(ПК-8) - систематизированные относительно мотивации личностной защищенности психические, эмоциональные и социальные стимулы безопасности создают регулятивную основу к осмысленной деятельности военнослужащего, направленной на гармонизацию интересов личности, общества и государства.
Цели формирования волевого компонента: развитие способности к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантностью к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества и применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-8); развитие способности использовать на практике современные средства и методы управления, организационные инструменты и технологии, необходимые для решения типовых и нестандартных задач, возникающих в сфере профессиональной деятельности (ПК-6) - интегрированные относительно совокупности трудных ситуаций военной службы, страхов, обид, вызывающих состояние неблагополучия, создают основу для ценностного отношения к рискам профессионального здоровья и решительного их преодоления.
Цели формирования деятельностного компонента: развитие способности руководить коллективом при борьбе за живучесть, ликвидации последствий аварий и поломок технических систем
Библиографический список
(ПК-14); развитие способности поддерживать дисциплину в коллективе, обеспечивать безопасность сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей (ПК-16) - систематизируют опыт преодоления рисков военной службы и повышают уровень компетентности личностной защищенности за счет количества усвоенных способов реализации интересов личности в сочетании с интересами общества и государства.
Таким образом, формирование компетенции личностной защищенности возможно дополнением или конкретизацией содержанием учебные дисциплины, таких, как «Безопасность жизнедеятельности», «Основы управленческой деятельности», «Управление подразделением в мирное время», «Физическая культура» компонентами профессионального здоровья военнослужащих. Данные учебные дисциплины должны быть дополнены педагогическими целями, направленными на развитие, тренировки у выпускника способность к анализу, прогнозированию и профилактике рисков личностной защищенности. Особую ценность представляют возможности самостоятельного развития опыта на факультативах, в ходе проведения инструктажей по мерам (технике) безопасности, на занятиях по безопасности военной службы, в процессе участия в месячниках безопасности военной службы. Условия современного реализации образовательного стандарта высшего военного образования позволяют это сделать.
1. Николаева Н.И. Формирование компетенции комплексной безопасности в инновационной среде вуза. Современные проблемы науки и образования. 2013; 6: 237.
2. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. Санкт Петербург: Питер, 2008.
3. Копейкин М.А. Военно-профессиональная компетентность: сущность и содержание. Available at: https://www.scienceforum. ru/2013/300/6468#
4. Никифорова Г.С. Психология здоровья. Санкт Петербург: Питер, 2006.
5. Сысоев В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих. Автореферат диссертации... доктора медицинских наук. Санкт Петербург, 2000.
6. Зеленова М.Е. Захаров А.В. Выгорание и стресс в контексте профессионального здоровья военнослужащих. Социальная психология и общество.2014; 2: 50 - 70.
7. Дружилов С.А. Профессиональное здоровье трудящихся и психологические аспекты профессиональной адаптации. Успехи современного естествознания. 2013; 6: 34 - 37.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок Available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_112024/
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_142304/5599a91602259232f6fc3cfd67e9313998c83981/#dst100086
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Специальные радиотехнические системы Available at: https://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_ LAW_114703/
11. Самсонова Н.В., Минкова Е.С., Петрова Е.И. Представление о профессиональных рисковых зонах работников транспортных предприятий. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2015; 2 (32): 146 - 150.
References
1. Nikolaeva N.I. Formirovanie kompetencii kompleksnoj bezopasnosti v innovacionnoj srede vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 6: 237.
2. Efremov O.Yu. Voennaya pedagogika. Sankt Peterburg: Piter, 2008.
3. Kopejkin M.A. Voenno-professional'naya kompetentnost': suschnost' i soderzhanie. Available at: https://www.scienceforum.ru/2013/300/6468#
4. Nikiforova G.S. Psihologiya zdorov'ya. Sankt Peterburg: Piter, 2006.
5. Sysoev V.N. Teoreticheskie problemy professional'nogo psihologicheskogo otbora, psihofiziologicheskogo soprovozhdeniya podgotovki i deyatel'nosti voennosluzhaschih. Avtoreferat dissertacii... doktora medicinskih nauk. Sankt Peterburg, 2000.
