Научная статья на тему 'Содержание знаний учителя географии о географических основах устойчивого развития Чеченской республики'

Содержание знаний учителя географии о географических основах устойчивого развития Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ / FUTURE TEACHER OF GEOGRAPHY / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / GEOGRAPHICAL BASES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайрабекова М.Т.

В статье раскрыты суть и содержание знаний учителя географии о географических основах устойчивого развития Чеченской республики. Сделан вывод о том, что выгодное геоэкономическое положение, хорошая возрастная структура, растущий уровень образования, возможность создания конкурентоспособных производств, позволяет говорить о готовности Чеченской Республики к переходу к устойчивому развитию, к социально-экономической модернизации на основе инноваций и инвестиций. Автор делает вывод о том, что в последнее время многократно возрастает значимость формирования способности у будущего учителя географии использовать на практике знания о географических основах устойчивого развития родного региона, области, территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайрабекова М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF KNOWLEDGE OF GEOGRAPHY TEACHERS ABOUT THE GEOGRAPHICAL FOUNDATIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CHECHEN REPUBLIC

The article reveals the basics and content of knowledge of teachers of geography about the geographical bases of sustainable development of the Chechen Republic. It is concluded that a favorable geo-economic position, good age structure, the increasing level of education, the ability to create competitive industries, allow us to speak about the readiness of the Chechen Republic to the transition to sustainable development, socio-economic modernization on the basis of innovation and investment. The author concludes that in recent years repeatedly importance forming ability in the future teacher of geography used in practice knowledge about the geographic bases of sustainable development of his native region, area, territory.

Текст научной работы на тему «Содержание знаний учителя географии о географических основах устойчивого развития Чеченской республики»

выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний - это те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности) [3 - 4].

Как отмечает В.А. Денисенко [5], эффективное использование образовательных технологий в гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся основной школы позволяет по-новому выстраивать взаимоотношения педагога и учащихся в образовательном процессе, применить активные формы и виды учебной и воспитательной работы. С целью активизации учебной и познавательной деятельности учащихся, используются информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного и игрового обучения, ориентированные, прежде всего, на социализацию личности. Они позволяют полнее рас-

Библиографический список

крыть и развить творческие способности и индивидуальные наклонности учащихся.

Сейчас перед учителем права стоит иная методическая задача. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы, через проекты, кружки, факультативы, практические работы и т. д.

В этой связи повышаются требования к профессиональной подготовке будущего учителя и к собственно к вузам по созданию специальной образовательной среды [6 - 8], направленной на широкий спектр, прежде всего, общекультурных компетенций.

1. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву, учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2003.

2. Фокеева И. Система правового образования в школе, ценностный аспект. Магариф. 2016; 25.

3. Панина Т.С. Современные способы активизации познавательной деятельности. Москва, 2010.

4. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования. Педагогика. 1999; 2, 3 - 8.

5. Денисенко В.А. Современные технологии гражданско-правового образования и воспитания учащихся основной школы. Available at, https,//nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library

6. Борисова Е.Н. Формирование культуры личности через сотворчество педагога и студента. Педагогическое образование и наука. 2009, 11, 14 - 17.

7. Костина Е.А. Кросс-культурная образовательная среда в педагогических вузах России, необходимость и реальность. Вестник Академии права и управления. 2015; 41, 152 - 156.

8. Костина Е.А. Становление академической мобильности в процессе реформ российского образования. Гуманизация образования. 2014; 3, 22 - 28.

References

1. Pevcova E.A. Teoriya imetodika obucheniya pravu, uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2003.

2. Fokeeva I. Sistema pravovogo obrazovaniya v shkole, cennostnyj aspekt. Magarif. 2016; 25.

3. Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizaciipoznavatel'noj deyatel'nosti. Moskva, 2010.

4. Bolotina T.V. Problema prav cheloveka v soderzhanii obrazovaniya. Pedagogika. 1999; 2, 3 - 8.

5. Denisenko V.A. Sovremennye tehnologii grazhdansko-pravovogo obrazovaniya i vospitaniya uchaschihsya osnovnoj shkoly. Available at, https,//nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library

6. Borisova E.N. Formirovanie kul'tury lichnosti cherez sotvorchestvo pedagoga i studenta. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009, 11, 14 - 17.

7. Kostina E.A. Kross-kul'turnaya obrazovatel'naya sreda v pedagogicheskih vuzah Rossii, neobhodimost' i real'nost'. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; 41, 152 - 156.

8. Kostina E.A. Stanovlenie akademicheskoj mobil'nosti v processe reform rossijskogo obrazovaniya. Gumanizaciya obrazovaniya. 2014; 3, 22 - 28.

