УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru
ON THE LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENATION OF THE GEF NEW GENERATION. The problem of inculcating legal values for the younger generation, to date, is one of the key directions in the education, upbringing and development of students in general education organizations, which is why the question of the relevance of the problem under consideration is beyond doubt. This article examines the problem of increasing the legal literacy of citizens by raising the level of legal culture, legal awareness and lawful behavior of young people. The analysis of psychological and pedagogical literature helps the author to describe the main directions of the improvement of the system of legal education of schoolchildren. The article outlines the fundamental goals and objectives of legal education, taking into account the requirements of the new generation of GEF.
Key words: legal literacy, legal education, legal culture.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
О ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Проблема привития правовых ценностей подрастающему поколению, на сегодняшний день, является одной из ключевых направлений обучения, воспитания и развития учащихся общеобразовательных организаций, именно поэтому вопрос об актуальности рассматриваемой проблемы не вызывает сомнений. В данной статье рассматривается проблема повышения юридической грамотности граждан посредством повышения уровня правовой культуры, правосознания и правомерного поведения молодежи; описаны, на основе анализа психолого-педагогической литературы, основные направления ее совершенствования системы правового образования школьников. В статье охарактеризованы основополагающие цели и задачи правового образования с учетом требований ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: юридическая грамотность, правовое образование, правовая культура.
Российское общество переживает сложный процесс своего становления. Необходимыми условиями социально-экономических и политических преобразований, формирования правового государства является прочная законность и правопорядок, социальная активность граждан, высокий уровень их правовой культуры.
В конце XX века активизировался поиск новой системы ценностей, призванной стать основой гражданского общества. В рамках правовой реформы в Российской Федерации, осуществляемой на принципах верховенства права и закона, произошло обновление законодательства. Значительно возрос престиж юридических специальностей, актуализировалась проблема правового просвещения, обучения и воспитания граждан. Все это обусловило необходимость создания целостной системы правового образования в стране, становление которой стало осуществляться в 90-е годы XX века [1].
Юридическая грамотность - несомненный атрибут граждан в условиях правового государства, свободного гражданского общества. Это то, от чего зависит сам уровень демократии, степень господства закона, реальность прав и свобод личности. Вот почему формирование правосознания, соответствующих убеждений, мировоззрения становится обязательными слагаемыми развития общества. Поэтому перед государством стоит важная задача - повышение правовой культуры общества, личности. Практика и теория определили следующие направления её совершенствования: совершенствование законодательства путем отражения и закрепления в нём различных прав и интересов граждан, потребностей общества; повышение уровня правового образования; доведение до общественного и индивидуального сознания граждан необходимости и целесообразности проведения в стране соответствующих правовых реформ; совершенствование деятельности правоприменительных органов в части реализации действующего законодательства; повсеместное пресечение противозаконной деятельности должностных лиц.
Пути повышения правовой культуры складываются как из пропагандистских, просветительских и образовательных мероприятий, так и из практических мер по совершенствованию законодательства, деятельности правоприменительных органов, добросовестному исполнению должностными лицами своих обязанностей.
Правовое образование - это целенаправленные образовательные действия, направленные на освоение правовых знаний, современных правовых ценностей и формирование правовой культуры обучающихся. При этом система правового образования включает:
- цели правового образования;
- содержание и структуру школьного правового образования;
- организацию процесса правового образования;
- результаты [2].
Правовое образование рассматривается как важнейшее средство, дающее возможность всем членам общества получить правовые знания и умения применять их на практике.
На этапе перехода общества к новым условиям жизни необычайно активизируется роль правовых знаний граждан, и особенно подростков, активно вступающих в социальную жизнь и не имеющих возможности в силу своих психолого-возрастных особенностей надлежащим образом адаптироваться в ней. Поэтому необходимым условием в процессе правовой социализации личности является формирование ценностно-правовых ориентаций, в соответствии с которыми они будут осуществлять свой выбор поведения. Немаловажную роль в этом играют семья, школа, правоприменительные органы. Но как показывает мировая практика, ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования.
Другими словами, школа - это центральное звено в решении проблемы формирования и совершенствования правовой культуры общества, отдельных граждан. Важность школьного правового образования определяется тем, что молодые люди, с одной стороны, представляют собой самую обширную и наиболее деятельную часть общества, а с другой стороны, ту часть, которая является самой неустойчивой и сильно подверженной различным негативным влияниям. Именно среди этой части российского общества широко и повсеместно распространяется правовой нигилизм и апатия. Тем более, что у подрастающего поколения правосознание и правовая культура находятся еще в стадии формирования, их правовые знания носят бессистемный характер, они еще весьма смутно понимают роль и значение права и законов в жизни нашего общества [2].
ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании дисциплин правового блока.
На современном этапе цель правового образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к правовым нормам, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Цель школьного правового образования имеет три уровня:
1 формирование научной картины мира;
2) приобретение школьниками знаний и умений;
3) воспитание и всестороннее развитие личности.
