В концепции Федеральной целевой программы развития образования компетентностный подход рассматривается как приоритетная ориентация на формирование компетенций, необходимых для инновационной деятельности выпускников высшей школы.
Г.Н. Подчалимова предполагает, что профессиональная компетенция включает в себя наличие «Я - концепции». Данная концепция предполагает формирование ответственного отношения и творческого подхода к профессиональной деятельности, а также интереса к освоению опережающих профессиональных знаний, умений и навыков, и формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. «Я - концепция» включает в себя целеполагание и мотивацию формирования субъектности во время образовательной деятельности, также мотивирует формирование креативности в профессиональной деятельности. По мнению автора, необходима рефлексивная и операционная среда, которая обеспечивает глубокое овладение технологией непрерывного профессионального саморазвития и обеспечивает формирование созидательных способностей. Рефлексией данной образовательной среды являются степень и уровень обучаемости и продуктивность профессиональной деятельности [9].
По мнению В. Байденко, основной задачей профессионального образования является обновление системы на компе-тентностной основе путем усиления и сохранения практической направленности с сохранением фундаментальной направленности [10].
Библиографический список
П. Образцов считает, что эффективная профессионально ориентированное обучение базируется на профессионально-ориентированных технологиях обучения, которые способствуют формированию у обучающихся значимых качеств для профессиональной деятельности. А также способствуют формированию знаний умений и навыков для качественного выполнения профессиональной деятельности по специальности [11].
Рассматривая инструменты интегративных процессов в системе образования Сидоров Ю.В. обращает внимание на содержание образования и отмечает, что структура содержания должна соответствовать профессиональным модулям образовательных программ, формируя профессиональные компетенции у обучающихся [12].
Таким образом, круг хорошо осведомленных вопросов, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональной деятельности в определенной области, представляют профессиональную компетенцию магистранта. Известно, что компетентность в свою очередь складывается из компетенций и гораздо шире по своей структуре. Помимо знаний, умений и навыков компетентность включает в себя и сформированные качества, которые запрограммированы на выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность — это способность использования сформированных знаний, умений и навыков в процессе профессиональной деятельности и самосовершенствование на основе накопленного опыта.
1. Троицкая И.И. Компетентностный подход в профессиональной ориентации учащихся 8 - S классов на уроках дополнительного образования: методический аспект. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: труды международного сотрудничества. Санкт-Петербург, 2011; Вып. S: 72S.
2. Вербицкий A.A. Контекстное обучение в компетентностном подходе. Высшее образование в России. 2006; № 11.
3. Болотов ВЛ., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании Педагогика. 2007; № S: 3 - 11; Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании. Высшее образование в России. 2006; № 1: 45 - 52.
4. Хуторской АВ. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Санкт-Петербург, 2004.
5. Баранников A^. Содержание общего образования: Компетентностный подход. Москва: ГУ ВШЭ, 2002.
6. Зимняя ИЛ. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? Высшее образование сегодня. 2006; № 8: 21 - 26.
7. Зимняя ИЛ. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Aвтор-ская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
8. Гагаринская Г.П., Ильина ЛЛ. и др. Формирование профессиональной компетентности как компонента подготовки менеджеров. Устойчивое развитие вуза на основе стратегии повышения качества образовательного процесса. Монография. Минск: БГУИР, 2007.
S. Подчалимова Г.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ. Москва, 2004.
10. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании. Высшее образование в России. 2006; 1: 45 - 52.
11. Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе. Высшее образование в России. 2001; 6: 54 - 58.
12. Сидоров Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Педагогическое образование в России. 2012; 6.
References
1. Troickaya I.I. Kompetentnostnyj podhod v professional'noj orientacii uchaschihsya 8 - S klassov na urokah dopolnitel'nogo obrazovaniya: metodicheskij aspekt. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': Nepreryvnoe obrazovanie vinteresah ustojchivogo razvitiya: trudy mezhdunarodnogo sotrudnichestva. Sankt-Peterburg, 2011; Vyp. S: 72S.
2. Verbickij A.A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom podhode. Vysshee obrazovanie vRossii. 2006; № 11.
3. Bolotov V.A., Serikov V.V. Razmyshleniya o pedagogicheskom obrazovanii Pedagogika. 2007; № S: 3 - 11; Bajdenko V. Kompetencii v professional'nom obrazovanii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2006; № 1: 45 - 52.