Статья поступила в редакцию 16.10.17

УДК 378

Gayrabekova M.T., teaching assistant, Department of Physical Geography, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: Gairabekov_u@mail.ru

THE CONTENT OF KNOWLEDGE OF GEOGRAPHY TEACHERS ABOUT THE GEOGRAPHICAL FOUNDATIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CHECHEN REPUBLIC. The article reveals the basics and content of knowledge of teachers of geography about the geographical bases of sustainable development of the Chechen Republic. It is concluded that a favorable geo-economic position, good age structure, the increasing level of education, the ability to create competitive industries, allow us to speak about the readiness of the Chechen Republic to the transition to sustainable development, socio-economic modernization on the basis of innovation and investment. The author concludes that in recent years repeatedly importance forming ability in the future teacher of geography used in practice knowledge about the geographic bases of sustainable development of his native region, area, territory.

Key words: professional training, future teacher of geography, geographical bases of sustainable development of the region.

М.Т. Гайрабекова, ассистент каф. физической географии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

г. Грозный, Е-mail: Gairabekov_u@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ О ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСНОВАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье раскрыты суть и содержание знаний учителя географии о географических основах устойчивого развития Чеченской республики. Сделан вывод о том, что выгодное геоэкономическое положение, хорошая возрастная структура, растущий уровень образования, возможность создания конкурентоспособных производств, позволяет говорить о готовности Чеченской Республики к переходу к устойчивому развитию, к социально-экономической модернизации на основе инноваций и инвестиций. Автор делает вывод о том, что в последнее время многократно возрастает значимость формирования способности у будущего учителя географии использовать на практике знания о географических основах устойчивого развития родного региона, области, территории.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель географии, географические основы устойчивого развития региона.

Многие школьные предметы, так или иначе, связаны с экологией, но исключительное право в распространении среди школьников современных экологических знаний, знаний о географических основах устойчивого развития общества принадлежит учителю географии, поскольку без географических знаний сложно получить знания экологические. Известно также, что цели и задачи географического и экологического образования тесно между собой связаны и взаимообусловлены. Бережливость и ответственность у студенческой молодежи, выбравшие профессию учителя географии, это те качества личности, которые должны определять профессиональную направленность и нравственное отношение будущего учителя к природе, окружающей среде в условиях истощения природных ресурсов, возникновения негативной экологической ситуации, что не способствует эффективному внедрению Концепции устойчивого развития всеми государствами. Согласно принятым обязательствам, все области и регионы России должны перейти к реализации на практике принципов и механизмов устойчивого развития в сфере эколого-социаль-но-экономических проблем, включая республику Чечня. Однако концепция устойчивого развития имеет и предписания в реализации общих принципов устойчивого развития, предполагающие использование индивидуальных подходов, учета национально-региональных приоритетов, широкого круга взаимосвязанных аспектов в демографической, социальной, экономической и экологической областях.

В целях реализации мер по улучшению экологической ситуации в Чеченской Республике и в прилегающих регионах Юга России, Правительство Чеченской Республики постановило утвердить прилагаемую Концепцию экологического оздоровления окружающей среды Чеченской Республики. Из-за долго не улучшавшейся политической ситуации вопросы сохранения и восстановления окружающей природной среды не рассматривались и не решались.

Вопросам устойчивого развития регионов посвящено большое количество теоретических и прикладных научных исследований (М.М. Бринчук, Г.Н. Коровин, М.Ю. Мастушкин, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул,). Однако проблеме формирования у будущего учителя географии способности использовать знания о географических основах устойчивого развития собственного региона и их практической реализации в педагогической науке не достаточно уделено. Аналогично просматривается проблема о том, что, если вопросы устойчивого развития чаще всего находят освещение в официальных документах федерального уровня, то на уровне регионов они достаточно слабо изучены. Поэтому в преобразовании Чеченской Республики важное место отводится разработке региональных аспектов перехода к устойчивому развитию, предполагающие решение не только социальных, экономических, демографических, но и экологических проблем, знание которых важно использовать в педагогической практике учителями географии.

Для эффективного перехода Чеченской Республики к устойчивому развитию с учётом всех национальных и региональных особенностей, М.Л. Алибасовым в диссертационном исследовании были поставлены задачи: «разработать методические подходы к применению общих принципов устойчивого развития в условиях Чеченской Республики; выполнить исследование тенденций и факторов формирования экологической ситуации на территории Чечни; провести региональный анализ стартовых условий перехода к устойчивому развитию Чечни в демографической и социальных сферах; выявить природно-ре-сурсные и социально-экономические предпосылки перехода Чеченской Республики к устойчивому развитию; обосновать приоритеты устойчивого развития с учетом региональных особенностей; подготовить предложения по основным направлениям концепции устойчивого развития Чеченской Республики» [1, с. 4].