Изменились цели, меняется концепция преподавания
предмета «право». Произошла интеграция школьных правовых курсов. На первый план в содержании правового образования
выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний - это те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности) [3 - 4].
Как отмечает В.А. Денисенко [5], эффективное использование образовательных технологий в гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся основной школы позволяет по-новому выстраивать взаимоотношения педагога и учащихся в образовательном процессе, применить активные формы и виды учебной и воспитательной работы. С целью активизации учебной и познавательной деятельности учащихся, используются информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного и игрового обучения, ориентированные, прежде всего, на социализацию личности. Они позволяют полнее рас-
Библиографический список
крыть и развить творческие способности и индивидуальные наклонности учащихся.
Сейчас перед учителем права стоит иная методическая задача. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы, через проекты, кружки, факультативы, практические работы и т. д.
В этой связи повышаются требования к профессиональной подготовке будущего учителя и к собственно к вузам по созданию специальной образовательной среды [6 - 8], направленной на широкий спектр, прежде всего, общекультурных компетенций.
1. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву, учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2003.
2. Фокеева И. Система правового образования в школе, ценностный аспект. Магариф. 2016; 25.
3. Панина Т.С. Современные способы активизации познавательной деятельности. Москва, 2010.
4. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования. Педагогика. 1999; 2, 3 - 8.
5. Денисенко В.А. Современные технологии гражданско-правового образования и воспитания учащихся основной школы. Available at, https,//nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library
6. Борисова Е.Н. Формирование культуры личности через сотворчество педагога и студента. Педагогическое образование и наука. 2009, 11, 14 - 17.
7. Костина Е.А. Кросс-культурная образовательная среда в педагогических вузах России, необходимость и реальность. Вестник Академии права и управления. 2015; 41, 152 - 156.
8. Костина Е.А. Становление академической мобильности в процессе реформ российского образования. Гуманизация образования. 2014; 3, 22 - 28.
References
1. Pevcova E.A. Teoriya imetodika obucheniya pravu, uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2003.
2. Fokeeva I. Sistema pravovogo obrazovaniya v shkole, cennostnyj aspekt. Magarif. 2016; 25.
3. Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizaciipoznavatel'noj deyatel'nosti. Moskva, 2010.
4. Bolotina T.V. Problema prav cheloveka v soderzhanii obrazovaniya. Pedagogika. 1999; 2, 3 - 8.
5. Denisenko V.A. Sovremennye tehnologii grazhdansko-pravovogo obrazovaniya i vospitaniya uchaschihsya osnovnoj shkoly. Available at, https,//nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library
6. Borisova E.N. Formirovanie kul'tury lichnosti cherez sotvorchestvo pedagoga i studenta. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009, 11, 14 - 17.
7. Kostina E.A. Kross-kul'turnaya obrazovatel'naya sreda v pedagogicheskih vuzah Rossii, neobhodimost' i real'nost'. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 41, 152 - 156.
8. Kostina E.A. Stanovlenie akademicheskoj mobil'nosti v processe reform rossijskogo obrazovaniya. Gumanizaciya obrazovaniya. 2014; 3, 22 - 28.
Статья поступила в редакцию 16.10.17
УДК 378
Gayrabekova M.T., teaching assistant, Department of Physical Geography, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
THE CONTENT OF KNOWLEDGE OF GEOGRAPHY TEACHERS ABOUT THE GEOGRAPHICAL FOUNDATIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CHECHEN REPUBLIC. The article reveals the basics and content of knowledge of teachers of geography about the geographical bases of sustainable development of the Chechen Republic. It is concluded that a favorable geo-economic position, good age structure, the increasing level of education, the ability to create competitive industries, allow us to speak about the readiness of the Chechen Republic to the transition to sustainable development, socio-economic modernization on the basis of innovation and investment. The author concludes that in recent years repeatedly importance forming ability in the future teacher of geography used in practice knowledge about the geographic bases of sustainable development of his native region, area, territory.
Key words: professional training, future teacher of geography, geographical bases of sustainable development of the region.
М.Т. Гайрабекова, ассистент каф. физической географии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
г. Грозный, Е-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ О ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСНОВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье раскрыты суть и содержание знаний учителя географии о географических основах устойчивого развития Чеченской республики. Сделан вывод о том, что выгодное геоэкономическое положение, хорошая возрастная структура, растущий уровень образования, возможность создания конкурентоспособных производств, позволяет говорить о готовности Чеченской Республики к переходу к устойчивому развитию, к социально-экономической модернизации на основе инноваций и инвестиций. Автор делает вывод о том, что в последнее время многократно возрастает значимость формирования способности у будущего учителя географии использовать на практике знания о географических основах устойчивого развития родного региона, области, территории.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель географии, географические основы устойчивого развития региона.