практики. Тем самым необходимо активно создавать условия, прежде всего, в системе повышения квалификации работников образования, направленные на целенаправленное формирование готовности учителей к инновационной педагогической деятельности.

Ключевые слова: диагностика инновационной деятельности, профессиональная готовность учителя, инновационные способности.

Готовность учителя к инновационной деятельности авторы [1 и др.] определяют как интегративную характеристику личности, объединяющую ценностно-ориентировочный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Под диагностикой инновационной деятельности учителя мы понимаем совокупность способов изучения и оценки признаков, характеризующих профессиональную готовность учителя к реализации этой деятельности и ее осуществлению. Диагноз успеш-

ности инновационной деятельности не составляет полностью самостоятельной процедуры, он входит в более широкий контекст инновационных процессов. Анализ имеющихся подходов к диагностике внедрения новшеств позволяет выделить следующие основные задачи: прогноз успешности намечаемого нововведения в целом, его отдельных этапов; выявление недочётов как в самом новшестве, так и в организации его внедрения с целью его последующей доработки; сопоставление новшества с другими новациями, выбор наиболее эффективного из них, уточнение его значимости и разработанности; проверка степени успешности внедрения новшества; оценка инновативной способности организации, в которой это новшество будет внедряться [1].

Все методы диагностики нововведений можно разбить на две группы: первая группа - методы, направленные на получение знаний о нововведении; вторая группа - методы, направленные на оценку организационной среды инновационного процесса. Все же традиционные методы подчиняются логике диагноза инноваций.

Основные теоретические положения о сущности инновационных процессов [2 - 3] определяют и направления диагностики их исследования. Во-первых, представление о нововведении как о процессе, включающем стандартизированный набор этапов. В зависимости от того, на чем центрируется исследователь, формируются два представления этого процесса. В одном случае его сущность видится в логике принятия решений, в другом -в основание процесса кладется жизненный цикл нововведения и рассматривается последовательность его фаз и стадий. В диагностическом плане это означает, что исследователь должен четко определить, на каком этапе находится нововведение и по отношению к каким этапам стоит задача диагноза [4].

Во-вторых, нововведение можно рассматривать как специфический возникающий и развивающийся процесс, противостоящий традиционным процессам. В соответствии с этим разводятся такие предметы диагностики, как собственно инновационный процесс.

Диагностика инновационной деятельности педагога осуществляется в три этапа:

1) до реализации новшества (включает в себя констатацию проблем профессиональной готовности, носит преимущественно аналитический характер);

2) во время осуществления инновационной деятельности (имеет конструктивно-преобразующий характер и связан с оперативной доработкой, переструктурированием программы педагогического эксперимента и соответственно деятельности учителя);

Библиографический список

3) после реализации, внедрения новшества в педагогический процесс (происходит сопоставление целей и полученных результатов уже реализованного новшества).

Достоверная оценка инновационной деятельности учителя возможна только на основе целостного изучения личности и эффективности деятельности главного субъекта этого процесса - педагога. С этой целью проводится анкетирование с инициаторами новшества. В анкету включаются следующие вопросы.

1. В чём содержание новшества: цель, технология, новизна, эффективность по сравнению с другими аналогами?

2. Каковы традиции, история нововведения: является ли оно оригинальным или «переносом» в новые условия ранее имеющейся педагогической идеи; в чем различие условий в этом случае, какие трудности встретились на пути внедрения новшества ранее, были ли другие попытки переноса этой идеи и чем они кончались?

3. Какова организационная структура новшества: кто инициатор, каков уровень его профессионального мастерства, от кого зависит материальное оснащение эксперимента и др.?

4. Какие основные трудности ожидают нововведение: не разработанность отдельных этапов, противодействие новшеству, недостаточная личная заинтересованность руководства, отсутствие материальной базы и др.?

5. Что изменится в ходе внедрения новшества в развитии личности детей, в содержании работы, в профессиональном и личностном росте учителя?

Данная методика позволяет получить следующие результаты: познакомиться с содержательными характеристиками нововведения, выяснить основные затруднения, определить в первом приближении круг заинтересованных лиц.

Анализ особенностей инновационных процессов в школах показал, что большинство учителей работают над собой без ориентации на творческий стиль деятельности, около 45% учителей не знают сущности новых дидактических и воспитательных концепций, их отличий и преимуществ.

Таким образом, при самооценке педагогических умений и навыков в основном фигурируют традиционные показатели: знание своего предмета, умение его преподавать, культура общения, организационные и конструктивные умения, которые остаются основными критериями профессионального мастерства учителя. Все это свидетельствует о том, что необходимо выработать новый взгляд на систему педагогической деятельности современного учителя и методы его диагностики. В этой связи большое значение имеет методика самоанализа инновационной деятельности.

1. Белявская И.Б. Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2010.

2. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1: 48 - 54.

3. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.

4. Гаджиева П.Д. Современные тенденции организации инновационной деятельности педагога. Мир науки, культуры, образования. 2016; Т. 61; № 6: 12 - 13.

References

1. Belyavskaya I.B. Formirovanie gotovnosti uchitelya k innovacionnoj deyatel'nosti v sisteme metodicheskoj raboty shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2010.

2. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; 1: 48 - 54.

3. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.

4. Gadzhieva P.D. Sovremennye tendencii organizacii innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 12 - 13.

Статья поступила в редакцию 25.09.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

ABOUT POSSIBILITIES OF ALL-RUSSIAN OLYMPIADS ON LAW AMONG SCHOOLCHILDREN IN THEIR LEGAL EDUCATION. In the article, based on the analysis of scientific and educational methodical literature, the urgency of the problem of legal education of the younger generation, in the conditions of the education system, is substantiated. It describes the features of the formation of legal consciousness and legal culture of modern youth, in the conditions of the formation and development of civil society and the rule of law; the possibilities of the All-Russian Olympiad of schoolchildren on the right in the legal education of students are revealed. The author concludes that participation in the Olympics is a guarantee of success in the study of law. This knowledge will be useful no matter what profession you choose for their adult lives. The better students will know their rights and responsibilities, the better the relationship will be stored with other people and the more confident you'll feel in quite difficult conditions of modern society.

Key words: оlympiad, law, education, legal culture, self-readiness of a person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.