Одна из важных особенностей Чеченской Республики - это её природно-ресурсный комплекс, определяемый уникальным сочетанием факторов внешней и внутренней среды, к которым относится благоприятный климат республики, сельскохозяйственные угодья с разнообразным природным ландшафтом, достаточно объемные запасы минерального сырья - значительные запасы углеводородов, а также лесные, гидроэнергетические, рекреационные и туристические ресурсы. Республике удалось достичь сохранности ресурсов углеводородного сырья

и других полезных ископаемых, которые важны для модернизации промышленности. Имеющиеся агроклиматические и почвенные условия также благоприятны для сельского хозяйства. Немаловажную роль в устойчивом развитии республики играют многочисленные запасы водных ресурсов, а имеющийся растительный и животный мир обеспечивает эксплуатационное и экологическое значение. Таким образом, природно-климатические условия, в целом, благоприятны для проживания. Однако, как отмечает М.Л. Алибасов, «к сожалению, большинство видов природных ресурсов - земельные, водные, и, особенно, биологические - испытало длительное и сильное негативное воздействие в период кризисных явлений в 90-х годах ХХ века, что вызвало резкое ухудшение их состояния. При этом степень этого ухудшения достоверно неизвестна ввиду отсутствия необходимых исследований» [1, с. 13 - 14]. Кроме того, обострились ранее существовавшие проблемы деградации сельскохозяйственных угодий и вредного воздействия на природные воды, обусловленные как региональными особенностями их формирования, так и нерациональным использованием природных ресурсов. Довольно серьёзные проблемы связаны с истощением минерально-сырьевой базы, которая длительное время не возобновлялась с помощью проведения разведывательных операций и утверждения новых запасов природных богатств, имеющих промышленную категорию. Известные события, связанные с военными конфликтами, также негативно повлияли на положение дел в геологическом изучении и использовании природных ресурсов Чечни. А именно: было уничтожено большинство предприятий геологического профиля, утрачена практически вся накопленная геолого-информационная база, из Чеченской Республики уехали многие учёные и квалифицированные физики, геофизики, геологи, экологи. Работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы постепенно восстанавливаются, что будет способствовать обеспеченности промышленности разведданными по запасам углеводородного сырья и составит представление о реальном состоянии и запасах полезных ископаемых. Предпринимаемые сегодня меры по возрождению минерально-сырьевой базы Чечни пока недостаточны для долгосрочного устойчивого развития республики и её нефтегазового комплекса. В связи с чем, многократно возрастает значимость формирования способности у будущего учителя географии использовать на практике знания о географических основах устойчивого развития родного региона, области, территории. В нашем исследовании - это Чеченская республика и проблема формирования способности у учителей использовать на практике географических основ устойчивого развития региона.

Следуя концепции академиков В.М. Котлякова и А.А. Тишко-ва в понимании знаний географических основ устойчивого развития, мы разработали суть и содержание знаний учителя географии о географических основах устойчивого развития Чеченской республики. А именно - были раскрыты стратегические природные ресурсы как предмет географических и экономических знаний о Чеченской республике, климатические ресурсы и условия устойчивого развития засушливых земель Чечни, стратегические ресурсы природных вод Чечни, возможные экосистемные услуги ландшафтов как один из главных стратегических ресурсов Чечни, стратегические ресурсы леса для устойчивого развития Чеченской республики, стратегические ресурсы промысловой фауны Чечни и перспективы развития общедоступной статистической базы по учету и оценке ресурсов природной среды. Среди первых положений географических основ устойчивого развития региона А.А. Тишковым отмечены стратегические природные ресурсы как предмет географических и экономических знаний Чеченской республики [2].

Таким образом, выгодное геоэкономическое положение, хорошая возрастная структура (всё больше молодых выпускников предпочитают оставаться в республике с продолжением трудовой деятельности), растущий уровень образования и образованности выпускников, способных к активному поиску информации и применению её на практике [3], возможность создания конкурентоспособных производств и возможность расширения их состава с опорой на трудовой и природно-ре-сурсный потенциал, позволяет говорить о готовности Чеченской Республики к переходу к устойчивому развитию, к социально-экономической модернизации на основе инноваций и инвестиций.

Библиографический список

1. Алибасов М.Л. Региональные аспекты перехода Чеченской Республики к устойчивому развитию. Диссертация ... кандидата экономических наук. Москва: МГУ, 2008.

2. Стратегические ресурсы и условия устойчивого развития Российской Федерации и её регионов. Под редакцией академика В.М. Котлякова и проф. А.А. Тишкова. Москва, 2014.