6. Zelenova M.E. Zaharov A.V. Vygoranie i stress v kontekste professional'nogo zdorov'ya voennosluzhaschih. Social'naya psihologiya i obschestvo.2014; 2: 50 - 70.
7. Druzhilov S.A. Professional'noe zdorov'e trudyaschihsya i psihologicheskie aspekty professional'noj adaptacii. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2013; 6: 34 - 37.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) Primenenie i 'ekspluataciya tehnicheskih sistem nadvodnyh korablej i podvodnyh lodok Available at: http://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_112024/
9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) Infokommunikacionnye tehnologiiisistemy special'noj svyaziAvailable at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/5599 a91602259232f6fc3cfd67e9313998c83981/#dst100086
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) Special'nye radiotehnicheskie sistemy Available at: https://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_114703/
11. Samsonova N.V., Minkova E.S., Petrova E.I. Predstavlenie o professional'nyh riskovyh zonah rabotnikov transportnyh predpriyatii. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota. 2015; 2 (32): 146 - 150.
Статья поступила в редакцию 21.09.17
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru
METHOD OF USING THE DEBATE IN THE PROCESS OF STUDYING LAW IN SCHOOL. In the article the theoretical-methodological and psychological-pedagogical bases of the legal education of schoolchildren in modern conditions are considered. The
paper describes the methodological aspects of the use of interactive technologies, in particular the methodology of the debate in the
process of studying law in the school. The methodical recommendations to teachers-lawyers on questions of increase of cognitive activity of pupils are given. The author concludes that the application of interactive methods and, in particular, the debates in the legal training of students, allows a teacher to involve all students in the teaching and educational process and to enhance their cognitive interest in matters of law. The offered technology allows all students to realize their potential, thus shaping the quality of active citizen, which will be claimed later in their life and enable them to socialize better to modern realities.
Key words: debate, technology, cooperation.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф теории и методики обучения праву Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus @mail.ru
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕБАТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ
В данной статье рассмотрены теоретико-методологические и психолого-педагогические основы правового образования школьников в современных условиях; описаны методические аспекты использования интерактивных технологий, в частности методики дебатов в процессе изучения права в школе; даны методические рекомендации учителям-правоведам по вопросам повышения познавательной активности учащихся. Автор делает вывод о том, что применение интерактивных методов и, в частности, дебатов, в правовом обучении школьников, позволяет педагогу задействовать в учебно-воспитательном процессе всех учащихся и повысить их познавательный интерес к вопросам права. Так же данная технология позволяет реализовать свой потенциал каждому учащемуся, формируя тем самым качества активного гражданина, которые будут востребованы в дальнейшей жизни и позволят лучше социализироваться к современным реалиям.
Ключевые слова: правовое образование школьников, дебаты, технология, сотрудничество.
На современном этапе развития системы школьного образования вопросам совершенствования правового образования уделяется пристальное внимание.
При преподавании ученикам предмета «Право» учителя сталкиваются с рядом трудностей. В числе наиболее часто возникающих трудностей следует назвать следующие вопросы: Как обучить учеников слушать и слышать друг друга? Как сформировать умение найти главное во всем услышанном потоке слов? Как воспитать в детях терпимость и уважение к оппоненту? И как научить правильно и грамотно вести дебаты или судебные прения, даже если они учебные? Помочь закрепить и развить вышеуказанные умения может методика проведения учебных дебатов.
Как показывает анализ практического опыта учителей-правоведов, участие в дебатах позволяет учащимся опробовать на себе специфику работы некоторых публичных юридических профессий: судьи, адвоката, прокурора. Накопив некоторый опыт участия в дебатах, школьники могут попытаться сделать для себя вывод - насколько особенности их характера, темперамента, интеллекта подходят к данным видам деятельности, и может быть, стоит попробовать свои силы в других специальностях, не связанных с большой публичной деятельностью.