4. Hutorskoj A.V. Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obucheniya. Sankt-Peterburg, 2004.
5. Barannikov A.V. Soderzhanie obschego obrazovaniya: Kompetentnostnyj podhod. Moskva: GU VSh'E, 2002.
6. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovaniya? Vysshee obrazovanie segodnya. 2006; № 8: 21 - 26.
7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnostikakrezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda vobrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
8. Gagarinskaya G.P., Il'ina L.A. i dr. Formirovanie professional'noj kompetentnosti kak komponenta podgotovki menedzherov. Ustojchivoe razvitie vuza na osnove strategiipovysheniya kachestva obrazovatel'nogo processa. Monografiya. Minsk: BGUIR, 2007.
S. Podchalimova G.N. Proektirovanie soderzhaniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rukovoditelejshkol. Moskva, 2004.
10. Bajdenko V. Kompetencii v professional'nom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; 1: 45 - 52.
11. Obrazcov P. Novyj tip obespecheniya uchebnogo processa v vuze. Vysshee obrazovanie vRossii. 2001; 6: 54 - 58.
12. Sidorov Yu.V. Formirovanie obschih i professional'nyh kompetencij studentov v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2012; 6.
Статья поступила в редакцию 21.03.18
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION OF STUDENTS: THEORY AND PRACTICE. The article substantiates relevance and importance of legal education and legal education of the younger generation in modern conditions of civil society and the development of the rule of law. The author considers methodological foundations of the organization of legal
27S
education of students on the example of a general educational organization. The paper reveals possibilities of legal projects in the legal education of students, in particular, in the formation of legal ideology, legal culture and legal. The goal of legal education in modern school contains several distinctive features of the setting prior to the teachers, aimed at developing the students need to live according to the law. Changing and improving laws give rise to the need for continuous, dynamic research with law students.
Key words: legal state, legal education, legal training and education.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В научной статье обоснована актуальность и значимость правового обучения и правового воспитания подрастающего поколения в современных условиях создания гражданского общества и развития правового государства; рассмотрены методические основы организации правового образования учащихся на примере общеобразовательной организации; выявлены возможности правовых проектов в правовом образовании учащихся, в частности, в формировании правовой идеологии, правовой культуры и правомерного повеления. Осуществление цели правового образования в современной школе содержит несколько отличительных черт, устанавливающих перед преподавателями определенные проблемы, нацеленные на развитие у обучающихся необходимости жить согласно закону. Меняющиеся и улучшающиеся законы порождают потребность непрерывного, динамического исследования права с обучающимися.
Ключевые слова: правовое государство, правовое образование, правовое обучение и воспитание.
Правовое государство, которое включает определенный комплекс правовых черт, создает жизнь в мире на должном уровне, на новых принципах, основным из которых считается главенство права. Для того чтобы существовать по законам, следует не только понимать закон, однако и обладать способностью его использовать, и понимать результаты его нарушения как для личности в частности, так и для сообщества в целом. Школа, как общественные учреждения образования выполняет немаловажную роль, на этапе индивидуального развития обучающихся, вырабатывает правовую компетентность обучающихся, что делается главным шагом на пути к правовой личности [1]. При оценке места и значимости правового образования и обучения в школе в нынешнем периоде социального формирования предполагается отталкиваться из нужд подростков в получении знаний в сфере права; из заинтересованностей страны, сопряженных с обучением правовой культуры граждан; с потребности подвести итог и классифицировать преподавательский и методический опыт, собранный в сфере правового образования подростков [2]. При этом правовое образование обязано создаваться на признании принципа целостности воспитания и обучения. Правовые знания обязаны представлять не в свойстве самоцели, а требуемого средства обучения и формирования личности. Правовая культура личности проявляется в единстве правовых знаний, правильно отображающих законную реальность, психологического общественно нужного взаимоотношения к правовым явлениям и обоснованного поведения [3]. Правовое образование, создавая правовые установки подростков, дает возможность направлять их на выполнение и усиление правопорядка, подставляет основные принципы правовой воспитанности, содействует становлению правосознания, побуждающего человек к обоснованным поступкам и действиям.