3. Нагаева И.А. Технология оптимизации поиска учебной информации. Информатизация и связь. 2012; 7: 5 - 7.

References

1. Alibasov M.L. Regional'nye aspekty perehoda ChechenskojRespubliki k ustojchivomu razvitiyu. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Moskva: MGU, 2008.

2. Strategicheskie resursy i usloviya ustojchivogo razvitiya Rossijskoj Federaciii ee regionov. Pod redakciej akademika V.M. Kotlyakova i prof. A.A. Tishkova. Moskva, 2014.

3. Nagaeva I.A. Tehnologiya optimizacii poiska uchebnoj informacii. Informatizaciya isvyaz'. 2012; 7: 5 - 7.

Статья поступила в редакцию 20.10.17

УДК 372.881.111.1

Zvyagintseva E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF

(Moscow, Russia), E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

FOREIGN LANGUAGE DEVELOPMENT AT HIGHER SCHOOL AS A COMPONENT OF LINGUODIDACTICS. The article concerns some aspects of theory of both identity's and undergraduate's development, as well as justified necessity of expanding area of foreign language training in the process of professional forming based on deriving theoretical knowledge at higher school. The significant results in professionally oriented training while studying at college may be achieved through thoroughly prepared didactic moduling sequences inverted in foreign language training. These sequences may contribute to both identity's development and professional competences of a student.

Key words: didactic moduling sequence, foreign language training, undergraduates, higher school, development, professional skills.

Е.П. Звягинцева, канд. пед. наук, доц. Департамента языковой подготовки, Финансовый университет

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

ИНОЯЗЫЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛИНГВОДИДАКТИКИ

В статье рассматриваются некоторые аспекты теории развития личности вообще и развития личности обучаемого высшей школы в частности, а также обоснованная необходимость расширения рамок иноязычного развития индивида в процессе его профессионального становления на этапе получения теоретических знаний. Достичь существенных результатов в процессе профессионально ориентированного обучения в вузе помогает грамотное построение дидактических модулируемых циклов иноязычной подготовки студентов. Данные циклы могут способствовать как личностному развитию индивида, так и его профессиональных компетенций.

Ключевые слова: дидактический модулируемый цикл, иноязычная подготовка, студенты, вуз, развитие, профессиональные компетенции.

В процессе профессионально ориентированного образования в вузе всё актуальнее становится необходимость не просто качественного обучения теоретическим основам будущей экономической деятельности, а развитие личности, способной к самовыражению и стремящейся к самоактуализации. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского - «развитие как саморазвитие» - может быть использована как основа для исследования развития студентов современной высшей школы [1]. Лингводидактика, как наука, изучающая общие теории и особенности обучения иностранным языкам, не только способна, но и должна учитывать особенности индивидуального иноязычного развития личности.

В настоящее время существует масса определений, которые ученые дают понятию «развитие». Так, в философском энциклопедическом словаре развитие определяется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей)» [2, с. 542]. В психологическом словаре развитие определяется как «закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях» [3, с. 294].

Многие учёные прошлого занимались теориями развития личности: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм. Они были у истоков описания и всестороннего изучения данного концепта, пытаясь обосновать развитие человека через взаимодействие природного начала и социального окружения, направленного на самосовершенствование. Наши современники в своих исследо-

ваниях также пытаются расширить и более пристально изучать «развитие как возникновение системных психологических новообразований» [4, с. 79], выделить существующие взаимосвязи (как это делает, например, Д.Б Эльконин, доказывая, что «развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед» [5, с. 392]. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «развитие есть становление личности субъектом собственной жизнедеятельности, определяющим и удерживающим траекторию жизненного движения» [6]. В.В. Сериков рассматривает развитие как некоторое самоконструирование индивидом своего внутреннего, в значительной мере интимного мира [7]. Данная мысль перекликается, например, с широко известными идеями А. Маслоу о том, что развитие заключается в росте изнутри, чем в формировании извне.

Обобщив содержание различных толкований понятия «развитие», И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий пришли к выводу, что развитие (саморазвитие) - это внутренне детерминированный процесс актуализации личностью своих потенциалов, формирования и совершенствования свойств, с последующим преобразованием их в личностно значимые, социально и профессионально важные качества, на основе инициирования и реализации собственной активности под влиянием внешних условий [8]. Это определение довольно полно отражает психолого-педагогическую суть профессионально ориентированного иноязычного обучения студентов вуза в рамках лингводидактики. Вместе с тем нельзя говорить о развитии (саморазвитии) студента в отрыве от двух других составляющих дидактического цикла (усвоение знаний и их интеграции), которые в комплексе позволяют конста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.