Таким образом, методика проведения дебатов, кроме обучающей, воспитательной функций, несёт в себе и элементы профориентации. Данный метод работы с учащимися на уроках права широко распространен, более того, после его апробации становится ясно, что он востребован детьми. Это объясняется тем, что метод дебатов - это не скучный монолог учителя или заранее заготовленная речь ученика. Это постоянный процесс создания чего- то нового. Дебаты не дают ребятам расслабляться, ведь нужно услышать, понять каждое слово оппонентов и грамотно ответить им. Важным преимуществом методики дебатов является доступность участникам образовательного процесса. Здесь не нужна никакая предварительная специальная подготовка. Процесс обучения идет непосредственно во время дебатов. Если вы сомневаетесь в своих силах или стесняетесь выступать перед аудиторией, - пожалуйста, в зрители. Но и здесь вы оставляете за собой возможность высказываться и таким образом принять участие в дебатах [1]. Ученикам также нравится, что обсуждаемую тему они могут назначить сами (с согласия учителя). Как правило, ребята выбирают наиболее актуальные и интересующие их проблемы. Тема дебатов может определяться простым голосованием.
Интерес к дебатам очень высок и потому, что участие в таком занятии позволяет выделиться среди одноклассников, занять определенное место в подростковом или юношеском коллективе, познать что-то новое и сформировать свое отношение к жизненно важным вопросам.
Для учителя права дебаты - очень «выгодная» технология. Дебаты сами по себе не требуют никакой специальной подготовки. Конечно, аудитория должна быть готова терпимо выслушивать мнение других и грамотно выдвигать контраргументы и вообще быть достаточно эрудированной по широкому кругу вопросов и проблем. Но можно обсуждать не «интеллектуальные
темы», а конкретные жизненные ситуации, интересующие ребят, и тогда технологию дебатов можно использовать в любом классе с различным уровнем общей подготовки.
Учителю не надо готовить темы их выбирают сами ребята. От преподавателя требуется умение вести дебаты, вычленять главное, в определенных ситуациях свернуть дебаты. Но учитель обязан быть эрудированным, чтобы дебаты не превратились в традиционную беседу. Провоцируя обсуждение некоторых тем, преподаватель получает возможность проведения скрытого мониторинга (если учитель имеет авторитет у ребят и они привыкли высказывать свое мнение без каких-либо последствий, то мы должны быть готовы к очень откровенным ответам). Обсуждение тем в классе дает педагогу возможность заострить на некоторых аспектах больше внимания, лучше проинформировать ребят по этим вопросам и даже где-то поспособствовать формированию у школьников тех или иных взглядов. Участие преподавателя в обсуждении интересующих ребят тем, от которых другие учителя уходят в сторону, поднимает его авторитет [2].
Говоря о правилах проведения дебатов, следует подчеркнуть, что главное условие - терпение и терпимость. Терпение во времени и терпимость к противоположной стороне и ее мнению. Пусть мы в корне не согласны с чужим мнением, но должны уважительно относиться к нему. А еще лучше, если поймем причину такого мнения. Тогда легче будет найти точку соприкосновения.
Перед началом дебатов объявляется тема. В зависимости от отношения к обсуждаемой теме все участники делятся (по своему желанию) на три группы.
Первая группа выступает «за» поставленный вопрос.
Вторая группа - их оппоненты - выступают против.
Третья группа - все остальные - это зрители.
После распределения участники первой и второй групп имеют три минуты, чтобы подготовить аргументы в поддержку своей точки зрения. Противоположная группа внимательно выслушивает и в течение 30 секунд готовит контраргумент. Свой контраргумент отвечающий начинает со слов «...если мы вас правильно поняли, то...» - и кратко излагает аргумент противоположной группы. Если противоположная сторона согласна с кратким изложением, далее следует контраргумент. После стороны меняются местами, следует аргумент противоположной стороны. Каждая сторона имеет право на три-четыре аргумента и право на три-четыре контраргумента.
В ходе обсуждения любой участник дебатов может покинуть свою группу и уйти либо к оппонентам, либо в зрительный зал. Важным для учителя является также, чтобы во время обсуждения каждый участник выступил хотя бы по одному разу. После того как группы исчерпают свои аргументы, в дебаты вступают зрители (третья группа). Каждый зритель теперь может высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Он может согласиться с мнением одной из сторон полностью или частично, может согласиться с обеими сторонами или выступить с особым мнением по обсуждаемому вопросу, но высказывается он только один раз. Когда все желающие зрители выскажут свое мнение, ведущий объявляет о завершении дебатов. В завершении деба-
тов учитель аргументированно выскажет свою точку зрения или приведет все высказанные аргументы к общему знаменателю.