Педагогическая концепция и практическая деятельность выделяют три подхода к правовому образованию: предметный, интегрированный, институциональный, которые демонстрируют что его неизбежными элементами, которые выступают в единстве и связи, считаются правовой порядок школы, правовые курсы (интегрированные в обществознании и автономные), внеурочная и внеклассная работа, также взаимосвязь педагогов с родителями.
Практическая деятельность МБОУ «Многопрофильный лицей № 9» г. Махачкалы реализуется посредством интеграции законного блока с обществознанием, системой внеурочной и внеклассной предметной деятельности и через формирование
Библиографический список
правового поля ОУ. Следствием интеграции возможно охарактеризовать проект «Неделя правовых знаний», представляющий собой модель общешкольного мероприятия, привлекающего обширный круг обучающихся различных возрастных групп, содействующего включению их в специфичный непрерывный проект по исследованию основополагающих законов, направленных на эту возрастную категорию на основе принципов научности, доступности, актуальности исследуемых тем. Кроме того каждый месяц проходят Дни правовых знаний, в основе которых лежат беседы на ограниченные правовые проблемы, в соответствии с отраслями права и встречи с работниками правоохранительных организаций. Исследование концепции деятельности по правовому образованию дает возможность заявлять о том, что степень правовых знаний у обучающихся школы увеличивается, увеличивается сопоставление правовых знаний и поведения [4].
Не остаётся без внимания и правовое просвещение родителей, поскольку отношение к праву в семье, правовая компетентность родителей может помочь ребёнку понять значимость права в его жизни, развивает законопослушание, и напротив, «правовой беззаконие» в семье, правовой скептицизм родителей негативно воздействует на осмысление значимости права в жизни детей. Представляя пример жизни в обход закона либо в условия его нарушения, дети не воспринимают право как важность общества, как его основу, сам может собственными делами и действиями также преступать закон. В подобной ситуации правовая оценка работы ребёнка колеблется в связи с домашним воспитанием. Непосредственно этот факт определил значимость правового просвещения родителей.
Таким образом, деятельность по правовому образованию делает упор на признание значения прав человека, подразумевая, в первую очередь, воспитание в человеке ощущения собственного достоинства, понимание собственных прав, способность их осуществить и защитить, уважение прав иных людей. Довольно продолжителен процесс осознания обучающимися жизненной значимости права, умения создавать правовые взаимоотношения, решать инциденты и споры правовыми средствами [5]. Правовая реальность, зачастую двойственная, субъективный опыт (в том числе и отрицательный) участия в правоотношениях, воздействие окружающей среды, дают возможность толковать правовые нюансы, инициируя недоверчивость к институту права в целом и к определенному субъекту правоприменения в частности. В подобных обстоятельствах нужна своевременная, квалифицированная консультативная деятельность педагогов.
1. Гаджиева П.Д. Концептуальные положения развития правового образования учащихся. Право и образование, Москва. 2012.
2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие. Москва, 2003.
3. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие. Екатеринбург, 2010.
4. Иванникова И.А. Концепция правовой культуры. Правоведение, 2008; 3: 12 - 16.
5. Гаджиева П.Д. Методические вопросы гражданско-правового воспитания подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 76 - 77.
6. Гаджиева П.Д. О возможностях всероссийской олимпиады школьников по праву в правовом воспитании школьников. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 74 - 76.
7. Гаджиева П.Д. О вопросах совершенствования методики преподавания обществознания в школе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 78 - 79.
References
1. Gadzhieva P.D. Konceptual'nye polozheniya razvitiya pravovogo obrazovaniya uchaschihsya. Pravo i obrazovanie, Moskva. 2012.
2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. Uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
3. Kropaneva E.M. Teoriya imetodika obucheniya pravu. Uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2010.
4. Иvанникоva I.A. Конcепциya prавовоj кул'Шру. Prавоvеdенie, 2008; 3: 12 - 16.
5. Gadzhieva P.D. Metodicheskie voprosy grazhdansko-pravovogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 76 - 77.
6. Gadzhieva P.D. O vozmozhnostyah vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po pravu v pravovom vospitanii shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 74 - 76.
7. Gadzhieva P.D. O voprosah sovershenstvovaniya metodiki prepodavaniya obschestvoznaniya v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 78 - 79.