Таким образом, как показывает практика и педагогическая диагностика [3 - 7], которая проводится в школе с целью изучения эффективности обучения, применение интерактивных методов и, в частности, дебатов, в правовом обучении школьников, позволяет педагогу задействовать в учебно-воспитательном процессе всех учащихся и повысить их познавательный интерес
Библиографический список
к вопросам права. Так же данная технология позволяет реализовать свой потенциал каждому учащемуся, формируя тем самым качества активного гражданина, которые будут востребованы в дальнейшей жизни и позволят лучше социализироваться к современным реалиям. Тем самым владение интерактивными методами обучения становится важной составляющей профессиональной компетентности преподавателя [8] различных учебных дисциплин.
1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; 1: 55 - 62.
2. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1: 48 - 54.
3. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.
4. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.
5. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Москва, 2003.
6. Алиева З.М. Педагогическая диагностика как фактор стимулирования инициативы младших школьников в обучении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2004.
7. Костина Е.А. Культуроцентричность образования - требование современного этапа развития общества. Учёные записки Российского государственного социального университета. 2010; 6: 60 - 63.
8. Костина Е.А. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка. М. Берлин, 2015.
References
1. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo i obrazovanie. 2011; 1: 55 - 62.
2. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; 1: 48 - 54.
3. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.
4. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.
5. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
6. Alieva Z.M. Pedagogicheskaya diagnostika kak faktor stimulirovaniya iniciativy mladshih shkol'nikov v obuchenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2004.
7. Kostina E.A. Kul'turocentrichnost' obrazovaniya - trebovanie sovremennogo 'etapa razvitiya obschestva. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2010; 6: 60 - 63.
8. Kostina E.A. Professional'naya kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka. M. Berlin, 2015.
Статья поступила в редакцию 25.09.17
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. Of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru
MODERN METHODS OF DIAGNOSING TEACHERS' READNESS FOR INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY. The study examines theoretical background of teachers' innovative pedagogical activity. Modern methods of diagnostics of a teacher's readiness for innovative professional activity are described. The results obtained in the course of the questionnaire survey of teachers-innovators are characterized. The author concludes that the survey dedicated to the analysis of the characteristics of innovative processes in schools, shows that most teachers are working on themselves without a creative style orientation activities, many teachers do not accurately represent the essence of the new teaching and educational concepts, their differences and advantages, and if you are, are experiencing difficulties in their implementation in the context of educational practices. Thus it is necessary to actively create conditions, first of all, the system of refresher education aimed at purposeful formation of readiness of teachers for innovative pedagogical activities.
Key words: diagnostics of innovative activity, professional readiness of a teacher, innovative abilities.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф теории и методики обучения праву Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus @mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассмотрены теоретические предпосылки инновационной педагогической деятельности учителя; описаны современные методики диагностики готовности педагога к инновационной профессиональной деятельности; охарактеризованы результаты, полученные в ходе анкетирования педагогов-новаторов. Автор делает вывод о том, что, как показал опрос, посвящённый анализу особенностей инновационных процессов в школах, большинство учителей работают над собой без ориентации на творческий стиль деятельности, многие учителя не чётко представляют сущность новых дидактических и воспитательных концепций, их отличия и преимущества, а если представляют, то испытывают затруднения в их реализации в условиях образовательной практики. Тем самым необходимо активно создавать условия, прежде всего, в системе повышения квалификации работников образования, направленные на целенаправленное формирование готовности учителей к инновационной педагогической деятельности.
Ключевые слова: диагностика инновационной деятельности, профессиональная готовность учителя, инновационные способности.
Готовность учителя к инновационной деятельности авторы [1 и др.] определяют как интегративную характеристику личности, объединяющую ценностно-ориентировочный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Под диагностикой инновационной деятельности учителя мы понимаем совокупность способов изучения и оценки признаков, характеризующих профессиональную готовность учителя к реализации этой деятельности и ее осуществлению. Диагноз успеш-