Статья поступила в редакцию 07.04.18
УДК 371
Dzhabrailov A.D., researcher, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL ASPECTS OF OPTIMIZING THE SYSTEM OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN SECONDARY PROFESSIONAL ORGANIZATIONS. The article is dedicated to an actual problem of psychological and pedagogical aspects of foreign language teaching of high school students. The role of innovative teaching of foreign language in high school in formation of cognitive independence of pupils is emphasized. The main condition of influence of creative speech-making activity on complex development of the personality is the environment promoting formation of cognitive independence as a basis of disclosure of all potential opportunities of the personality. The basics are that the speech means of a foreign language should be used for the purposes of intellectual development of students in the process of inseparable relationship with the development of learning speech functions.
Key words: psychological and pedagogical aspects of foreign language, speech-thinking activity, cognitive independence, motivation, innovation model, organizational and orientational component.
А.Д. Джабраилов, научный сотрудник каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме психолого-педагогических аспектов обучения иностранному языку учащихся старших классов. Подчёркивается роль инновационного обучения иностранному языку в старшей школе в формировании познавательной самостоятельности учащихся. Основным условием воздействия творческой речемысли-тельной деятельности на комплексное развитие личности является среда, способствующая формированию познавательной самостоятельности, как основы раскрытия всех потенциальных возможностей личности. Суть заключается в том, что речевые средства иностранного языка необходимо использовать для целей интеллектуального развития учащихся в процессе неразрывной связи обучения с развитием речемыслительных функций.
Ключевые слова: иностранный язык, речемыслительная деятельность, познавательная самостоятельность, мотивация, учащиеся старших классов. инновационная модель.
Качество образования становится ключевой задачей педагогической науки в современном информационно насыщенном мире. Российское общество нуждается в широко образованных людях, с глубоким интеллектом, гибким мышлением, стратегической логикой, самостоятельностью.
В психолого-педагогической подготовке учащихся средних профессиональных организаций (СПО) развивающие цели иностранного языка играют немаловажную роль, так как они направлены на интеллект личности. В основу обучения иностранному языку заложены текстуально-переводные и текстуально-имитационные технологии, разработанные С.Ф. Шатиловым [1]. Однако на практике данные механизмы особо не действуют на учащегося как на субъекта познания, активно участвующего в речемыслительной деятельности. Как показывают исследования целью психолого-педагогической подготовки учащихся СПО является развитие свойств и качеств личности, которые способствуют становлению учебно-познавательной деятельности. Поэтому рассматривая различные технологии обучения иностранному языку, предстоит выяснить степень их развивающего действия на формирование интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферы личности учащегося.
Однако ранее доминирующие механические приемы, такие как заучивание наизусть и подражание ориентированы к ведущей роли практически узких целей и не отвечают современным требованиям образования.
Практика обучения иностранному языку показывает, что формирование рецептивных умений речевой деятельности не подкрепленных практикой письма и устной речи недостаточно для воздействия на интеллектуальную сферу обучаемых и не способствует развивающим целям обучения.
На современном этапе объектом научного познания являются научно-практические способы стимулирования речемысли-тельной активности обучаемых средствами иностранного языка как учебного предмета (И.Л. Бим, Н.В. Гизатуллина, Н.В. Деру-нова), развитие мышления учащихся в процессе обучения иностранному языку (М.А. Давыдова, Н.П. Ерастов, Л.Г. Громова), разрабатываются речемыслительные задачи, направленные на активизацию коммуникативно-познавательной деятельности и развитие не только речи, но и интеллекта (О.И. Горбуненко, Н.В. Пустовалова, О.И. Сафроненко), специально рассматривается роль иностранного языка в образованности учащихся (Е.И. Пассов, В.А. Серебрякова и др.).
С учетом происходящих в настоящее время перемен в жизни общества и высшей школы основной задачей исследования явилось изучение состояния проблемы развития познавательной самостоятельности в психолого-педагогической теории и практике.
Проблема формирования познавательной самостоятельности занимала умы мыслителей и педагогов еще в начале XX века.
Основная задача, выдвинутая перед школой педагогом в начале XX века «научить учащихся умению добывать знания» соответствует принципам формирования познавательной самостоятельности в современном педагогическом образовании, так как «учащиеся при всей своей активности не могут успешно продвигаться в усвоении знаний, если они не владеют приемами умственного труда и познавательной деятельности».
В концепции К.Д. Ушинского прослеживается мысль, что самостоятельная работа, связанная с активной мыслительной